Научная статья на тему 'Доступность и качество перспективные линии развития российского начального образования'

Доступность и качество перспективные линии развития российского начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1833
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступность и качество перспективные линии развития российского начального образования»

С. А. Котова,

доцент кафедры педагогики и психологии начального образования

О. А. Граничина,

доцент кафедры начального естественно-математического образования

ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО — ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начальное образование в России развивается в контексте международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Согласно Международной стандартной классификации образования (1996), начальное образование охватывает первый уровень образования, или первый цикл основного образования. Термин «начальное образование» подчеркивает его изначальную принципиальную значимость, определяющую всю последующую жизнь каждого человека.

Начальное образование в системе непрерывного образования человека выступает базовой образовательной ступенью, от которой зависит общая образовательная основа населения, а также и всеобщие достижения образования в целом. Это — фундамент сохранения национальной культуры и важнейшее условие формирования личности. Начальное образование — это незаменимый «паспорт», который дает возможность каждому выбрать, чем он будет заниматься, как будет продолжать учиться.

Именно на этой ступени каждому государству необходимо обеспечить доступность, качество и эффективность. Право на качественное начальное образование — одно из самых значительных на горизонте прав современного человека, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и

правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов мирового сообщества.

От начального образования ожидают обеспечения не только равенства, но качества и успешности в обучении, поскольку плохие оценки ученика ведут к общественной маргинализации и исключению из жизни общества. Качество и содержание образования в начальной школе во многом влияют на качество всей жизни многих поколений. Таким образом, самым важным становится то, как начальная школа обеспечивает полноценное развитие и проявление всех индивидуальных возможностей и черт каждого ученика, выступающих условием для его активного участия в жизни сообщества.

С начальной школой не может соперничать ни один образовательный институт, учитывая ее вклад в интеграцию новых поколений в общественное сообщество. Исключительность начальной школы основывается на ее значении и роли в психическом развитии ребенка, значимом влиянии на интеллектуальное, моральное и физическое формирование ученика как личности в дальнейшем, выборе ею всего жизненного пути. За время прохождения начальной школы происходят изменения в области физического роста и созревания,

психического развития и структуры личности, социального развития и социальной интеграции учеников. Дети, включаясь в образовательный процесс начальной школы, принимают социально значимую позицию и осваивают свою первую общественно значимую роль — быть учеником. Под влиянием таких социальных институтов, как семья и начальная школа, у детей формируются главные жизненные ценности, приобретаются и реализуются базовые пласты социального опыта. В этом возрасте ребенок активно осваивает окружающее, создавая неповторимый собственный мир, особую культуру и постепенно переходит к культуре взрослых, к пространству взрослой жизни, вбирая, интегрируя и трансформируя его.

А. В. Петровский (1984) указывает, что в младшем школьном возрасте решается задача социальной адаптации ребенка к социуму в целом, происходит становление базовых личностных характеристик, определяющих последующее развитие не только отдельного человека, а всего общества в целом.

Важно сохранить природную открытость младшего школьника и развить личность, не замыкающуюся только на решении личных проблем, а способную раскрыть социуму себя, свои способности, свой внутренний потенциал. Именно начальная школа должна раньше и активнее остальных ступеней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи демократизации, гуманизации, открытости, непрерывности, дифференциации, развивающей направленности образования. Такое понимание меняет всю направленность социализации в начальном образовании, требует изменения характера и технологий обучения и воспитания на этой ступени.

Миссия начальной школы сегодня меняется: из института, который бережет и переносит знания, из существования в качестве крепости знаний начальная школа превращается в институт, несущий гуманистические принципы, искусство жить в обществе, мотивирует самообразование.

Основные требования мирового сообщества к начальному образованию заключаются в следующем: оно должно носить общеобразовательный характер и быть универсальным, чтобы обеспечить основ-

ные потребности в образовании для всех детей, а также должно уважать культуру, потребности и возможности общества. Специалисты Европейского Совета считают, что в современных условиях энциклопедическое образование имеет ограниченную ценность, поэтому начальная школа должна предоставить основные знания, привить взгляды и навыки, которые дадут возможность ученику учиться во всякой ситуации. На конференции в Вадузе (1983) были определены основные цели начального образования:

• начальное образование должно давать больше, чем умение читать, писать и считать, - оно должно расширять горизонты детской непосредственности и более широкой физической и культурной среды;

• должно помочь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других);

• должно поощрять развитие знаний, умений и формирование взглядов, на основании которых дети смогут ответить на будущие требования, которые перед ними ставят средняя школа, работа, семья и общество;

• должно готовить ученика не только и не столько принимать успех и неуспех, сколько преодолевать преграды, осуществлять самостоятельный поиск решения любой задачи.

В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных и коммуникативных способностей, приобретении основ культуры поведения.

Центр тяжести в начальном образовании переносится с получения знаний, пожизненно применимых, на знания об основных жизненных и общественных явлениях и способах их получения. Под руководством учителя у учащихся должны развиваться желание и умение учиться, формироваться основы теоретического мышления, произвольность познавательной деятельности и поведения, развиваться способность к усвоению содержания социального опыта и занятию субъектной по-

зиции в социуме. В этот период искра творчества или разгорается или гаснет, подчеркивается в книге Жака Делора «Образование — скрытое сокровище». Все это обосновывает и определяет специфичность и комплексность педагогического процесса начальной школы, который более сложен в ходе осуществления по сравнению с основной школой и неизвестен в финальных результатах, имеющих значимые отдаленные последствия.

Основными задачами современной начальной школы являются:

• помочь каждому ученику (и ученику с проблемами развития, и среднему ученику, и талантливому ученику) в достижении успеха, т. е. получить объективную оценку и развить индивидуальные способности;

• подготовить каждого ученика без проблем включаться во все виды общественной жизни и быть ответственным за все, что он делает либо не делает;

• дать ученикам солидную общеобразовательную основу для успешного продолжения образования и получения последующего профессионального образования в соответствии с личными потребностями, способностями и другими особенностями личности и требованиями технологического, экономического, общественного и культурного развития общества,

Большинство развитых стран провели значительные изменения начального образования с целью его улучшения. По отчетам ЮНЕСКО главные направления развития следующие: подготовка, тренировка и развитие личности учеников, дифференцированное образование и улучшение функционирования школы.

Решение вышеперечисленных задач невозможно без обеспечения доступности образования. Поэтому это направление стало центральным в деятельности ЮНЕСКО.

Всякий раз, когда речь идет о доступности образования, в частности начального школьного образования, следует понимать всю многоаспектность этого понятия. Итак, что подразумевают под доступностью начального школьного образования?

1. Правовая доступность — законодательно гарантированная возможность получения начального образования для всех детей, достигших соответствующего возраста.

2. Экономическая доступность —

финансовая возможность удовлетворения образовательных потребностей ребенка.

3. Организационная доступность — наличие организационных условий для получения начального образования.

4. Содержательная доступность, означающая, что содержание начального образования должно быть адекватно и когерентно физическим и психическим возможностям ребенка.

5. Технологическая доступность, подразумевающая, что обучение в начальной школе должно вестись с привлечением широкого диапазона образовательных технологий, вариативно предоставляя уровень сложности материала в соответствии с индивидуально-типологическими характеристиками детей данной ступени образования.

Демократические преобразования, активно развивающиеся в российском обществе, привели к серьезным изменениям и в системе начального школьного образования. Эти преобразования коснулись как организационной, так и содержательной стороны данной ступени образования.

Так, положительно зарекомендовали себя интегрированные учреждения «начальная школа — детский сад», создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, обучении и развитии детей. Активно разрабатывается концепция предшколь-ного образования, целью которого является обеспечение детей равными возможностями для последующего обучения в начальной школе. Положительные изменения наметились в становлении и распространении психологической службы для детей младшего школьного возраста. Накоплен богатый опыт разнообразных технологий здоровьесбережения и психологического сопровождения младших школьников.

Существенные изменения произошли в содержании начального образования, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значимо обогащает содержание начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.

Можно сопоставить отличительные черты начальной школы конца XX в. и то, ка-

Следует признать, что современное начальное образование в России имеет как позитивные, так и негативные тенденции своего развития, которые отражают общие процессы, происходящие в российском обществе. Решение многих проблем социально-экономического плана, от которых зависит и качество начального образования в массовой школе, возможно лишь на государственном уровне и определяется общей социальной политикой государства, которая призвана обеспечивать опережающий характер социально-экономического развитая страны, прогнозировать и предупреждать противоречия и проблемы в системе образования как социальном институте общества. В последние годы государственные органы управления образованием приняли ряд значимых мер для улучшения ситуации. Принят Закон «Об образовании», государственный стандарт начального образования, обновлены санитарно-гигиенические нормы, расширены правовые и финансовые полномочия школы, принят приоритетный национальный проект «Образование», внедряются разнообразные меры стимулирования педагогического поиска, направленного на повышение качества и престижа образования. Существующие проблемы постоянно находятся в центре внимания педагогической общественности и государственных органов управления образованием. Решение этих проблем на локальном уровне достигается в опыте лучших школ и учителей, осуществляющих творческий поиск, экспериментальную работу и имеющих высокие педагогические достижения.

Осуществляемая в последние десятилетия перестройка российского образования

кой видится начальная школа в XXI в.:

в контексте геокультурного развития сегодня привела к осознанию необходимости переосмысления вектора и хода развития, а также продолжения реорганизации ступени начального образования, ранее традиционно считавшейся наиболее благополучным звеном.

Характерная линия развития начального образования в будущем, безусловно, будет опираться на идеи гуманистической педагогики, провозглашающей:

• гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, независимо от возраста, доброжелательное и бережное отношение к каждому, исключение принуждения и насилия;

• открытость человека изменяющемуся миру;

• самоценность каждого возраста, полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития;

• индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;

• создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Актуальные проблемы, стоящие сейчас перед начальной школой, во многом будут определять облик школы будущего. Поэтому основные ее черты и особенности можно увидеть через призму тех задач, которые предстоит решить для повышения качества, доступности и эффективности начального образования.

1. Повышение эффективности управления и совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Начальное образование конца XX в. Стратегические направления начального образования XXI в.

Монополия государственного образования Сосуществование и сотрудничество государственного, негосударственного и семейного образования

«Безнациональная» унитарная школа Полиэтническая межкультурная школа толерантности

«Чистые» линии развития типов образовательных учреждений Смешанные линии развития видов образовательных учреждений в контексте непрерывного образования как социального института жизненного пути личности

Предметоцентризм Образовательные области при построении вариативных учебных планов образовательных учреждений

Отдельные альтернативные научные школы Система вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития

Монопольный учебник Вариативные системы учебников

Использование информационных технологий Формирование информационной культуры

Среди первоочередных задач, которые будут решаться в ближайшее время и которые будут влиять на дальнейший процесс реформирования образования, — обеспечение открытости исчерпывающей финансовой отчетности и информации о деятельности всех образовательных учреждений (организаций). Большое внимание будет уделено развитию общественно-гражданских форм управления в системе общего образования, в частности увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские и управляющие общественные советы. Интеграция России в европейское образовательное пространство актуализирует решение проблемы развития системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования.

Образование всегда было дотационной областью, и начальное образование, тем более, требовало и далее будет требовать поддержки со стороны государства. В ближайшее время будет изменен механизм финансирования и отныне «деньги будут следовать за учеником». Но весь мировой опыт показывает, что если все деньги будут следовать за учеником, это приведет к крайнему неравенству образовательных возможностей. Российская школа может в ближайшей перспективе столкнуться с тем, что будут закрыты множество школ, в том числе сельских, небольших школ для одаренных детей, коррекционных школ. В связи с этим будет актуально создание программы адресного финансирования начальной ступени школьного образования при активном участии общественных организаций; разработка специальной государственной программы «Начальное образование» в рамках национального проекта «Образование».

2. Обеспечение преемственности между дошкольным, предшкольным, начальным и средним звеном основной школы в русле задач непрерывного образования как фактора постоянного самосовершенствования и саморазвития личности.

Современное состояние общего образования характеризуется отсутствием единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждой его ступени с учетом их преемственности и перспективности. Недостаточное внимание к дошкольному и

младшему школьному возрасту оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем — деформацией логики всего последующего онтогенеза.

Очевидно, что многое в работе дошкольных образовательных учреждений не соответствует государственному заказу и ожиданиям социума, хотя сегодня можно говорить о явных инновационных изменениях в дошкольной образовательной системе на социальном, финансово-экономическом, организационном, программно-методическом уровнях. Но, к сожалению, большая часть содержательных «инноваций» диктуется не разумным подходом и не общей логикой развития ребенка, а часто соображениями конъюнктурного характера: имеют место случаи переноса школьных методов обучения в дошкольные учреждения, детям предлагаются дополнительные «модные» платные курсы неадекватного возрасту содержания, что приводит к частичному ограничению финансовой и содержательной доступности.

Только вдумчивый поиск новых подходов и технологий, опирающихся на целостную научную картину детства, открывает пути более полной реализации потенциала каждого ребенка. Дошкольное образование не должно подменять собой начальную школу и сводиться к усвоению определенных знаний и умений. В этом случае качественные образовательные услуги на этапе приема детей в школу предполагают создание условий, обеспечивающих равенство стартовых возможностей для детей из разных социальных групп. При этом речь идет не о «выравнивании» детей по сумме освоенных ими знаний. Аналитические материалы свидетельствуют о том, что раннее и дошкольное детство следует рассматривать как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Не использовать его или употребить не по его внутреннему назначению, по меньшей мере, недальновидно.

По данным Министерства образования и науки РФ, уровень охвата детей дошкольными учреждениями составил на конец 2004 г. в среднем только 59% (тогда как тот же показатель в 1990 г. равнялся 70%). При этом лишь 55% детей 5-летнего возраста посещают детские сады. Среди детей, приходящих в начальную школу, ос-

новную массу составляют дети со 2-й группой здоровья, растет количество детей, имеющих разнообразные проблемы в развитии. Усилившиеся процессы миграции приводят к этническому, языковому и религиозному разнообразию учебных групп. Все это приводит к разному уровню подготовленности детей и приносит школьному учителю в 1-м классе массу проблем в организации и реализации образовательного процесса. Единственный выход из сложившейся ситуации — создание наиболее благоприятных условий для полного охвата детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой. Для этого, по всей вероятности, придется использовать не только детские сады, но и другие типы образовательных учреждений (школы, учреждения дополнительного образования и др.), предварительно предусмотрев создание в них необходимых условий (предметно-развивающей среды, учебно-материальной базы, игровой зоны и т. п.). Пред-школьное образование только тогда будет эффективным, когда оно будет развиваться как профилактическая программа, целью которой является предупреждение реальных школьных трудностей ребенка на начальном этапе школьного обучения.

Проблема преемственности имеет для начальной школы и вторую грань — подготовка младших школьников к продолжению образования в среднем звене. С ее решением связано уточнение, более четкое определение целей и принципов организации обучения и воспитания младших школьников в начальной школе. В то же время от ее решения зависит успешность обучения детей на следующих ступенях развития.

На наш взгляд, существующие противоречивые позиции педагогов и психологов, организационная разорванность в структуре управления школой, несбалансированность программ, учебников, пособий, методов и приемов обучения свидетельствует, в первую очередь, о недостаточной изученности этой проблемы именно в современной психологии. Психологическая готовность к продолжению обучения является только одним из аспектов решения проблемы подготовки детей к обучению в средней школе. Подготовка детей к дальнейшему саморазвитию — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Но в

структуре этой задачи определение психологической готовности ребенка к продолжению обучения, педагогических условий для дальнейшего развития ребенка как субъекта образовательного процесса являются базовыми и центральными.

Новым и, несомненно, более прогрессивным подходом выступает поиск критериев готовности через изучение психологических новообразований, генетически формирующихся в учебной деятельности, оценку их влияния на становление полноценной учебной деятельности, степень преобразования личности младшего школьника в субъекта учебной деятельности. К этому подходу относятся работы проф. А. И. Раева, Л. А. Матвеевой, Г. И. Вергелес, где исходной единицей анализа психологической готовности к продолжению обучения выступает специфика младшего школьного возраста, взятая в общем контексте онтогенеза личности, обусловливающая основные линии психического развития ребенка в этом возрасте и тем самым создающая возможность перехода к новой, более высокой форме жизнедеятельности.

3. Изменение приоритетов начального образования в направлении оптимизации процессов социализации ребенка для подготовки к эффективной жизнедеятельности в условиях открытого общества.

Дальнейшее развитие системы образования и, в частности, начальной ступени станет успешным, если будет определена общенациональная система ценностей и приоритетов, координирующая деятельность различных субъектов воспитания (школы, учреждений дополнительного образования, СМИ, правоохранительных органов, спортивных секций, армии и т. д.) на разных этапах непрерывного образования.

Для начального образования, как базовой ступени становления личности растущего человека, приоритетным будет воспитание с сохранением традиционных задач воспитания любви и уважения к своей Родине, к своей семье, к окружающим людям, включая лиц другой национальности; потребности в охране природы родного края, в созидательной деятельности, любви к труду.

Необходимо активизировать разработку новых воспитательных подходов и новых педагогических методик, гарантирующих

повышение духовности учащихся через ориентацию на традиционно-национальные и общечеловеческие ценности, через гуманизацию межличностных отношений и становление активной жизненной позиции. Образовательный процесс в начальной школе все в большей степени должен быть направлен на подготовку к самообразованию через развитие познавательной активности, творческих способностей ребенка, формирование умений планировать, анализировать, делать обобщения, осуществлять самоконтроль.

Современная начальная школа должна стать отправной точкой в построении траектории личностного развития современного ребенка. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен восприниматься как абсолютная ценность; учителю необходимо создавать такие воспитательные ситуации, которые активизируют развитие личностно-смысловой, духовно-нравственной, ценностно-эстетической сфер личности, давать возможность проявиться самостоятельности, независимости, творчеству ребенка, создать у него потребность в самосовершенствовании и постоянной работе над собой.

Популяризация идей культуры здоровья и здорового образа жизни тоже будет одной из приоритетных задач начальной школы в ближайшей перспективе. Базис этого направления работы должен быть обеспечен в начальной школе посредством создания и целенаправленного внедрения целостного комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых разными специалистами в рамках учебного и свободного времени учащихся.

4. Инновационное развитие организации, содержания и технологий начального образования с учетом задач интеграции современного человека в открытое общество.

В рамках реализации концепции модернизации образования в России разработан федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, который должен прийти на смену ныне действующим стандартам. Особое внимание в стандартах начального общего образования уделяется формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности при освоении учебного содержания. Эти изменения, безусловно, найдут отражение в

содержании образования и контроля качества подготовки младших школьников.

По мнению исследователей проблем начальной школы, в ближайшем будущем ее ожидают изменения в области организации и методов обучения младшего школьника. Реформирование начальной школы будет связано, в первую очередь, с дальнейшей трансформацией классно-урочной системы и форм взаимодействия педагога с учащимися, изменением системы оценивания личных достижений учащихся. Особенно важно введение новых активных форм организации и методов обучения новым учебным предметам — информатике и иностранному языку со 2-го класса, которые призваны обеспечить подготовку растущего человека к интеграции в Открытое общество. При этом сохранится актуальность обеспечения высокого качества обучения русскому языку в школах Российской Федерации, языку, который является государственным и обеспечивает наибольший круг общения человека и его самореализацию. Это в наибольшей степени будет касаться такой категории учащихся, как дети мигрантов, количество которых по данным социологов постоянно растет и которые все чаще приходят в массовую начальную школу, не владея государственным языком — русским.

Будет активно развиваться внедрение в начальное образование современных информационных ресурсов и технологий. Это для России неизбежно по причине ряда факторов: огромные территории, средоточие научно-технических центров в крупных городах, новые потребности населения по отношению к содержанию и технологиям образования, усиление миграции населения и т. д. В рамках реализации национального проекта «Образование» происходит глобальная компьютеризация учреждений образования и доступ к информационным ресурсам станет возможным не только для учащихся старшего и среднего звена общеобразовательной школы, но и для младших школьников. Процесс образования в начальной школе будет значительно трансформироваться в связи с активным внедрением инновационных информационных технологий в деятельность учителя. Преимущественно видоизменится сам процесс подготовки педагога к уроку, изменится диапазон средств наглядности, расширится психолого-педаго-

гическое и методическое сопровождение педагогической практики за счет появления дистанционных форм консультирования учителя начальной школы различными специалистами и научно-исследовательскими работниками. Это не только может позволить обеспечить доступ к качественному образованию детей с разными возможностями (проживающим в сельской местности, в поселках и маленьких городах, детям с ограниченной свободой перемещения, инвалидам, русскоязычным детям в странах СНГ и дальнего зарубежья и т. п.) и способностями, но и обеспечит России достойное место на мировом рынке образовательных услуг. Таким образом, создание системы дистанционного консультирования при реализации образовательного процесса в начальной школе будет способствовать решению сразу двух глобальных проблем образования — повышение качества обучения и реализация принципа доступности.

5. Создание системы управления качеством начального образования, определение критериев целостного развития младшего школьника и инструментария системной диагностики качества начального образования.

Международная организация по стандартизации определяет понятие «качество» как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Качество образования в Национальной доктрине образования трактуется как качество «образовательных услуг» (т. е. элементов образовательного процесса) и качество «образовательных программ» (т. е. содержания образования). Таким образом, система качества образования в начальной школе может быть представлена тремя основными элементами: качеством обучения младших школьников, качеством организации образовательного процесса, качеством условий образования. Отсюда следует, что качество начального общего образования — понятие многомерное, подразумевающее определенную структуру, составляющими которой являются:

• качество среды/условий реализации образовательного процесса;

• качество содержания преподавания;

• качество технологии образования;

• качество преподавания;

• качество результативности — образованности личности младшего школьника.

Проблема контроля качества начального образования сегодня требует не только переосмысления, но и практического решения на государственном уровне. Те показатели, которые используются сейчас для оценивания качества образовательного процесса в начальной школе, сохраняют ряд существенных недостатков. Во-первых, все эти показатели «спрятаны» в системе показателей качества общего образования. Нет системы критериев оценки деятельности именно начального звена, учитывающей характерные особенности этой ступени обучения. Во-вторых, среди используемых показателей нет тех, которые бы оценивали мнение потребителей образовательных услуг начальной школы о степени готовности выпускников начальной школы к продолжению образования на следующей ступени (родители детей и учителя среднего звена). Совокупность используемых показателей не обладает полнотой и не позволяет системно анализировать качество образовательного процесса. Начальное образование находится сегодня в ситуации, когда обновляющееся содержание, носящее личностно-ориен-тированный характер, вступает в противоречие с прежними критериями оценки и контроля. Критерии и формы оценивания могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем, учениками и родителями в рамках единой оценочной политики школы и семьи.

Кроме того, интеграция российской образовательной системы в европейское образовательное пространство диктует создание такой системы оценивания качества начального образования, которая была бы согласованной с системами, используемыми развитыми европейскими странами.

6. Реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов начальной школы.

В сфере многоуровневой подготовки специалиста начального образования также необходимы существенные изменения. Современной начальной школе требуется учитель нового типа, мобильный и высокочувствительный к развивающимся многообразным потребностям ребенка. Непременным требованием к личности учителя начальных классов является то, что он должен быть высококультурным человеком, т. е. не только воспринимать ценно-

сти человеческой культуры, но и воплощать в повседневном общении с людьми высокие нравственные принципы, которые приобретаются в соприкосновении со всем многообразием мира культуры. Это подразумевает:

• понимание мотивов действий и поведения, психологического состояния ученика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• открытость учителя для общения и сотрудничества с детьми;

• умение создать и корректировать образовательную среду ребенка;

• потребность в инновационной деятельности;

• осознание педагогической деятельности в качестве главной сферы своего нравственного и мировоззренческого определения.

Учителя, способного ответить на вызовы будущего, может сформировать только система высшего педагогического образования, в рамках которой обеспечивается фундаментальная подготовка по всем дисциплинам, преподаваемым в начальной школе. Выстраивание такой системы будет продолжаться в соответствии с передовой мировой практикой в контексте Болонского процесса, оно должно стать более мобильным и открытым. Задачи и содержание подготовки будущего учителя будут не только приближены к мировым образовательным стандартам, но все в большей степени приблизятся к отражению реальных потребностей регионов.

Необходимо расширять использование инновационных информационных средств, интернет-технологий в образовании, активных методов обучения; целенаправленно моделировать проблемные ситуации, возникающие в профессиональном поле и провоцирующие состояние напряжения стрессового характера, сопровождающее педагогическую деятельность, где студент мог бы развить качества, ведущие к успеху в профессиональной деятельности и обеспечивающие личностную мобильность и конкурентоспособность в будущем. В профессиональной подготовке учительства должны найти свое место научно-обоснованные диагностические методики раннего выявления профессиональной пригодности; знакомство с ходом профессио-

нального развития и рисками профессиональной деятельности.

Произойдут и существенные изменения в системе повышения квалификации работников образования. Будут развиваться программы подготовки учителей-тьютеров (учителей-наставников), направленные на решение задач взаимодействия учителей начальных классов и опытных практиков; учителей-модераторов, учителей-консультантов, которые активизируют взаимное обучение педагогов, овладение опытом эффективной передачи профессионального мастерства.

Итак, современная система начального образования в России работает в режиме развития. Она первой испытывает положительные сдвиги, и первой определяет пути дальнейшего развития средней школы. Потенциала у педагогов-теоретиков и педагогов-практиков для инновационного развития достаточно. Основным стимулом такого развития являются дети — их новые потребности, интересы, отношения. Именно состояние детской души было и остается основным показателем успешности системы начального образования. Инновационные процессы, модернизация, творческий поиск учителей — это ведущая тенденция развития российского образования. На этом пути российская педагогика и педагогическая практика преодолела самоизоляцию и, сохранив национальные традиции русского образования, активно впитывает все ценное и перспективное, чем обладает европейская, американская и восточная педагогическая культура. Принцип открытости педагогической системы все активнее реализуется на всей территории России.

Вместе с тем система образования как достаточно консервативная сфера медленно принимает и воплощает новые идеи, но повышенное внимание со стороны государства, необходимость формирования новых качеств образованного человека в условиях информационного общества и, конечно, российская традиция качественного фундаментального образования позволяют надеяться, что ситуация в современном образовании скоро изменится в лучшую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.