Научная статья на тему 'Доступная среда как фактор формирования правосознания инвалидов по зрению'

Доступная среда как фактор формирования правосознания инвалидов по зрению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / JUSTICE / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / VISUALLY IMPAIRED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коротких М. Н.

В статье рассмотрено влияние создания доступной среды для жизнедеятельности в социуме инвалидов по зрению на формирование правового сознания лиц с ограниченными возможностями зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSIBLE ENVIRONMENT AS A FAKTOR OF LEGAL VISUALLY IMPAIRED

In the article the impact of creating an accessible environment for life in society of visually impaired people on the formation of legal consciousness of people with impaired vision.

Текст научной работы на тему «Доступная среда как фактор формирования правосознания инвалидов по зрению»

кадастр недвижимости, орган кадастрового учета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляет указанные выше сведения в органы ФНС России.

Для целей налогообложения, согласно статье 391 Налогового кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется (устанавливается) в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Минфин России, также акцентируя внимание на том, что законодательством не предусмотрено специального порядка определения налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода, указал: если изменения в части кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр в течение налогового периода на основании решения суда (комиссии), то измененная кадастровая стоимость применяется в целях исчисления земельного налога по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. Однако в том случае, если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.

Таким образом, разъяснения финансового ведомства свидетельствуют о том, что исчислять земельный налог с применением измененной кадастровой стоимости в течение налогового периода необходимо только со следующего налогового периода (а не в том, в котором произошли изменения).

С 22.07.2014 г. правовая неопределенность в данном вопросе устранена. Статья 24.20 дополнена нормой, закрепляющей, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Литература

1. Российская газета. 1998. 6 авг.

2. Российская газета. 2000. 22 апр.

3. Решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-9471/2014, А32-9916/2014.

4. О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ // Российская газета. 2010. 26 июля.

5. С 06.08.2014 г. дела об оспаривании кадастровой стоимости изъяты из компетенции арбитражных судов и переданы судам общей юрисдикции.

6. Российская газета.2012. 6 авг.

7. http://www.arbitr.ru/

8. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2013 г. по делу № А33-18290/2012.

9. О земельном налоге: Письмо> ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149 (вместе с <Письмом> Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 // http://www.nalog.ru; Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 15 декабря 2011 года // СПС «Консультант Плюс».

10. Актуальная бухгалтерия. 2014. 30 мая.

References

1. Rossijskaja gazeta. 1998. 6 avg.

2. Rossijskaja gazeta. 2000. 22 apr.

3. Reshenija Arbitrazhnogo suda Krasnodarskogo kraja po delu № A32-9471/2014, A32-9916/2014.

4. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ocenochnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii'' i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon ot 22.07.2010 N 167-FZ // Rossijskaja gazeta. 2010. 26 ijulja.

5. S 06.08.2014 g. dela ob osparivanii kadastrovoj stoimosti iz#jaty iz kompetencii arbitrazhnyh sudov i peredany sudam obshhej jurisdikcii.

6. Rossijskaja gazeta.2012. 6 avg.

7. http://www.arbitr.ru/

8. Postanovlenie FAS Vostochno-Sibirskogo okruga ot 15.12.2013 g. po delu № A33-18290/2012.

9. O zemel'nom naloge: Pis'mo> FNS Rossii ot 19.07.2013 N BS-4-11/13149 (vmeste s <Pis'mom> Minfina Rossii ot 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 // http://www.nalog.ru; Raz#jasnenija Departamenta innovacionnogo razvitija i korporativnogo upravlenija Minjekonomrazvitija Rossii po voprosam opredelenija kadastrovoj stoimosti ot 15 dekabrja 2011 goda // SPS «Konsul'tant Pljus».

10. Aktual'naja buhgalterija. 2014. 30 maja.

Коротких М.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет ДОСТУПНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Аннотация

В статье рассмотрено - влияние создания доступной среды для жизнедеятельности в социуме инвалидов по зрению на формирование правового сознания лиц с ограниченными возможностями зрения

Ключевые слова: правосознание, доступная среда, инвалиды по зрению.

Korotkikh M.N.

PhD, associate professor, Southwestern State University ACCESSIBLE ENVIRONMENT AS A FAKTOR OF LEGAL VISUALLY IMPAIRED

Abstract

In the article - the impact of creating an accessible environment for life in society of visually impaired people on the formation of legal consciousness of people with impaired vision.

Keywords: justice, accessible environment, the visually impaired.

Люди с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе представляют, пожалуй, самую социально незащищенную категорию. Вместе с тем, это довольно значительная часть нашего общества, для которой необходимо обеспечить достойные условия проживания и социализации. Так по состоянию на 2012 г. в Российской Федерации насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны [5]. В 2009 г., в Центральном Федеральном округе зарегистрировано 25,6 незрячих на 10 тысяч взрослого населения [6].

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании» и другими законодательными актами сформулированы

95

магистральные направления в сфере создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для инвалидов по зрению. Основополагающим прикладным подзаконным актом является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181 -р, которым утверждена программа «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в новой редакции.

В данной программе довольно подробно раскрываются цели и задачи, а также и индикаторы, позволяющие определить успешность её реализации.

Вместе с тем, на наш взгляд, в программе практически ничего не сказано о проблемах формирования правосознания инвалидов по зрению и созданию доступной среды именно в сфере правового просвещения и участия лиц с ограниченными возможностями зрения в формировании правового поля «безбарьерности».

Представляется, что для комплексного решения проблемы создания безбарьерной среды для инвалидов по зрению способствующей формированию нормального правосознания, хотя ряд авторов отмечают, что невозможно установить понятие «нормы» правосознания [3], в первую очередь необходимо выявить специфику восприятия окружающего мира инвалидами по зрению. Так исследователями отмечается, что примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Однако это не значит, что при слепоте и глубоких нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений, так как некоторые анализаторы могут отражать одну и ту же сторону и те же качества предмета, что и зрение. Так, например, осязание и зрение позволяют выяснить форму, протяженность, величину объекта.

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри-и межанализаторских связей, к изменению доминирования сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится активное осязание во взаимодействии с другими сохраненными сенсорными модальностями [7].

Вместе с тем, какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушением зрения, она обнаруживает сложную организацию, отражающую взаимодействие различных анализаторов и их взаимное влияние в процессе формирования образов. А сам образ представляет собой знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей [7].

Хотелось бы отметить, что на формировании личности незрячего человека в целом, и правосознания в частности, огромное влияние оказывает то, в каком возрасте было потеряно зрение.

В науке выделяют две категории лиц, имеющих нарушения зрения: слепорожденные и ослепшие. Дети с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет, как правило, не имеют зрительных представлений (у детей, рано ослепших не сохраняются зрительные образы), и весь процесс психологического развития осуществляется на основе ограниченной сохранной сенсорной системы. Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики.

Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности и образуют иные, опосредованные системы связей при компенсации дефекта.

Таким образом, момент начала повреждающего воздействия является важным специфическим фактором психического развития детей и взрослых с нарушением зрения[8].

Рассматривая проблему самооценки у лиц со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. К ним тифлопсихологи относят особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т.д. Л.С. Выготский подчеркивает, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. К их числу может принадлежать негативное самоотношение, которое формируется в результате реакции личности на зрительное нарушение

[4].

Оценка себя как инвалида, ограниченного в своих возможностях, имеет глубокие социально-психологические последствия. Причинами появления «комплекса неполноценности» является по данным исследований Штайнберга чувство «переживание дефекта» человеком со зрительной патологией, находящегося в обществе зрячих. Оно заключается в наличии психологической напряженности, состояния «быть отличным от других».

Данные проявления формируются у лиц с расстройствами зрения и под влиянием неадекватных установок общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Одна из них, по мнению ряда авторов Р. Гайтлене, В.П. Гудониса, С. Кари, А. Майсоневуве и др., заключается в том, что существует устойчивый стереотип о слепых в обществе. «Темнота» - как образ мировосприятия незрячих делает их в глазах окружающих несчастными, ограниченными в своих возможностях людьми. Данная точка зрения ставит их в условия изоляции и дискомфорта, является мощным психотравмирующим фактором. Так, Э. Келлер отмечала, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к незрячим. При этом по сведениям американского ученого Р. Резник - 32 % незрячих относятся к слепоте как к преимуществу (государственные льготы, гарантии), 52 % - расценивают ее как неудобство, и лишь 7 % как самое тяжелое и плохое испытание [1].

Причинами неадекватного самовосприятия считается реакция личности на хроническую психотравматирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничением возможностей контактов, вследствие депривации. Эта тенденция усугубляется в условиях неблагоприятного развития, в частности отсутствием четко установленных правовых основ для становления и самореализации личности студентов в образовательных учреждениях.

Как отмечается рядом исследователей, на процесс формирования правового сознания молодого человека решающее влияние оказывают следующие социальные факторы: а) непосредственные условия жизни и работы; б) организованная система обучения и воспитания; в) средства массовой информации; г) государственная молодежная политика. При этом динамика доминирующих в правовом сознании молодежи взглядов напрямую связана со складывающейся социально-экономической и политической ситуацией в обществе. Соответственно и радикальное воздействие на эту динамику в желательном для общества направлении возможно лишь в контексте конкретных позитивных изменений в общественном развитии. В противном случае правовое сознание молодежи может легко подвергаться деформации [2]. В связи с этим в специализированных образовательных учреждениях для лиц с ограниченными возможностями, так как они являются практически единственными положительно ориентированными субъектами этого процесса, особое внимание должно уделяться повышению уровня правовой культуры, правосознания студентов, в том числе и путем создания системы локальных актов позволяющих обучающимся активно участвовать в организации образовательно-реабилитационного и воспитательного процесса.

Литература

1. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности: учебно-методическое пособие / Л.П. Гримак. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Педагогика, 2005. 241 с. - С.79

2. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретикоправовой аспект. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 21 с. - С. 11-12

3. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 158—159.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - 5-е изд. 2008. 687 с. - С.84

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 49 ст. 6900

96

6. Российская офтальмология онлайн [Электронный ресурс] URL: http://www.eyepress.ru/article.aspx?8868 (дата обращения:

15.11.2014)

7. Специальная психология: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / [В.И. Лубовский, В.Г. Петров, Т.В. Розанова и др.]; под ред. В.И.Лубовского. - 6-е изд., испр. И доп. - М., 2009. - С.201 - 331

8. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.,1997.

References

1. Grimak L.P. Obshhenie s soboj: nachalo psihologii aktivnosti: uchebno-metodicheskoe posobie / L.P. Grimak. Izd. 3-e, pererab. i dop. - M.: Pedagogika, 2005. 241 s. - S.79

2. Kalandarishvili Z.N. Deformacija pravovogo soznanija molodezhi i juridicheskie sposoby ee preodolenija: teoretiko-pravovoj aspekt. Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. SPb., 2004. 21 s. - S. 11-12

3. Lukasheva E.A. Socialisticheskoe pravosoznanie i zakonnost'. M., 1973. S. 158—159.

4. Nemov R.S. Psihologija. V 3 kn. Kn. 1: Obshhie osnovy psihologii: Uchebnik dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. - 5-e izd. 2008. 687 s. - S.84

5. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 nojabrja 2012 g. N 2181-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 dekabrja 2012 g. N 49 st. 6900

6. Rossijskaja oftal'mologija onlajn [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.eyepress.ru/article.aspx?8868 (data obrashhenija:

15.11.2014)

7.Special'naja psihologija: uchebnik dlja stud. Vyssh. Ucheb. Zavedenij / [V.I. Lubovskij, V.G. Petrov, T.V. Rozanova i dr.]; pod red. V.I.Lubovskogo. - 6-e izd., ispr. I dop. - M., 2009. - S.201 - 331

8.Jaroshevskij M.G. Istorija psihologii. - M.,1997.

Косицына В.М

Аспирант Российской таможенной академии

СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Аннотация

В статье дается определение контрабанды, рассматривается правовая основа взаимодействия таможенных органов РФ с другими правоохранительными органам, как РФ, так и государств-членов Таможенного союза в борьбе с контрабандой, преступлениями в сфере таможенного дела.

Ключевые слова: Контрабанда, Таможенный союз, правоохранительные органы, правовая основа, взаимодействие.

Kositsyna V.M

Graduate student of Russian Customs Academy

SUMMARY AND BASIS OF CUSTOMS COOPERATION WITH RUSSIA RIGHT-ENFORCEMENT RUSSIAN FEDERATION, OF - MEMBERS OF THE CUSTOMS UNION IN THE STRUGGLE AGAINST SMUGGLING, CUSTOMS

CRIMES-GO BUSINESS

Abstract

This article discusses the legal basis of the interaction of PR-agencies of internal Affairs of the Russian Federation with the customs authorities of the Customs Union in the fight against trafficking in cultural values.

Keywords: Smuggling, the Customs Union, the Bodies of internal Affairs of the Russian Federation, the legal basis for the interaction.

Контрабанда (итал. contrabando, от contra - против и bando - правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.

Как только появились границы между государствами, сразу же нашлись и желающие незаконно переправлять через эти границы товар, не платя никаких пошлин и таможенных сборов.

Борьбой с контрабандой в России занимаются больше десятка ведомств: таможня, ФСБ, пограничники, полиция. Контрабандистов ловят, сажают, выписывают огромные штрафы, впечатывают лицом в пол, при захватах нечистых на руку людей, но все равно, не переводятся пограничные мошенники.

Первые годы советской власти, когда в стране и холодно и голодно, сюда везли все - начиная от пуговиц и кастрюль, кончая одеждой и едой. Не было ничего. Навести порядок на границе смогли только введя за контрабанду высшую меру - расстрел, как за измену родине. Главное, что толкает корыстных людей рискнуть провести товар не заплатив государству налог - это огромная прибыль, а там, где речь идет о деньгах, еще и больших, ухищрения, уловки по самому высшему разряду. Поэтому на подготовку главных «выявителей» контрабанды государство в любой стране мира тратит колоссальные ресурсы и Россия не исключение.1^].

В Астане 5 июля 2010 года было подписано Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза, которое определяет способы и формы взаимодействия таможенных органов в целях раскрытия преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства стран его членов, а также порядок направления таможенными органами запросов и поручений по делам об административных правонарушениях с учётом особенностей уголовного и административного процессуальных производств.2 [2].

Соглашение призвано обеспечить единообразие в применении таможенного законодательства Таможенного союза при квалификации преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. Соглашение предусматривает совместное издание таможенными органами государств - членов Таможенного союза методических материалов, касающихся правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, а также обучение сотрудников таможенных органов и повышение их квалификации.

Подписание Соглашения обусловлено необходимостью формирования правовой базы Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества с учетом экономический интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

В целом Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 06.07.2010 на основании п. 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 48 с учетом изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. Однако в

1 Борисов С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин // Деньги и кредит. 2013. №8. С. 33

2 Ходанов А.И. Законодательное обеспечение борьбы с контрабандой культурных ценностей // Юридические науки. -2013. № 5, - 102 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.