Научная статья на тему 'Некоторые вопросы закономерностей формирования экономической конъюнктуры мирового рынка технологий'

Некоторые вопросы закономерностей формирования экономической конъюнктуры мирового рынка технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОНЪЮНКТУРА / ЭЛЕМЕНТЫ РЫНКА / MARKET ELEMENTS / КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / CONJUNCTURE FORMING FACTORS / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ / TERMS OF FORMATION OF CONJUNCTURE / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА / EXTERNAL ECONOMIC STRATEGY OF THE STATE / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT INVESTMENTS / БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ / LARGE CYCLES OF CONJUNCTURE / TOTAL ECONOMY CONJUNCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев А.А.

В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты относительно закономерностей формирования экономической конъюнктуры на одном из динамично развивающихся рынков рынке технологий. Дается общая оценка первичным элементам данной социально-экономической системы, каковыми являются конъюнктурообразующие факторы и условия формирования конъюнктуры. Также указываются некоторые особенности, связанные с торговлей техническими и управленческими знаниями. При этом описывается роль ключевых конъюнктурообразующих факторов первого и второго порядка на мировом рынке технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of general rules of formation of economic conjuncture of world technology market

In this article some aspects concerning general rules of formation of economic conjuncture on one of dynamic developing markets (technology market) are considered. General valuation of primal elements of this social and economic system, which are conjuncture forming factors and terms of formation of conjuncture, is taken. Also some features of trade of technical and managerial knowledge are indicated. Besides that, the role of key conjuncture forming factors of the first (second) step of world technology market is described.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы закономерностей формирования экономической конъюнктуры мирового рынка технологий»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ

А. А. ЯКОВЛЕВ,

кандидат экономических наук, доцент Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление

народным хозяйством E-mail: Yakovlev@mail.ru Рецензент: доктор экономических наук, профессор Эриашвили Н.Д.

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты относительно закономерностей формирования экономической конъюнктуры на одном из динамично развивающихся рынков — рынке технологий. Дается общая оценка первичным элементам данной социально-экономической системы, каковыми являются конъюнктуро-образующие факторы и условия формирования конъюнктуры. Также указываются некоторые особенности, связанные с торговлей техническими и управленческими знаниями. При этом описывается роль ключевых конъюнктурообра-зующих факторов первого и второго порядка на мировом рынке технологий.

Ключевые слова: общехозяйственная конъюнктура; элементы рынка; конъюнктурообразующие факторы, условия формирования конъюнктуры; внешнеэкономическая стратегия государства; прямые инвестиции; большие циклы конъюнктуры.

SOME QUESTIONS OF GENERAL RULES OF FORMATION OF ECONOMIC CONJUNCTURE OF WORLD TECHNOLOGY MARKET

A.A. YAKOVLEV,

candidate of economics science, assistant professor Moscow university of Ministry of internal affairs, Russia

Annotation. In this article some aspects concerning general rules of formation of economic conjuncture on one of dynamic developing markets (technology market) are considered. General valuation of primal elements of this social and economic system, which are conjuncture forming factors and terms of formation of conjuncture, is taken. Also some features of trade of technical and managerial knowledge are indicated. Besides that, the role of key conjuncture forming factors of the first (second) step of world technology market is described.

Keywords: total economy conjuncture; market elements; conjuncture forming factors; terms of formation of conjuncture; external economic strategy of the state; direct investments; large cycles of conjuncture.

Комплекс исследований конъюнктуры товарных рынков совместно с последующим анализом (и прогнозом) общехозяйственной конъюнктуры в целом призван обеспечивать совокупность решений стратегического и, возможно, тактического характера в сфере управления многогранной экономической деятельностью. Одним из базовых показателей, характерных для теории экономической конъюнктуры, можно считать вопрос относительно ее закономерностей и, конечно же, условий формирования. Наиболее острой проблемой, стоящей перед исследованием конъюнктуры в целом, следует считать задачу адекватного определения общих законов, по которым взаимодействуют различные элементы на рынке и, следовательно, общий процесс развития конъюнктуры. При этом системный подход позволяет довольно четко отграничить структуру данной социально-экономической

системы, определить составные части, обусловливающие ее развитие, а также установить сущность механизма переплетения абсолютно всех факторов и условий (ее формирования). Однозначно можно сказать, что первичными (установочными) элементами данной социально-экономической системы следует считать конъюнктурообразующие факторы (показатели) и условия формирования конъюнктуры.

Предельно условно конъюнктурообразующие факторы можно рассматривать как некую систему, формирующую и определяющую общий характер экономической конъюнктуры. В условиях современного экономического развития целесообразно вести речь относительно факторов первого порядка и факторов второго порядка. Вероятно, что реально оказывающими влияние на процесс системного развития рынка факторами первого порядка являются как спрос, так и предложе-

ние. Таким образом, иные составляющие настоящей социально-экономической системы можно в общем случае причислить к факторам второго порядка (уровня), поскольку их непосредственное воздействие на конъюнктуру в целом абсолютно исключается. Их значение может проявляться через два ключевых фактора, т.е. в качестве показателей второго порядка целесообразно рассматривать все составляющие, которые принимают участие в формировании именно спроса и предложения. Данный подход и определяет их классификацию на два вида: факторы группы спроса и факторы группы предложения. Довольно важную позицию в комплексе конъюнктурообразующих показателей второго порядка занимает цена, которой отводится особое положение между группами факторов спроса и предложения, так как она в равной значимости оказывает воздействие на обе группы. В то же время, конъюнктурообразующие факторы как первого, так и второго уровней являются в целом универсальными элементами системы рынка, участвующими в процессе формирования конъюнктуры в рамках абсолютно любых социально-экономических и, возможно, политических условий.

Конъюнктурообразующие факторы не исчерпывают всего круга явлений, воздействующих на формирование экономической конъюнктуры. У этой социально-экономической системы есть элементы, которые также могут существенно влиять на ее развитие, но по своей природе не могут быть отнесены к категории факторов. Если конъюнктурообразующие факторы были определены как универсальные элементы исследуемой системы, то условия формирования конъюнктуры таковыми не являются. Сами по себе они носят специфический характер и обусловливают особенности формирования конъюнктуры в той или иной среде. Такое разделение элементов этой системы позволяет исключить... недифференцированный подход к явлениям, участвующим в данном процессе1.

Условия формирования конъюнктуры в общем случае можно разделить на три составные части (в зависимости от происхождения, а также от характера воздействия на данную систему): 1) экономические; 2) социально-политические; 3) международные. В настоящее время, в период активизации интеграционных процессов в мировой экономической системе, наиболее целесообразным будет обращение особого внимания именно на группу международных условий. Итак, в качестве основных международных условий форми-

рования конъюнктуры следует считать состояние международных отношений, общие тенденции развития системы мирового хозяйства и мировых (товарных) рынков, специфические черты как внешнеполитической, так и внешнеэкономической стратегии государств, степень вовлеченности государств в комплекс международного разделения труда, совокупность процессов в международной валютно-финансовой сфере. С определенной долей уверенности можно утверждать, что все перечисленные условия формирования конъюнктуры могут раскрываться в большей или меньшей мере или отсутствовать вообще, в зависимости от характера изучаемого объекта. Структура конъ-юнктурообразующих факторов как таковая остается преимущественно в неизменном виде. Таким образом, значение условий формирования конъюнктуры в механизме функционирования такой социально-экономической системы, как рынок в целом, заключается в том, что именно они образуют довольно специфическую внешнюю среду, способную оказывать непосредственное воздействие на указанную систему, что может быть проявлено как то или иное изменение ценности отдельных факторов. В качестве примера можно указать на то, что на рынках государств, где экономическое развитие диктуется властью, процесс ценообразования характеризуется предельно высокой степенью регулируемости, а это соответственно, уменьшает роль цены (как фактора формирования конъюнктуры).

Кроме воздействия на отдельные элементы формирования конъюнктуры конкретные условия могут проявляться и в специфике основных форм и тенденций развития конъюнктуры. Так, для развития конъюнктуры внутреннего рынка государства с высокой степенью вовлеченности в систему международного разделения труда характерна динамичность, в то время как для хозяйственного механизма, изолированного от мирового рынка, в основном характерно проявление элементов экономического застоя. Иной иллюстрацией можно считать циклические и нециклические тенденции в развитии конъюнктуры в условиях государств, различных как по уровню развития производительных сил, так и по характеру общественно-экономических отношений в целом.

Таким образом, условия формирования конъюнктуры целесообразно рассматривать в качестве внеш-

1 Мануковский А.Б., Хартуков Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок. М., 1991. С. 77.

ней относительно конъюнктурообразующих факторов среды, которая может оказать некое воздействие на характер эволюции системы данных факторов и формы ее проявления.

Результатом процессов взаимодействия конъюнктурообразующих факторов и условий формирования конъюнктуры следует считать различные формы проявления экономической конъюнктуры. Основными признаками, по которым их можно разделить, являются: соотношение спроса и предложения, динамика рыночных цен, а также общее состояние деловой активности на рынке, проявляющееся в количестве заключаемых сделок. В соответствии с указанными признаками предельно условно можно разграничить пять случаев (форм) проявления конъюнктуры: понижательная, низкая, повышательная, высокая, рыночное равновесие. Для понижательной конъюнктуры характерно довольно стабильное превышение предложения над спросом; низкая конъюнктура есть одна из частных форм понижательной конъюнктуры. Повышательная конъюнктура характеризуется устойчивым превышением спроса над предложением; высокая конъюнктура представляет частную форму проявления повышательной конъюнктуры. Рыночное равновесие есть некое состояние рынка при равновесии в системе спроса и предложения. Скорость сменяемости различных форм проявления экономической конъюнктуры варьируется для отдельных (товарных) рынков и в определенные периоды она зависит от степени воздействия специфических условий формирования конъюнктуры.

В настоящее время, в период постиндустриального развития, разработке, производству и применению оборудования и технологий принадлежит немаловажная роль в развитии производительных сил, в формировании комплекса общехозяйственной конъюнктуры и решении острых социальных проблем. В последние несколько лет значительно возросла скорость распространения инновационных технологий в мире, что придает особую актуальность изучению основных тенденций развития указанного рынка в XXI в.

Нужно заметить, что торговлей техническими и управленческими знаниями стали заниматься, начиная со времени промышленного переворота в Великобритании. Однако, систематический и наиболее интенсивный характер торговля технологиями получила в период после Второй мировой войны. Данный вид торговли способствует углублению специализа-

ции и развитию кооперации в области научных исследований и разработок, что в итоге приводит к интенсификации процесса создания и накопления научно-технического потенциала. Во второй половине ХХ в. международная торговля технологиями, как правило, развивалась более высокими темпами, чем торговля стандартными товарами.

В целом же сравнительная величина выручки от экспорта технологий колебалась вокруг 1% стоимости мирового экспорта обычных товаров. Самой низкой отметки сравнительная величина поступлений от мирового экспорта технологий достигла в 1980 г., когда она составила всего 0,6% стоимости мирового экспорта обычных товаров. Это стало следствием революции цен, резко изменившей соотношение цен в пользу сырьевых товаров, поскольку в текущих ценах стоимость экспорта технологий увеличилась примерно в шесть раз против отметки 1965 г., когда сравнительная величина поступлений от лицензионной торговли была эквивалентна 1,2% мирового экспорта обычных товаров. Ускорение роста международной торговли технологиями и снижение цен на сырьевые товары после 1985 г. привели к возвращению в 1995 г. экспорта технологий к исторически самой высокой отметке 1,2% в сравнении со стоимостью экспорта обычных товаров. К концу ХХ в. данный показатель повысился до 1,3, а в начале XXI в. поднялся до 1,4%2.

Сегодня доминирующие позиции в международной торговле технологиями занимают государства, характеризуемые как «развитые экономики», так как создавать, а впоследствии и воспроизводить на основе технической документации новейшие модели техники способны только государства, поддерживающие на предельно значимом уровне сектор науки, образование и, отчасти, машиностроение. Итоговые значения международной торговли технологиями отдельных государств предопределяются сочетанием таких факторов, как совокупность расходов на исследования и разработки в целом и затраты на исследования и разработки в расчете на душу населения. Наше государство, к сожалению, не может претендовать на лидирующие позиции в данном вопросе в связи с довольно низким уровнем расходов в расчете на душу населения.

2 Климов В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен. М., 2006. С. 157.

Одним из значительных показателей участия отдельных государств в международной торговле технологиями является экспорт (импорт) прямых инвестиций. В настоящее время многие лицензионные сделки совершаются между материнскими и дочерними предприятиями транснациональных корпораций. Отраслевая структура системы международной торговли технологиями характеризуется в основном участием в ней наукоемких отраслей экономики, таких, как машиностроение и химическая промышленность. При этом из ненаукоемких отраслей выделяются сравнительно большой долей участия в данном виде торговли текстильная и пищевая промышленность.

Общая для мирового рынка технологий конъюнктура формируется в зависимости от соотношения темпов накопления и темпов расходования научно-технического потенциала, в том числе его технологической и конструкторской ветвей. Смена условий, оказывающих содействие сначала реализации абсолютных нововведений, а впоследствии и их распространению, заложена в основе логического развития больших циклов конъюнктуры и единой для рынка технологий конъюнктуры. Большой цикл конъюнктуры мировой хозяйственной системы средней продолжительностью около полувека складывается из двух условно одинаковых по продолжительности составных частей, которым соответствуют восходящая и нисходящая волны конъюнктуры. Формирование инновационных направлений техники происходит с наибольшей интенсивностью в рамках нисходящей волны, когда снижается отдача от устоявшихся систем техники и в определенной степени уменьшаются возможности дальнейшего развития традиционных направлений научно-технического потенциала (особенно в аспекте создания новых видов продукции). В указанных условиях активизируется поиск новелл в направлениях технического развития, который в оптимальном случае обеспечит более высокие доходы от капиталовложений.

При этом необходимо заметить, что условия продажи технологий зависят в очень большой степени от такого конъюнктурообразующего фактора первого порядка, как спрос. Покупатель технологии может настаивать на тем более выгодных для себя условиях, чем в большей степени он осуществляет контроль рынка сбыта продукции, производимой по лицензии. Специфика правового регулирования лицензионной торговли и торговли товарами, производимыми по лицензии, в государстве — импортере технологии, ва-

лютная и таможенная политика этого государства, а также состояние его денежно-кредитной сферы — это основные факторы, влияющие на выбор стратегии владельцев инновационной технологии, который также зависит от существующей и перспективной емкости рынка государства — импортера продукции, производимой с применением данной технологии, и особенностей по отношению к требованиям к качеству продукции.

Различают четыре возможных варианта экспортной стратегии для обладателя передовой технологии: экспорт готовой продукции; создание дочернего предприятия на территории страны-импортера; установление стратегических производственных отношений с независимой иностранной фирмой на основе продажи ей технологии; чистая продажа технологии независимой иностранной фирме. При создании собственного дочернего предприятия (режим интернализации) или установлении производственных кооперационных отношений с независимой фирмой (режим квазиинтер-нализации) возможна реализация одного из двух стратегических направлений. Первое направление заключается в использовании лицензионного соглашения для расширения сбыта обычной продукции. Оно получило название рыночной стратегии... Второе направление состоит в том, чтобы получать на условиях кооперации полуфабрикаты и/или комплектующие изделия, производимые по передаваемой технологии. Оно получило название производственной стратегии3.

Выбирая один из указанных вариантов, следует учитывать роль отдельных конъюнктурообразующих факторов. Обращаясь к конъюнктурообразующим факторам второго порядка на рынке технологий, целесообразно особо отметить именно цену. Наиболее полно закономерности ценообразования на рынке технологий проявляются в случае, когда лицензиар стремится к получению максимально больших платежей за передаваемую технологию, а все другие плюсы от лицензионного соглашения имеют побочное значение. Цена технологии (или цена лицензии) зависит от размера технологической ренты или прибыли, превышающей обычную норму. Размер ренты определяется, во-первых, эффективностью технологии, т.е. разницей между ценой, по которой реализуется продукция, производимая по лицензии, и затратами на единицу продукции, включая стандартное вознаграждение пред-

3 Климов В.Г. Указ. соч. С. 175, 176.

принимателя. Во-вторых, сумма ренты зависит от масштабов производства, которые определяются емкостью рынка, а также продолжительностью сроков действия лицензионного соглашения. Цена лицензии и порядок расчетов по лицензионному соглашению зависят от особенностей законодательной базы государства-импортера, касающейся условий соглашения и контроля над его исполнением, а также блоков налогообложения и валютного контроля. Паритет в системе интересов лицензиара и лицензиата может быть обеспечен на основе платежа, сочетающего в себе элементы базовых классических форм (платеж на условиях роялти и паушальный платеж), т.е. целесообразна выплата части получаемого лицензиаром дохода в виде фиксированных авансовых платежей, осуществляемых в первый год действия соглашения, а оставшейся части — в виде периодических выплат по условиям роялти (при этом ставка роялти уменьшается пропорционально доле авансовых платежей в предполагаемой цене лицензии).

Подводя некий итог, хочется обратить внимание на то, что в настоящее время в системе приоритетов экономической политики России научно-технический блок, к сожалению, не занимает должного места. Важ-

но, чтобы разработка экономической и научно-технической политики основывалась на изучении длительных тенденций развития мирового и отечественного хозяйства, на систематическом отслеживании экономической конъюнктуры для внесения актуальных корректив в стратегию и тактику экономического развития, так как особенностью формирования конъюнктуры на рынке технологий является его тесная связь с развитием общехозяйственной конъюнктуры.

Литература

1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ.; 6-е изд. М., 1998.

2. Клинов В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен. М., 2006.

3. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизм формирования. М., 2005.

4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М., 2002.

5. МануковскийА.Б., Хартуков Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок. М., 1991.

САМООБЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ю.И. ЧЕРКАСОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Сибирского федерального университета

Научная специальность: 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

E-mail: cherkasova.y@gmail.com

Аннотация. Проблема наполнения доходной части муниципальных бюджетов в условиях сокращения федерального финансирования приобрела в последнее время еще большую актуальность. В настоящей работе на основе анализа исторического опыта и современной практики выделены проблемы реализации механизма самообложения. Сделан вывод о том, что в современных условиях развитие самообложения на инициативной основе затруднено. Для его реализации необходимы дополнительные стимулы как для населения, так и для органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальный бюджет, доходы бюджета, самообложение граждан.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SELF-TAXATION

YU.I. CHERKASOVA,

candidate of economic sciences, associate professor, Department of finance and credit, the Siberian federal university

Annotation. The problem of filling the revenue side of the municipal budgets in a reduction of federal funding has recently become even more relevant. This article is about problems self-taxation of citizens in Russia. Historical facts and modern practices were analyzed. It is concluded that in the present conditions, the development of the mechanism of self-taxation on the basis of the initiative is practically difficult. For its realization of the need incentives, both for the population and for local governments.

Keywords: local government, the municipal budget, budget revenues, self-taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.