Научная статья на тему 'Интерактивные занятия по анатомии и физиологии: опыт Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева'

Интерактивные занятия по анатомии и физиологии: опыт Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1043
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАНЯТИЕ В МУЗЕЕ / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ / ANATOMY AND PHYSIOLOGY / SCHOOL EDUCATION / WORKSHOPS IN MUSEUM / VISUAL AIDS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Антипушина Жанна Андреевна, Калашникова Ольга Александровна, Чубарова Ольга Владимировна

Статья посвящена разработкам и включению практических и интерактивных элементов в занятия по анатомии и физиологии человека, проводимых в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева. Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева является единственным московским музеем с открытой для всех экспозицией по анатомии и физиологии. Ежегодно в музее проходит более 150 школьных экскурсий по этой теме. Но физиологию нельзя изучать только на чучелах, влажных препаратах и микропрепаратах, поэтому сотрудники музея разрабатывают занятия, позволяющие показать физиологические процессы на практике. На экскурсиях демонстрируются химические опыты, условные и безусловные рефлексы крысы, опыты со спинальной лягушкой. Есть практическое занятие по физиологии мышц, во время которого ученики сами готовят нервно-мышечный препарат из лапки лягушки и проводят с ним серию экспериментов с разными раздражителями. Младшим школьникам адресованы игры, отражающие суть физиологических процессов. Большое внимание отводится изготовлению наглядных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anatomy and Physiology Interactive Lessons: Experience of the State Biological Museum named after K. A. Timiryazev

The article presents the development of practical and interactive elements and their implementation in anatomy and physiology workshops and educational games in the State Biology Museum named after K. A. Timiryazev. The State Biology Museum is the only public Moscow museum with anatomy and physiology exhibition. Over 150 thematic guided tours for pupils are organized per year. However, dummies, micropreparations and wet anatomic exhibits are not enough for studying physiology. That is why museum researchers develop practical lessons revealing physiological processes. Chemical experiments, conditioned and unconditioned rat reflexes, and experiments with a spinal frog are demonstrated. In the workshop Muscular physiology’ pupils prepare a neuromuscular preparation from the frog’s foot and conduct a series of experiments with it. Educational games regarding different physiological processes are addressed to 8-10-year-old pupils. Creation of visual aids is also important for the educational process.

Текст научной работы на тему «Интерактивные занятия по анатомии и физиологии: опыт Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева»

1УДК 372.857+069:37 ББК 74.262.8

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Ж. А. Антипушина, О. А. Калашникова, О. В. Чубарова

Аннотация. Статья посвящена разработкам и включению практических и интерактивных элементов в занятия по анатомии и физиологии человека, проводимых в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева.

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева является единственным московским музеем с открытой для всех экспозицией по анатомии и физиологии. Ежегодно в музее проходит более 150 школьных экскурсий по этой теме. Но физиологию нельзя изучать только на чучелах, влажных препаратах и микропрепаратах, поэтому сотрудники музея разрабатывают занятия, позволяющие показать физиологические процессы на практике. На экскурсиях демонстрируются химические опыты, условные и безусловные рефлексы крысы,, опыты со спинальной лягушкой. Есть практическое занятие по физиологии мышц, во время которого ученики сами готовят нервно-мышечный препарат из лапки лягушки и проводят с ним серию экспериментов с разными раздражителями. Младшим школьникам адресованы игры, отражающие суть физиологических процессов. Большое внимание отводится изготовлению наглядных пособий.

Ключевые слова: анатомия и физиология, школьное образование, занятие в музее, наглядные пособия.

ANATOMY AND PHYSIOLOGY INTERACTIVE LESSONS: EXPERIENCE OF THE STATE BIOLOGICAL MUSEUM NAMED AFTER K. A. TIMIRYAZEV

Zh. A. Antipushina, O. A. Kalashnikova, O. V. Chubarova

Abstract. The article presents the development of practical and interactive elements and their implementation in anatomy and physiology workshops and educational games in the State Biology Museum named after K. A. Timiryazev.

The State Biology Museum is the only public Moscow museum with anatomy and physiology exhibition. Over 150 thematic guided tours for pupils are organized per year. However, dummies, micro-preparations and wet anatomic exhibits are not enough for studying physiology. That is why museum researchers develop practical lessons revealing physiological processes. Chemical experiments, conditioned and unconditioned rat reflexes, and experiments with a spinal frog are demonstrated. In the workshop 'Muscular physiology'pupils prepare a neuromuscular preparation from the frog's foot and conduct a series of experiments with it. Educational games regarding different physiological processes are addressed to 8-10-year-old pupils. Creation of visual aids is also important for the educational process.

Keywords: anatomy and physiology, school education, workshops in museum, visual aids.

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева основан в 1922 г. Борисом Михайловичем Завадовским как естественнонаучный проблемно-тематический публичный музей. Это единственный в России музей, где на площади 800 м2 представлены практически все ведущие направления биологии, наиболее значимые этапы истории отечественной биологической науки, а также экологические аспекты, свя-

занные со взаимодействием организмов и средой в различных биоценозах вплоть до биосферного уровня. Экспозиция соответствует основным разделам курса биологии среднеобразова-тельных учреждений и позволяет проводить экскурсии и практические занятия по 90 темам (с учетом всех возрастных категорий посетителей).

Это единственный московский музей с открытой для всех экспозицией по анатомии и

Рис. 1. Опыты ученых-физиологов: А — чучело собаки с фистулами слюнной железы и желудка (школа И. П. Павлова); Б — чучело собаки с пересаженной на шею почкой (А. Г. Лапчинский); В — чучело собаки с пересаженной на шею головой щенка (В. П. Демихов)

вания физиолога И. П. Павлова проиллюстрированы чучелом фистульной собаки. В экспозиции в виде влажных препаратов и чучел представлены и результаты экспериментов первого директора музея Б. М. Завадовского, изучавшего работу эндокринных желез в 1920-1930-х гг. (рис. 2). Несмотря на неоднозначное отношение к ряду экспонатов, интерес посетителей к этой теме не ослабевает. Ежегодно в музее проходит более 150 экскурсий для младшей и старшей школы.

Но физиологию нельзя изучать только на чучелах, влажных препаратах и микропрепаратах, поэтому мы стараемся показать физиологические процессы на практике.

физиологии. Три зала («Нервная и эндокринная системы», «Кровь и кровообращение», «Питание, пищеварение и обмен веществ») позволяют, как в анатомическом театре, совершить путешествие внутрь своего тела [1]. Уникальное собрание фондовых предметов раскрывает особенности строения организмов. Помимо нормы, на влажных препаратах показаны и различные патологии, например: сердце алкоголика, артерия с атеросклеротическими бляшками, инфарктное сердце, воспаленный аппендикс, ребенок-анэнцефал. История научного поиска также отражена в анатомо-физиологи-ческой экспозиции. В разделе трансплантологии представлены не только искусственные сосуды, клапаны и желудочек сердца, но и объекты опытов ученых-трансплантологов (рис. 1). Чучело собаки с пересаженной почкой - опыт А. Г. Лапчинского (1960 г.), доказавший возможность работы почки независимо от ее местонахождения. А чучело собаки с приживленной головой щенка - опыт В. П. Де-михова (1954 г.), вскрывший необходимость тщательной подборки донора. Исследо-

Практикумы и демонстрационные опыты

Изучение пищеварительной системы сопровождается химическими опытами, демонстрирующими воздействие ферментов слюнных желез на крахмал, расщепление белков молока под действием желудочного сока и эмульгирование жиров желчью [2, с изменениями] (табл. 1).

На экскурсии по нервной системе школьники знакомятся со строением нейрона под микроскопом и наблюдают безусловные (ориентировочный) и условные (пищевой) рефлексы крысы. Подготовленную (голодную) крысу в небольшой клетке с колокольчиком приносят на занятие (рис. 3). Она сначала осматривается и принюхивается, а успокоившись, дергает колокольчик. По сигналу

Рис. 2. Опыты ученого-эндокринолога Б. М. Завадовского: А — собака, облысевшая под действием кормления щитовидной железой; Б — курица, превращенная в петуха удалением яичника

Таблица 1

Описание химических опытов, отражающих процессы пищеварения

Название опыта Ход опыта Оборудование

Воздействие ферментов слюнных желез на крахмал 1. В две пробирки наливают небольшое количество крахмала1 и добавляют по капле йода, чтобы показать классу, что это крахмал. 2. В одну пробирку добавляют воду (контроль), а в другую — ферменты слюнных желез2. 3. Обе пробирки нагревают в стакане с теплой водой. Наблюдают исчезновение темно-фиолетового окрашивания в одной из пробирок (крахмал расщепился до глюкозы под действием ферментов мальтазы и амилазы). 4. Капнуть повторно по капле йода в каждую пробирку. В пробирке «крахмал + вода» остается темно-фиолетовое окрашивание. В пробирке «крахмал + слюна» наблюдаем слабое желтовато-коричневое окрашивание (цвет йода) Две пробирки, штатив для пробирок, стакан с горячей водой, раствор крахмала, йод, водный раствор слюны, вода

Расщепление белков молока под действием желудочного сока 1. В две пробирки наливают небольшое количество молока. 2. В одну пробирку добавляют воду (контроль), а в другую — желудочный сок и соляную кислоту 3%. 3. Обе пробирки нагревают в стакане с теплой водой. Наблюдают свертывание (створаживание) молока в одной из пробирок (растворенный белок казеиноген перешел в нерастворимый казеин) Две пробирки, штатив для пробирок, стакан с горячей водой, молоко, желудочный сок, соляная кислота 3%, вода

Эмульгирование жиров желчью 1. В две пробирки наливают небольшое количество растительного масла. 2. В одну пробирку добавляют воду (контроль), а в другую — пару капель желчи. 3. Пробирку с маслом и желчью необходимо аккуратно взболтать. Наблюдают образование большого количества маленьких капелек масла (эмульгирование) Две пробирки, штатив для пробирок, растительное масло, желчь, вода

сотрудник музея дает ей небольшой кусочек лакомства. Крыса его съедает и снова тянется к колокольчику. В это время школьников просят соблюдать тишину, так как бурная реакция класса может напугать животное. Поскольку продолжительность жизни крыс составляет пару лет, сотрудникам музея приходится периодически приобретать новых грызунов и обучать их. Выработка рефлексов зависит от индивидуальных способностей животного и занимает в среднем несколько месяцев. Старшеклассникам на этой экскурсии еще показывают опыты со спинальной лягушкой для демонстрации обязательного условия рефлекса - целостности всех отделов рефлекторной дуги. Спи-нальную лягушку готовят перед занятием, не показывая этот процесс классу [2]. У лягушки удаляют головной мозг и снимают кожу с одной лапки, а на другой лапке перерезают седалищный нерв. Спи-нальная лягушка остается живой на уровне тканей продолжительное время и подходит для изучения спинномозговых рефлексов. Классу показывают, как на раздражение кислотой передних, не затронутых опытом лапок лягушка реагирует бурным движением. При раздражении кислотой лапки без кожи ответной реакции не наблюдается из-за от-

Рис. 3. Фрагмент занятия — демонстрация условного рефлекса крысы

сутствия рецепторного звена. Так же отсутствует ответная реакция при воздействии кислотой на лапку с перерезанным седалищным нервом ниже места перерезки. Затем у спинальной лягушки разрушают спинной мозг движениями препаровальной иглы в спинномозговом канале и повторяют воздействие кислотой на передние лапки. Ответная реакция отсутствует, так как разрушена центральная нервная система (центр рефлекса). Тельце лягушки обмякло, вытянулось - пропал тонус мышц. Так участники занятия на практике зна-

Небольшое количество крахмала (на кончике ножа) насыпают в стеклянный стаканчик 50 мл, заливают крутым кипятком при непрерывном помешивании и дают остыть до комнатной температуры.

Используется водный раствор слюны, получаемый при длительном полоскании рта с небольшим количеством воды.

комятся с отделами рефлекторной дуги и наблюдают различные рефлексы.

На экскурсии по кровеносной системе младшим школьникам дают возможность рассмотреть клетки крови лягушки и человека под микроскопом, сравнить их размеры, количество и строение. Старшеклассникам демонстрируют работу изолированного сердца (автоматию сердца) [2]. Спинальную лягушку со вскрытой грудной полостью музейный сотрудник приносит в зал в конце занятия. Классу показывают, как предсердия наполняются кровью, сокращаются и перегоняют кровь в желудочек, сокращение которого в свою очередь прогоняет кровь по сосудам. Затем сердце отсекается ножницами и помещается на часовое стекло в физраствор (следует обратить внимание группы, что для лягушки физраствор должен иметь концентрацию хлорида натрия №С1 0,6%, а не 0,9%, как для человека). Наблюдают продолжение сокращения изолированного сердца. При этом сохраняется последовательность сокращений отделов сердца, но кровь в него не поступает и не выбрасывается (сердце пустое, работает вхолостую). После этого с изолированным сердцем проводят серию опытов (табл. 2).

Есть практическое занятие по физиологии мышц, во время которого ученики сами готовят нервно-мышечный препарат3 из лапки лягушки и проводят с ним серию опытов с разными раздражителями. Работа проводится в группах. Каждой группе предоставляется оборудование: аппарат миоскоп (служит для определения работы мышцы

при удержании грузика в 10 г, но в данной работе используется для наблюдения мышечных сокращений), пинцет, ножницы, катушка с ниткой, грузик, физраствор (0,6% №С1 для лягушки), соль №С1 кристаллическая, электроды с источником тока, лапка лягушки (в ванночке), карточка с ходом работы.

Практикум «Физиология мышц».

Ход работы:

1. Лапку лягушки взять за бедренную кость, пинцетом снять кожу с лапки.

2. Икроножная мышца через ахиллово сухожилие идет на пяточный бугор, подложите пинцет под мышцу и ведите под ахиллово сухожилие, но не перерезайте! Продеть в отверстие нитку и завязать на 2 узелка. После этого перерезать сухожилие и отрезать лапку.

3. Сломать коленный сустав, найти седалищный нерв на задней поверхности бедренной мышцы и открыть его. За кость голени закрепить в лапкодержателе миоскопа, нить продеть два раза через кольцо и привязать грузик. Смочить физраствором.

4. Раздражаем седалищный нерв, сжимая его пинцетом — механический раздражитель. Наблюдаем сокращение мышцы.

5. Прикладываем электроды параллельно на мышцу и на седалищный нерв — электрический раздражитель. Наблюдаем сокращение мышцы.

6. Насыпаем соль на мышцу и нерв — химический раздражитель. Наблюдаем длительное сокращение при отсутствии расслабления (контрактура).

Таблица 2

Опыты с изолированным сердцем лягушки

Название опыта Ход опыта Оборудование

Действие никотина на работу сердца В физраствор, в котором находится сердце, добавляем несколько капель никотина. Наблюдается ослабление сердечной деятельности: уменьшается частота сокращений и их сила. Если отмыть сердце после воздействия никотина — восстановление Физраствор (0,6% NaCl), раствор никотина, пипетка, часовое стекло, ножницы, пинцет, марлевая салфетка

Действие алкоголя на работу сердца В физраствор, в котором находится сердце, добавляем несколько капель спирта. Наблюдаем частые, но прерывистые сокращения — фибрилляцию (трепетание, мерцание). Это нескоординированные сокращения мышечных волокон. Сердце может остановиться Физраствор (0,6% NaCl), спирт медицинский (70%), пипетка, часовое стекло, ножницы, пинцет, марлевая салфетка

Действие адреналина на работу сердца В физраствор, в котором находится сердце, добавляем несколько капель адреналина. Адреналин увеличивает силу и частоту сердечных сокращений. Особенно хорошо видно на ослабленной сердечной мышце — работоспособность восстанавливается Физраствор (0,6% NaCl), раствор адреналина, пипетка, часовое стекло, ножницы, пинцет, марлевая салфетка

3 Нервно-мышечный препарат -

это комплекс особым образом препарированной икроножной мышцы и седалищного нерва.

Наглядные пособия

Научно-просветительская деятельность нашего музея изначально ориентирована на самые разные категории посетителей. Поэтому большое внимание отводится разработке форм и методов работы, обеспечивающих доступность и наглядность музейных программ. Сотрудники музея участвуют не только в создании презентаций для мультимедиа, но и в поиске современных интерактивных моделей и макетов, а также в их разработке и изготовлении. Описанные ниже модели созданы Ж. А. Антипушиной из подручных материалов. Их использование на экскурсиях продиктовано разными мотивами.

Так, влажные препараты паразитов являются специфическим объектом показа, они могут напугать и вызвать отвращение. Поэтому их демонстрация сопровождается моделями, выполненными в натуральную величину или в масштабе. Школьникам предлагается взять их в руки и рассмотреть. Большинство таких экспонатов сделаны из полимерной глины: аскариды, ришта, шистосома, эхинококк, сколексы ленточных червей, возбудители зуда купальщиков, сонной болезни и малярии. Модель бычьего цепня в натуральную величину (длиной 7 м) связана из ниток (рис. 4). Такая длина выбрана не случайно. Пищеварительная система них процессы. Для этой же экскурсии была изго-человека также составляет около 7 м. Таким об- товлена динамическая модель клетки и набор разом, ребята могут представить реальные сборно-разборных молекул белков и углеводов, размеры таких неочевидных вещей [3]. а также карточки - капли жира разного размера

Вдохновившись успехом использования по- (рис. 6). Модель клетки склеена из коробки с от-добных моделей, мы связали из ниток модель пи- кидной крышкой; на крышке наклейка со схема-щеварительной системы в натуральную величи- тичным строением клетки. Крышка закрыта на ну. Для поддержания формы она набита мягкими замок: это вход для углеводов, открываемый трубками - утеплителем для труб разного диаме- «ключом» - инсулином. Зазоры по бокам являют-тра (рис. 5). Ее демонстрация происходит в самом ся входами для белков и жиров соответственно. конце занятия. Вместе с группой экскурсовод Цепочки белков и углеводов сделаны из карто-раскручивает «петли кишечника», повторяя отде- чек разной формы и канцелярских скрепок; они

легко разбираются на составные части и снова собираются. Составные части биополимеров подписаны. Модель клетки демонстрируется в самом начале экскурсии, когда в виде беседы с классом экскурсовод выясняет значение питания. Дается пояснение, что такое Рис. 4. Примеры моделей паразитов: модели, зачем они нужны, как

А - аскариды; Б - бычий цепень модели помогают ученым по-

Рис. 5. Модель пищеварительной системы человека

лы пищеварительного тракта и происходящие в

нять работу сложных систем. Этот набор помогает наглядно представить биологический смысл пищеварения как старшеклассникам, так и младшим школьникам. Старшеклассники вместе с экскурсоводом разбирают «биополимеры» на структурные единицы - «мономеры»; собирают «простые сахара», «дисахариды», «полисахариды». Младшим школьникам экскурсовод параллельно показывает бусы, поясняя, что белки и углеводы - это длинные цепочки, «бусы», состоящие из отдельных «бусинок». Такие цепочки слишком велики, чтобы растворяться в крови и проникать в клетки. Как правило, школьники сами предлагают длинные цепочки разорвать, расщепить, крупные капли жира - разбить на маленькие. Но некоторым питательным веществам для попадания внутрь клеток этого недостаточно. «Вход» для углеводов «закрыт на замок», а значит нам нужен «ключ» - инсулин.

Динамическая модель актин-миозинового комплекса собрана из пенокартона (рис. 7). Ее используют на практикуме по физиологии мышц в дополнение к схеме строения мышц и видеоролику «Рефлекторная дуга».

Так удается добиться максимальной наглядности. Несмотря на совершенствование ТСО и все большую виртуализацию деятельности ребенка такие наглядные пособия всегда будут актуальны.

Обучающие игры

Не менее важна эмоциональная составляющая экскурсии. Для младших школьников сотрудники музея разработали игры, позволяющие показать суть физиологических процессов.

Рис. 6. Динамическая модель клетки с набором молекул биополимеров

Рис. 7. Динамическая модель актин-миозинового комплекса: А, Б и В — этапы работы

На экскурсии «Кровь - река жизни» ученики получают возможность «отыграть» движение эритроцита по сосудам, атаку лейкоцитов на микроба, работу тромбоцитов. Для первой игры «Шустрый эритроцит» 8-10 детей образуют пары и выстраиваются друг за другом как при игре «Ручеек». Еще одному ученику отводится роль эритроцита. Сначала «эритроцит» перемещается по крупному «сосуду»: пары держатся за руки и поднимают руки вверх, а «эритроциту» надо с надутыми воздушными шариками в каждой руке пройти по образовавшемуся коридору. Затем сосуд сужается: пары опускают руки вниз, и «эритроциту» приходится согнуться. Необходимостью протискиваться по самым узким капиллярам и объясняются особенности строения эритроцита. Исполняющего роль эритроцита ученика спрашивают, какие вещества он переносит в виде воздушных шариков и забирает от клеток. Показывают классу схему строения эритроцита человека и амфибий, просят назвать различия. Отсутствие ядра и другие размеры сразу бросаются в глаза, но почему у эритроцитов человека нет ядра? Уче-

ника-эритроцита просят повторить путь, но теперь взять дополнительный воздушный шарик -ядро. Важным условием игры является то, что в каждой руке может находиться только по одному шарику, таким образом, эритроцит с ядром перенесет меньше газов. Для второй игры «Лейкоцит и микроб» 6-7 учеников должны взяться за руки, образуя круг - это лейкоцит. «Лейкоцит», шевеля «ножками», охотится за учеником-микробом, захватывает его в центр круга и «переваривает». Для третьей игры приглашаются дети, не участвовавшие в первых двух, либо весь класс, если количество детей в нем не больше 20. Экскурсовод открывает дверной проем, говоря, что это рана, а ученики-тромбоциты закрывают пробоину. Если ученики начинают шалить и толкаться, то экскурсовод напоминает, что они одна дружная команда, защищающая организм, что тромбоциты не отталкивают друг друга.

На экскурсии «Кто всему голова» школьники отыгрывают проведение нервного импульса и при помощи простых тестов проверяют, как мозжечок координирует движение тела. Для игры в нейроны 10-15 школьников, взявшись за руки, образуют цепочки по обе стороны от ведущего. Каждый участник - это нейрон, руки - отростки нейрона. Ведущий (он находится посередине) посылает сигнал (сжимает ладонь своего соседа один или два раза), школьники по цепочке передают сигнал, и крайние участники должны помахать в ответ на сигнал рукой (одно нажатие) или ногой (два нажатия). Чтобы проверить, как мозжечок координирует работу организма, школьники правой рукой дотрагиваются до мочки левого уха, а левой рукой - до носа. По хлопку ведущего в ладоши необходимо поменять положение рук - левой рукой взяться за правое ухо, а правой рукой - за нос.

Участники экскурсии «Путь пирожка» едят принесенные с собой пирожки и запивают их напитком. Этот «эксперимент» проводят в середине экскурсии, когда группа познакомилась с разными питательными веществами и перешла к изучению строения пищеварительной системы. Школьники знакомятся со строением ротовой полости и с особенностями глотания, вспоминают правила приема пищи и поведения за столом, а также значение пословицы «Когда я ем, я глух и нем». После этого им раздают пирожки и предла-

гают поставить эксперимент на себе - на практике почувствовать движения, происходящие во время глотания. Затем группу спрашивают, что помогало им смачивать пищевой комок и облегчало глотание (слюна). Именно в слюне находятся вещества, которые как ножницы разрезают, расщепляют длинные цепочки углеводов до глюкозы, что подкрепляется соответствующим химическим опытом, описанным выше.

Подобные игры вносят активный элемент в познавательную деятельность, позволяют актуализировать информацию и в игровой форме усвоить материал.

Другие интерактивы

В традициях нашего музея делать акцент на практическом значении. Если ученику будет понятно, для чего это надо знать, как он может использовать это в обычной жизни, то информация станет для него актуальной. И конечно, он ее запомнит. Мы отталкиваемся от интереса к самому себе, своему организму, используя его как «мостик» к познанию окружающего мира.

С разделом «Кожа и ее производные, движение и суставы» можно ознакомиться в лаборатории «Прозрачная наука» (открыта в 2013 г.) [4]. Тематические планшеты с окошками помогают исследовать папиллярные линии на пальцах, строение кожи, волос и ногтей, объяснить возникновение мурашек и седины. Мультимедийные комплексы позволяют заглянуть в мир бактерий (симбионтов и паразитов человека), а также понаблюдать за физиологическими процессами (жевание, глотание, дыхание), снятыми в рентгеновских лучах.

Кроме этого, с 2008 г. в музее работает интерактивная экспозиция «Смотри в оба!» [5]. Она построена по принципу «обязательно потрогай», это обучение через развлечение, во время которого можно ставить опыты на себе, смотреть мультики и играть с оптическими иллюзиями. Мы предлагаем каждому узнать не только как устроен и работает глаз, но и как видят мир люди с разными нарушениями зрения (от слепоты до дальтонизма) и понять, что это не помеха для работы и творчества. В настоящее время на базе экспозиции разрабатывается новое комплексное занятие по органам чувств. Оно будет носить междисциплинарный характер. Мы планируем показать физические основы физиологических процессов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Касаткин М. В. История экспозиций Биологического музея и их особенности // Экспозиции Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева: сб. науч. тр. - М.: Акварель, 2011. - С. 32-48.

2. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.

3. Антипушина Ж. А. Прогулки с паразитами -многоликая экскурсия // Музейная экспозиция: храня традиции, быть в авангарде: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Ассоциации естественно-исторических музеев России. - М.: ГДМ, 2014. - С. 237-245.

4. Васильева Л. А., Хрибар С. Ф. Лаборатория «Прозрачная наука»: разные уровни // Музейная экспозиция: храня традиции, быть в авангарде»: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Ассоциации естественно-исторических музеев России. - М.: ГДМ, 2014. - С. 79-86.

5. Васильева Л. А., Чубарова О. В. Опыт создания интерактивных экспозиций в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева // Экспозиции Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева: сб. науч. тр. - М.: Акварель, 2011. - С. 216-226.

REFERENCES

1. Kasatkin M. V. Istoriya ekspozitsiy Bio-logicheskogo muzeya i ikh osobennosti. In:

Ekspozitsii Gosudarstvennogo biologicheskogo muzeya im. K. A. Timiryazeva: coll. of scientific works. Moscow: Akvarel, 2011. Pp. 32-48.

2. Guminskiy A. A., Leontieva N. N., Marinova K. V. Rukovodstvo k laboratornym zanyatiyam po obshchey i vozrastnoy fiziologii. Moscow: Prosveshchenie, 1990. 240 p.

3. Antipushina Zh. A. Progulki s parazitami - mno-golikaya ekskursiya. In: Muzeynaya ekspozitsiya: khranya traditsii, byt v avangarde. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference of the Association of natural history museums of Russia. Moscow: GDM, 2014. Pp. 237-245.

4. Vasilyeva L. A., Khribar S. F. Laboratoriya "Proz-rachnaya nauka": raznye urovni. In: Muzeynaya ekspozitsiya: khranya traditsii, byt' v avangarde. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference of the Association of natural history museums of Russia. Moscow: GDM, 2014. Pp. 79-86.

5. Vasilyeva L. A., Chubarova O. V. Opyt sozdani-ya interaktivnykh ekspozitsiy v Biologiches-kom muzee im. K. A. Timiryazeva. In: Ekspozitsii Gosudarstvennogo biologicheskogo muzeya im. K. A. Timiryazeva: coll. of scientific works. Moscow: Akvarel, 2011. Pp. 216-226.

Антипушина Жанна Андреевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева e-mail: zh.antipushina@gmail.com

Antipushina Zhanna A., PhD in Biology, senior researcher, K. A. Timiryazev State Biology Museum e-mail: zh.antipushina@gmail.com

Калашникова Ольга Александровна, старший научный сотрудник Государственого биологического музея им. К. А. Тимирязева e-mail: gbmt@gbmt.ru

Kalashnikova Olga A., senior researcher, K. A. Timiryazev State Biology Museum e-mail: gbmt@gbmt.ru

Чубарова Ольга Владимировна, заведующая отделом музейной педагогики Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева e-mail: gbmt@gbmt.ru

Chubarova Olga V., head of museum pedagogy department, K. A. Timiryazev State Biology Museum e-mail: gbmt@gbmt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.