ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Доступность кредитов -
основа устойчивого функционирования предприятий АПК
Г.А.Севрюкова
Орловская региональная академия государственной службы, Курский филиал
Наступает период, когда приходится решать риторический вопрос: «Быть или не быть отечественному АПК?». Уровень деградации ресурсного потенциала почти во всех его сферах перешел или за критическую черту, что в условиях отсутствия инвестиций и доступных кредитов не вселяет никаких надежд на его восстановление и обновление. Продолжается банкротство предприятий АПК и бесцеремонная их скупка сомнительными структурами, ориентирующими свои интересы не в пользу данного комплекса и развития территорий. Как правило, скупленные в основном перерабатывающие предприятия не могут войти в режим нормального хозяйствования из-за некомпетентности их новых хозяев. Это наносит дополнительный ущерб всему АПК страны, ее внутреннему аграрному рынку и продовольственной безопасности. А в случае вхождения в ВТО мы не будем иметь ни того, ни другого. Внутренний неконкурентоспособный аграрный рынок будет придавлен импортом, что поставит отечественных товаропроизводителей в еще более тяжелое состояние, увеличит безработицу и социальную напряженность.
В данной ситуации делу не поможет даже интеграция в АПК, поскольку основной удар придется по аграрному сектору, являющемуся сырьевой базой для перерабатывающей промышленности и основным потребителем товарной продукции предприятий новой сферы АПК (ресурсопоставляющих отраслей). Ведь именно от устойчивости функционирования сельскохозяйственной отрасли будет зависеть и уровень стабильности в остальных сферах АПК. В связи с этим процесс формирования интеграционных структур в нем целесообразно подкрепить доступным кредитом, в том числе и долгосрочного характера, направляемым на обновление изрядно устаревших доходов, особенно техники. При этом одним из основных условий получения таких кредитов должно быть обязательное участие агропредприятий в интеграционных формированиях. В противном случае они будут свободны в выборе приобретения
сельскохозяйственной техники и могут покупать в основном зарубежную, что не в интересах отечественного сельскохозяйственного машиностроения.
Заметим, что кредитование сельских хозяйств коммерческими банками сдерживается низкой доходностью этих предприятий, малой отдачей вложенного капитала, неликвидностью имущества и (и это главное!) нерешенностью земельной проблемы. Неперспективность инвестирования, не обеспечивающего возврат заемных средств, выдаваемых на общих условиях и, как правило, на короткий срок, низкий инвестиционный климат, усиливающий отток финансовых ресурсов из сельских районов, ставят сельское хозяйство в неравные условия с другими отраслями и поэтому требуют особых подходов к механизму кредитования.
Последний, как свидетельствует опыт рыночных преобразований в стране, начиная с 1992 г., неоднократно изменялся, что подорвало доверие к зарождающейся системе кредитования со стороны аграрных предприятий.
Не решит проблемы и недавно созданный Россельхозбанк, которому пока не удается расширить сферы своего влияния на все сельские хозяйства, особенно на мелкий агробизнес, реализующийся в личных хозяйствах населения. Невозможно данному банку в одиночку решить и поставленную перед ним Правительством РФ задачу по формированию структуры и созданию государственной финансово-кредитной структуры и созданию государственной финансово-кредитной системы обслуживания АПК. Для этого необходима комплексная система, включающая наряду с государственными финансово-кредитными структурами еще и кооперативные (в лице сельской кредитной кооперации).
Учитывая опыт Франции, США, Германии и Италии, целесообразно создавать в России государственно-кооперативную кредитную систему, которая более всего соответствует интересам аграриев, поскольку происходит сочетание государственной поддержки кредитной системы и непосредствен-
ного участия предприятий-учредителей в деятельности банка по поддержке агропроизводства, а регулирование и надзор за деятельностью банка в основном базируются на принципе саморегулирования. Тем более, что коммерческие банки не заинтересованы в сельских хозяйствах как в экономически слабых организациях, а для сельхозтоваропроизводителей кредиты этих банков слишком дороги. Даже если и какие-то коммерческие банки в какой-то мере сориентируют свою деятельность на кредитование агропроиз-водства, то они неизбежно столкнутся с рядом проблем: несвоевременность возврата кредита, невозможность объективного контроля за производственной деятельностью сельхозпредприятий из-за незнания специфики их работы, невозможность выдачи ипотечного кредита под залог сельскохозяйственных земель и др.
Комплексная система кредитного обслуживания аграрного сектора и всего АПК должна включать следующие структуры:
• коммерческие банки (обслуживают ресурсопоставляющие и торговые предприятия АПК);
• банк (Россельхозбанк) с его филиалами в регионах (кредитует интеграционные формирования и перерабатывающие предприятия);
• крестьянские региональные кооперативные ипотечные банки, которые еще необходимо создать (обслуживают сельскохозяйственные предприятия и сельские кредитные кооперативы);
• сельские кредитные кооперативы (выдают кредиты мелкотоварным сельским хозяйствам: фермерским, личным подсобным).
Важное значение должно придаваться ипотечному кредиту, который должны предоставлять в основном только крестьянские кооперативные ипотечные банки, являющиеся собственностью предприятий АПК*. Это позволит в случае потери кредитоспособности предприятиям концентрировать их имущество в руках этого банка, фактически оставлять в собственности в основном сельхозтоваропроизводителей.
При этом в основные структурные составляющие ипотечного механизма целесообразно включить:
• элементы правовой базы: Гражданский, Земельный, Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный, Уголовный кодексы, законы «О залоге», «Об ипотеке», «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения», «О госу-
* Пустуев Л.Л. Основы аграрного рынка и финансов в АПК. - Екатеринбург: Изд-во УрГСХЛ.
ECONOMICS AND MANAGEMENT
дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О банках и банковской деятельности», «О государственной пошлине», Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования»;
• элементы организационной системы: залогодатель, залогодержатель, Министерство по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, учреждения юстиции по регистрации прав, нотариат, кредитные структуры, сельскохозяйственные ипотечные агентства, оценочные, юридические, страховые и иные институты, биржи недвижимости, фондовые биржи, органы управления, земельные суды, средства массовой информации;
• элементы экономической системы: система методов и критериев оценки сельскохозяйственных инвестиционных проектов, цена объекта недвижимости, методы оценки предмета ипотеки и срока кредитования, методы ипотечного кредитования и погашения ссуд, система процентных ставок, условия и способы мобилизации кредитных ресурсов долгосрочного характера, рынок ипотечного
капитала, снижение и страхование рисков.
Что касается кредитных кооперативов, то при их создании целесообразно придерживаться следующей последовательности действий:
• создание творческой группы и распределение функций между ее участниками;
• разработка программы действий по формированию кооператива;
• проведение разъяснительной работы с населением с использованием действующих средств информации;
• введение анкетирования и интернирования среди потенциальных претендентов в члены кооператива по вопросам механизма кредитования и экономико-правовым отношениям;
• разработка устава и всех необходимых документов для регистрации кооператива;
• организация общего собрания членов кооператива, избрание правления и председателя, утверждение Устава;
• формирование имущества кооператива за счет паевых взносов и государственных беспроцентных целевых кредитов;
• формирование фондов: резервного, кредитного, целевых неделимых;
• выдача кредитов пайщикам под 10-12 % годовых;
• увеличение фондов за счет оптимального распределения доходов кооператива: в резервный - 15 %, кредитный - 60, целевой неделимый - 10, а также компенсация расходов - 15 %;
• развитие вспомогательных видов деятельности (диверсификация капитала).
В заключение отметим, что опыт развитых зарубежных стран, в частности США, свидетельствует о весьма значимой роли государства в управлении кредитным процессом фермерских хозяйств и может быть использован в России. Однако здесь приходится учитывать и ее особенности: во-первых, еще высока, неуправляема и бесконтрольна для общественных (кооперативных) структур скорумпи-рованность госчиновников, задействованных в кредитной сфере; во-вторых, отсутствует необходимое законодательно-правовое поле для создания и функционирования финансово-кредитной системы; в-третьих, нет пока рынка сельскохозяйственных земель.
Ш ММ
Национального КуЗю
Организатор:
"выставочная фирма "ТРОЯН"
т./ф.: (044) 258-27-32, 258-00-22 E-mail: info@troyan.kiev.ua Web-site: wwM.troyan.kiev.ua