Научная статья на тему 'Доступная среда: анализ положения в регионе'

Доступная среда: анализ положения в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
564
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
инвалиды / люди с ограниченными возможностями здоровья / дети-инвалиды / нетипичность / доступная среда / Краснодарский край. / disabled people / people with disabilities / children with disabilities / atypical / accessible environ- ment / Krasnodar region.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усова Л. В.

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации государственной программы «Доступная среда». Доступная среда – это необходимые для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья условия для их интеграции в общество, активного участия в различных сферах общественной жизни. На территории Краснодарском крае внедряются новые технологии, направленные на формирование безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов. С помощью интерпретации официальных данных органов государственной власти складывается целостный взгляд на созданные условия в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Усова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSIBLE ENVIRONMENT: SITUATION ANALYSIS IN THE REGION

The article describes certain implemental aspects of "Accessible Environment" state project. An "Accessible environment" supposed to necessary conditions for people with disabilities of successful integration into society and their active participation in various spheres of public life. There are numerous new technologies in Krasnodar region that aimed at creating free-barrier environment for disabled people. A holistic approach on created country conditions is appeared by interpretation of public authorities official database.

Текст научной работы на тему «Доступная среда: анализ положения в регионе»

88

SOCIOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(МиМ-Ши®Ма1>>#Щ5Ш©2©

SOCIOLOGICAL SCIENCES

УДК 316.344

Усова Л.В.

Кубанский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11408 ДОСТУПНАЯ СРЕДА: АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Usova L. V.

Kuban State University

ACCESSIBLE ENVIRONMENT: SITUATION ANALYSIS IN THE REGION

Аннотация.

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации государственной программы «Доступная среда». Доступная среда - это необходимые для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья условия для их интеграции в общество, активного участия в различных сферах общественной жизни. На территории Краснодарском крае внедряются новые технологии, направленные на формирование безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов. С помощью интерпретации официальных данных органов государственной власти складывается целостный взгляд на созданные условия в регионе.

Abstract.

The article describes certain implemental aspects of "Accessible Environment" state project. An "Accessible environment" supposed to necessary conditions for people with disabilities of successful integration into society and their active participation in various spheres of public life. There are numerous new technologies in Krasnodar region that aimed at creating free-barrier environmentfor disabled people. A holistic approach on created country conditions is appeared by interpretation of public authorities official database.

Ключевые слова: инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, нетипичность, доступная среда, Краснодарский край.

Keywords: disabled people, people with disabilities, children with disabilities, atypical, accessible environment, Krasnodar region.

Проблема инвалидности актуальна для всего мира, в том числе и для России. В современном обществе приблизительно 10 % всего населения - это инвалиды, при этом в разных странах количество данной категории населения различно. Человеку с различными физическими, психическими и другими нарушениями необходимо внимание со стороны общества, без которого он не может полноценно жить и участвовать в жизнедеятельности общества, поэтому государство адаптирует окружающее пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Доступная среда» создает условия для реализации прав и свобод инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, устраняет барьеры, которые мешают полноценно интегрироваться в общество.

Разработчиком и исполнителем программы «Доступная среда» выступает государство. В современных условиях государство делегирует часть вопросов в реализации на региональный уровень, поэтому субъекты РФ активно совершенствуют нормативно-правовую основу, повышают доступность объектов и услуг, повышают качества жизни инвалидов.

Актуальность создания доступной среды в регионах обусловлена из-за значительного количества людей с ограниченными возможностями. На территории Краснодарского края реализуется программа «Доступная среда», продленная правительством РФ до 2025 года. По данным сайта ФГИС

ФРИ на Кубани на первое декабря 2019 г. насчитывается всего 429 956 инвалидов, среди них 45,09%

- это мужчины (193 873 чел.) и 54,91% - это женщины (236 083 чел.). Среди них инвалиды 1 группы

- это 55 698 чел., 2 группы - это 216 958 чел. и 3 группы - 157 300 чел. [11].

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев отмечает, что именно государство систематически проводит различные мероприятия по интеграции инвалидов в современное общество, уменьшению дискриминации людей с различными заболеваниями. В рамках партийного проекта «Единая страна - доступная среда» в 40 регионах многочисленные мероприятия. Политик подчеркивает, что «люди с инвалидностью являются полноправными членами общества и могут вносить значительный вклад в социально-экономическое развитие нашей страны» [7].

Краснодарский край относится к одному из регионов, в котором привлекаются средства из федерального бюджета. Так, если в 2018 г. было привлечено 39 736,1 тыс. рублей федеральных денег, то в 2020 году планируется выделить 26 346,0 тыс. рублей. Стоит не забывать, что регион самостоятельно мобилизует финансовые ресурсы для реализации государственной программы «Доступная среда». Так, в 2018 г. было привлечено 57 398,8 тыс. рублей региональных средств, то в 2020 году планируется 90 655 тыс. рублей.

<<ШУШетиМ-ШУ©Ма1>>#Щ5Ш©2© / SOCIOLOGICAL SCIENCES

Анализируя ситуацию по реализации программы «Доступная среда» необходимо отметить, что на заседании совета по делам инвалидов при губернаторе министр труда и социального развития С. Гаркуша заявил о закупках оборудования для пяти комплексных центров реабилитации инвалидов, оборудовании 146 пешеходных переходов и 37 остановочных пунктов, а также об обеспечении 982 человека техническими средствами реабилитации. В целях совершенствования доступности колледжи Ейска и техникум в Павловском районе было выделено 10 млн. рублей [6].

Кроме того в 2020 году планируется переоборудовать реабилитационные центры для инвалидов в Белореченском, Щербиновском, Мостовском районах, а также реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Кореновском, Ейском, Гулькевическом, Новокубанском и Армавирском районах [1].

Существенным при анализе доступной среды в регионе необходимо обратить внимание на создание условий для получения образования детьми-инвалидами. Увеличение числа данной категории детей в образовательных учреждениях способствует внедрению образовательной инклюзии [9].

Кулагина Е.В. отмечает, что детей с ОВЗ значительно больше, чем детей-инвалидов. Однако российское законодательство гарантирует и той, и другой группе детей условия обучения [4, с. 50-51]. По данным министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в регионе созданы универсальные безбарьерные условия для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 1,5 до 18 лет в 277 детских садах и 268 общеобразовательных школах [2].

В образовательной системе на октябрь 2019 года воспитывалось и обучалось около 27 799 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 12 657 детей-инвалидов и инвалидов. В муниципальных общеобразовательных организациях численность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью составило 19 427 человек, из них 2 814 человек обучались в отдельных коррекционных классах, 16 613 человек - в инклюзивных классах [3]. Эффективное включение нетипичных детей - это двусторонний процесс, когда обе стороны оказывают влияние друг на друга.

Проблема в получении образования инвалидами существует не только в школе, но и при получении высшего образования, где также должны создаваться специальные условия. Все учебные заведения формируют у «себя» доступную среду. Как показало проведенное социологическое исследование, 72,5 % респондента готовы обучаться с инвалидами с общим заболеванием, 68,75 % - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 65 % -слуха и зрения и др. [8, с. 474]. Анализ результатов социологического исследования демонстрирует готовность респондентов, обучающихся в системе высшей школы, учиться совместно с инвалидами и людьми с ОВЗ. При этом отмечалось, что необходимо соблюдать интересы всех участников инклюзивного пространства.

89

Немаловажным условием успешной интеграции детей/взрослых с ОВЗ и инвалидностью является формирование социокультурной толерантности к данной группе с помощью средств массовой информации. Большинство респондентов (57 %) выражают готовность к просмотру передач, посвященных инвалидам [10, с. 19]. Все это будет способствовать увеличению просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенче-ских барьеров.

Для повышения уровня включения инвалидов в общество применяются различные социокультурные технологии, например: цветотерапия, музыкальная терапия, арт-терапия, библиотерапия и др. Перечисленные технологии позволяют развитию навыков общения. Учреждения культуры распространены на всей территории региона. Так, из 2 534 организаций культуры в 2 398 проводится работа с людьми с ограниченными возможностями. В государственной программе Краснодарского края «Доступная среда» обозначено, что в 2018 году в таких учреждениях занимались 83 304 инвалида в возрасте 18 лет и старше, 17 216 детей-инвалидов и 6 976 детей с ОВЗ [5].

Большая работа ведется с различными общественными организациями, в том числе с всероссийским обществом инвалидов (ВОИ), с всероссийским обществом слепых (ВОС), с всероссийским обществом глухих (ВОГ). Общественные организации оказывают влияние на людей с инвалидностью, помогают повысить социальное самочувствие.

Можно с уверенностью констатировать, что в процессе реализации государственной программы «Доступная среда» государство изменяет условия доступности среды для включения в нее людей с инвалидностью, но еще много вопросов, над которыми необходимо работать. Общество должно меняться, порождать конкуренцию среди людей, уменьшать социальную напряженность.

Список литературы

1. В 2020 году в крае переоборудуют восемь реабилитационных центров // Официальный сайт министерства труда и социального развития Краснодарского края: Краевые новости, анонсы. - URL: http://sznkuban.ru/press-tsentr/newskk/v-2020-godu-v-krae-pereoboruduyut-vosem-reabilitatsionnykh-tsentrov/

2. В образовательных организациях края создаются необходимые условия для «особых» детей // Официальный сайт министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края: Новости. - URL: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-kraya-sozdayutsya-neobkhodimye-usloviya-dlya-osobykh-detey/

3. Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Краснодарском крае по итогам 2018-2019 учебного года // Официальный сайт министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края: Образование. - URL: https://minobr.krasnodar.ru/obrazovanie/spetsialnoe-obrazovanie/organiz-obuch-i-vospit-detey-s-ogran-

SOCIOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(МиМ-Ши®Ма1>>#Щ5Ш©2©

90_

vozmozh/informatsionnaya-spravka-ob-obrazovanii-

detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-

i-detey-inva/

4. Кулагина Е.В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования. - 2019. - Том 45. № 3. - С. 49-62. - DOI: 10.31857/S013216250004278-8

5. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» (с изменениями на 25 декабря 2019 года). - URL: http://docs.cntd.ru/document/430643117

6. С 2020 года краевая программа «Доступная среда» дополнится мероприятиями по комплексной реабилитации инвалидов // Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края: Новости краевых органов власти. -URL: https://krasnodar.ru/content/2/show/480639/

7. Терентьев М. Люди с инвалидностью могут вносить значительный вклад в социально-экономическое развитие страны // Официальный сайт партии «Единая Россия: Новости. - URL: https://er. ru/news/174920/

8. Усова Л.В. Инклюзивное пространство: доступная среда в системе образования // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23-25 октября 2019 г.) / гл. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2019. - С. 472-475.

9. Усова Л.В. Инклюзия как механизм социализации детей-инвалидов: региональный аспект // Современные тенденции развития системы образования : материалы Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 28 марта 2018 г.) / редкол.: Ж. В. Мур-зина, Г. В. Николаева, С. П. Руссков. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 310-311.

10. Усова Л.В. Социокультурная адаптация детей-инвалидов в современном российском обществе (на примере Краснодарского края): автореферат дис. ... кандидата социологических наук / Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 2011. - 22 с.

11. Численность инвалидов по полу в разрезе субъектов РФ // Федеральный реестр инвалидов. -URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislen-nost/chislennost-po-polu?territory=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.