Научная статья на тему 'Земельный налог как инструмент экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации'

Земельный налог как инструмент экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1732
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудник Д. В.

Статья посвящена изучению основ налогообложения земель в Российской Федерации как элемента государственного экономического управления земельными ресурсами. В статье рассматривается динамика развития отношений по применению земельного налога в качестве инструмента экономического управления в сфере использования и охраны земельных ресурсов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельный налог как инструмент экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации»

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.В. ДУДНИК ,

кандидат экономических наук, доцент, Российская Академия Правосудия, 117418, Москва, ул.Новочеремушкинская, д.69а

Статья посвящена изучению основ налогообложения земель в Российской Федерации как элемента государственного экономического управления земельными ресурсами.

В статье рассматривается динамика развития отношений по применению земельного налога в качестве инструмента экономического управления в сфере использования и охраны земельных ресурсов Российской Федерации.

Ключевые слова: земельный налог; государственное экономическое управление; земельные ресурсы.

Коды классификатора JEL: Ж1, Ж6, 04.

Земельный налог имеет налоговую природу, он ежегодно уплачивается собственниками земельных участков, землевладельцами и землепользователями, за исключением арендаторов (которые платят арендную плату).

Земельный налог представляет собой обязательный индивидуально безвозмездный платеж, устанавливаемый Налоговым кодексом, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории соответствующих муниципальных образований за исключением тех, на которых действуют специальные налоговые режимы, освобождающие от уплаты земельного налога [11].

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, который формирует доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации [2, ^ 27].

При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (органы законодательной (представительной) власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых законах могут самостоятельно определять налоговые ставки, однако их размер не может превышать:

0,3% по землям, которые используются для нужд сельского хозяйства или заняты жилым фондом (его инфраструктурой); 1,5% по другим земельным участкам, а также порядок и сроки уплаты налога. Сама же формула расчета земельного налога довольно проста, и плательщики самостоятельно могут рассчитать сумму налога:

Сумма земельного Площадь земельного х Кадастровая цена х Ставка налога

налога участка земли

Кроме того, местные власти имеют право устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Субъектами налогообложения (плательщиками налога) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды [1].

Согласно НК РФ, под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица могут быть индивидуальными предпринимателями.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты [14, с 244].

Следует иметь в виду, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями [3, с. 192, 194].

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, поскольку единый налог заменяет собой только уплату налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, являются плательщиками земельного налога, то есть исчисляют и уплачивают его на общих основаниях.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога.

© Д.В. Дудник, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

124

Д.В. ДУДНИК

В соответствии с главой «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ не освобождаются от уплаты земельного налога и плательщики единого налога на вмененный доход [16].

Дополнительные сложности в процессе взимания земельного налога возникают при определении момента возникновения права на земельный участок у правообладателя, поскольку регистрация договоров и иных сделок с землей имеет некоторые особенности. Ее проведение удостоверяется штампом регистрационной надписи на оригинале документа, выражающего содержание сделки (договор аренды, договор безвозмездного срочного пользования и т.д.). Как правило, одновременно с регистрацией сделки регистрируется и право, возникшее на основании этой сделки. В этом случае правообладателю выдается свидетельство, а в штампе регистрационной надписи на документах указывается вид зарегистрированного права. Если государственная регистрация сделки совершена, но право при этом не возникло (например, в силу установленных в договоре условий), свидетельство не выдается (при этом в штампе делается соответствующая запись).

В связи с этим возникает очень распространенная проблема, так как права и обязанности, установленные Земельным кодексом РФ, в том числе и по уплате земельного налога и арендных платежей, у субъектов земельных правоотношений возникают с момента приобретения прав на земельный участок.

В этой связи возникает практическая и одновременно теоретическая проблема определения момента начала фактического землепользования, которое, как правило, осуществляется с даты издания акта о предоставлении земельного участка и задолго до регистрации права. Это обусловлено необходимостью взимания земельного налога, основанием которого является документ, удостоверяющий права на земельные участки.

Интересными в этой связи следует считать опыт Краснодарского края. Так, Законом Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 5 ноября 2002 г. № 532-КЗ [12], установлен принцип обязательности получения документов о правах на земельные участки.

В соответствии со ст. 11 указанного закона, права на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и земельным законодательством.

В решении о предоставлении земельного участка указывается предельный срок, в течение которого лицо, получившее земельный участок, должно обратиться в учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок. В пределах установленного срока указанное лицо обязано уведомить орган, принявший решение о предоставлении земельного участка, о факте обращения в учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, путем направления копии расписки в получении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права. В случае невыполнения вышеназванных требований по истечении установленного срока решение о предоставлении земельного участка подлежит отмене [5].

Считаю целесообразным закрепить данную норму на федеральном уровне путем внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно статье 15 Земельного Кодекса РФ, земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, являются их собственностью.

Объектом обложения земельным налогом согласно статье 389 Налогового Кодекса РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге — в пределах города), на территории которого введен налог.

Земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке, уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1 Земельного кодекса РФ) [7].

Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Более же полно географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка закреплены в документах государственного земельного кадастра [6].

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в специально созданной системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного Кодекса РФ для того чтобы земельный участок стал объектом земельных и гражданских правоотношений и, как следствие, был признан объектом налогообложения, он должен быть индивидуально определен: иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все эти данные учитываются в системе земельного кадастра.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель и присвоения ему соответствующего номера.

Следовательно, если земельный участок не включен в Государственный земельный кадастр в порядке, установленном статьей 70 Земельного Кодекса РФ и Федеральным законом от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», то, объектом налогообложения он признаваться не может [8].

Кроме того, в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса РФ не признаются объектом налогообложения все земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не все, а только:

♦ занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

♦ предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

♦ в пределах лесного фонда;

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

125

❖ занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами).

Отдельно следует рассмотреть порядок определения налоговой базы, который отличается от порядка, предусматривавшегося Законом РФ от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю», определявшего, что налоговой базой является площадь земельного участка. В настоящее время налоговая база по нормам главы 31 Налогового Кодекса РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, а размер налога рассчитывается как процент от этой кадастровой стоимости.

Что касается порядка определения налоговой базы, то она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки [15, с. 109].

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, поступающих в налоговую инспекцию от служб, которые ведут государственный земельный кадастр и регистрируют права на недвижимое имущество и сделки с ним, а также от органов муниципальных образований [16].

Это означает, что для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (либо являющимися, но не использующими землю в предпринимательской деятельности), налоговая база определяется налоговыми органами.

А налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности [4, с. 16, 17].

Также в Налоговом Кодексе, в главе 31, содержится ряд льгот, освобождающих некоторых субъектов налогообложения от уплаты земельного налога, к ним относятся:

❖ организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

❖ организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

❖ религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

❖ общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

❖ организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

❖ организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

❖ физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В ст. 57 Конституции РФ определено: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». В развитие данной нормы Закон РФ от 11 октября 1991 года «О плате за землю» (в редакции до 2002 года) устанавливая налоговую обязанность, четко определял основные элементы земельного налога. В настоящее время основные элементы налоговых отношений регламентируются действующим налоговым законодательством, однако в научной среде существует мнение о необходимости придания земельному налогу четкого «фискального статуса» [10, с. 241-255] в целях включения земли и земельных ресурсов в систему рыночной оценки их стоимости, а это пока сделано не в полной мере. Но для этого необходимо внести дополнительные изменения в действующие законодательство в связи с оценкой земли и земельных ресурсов.

В целях совершенствования правового регулирования установления и взимания земельного налога и повышения его экономической эффективности, целесообразно, на мой взгляд, принять следующие меры:

❖ органам местного самоуправления необходимо подготовить экономическое обоснование ставок земельного налога и тем самым снять риск будущих претензий к произвольному установлению налоговых ставок;

❖ внести изменения в ст. 65 Земельного кодекса РФ, закрепив в ней понятие кадастровой стоимости, а также периодичность ее пересмотра с указанием органов, компетентных утверждать порядок пересмотра результатов кадастровой оценки;

❖ дать более подробное и регламентированное разъяснение п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, согласно которому «в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости»;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

126

Д.В. ДУДНИК

♦ нормативно закрепить на уровне федерального закона методологические основы установления арендной платы за пользование земельными участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что земельный налог является ключевыми элементом механизма платного землепользования.

Кроме того, сменилась не просто методика расчета земельных платежей, а наступил период рыночного платного использования земель, первый этап которого — ликвидация недостатков в законодательстве и доработка механизма взаимодействия власти и землепользователя — должен быть экономически обоснованным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова А. Земельный налог: между прошлым и будущим // Практическая бухгалтерия. 2006. № 1. С. 5-7.

2. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: Волтерс Клувер, 2006.

3. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

4. Голикова Е. Земельный участок: правовые и налоговые аспекты // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. № 26. С. 16. 17.

5. Гряда Э.А. К вопросу о проблемах правового регулирования земельных отношений в субъектах РФ // СПС «Гарант»:версия «Платформа Б 1.», 2007.

6. Евсегнеев В.А. Земельный кадастр: вопросы правоприменения // Право и экономика. 2006. № 1. С. 29.

7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 8 ноября 2007 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2007. № 46. Ст. 5553.

8. Зуйкова Л. Земельный налог: новое прочтение // Новая бухгалтерия. 2005. № 1. С. 17-19.

9. Ильюшихин И.Н. Перемены в правовом регулировании земельного налога // Ваш налоговый адвокат. 2005. № 5. С. 12.

10. Кухтин П.В. Управление земельными ресурсами: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

11. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

12. Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-КЗ с изм. и доп. от 25 июля 2007 года // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2002. № 40. С. 53; Кубанские новости. 2007. 9 августа.

13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 октября 2003. № 34 // Вестник ВАС РФ. 2003. № 10. С. 24.

14. Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002.

15. Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. СПБ.: Питер, 2007.

16. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа П.», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.