Научная статья на тему 'Ящики с диковинками и лото с предметами (интерактивные занятия с натуральными экспонатами)'

Ящики с диковинками и лото с предметами (интерактивные занятия с натуральными экспонатами) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ЭКСКУРСИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ЭКСПОНАТЫ / МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хрибар Сергей Феликсович

Не умаляя многочисленных преимуществ классических экскурсий по музейной экспозиции, следует признать, что такая работа не всегда эффективна. Например, если группа большая, а раскрывающие тему экспонаты мелкие. Бывает и так, что в силу тех или иных особенностей (патологии зрения, психики или младший возраст), посетители тяжело воспринимают классический экскурсионный показ экспонатов в застеклённых витринах. А бывает, что по разным причинам (смена экспозиции, повышенный спрос на экскурсии и т. п.), возможности приёма групп в залах становятся весьма ограниченными. Кроме того, если естественнонаучный музей рассматривать не просто как заслуживающую посещения достопримечательность, а как некий центр влияния (скажем, как центр экологического просвещения), то выездная работа с потенциальной музейной аудиторией будет уместна и востребована. И здесь, встаёт вопрос: что музей может предложить помимо экспозиции, в том числе и вне своих стен? Классическая лекция возможна, но музей воспринимают как хранилище предметов (чем он и является), а значит, от представителя музея ждут показа не столько презентации, сколько коллекции интересных предметов. Многолетний опыт показал, что в подобных ситуациях практические занятия с набором экспонатов натуральных, но нехрупких предметов, могут быть весьма полезны и востребованы как в музее, так и вне его стен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хрибар Сергей Феликсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ящики с диковинками и лото с предметами (интерактивные занятия с натуральными экспонатами)»

УДК 069:37

ЯЩИКИ С ДИКОВИНКАМИ И ЛОТО С ПРЕДМЕТАМИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЭКСПОНАТАМИ)

Хрибар Сергей Феликсович

Старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева

г. Москва, Российская Федерация

hribar@mail.ru

Аннотация. Не умаляя многочисленных преимуществ классических экскурсий по музейной экспозиции, следует признать, что такая работа не всегда эффективна. Например, если группа большая, а раскрывающие тему экспонаты мелкие. Бывает и так, что в силу тех или иных особенностей (патологии зрения, психики или младший возраст), посетители тяжело воспринимают классический экскурсионный показ экспонатов в застеклённых витринах. А бывает, что по разным причинам (смена экспозиции, повышенный спрос на экскурсии и т. п.), возможности приёма групп в залах становятся весьма ограниченными. Кроме того, если естественнонаучный музей рассматривать не просто как заслуживающую посещения достопримечательность, а как некий центр влияния (скажем, как центр экологического просвещения), то выездная работа с потенциальной музейной аудиторией будет уместна и востребована. И здесь, встаёт вопрос: что музей может предложить помимо экспозиции, в том числе и вне своих стен? Классическая лекция возможна, но музей воспринимают как хранилище предметов (чем он и является), а значит, от представителя музея ждут показа не столько презентации, сколько коллекции интересных предметов. Многолетний опыт показал, что в подобных ситуациях практические занятия с набором экспонатов - натуральных, но нехрупких предметов, могут быть весьма полезны и востребованы как в музее, так и вне его стен.

Ключевые слова: музейная экспозиция, экскурсия, интерактивные занятия, экспонаты, музей

В Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева автором самостоятельно и в соавторстве с коллегами (М. М. Атрощенко, Ю. А. Алексеевым) разработаны следующие методически сходные занятия на разные темы из области зоологии и экологии:

• Следы лесных животных. Участники, используя логику, учатся различать животных, исследуя следы их жизнедеятельности: погрызы и помёт растительноядных зверей, обработанные белкой и дятлом шишки, подолбы и кузницы дятлов, ходы насекомых в коре и древесине, изображения отпечатков конечностей зверей и птиц и мн. др.

• Загадки моря. Рассматриваются обитатели моря и их части, в особенности то, что морские волны выносят на берег: водоросли, раковины моллюсков, морские звёзды, скелеты морских ежей, кораллов и губок, клешни крабов, домики полихет и усоногих рачков на разных предметах и мн. др. Обсуждается разнообразие морских обитателей, их взаимосвязи друг с другом.

• Одежды животных. Участники определяют принадлежность фрагментов покровов животных, сравнивают покровы различных животных: перья птиц, фрагменты шкур зверей, домики личинок ручейников, выползки змей, сброшенные шкурки личинок насекомых, панцири крабов, раковины моллюсков и т. п., что позволяет устанавливать связь между строением животных и их образом жизни.

• Животные-строители. Демонстрируются постройки разных животных: выполненные из разного материала гнёзда разных видов птиц, пчелиные и осиные соты, ходы в древесине у насекомых и корабельного червя, ходы морского камнеточца фоласа в камне, домики личинок ручейников. Постройки, нетранспортабельные в силу размеров или хрупкости представляются в виде фотографий (муравейники, дупла и гнёзда крупных птиц, норы роющих зверей, бобровые плотины и хатки). Участники соотносят строителей и их постройки, а для некоторых построек находят и животных-квартирантов, которые не строят сами, но поселяются.

• Скелеты и кости. Участники изучают скелеты и фрагменты скелетов различных позвоночных и беспозвоночных животных. Используются черепа и отдельные кости разных видов млекопитающих и птиц, зубы, рога млекопитающих, панцири крабов, скелеты кораллов и морских ежей и др. Размышляя логически, участники определяют принадлежность скелетов и костей разным животным.

На разных занятиях некоторые экспонаты совпадают, что не мешает проводить эти занятия серией с одной и той же аудиторией. Во-первых, на каждое занятие имеется свой комплект, где используются разные по виду экземпляры, во-вторых, повторов немного, а в-третьих, моменты узнавания не делают занятия менее интересными.

В целом же цикл таких занятий затрагивает дольно широкий спектр проблем биологии, зоологии и экологии: строение животных, приспособительные особенности, индивидуальное развитие, забота о потомстве, взаимосвязи друг с другом и с окружающей средой, методы изучения животных. Эти вопросы важны как для закрепления материала, изученного в школе и формирования базовых биологических знаний, так и для экологического просвещения, развивающего доброжелательный интерес к живой природе.

Основная аудитория занятий - учащиеся начальной школы, родители с детьми (в программах выходного дня), реже - учащиеся старшей школы. Опыт показывает, что занятия с одной стороны, могут быть доступными для всех, а с другой, даже подготовленный посетитель открывает для себя немало нового.

Форматы проведения

При всём разнообразии содержания эти занятия имеют ряд общих свойств и по форме проведения аналогичны друг другу. Это облегчает освоение занятий новыми

ведущими.

Ключевую роль в работе с аудиторией на каждом занятии играет набор натуральных предметов и карточек к ним, укомплектованный в большой, но транспортабельный ящик - «ящик с диковинками». В ходе занятия эти предметны обычно выкладываются на общий стол, за которым происходят, участники могут брать их в руки, а не только рассматривать через стекло витрины.

Предметы не выкладываются сразу - аудиторию важно подготовить. Для этого в начале занятия демонстрируется компьютерная презентация, что позволяет несколько расширить кругозор участников по заявленной теме. Сначала ведущий показывает и рассказывает, «как оно бывает вообще», а затем, даёт возможность поработать с натуральными предметами и вникнуть частности. Возможен и такой ход занятия, когда показ презентации и натуральных предметов осуществляется параллельно. В последнем случае занятие проходит в формате лекции, иллюстрированной натуральными экспонатами. Это бывает уместным для большой аудитории, но экспонаты при этом в большинстве своём демонстрируются из рук ведущего, без передачи в руки слушателей.

Также можно проводить занятия и без презентации, ограничившись натуральными предметами и изображениями на карточках. При этом карточки и предметы сопоставляются: участники должны подобрать друг ко другу изображение животного и предмет с ним связанный (след жизнедеятельности, часть тела, фрагмент покровов или скелета, постройку - в зависимости от темы занятия). По сути, участники играют в лото с предметами. В данном варианте продолжительность занятия обычно ограничивается 45 минутами, а численность группы не превышает 15 человек. Зато в таком формате занятие полностью интерактивно. Большую часть времени участники сами выполняют задания, решают проблемы, а ведущий лишь объясняет правила в начале, раздаёт предметы, даёт подсказки по ходу, исправляет ошибки в конце.

Для каждого занятия предусмотрены определённые залы основной экспозиции. Но залы эти не обязательны, а предпочтительны. Строгой привязки к ним нет, занятия могут проходить где угодно, и даже вне музея. Каждый комплект предметов достаточно компактен, не очень тяжёл. Его можно перевозить как на легковом автомобиле, так и на общественном транспорте вне «часов пик». Уже несколько лет «ящики с диковинками» используются на выездных занятиях в самых разных школах, а также в программе развлекательно-просветительских мероприятий на внемузейных площадках (Интермузей, Мастерславль, экологические праздники в парках и т. п.). Единственное необходимое оборудование кроме комплекта экспонатов - это большой стол, на котором экспонаты можно разместить.

Занятия легко адаптируются для особенной аудитории (людей с нарушениями зрения, слуха, психики), о чём рассказывается в отдельной статье настоящего сборника (Антипушина, Куликова, Хрибар). На основе занятия «Одежды животных» подготовлен урок в музее «Покровы животных» (в рамках межведомственной программы «Урок в музее»). Таким образом, возможностей использования «ящиков с диковинками» много, но наиболее востребованным форматом оказалось лото с предметами.

Лото с предметами

Притом, что содержание занятий и содержимое ящиков различно, методика и стилистика их проведения одна. Рассмотрим ход занятия в формате лото с предметами.

Подготовиться к проведению любого из занятий удаётся быстро. Достаточно заранее поставить стол, или сдвинуть месте два-три стола, чтобы общая площадь была не менее полутора-двух квадратных метров. Круглый или квадратный стол предпочтительней длинного и узкого. Участники располагаются сидя или стоя вокруг стола, и желательно, чтобы ведущий мог дать предмет каждому непосредственно в руки. На стол выкладываются карточки с изображениями животных (за исключением занятия «Животные-строители», когда карточки раздаются, а на столе размещаются постройки). Можно также раскладывать карточки (предметы) и в присутствии группы, много времени это не займёт.

Вводная беседа, уточняющая содержание занятия, продолжается не дольше пяти минут, а может и ограничиться несколькими фразами или обсуждением одного вводного вопроса. Например, откуда мы узнаём, какие животные живут в лесу, если мы их не видим? Во что «одеты» разные животные и для чего им нужны покровы? Какие постройки животных вы знаете, и зачем они им нужны? Кто был на море и на каком именно? Что такое скелет, и у каких животных он есть? Такие вопросы помогают участникам настроиться на тему занятия, а ведущему понять уровень подготовленности участников.

После введения в предмет, наступает оргмомент, который очень важен. Занятие преподносится как игра, и задача ведущего чётко объяснить правила: работаем по очереди; не подсказываем; не спорим; не боимся ошибиться; думаем, но не долго; не боимся класть туда, где уже лежит. Поясним эти правила подробней.

Суть заданий в том, чтобы сопоставить животное и предмет, к нему относящийся. Например, «одеть» животных, «заселить» постройки, соединить следы с оставившими их животными, скелеты с их хозяевами, выброшенных на берег с «живыми» обитателями моря. Задания раздаются и выполняются строго по очереди (по кругу, обычно часовой стрелки). Подсказывать не разрешается, долго думать не желательно, а вот ошибаться -пожалуйста! Ведущий подчёркивает, что двойки здесь никто не ставит, на ошибках мы

учимся, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. Также не разрешается спорить, все допущенные ошибки будут исправлены в конце занятия, а сейчас потерпим. Замечено также, что дети не решаются класть туда, где уже лежит. Поэтому стоит напомнить, что на один вопрос может быть много ответов: у одной птицы бывают разные перья, от одного скелета разные кости, одно животное оставляет разные следы, в одной постройке поселяются разные обитатели (не обязательно только строители) и т.д., а значит, на одну карточку можно положить больше, чем один предмет. Кроме того, первое решение могло быть ошибочным, а второе будет верным. В процессе раскладывания предметов, ведущий поправляет их так, чтобы изображения на карточках оставались видны.

В процессе раздачи предметов стоит учитывать особенности участников, наблюдая за их реакцией на происходящее. Обычно «неаппетитные» предметы (шкурки тараканов, змеиные выползки, помёт и т. п.) лучше давать не девочкам, а мальчикам. Вообще, раздача и выполнение заданий - процесс весьма психологичный, интересный как участникам, так и ведущему. Задания одни и те же, а участники разные. Действительно, получается увлекательная игра.

Но играя, стоит следить за временем. Сделав один-два или три круга, следует перейти к исправлению ошибок. Необходимо не просто переложить предметы с неправильных позиций, на правильные, но проговорить, почему правильно именно так. А ещё лучше - подвести участников к правильным ответам встречными наводящими вопросами. Например: думаете, кору содрал медведь, а чем он это сделал? А это следы когтей или зубов? А кто из зверей ест кору? Или: кто знает, какого размера дятел? Подходит ли ему это перо по размеру? Или: если это череп кролика, то зачем кролику такие клыки? А у кого из некрупных зверей большие клыки? В конце концов, с помощью подсказок ведущего всё становится на свои места.

Стоит заметить, что лото с предметами - отнюдь не единственно возможная форма работы с небольшой группой. Допускается и простой рассказ о предметах, которые ведущий поочерёдно достаёт из ящика, показывает, даёт руки. Но у лото с предметами есть важное преимущество - участники имеют чётко поставленную задачу, которую должны решить. И решать эту задачу можно в игровой форме, дав детям почувствовать себя учёными, музейными работниками, детективами.

Подготовка комплекта

Занятия, аналогичные представленным выше, подготовить не сложно. Проводить их можно практически в любом музее и на любую тему, ведь сопоставлять предметы с изображениями полезно изучая самые разные области знания (историю, археологию,

этнографию, ремёсла и др.). Рассмотрим некоторые нюансы, важные для подготовки таких занятий и формирования комплектов учебного материала.

Рис. 1. На занятии «Одежды животных».

Принципиально важно, чтобы экспонаты не были фондовыми предметами (единицами хранения музейного фонда). Поскольку предметы даются в руки участникам, исключить их пропажу или порчу очень сложно. Полезно в музее формировать регулярно пополняемый «интерактивный фонд», откуда можно использовать предметы для таких занятий и пополнять изношенное или утраченное.

Предметов не должно быть очень много, иначе в процессе занятия быстро достать нужное будет сложно. Запасные предметы (на случай утраты или порчи) лучше хранить отдельно. Ящик для занятий - не склад.

С другой стороны, мало предметов также быть не должно. Важно, чтобы хватило всем, каждый участник должен подержать в руках что-то натуральное. Кроме того, весьма желательно иметь под рукой и некоторое количество дубликатов. Если группа большая (не 10, а 15 и более человек), то при сопоставлении изображений и предметов в случае ошибки, допущенной одним участником, ведущий может сразу или через несколько ходов, дать такой же предмет другому (как вторую попытку). Предметы подбираются не очень крупные, они должны свободно помещаться на столе и не слишком прикрывать изображения на карточках.

Карточки желательно распечатывать на матовой фотобумаге. Их размер - от А6 до А5. Меньший формат изображения плохо виден, а больший занимает на столе слишком много места. Если кроме предметов раздаются карточки, то карточки раскладываемые участниками должны быть меньше, чем выкладываемые на стол ведущим. Стоит ли ламинировать карточки - вопрос открытый. Ламинированные карточки долговечней, но они отсвечивают. Другой открытый вопрос - тип изображения. Обычно, фотографии научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 13. 2019 / №1

достоверней, рисунки понятней. Поэтому желательно иметь два типа комплекта карточек рисунки для младших, фотографии для более подготовленной аудитории. По мнению автора, фотографии всё же предпочтительней.

Подбирая предметы и карточки по содержанию, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что одни предметы будут легко узнаваемые, а другие для большинства незнакомы и новы. Это не страшно. Как уже говорилось, играя в лото с предметами, важно призывать не бояться ошибок. Да и простое можно представить интересно, добавив к известному новое, а сложное сделать менее сложным путём подсказок.

И, наконец, о ящике. Ящик должен быть достаточно вместительный и при этом удобный для транспортировки. Удачным вариантом оказались пластиковые ящики для инструментов большого размера. Унести такой ящик можно в одной руке. Они не очень глубокие, но достаточно широкие и длинные, поэтому чтобы достать нужный предмет, не приходится долго рыться. Кроме того, в таких ящиках имеется верхняя вставка с ячейками (органайзер). Мелкие предметы помещаются в органайзер, крупные - вниз. Важно, чтобы мелкие предметы не затерялись, а тяжёлые предметы не раздавили хрупкие.

Когда в ящике все «диковинки» под рукой, работать с аудиторией легко. В малых группах игры в лото с предметами увлекательны и полезны. Но и при большей аудитории комплекты предметов и карточек выручают. «Необычное нечто», извлекаемое из загадочного ящика вызывает удивление, а удивление рождает интерес.

Литература

1. Хрибар С. Ф. Ящик с диковинками: опыт интерактивных занятий // Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе. Материалы Х Всероссийской конференции Ассоциации естественноисторических музеев РФ. М.: ГДМ, 2016. С. 102103_

2. Хрибар С. Ф. Новые «покровы» и старые «одежды». Урок в музее как новый жанр музейно-педагогического занятия для младшей школы // «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. / Сост. М. Мацкевич. М., 2016. С. 61-66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.