УДК 338. 48 ББК 65. 433
О РАЗВИТИИ ТУРИСТИЧЕСКО-ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
*
М.В. Щербак
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Сосновоборский филиал 188540, г. Сосновый Бор, ул. Комсомольская, 2а
В современных условиях возрастает значение туризма как формы активного отдыха, совмещаемого с познавательным, культурным развитием и средством расширения потребностей человека. Улучшение условий гостинично-жилищного проживании можно считать одним из реальных подходов к решению региональных проблем развития, совершенствования структуры экономики, улучшения инфраструктуры. Сервиснотехнологический подход к туристическо-гостиничному бизнесу будет способствовать его эффективному становлению и развитию.
Туристическо-гостиничный бизнес относится к сервису (англ. Бегуюе -служба), т.е. обслуживанию бытовых нужд населения - сфере экономики, производящей блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Сфера услуг в настоящем - это третичный сектор экономики, после сельского хозяйства (первичный) и промышленности (вторичный). Сфера услуг в экономически развитых странах занимает большую часть объема ВВП (50-80 %), в России - в несколько раз ниже. Несмотря на это, бытовые услуги находятся в первой десятке самых популярных и востребованных услуг.
Предоставление жилья и бытовых услуг является неизбежным спутником передвижений человека в местах, которые он посещает. Там, где появляется потребность (спрос), находится и возможность обеспечения (удовлетворение спроса) в соответствии с условиями и традициями времени. В России, вплоть до ХУШ века, такие услуги оказывали ямские станции, монастырские подворья, постоялые дворы.
Возникновение гостиничных услуг связывают с царствованием Ивана Грозного (середина XVI столетия), с открытием постоялых дворов, первоначально предназначавшихся для иностранцев, и кабаков в столицах и приграничных городах, через которые проходили торговые пути. К концу XVIII столетия в обеих российских столицах, а затем в губернских и уездных городах началось массовое строительство гостиниц и развитие гостиничного бизнеса. Первоначально это были преимущественно малоэтажные здания, с
* Щербак Михаил Васильевич, кандидат экономических наук, доцент. Тел. 8 (813) 69 2 26 16; + 7 911 194 44 05; e-^^mail: sfspbguse^^^^mail.ru
внутренними дворами, необходимыми для размещения лошадей (сменных и собственных) и экипажей. Некоторые из этих зданий сохранялись до XX века.
Наиболее известными были московская гостиница «Националь», петербургская «Астория», в советское время «Интурист», «Москва», «Россия». Последняя, западное крыло которой выходило на Красную площадь и Кремль, имевшая более 3-х тысяч номеров, была самой известной и популярной. Сейчас они перестраиваются, повышают свои «звездные» характеристики. Лидерами гостиничного бизнеса в Российской Федерации являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи; развивается гостиничный бизнес в южных регионах, на Урале, Дальнем Востоке, в индустриально-исторических центрах - Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Томске и т.д.
В середине ХХ века с развитием автотранспорта возникли и стали быстро осваиваться мотели. Мотель - это комплекс придорожного обслуживания, состоящий из гостиницы, пунктов питания и автосервиса, автостоянки, возможно, и автозаправочной станции. В мотелях сначала останавливались иностранные туристы, затем шоферы-дальнобойщики, автотуристы, шоп-туристы. В стране, по мнению аналитиков (данные о точном количестве отсутствуют), насчитывается около 50-ти мотелей.
Вариантами предприятий гостинично-туристического бизнеса, собственно гостиниц, являются мини-гостиницы, сдача комнат и жилой площади в частных квартирах и все более востребованные хозяйственные усадьбы, с живностью и без нее, обслуживаемые самими съемщиками и с участием хозяев. Сдача последних с оказанием индивидуальных услуг практикуется на летние сезоны, у моря, в местах охоты, исторических событий, народных промыслов и т.д. В таких местах может осуществляться прерываемый отпуск, семейный, на выходные или праздничные дни, отдых пенсионеров. Малые гостиницы и усадьбы, при развитой инфраструктуре, конкуренты крупным, особенно в пики летнего отдыха, за счет предоставления различного рода услуг: рыбалка, охота, сбор грибов и ягод, экскурсии в интересные места, работа с народными умельцами и т.д.
Такая деятельность малых предприятий услуг, при их доступности и невысокой стоимости, является социально значимой и для потребителей услуг, и для местного населения. Однако нерешенность многих вопросов со стороны государственных служб, несовершенство законодательства в регулировании этой деятельности, недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие поддержки индивидуально-предпринимательской деятельности и, главное, из-за низкого благосостояния подавляющего большинства населения - ограничивают возможность шире развивать данное направление.
Кроме того, туристический и гостиничный бизнес не только в городском округе Сосновый Бор, но и других регионах не объединены между собой и с другими сферами, необходимыми для нормального функционирования. В туристическую индустрию округа, имеющего
значительное разнообразие природно-рекреационных ресурсов, должны входить:
- организации туризма (турфирмы и турагентства);
- службы размещения (гостиницы, базы и пансионаты отдыха, частные дома и хозяйственные усадьбы);
- организации общественного питания (рестораны, кафе, киоски быстрого обслуживания);
- транспортное обслуживание (транспорт автомобильный, железнодорожный, водный, морской);
- предприятия досуга и развлечений;
- магазины туристического и спортивного инвентаря и снаряжения;
- продажа сувениров и изделий народных промыслов, включая изготовленных самими отдыхающими.
Задачами структур туриндустрии должны быть: реклама региона в качестве популярного туристического направления; формирование сферы обслуживания; разработка туристических маршрутов и экскурсий; обеспечение сопутствующей туристической и спортивной продукцией и инвентарем; развитие сотрудничества и объединение участвующих в работе организаций; проведение маркетинговых исследований и анализ потребности в услугах. Необходимо создание информационной базы, разработка стратегий и планов развития. Сбор данных, изучение спроса, высказываемых предложений формируют представление о ситуации в регионе, а анализ состояния подсказывает выработку решений и действий. Наличие собственного сайта в Интернете позволит туробразованию предоставлять информацию об условиях, услугах, их стоимости, имеющихся связях с организациями сервисного, гостиничного и туристического направлений. Такой сайт поможет в распространении информации и знаний о регионе.
Наряду с удовлетворением сезонного спроса и рекламой достопримечательностей регионов, следует вести работу по развитию круглогодичного туризма, выравниванию сезонности, подъемов и спадов октября-ноября, марта-апреля. Здесь одновременно с общерегиональной программой развития должны действовать и локальные программы применительно к местным условиям. Потоки туристов должны разделяться на въезжающих в регион и выезжающих, на приезжающих на отдых и экскурсионные маршруты за пределы региона.
Деятельность туристическо-гостиничного бизнеса имеет и многие нерешенные проблемы: нехватка кадров, недостаточный уровень их
подготовленности, невозможность удовлетворять растущую потребность в услугах там, где имеются для этого условия. Не приносит положительных результатов решение об объединении гостиниц в сети по аналогии с торговыми сетями. Сети становятся монополистами, обрастают посредниками, удорожающими стоимость койко-мест и тормозящими их развитие.
Для развития гостиничного бизнеса в регионах следует проводить маркетинговые исследования всей совокупности проблем, начиная с решений
местных органов власти, выявления возможностей и условий, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, специфики местных условий, рентабельности и сроков окупаемости вкладываемых в развитие данной сферы затрат. Необходимо также решение о снижении стоимости отдыха и проезда (хотя бы для отдельных категорий граждан).
Туристическо-гостиничное обслуживание - неотъемлемая часть инфраструктуры регионов - отличается неравномерным развитием, неодинаковым природно-ресурсным потенциалом, различным уровнем социально-экономической обеспеченности, особенностями и различиями в туристических ресурсах и инфраструктуре (включая и округ Соснового Бора). Примыкая на всем протяжении к побережью моря, имея привлекательные для туристов пляжи, округ допустил их «дикое» освоение организациями с других административных территорий. Как и другие регионы, Сосновый Бор имеет центральную частную гостиницу и некоторую сеть переоборудованных квартир и общежитий, обустроенных для размещения приезжающих в командировки специалистов, проверяющих комиссий, спортсменов. Гастарбайтеры, как правило, размещаются в бытовых помещениях на стройках, в подсобных строениях, потому что за более удобное жилье им платить нечем.
В прошлые годы гостиничное обслуживание в Сосновом Бору развивалось в соответствии с целевой программой «Развитие сферы туризма и рекреации в Ленинградской области на 2006-2008 годы» применительно к местным условиям. Сдерживающими факторами являются расположение территории округа в пограничной зоне (требуется официальное оформление въезда) и высокая стоимость проживания в гостинице (1650-2000 рублей в сутки при заполняемости на 50-65 %, что устраивает администрацию), без специального обслуживания отдыха, организации досуга, экскурсионных поездок и других мероприятий.
Необеспеченность транспортными услугами тоже сказывается на развитии туризма, в первую очередь местного и регионального. Из-за этого срывается проведение спортивных соревнований, возникают проблемы у командируемых из Петербурга, которые часто вынуждены уезжать назад в дни приезда.
Берег Финского залива вызывает постоянный интерес у жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга, особенно в летний период, на берегу залива всегда массы отдыхающих. При соответствующих условиях большинство отдыхающих проводило бы время отдыха с вечера пятницы до вечера воскресенья. В дореволюционное время петербургские семьи среднего класса отдыхали на берегу моря, включая Копорскую губу и далее. В настоящее время здесь необходимо наличие отелей эконом-класса, дачных домиков, хозяйственных усадеб, коттеджей летнего типа для семей по приемлемой цене, которые удовлетворили бы имеющийся спрос. Возможно использование (после хорошего ремонта) брошенных зданий, которых множество во всех населенных пунктах, начиная от Ломоносова, Ижоры, Лебяжьего, Шепелево, Липово и Ручьев до Соснового Бора и далее до
Копорья, и строительство новых пансионатов, в первую очередь летнего типа, для семейного отдыха, заселяемых на летний период и в выходные дни.
Но такой вид туристическо-гостиничного бизнеса у нас пока не развивается. Крупный бизнес не стремится вкладывать деньги в развитие, нувориши привыкли брать готовую собственность безвозмездно, получать отдачу сразу, помногу и быстро. Здесь так не получается.
Подавляющее большинство населения в настоящее время не имеет полноценного отдыха из-за отсутствия средств, даже проживая в зонах, пригодных для отдыха. Ехать в отпуск лучше во второй половине мая -начале июня, настоятельно советуют сегодня во многих туристических фирмах, так как в это время цены на 10-20 % ниже, чем в июле-августе - во время пика сезона, «бархатного периода».
Население охотно бы отдохнуло, не уезжая далеко, в недорого стоящих пансионатах, при минимальном наборе оказываемых медицинских услуг, организованном отдыхе на пляжах, различного рода прогулках и экскурсиях по историческим местам, памятникам Отечественной войны и местам несломленного сопротивления на Ораниенбаумском плацдарме. Отдых для ветеранов войны и пенсионеров может быть рассредоточенным на весенний и осенний периоды, с ответствующим снижением затрат, безусловно важных для этой категории отдыхающих.
Мало задействованы историко-туристические возможности экскурсий по патриотическому воспитанию молодежи на территории Ораниенбаумского плацдарма, по железнодорожной ветке Ораниенбаум -Калище, с сохранившимся бронепоездом, действовавшим во время войны, на линию фронта на реке Воронке, в форт «Красная горка», известный еще со времен Г ражданской войны, в историческую Копорскую крепость и к другим мемориальным местам Отечественной войны, включая сохранившиеся остатки сожженной фашистами деревни. Проживание в пансионатах, недорогих гостиницах, организация туристических поездок по боевым местам, в которых можно «увидеть историю» своими глазами, поможет молодым туристам ближе узнать свой край, будет способствовать формированию патриотизма.
Возрастает и количество негативных примеров. «Новым русским» оказался крайне необходим торговый дом в центре города, среди парка «Белые пески», который с трудом отстояли горожане. В частную собственность получен дачный участок в 150 метрах от мемориала на р. Воронка, прорублена просека среди реликтовых деревьев, выходящая прямо на мемориал. Г рунт из котлована под вторую очередь блоков Ленинградской АЭС складировался на площадке мемориального комплекса. Дошло до разборки путей под бронепоездом «Красной горки», действовавшим во время
войны на Ораниенбаумском плацдарме - нувориши разгромили то, что не смогли сделать фашисты. По мнению общественности, этот акт вандализма должен быть показательно осужден, пути восстановлены фирмой-разрушителем, и она должна понести такое наказание, чтобы в другой раз рука не поднялась на подобное деяние. Необходимо задействовать бронепоезд в экскурсионном маршруте, воссоздав его славное прошлое, с посещением по пути следования памятников истории и мемориальных мест.
Одной из важных задач территориальных структур туризма является формирование регионального бренда. Для Соснового Бора это может быть «Энергетический наукоград», созданный на непобежденном «Ораниенбаумском плацдарме». Он характеризует неординарность экологически чистого города, располагающего историко-патриотическими памятниками, расположенными на территории округа. Это может быть ознакомление с самим плацдармом и его героями, это могут быть памятники войны, посещение действующей и строящейся АЭС, «Андерсенград», Копорская крепость.
Туристические маршруты на территорию Соснового Бора в первую очередь необходимо организовать из Санкт-Петербурга, так же, как в Петергоф, Пушкин и другие достопримечательные места. Туристам будет интересно побывать на действующей и строящейся АЭС и своими глазами увидеть чудо атомной энергетики, созданное на плацдарме, защищенном от фашистов отцами и дедами. Но нужно одновременно решить вопрос посещения туристами пограничной зоны.
Необходимо развивать транспортное сообщение города. Двухпутная колея железнодорожного пути обрывается в п. Лебяжьем, и до станции Калище идет одна колея. Автомобильная дорога двухрядная, извилистая, повторяющая военную дорогу плацдарма. Находясь на берегу моря, город за 36 лет не приобрел морского сообщения, прогулочных судов и набережной. В то же время возможен целый ряд маршрутов, которыми могли бы воспользоваться как сосновоборцы, так и гости города, - в Ломоносов, Петергоф, Стрельну, Санкт-Петербург, в Кронштадт, Выборг. По воде можно попасть в Старую Ладогу и Великий Новгород. Автотранспортом экскурсионные маршруты не ограничены вообще.
Увлекательна и захватывающа организация зимнего подледного лова рыбы в Финском заливе. Но здесь к моменту таянья льда весной необходима постоянная связь с МЧС для спасения рыбаков с отрывающихся и уходящих в море льдин. Этот отдых порой превращается в экстремальный.
Возможна организация не только отдыха и культурного досуга, но и «богатырских забав», туристических слетов у Копорской крепости и в других
исторических местах, посещение и даже проживание в течение нескольких дней в палатках в местах поселения на «пути из варяг в греки», морские прогулки и походы на воссозданных российских ладьях, кораблях новгородцев, стругах викингов и многое другое.
Имея, под открытым небом, многочисленные музеи русских поселений и народного быта проживающих в бывшей Ингерманландии представителей национальностей ижора, водь, чудь и других малых народностей, можно воссоздать их традиционный уклад: жилье, хозяйственные постройки, инвентарь, транспортные средства, лодки и т.д. Воссоздать то, что Александр Сергеевич Пушкин образно назвал «приют убогого чухонца», посмотреть и сопоставить, таким ли он был на самом деле. Такие объекты могут стать исторической ценностью и достопримечательностью. Воссоздав традиционные ремесла, можно производить сувениры и обучать посетителей, особенно молодежь, создавать их своими руками. Сохраняя окружающую среду, можно решать проблемы оздоровления населения посредством развития массовых видов отдыха на природе, не требующих значительных финансовых затрат и связанных с необременительными физическими нагрузками.
Развитие данного регионального сервисно-технологического направления будет повышать число желающих отдыхать поблизости от дома, включая и кратковременно отдыхающих, повышать мобильность населения, развивая внутренний туризм. Такому подходу способствуют природногеографические факторы, наличие в регионе морского побережья и лесных угодий. Обеспечив условия комфортного проживания и обслуживания, необходимо идти дальше - обустраивать и развивать пансионаты с медицинскими услугами и профилактическим лечением.
Таким образом, развитие туризма в регионе будет приносить экономический эффект, решать проблемы отдыха граждан, познавательного и культурного развития, совершенствовать отраслевую культуру экономики, рационально обеспечивать природопользование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Кашникова К.В., Палагина А.В. Сервис в России. М.: ГроссМедиа; Росбух, 2008.
3. Леннон Дж. и др. Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму/ Пер. с англ. М.: ООО «Группа ИДТ», 2008.
4. Лойко О.Т. Сервисная деятельность. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
5. Просветов Г.И. Управление в сфере услуг: задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2009.