Научная статья на тему 'Финансовое оздоровление организаций в процессе реализации процедур банкротства: отечественный и зарубежный опыт'

Финансовое оздоровление организаций в процессе реализации процедур банкротства: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1091
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / BANKRUPTCY / FINANCIAL IMPROVEMENT / A FINANCIAL CONDITION OF THE ENTERPRISE / FINANCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов В. В., Бджола В. Д.

В условиях устранения последствий современного финансового кризиса тема финансового оздоровления предприятий становится все более актуальной. Авторами сделана попытка изменить представление о процедуре банкротства как краха финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В статье реализация процедуры банкротства рассматривается как механизм установления более эффективного режима управления производственными и финансовыми ресурсами предприятий, восстановления нормальной его работы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of modern financial crisis the theme of financial improvement of the enterprises becomes more and more actually. Authors make attempt to change representation about bankruptcy procedure as crash of financial and economic activity of the enterprise. In article procedure of bankruptcy is considered as the mechanism of an establishment of more effective control mode industrial and financial resources of the enterprises, restoration of its normal work.

Текст научной работы на тему «Финансовое оздоровление организаций в процессе реализации процедур банкротства: отечественный и зарубежный опыт»

© Бджола В.Д.,

к.э.н., профессор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Тел.: 8 (863) 263-25-75

© Осипов В.В.,

магистрант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Тел.: 8 (863) 263-25-73

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Банкротство, в большинстве случаев, почему-то воспринимается, как способ закрыть предприятие, при этом распродать его имущество, когда с него срочно необходимо получить долги. Такое понимание системы банкротства опасно, поскольку находит свое воплощение в практической деятельности, и именно с таким пониманием подходят к банкротству конкретного предприятия обыкновенные обыватели и даже те, кто в этом процессе участвуют.

В общественном сознании сам факт официального применения процедур предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) стал синонимом полного краха предпринимательской деятельности. В связи с этим необходимо формирование «созидательного сознания в обществе», без которого невозможен рост российской экономики,

эффективное использование финансовых и иных ресурсов, формирования сознания сохранения и финансового оздоровления предприятий.

Экономический смысл института банкротства в том и состоит, что он институт должен служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными и финансовыми ресурсами на уровне хозяйственных единиц — предприятий.

Значит, банкротство — это по своей сути не разрушительная, а созидательная мера, направленная в первую очередь на восстановление нормальной работы предприятия. Лишь те финансово-материальные ресурсы и структуры управления ими, которые в принципе не могут эффективно использоваться (т. е. приносить прибыль), должны быть ликвидированы. Но в большинстве случаев, если опираться на приведенные выше оценки, нет принципиальной необходимости ликвидировать предприятие.

Вообще-то говоря, в наибольшей степени в банкротстве предприятия заинтересовано само предприятие. Только такой факт мало кому понятен. Акционеры и директора отстаивают в первую очередь свои частные интересы, и хорошо, если они в той или иной мере сочетаются с интересами предприятия как такового. Последние оказываются как бы абстрактными, есть-то они есть, а вот защищать их некому. Банкротство интересует кредиторов предприятия, прежде всего как "механизм получения долгов".

Вот здесь и необходимо усиление роли государства, как гаранта законности действий участников процедур банкротства. Так как в действующем механизме банкротства уже заложен конфликт интересов, а главный изъян в том, что все происходит в основном по воле и в интересах кредиторов, а на практике — одного или нескольких наиболее крупных и наиболее активных. Ведь интересы такого кредитора в отношении предприятия заключаются в том, чтобы побыстрее вернуть свои деньги, и они далеки от го-

сударственных интересов, связанных с принципами эффективного использования ресурсов. Ради скорейшего возврата долгов кредиторы предпочтут ликвидировать даже то предприятие, которое при условии грамотного управления могло бы выжить и со временем восстановить свою платежеспособность. Таким образом, в результате широкого развертывания процессов признания предприятий банкротами, может быть потеряно необоснованно большое количество производственных мощностей и рабочих мест. Но законодатели в ныне действующем законе заложили принципы эффективного использования, т. к. в нем явно прослеживается предпочтение внешнему управлению (финансовому оздоровлению) перед ликвидацией.

Институт банкротства — мощный инструмент промышленной политики. Именно в институте банкротства в наибольшей степени учтена "российская специфика", именно здесь может быть инициирован прорыв из области рыночных фантазий в область практических результатов экономической политики, поэтому именно в данной сфере губительны стандартизация и формализм.

Специалисты, занимающиеся институтом банкротства, убеждены, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) в странах с рыночной экономикой необходимо для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. В принципе, подобные процессы оздоравливают экономику, освобождая ее от аутсайдеров, что способствует структурной перестройке и обновлению производства.

Таким образом, законодательство о банкротстве является важной составляющей, законодательной базы рыночной

экономики и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что, в конечном счете, способствует экономическому развитию страны.

Когда финансовое состояние предприятия близко к критическому, «спасательным кругом», как это ни парадоксально, могут оказаться процедуры банкротства. Грамотные действия, проводимые в рамках этих процедур, могут помочь предприятиям рассчитаться с кредиторами и улучшить свое финансовое положение.

В соответствии со ст. 27 Закона № 127-ФЗ1 (далее Закон) в целях финансового оздоровления организации применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Ввести наблюдение на предприятии арбитражный суд может на основании заявления, как самого должника, так и его кредиторов. Для проведения же процедур финансового оздоровления, внешнего управления суду требуется решение собрания кредиторов. Восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с долгами или заключить мировое соглашение с кредиторами предприятие может на любой стадии. Однако на стадии конкурсного производства сделать это практически невозможно. Конкурсное производство заканчивается либо полной распродажей имущества, либо сменой собственника предприятия или юридического лица и продолжением деятельности уже под другим названием.

Процедура наблюдения вводится с момента возбуждения арбитражным судом дела о признании должника банкротом и должна быть завершена в течение семи месяцев (ст. 62 Закона). При этом назначается временный управляющий, который выявляет всех кредиторов предприятия-должника, уведомляет их о возбуждении дела о банкротстве, анализирует потенциал предприятия и выносит свои предложения на обсуждение первого собрания кредиторов.

С введением процедуры наблюдения составляется реестр требований кредиторов, в котором указываются сведения о каждом кредиторе и размере его претензий к должнику, основания возникновения обязательства, а также очередность расчетов по каждому кредитору (ст. 16 Закона). Требования кредиторов включаются в реестр на основании судебных актов, устанавливающих состав и размер обязательств. Поэтому после введения процедуры наблюдения кредиторы не вправе обращаться к должнику напрямую, а должны добиваться включения своих требований в реестр только через суд.

В процессе процедуры наблюдения вне очереди производятся расчеты, обязательства по которым наступили после начала процедуры банкротства. Другими словами, закон дает привилегию тем, кто вступает в отношения с организацией, находящейся в процедуре банкротства. Например, если банк выдаст кредит предприятию накануне банкротства, то его требование о возврате кредита будет рассматриваться в общей очереди, а в случае введения внешнего управления подпадет под мораторий. Если же кредит будет выдан после возбуждения дела о банкротстве, то предприятие будет обязано его вернуть во внеочередном порядке. Таким образом, компании проще получить кредит после начала процедуры банкротства, чем до нее.

На практике может возникнуть ситуация, когда предприятие не в состоянии осуществлять производственную деятельность: денежных средств нет, а часть имущества арестована и выставлена на продажу судебным приставом-исполнителем по решению суда. Необходимо было привлечь денежные средства для инвестирования их в производство, извлечения прибыли и расчетов с кредиторами. Однако кредиторы отказывались отзывать исполнительные листы, а банки не предоставляли кредиты, поскольку средства были бы списаны во исполнение уже существующих обязательств, а производство так и не было бы налажено.

В этом случае руководство организации может обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Суд возбуждает дело о банкротстве и вводит процедуру наблюдения. Это позволяет не «растащить» предприятие по частям в ходе исполнительного производства, приостановить взыскания по исполнительным документам и снять аресты со счетов, а самое главное — привлечь заемные средства.

Таким образом, с помощью процедуры банкротства предприятие сохраняет производственные мощности и, используя заемные средства, восстанавливает производство и рассчитывается с кредиторами.

За 2009 год в Ростовской области арбитражным судом были прекращены дела о банкротстве в отношении 196 должников (84 ИП и 112 организаций), в связи с погашением ими задолженности. Должниками была погашена задолженность в сумме 152 млн. рублей и дела о банкротстве были прекращены до введения процедуры банкротства. В отношении 38 должников (25 ИП и 13 организаций) прекращены дела о банкротстве в процедуре наблюдения в связи с погашением кредиторской задолженности. В бюджет поступило 7,8 млн. рублей.

В 2009 г. в связи с погашением задолженности до введения процедур банкротства и в процедурах банкротства было прекращено 243 дела о банкротстве (67% от всех прекращенных дел). В бюджет поступило 161,1 млн рублей (96% от суммы погашенной задолженности). При этом основная сумма задолженности (94%) была получена до введения процедур банкротства на стадии рассмотрения заявления.

Финансовое оздоровление вводится судом на срок не более двух лет с назначением административного управляющего. В этом случае, как и при процедуре наблюдения, органы управления предприятия-должника продолжают осуществлять свои функции (ст. 80 Закона). На стадии финансового оздоровления креди-

торы, арбитражный управляющий и руководство предприятия разрабатывают план, предусматривающий способы получения предприятием-должником

средств, необходимых для расчета по обязательствам. Кроме того, на этапе оздоровления должнику следует представить суду график погашения задолженности, в соответствии с которым предприятие будет вести расчеты со всеми кредиторами, включенными в реестр. График должен предусматривать погашение всех обязательств не позднее, чем за месяц до даты окончания этапа финансового оздоровления (ст. 84 Закона). На этой стадии банкротства (в отличие от процедуры наблюдения) прекращается начисление

штрафов, пеней, процентов по неисполненным предприятием обязательствам, возникшим до введения процедуры оздоровления.

В 2008 и 2009 гг. в Ростовской области процедура финансового оздоровления не применялась ни на одном предприятии должнике. Кроме того, анализ реализации положений законодательства о несостоятельности (банкротстве), проведенный Минэкономразвития России, показал, что указанная процедура, установленная Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в настоящее время практически не применяется. Причина не применения и неэффективности процедуры финансового оздоровления заключается, в том числе в несвоевременной подаче заявления о признании должника банкротом. В российской практике заявления подаются в том случае, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. Таким образом, у должника на дату подачи заявления не имеется имущественных оснований для восстановления платежеспособности. В связи с этим и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2009 г. № ИШ-П13-707 и под-

пункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 6 марта 2009 г. № 524ГС. Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования реабилитационных процедур». Законопроект разработан в целях совершенствования процедуры финансового оздоровления, расширения ее применения в ходе дел о банкротстве.

Процедура внешнего управления вводится на период не более двух лет. Если внешнее управление вводится после процедуры финансового оздоровления, то их совокупный срок также не должен превышать двух лет (п. 2 ст. 92 Закона). Однако поскольку обе эти процедуры на практике требуют довольно много времени, то их редко назначают друг за другом.

При внешнем управлении устанавливается мораторий на погашение пред-приятием-должником обязательств, срок исполнения которых наступил до введения этого этапа (включая те обязательства, которые возникли у предприятия на предыдущих этапах процедуры банкротства).

Мораторий является одним из наиболее действенных инструментов процедуры банкротства для восстановления платежеспособности предприятия, поскольку позволяет сохранить имеющиеся у предприятия оборотные и основные средства, необходимые для производства, и избежать обращения взыскания на имущество. Однако действие моратория не распространяется на требования по взысканию заработной платы, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также выплате сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.

Таким образом, в отличие от двух предыдущих этапов в ходе внешнего управления предприятие осуществляет только текущие платежи, то есть платежи (в том числе налоговые), срок исполнения

которых наступил после введения моратория. Важно помнить, что возможно и принудительное взыскание задолженности по текущим платежам.

На этом этапе арбитражный управляющий разрабатывает план внешнего управления, который утверждается собранием кредиторов. В плане описываются меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона). Если на предыдущих этапах решение о введении одной из этих мер должно было приниматься единогласно органами управления предприятия-должника, собранием кредиторов и арбитражного управляющего, то на этапе внешнего управления подобные решения принимаются без участия органов управления должника.

Предприятие-должник получает

возможность рассчитаться с кредиторами за счет выручки, полученной от реализации имущественного комплекса, восстановления и развития основной профильной деятельности, а также развития новых отраслей бизнеса. По оставшейся части долга с кредиторами можно договориться об увеличении срока погашения (отсрочка, рассрочка долга).

Теория и практика финансового оздоровления организаций делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы.

По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении пла-

тежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся не только мероприятия по восстановлению платежеспособности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, но и по устранению причин, повлекших возникновение его неплатежеспособности, как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.

В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии. Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США.

Законом о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.

В ряде стран, например в Германии, законом предусматривается создание с целью реструктуризации неплатежеспособных предприятий так называемых "об-ществ-продолжателей", которые направляют свои усилия на продолжение деятельности и спасение подобных предприятий или их составных частей. "Общества-продолжатели" подразделяются на:

- общества для санации;

- общества, вступающие во владение;

- общества поддержки.

Цель общества для санации заключается в спасении всей фирмы. При этом неплатежеспособные предприятия могут

либо сохраняться как юридические лица, либо приобретать правопреемников в лице как уже существующих, так и вновь создаваемых обществ. При этом правопреемство может быть как полным, так и частичным.

Общество, вступающее во владение, включает в себя не всю фирму, а ее отдельные составные части. Правопреемство при этом может быть только частичным. Неплатежеспособное предприятие в целом, как правило, расформировывается и ликвидируется. Обязательства неплатежеспособного предприятия переходят новому обществу в той мере, в какой оно об этом заявляет. В то же время, если новое общество вступает во владение более чем 80 процентами активов, все требования кредиторов к неплатежеспособной фирме могут быть предъявлены этому обществу. Поскольку создание обществ, вступающих во владение, может быть связано со злоупотреблениями, участие в таких обществах руководителей и персонала прежних предприятий, как правило, не допускается.

Обществам поддержки руководство предприятия-должника предоставляет

опцион на передачу части собственного капитала фирмы или на участие в предстоящем после санации повышении уставного капитала на льготных условиях. Могут также предоставляться опционы на передачу в последующем всей фирмы либо ее отдельных составных частей.

Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но, ни в коем случае не навязывается. По мнению западных экспертов по несостоятельности, в условиях, когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам. Судебные органы целесообразно привлекать к решению проблем несостоятельности в крайних случаях и шире практиковать внесудебные процедуры.

В современных условиях уровень банкротств в России, разрешаемый внесудебными процедурами развивается, поскольку создана нормативная база для проведения внесудебных процедур, введена гражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия, законодательно закреплен контроль Государственным органом за участниками делового оборота, все большее количество хозяйствующих субъектов вовлекается в сферу действия законодательства о несостоятельности, понимая необходимость банкротства как созидательной меры в обществе.

В заключении следует отметить, что в Законе о банкротстве не учтены такие факторы, как зависимость региональных арбитражных судов от губернаторов и которой наделены судьи арбитражного суда и внешние управляющие. Согласно российскому законодательству, все арбитражные суды находятся в федеральной юрисдикции и поэтому независимы от региональных органов власти. Однако российская практика отличается от теории. Недостаточное федеральное финансирование арбитражных судов и их удаленность (как политическая, так и географическая) от федерального центра ставят их в зависимость от региональных властей. Поэтому федеральному правительству необходимо создать специальные обучающие программы для судей, работающих в региональных арбитражных судах, и предоставить им определенные возможности в плане карьерного роста в зависимости от их профессиональных успехов. Эти меры способны уменьшить политическое влияние региональных органов власти на институт банкротства.

Институт банкротства в нашей стране, по своей сути — эксперимент. В мировой практике не было прецедентов перевода огромной страны, прожившей 75 лет при социализме, на рельсы рынка. Очевидно, что нет готовых рецептов, и апробированные на Западе схемы вовсе не обязательно заработают у нас. Одним

из определяющих средств оздоровления всей экономики и дальнейшего ее подъема является широкое и последовательное применение законодательства о банкротстве при условии:

- отсутствия нерегламентируемого законом административного (государственного) вмешательства со стороны чиновников федеральных и местных органов власти и политических спекуляций на тему о переделе собственности и т.п.;

- обеспечения социальных гарантий высвобождающимся работникам обанкротившихся предприятий. Здесь

роль государства неоценима (финансовая поддержка, создание новых рабочих мест и т. п.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. // Официальные документы. 2002 г. № 41.

2^йр://’^^№апйсп818.ги/02_56_08.^т

3^йр://’^^^ес80стап.еёи.ги/ёЬ/т8§

/9289.html

4^йр://’^^^ЬапкгЛ8г.т/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.