2. Monetary economy of enterprises : textbook for universities / A.Yu. Kazak [et al.] ; under the general editorship of A.Yu. Kazak, O.B. Veretennikova.- Yekaterinburg : Publishing House of AMB, 2006. pp. 37-38.
3. Regulations on the Ministry of Finance of the Russian Federation, approved. Decree of the Government of the Russian Federation No. 329 dated 30.06.2004.
4. Ulybina L.K. Financial policy of the organization/ L.K. Ulybina O.A. Okorokova//ucheb-method. help. Krasnodar. - 2016.
5. Finance of organizations (enterprises) / ed. N.B. Kolchina - M.: Finance, UNITI, 2011 - 383 p.
DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-126-131
М.С. Филичева - аспирант, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected],
M.S. Filicheva - Post-graduate Student, Central Russian Institute of Management -Branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation.
ДОСТУПНОСТЬ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ AVAILABILITY OF STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Аннотация. В сложившихся условиях всемирного кризиса из-за возникшей пандемии субъекты малого и среднего бизнеса как никогда стали нуждаться в поддержке со стороны государственной власти, так как они не имеют достаточного резервного фонда, который позволил бы в современных условиях резкого снижения доходов, в полном объёме и в срок выплачивать заработную плату сотрудникам, рассчитываться по обязательствам с кредиторами и арендодателями. Поэтому в настоящее время эффективное функционирование экономики страны во многом завит от стимулирования повышения деловой активности предпринимателей, которое достигается за счёт принятия комплекса мер, направленных на поддержку данных субъектов на федеральном и региональных уровнях. В статье исследована доступность оказываемых мер поддержки на основе социальных опросов и статистических данных, а также выделены проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства.
Abstract. In the current conditions of the global crisis, due to the emerging pandemic, small and medium-sized businesses have become more in need of support from the state authorities than ever, since they do not have a sufficient reserve fund that would allow, in modern conditions of a sharp decline in income, to pay salaries to employees in full and on time, to settle obligations with creditors and landlords. Therefore, at present, the effective functioning of the country's economy depends directly on stimulating the increase in business activity of entrepreneurs, which is achieved through the adoption of a set of measures aimed at supporting these entities at the federal and regional levels. The article examines the availability of the support measures provided on the basis of social surveys and statistical data, and also highlights the problems hindering the development of small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, меры государственной поддержки, экономические условия, пандемия.
Keywords: small and medium-sized enterprises, government support measures, economic conditions, pandemic.
Эффективность и скорость развития малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) во многом зависит от наличия благоприятной среды, в которой осуществляется хозяйственная деятельность, а также экономической, организационной и правовой основы. Создание условий в большей степени достигается в рамках реализации государственной политики по социально-экономическому развитию регионов, направленной на поддержку секторов экономики [1]. Малый и средний бизнес вынужден останавливать свою деятельность, выплачивая арендные платежи и зарплаты сотрудникам. Все меры поддержки по снижению платежей в социальные фонды, отсрочка по уплате налогов и аренды, кредиты на зарплаты в пре-
делах МРОТ были введены на очень короткий срок, учитывая, что период пандемии и постпандемии продолжаются и как следствие указанные меры только увеличивают задолженность предпринимателей, не предоставляя дополнительных путей изыскания денежных средств. Поэтому многие субъекты МСП в 2020 году приняли решение о ликвидации. Так общее количество субъектов МСП только по ЦФО сократилось более, чем на 56 тысяч. Но одни только крупные предприятия не может трудоустроить всех граждан, которые лишились работы из-за ликвидации субъектов МСП.
В настоящее время со стороны власти особое внимание уделяется вопросам совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса, а также мониторингу количества субъектов, воспользовавшихся предоставляемой помощью [2]. На пленарном заседании по итогам работы в 2020 г. в соответствии с направлением по поддержке МСП, возглавляемом заместителем министра экономического развития РФ Татьяной Илюшниковой с участием глав регионов и представителей «Опоры России», Торгово-Промышленной Палаты РФ, Общероссийского народного фронта и были отмечены регионы, которые показали наилучшие результаты по поддержке предпринимательства. В частности, из ЦФО были отмечены такие субъекты как г. Москва, Московская, Калужская, Липецкая и Тульская области. По статистическим данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства отображённых на рисунке 1 мы видим, что значение получивших поддержку колеблется от 30 до 40 %. Лидирующей по данному показателю является Липецкая область, в которой поддержку получили 60 % из всего числа предприятий МСП. Затем лидерами по данному показателю являются Тульская, Тамбовская, Белгородская и Орловская области. Процент МСП получивших в данных субъектах поддержку со стороны власти не ниже 40 %. В Калужской области и г. Москве наименьшее число предпринимателей в ЦФО получили поддержку со стороны государства - 29 и 19 % соответственно.
Рисунок 1. - Получатели поддержки в части количества получателей поддержки
по состоянию на 15.06.2021
При рассмотрении диаграммы доли субъектов МСП, получивших поддержку в разрезе микро, малых и средних предприятий (рис. 2) мы видим, что основная доля предприятий, которая смогла воспользоваться предоставляемыми мерами поддержки относится к средним
организациям. Также во всех регионах, за исключением Липецкой области, процент микропредприятий, воспользовавшихся мерами поддержки составляет 30-40 %, хотя процент малых и средних в среднем выше от 10 до 20 % [3].
Рисунок 2. - Доля субъектов МСП, получивших поддержку по состоянию на 15.06.2021
Однако следует отметить, что принимаемые меры, распространяются только на перечень видов экономической деятельности, в соответствии с установленным перечнем ОКВЭД, которые были признаны пострадавшими в связи с возникшей пандемией. Данный перечень включает такие сферы деятельности, как транспортные и авиаперевозки перевозки, деятельность в области отдыха, спорта и культуры, гостиничного бизнеса, а также сферы торговли. Однако на практике этого оказывается недостаточно. Таким образом, после проведения мультимедийным холдингом России «РБК» опроса предпринимателей об условиях работы в период пандемии было выявлено, что 56% респондентов фактически не смогли воспользоваться мерами государственной поддержки, так как ключевым фактором является не просто вид деятельности, но и полностью соответствующий ему основной ОКВЭД. Более 80% опрошенных утверждают, что выбор ОКВЭД в качестве критерия отнесения отраслей бизнеса к пострадавшим является ошибочным. Таким образом, ряд сегментов бизнеса, пострадавших от распространения инфекции COVID-19, и нуждающийся в помощи со стороны государства, не вошёл в данный перечень. К таким видам экономической деятельности относятся в том числе: рекламная деятельность, деятельность полиграфическая и предоставление услуг в данной области, другие.
Обратимся к данным следующего опроса малых и средних предприятий, проведенного Общероссийским народным фронтом (ОНФ), в соответствии с которым 52 % опрошенных указали, что их организации относятся к перечню пострадавших отраслей. Из данного процента пострадавших субъектов МСП были вынуждены обратиться к принятыми мерами поддержки 78 %, однако получить необходимую помощь смогли лишь 54 % обратившихся [4].
Таким образом, из общего числа пострадавших предприятий сектора малого и среднего бизнеса воспользовались существующими мерами поддержки всего лишь порядка 25 %.
По оценке эффективности финансовых мер поддержки в соответствии с опросом, проведенным РСПП показал, что для субъектов МСП принятые меры поддержки являются менее эффективными, чем для представителей крупных компаний так, как только 5,7 % представителей крупного бизнеса согласились с негативной оценкой мер, в то время как для представителей малого бизнеса этот процент составил - 17,1 % [5].
Не стоит забывать, что малый и средний бизнес, работающий с населением так же пострадал от сокращения покупательной способности и от перебоев с поставкой комплектующих из-за границы, а также их подорожанием. В отличие от крупных торговых и промышленных корпораций, малый и средний бизнес не способен продолжительное время сдерживать рост издержек.
Москва Ярославская об
Тульская область Тверская область
Тамбовская о Смоленская област
рязанская
орловская
область область
Московская
область Липецкая область
Курская, Костромская область Калужская область ■Ивановская облас
■Воронежская область Владимирская область
Брянская область Белгородская область
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8
■ Темп роста ликвидированных организаций в апреле 2021 года по сравнению с июлем 2020 года
■ Темп роста зарегистрированных организаций в апреле 2021 года по сравнению с июлем 2020 года
Рисунок 3 - Соотношение темпа роста регистрируемых и ликвидируемых субъектов МСП по субъектам ЦФО в июле 2020 г. и апреле 2021 г., единиц
Как видно из представленных статистических данных демографии предприятий в ЦФО (рис. 3) ликвидация значительно превышает количество регистрируемых, что говорит о том, что препятствия для успешной деятельности организаций настолько значительны, что предприниматели принимают решения о закрытии своих организаций. Но в тоже время, сложившийся бизнес-климат, не даёт возможности проявлять предпринимательскую инициативу и выходить на рынок новым субъектам.
Среди причин увеличения разрыва в развитии МСП в разных субъектах стран, следует выделить различия в системе его поддержки, так как каждый регион формирует систему поддержки малого и среднего бизнеса, основываясь на сложившихся приоритетах региональных властей. Однако при отсутствии общих подходов к регламентации совершенствования региональных систем поддержки невозможно обеспечить необходимый уровень поддержки малого и среднего предпринимательства.
Исследование направлений, которые тормозят процесс развития субъектов МСП не только на государственном уровне, и на уровне отдельно взятого региона, позволяет выявит [6]:
- использование административных ресурсов для лоббирования интересов крупного бизнеса;
- недостаточное наличие свободных финансовых средств, так как возможности по привлечению инвестиционной поддержки на начальном этапе развития для увеличения стартового капитала у субъектов МСП является крайне низкой;
- сложности получения кредитов, из-за бюрократических барьеров, создаваемых банковской системой искусственно: включение в общий пакет скрытых услуг, необоснованное повышение процентных ставок для предоставления краткосрочных кредитов;
- низкий уровень финансовой компетентности в условиях часто изменяющихся положений в налоговой законодательной базе, а также нехватка управленческих компетенций и навыков;
- нестабильное состояние дел МСП в рыночных условиях высокого уровня теневой конкуренции;
- большая доля отчислений на налоговые выплаты и иные взносы, которые отрицательно сказываются на рентабельности малого бизнеса;
- недостаточно активное применение современных технологий и технических средств из-за их стоимости и недостатка финансовых средств у МСП.
Таким образом, при сохранении существующих тенденций положение МСП в России с каждым днём будет всё больше отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовывать предпринимательский ресурс с целью решения социальных и экономических проблем. Скорость с которой будет улучшаться ситуация будет зависеть от того, на сколько быстро будет построена новая модель государственной поддержки МСП, учитывающая необходимость постоянного мониторинга за доступностью, оказываемых мер поддержки.
Источники:
1. Анненкова А.А., Горбова И.Н. Совершенствование инструментария государственного антикризисного управления: Научная монография / Под общ. ред. А.В. Полянина. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - 252 с.
2. Полянин А.В., Долгова С.А., Голикова Ю.Б., Данилова Н.Е. Антикризисное управление экономикой в форс-мажорных обстоятельствах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2021. - №1. -С. 29-37.
3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба - URL: https://rmsp-pp.nalog.m/statistics-report.html?t=1623840791854 (дата обращения: 20.08.2021).
4. ОНФ с ведущими деловыми ассоциациями по поручению президента начал опрос о мерах поддержки МСП // Общероссийский народный фронт. - URL: https://onf.ru/2020/05/25/onf-s-vedushchimi-delovymi-associaciyami-po-porucheniyu-prezidenta-nachal-opros-o-merah/ (дата обращения: 26.05.2021).
5. Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения Covid-19. // Аналитика Российского союза промышленников и предпринимателей. - URL: http://www.rspp.ru/ activity/analytics/-otsenka-biznesom-finansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19/ (дата обращения: 11.02.2021).
6. Буров В.Ю., Капитонова Н.В., Кайбалина Н.Б. О роли малого предпринимательства и образования в развитии цифровой экономики // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 4. -С. 44-49.
References:
1. Annenkova A.A., Gorbova I.N. Improving the tools of state anti-crisis management: Scientific monograph / Under the general editorship of A.V. Polyanin. - Eagle: Publishing House OF RANEPA, 2016. - 252 p.
2. Polyanin A.V., Dolgova S.A., Golikova Yu.B., Danilova N.E. Anti-crisis management of the economy in force majeure circumstances // Management in Russia and abroad - 2021. - №. 1. - pp. 29-37.
3. Unified Register of Small and medium-sized businesses // Federal Tax Service - URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/statistics-report.html?t=1623840791854 (accessed: 08/20/2021).
4. ONF with leading business associations on behalf of the President began a survey on measures to support SMEs // All-Russian Popular Front. - URL: https://onf.ru/2020/05/25/onf-s-vedushchimi-delovymi-associaciyami-po-porucheniyu-prezidenta-nachal-opros-o-merah / (accessed: 05/26/2021).
5. Business assessment of financial support measures in the context of the spread of Covid-19. // Analytics of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. - URL: http://www.rspp.ru/activity/ ana-lytics/-otsenka-biznesom-finansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19/ (accessed: 02/11/2021).
6. Burov V.Yu., Kapitonova N.V., Kaibalina N.B. On the role of small entrepreneurship and education in the development of the digital economy // Fundamental Research. - 2018. - No. 4. - pp. 44-49.
DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-131-134
Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;
В.А. Савельева - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
V.A. Savelyeva - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.
ФАЗЫ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ЦИКЛА РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЭТНОЭКОНОМИКИ PHASES OF THE FUNDAMENTAL CYCLE OF DEVELOPMENT OF THE THEORY OF ETHNOECONOMY
Аннотация. Современные преобразования приводят к разветвлению объекта исследования этноэкономики, возникновению качественно новых проявлений свойственных различным этносам хозяйственной энергии, деловой активности, способов преобразования среды существования. Соответственно, в структуре теории этноэкономики формируются дополнительные компоненты и обозначаются новые векторы развития, что преобразует данную теорию и возвышает ее познавательные возможности.
Воспроизводственный подход к анализу развития теоретического знания получил широкое признание в современной научной литературе. Вместе с ним, многие аспекты воспроизводственного процесса применительно к современным научным теориям нуждаются в углубленном исследовании, в том числе, соотношение инерции и обновления в развитии теории этноэкономики в контексте современных социально-экономических преобразований. Количественный подход к разграничению различных типов воспроизводства представляет интерес лишь для формальных информационных измерений.
Abstract. Modern transformations lead to a branching of the object of study of ethnoeconomics, the emergence of qualitatively new manifestations of economic energy, business activity, and ways of transforming the environment of existence characteristic of various ethnic groups. Accordingly, additional components are formed in the structure of the theory of ethnoeconomics and new vectors of development are indicated, which transforms this theory and elevates its cognitive capabilities.
The reproductive approach to the analysis of the development of theoretical knowledge has received wide recognition in modern scientific literature. Along with it, many aspects of the reproduction process in relation to modern scientific theories need in-depth study, including the relationship between inertia and renewal in the development of the theory of ethnoeconomics in the context of modern socio-economic transformations. A quantitative approach to distinguishing between different types of reproduction is of interest only for formal informational measurements.
Ключевые слова: этноэкономика. экономическая теория, хозяйствующие практики.
Keywords: ethnoeconomics. economic theory, economic practices.