Научная статья на тему 'Особенности оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке'

Особенности оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / CADASTRAL VALUE / CADASTRAL VALUATION / LAND PLOT / LEGAL PROCEEDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелева Ю. А.

В статье рассмотрены актуальные вопросы порядка оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, учитывая новеллы законодательства 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES CHALLENGE THE CADASTRAL VALUE OF LAND IN COURT

The article consideres current issues of legal proceeding contesting the cadastral value.

Текст научной работы на тему «Особенности оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке»

2. Resolution of the Federal Arbitration Court of the Central District of 03.20.2014 on the case number A14-11443 / 2010 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ACN;n=78757 (treatment date 11/04/2014)

3. Federal Law of 02.10.2007 № 229-FZ "On Enforcement Proceedings" h. 1. Art. 96 // Collected Legislation of the Russian Federation. 08.10.2007. № 41. Art. 4849.

4. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) from 30.11.1994 № 51-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation.

05.12.1994. № 32. Art. 3301.

5. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) from 30.11.1994 № 51-FZ. Art. 87.

6. Offences Code of Russia from 30.12.2001 № 195-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. Number 1 (ch. 1). Art. 1.

7. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 17.06.1996. № 25. Art. 2954.

Коростелева Ю.А.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и международного права Кубанского государственного

университета

ОСОБЕННОСТИ ОСПАРИВАНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СУДЕБНОМ

ПОРЯДКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вопросы порядка оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, учитывая новеллы законодательства 2014 года.

Ключевые слова: кадастровая стоимость, кадастровая оценка, земельный участок, судебное разбирательство.

Korosteleva Y.A.

PhD in Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of civil process and international law, Kuban State university FEATURES CHALLENGE THE CADASTRAL VALUE OF LAND IN COURT

Abstract

The article consideres current issues of legal proceeding contesting the cadastral value.

Keywords: cadastral valuation, cadastral value, a land plot, legal proceeding

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Расчет земельного налога, арендной платы за земельные участки и иные объекты недвижимости, определение выкупной стоимости земельных участков при приобретении их в собственность производится исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно статье 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость определяется как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 (далее - Правил). В соответствии с Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Следует отметить, что при массовой оценке земли часто не учитываются индивидуальные характеристики земельного участка, обременения и ограничения, связанные с ним, что приводит к завышению кадастровой стоимости земельного участка и увеличению финансового бремени его правообладателя. При этом рыночная стоимость земельного участка может в несколько раз быть менее кадастровой стоимости.

С внесением изменений в статью 66 Земельного кодекса РФ с 22.07.2010 г. закреплена возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Таким образом, с указанного момента у правообладателей земельных участков возникло право на оспаривание результатов кадастровой оценки земельных участков путём установления рыночной стоимости участка в индивидуальном порядке. Вместе с тем, указанные нормы не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

С 22.07.2010 были внесены изменения в Федеральный закон № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в частности, он был дополнен главой Ш.1 «Государственная кадастровая оценка». Статьей 24.19 закона была законодательно закреплена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в арбитражный суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Таким образом, законодатель установил альтернативную подведомственность указанных споров.

21.07.2014 г. в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вновь внесены изменения, глава Ш.1 изложена в новой редакции. Существенные изменения коснулись и порядка оспаривания кадастровой стоимости.

В настоящее время результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости различается для физических и юридических лиц.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным, для юридических лиц обращение в суд возможно только после предварительного обращения в комиссию. Таким образом, для физических лиц законом установлена альтернативная подведомственность споров, а для юридических лиц - условная.

В соответствии со статьей 24.18 закона комиссии должны быть созданы при управлении Федеральной службы регистрации прав на недвижимое имущество, кадастра и картографии в каждом субъекте Российской Федерации. В настоящее время Порядок работы комиссии регламентирован приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012г. № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом по предоставлению сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости. Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, результаты которых

93

утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011г. № 1756, и могут быть оспорены в указанной комиссии, является Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Необходимо учитывать, что оспорить результаты определения кадастровой стоимости в комиссии возможно только в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

В Комиссиях кадастровая стоимость может быть оспорена по следующим основаниям:

• недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

• установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в судебном порядке. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Заявления об оспаривании кадастровой стоимости подлежат рассмотрению судом субъекта Российской Федерации независимо от назначения земельного участка, от того, является ли правообладатель земельного участка физическим или юридическим лицом, занимается ли предпринимательской деятельностью.

При рассмотрении указанной категории дел судами общей юрисдикции возник вопрос о том, в каком порядке следует рассматривать заявления об оспаривании кадастровой стоимости - в порядке искового производства или производства из публичных правоотношений, учитывая, что требование предъявляется к органам кадастрового учета. Полагаем, что основания для рассмотрения указанных дел в порядке производства из публичных правоотношений отсутствуют, поскольку в данном случае предметом судебной проверки не выступает законность правового акта об установлении кадастровой стоимости, на что прямо указывает ст. 24.18 закона.

Следует отметить, что в арбитражных судах сложилась единообразная практика по рассмотрению дел указанной категории, которая может быть воспринята и судами общей юрисдикции.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 года № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. Для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу положений статьи 24.18 закона при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю необходимо представить отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случае предоставления заявителем только отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка без экспертного заключения СРО оценщиков судами может назначаться экспертиза, на разрешение которой ставится вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка.

В судебной практике возникал вопрос, на какую дату подлежит определению кадастровая стоимость земельного участка в случае ее оспаривания.

Некоторые заявители предоставляли отчеты о рыночной стоимости земельного участка на дату составления отчета. В таких случаях суды обоснованно отказывали в удовлетворении заявлений, ссылаясь на то, что нормы закона предусматривают, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление в судебном порядке рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результата определения такой стоимости.

Из части 3 статьи 16 указанного закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.

Также у заявителей возник вопрос, с какого момента в сфере налоговых отношений подлежит применению кадастровая стоимость объекта недвижимости в случае ее установления в размере рыночной стоимости?

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. В связи с тем, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный

94

кадастр недвижимости, орган кадастрового учета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляет указанные выше сведения в органы ФНС России.

Для целей налогообложения, согласно статье 391 Налогового кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется (устанавливается) в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Минфин России, также акцентируя внимание на том, что законодательством не предусмотрено специального порядка определения налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода, указал: если изменения в части кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр в течение налогового периода на основании решения суда (комиссии), то измененная кадастровая стоимость применяется в целях исчисления земельного налога по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. Однако в том случае, если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.

Таким образом, разъяснения финансового ведомства свидетельствуют о том, что исчислять земельный налог с применением измененной кадастровой стоимости в течение налогового периода необходимо только со следующего налогового периода (а не в том, в котором произошли изменения).

С 22.07.2014 г. правовая неопределенность в данном вопросе устранена. Статья 24.20 дополнена нормой, закрепляющей, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Литература

1. Российская газета. 1998. 6 авг.

2. Российская газета. 2000. 22 апр.

3. Решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-9471/2014, А32-9916/2014.

4. О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ // Российская газета. 2010. 26 июля.

5. С 06.08.2014 г. дела об оспаривании кадастровой стоимости изъяты из компетенции арбитражных судов и переданы судам общей юрисдикции.

6. Российская газета.2012. 6 авг.

7. http://www.arbitr.ru/

8. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2013 г. по делу № А33-18290/2012.

9. О земельном налоге: Письмо> ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149 (вместе с <Письмом> Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 // http://www.nalog.ru; Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 15 декабря 2011 года // СПС «Консультант Плюс».

10. Актуальная бухгалтерия. 2014. 30 мая.

References

1. Rossijskaja gazeta. 1998. 6 avg.

2. Rossijskaja gazeta. 2000. 22 apr.

3. Reshenija Arbitrazhnogo suda Krasnodarskogo kraja po delu № A32-9471/2014, A32-9916/2014.

4. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ocenochnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii'' i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon ot 22.07.2010 N 167-FZ // Rossijskaja gazeta. 2010. 26 ijulja.

5. S 06.08.2014 g. dela ob osparivanii kadastrovoj stoimosti iz#jaty iz kompetencii arbitrazhnyh sudov i peredany sudam obshhej jurisdikcii.

6. Rossijskaja gazeta.2012. 6 avg.

7. http://www.arbitr.ru/

8. Postanovlenie FAS Vostochno-Sibirskogo okruga ot 15.12.2013 g. po delu № A33-18290/2012.

9. O zemel'nom naloge: Pis'mo> FNS Rossii ot 19.07.2013 N BS-4-11/13149 (vmeste s <Pis'mom> Minfina Rossii ot 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 // http://www.nalog.ru; Raz#jasnenija Departamenta innovacionnogo razvitija i korporativnogo upravlenija Minjekonomrazvitija Rossii po voprosam opredelenija kadastrovoj stoimosti ot 15 dekabrja 2011 goda // SPS «Konsul'tant Pljus».

10. Aktual'naja buhgalterija. 2014. 30 maja.

Коротких М.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет ДОСТУПНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Аннотация

В статье рассмотрено - влияние создания доступной среды для жизнедеятельности в социуме инвалидов по зрению на формирование правового сознания лиц с ограниченными возможностями зрения

Ключевые слова: правосознание, доступная среда, инвалиды по зрению.

Korotkikh M.N.

PhD, associate professor, Southwestern State University ACCESSIBLE ENVIRONMENT AS A FAKTOR OF LEGAL VISUALLY IMPAIRED

Abstract

In the article - the impact of creating an accessible environment for life in society of visually impaired people on the formation of legal consciousness of people with impaired vision.

Keywords: justice, accessible environment, the visually impaired.

Люди с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе представляют, пожалуй, самую социально незащищенную категорию. Вместе с тем, это довольно значительная часть нашего общества, для которой необходимо обеспечить достойные условия проживания и социализации. Так по состоянию на 2012 г. в Российской Федерации насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны [5]. В 2009 г., в Центральном Федеральном округе зарегистрировано 25,6 незрячих на 10 тысяч взрослого населения [6].

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании» и другими законодательными актами сформулированы

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.