Научная статья на тему 'ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

121
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / инклюзивное образование / доступная информационная среда / психолого-педагогическое сопровождение / профессиональная компетентность / адаптация системы высшего образования / higher education / inclusive education / accessible information environment / psychological and pedagogical support / professional competence / adaptation of the higher education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавхар Сапаровна Абдуллаева

Высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного выбора, духовную и материальную независимость, формирует мировоззрение и жизненные цели, развивает способность человека адаптироваться в меняющейся социальной ситуации, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодежи с ограниченными физическими возможностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавхар Сапаровна Абдуллаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION FOR PERSONS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

Higher education is one of the most effective ways of organizing life. It gives freedom of life choice, spiritual and material independence, forms a worldview and life goals, develops a person's ability to adapt to a changing social situation, gives life resilience and harmonizes existence, which is especially important for young people with disabilities

Текст научной работы на тему «ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Гавхар Сапаровна Абдуллаева

Чирчикский государственный педагогический институтТашкентской области

(PhD) mega. gavhar@inbox.ru

АННОТАЦИЯ

Высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного выбора, духовную и материальную независимость, формирует мировоззрение и жизненные цели, развивает способность человека адаптироваться в меняющейся социальной ситуации, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодежи с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: высшее образование, инклюзивное образование, доступная информационная среда, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная компетентность, адаптация системы высшего образования.

AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION FOR PERSONS WITH SPECIAL

EDUCATIONAL NEEDS AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

Gavkhar Saparovna Abdullayeva

PhD, Chirchik State Pedagogical Institute, Tashkent Region mega.gavhar@inbox.ru

ABSTRACT

Higher education is one of the most effective ways of organizing life. It gives freedom of life choice, spiritual and material independence, forms a worldview and life goals, develops a person's ability to adapt to a changing social situation, gives life resilience and harmonizes existence, which is especially important for young people with disabilities.

Keywords: higher education, inclusive education, accessible information environment, psychological and pedagogical support, professional competence, adaptation of the higher education system.

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного выбора, духовную и материальную независимость, формирует мировоззрение и жизненные цели, развивает способность человека адаптироваться в меняющейся социальной ситуации, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодежи с ограниченными физическими возможностями. Однако сегодня доступность высшего образования для инвалидов, число которых в целом не уменьшается и составляет от семи до десяти процентов всего населения, представляет собой острую социальную и педагогическую проблему. Поэтому возникает необходимость расширения доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями путем адаптации системы высшего образования, как к потребностям общественного развития, так и к потребностям и жизненным целям инвалидов.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Анализ педагогической литературы показывает, что проблема доступности высшего образования уходит корнями в одну из основных проблем педагогики: развития личности в специально созданных условиях. Термин „доступность" существует в теории педагогики, выражая собой один из принципов управления деятельностью обучаемых (В. Давыдов, Л. Занков, М. Скаткин, Д. Эльконин).

В последнее время вопросы высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями привлекают все большее число исследователей в связи с очевидным общественным признанием особой актуальности этих вопросов и необходимостью поиска педагогических путей их решения. Аксиологический подход к этой проблематике, роль социально-интеграционного и реабилитационного потенциала высшей школы, социальный и педагогический характер проблемы доступности высшего образования, вопросы интегрированного обучения инвалидов в вузе освещаются в публикациях Н. Малофеева, Н. Назаровой, М. Никитиной, Г. Никулиной, Т. Приваловой, Е. Старобиной, Л. Шипицыной и др.

Проблемами доступности образования инвалидов в России занимаются С.Лебедева, П. Романов, О. Тарасова, Е. Ярская-Смирнова и др. Е. Мартынова выделяет уровни доступности высшего образования для лиц с ограниченными

возможностями:университетский, региональный, национальный и глобальный. Научно-методологические основы и реализация системы непрерывного интегрированного профессионального образования инвалидов с нарушениями слуха представлены в работах А. Станевского и др. Организацию доступного процесса обучения студентов с особыми потребностями в украинских вузах раскрывают Т. Гребенюк, В. Засенко, И. Иванова, Е. Кольченко, С. Литовченко, П. Таланчук, А. Шевцов, М. Чайковский и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время в системе народного образования Ташкентской области функционируют 1 348 образовательных учреждений, в том числе 406 дошкольных образовательных учреждений, 871 средняя общеобразовательная школа, 2 дома милосердия, 31 детская школа музыки и искусства, 19 центров «Баркамол авлод», 19 детско-юношеских спортивных школ. В рамках принятых государственных программ осуществляется системная работа по повышению эффективности образовательных учреждений и укреплению их материально-технической базы.

Вместе с тем в области имеется ряд актуальных проблем в дальнейшем усовершенствовании системы дошкольного образования, коренном повышении уровня подготовки детей к школе, внедрении современных программ в образовательный и воспитательный процесс, всестороннем развитии интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических способностей молодежи, а также в обеспечении образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Принято постановление Президента от 27.07.2017 г. № ПП-3152 «О создании Ташкентского областного Чирчикского государственного педагогического института».

Основными задачами института определены следующие:

- обеспечение качественной подготовки на требуемом уровне высококвалифицированных педагогических кадров для дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждений;

- проведение научных исследований, направленных на решение научно-методических задач по развитию педагогического образования, внедрение передовых зарубежных педагогических технологий, а также широкое привлечение одаренной молодежи к ведению научной деятельности;

- создание учебно-методической литературы по соответствующим направлениям и специальностям с учетом исторических достижений отечественной педагогической науки, опыта образовательных учреждений зарубежных стран и потребностей образовательных учреждений районов Ташкентской области;

- развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными вузами и научными центрами в области педагогики, привлечение специалистов в целях совместной реализации учебных и научных проектов, а также к образовательному и научно-исследовательскому процессу;

Указом Президента Республики Узбекистан от 01.12.2017 г. N УП-5270 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью" была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:

- создания в областных, районных центрах специальных курсов по обучению языку жестов и азбуки Брайля на базе общеобразовательных школ с привлечением специалистов в этой сфере в целях повышения грамотности лиц с инвалидностью, в том числе взрослых;

- расширения возможностей применения языка жестов и азбуки Брайля, в том числе предусматривающего стимулирование публикаций соответствующих материалов, создание аудиокниг и внедрение их в значимых сферах;

- создания специальных программ на государственном языке для различного программного обеспечения, в том числе компьютерных операционных систем, с целью воспроизведения голосов для лиц с нарушениями органов зрения, их дальнейшего свободного распространения, установки в образовательных учреждениях и других организациях, где учатся и работают данные лица, а также нахождения потенциальных спонсоров для создания таких программ;

- внедрения на официальных веб-сайтах государственных органов и организаций дополнительных возможностей для лиц с инвалидностью, связанных с доступным ознакомлением размещенной на них информацией и пользованием услуг.

А также, Постановление Президента Республики Узбекистанот 13 октября 2020 года № ПП-4860 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями" улучшения качества оказываемых им образовательных услуг, а также в

соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № УП-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года».

Доступность высшего образования для студентов с ограниченными возможностями обеспечивается наличием в вузе системы поддержки и сопровождения включает следующие блоки:

- блок координации деятельности;

- психолого-педагогический;

- технический;

- психологический;

- реабилитационно-спортивный;

- медицинский [1, с. 70].

Основными содержательными направлениями сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья выступают:

- психологическое - адаптация к условиям вузовского образования, коррекция

отношения к своей инвалидности и формирование адекватной самооценки, развитие и

коррекция коммуникативных свойств и качеств, повышение мобильности;

- организационно-педагогическое - оптимизация средовых условий учебно-

образовательной деятельности студентов-инвалидов, разработка и внедрение специальных наглядных средств, подбор специальных дидактических материалов для организации и проведения коррекционной работы;

- просветительское - повышение коммуникативной культуры студентов-инвалидов, информирование общественности о специфических образовательных потребностях этой категории студентов и факторах их удовлетворения [5, с. 92].

Важнейшими сферами расширения доступности высшего образования являются:

- организация при вузах различных подготовительных курсов и факультетов,

реализующих выравнивающие образовательные программы для людей, в различное время закончивших средние учебные заведения;

- развитие и повышение эффективности уже созданных специальных учебных заведений при вузах области (спецшкол, лицеев, гимназий, колледжей и др.);

- проведение на базе вузов ежегодных предметных олимпиад, конференций, чтений для учащихся школ, лицеев, гимназий и др;

- создание на базе общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования структурных подразделений университетов, академий и институтов, а также создание лицеев и колледжей при вузах;

- установление прямых контактов со средними профессиональными учебными заведениями по совместной подготовке специалистов с высшим образованием, по совершенствованию системы непрерывного образования „школа - вуз";

- развитие форм и технологий заочного и дистанционного обучения.

Идея инклюзивного образования появилась в качестве педагогического

ответа на запросы общества. Она появилась в Соединенных Штатах Америки как инновационная концепция гражданских прав и антидискриминационная концепция социальной политики в области инвалидности. Широкое распространение получила в связи с принятием в 1990 г. в США Закона США об инвалидах и ряда других законодательных документов в европейских странах. Некоторые специалисты говорят о конвергенции национальных политик в области инвалидности таких государств, как Великобритания, Мексика, Канада, США, Германия, Австралия, Израиль, Новая Зеландия, Япония и других, поскольку за основу собственной социальной политики в области инвалидности они взяли в качестве образца новейшее законодательство США, а именно Закон США об инвалидах. Причем разработанная в США концепция гражданских прав рассматривается не как особый продукт американского «импорта», а как международный эталон социальной политики, не только наиболее полно защищающей гражданские права и

способствующей повышению социального статуса и интеграции инвалидов в общество, но и создающей предпосылки для дальнейшей гуманизации общества в целом. Такая политика экономически выгодна для государств в силу снижения ассигнований в результате практики деинституциализации, то есть свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стационарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства. Она отказывается от предположения о том, что социальная эксклюзия является

неизбежным последствием инвалидности. Согласно этой концепции социальной политики в области инвалидности, проблемы людей с

ограниченными возможностями показаны как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества, поскольку организация общества продуцирует институциальную сепарацию инвалидов, а значит и их тотальную дискриминацию. Считается, что здоровое большинство общества должно изменить свое отношение к инвалидности, расставаясь с дискриминирующими стереотипами и больше общаясь с людьми с ограниченными возможностями.

Данная концепция предполагает значительное изменение самооценки людей с ограниченными возможностями, которая раньше выражалась в пассивности и функциональной зависимости. В социально-философском смысле инклюзия (интеграция) представляет собой форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которую поддерживает и развивает общество и его подсистемы (в т.ч. подсистему институтов образования), и по отношению к участию в которой все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями неограничиваемое участие и свободу выбора меры, форм и способов этого участия во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира.

ОБСУЖДЕНИЕ

Количество студентов с ОВЗ в Чирчикском государственном педагогическом институте Ташкентской области составляет 96 человек начиная с 2018 года по сегодняшний учебный год 2021 год. Из них студенты с нарушением слуха 2, с нарушением зрения 25, остальные с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Образовательная социализация респондентов с инвалидностью, в % в Чирчикском государственном педагогическом институте Ташкентской области.

таблица № 1

Общее Посещение Обучение Обучение Обучение в Обучение Обучение

количество ДОУ(%) на дому в спец.школе в в спец.

студентов массовой интернате колледже, колледже

школе лицее

96 45% 5 % 15% 85% 15% 25%

Диаграмма № 1

Количество респондентов

Обуч. В спец. Колледже

Обуч в колледже

Обуч. в массовой

Обучавщиеся на дому

школе

Количество респондентов

Обуч. в спец. школе интернате

Согласно указанным законам каждый вуз обязан создать для студента инвалида, независимо от категории и тяжести его инвалидности, такие специальные условия, которые позволят ему наравне с другими студентами обучаться по образовательным программам, пользоваться услугами вуза и принимать участие в любой организуемой вузом деятельности (включая внеучебную деятельность). Студент, в свою очередь, обязан самостоятельно поставить вуз в известность о том, что у него имеется инвалидность и в

связи с этим он нуждается в создании специальных условий.

В Чирчикском государственном институте на кафедре "Дефектология " мы создали специальные онлайн - курсы для студентов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Где лекции и практические задания представлены с сурдопереводом и аудиофайлами. В результате у студентов повышается интерес к занятиям и информационная компетентность в направлении специальная педагогика.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Набор специальных условий для каждого студента-инвалида является строго индивидуальным и определяется исходя из имеющихся у инвалида

ограничений жизнедеятельности и целей его обучения в вузе. Вместе с тем, на основе уже имеющейся практики наработан примерный набор Специальные онлайн-курсы позволяют организовать в вузе обучение студентов с любой формой инвалидности и представляется наиболее рациональной на сегодняшний день, в связи с чем она может быть внедрена в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования при условии ее адаптации с учетом специфики узбекской системы образования и социальной защиты инвалидов.

REFERENCES

1. Борякова, Н. Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде / Н. Ю. Борякова // Практический психолог и логопед. - 2014. - № 3. - С. 11-13.

2. Давыдовская А. Ф. Внедрение инклюзивного образования в школе // Материалы XI научно-практической конференции «Современное образование: вызовы времени - новые решения» //

3. Муминова, Л. Р. Концепция инклюзивного образования в Узбекистане : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. «Инклюзивное образование: проблемы, поиск путей решения». - Душанбе, 2013. - С. 17-20.

4. О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью : 4 дек. 2017 г. № 06/17/5270/0348 // Указ Президента Респ. Узбекистан. Национальная база данных законодательства.

5. Подласый И. П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учебное пособие для вузов/ И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

6. Швецов В.И. Модель организации поддержки образовательного процесса студентов - инвалидов по зрению на основе использования компьютерных тифлотехнологий / В. И. Швецов, М. А. Рощина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 1. - С. 1118.

7. Абдуллаева, Г. С. (2020). Кохлеар имплантация булган болалар билан якка тартибдаги машгулотлар иш режасини тузиш. Мактабгача таълим,(6), 45-48.

8. Абдуллаева, Г. С. (2020). ИНКЛЮЗИВ ТАЪЛИМГА КОХЛЕАР ИМПЛАНТ БУЛГАН БОЛАЛАРНИ ТАЙЁРЛАШ УЧУН КОРРЕКЦИОН-ПЕДАГОГИК ИШ ТЕХНОЛОГИЯСИ. Scientific progress, 1(2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.