УДК 343.9
Кузьмин Иван Алексеевич
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск
mariadaivan@yandex.ru
ДОСТУП К БАЗАМ ДАННЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования удаленного доступа к базам данных кредитных организаций и операторов связи, предлагаются изменения в систему нормативных правовых актов, регламентирующих такой доступ. Автором обосновывается тезис зависимости эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию мошенничествам, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий от скорости получения информации в кредитных организациях и у операторов связи. Акцентируется внимание на необходимости предоставления круглосуточного удаленного доступа к базам данных кредитных организаций органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность по аналогии с доступом, предоставляемым к базам данных операторов связи. Предложения, выносимые автором, направлены на оптимизацию существующего процесса получения информации, необходимой сотрудникам оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Ключевые слова: СОРМ, базы данных кредитных организаций, базы данных операторов связи.
Одним из наиболее распространенных видов преступлений в Российской Федерации в настоящее время являются мошенничества. В январе - ноябре 2018 года было зарегистрировано 197 392 преступления, которые квалифицируются по ст. 159, 159.1 - 159.6 УК РФ, что составило 10,7 % от общего количества зарегистрированных преступлений. Общее число раскрытых мошенничеств составило 53 208, то есть раскрывается только каждое четвертое мошенничество [1].
Слабые результаты по раскрытию мошенничеств, их высокий удельный вес в структуре преступности требуют от правоохранительных органов реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности противодействия преступлениям данной категории. Учитывая, что противодействие мошенничествам, совершаемым традиционными способами (гадание, снятие порчи, продажа медицинских приборов по завышенным ценам и др.) широко освещены и на протяжении многих лет изучались рядом ученых, наибольший практический и научный интерес представляет совершенствование способов противодействия новым способам мошенничеств, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). В связи с особенностями формирования уголовной статистики сведений о точном количество таких мошенничеств в настоящее время нет [2, с. 83].
Эффективность противодействия мошенничествам, совершаемым с использованием ИКТ, зависит от решения ряда проблем правового, организационного и тактического характера, а также организации информационного обеспечения процесса противодействия преступлениям данного вида. К числу наиболее значимых, на наш взгляд, относятся правовые и организационные проблемы, связанные с получением информации у операторов связи, а также с организацией доступа к базам данных кредитных организаций органам, осуществля-
ющим оперативно-разыскную деятельность (далее - ОРД).
Мошенничества, совершенные с использованием ИКТ, объединяет одна общая черта: все они совершены дистанционно, то есть личный физический контакт между потерпевшим и преступником отсутствует. Поэтому, вне зависимости от способа совершения преступления, для реализации преступного умысла необходимо решить два основных вопроса: организация какого-либо способа связи с потерпевшим (телефонная связь, сеть Интернет, мессенджеры и т. д.), а также решение вопроса о способе перевода денежных средств (банковские карты, электронные кошельки, экспресс-переводы). Как справедливо отмечают Е.В. Кузнецов и А.Е. Ступницкий, «сегодня немыслим обмен информацией между людьми, в том числе субъектами, представляющими оперативный интерес, без технических и электронных средств» [3, с. 5].
В этой связи получение информации в кредитных организациях и у операторов связи имеет ключевое значение при установлении виновных лиц, получении доказательств их преступной деятельности, а также для обнаружения и изъятия похищенных денежных средств, в связи с чем необходима оптимизация процедуры получения такой информации, в том числе в экстренных и неотложных случаях. Данная цель может быть достигнута в результате совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок получения информации у операторов связи и в кредитных организациях [4, с. 151].
Традиционная форма взаимодействия в виде запросов, направляемых почтой, имеет очевидный недостаток, связанный с потерей времени на обработку, сортировку, физическое перемещение корреспонденции, последующую ее обработку организацией-адресатом, подготовку и направление ответа инициатору запроса с последующей потерей времени на аналогичные процедуры. Такая форма взаимодействия представляется малоэффективной
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Кузьмин И.А., 2019
222
Доступ к базам данных кредитных организаций и операторов связи: правовые и организационные вопросы
в связи с тем, что преступники могут избавиться от средств связи и иных орудий преступления до того, как правоохранительные органы получат информацию, которая может позволить пресечь преступные действия и задержать виновных лиц. Развитие ИКТ в настоящее время позволяет организовать иную форму взаимодействия - посредством закрытых каналов связи, препятствующих «утечке» информации, при этом вышеуказанные потери времени на физическое перемещение запросов отсутствуют. В настоящее время такая форма взаимодействия реализуется при получении информации из баз данных операторов связи.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», правила оказания услуг связи, а также права и обязанности операторов связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Обязанности операторов связи при взаимодействии с органами, осуществляющими ОРД, установлены Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538 (далее - Правила). В соответствии с Правилами, получение информации от операторов связи посредством закрытых каналов связи организовано путем предоставления государственным органам, осуществляющим ОРД, круглосуточного удаленного доступа к базам данных операторов связи. Несмотря на то, что в Правилах отсутствуют причины выбора такого способа взаимодействия, очевидно, что к числу основных из них относится необходимость оперативного получения информации, содержащейся в базах данных операторов связи, в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений.
Технический аспект организации удаленного доступа к базам данных операторов связи регламентирован «Требованиями к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования», утвержденными приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 (далее - Требования). В соответствии с Требованиями, базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных оператором связи услугах связи, а также оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение действий при проведении ОРМ, подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом. На пункт управления ОРМ информация от операторов связи передается посредством сетей электросвязи.
Анализ действующего законодательства показал, что в настоящее время в Российской Федера-
ции не реализуется процедура получения информации в кредитных организациях, аналогичная процедуре получения информации от операторов связи.
Так, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 установлена лишь обязанность кредитных организаций выдавать справки по операциям и счетам по запросам органов, осуществляющих ОРД, а также органов предварительного следствия. Данным нормативным правовым актом не предусмотрено норм, устанавливающих обязанность кредитных организаций предоставлять удаленный доступ к своим базам данных.
На наш взгляд, факторов, объективно препятствующих предоставлению удаленного доступа правоохранительным органам к базам данных кредитных организаций, нет. Такой доступ может позволить повысить эффективность работы не только по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием ИКТ, но и широкому спектру других преступлений, в том числе экономических и налоговых, а также способствовать реализации законодательства, регламентирующего противодействие коррупции.
В связи с изложенным полагаем, что в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» целесообразно дополнить статьей 26.1. «Обязанности кредитных организаций при проведении оперативно-розыскных мероприятий» следующего содержания:
«1. Кредитные организации обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
2. Порядок взаимодействия кредитных организаций с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации».
Также считаем необходимым разработку и утверждение Правительством Российской Федерации правил взаимодействия кредитных организаций с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, в которых
Вестник КГУ^ № 1. 2019
223
в числе прочих должны быть предусмотрены следующие положения.
1. Органы Федеральной службы безопасности осуществляют взаимодействие с кредитными организациями при проведении в рамках ОРД ОРМ, в том числе в интересах других уполномоченных органов.
2. Информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются кредитными организациями посредством сетей связи к пункту управления органа Федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом Федеральной службы безопасности.
Полагаем, что в современных условиях именно скорость и полнота получаемой информации - это ключ к решению множества важных задач, в том числе задач по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, защиты общества и государства от преступных посягательств. В связи с этим реализация изложенных предложений представляется обоснованной.
Библиографический список
1. Состояние преступности в России за январь -ноябрь 2018 года: Отчет ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: ШрБ ://хп--Ь Ые^'.хп-р 1 аЫоИег/101762/ Иет/15304733/ (дата обращения: 30.01.2019).
2. Кузьмин И.А. О вопросах формирования и использования уголовной статистики при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов 22-й международной науч.-практ.
конф. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. - С. 83-86.
3. Кузнецов Е.В., Ступницкий А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2011. - 132 с.
4. Усов Е.Г. К вопросу об определении предмета преступления, предусмотренного ст. 138.1 УК РФ: сб. материалов V Международной науч.-практ. конф. «Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран». - Иркутск, 2016. - С. 151-154.
References
1. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' -noyabr' 2018 goda: Otchet FKU «Glavnyj informacionno-analiticheskij centr» MVD Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]. - 2019. - Rezhim dostupa: https ://xn--b 1 aew. xn--p 1 ai/folder/101762/ item/15304733/ (data obrashcheniya: 30.01.2019).
2. Kuz'min I.A. O voprosah formirovaniya i ispol'zovaniya ugolovnoj statistiki pri vyyavlenii, raskrytii i rassledovanii prestuplenij, sovershennyh s ispol'zovaniem informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij // Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh usloviyah: sb. materialov 22-j mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 2017. -S. 83-86.
3. Kuznecov E.V., Stupnickij A.E. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: ucheb. posobie. - Irkutsk: FGKOU VPO VSI MVD Rossii, 2011. - 132 s.
4. Usov E.G. K voprosu ob opredelenii predmeta prestupleniya, predusmotrennogo st. 138.1 UK RF: sb. materialov V Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. «Problemy sovremennogo zakonodatel'stva Rossii i zarubezhnyh stran». - Irkutsk, 2016. - S. 151-154.
224
Вестник КГУ № 1. 2019