Научная статья на тему 'ДОСТУП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ В КОНТЕКСТЕ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ДОСТУП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ В КОНТЕКСТЕ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доступ на внешние рынки / экономическая конъюнктура / конъюнктурные исследования / внешнеторговая политика / протекционизм / большие циклы / прогнозирование / конкурентоспособность / markets access / market situation / market studies / trade policy / protectionism / long economic cycles / forecasting / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Алексей Александрович

В статье представлено теоретическое осмысление понятия «доступ на внешние рынки» в контексте исследования экономической конъюнктуры. Определено, что он является условием формирования конъюнктуры, воздействующим на элементы воспроизводственного процесса. Показано, что анализ доступа на внешние рынки необходим в рамках конъюнктурных исследований для оценки текущей и перспективной емкости рынка. Проанализирована зависимость доступа от состояния экономической конъюнктуры в кратко- и долгосрочном периоде, в том числе в рамках нисходящей волны большого цикла с начала второго десятилетия XXI в. Прослежена и обратная взаимосвязь – состояния конъюнктуры от доступа на внешние рынки. Показаны различия в подходах к исследованию указанной категории в зависимости от различных видов прогнозов. Разграничены вопросы доступа на внешние рынки и конкурентоспособности в системе конъюнктурных исследований. Выявлена проблема определения первичного источника успеха экспортной деятельности – наличие конкурентоспособной продукции или благоприятных условий доступа на внешние рынки; представлена авторская позиция по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN MARKET ACCESS IN THE SYSTEM OF MARKET RESEARCH

The article presents a theoretical understanding of the concept of access to foreign markets in the context of market studies. It is determined that market access is a condition of the economic situation (conjuncture) formation, which has an impact on the elements of the reproduction process. The analysis of this category is necessary within the framework of market studies to complete the task of assessing the current and potential market capacity. The dependence of market access on the state of economic situation in the short and long term is analyzed, including in the context of the descending wave of the long economic cycle since the beginning of the second decade of the 21st century. The inverse relationship is also traced – the state of the conjuncture dependence on market access. Different approaches to market access research are shown depending on various types of forecasts. The issues of access to foreign markets and competitiveness in the system of market studies are differentiated. The problem of determining the primary source of success of export activities – the availability of competitive products or favorable market access conditions – is revealed; the author's view is presented.

Текст научной работы на тему «ДОСТУП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ В КОНТЕКСТЕ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2024

А.А. СИДОРОВ

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева МГИМО МИД России

ДОСТУП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ В КОНТЕКСТЕ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье представлено теоретическое осмысление понятия «доступ на внешние рынки» в контексте исследования экономической конъюнктуры. Определено, что он является условием формирования конъюнктуры, воздействующим на элементы воспроизводственного процесса. Показано, что анализ доступа на внешние рынки необходим в рамках конъюнктурных исследований для оценки текущей и перспективной емкости рынка. Проанализирована зависимость доступа от состояния экономической конъюнктуры в кратко- и долгосрочном периоде, в том числе в рамках нисходящей волны большого цикла с начала второго десятилетия XXI в. Прослежена и обратная взаимосвязь - состояния конъюнктуры от доступа на внешние рынки. Показаны различия в подходах к исследованию указанной категории в зависимости от различных видов прогнозов. Разграничены вопросы доступа на внешние рынки и конкурентоспособности в системе конъюнктурных исследований. Выявлена проблема определения первичного источника успеха экспортной деятельности -наличие конкурентоспособной продукции или благоприятных условий доступа на внешние рынки; представлена авторская позиция по данному вопросу. Ключевые слова: доступ на внешние рынки, экономическая конъюнктура, конъюнктурные исследования, внешнеторговая политика, протекционизм, большие циклы, прогнозирование, конкурентоспособность. УДК: 338.12, 339.13, 339.54, 339.98 БОЫ: УМБСУТ

ЭО1: 10.52180/2073-6487_2024_1_138_153

Исследования проблем доступа на внешние рынки для России были актуальны и в прошлом веке, и в начале ХХ1 в. В 2022 г., когда стала проявляться устойчивая тенденция нарастания протекционизма в международной торговле и возникла необходимость поиска новых источников роста отечественной экономики, потребность в проведении этих исследований резко возросла. Еще большую актуальность

проблемы доступа на внешние рынки приобрели в условиях усиления геополитической напряженности, «беспрецедентного негативного воздействия ограничительных мер (санкций со стороны недружественных стран и различных решений юридических лиц, аналогичных санкциям по влиянию, а также контрсанкций)» [20, с. 218] и закрытия многих внешних рынков для отечественных экспортеров.

Автором данной работы ранее уже отмечался дефицит теоретического осмысления самого понятия «доступ на внешние рынки» в имеющейся на сегодняшний день научной литературе по данному вопросу, и им была предпринята попытка восполнить этот пробел, в том числе в части построения системы факторов доступа на внешние рынки и анализа влияния на него процессов экономической интеграции [18]. В то же время за рамками рассмотрения остался важный теоретико-методологический вопрос о взаимосвязи доступа на внешние рынки с экономической конъюнктурой и анализ места этой категории в системе конъюнктурных исследований. В настоящей статье автор продолжает развивать теоретический подход к различным аспектам понятия «доступ»на внешние рынки.

Доступ на внешние рынки как условие формирования

экономической конъюнктуры

Рассмотрение элементов доступа на внешние рынки является одной из важных составных частей системы конъюнктурных исследований. Если руководствоваться базовым определением понятия экономической конъюнктуры как «состояния макроэкономического процесса воспроизводства, определяемого уровнем, темпами и пропорциями его развития и проявляющегося в условиях реализации продукции» [5, с. 24], то различные виды экономической политики (в том числе внешнеторговой) представляют собой внешние относительно воспроизводственного процесса движущие силы, которые воздействуют на конъюнктуру посредством рыночного механизма. При этом конъюнктура формируется в первую очередь факторами, под которыми понимаются движущие силы (то есть внутренние элементы воспроизводственного процесса), влияющие на характер меняющейся конъюнктуры, на направление, темпы и пропорции ее развития. Условия же формирования конъюнктуры не относятся к стадиям и внутренним элементам воспроизводственного процесса. Они влияют на конъюнктуру косвенно: посредством воздействия на элементы воспроизводственного процесса1.

1 О различиях между факторами и условиями формирования конъюнктуры см. подробнее в: [19, с. 19-29].

Деятельность государства по регулированию рынков средствами экономической политики является одним из самых важных (внешних, общих) условий формирования экономической конъюнктуры, в которых функционируют участники рынка. Применение какой-либо меры, например, нетарифного регулирования в виде запрета на импорт посредством воздействия на элементы воспроизводственного процесса, повлияет на товарную и общехозяйственную конъюнктуру -как субъекта, вводящего меру, так и страны, поставляющей товар на рынок данного субъекта.

В упрощенном виде влияние может быть представлено в виде следующего механизма. Если говорить о субъекте, вводящем такую меру, то введение запрета на импорт товара повлияет сначала на стадию обмена (соответствующая продукция будет устранена с рынка), затем на стадию производства (недостаток предложения будет восполнен выпуском национальной продукции), затем на стадию распределения (вырастут доходы участников производственного процесса) и потребления (возрастет потребление рассматриваемой продукции, но может также и какой-либо другой продукции за счет роста доходов). Если рассматривать страну, в отношении которой введен запрет, то такая мера сначала повлияет на стадию потребления (сокращение чистого экспорта), затем на стадию обмена (можно попытаться направить товар на внутренний рынок либо на рынки третьих стран), затем на стадию производства (в зависимости от успешности обмена - рост, сокращение или стабилизация выпуска товара), затем на стадию распределения (динамика доходов будет зависеть от динамики производства).

Важность исследования отдельных элементов доступа на внешние рынки разделяли ученые - классики теории и практики исследования экономической конъюнктуры, не делая, однако, акцента на этой категории и не забывая о первичном характере факторов воспроизводственного процесса. Например, Ф.Г. Пископпель в качестве элемента анализа внешней торговли в конъюнктурных исследованиях отмечал торгово-политические мероприятия, в том числе по ограничению или форсированию экспорта. Он также указывал, что особое место уделяется анализу политики правительств по ограничению производства товара [13, с. 251, 256-257]. Соответственно, согласно выработанной авторской классификации факторов, определяющих доступ на внешние рынки [18], речь шла об исследованиях отдельных составляющих факторов доступа на внешние рынки I и II порядка. Д.И. Костюхин при исследованиях конъюнктуры товарного рынка в рамках раздела по внешней торговле выделял политику правительств в области экспорта и импорта, в том числе таможенно-тарифную [7, с. 297]. Аналогичным образом выделяла внешнеторговую политику Л.И. Цыгичко [21, с. 130].

Более фундаментально к вопросу подходил А.В. Рудомино, выделяя в качестве «странового конъюнктурообразующего фактора» государственное регулирование экономики страны и государственную торговую политику [17, с. 59, 63]. Если использовать современную терминологию, то названные категории являются, скорее, условиями формирования конъюнктуры, то есть внешними относительно воспроизводственного процесса силами, воздействующими на него косвенно. Вместе с тем выделение ученым данных категорий в разряде факторов указывает на их значимость в исследованиях конъюнктуры. Схожий подход использует В.В. Поляков, относя усиление роли государства в развитии мировой экономики и мирового рынка, в том числе импортные пошлины, экспортные ограничения, к «постоянно действующим нециклическим факторам» [14, с. 33-36]. Несмотря на использование советской классификации деления факторов на постоянные и непостоянные, циклические и нециклические, которую критиковали С.П. Никитин [10, с. 68-71] и В.Г. Клинов [3, с. 62-64], В.В. Поляков также, по сути, разделяет значимость влияния указанных категорий на рынок.

В качестве эндогенного условия функционирования капиталистической системы С.П. Никитин выделял государственно-монополистический капитализм, различные виды экономического регулирования [10, с. 75]. Было бы справедливо применить подобную характеристику и в отношении социалистической системы. Аналогичным образом А.Б. Мануковский и Е.М. Хартуков относили особенности внешнеэкономической стратегии государств к международным условиям формирования конъюнктуры [9, с. 78]. По данному поводу А.А. Горячев отмечал, что «значительное воздействие на товарную конъюнктуру могут оказывать различные государственные программы и проекты, которые, зачастую не влияя существенно на ход экономического развития страны, сказываются на динамике того или иного рынка, особенно в национальном разрезе» [1, с. 19]. Современными учеными, В.Г. Клиновым [5, с. 322] и Л.С. Ревенко [16, с. 26], внешнеторговая политика и регулирование рынка в более явном виде относятся к неотъемлемым составляющим исследований конъюнктуры мировых товарных рынков.

Таким образом, основоположниками конъюнктуроведения доступ на внешние рынки признавался в качестве одной из движущих сил, воздействующих на конъюнктуру, без четкого определения характера и механизма такого воздействия. При этом автором определено соотношение данных категорий и механизм их взаимодействия - доступ на внешние рынки является условием формирования экономической конъюнктуры, косвенно воздействующим на все элементы воспроизводственного процесса.

В то же время роль доступа на внешние рынки в рамках конъюнктурных исследований в научных и учебно-методических публикациях подробно практически не рассматривалась. Не получила достаточного освещения и взаимосвязь доступа на внешние рынки с другими элементами исследований экономической конъюнктуры.

Анализ доступа на внешние рынки как составная часть

конъюнктурных исследований

Анализ доступа на внешние рынки необходим для ответа на главный вопрос конъюнктурных исследований и понимания того, в чем непосредственно проявляется состояние макроэкономического процесса воспроизводства. Речь идет об условиях реализации продукции.

Компаниям для принятия правильных управленческих решений и государству для проведения грамотной экономической политики, выстраивания тактики и стратегии поведения на рынке необходимо получить ответ на три группы вопросов, которые одновременно являются задачами конъюнктурных исследований. Речь идет о нынешних и перспективных требованиях к качественным характеристикам и ассортименту продукции; о ценах на продукцию и на ресурсы для ее производства; о емкости рынка. Для решения последней задачи -оценки текущей и перспективной емкости рынка - необходимо определить, какие условия доступа на тот или иной внешний рынок существуют сейчас и как они могут измениться в будущем.

Неблагоприятные условия доступа на зарубежный рынок означают уменьшение числа фактических или потенциальных покупателей, то есть емкости внешнего рынка, что при прочих равных условиях приводит к снижению масштабов сбыта и производства продукции, росту сроков окупаемости вложений в тот или иной проект. При благоприятных условиях доступа емкость внешнего рынка растет, так же как масштабы сбыта и производства продукции, а сроки окупаемости капиталовложений в этом случае снижаются. От различий в условиях доступа на внешние рынки также зависит, где предпочтительнее начинать кампанию заключения договоров на поставку продукции.

Если даже условия доступа на зарубежный рынок относительно благоприятны или по крайней мере не носят запретительный характер, то исследование данной категории важно для формирования цены, по которой продукция будет экспортироваться и реализовы-ваться за границей.

Во-первых, важно знать, какова может быть цена продукции после прохождения таможенной очистки. Во-вторых, необходимо понимать, в какой мере цена экспортируемой продукции будет соответствовать ценам на внутреннем рынке, чтобы продукция пользовалась спросом.

В отдельных случаях это может быть нужно для выработки и реализации стратегии завоевания рынка (например, с помощью поставок по демпинговым ценам) либо для обхода действующих внешнеторговых ограничений (например, для нейтрализации или «поглощения» антидемпинговой пошлины).

Анализ доступа на внешние рынки важен не только для выстраивания регулярных конъюнктурных исследований в реализующей за рубежом продукцию компании или государстве. Такой анализ должен предшествовать началу ведения внешнеэкономической деятельности, попытке выхода на внешний рынок. Как отмечал еще в начале ХХ в. российский экономист И.Х. Озеров, «мы мало интересуемся сбытом на внешние рынки, мало знаем эти рынки» [12, с. 50]. К сожалению, эта проблема актуальна и сегодня, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. Следствием недооценки важности конъюнктурных исследований, в том числе доступа на внешние рынки, является нереализованный потенциал продаж продукции за рубежом такими предприятиями.

Необходимо также подчеркнуть взаимосвязь доступа на внешние рынки (который, как правило, имеет более важное значение для исследований товарной конъюнктуры) с общехозяйственной конъюнктурой. Ф.М. Левшин справедливо указывал, что «изучение конъюнктуры любого товарного рынка без анализа общехозяйственной конъюнктуры теоретически неправильно, а в практике оперативной работы может привести к крупным просчетам» [8, с. 12].

Во многом принятие ограничительных мер внешнеторговой политики связано с ухудшением общехозяйственной конъюнктуры. Например, в США промышленное производство в 2016 г. относительно 2007 г., соответствующего пику предшествующего экономического цикла, увеличилось на 0,2%, что соответствует практически нулевому среднегодовому темпу прироста2. В результате с учетом потери США за предшествующие 10 лет порядка 60 тыс. предприятий, выведения значительной части производственных мощностей в Мексику и страны Юго-Восточной Азии [2, с. 15] пришедший в 2017 г. к власти президент Д. Трамп начал проводить жесткую протекционистскую политику. Вследствие такой политики условия доступа на рынок США существенно ухудшились.

Если рассматривать более длительный исторический отрезок, то во втором десятилетии XXI в. началась нисходящая волна пятого большого цикла Н.Д. Кондратьева. В рамках этого периода отмечалось снижение эластичности роста международной торговли по мировому

2 Рассчитано автором на основе данных World Development Indicators.https://data-bank.worldbank.org/source/world-development-indicators

ВВП. По данным ВТО, в восходящую волну данного большого цикла, в 1996-2010 гг., среднегодовой темп прироста мирового валового продукта в реальном выражении составил 3,2%, а международной торговли 5,2%, то есть второй показатель опережал первый на 2,0 п.п. В 2011-2022 гг. ситуация коренным образом изменилась: среднегодовой темп прироста реального мирового валового продукта равнялся 2,7%, а международной торговли - 2,5%, то есть имело место отставание второго показателя от первого на 0,2 п. п. [26, p. 106].

Начало нисходящей волны во втором десятилетии XXI в. означает, что продолжительность предыдущей восходящей волны, начавшейся в середине 1990-х годов, сократилась по сравнению с предшествующими (15 против 24-34 лет), что, по сути, являлось одним из направлений модификации большого цикла. Этому способствовало обострение глобальной конкуренции со стороны крупных менее развитых стран, а следствием относительно менее благоприятной конъюнктуры стал рост протекционизма в международной торговле [4, с. 160-163]. После 2011 г., согласно данным портала Global Trade Alert, наблюдается тенденция роста числа ограничительных мер в международной торговле товарами. Если в 2011 г. насчитывалось 1 913 ограничительных мер в отношении товарного импорта, в 2020 г. их стало уже 3 343. В 2021 г., после окончания острого периода новой коронавирус-ной инфекции COVID-19, число мер снизилось до 3 188, что, однако, существенно выше показателя начала второго десятилетия XXI в. [23].

Примечательно, что снижение эластичности роста международной торговли по мировому ВВП, проявившееся в указанном выше выравнивании темпов прироста международной торговли и мирового ВВП (или даже в отставании первого показателя от второго), началось с 2011 г., то есть до политических потрясений, связанных с западными антироссийскими санкционными ограничениями и ответными мерами России, а также с протекционистской политикой президента США Д. Трампа, хотя и эти события являются продолжением общей тенденции с начала второго десятилетия XXI в. Этому также сопутствовало постепенное усугубление кризиса функционирования многосторонней торговой системы ВТО.

Существует и обратная связь доступа на внешние рынки с общехозяйственной конъюнктурой. Наиболее ярким примером является введение в 2022 г. широкого перечня санкционных ограничений в отношении разных отраслей российской экономики, в результате синергетического эффекта которых ВВП страны снизился на 2,1%3. С учетом изложенного для понимания перспектив доступа на тот или

3 Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts

иной зарубежный рынок желательны хотя бы общие оценки текущей и будущей общехозяйственной конъюнктуры. Верно и обратное: для понимания причин изменения текущей и будущей общехозяйственной конъюнктуры желательны хотя бы общие оценки доступа на ключевые внешние рынки.

Доступ на внешние рынки и перспективы

экономической конъюнктуры

Для субъектов хозяйственной деятельности важно предусматривать, что может произойти в будущем с доступом на внешние рынки, с какими мерами экономической политики зарубежных государств рыночные игроки могут столкнуться. Это необходимо, прежде всего, для планирования производственных процессов. По этой причине исследование вопросов доступа на внешние рынки важно для разработки практически всех видов прогнозов.

Если рассматривать прогнозы по глубине (горизонту) прогнозирования, то в краткосрочном периоде условия доступа могут меняться, прежде всего с учетом текущей динамики цен (например, упрощаться в виде обнуления ввозных таможенных пошлин, как это происходило во многих государствах и интеграционных объединениях, в том числе ЕАЭС) либо внезапных, непредсказуемых колебаний торговли (например, несколько месяцев требуется для введения предварительной специальной защитной меры в случае резкого роста импорта товара, наносящего серьезный ущерб отрасли экономики).

Более вероятно изменение условий доступа на внешние рынки в среднесрочном и долгосрочном периодах с учетом соответствующих по времени тенденций. Например, наблюдающаяся на протяжении нескольких лет тенденция снижения спроса на продукцию производства зарубежной страны на ее собственном рынке может побудить правительство принять комплекс мер по поддержке местных компаний - как внешнеторговой, так и промышленной политики. Соответственно, это приведет к ухудшению условий доступа на такой рынок.

В долгосрочном периоде уже более вероятно изменение условий доступа на внешние рынки по причинам, связанным с соображениями национальной безопасности и/или защиты окружающей среды. Например, рост или сохранение зависимости зарубежной страны от импорта какого-либо товара может побудить правительство выработать стратегию по снижению такой зависимости и начать реализацию соответствующих мер. Так, вопросы расширения использования возобновляемых источников энергии (как по соображениям защиты окружающей среды, так и улучшения состояния энергической безопасности) активно прорабатываются в ЕС с 1990-х годов. Все это обусловли-

вает необходимость отслеживания тенденций в соответствующих процессах для получения достоверных прогнозных оценок, а также внесения изменений в тактику и стратегию поведения на рынке. Например, интенсивное наращивание поставок продукции на рынок зарубежной страны, в особенности с применением механизмов демпинга, чревато введением ответных мер и утратой всего рынка либо его части. В этом случае тактика реализации продукции должна быть изменена.

Оценка текущих и перспективных условий доступа на внешние рынки необходима и для различных видов прогнозов, классифицируемых по функциональному признаку. Для исследовательских (поисковых) прогнозов доступ на внешние рынки важен как одно из условий, определяющих возможный характер и направление изменения конъюнктуры в будущем. В рамках нормативных прогнозов (как программных, так и организационных) условия доступа на внешние рынки важны как объект для возможного воздействия в целях достижения желаемых результатов хозяйственной деятельности. Речь идет о задействовании инструментов торгово-политической поддержки, чтобы попытаться добиться от зарубежной страны улучшения условий доступа и, соответственно, обеспечить реализацию на этом рынке большего количества продукции. В случае организационного прогноза алгоритм соответствующих действий должен быть максимально конкретизирован.

При разработке различных прогнозов с позиции пользователя (заказчика) подход к вопросу доступа на внешние рынки будет варьироваться. В случае предсказательных прогнозов необходимо исходить из одного, наиболее вероятного сценария - например, для России придется рассмотреть возможность того, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе санкционные ограничения не будут отменены. В рамках предуказательных прогнозов необходимо использовать многовариантный подход и рассматривать различные сценарии: например, для России могут варьироваться сроки и товарный охват продукции, с которой будут сняты санкционные ограничения. Необходимо, однако, понимать, что в данном примере имеют значение не только экономические, но и политические мотивы принятия решений странами, вводившими соответствующие ограничения.

Доступ на внешние рынки также служит одним из оснований для выработки практических рекомендаций в рамках исследований товарной конъюнктуры. Так, рекомендация сосредоточить направление внешнеэкономической деятельности на конкретном зарубежном рынке должна основываться на оценке и прогнозе соответствующих условий доступа, причем не только прямых, но и относительных, по терминологии М. Фугаццы и А. Ничиты [22, р. 3] (например, барьеры, которые приходится преодолевать товару одной страны-экспортера

по сравнению с барьерами, которые приходится преодолевать товару других стран-экспортеров). После получения заключения об относительно благоприятных условиях доступа уже необходимо решать вопрос с ценовой конкурентоспособностью, насколько в случае увеличения поставок продукция будет востребована по сравнению с товарами из других стран - экспортеров на рассматриваемый рынок.

Проблемы доступа на внешние рынки

и конкурентоспособности в конъюнктурных

исследованиях

Для комплексной характеристики содержательного наполнения термина «доступ на внешние рынки» и его места в системе конъюнктурных исследований необходимо также провести разграничение между указанным понятием и понятием «конкурентоспособность». Абстрагируясь от многообразия факторов, влияющих на конкурентоспособность (достаточно вспомнить хотя бы детерминанты конкурентного ромба М. Портера [15, с. 109-173], опоры индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума [25, р. 2], факторы Международного института развития менеджмента [24, р. 34]), сформулируем в самом простом виде, как понимается эта категория с учетом содержания, целей и задач конъюнктурных исследований. В упрощенном виде конкурентоспособность можно трактовать как соответствие продукции требованиям (запросам, спросу) рынка. Речь может идти как о внутреннем рынке, так и о международных рынках.

Если товар с учетом своих качественных и ценовых характеристик успешно продается на зарубежном рынке, значит, в целом его можно считать относительно конкурентоспособным (при прочих равных условиях, без сравнения с товарами других местных и иностранных производителей). Если какая-то из этих ключевых характеристик ухудшается, товар начинает терять конкурентоспособность и может стать (или становится) неконкурентоспособным. В ситуации, когда качественные и ценовые характеристики товара превосходные, но, например, из-за наличия высокой пошлины он не может продаваться на зарубежном рынке либо продается по более высокой цене и поэтому не пользуется большим спросом, речь должна идти о неблагоприятных условиях доступа, а не о неконкурентоспособности товара.

Сложнее провести разграничение, когда, например в зарубежной стране осуществляются программы поддержки производства какого-либо товара, а в России - нет. За счет этого российский товар может отличаться относительно менее высокими качественными и ценовыми характеристиками, чем зарубежный. Согласно приведенной выше

трактовке, в этом случае он будет менее конкурентоспособным. В то же время необходимо понимать, что такая ситуация возникла непосредственно по причине государственного вмешательства, то есть обусловлена мерами зарубежной экономической политики, следствием чего является неспособность (или низкая способность) ведения российскими предпринимателями экспортных операций. В этом случае имеются основания говорить и о неблагоприятных условиях доступа на рынок.

В случае с экологическими факторами (например пограничный корректирующий углеродный механизм в ЕС) ситуация тоже двойственна. В частности, российская стальная продукция с высокой угле-родоемкостью, при импорте которой нужно будет платить соответствующий сбор, будет продаваться на рынке ЕС по более высокой цене и по этой причине не будет соответствовать требованиям рынка. В то же время необходимо учитывать, что по качеству эта продукция вполне соответствует требованиям европейских потребителей, и они были бы готовы ее покупать по прежним ценам, но этому препятствует соответствующая политика в области защиты окружающей среды. В этом случае также правомерно говорить и о неблагоприятных условиях доступа. Вместе с тем такая трактовка может быть субъективной, прежде всего с точки зрения европейской стороны.

Более однозначная ситуация складывается в случае факторов, связанных с национальной безопасностью. Если от изначально конкурентоспособного отечественного товара полностью либо частично отказываются, без объективных экономических (а точнее, рыночных) оснований, соответственно, речь идет об изменении условий доступа на зарубежный рынок.

Разграничение понятий «доступ на внешние рынки» и «конкурентоспособность» необходимо также для вынесения заключения относительно того, что должно быть первичным для ведения экспортной деятельности. Это задача во многом философского характера, аналогичная вопросу: что было раньше - курица или яйцо?

В этом отношении применим подход М. Портера, который не включил роль правительства в качестве пятой детерминанты конкурентного ромба [15, с. 169] и, по сути, считал первичными детерминантами конкурентоспособности четыре группы факторов (факторные условия; стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция; условия внутреннего спроса; родственные и поддерживающие отрасли). Руководствуясь аналогичным подходом, автор считает, что для успешного ведения экспортной деятельности необходимо сначала на основе указанных базовых детерминант создать и иметь возможность предложить на внутреннем рынке конкурентоспособную продукцию. Это можно сделать в условиях, создаваемых государством (не

обязательно при активной поддержке или вмешательстве государства, но хотя бы при отсутствии препятствий с его стороны).

При наличии относительно конкурентоспособной продукции успех экспортной деятельности будет определяться уже условиями доступа на внешние рынки и комплексом мер поддержки экспорта. Такая ситуация, прежде всего, касается продукции большинства развитых стран.

Не имеет стратегической перспективы продвижение на внешние рынки товаров, отличающихся заведомо низкой конкурентоспособностью на внутреннем рынке. Это относится ко многим видам российской продукции обрабатывающей промышленности, в том числе машинно-технической. Актуальна данная проблема и для большинства других менее развитых стран. Как отмечает польский экономист Г. Колодко, «более слабым партнерам, находящимся на более низком уровне технологической оснащенности, у которых и инфраструктура хуже, и институты слабее, которые испытывают проблемы с квалификацией работников и качеством управления, трудно, а порой и просто невозможно пробиться со своими товарами на другие рынки» [6, с. 124]. Указанные Г. Колодко факторы обусловливают низкую конкурентоспособность товаров многих менее развитых стран, из-за чего даже при благоприятных условиях доступа на внешние рынки спрос на такую продукцию слабый. При этом из-за низкой конкурентоспособности на внутреннем рынке многих видов продукции этой группы стран более развитые экономики относительно «безболезненно» предоставляют преференциальные ввозные таможенные пошлины в рамках Общей системы преференций, не опасаясь вытеснения своих товаров и/или снижения своего производства.

Таким образом, без решения проблем, связанных с базовой конкурентоспособностью на внутреннем рынке, не имеет смысла ставить вопрос об условиях доступа на внешние рынки. В идеальном сценарии цепочка, определяющая успешность ведения экспортной деятельности, должна выглядеть следующим образом: производство - доступ на внешние рынки - поддержка экспорта.

В то же время есть и другая логика, которая заключается в том, что без благоприятных условий доступа не имеет смысла вести экспортную деятельность. С ней можно согласиться при определенных допущениях - либо если имеется производство конкурентоспособной продукции, либо если имеются предпосылки и благоприятные конкурентные детерминанты для организации такого производства. В этом случае цепочка, определяющая успешность ведения экспортной деятельности, будет выглядеть следующим образом: доступ на внешние рынки - производство и/или экспорт - поддержка экспорта.

Вместе с тем, даже если приведенные выше допущения не соблюдаются, по мнению автора, такая постановка вопроса тоже нужна, при-

чем не только для научных целей. В частности, оценка возможностей и перспектив производства и/или экспорта в сценарии с благоприятными условиями доступа на внешние рынки может иметь ценность для принятия практических решений в области выработки государством внутриэкономической и внешнеэкономической политики.

Таким образом, в настоящее время доступ на внешние рынки становится все более важным условием формирования экономической (общехозяйственной и товарной) конъюнктуры, косвенно воздействуя на все элементы воспроизводственного процесса. В связи с этим повышается значение исследования доступа на внешние рынки для полноценного выполнения целей и задач конъюнктурных исследований - принятия правильных управленческих решений на уровне отдельных компаний и государства, выстраивания тактики и стратегии поведения на рынке, что зависит от текущих и перспективных условий реализации продукции. В то же время благоприятные условия доступа на внешние рынки автоматически не означают успех внешнеэкономической деятельности, который недостижим без базовой конкурентоспособности экономики в целом и конкретной продукции в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горячев А.А. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. М.: Международные отношения, 1981.

2. Дмитриев С.С. Протекционистский вектор торговой политики администрации Трампа // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 2. С. 15-23.

3. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования. М.: Экономика, 2005.

4. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Модификация больших циклов и перспективы динамики мирового хозяйства в 2021-2050 гг. // Проблемы прогнозирования. 2021. № 3. С. 159-167.

5. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Экономическая конъюнктура. М.: Экономика, 2019.

6. Колодко Г.В. Куда идет мир: политическая экономия будущего. М.: Магистр, 2014.

7. Костюхин Д.И. Конъюнктура мирового капиталистического хозяйства. М.: Международные отношения, 1973.

8. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993.

9. Мануковский А.Б., Хартуков Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок. М.: Школа международного бизнеса МГИМО, 1991.

10. Никитин С.П. Конъюнктура мировых товарных рынков: преемственность и специфика. М.: Международные отношения, 1982.

11. Новая парадигма развития международных экономических отношений: вызовы и перспективы для России / под общ. ред. Т.М. Исаченко, Л.С. Ревенко. М.: МГИМО-Университет, 2022.

12. Озеров И.Х. Чему учит нас Америка? СПб: Книгоиздательство «Польза» В. Антикъ и К°, 1908.

13. Пископпель Ф.Г. Основы изучения конъюнктуры капиталистического хозяйства. М.: Международные отношения, 1960.

14. Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. М.: КНОРУС, 2016.

15. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016.

16. РевенкоЛ.С., Крюков А.Е. Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков. М.: МГИМО-Университет, 2010.

17. Рудомино А.В. Методология изучения и прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков. М.: МГИМО, 1981.

18. Сидоров А.А. Доступ на внешние рынки: теоретический подход и факторы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 2. С. 86-107.

19. Сидоров А.А. Конъюнктура еврозоны: формирование и динамика. М.: ИНИОН РАН, 2019.

20. УшкаловаД.И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3. С. 218-226.

21. ЦыгичкоЛ.И. Теория и практика экономической конъюнктуры. М.: МГИМО, 1995.

22. Fugazza M., Nicita A. On the importance of market access for trade. New York and Geneva: United Nations, 2011.

23. Global Trade Alert. Global Dynamics. https://www.globaltradealert.org/global_ dynamics/area_goods/.

24. IMD World Competitiveness Booklet 2022. Lausanne: International Institute for Management Development, 2022.

25. The Global Competitiveness Report 2019; ed. by K. Schwab. Geneva: World Economic Forum, 2019.

26. World Trade Statistical Review 2023. Geneva: World Trade Organization, 2023.

REFERENCES

1. Goryachev A.A.Problems of forecasting world commodity markets. M.: International Relations Publisher, 1981. (In Russ.).

2. Dmitriev S. S.Protectionist Vector of Trump Administration Trade Policy // World Eranomy and International Relations. 2020. № 2. Pp. 15-23. (In Russ.).

3. Klinov V.G. Economic conjuncture. Factors and mechanisms of formation. M.: Ekonomika, 2005. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Klinov V.G., Sidorov A.A.Modifications of long economic cycles and prospects for global economic dynamics in 2021-2050 // Studies on Russian Economic Development. 2021. № 3. С. 159-167. (In Russ.).

5. Klinov V.G., Sidorov A.A. Economic conjuncture. M.: Ekonomika, 2019. (In Russ.).

6. Kolodko G.^Whither the World: The Political Economy of the Future. M.: Magistr, 2014. (In Russ.).

7. Kostyukhin D.I. Conjuncture of the world capitalist economy. M.: International Relations Publisher, 1973. (In Russ.).

8. Levshin F.M. The world market: conjuncture, prices and marketing. M.: International Relations Publisher, 1993. (In Russ.).

9. Manukovsky A.B., Khartukov E.M. Economic conjuncture. How to study the modern market.M.: MGIMO School of International Business, 1991. (In Russ.).

10. Nikitin S.P. Conjuncture of world commodity markets: continuity and specificity. M.: International Relations Publisher, 1982. (In Russ.).

11. A new paradigm for the development of international economic relations: challenges and prospects for Russia; ed. by T.M. Isachenko, L.S. Revenko. M.: MGIMO-University, 2022. (In Russ.).

12. Ozerov I.H. What does America teach us?Saint Petersburg: Book Publishing House"Pol'za" V. Antik i Ko, 1908. (In Russ.).

13. Piskoppel F.G. Fundamentals of studying the conjuncture of capitalist economy. M.: International Relations Publisher, 1960. (In Russ.).

14. Polyakov W World market: forecasting issues. M.: KNORUS, 2016. (In Russ.).

15. Porter M. International competition: the competitive advantage of nations. M.: AlpinaPublisher, 2016. (In Russ.).

16. Revenko L.S., Kryukov A.E. Conjunctural studies of world commodity markets. M.: MGIMO-University, 2010. (In Russ.).

17. Rudomino A. V. Methodology of studying and forecasting the conjuncture of world commodity markets. M.: MGIMO, 1981. (In Russ.).

18. Sidorov A.A. Foreign market access: theoretical approach and factors // The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023. № 2. С. 86-107. (In Russ.).

19. Sidorov A.A. Eurozone general business situation: formation and dynamics. Moscow: INION RAN, 2019. (In Russ.).

20. Ushkalova D.I.Russia's foreign trade under sanctions pressure // The Journal of the New Economic Association. 2022. № 3. С. 218-226. (In Russ.).

21. Tsygichko L.I. Theory and practice of economic conjuncture. M.: MGIMO, 1995. (In Russ.).

22. Fugazza M., Nicita A. On the importance of market access for trade. New York and Geneva: United Nations, 2011.

23. Global Trade Alert. Global Dynamics. https://www.globaltradealert.org/global_ dynamics/area_goods/.

24. IMD World Competitiveness Booklet 2022. Lausanne: International Institute for Management Development, 2022.

25. The Global Competitiveness Report 2019; ed. by K. Schwab. Geneva: World Economic Forum, 2019.

26. World Trade Statistical Review 2023. Geneva: World Trade Organization, 2023. Дата поступления рукописи: 07.11.2023 г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сидоров Алексей Александрович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева МГИМО МИД России, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-7632-3653 aa.sidorov@yahoo.com

ABOUT THE AUTHOR

Alexey A. Sidorov - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Economic Relations and Foreign Economic Affairs of N.N. Liventsev, MGIMO University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-7632-3653 aa.sidorov@yahoo.com

FOREIGN MARKET ACCESS IN THE SYSTEM OF MARKET RESEARCH The article presents a theoretical understanding of the concept of access to foreign markets in the context of market studies. It is determined that market access is a condition of the economic situation (conjuncture) formation, which has an impact on the elements of the reproduction process. The analysis of this category is necessary within the framework of market studies to complete the task of assessing the current and potential market capacity. The dependence of market access on the state of economic situation in the short and long term is analyzed, including in the context of the descending wave of the long economic cycle since the beginning of the second decade of the 21st century. The inverse relationship is also traced - the state of the conjuncture dependence on market access. Different approaches to market access research are shown depending on various types of forecasts. The issues of access to foreign markets and competitiveness in the system of market studies are differentiated. The problem of determining the primary source of success of export activities - the availability of competitive products or favorable market access conditions - is revealed; the author's view is presented.

Keywords: markets access, market situation, market studies, trade policy, protectionism, long economic cycles, forecasting, competitiveness. JEL: F13, F43, F44, F51, F52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.