Научная статья на тему 'Доступная биология: методические находки для работы с инвалидами'

Доступная биология: методические находки для работы с инвалидами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ / МУЗЕЙ / ЭКСКУРСИИ / БИОЛОГИЯ / ДОСТУПНАЯ БИОЛОГИЯ / ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антипушина Жанна Андреевна, Куликова Марина Владимировна, Хрибар Сергей Феликсович

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева действует как учебный музей с 1922 г. Его организатором и первым директором стал Борис Михайлович Завадовский известный специалист в области физиологии, эндокринологии и биологии развития. Сегодня это единственный музей в Москве и один из немногих музеев в России, где представлены практически все царства живой природы и основные направления биологии, а также проблемы взаимодействия организмов и среды, человека и природы. С первых лет существования музей ведёт просветительскую работу среди самых разных слоёв населения. В настоящее время в музее проводятся экскурсии и занятия по более, чем 100 темам для посетителей различного возраста, уровня образования, интересов. Подача материала рассчитана на широкую публику. Значительная часть экскурсий и занятий по самым разным биологическим дисциплинам адаптированы для инвалидов и людей с самыми разными ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Важно подчеркнуть, что ни одна программа музея не создавалась для инвалидов специально, а была лишь адаптирована для «особых» посетителей, как и в большинстве музеев мирового сообщества. Приведём некоторые примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступная биология: методические находки для работы с инвалидами»

ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

УДК 372.8

ДОСТУПНАЯ БИОЛОГИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ДЛЯ РАБОТЫ

С ИНВАЛИДАМИ

Антипушина Жанна Андреевна

К.биол.наук, старший научный сотрудник

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы биологический музей им. К. А. Тимирязева» г. Москва, Российская Федерация zh.antipushina@gmail.com Куликова Марина Владимировна К.биол.наук, ученый секретарь

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы биологический музей им. К. А. Тимирязева» г. Москва, Российская Федерация marina@gbmt. ги Хрибар Сергей Феликсович К.экон.наук, старший научный сотрудник

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы биологический музей им. К. А. Тимирязева» г. Москва, Российская Федерация hribar@mail.ru

Аннотация. Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева действует как учебный музей с 1922 г. Его организатором и первым директором стал Борис Михайлович Завадовский — известный специалист в области физиологии, эндокринологии и биологии развития. Сегодня это единственный музей в Москве и один из немногих музеев в России, где представлены практически все царства живой природы и основные направления биологии, а также проблемы взаимодействия организмов и среды, человека и природы. С первых лет существования музей ведёт просветительскую работу среди самых разных слоёв населения. В настоящее время в музее проводятся экскурсии и занятия по более, чем 100 темам для посетителей различного возраста, уровня образования, интересов. Подача материала рассчитана на широкую публику. Значительная часть экскурсий и занятий по самым разным биологическим дисциплинам адаптированы для инвалидов и людей с самыми разными ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Важно подчеркнуть, что ни одна программа музея не создавалась для инвалидов специально, а была лишь адаптирована для «особых» посетителей, как и в большинстве музеев мирового сообщества. Приведём некоторые примеры.

Ключевые слова: работа с инвалидами, музей, экскурсии, биология, доступная биология, инвалиды

С 1934 года Биологический музей находится в здании усадьбы П. И. Щукина. Здание имеет статус памятника истории и культуры федерального значения, что исключает перепланировку. Поэтому принимать инвалидов на колясках затруднительно. Тем не менее, люди на инвалидных колясках наравне с другими посетителями имеют доступ в оранжерею и парковую часть усадьбы. Ботаническая тематика в музее

«Государственный

«Государственный

«Государственный

представлена широко, более 30 экскурсионных тем по ботанике востребованы как школьными группами, так и индивидуальными посетителями. Но возможности экспозиции ограничены, гербарии и объемная сушка не столь привлекательны. Поэтому уже более 15 лет музей ведёт экскурсионную работу на участках открытого грунта.

Рис. 1. Экспозиция «Растения Красной книги города Москвы»

В саду при музее собрана коллекция (около 50 видов) дикорастущих растений, занесённых в Красную книгу города Москвы (рис. 1). Показывать краснокнижные виды отдельно от их среды обитания нецелесообразно, поэтому охраняемые виды предстают перед нами в родных природных сообществах, по соседству с обычными растениями. Для этого на участке высажено более 200 видов дикорастущих растений природного комплекса Москвы, взятых из естественных мест произрастания. Воссозданы фрагменты всех растительных ассоциаций Москвы: хвойный и лиственный лес, опушка смешанного леса, луг, околоводное пространство и др.

Экспозиция полностью соответствует всем требованиям для проведения по ней экскурсий, в том числе и для инвалидов: проложена сеть дорожек определенной ширины, предусмотрены площадки для остановки экскурсантов, проведен полный этикетаж всех растений [4].

Экскурсии по саду проводятся с апреля по сентябрь и возможны для всех групп инвалидов. Особенно интересна экспозиция для детей с полной потерей зрения и инвалидов с ментальными нарушениями. Они могут ощупать листья у растений, ощутить строение и форму листовой пластинки, опушение на листьях, потрогать плоды кору деревьев, обонять аромат цветков и листьев. Для тактильного осмотра предоставляются живые растения целиком или их отдельные органы. Важно, что экскурсанты могут познакомиться с растениями природного комплекса Москвы, как редкими, так и обычными (но для горожан новыми). На экскурсиях и занятиях рассматриваются научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 13. 2019 / №1

сезонные явления в жизни одних и тех же растений (например, весной обсуждается цветение, а осенью - листопад). Такие серийные экскурсии особенно полезны посетителям с ментальными нарушениями(нарушения восприятия информации, абстрактного и ассоциативного мышления). Посетителям с различными особенностями здоровья особенно актуален тактильный контакт с предметом. В отличие от музейных предметов, живые экспонаты трогать можно. Школьные группы приходят для закрепления изученного на уроках. Сам музей также предлагает занятия в стационарной экспозиции и в музейной лаборатории, где дети работают с микроскопами, знакомятся с постановкой опытов на растениях, а затем изучают растения в естественной обстановке. Такое повторение и закрепление материала желательно для людей с любыми формами инвалидности [3].

«Непременно трогай!»

С 1997 года в музее работает сменная интерактивная экспозиция, девизом которой стал принцип «Непременно трогай!». В настоящие время она посвящена органам зрения человека и животных — «Смотри в оба!» (экспозиция создана при финансовой поддержке Департамента культуры города Москвы и Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия»).Тема выбрана не случайно. Зрение является ведущим каналом восприятия, и до 90 % всей информации мы получаем благодаря глазам. Экспозиция включает разделы о строении и работе глаза человека и животных, его связи с мозгом, оптических иллюзиях, нарушениях в работе глаза и многое другое.

Особое место в ней уделено разделу «Жизнь на кончиках пальцев», помогающему понять, как «видят» люди, лишенные зрения. Здесь представлены книги, азбука и другие предметы, которыми пользуются слепые и слабовидящие (шахматная доска, линейка, транспортир). Зрячим посетителям такая экспозиция помогает осознавать проблемы людей с ограниченными возможностями. Так, находясь в «темной» комнате, дети и взрослые пробуют сориентироваться не с помощью зрения, а доверившись другим органам чувств: своим ушам, пальчикам, носу.

Естественнонаучная направленность музея располагает к тому, чтобы использовать на экскурсиях и занятиях большой интерактивный предметный ряд. Экспонаты как бы «покидают» витрины и становятся доступны для исследования. В экспозиции «Смотри в оба!» тактильно доступны раковины, морские звёзды, кораллы, перья птиц, окаменелости, модели глаз человека, хамелеона, бабочки и многое другое (рис. 2).

Рис. 2. Интерактивная экспозиция «Смотри в оба!»

Это позволяет проводить занятия со слепыми, слабовидящими и другими посетителями с ограниченными возможностями. Для людей с потерей слуха есть «Библиотека знаний». Ведущие занятия научные сотрудники умеют и склонны работать в режиме диалога, что раскрепощает аудиторию. Большая часть экскурсионного времени предоставляется посетителям для манипуляции с предметами, проведением экспериментов, опытов. Интерактивная экспозиция провоцирует к активности детей, имеющих проблемы, связанные с познавательной деятельностью. Данный формат занятия позволяет задавать интересующие вопросы, обсуждать темы, близкие конкретной группе экскурсантов.

Паразиты человека

Осенью 2013 года музей предложил посетителям новое интерактивное занятие о паразитах, которое сразу стало популярным [1]. С одной стороны, практическая значимость подобных знаний очевидна. Многие паразитарные заболевания до сих пор распространены только из-за недостатка знаний (например, дизентерия, различные гельминтозы). С другой стороны, чрезмерное стремление к стерильной чистоте и бесконтрольное употребление антибиотиков также опасны, поскольку снижают иммунитет. Занятие было адаптировано для посетителей с нарушениями психики и преследует несколько целей: знакомить слушателей с многообразием паразитов, побуждать соблюдать правила гигиены и содействовать развитию интеллекта и любознательности. Занятие сопровождается презентацией, демонстрацией натуральных препаратов и моделей и длится до полутора часов. В начале оговаривается, что далеко не

все обитатели нашего организма паразиты, есть среди них и нейтральные организмы, и полезные симбионты. Всех участников независимо от возраста поражает вес микрофлоры человека - около 3 кг. Ведущий подкрепляет это демонстрацией мешочка с грузом такого же веса (мы используем 3 кг соли), который передаётся по рукам. Это позволяет сделать абстрактные цифры наглядными и порадовать участников занятия тем, что среди бактерий у нас есть не только враги, но и многочисленные друзья.

Продолжительность адаптированного варианта сокращена до 45 минут, что оптимально для занятия с особыми детьми [5]. Уменьшено и количество объектов показа. Обсуждаются ситуации реальной жизни, в которых можно встретиться с паразитами: через грязные руки, еду и питье, купаясь в неположенном месте, отдыхая на природе. Но при этом главная задача не запугать, а наоборот, успокоить аудиторию, показать, как простые действия защищают наше здоровье. Экскурсия сопровождается презентацией, но сокращенной и переработанной с учетом особенностей развития [2], [5]. На одном слайде размещается не более трех изображений. Отказались и от рисунков, содержащих юмор (уместных для обычной аудитории), т.к. люди с ментальными нарушениями могут их неправильно понять. Почти все научные термины заменены простыми, разговорными словами. Особый акцент сделан на причинно-следственные связи. Например, на слайде по щелчку мышки появляются одна за другой картинки и стрелочки: грязные руки и овощи-фрукты ^ микробы ^ болит живот; грязные руки и овощи-фрукты ^ яйца глистов ^ глисты в животе; купание в неположенном месте ^ личинки паразита уток ^ поражение кожи, зуд. Такие натуральные предметы как влажные препараты гельминтов были заменены на модели. Экскурсанты могут брать их в руки, при этом каждый раз ведущий поясняет, что это модели, а не настоящие паразиты, что они не опасны, их можно взять в руки и рассмотреть. Также оговаривается размер паразита: соответствует ли он натуре или выполнен в масштабе. Модели сделаны из неопасных материалов, они легкие, но достаточно прочные, в случае поломки никто не поранится. Например, круглые черви аскариды слеплены из полимерной глины (рис. 3).

Модель бычьего цепня в натуральную величину (длиной 7 м) связана спицами из ниток (рис. 4). Такая длина выбрана не случайно. Пищеварительная система человека также составляет около 7 м. Такие модели помогают представить реальные размеры столь неочевидных вещей. К тому же в разматывании и сматывании клубка участвуют все, они по очереди передают друг другу конец «червя», взаимодействуя друг с другом, согласовывая свои действия.

Рис. 3. Модель аскариды в натуральную величину

Рис. 4. Модели бычьего цепня: головка увеличена, весь червь в натуральную величину

ВОЗБУДИТЕЛЬ ДИЗЕНТЕРИИ КЛЕЩИ ГЛИСТЫ

Рис. 5. Задание для закрепления (первый вариант)

Для закрепления материала предлагаются и два варианта задания. В первом варианте (рис. 5) нарисованы грязные руки и три паразита - возбудитель дизентерии, глисты и клещ. Экскурсантам предлагается выбрать, кто из этих паразитов заражает нас через грязные руки, соединить стрелкой.

Во втором задании «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» (рис. 6) предлагается из шести действий обвести правильные (или зачеркнуть неправильные).

Рис. 6. Задание для закрепления (второй вариант)

Поскольку людям с ментальными нарушениями трудно продолжительное время удерживать внимание, занятие включает небольшую практическую работу. Вместе с ведущим и сопровождающими участники лепят микробов из пластилина и помещают их на подложку со схематично нарисованным человечком. Необходимо указать органы, которые подвергаются атаке. Так, возбудителей туберкулеза и пневмонии поместить надо в «легкие», а «кариозных монстров» - в «рот». Каждое занятие должно заканчиваться позитивно. По мере того, как участники называют меры, помогающие избежать заболевания (чистить зубы, кипятить воду, укреплять иммунитет и т.д.) мы убираем бактерии с атакованного органа, «лечим» пациента. Это позволяет в игровой форме познакомиться с многообразием возбудителей, повторить меры предосторожности и закончить неприятную тему на позитивном моменте.

«Одежды животных»

Интерактивное занятие «Одежды животных» посвящено покровам различных животных, их назначению и свойствам [7]. В музее оно сопровождается презентацией, но основное внимание уделено натуральным предметам - меху зверей, оперению птиц, хитиновым панцирям членистоногих, известковым раковинам моллюскам, составным

чехликам личинок ручейников и др. После рассказа о разнообразии покровов животных (с показом слайдов) участникам предлагается «одеть животных», разложив натуральные фрагменты покровов на изображения животных на карточках (раскладываются на столе). Данное занятие также адаптировано для различных групп инвалидов, в том числе для людей с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития и другими ментальными нарушениями. Создан и опробован вариант выездного занятия для коррекционных школ VIII вида [1]. [7]. Такое занятие имеет ряд особенностей.

Карточки с изображениями животных раздаются в самом начале — по одной каждому участнику. О самих же животных и их покровах рассказывается поочерёдно. Изображения животных показываются на экране. «Обладатель карточки» узнавал «своё» животное, и мог поделиться радостью узнавания с другими. В это время ведущий проходил по классу с фрагментами покровов этого животного и давал всем по очереди их потрогать. Прочные фрагменты передавались из рук в руки. Хотя зрение у учащихся школ VIII вида обычно развито нормально, тактильный контакт всё равно необходим. Особенно важно дать всё потрогать детям с расстройствами аутического спектра, поскольку привлечь и удерживать внимание данной аудитории особенно сложно. Здесь необходимо использовать самые разные каналы восприятия - зрительный, слуховой и тактильный. Для закрепления усвоенного участники в конце урока собираются вокруг учительского стола (рис.7) и вместе с ведущим сравнительно быстро проигрывают «одевание» животных, а затем помогают убрать экспонаты в ящик. При этом происходит диалог - участники подсказывают ведущему, ведущий участникам (что важно для их социализации).

Рис. 7. Комплект «Одежды животных» на учительском столе научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 13. 2019 / №1

Важно отметить следующие принципиальные особенности интерактивных занятий для детей с ментальными нарушениями:

— Сокращение количества объектов показа. В школе 8 вида показывается в два-три раза меньше объектов, чем на обычном занятии в музее.

— Поэтапная подача информации. Если в музее за теоретическим обзором разнообразия объектов следует обзор практический, когда то, что показывалось в презентации можно подержать, то в школе 8 вида разумней показывать объекты поочерёдно, параллельно с презентацией.

— Большая доля наглядности. Многое из того, что в обычной аудитории можно лишь проговорить словами, ссылаясь на прошлый опыт слушателей, в школе VIII вида лучше так или иначе показать.

— Использование разных органов чувств. Не только проговаривать информацию и показывать объекты, но и давать потрогать.

Учащиеся спецшкол VIII вида могут быть утомлены и возбуждены дорогой в музей. Незнакомая обстановка, обилие предметов вокруг, другие посетители музея вызывают дополнительный стресс. Выездные занятия разрабатываются для сохранения комфортной учебной обстановки. Учитель заранее узнаёт о встрече и подготавливает к ней ребят. Как и «Паразиты человека», «Одежды животных» в данном случае сокращены до 45 минут, что позволяет уложиться в рамки одного урока. Демонстрируемые предметы не являются единицами хранения, и вывозить их из музея вполне правомерно.

«Следы животных»

Интерактивное занятие о следах лесных животных (изначально названное «Загадки русского леса») позволяет познакомиться со следами жизнедеятельности обитателей подмосковных лесов с помощью изображений и натуральных предметов. После просмотра презентации (а в кратком варианте и без презентации) на стол выкладываются карточки с изображениями животных, большинство из которых всем знакомы (медведь, лось, кабан, заяц, белка и т.п.), менее узнаваемых животных (жук-короед, жук-усач, большой пёстрый и чёрный дятлы, сойка и др.) ведущий называет. Далее участникам раздаются их следы, сначала изображения, затем натуральные предметы (погрызы и помёт растительноядных зверей, подолбы и кузница дятлов, поеденные белкой шишки и др.). Участники должны положить след, на изображение животного, его оставившего. Здесь требуется логическое мышление, необходимо обратить внимание на размеры, место находки и другие признаки-подсказки, на которые указывает ведущий, комментируя предмет или изображение [7].

Людям с ментальными нарушениями такие задания бывают сложны. Зато участники с нарушениями зрения, включая тотально слепых (но с сохранённым интеллектом) справлялись с заданиями вполне успешно. Более того, сложнейшее задание занятия - обосновать, почему данный кусок дерева грызли не меньше двух бобров, незрячие посетители выполняют легче и быстрее зрячих. Если здоровые дети (а часто и взрослые) видя форму куска ствола, говорят, что он обгрызан с двух сторон, потому и грызли его два бобра. Мало кто принимает во внимание, что и один бобр может сначала отгрызть с одного конца, а затеем с другого. Слепые же участники зрят в корень. Они ясно чувствуют пальцами, что следы зубов, объедавших кору заметно уже, следов зубов, перегрызавших стол (рис.8).

Рис. 8. Тактильный осмотр погрыза бобра Разумеется, задания, требующие зрительного восприятия для незрячей группы исключаются, но возможности тактильного осмотра позволяют изучать ходы жуков короедов, определяя сколько личинок происходят от одной самки, различать погрызы и скусы зайца, бобра и лося, подолбы чёрного и большого пёстрого дятлов, шишки, обработанные дятлом и белкой и многое другое. Увиденное пальцами вызывает много вопросов, и занятия с незрячими проходят насыщенно. Работая с особыми посетителями важно находить и использовать их сильные стороны.

Итак, мы рассмотрели просветительские программы на разные темы: ботаника, физиология и гигиена человека, зоология и экология. Занятия и экскурсии, адаптированные для особых посетителей, как и классические экскурсии, позволяют познакомиться практически со всеми основными направлениями биологии. Биологический музей готов работать со всеми, как в своих стенах, так и вне стен, делая знание живого, насколько возможно, доступным для каждого.

Литература

1. Антипушина Ж.А. Прогулки с паразитами - многоликая экскурсия // «Музейная экспозиция: храня традиции, быть в авангарде». Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественно-исторических музеев России. М.: ГДМ, 2014. C. 237-245.

2. Бортенева Т.А. Особенности психической деятельности людей с интеллектуальной недостаточностью в контексте музейного пространства // Другие. Материалы обучающего семинара, посвященного особенностям социокультурной реабилитации людей с нарушением умственного развития и аутизмом музейными средствами. М.: изд-во ГДМ, 2012. С. 10-15.

3. Калинина И. В., Левина Е. А., Потапова Н. В. К вам в музей пришли особые дети. Методическое пособие для работы в музее с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения // Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: Сборник статей / Под общ. ред. А. И. Клюкиной. — М.: Издательство ГДМ, 2009. — С. 53—70

4. Куликова М. В. Музей открытый для всех // Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: Сборник статей / Под общ. ред. А. И. Клюкиной. — М.: Издательство ГдМ, 2009. — С. 86—94

5. Манелис Н. Г. Как общаться с аутентичными [sic!] детьми // Другие. Материалы обучающего семинара, посвященного особенностям социокультурной реабилитации людей с нарушением умственного развития и аутизмом музейными средствами. М.: изд-во ГДМ, 2012. С. 16-19.

6. Антипушина Ж. А., Хрибар С. Ф. Опыт выездных занятий в коррекционной школе VIII вида // Сборник научных трудов Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева. К 95-летию музея, М.: Акварель, том 5, с. 257-264

7. Хрибар С. Ф. Ящик с диковинками: опыт интерактивных занятий // Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе. Материалы Х Всероссийской конференции Ассоциации естественноисторических музеев РФ. М.: ГДМ, 2016. С. 102-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.