Научная статья на тему 'Доступность туристического самообслуживания как фактор развития сферы рекреационных услуг'

Доступность туристического самообслуживания как фактор развития сферы рекреационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТЕХНОЛОГИИ ТУРИЗМА / САМООБСЛУЖИВАНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Павел Павлович

В статье изучается возможность формирование систем самообслуживания в сфере туризма. Вводится понятие доступности самообслуживания. Уточняется состав производителей туристических услуг при использовании самообслуживания и предлагаются направления их интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступность туристического самообслуживания как фактор развития сферы рекреационных услуг»

Кузьмин Павел Павлович аспирант Кисловодского института экономики и права

Тел.: (928) 184-05-97

The post-graduate student of Kislovodsky institute of economy and the low

Тел.: (928) 184-05-97

ДОСТУПНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО САМООБСЛУЖИВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аннотация: В статье изучается возможность формирование систем самообслуживания в сфере туризма. Вводится понятие доступности самообслуживания. Уточняется состав производителей туристических услуг при использовании самообслуживания и предлагаются направления их интеграции.

Ключевые слова: туристические услуги, технологии туризма,

самообслуживание в сфере услуг, управление развитием сферы услуг.

Summary: In article opportunity formation of systems of self-service in the tourism sphere is studied. The concept of availability of self-service is entered. The structure of producers of tourist services is specified when using self-service and the directions of their integration are offered.

Keywords: tourist services, technologies of tourism, self-service in a services sector, management of services sector development.

Одним из важнейших направлений формирования новой экономической системы России является развитие управления сферой услуг, так как реализация потенциала сферы обслуживания способно обеспечить рост всей экономики страны, стать одним из значимых источников преодоления последствий современного глобального экономического кризиса. В этом плане, с точки зрения использования внутренних ресурсов осуществления самой сервисной деятельности, такая область отечественной сферы услуг как туризм обладает значительным резервом в удовлетворении запросов потребителей при

предоставлении им возможности самообслуживания.

Важность развития самообслуживания определяется и тем, что многие интересы туристов, например, в активном отдыхе, носят специфический характер и предполагают высокую активность самого потребителя как участника сервисного процесса. Осуществлять самообслуживание в области туризма можно полностью автономно или с использованием ресурсов и сервисов, предоставляемым сервисными организациями. В последнем случае возможности массового привлечения туристов к самостоятельному активному отдыху значительно возрастает, что имеет не только экономический, но и важный социальный эффект.

Отмечая важность самодеятельного туризма, приходится констатировать, что не только слабо развита его материально-техническая база, но и теоретикометодологические подходы к формированию и управлению сервисными системами такого рода не разработаны. Исследованию различных аспектов управления сервисными системами, а также планированию, экономики и организации туристического хозяйства посвящены труды таких ученых-экономистов как: Л.В. Баумгартена [1], М.Б. Биржакова [2], Л.И. Егоренкова [3], М.А. Жуковой [4], Е.Н. Ильиной [5], [6], В.А. Квартальнова [7].

Вместе с тем, комплекс вопросов организации и экономики сервиса в области функционирования систем самообслуживания еще остается недостаточно изученным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Дискуссионными и малоизученными остаются проблемы, связанные с рамками и направлениями государственного регулирования систем самообслуживания, особенно в сфере туризма, имеющего свои особенности, обусловленные социальным и экологическими условиями деятельности. Не раскрыты в научной литературе проблемы предоставления прав и условий хозяйствования потребителям, осуществляющим самообслуживание, слабо освещены вопросы развития предпринимательской деятельности в сферах развития инфраструктурного обеспечения самодеятельного туризма, нет четких

оценок и критериев экономических процессов и явлений, специфичных для самообслуживания.

Так, формирование систем самообслуживания предполагает инициативный и социальный характер сервисной деятельности, высокую ответственность и самодисциплину участников, их самоорганизацию, что значительно сокращается возможности массового распространения самообслуживания в ряде сфер, в частности, в туризме, поскольку требует квалификации и значительных затрат ресурсов на проведение активного отдыха. Поэтому наиболее перспективным для массового освоения возможностей активного туризма представляется реализация самообслуживания, основывающаяся на использовании сервисов и средств инфраструктурных комплексов, обеспечивающих условия для самостоятельного получения определенного вида услуг. Подобные системы уже распространены в туристическо-рекреационной сфере. Например, курортно-гостиничное хозяйство выступает инфраструктурным обеспечением отдыха, так как предоставляемые услуги про проживанию являются основой того, чтобы туристы удовлетворили основные потребности - лечение, экскурсионно-познавательную активность, развлечение. Если турист, пользуется услугами гостиницы по проживанию, а весь отдых организует самостоятельно (посещает достопримечательности, занимается спортом и пр.), то его деятельность можно рассматривать как систему индивидуального самообслуживания, использующую определенный инфраструктурный комплекс. В данном случае услуги гостиницы важны, так как обеспечивают нахождение туриста в определенном месте, но они не являются ведущими -турист приезжает не для того, чтобы жить в гостинице, а для того, чтобы реализовывать интересующую его деятельность - образовательную, спортивную, развлекательную и пр.

При санаторно-курортном обслуживании роль инфраструктурных комплексов может доминировать в деятельности отдыхающих: современные гостиничные комплексы способны располагать мощными оздоровительными,

развлекательно-экскурсионными и иными возможностями, которые позволят туристу получить все услуги не проявляя дополнительной активности. Однако, в иных видах туризма, в большей степени ориентированных на определенную деятельность (например, охота и рыбалка, автопутешествия и автосоревнования, знакомство с местными условиями и пр.) активность самого туриста является ключевой и она может быть использована для развития туристической деятельности в виде самоорганизации. В то же время, заинтересованность туристов в определенном виде отдыха не должна снижать понимание важности инфраструктурных комплексов и не означает, что если отдыхающие стремятся к занятию некоторыми видами деятельности, к организации и участию в соревнованиях и иной активности, то комфортность условий, в которых они находятся для них не важна. Такой подход представляется ошибочным - люди готовы прилагать определенные усилия для занятия любимым делом и проведения отдыха в интересной для них форме, но если такой отдых предполагает значительные неудобства и требует массу усилий для преодоления трудностей, то он может оказаться бессмысленным и оттолкнуть туристов от самообслуживания. Поэтому необходим поиск баланса сил, которые способны затратить туристы на самообслуживание, а для этого необходимо предложить весь спектр возможностей отдыха - от полностью автономного до максимально комфортного. Одним из вариантов, при котором от туриста требуются определенные усилия по самообслуживанию, но они не предполагают его полной автономности доступны широким массам отдыхающих является создание специальных инфраструктурных комплексов.

Выше гостиничное хозяйство уже было обозначено как вид инфраструктурного комплекса. Это наиболее масштабный и значимый вид инфраструктурного обеспечения отдыха, формирующий базовые условия для любой деятельности туриста, предлагая ему комфортное нахождение в значимом для него месте. Однако, гостиничное проживание предполагает достаточно высокую платность и оно, являясь универсальным сервисом, не учитывает специфики различных видов туризма, которые реализуются на

основе самообслуживания. Многие из активных видов туризма предполагают специфичные условия проживания и требуют соответствующих инфраструктурных комплексов - при автотуризме это могут быть кемпинги, при занятиях пешим туризмом, а также при занятиях охотой и рыбалкой -проживание в палатках, при этнотуризме - у местных жителей и проч. Поэтому, кроме проживания и обеспечения нахождения туриста в определенном месте, инфраструктурные комплексы предполагают наличие определенных сервисов для занятий интересующей туриста деятельностью - предоставление снаряжения, внутреннего транспорта для передвижения, специально оборудованных мест (для привалов, рыбной ловли, горной безопасности) и пр. В различных видах активного туризма будут свои специфические инфраструктурные комплексы, однако важно понимать их роль и значение - это не просто некоторые услуги или технические средства, которые могут быть получены туристом, а организационно-технологическая основа систем самообслуживания, позволяющая реализовать отдыхающему интересующую его деятельность. Такой подход раскрывает возможности государственных и местных органов по развитию туристической деятельности на основе формирования инфраструктурных комплексов. Причем, это формирование может быть реализовано с участием предпринимательских структур, что снижает бюджетную нагрузку и расширяет возможности развития хозяйственной системы сервисной деятельности.

Участие предпринимательских структур в формировании инфраструктурных комплексов самообслуживания выступает не просто сферой оказания платных услуг, а является видом хозяйствования, ориентированного на создание условий для осуществления определенной туристическо-рекреационной деятельности путем обустройства территории в целях создания условий для осуществления безопасной для человека и природы деятельности (охота и рыбалка, горные восхождения, автосоревнования и пр.). Предприниматель как субъект хозяйствования, ориентированный на прибыль, обеспечивает создание и функционирование инфраструктурного комплекса

самообслуживания в своих коммерческих интересах, но при этом, целевые и ограничительные параметры его экономической активности должны соответствовать сути существования данной инфраструктуры - стимулирование туризма и отдыха, предоставление возможности самообслуживания потребителей. Для согласования данных интересов необходимо раскрытие понятия инфраструктурного комплекса самообслуживания (ИКС) с теоретикометодологических позиций, так как формирование систем самообслуживания требует совершенствования управленческих подходов, использования новых приемов и методов действий.

Согласование интересов осуществления предпринимательской деятельности и потребителей, осуществляющих самостоятельное оказание себе услуг, позволяет определить специфическую сель управления ИКС в сфере туризма - это повышение доступности туристического самообслуживания, которое обозначает улучшение комплекса сервисной деятельности в области туризма: облегчение и регламентация доступа к природным ресурсам, коммуникациям, базовым сервисам при повышении уровня безопасности для здоровья граждан и природы.

В организационно-техническом плане доступность самообслуживания выступает как возможность производства услуг силами индивида или группы лиц. Доступность самообслуживания выступает суммарной оценкой существующих природных, технических, экономических и правовых условий, в которых самообслуживание может быть осуществлено потребителем без дополнительных производственных, финансовых или административных затрат. Поэтому, с одной стороны, доступность предполагает наибольшую свободу в использовании природных ресурсов территории, полную самостоятельность в выборе способов действий в формах проявления туристической активности, а с другой стороны, - безопасность туристической деятельности, ее устойчивость, сохранение благоприятных условий для отдых в долговременном периоде. В реализации этой двойственности доступности инфраструктурный комплекс играет ключевую роль, так как позволяет

осуществлять значимые с точки зрения безопасности и достижения цели виды деятельности путем формирования соответствующих технологических предпосылок. Так, подготовка пляжей, мест охоты и рыбалки для посещений, формирование систем утилизации отходов, обеспечение работы спасательных служб, использование специального транспорта, безопасного для экологии территории, поддержка основных видов связи с отдыхающими - все это элементы функционирования инфраструктурного комплекса и повышение эффективности и надежности их функционирования облегчает самостоятельный доступ туристов к различным видам активного отдыха, при этом повышается его безопасность и организованность.

Может быть дано определение: «Под доступностью самообслуживания понимается совокупность характеристик условий деятельности и функций инфраструктурного комплекса, обеспечивающая возможность удовлетворения запросов потребителей их собственными усилиями». Доступность самообслуживания как экономическая характеристика отражает всю совокупностью сложных и противоречивых параметров сервисной деятельности, на которую оказывает воздействие множество различных объективных и субъективных факторов.

Степень доступности самообслуживания в значительной мере определяется спецификой конкретного вида деятельности, а также сложившимися природными и организационными условиями в рамках определенной территории. Перечень составляющих параметров доступности самообслуживания широк и разнообразен, отражает различные функциональные аспекты сервисной деятельности и включает:

• разнообразие и уникальность ландшафтов, наличие водоемов, горных массивов, редких природных образований;

• благоприятные климатические условия, не требующие специальной подготовки потребителей, позволяющие осуществлять отдых в круглогодичном режиме. При существовании тяжелых климатических условий системы жизнеобеспечения инфраструктурного комплекса должны обеспечить

безопасное и комфортное нахождение потребителей в местах самообслуживания - если элементом такого жизнеобеспечения выступает не гостиничное хозяйство, то иные средства проживания (палатки, кемпинги и пр.) должны соответствовать требованиям безопасности и надежности и определенные механизмы контроля за соблюдения данных требований должен существовать;

• расположение территории размещения системы самообслуживания относительно ведущих транспортных потоков - удаленность или близость к магистральным направлениям определяет масштаб транспортной составляющей инфраструктурного комплекса, которая должна сформировать условия для комфортного прибытия туристов к местам отдыха;

• развитость систем транспорта, водо-, энерго, электро, газоснабжения и телекоммуникации, систем обеспечения безопасности, включая медицинскую и спасательную помощь;

• наличие трудового и профессионального контингента специалистов, способных помочь участникам системы самообслуживания - как при реализации сервисной деятельности, так и в виде проведения образовательной работы;

• не обременительные организационно-административные механизмы для осуществления сервисной деятельности в самодеятельном режиме;

• социально-политическая ситуация на территории нахождения туристов и путешественников.

Как следует из представленного перечня элементов доступности систем самообслуживания, факторы определяющие возможность данной формы организации сервисной деятельности, крайне разнообразны. Но их объединяет общее условие - в случае недостаточности производственно-технических и организационно-экономических предпосылок для самообслуживания они могут быть компенсированы деятельностью соответствующих функциональных систем инфраструктурного комплекса. Поэтому среди всего перечня представленных выше факторов доступности самообслуживания в качестве

ключевых могут быть выделены следующие условия, определяющие

количественные и технологические аспекты функционирования

инфраструктурного комплекса:

- порядок функционирования природоохранных комплексов и

обеспечения экологической безопасности туристической деятельности;

- наличие квалифицированных специалистов, способных помочь потребителям в ходе самообслуживания;

- уровень развитости и мощность всех составляющих инфраструктурного комплекса самообслуживания: информационной, транспортной, коммунальной;

- благоприятная организационно-управленческая среда, формирующая доверительные отношения с потребителем при высокой самодисциплине последних.

Высокая роль эффективной работы инфраструктурного комплекса в обеспечении доступности самообслуживания определятся и тем, что наличие надежных и качественных базовых сервисов не только облегчает доступ потребителей к возможностям оказания себе услуг, но и в целом снижает техногенные и экологические риски данной деятельности. Каждый из приведенных выше факторов доступности одновременно является и условием, которое может вызвать нарушение сервисных процессов, стать источником опасности. Поэтому в состав задач, решаемых инфраструктурным комплексом, наряду с функциональной деятельностью по указанным выше направлениям также должен производиться мониторинг и контроль широкого спектра условий, определяющих экологическое, технологическое состояние систем самообслуживания, а также медико-психологическое состояние участников данной системы.

Приведенные выше факторы доступности самообслуживания могут быть уточнены и дополнены при дальнейшем проведении исследований. Так, необходимо учитывать влияние макроэкономических, социальных и историкокультурных факторов, рассмотреть тенденции и динамку системы самообслуживания. Необходимо отметить, что доступность системы

самообслуживания - это постоянно изменяющийся параметр, который в значительной степени зависит от развитости самой системы производства и потребления услуг. Повышение доступности самообслуживания является одновременно следствием ее развития и его условием: чем проще и продуктивнее доступ к возможностям оказания себе услуг, тем привлекательнее данная деятельность для потребителе. Если базовыми условиями доступности самообслуживания выступают природные условия - от имеющихся ресурсов до географического положения и климатического состояния, то достаточными параметрами доступности являются технический уровень сервисной деятельности и степень развития организационноэкономических и административных механизмов. Природные условиях для осуществления отечественной туристической деятельности в форме самообслуживания самые благоприятные - ландшафты страны крайне разнообразны и могут быть использованы для всех видов активного отдыха, а технологические и организационно-экономические параметры доступности могут быть значительно улучшены при совместной деятельности предпринимательских структур, потребителей и органов государственного регулирования. Формой подобной совместной деятельности является инвестирование в инфраструктурные комплексы самообслуживания, расходы на последующее функционирование которых должны обеспечить удовлетворение интересов всех участников данной системы:

• получение прибыли - задача предпринимателей;

• соблюдения природоохранных требований, развитие территории, физическое и духовное оздоровление граждан - значимо для государства;

• удовлетворение познавательных запросов, отдых и развлечение - это устремления потребителей.

Следует подчеркнуть, что формирование затрат на функционирование инфраструктурного комплекса самообслуживания и, соответственно, расходы на доступность данного вида деятельности, является одним из важнейших элементов развития рассматриваемой формы сервисов. В целом, повышение

доступности самообслуживания является важным фактором освоения механизмов предоставления услуг, стимулирования роста отечественных отраслей потребительского сервиса, значимым элементом обеспечения устойчивости всей экономики.

Список литературы:

1. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме. - М.:

Издательский дом «Академия», 2005.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб. : Издательский дом «Герда», 2001.

3. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма. - М: Финансы и статистика, 2009. - 304 с.

4. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М: Финансы и статистика, 2006. - 200 с.

5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Финансы и статистика, 2008. - 240 с.

6. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия обслуживания. - М: Финансы и статистика, 2008. - 160 с.

7. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.