АНОМАЛИЯ
НАТАЛЬЯ
ЮГРИНОВА
IДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ
Кино остается для России «важнейшим из искусств», которое Минкульт готов поддерживать рублем и законом.
На уровне министерства активно обсуждается введение квот в прокате для отечественных картин, а Фонд кино заявляет об удвоении объемов господдержки к 2017 году. Между тем в Якутии тихо и незаметно для остальной страны случился настоящий кинобум: малобюджетные фильмы локального производства вытесняют с экранов голливудские блокбастеры. Как это произошло?
1
На крыльце деревенской избы с облупившейся краской сидит невысокий худощавый паренек с гитарой и мучительно подбирает аккорды к песне. Камера наплывает сверху — снимают явно с помощью крана или геликоптера; в кадре мягкий рассеянный свет, оператор фокусируется на грифе гитары, затем на сосредоточенном лице юноши. Так начинается фильм «Айыы Уола», повествующий о легендарном якутском авторе-исполнителе Александре Самсонове, который стал звездой местной сцены в 90-е годы и на пике славы умер от болезни крови. Байопики, то есть биографические картины, традиционно считаются заведомо проигрышным жанром в кинематографе: кассовые сборы «Поддубного», например, при бюджете в $12 млн составили только $6 млн. Однако «Айыы Уола» — самый коммерчески успешный фильм Якутии на нынешний день. В январе 2014 года он вышел в прокат в кинотеатрах Якутска и нескольких муниципалитетов, где собрал в общей сложности от 8 до 10 млн рублей. Точную цифру, как и бюджет фильма, авторы не раскрывают. Эксперты отрасли оценивают затраты на кинопроизводство «Айыы Уолы» в 2,5-3 млн рублей. Даже с учетом того, что ки-
нотеатры, как правило, забирают половину от суммы сборов, картина окупилась по меньшей мере двукратно.
У КАЖДОГО СВОЕ КИНО
Ежегодно в Республике Саха производится от 10 до 15 кинофильмов, о которых за ее пределами узнают единицы. При этом в самом регионе локальные картины вызывают неподдельный интерес: так, комедия «Кэскил-3» кинокомпании «ДетСат» в свой первый уик-энд обошла в прокате в кинотеатрах Якутска американские картины «Элизиум» и «Перси Джексон и море чудовищ». И это без особой информационной поддержки и пиара, на которые у местных киношников попросту не хватает денег (рекламные кампании чаще ведутся партизанскими методами через социальные сети и «сарафанное радио»). Основатель студии «ДетСат» Алексей Егоров объясняет бум якутского кино общей активностью зрительской аудитории: «Наши фильмы не лучше голливудских блокбастеров — просто якуты в целом любят ходить в кинотеатры. Это феномен не кино, а зрителя». Бывший министр культуры республики Андрей Борисов считает,
44 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ЯНВАРЬ #1 2015
'*V
Основатели одной из самых коммерчески успешных якутских кинокомпаний «ДетСат» Алексей Егоров (слева) и Дмитрий Шадрин уверены, что самый продающийся жанр кино — комедия. Однако первый «экспортный» фильм киностудии, съемки которого начнутся в 2015 году, будет исторической драмой
'V
МЛРД Р
ОБЪЕМ ГОСПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА В 2013 ГОДУ
(МИНКУЛЬТ И ФОНД КИНО)
СРЕДНИЙ БЮДЖЕТ ЯКУТСКОГО КИНОФИЛЬМА
DETSAT & САХАФИЛЬМ
РОССИЙСКИХ ФИЛЬМОВ ВЫШЛО В КИНОПРОКАТ В 2013 ГОДУ
(ПО ДАННЫМ «НЕВАФИЛЬМ RESEARCH»)
ЯКУТСКИХ ФИЛЬМОВ ВЫХОДИТ В КИНОПРОКАТ В РЕСПУБЛИКЕ САХА ЕЖЕГОДНО
Сохафнльм и DETSAT представляют
Степан Игорь Дигалена Ирина
ПОРЯДИН ГОВОРОВ ААВЁРНОВА МИХАЙЛОВА
ЭРЧИМ & КИМ
Байанайбыт, баар буоллаххьш биэр!
dVrW^WIlMW.OEEUTii . - -3f4tffl 1ЮИ-. —кСПААЬ rWJUH.BKPfcti-
ЛШЧ1ИД,«А№L4n№iAгл 'V ~Ш-Ъ*»жН -Иг МПШКИМ) 1ИШтУ -т.^ ЯШ-СВ
..• ,:ШШт№ КИП3(№МШ.<гт::-—-JUEKMHtf ВКИШВ.ЮНБиШКИКаВЛсИСВ. v._ • 'итлгПЙР НИМ.
. . . твддамтм;- aw4tO!*rewraxfli»W' . сдешкадв
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ЯНВАРЬ #1 2015 45
АНОМАЛИЯ
что причина в росте интереса местного населения, в первую очередь молодежи, к национальной культуре. Якутам нравится смотреть, как показывают их город, менталитет, быт и нравы, видеть актеров, с которыми можно себя ассоциировать. Темы и проблемы, которые затрагивает якутское кино, им куда ближе голливудских. И даже ближе тематики российских лент, произведенных в центральных регионах. Большинство фильмов в Республике Саха показывают на якутском языке с русскими субтитрами. Некоторые картины все-таки снимают на русском в расчете на федеральные показы — но они, как ни парадоксально, не так популярны в прокате.
Кинопроизводство в Якутии началось в 1990 году с создания киностудии «Северфильм»; позже она была реорганизована в государственную национальную компанию «Сахафильм». Впрочем, серьезные игровые картины на ней стали производить только в начале 2000-х: первый полнометражный якутский фильм «Черная маска» режиссера Никиты Аржакова увидел свет в 2002 году. Зрители почти не проявляли интереса к местному кинематографу, и он оставался уделом редких энтузиастов, которым удалось выбить государственное финансирование под «просветительские» или «образовательные» цели.
Отправной точкой кинобума в Якутии принято считать фильм «Любовь моя» режиссера Сергея Потапова (студия «Алмазфильм», 2004 год): при скромнейшем бюджете в 120 тыс. рублей он собрал в кинотеатрах 450 тысяч. В фильме, снятом всего за две недели, впервые в якутском кино была откровенно показана криминальная жизнь: на экране появились бандиты и проститутки. Этим примером местная киноиндустрия доказала работоспособность примитивной бизнес-модели: съемки в режиме строжайшей экономии, буквально «на коленке», могут окупиться, если режиссер найдет, чем привлечь зрителя, а продюсер сможет мотивировать прокатчиков. На «Любви моей» заодно впервые были отработаны механизмы промокампании: по аналогии с западными картинами создатели фильма выпустили постер, трейлер, устроили фотосессию с актерами и фуршет для СМИ. Через год на экраны вышел «первый якутский блокбастер» — криминальная комедия Константина Барашкова «Куот!», чей бокс-офис составил уже 1,5 млн рублей при бюджете в полмиллиона. С этого момента плотину прорвало: в кино потянулись независимые игроки. Начиная с 2006 года в республике создавались частные киностудии — «Арктик-Синема», «Ургэл», «Артлайн», «Алгыс-фильм» и другие.
Особую роль в популяризации якутского кинематографа сыграл министр культуры и духовного просвещения Андрей Борисов, занимавший эту должность до минувшей осени. В 2005 году он затеял проект по экранизации исторического романа Николая Лугинова «По велению Чингисхана». Съемок такого масштаба Якутия не видела ни до, ни после: бюджет картины составил около $10 млн. Производство фильма «Тайна Чингис Хаана», режиссером которого выступил сам Борисов, заняло четыре года. Снимали в Иркутской области, Бурятии, на Алтае, в Хакасии, в Монголии; часть выстроенных под съемки декораций и павильонов даже хотели превратить в туристические центры. В одной из сцен было занято двести лошадей — своеобразный рекорд в истории кинематографа. В эпопее Борисов задействовал мультинациональный актерский и технический состав: над фильмом работали специалисты из Монголии, Казахстана, Китая, Германии, Финляндии,
США. Международные связи поспособствовали тому, что в 2009 году фильм принял участие в ряде европейских фестивалей и был показан в 272 кинотеатрах страны.
Хотя с коммерческой точки зрения картина оказалась провальной, выручив чуть больше $1,2 млн, она все же помогла заявить о якутском кино на федеральном и отчасти на мировом уровне. В дальнейшем Андрей Борисов стал идейным вдохновителем ежегодного Якутского кинофестиваля, проводимого с 2013 года. На первый же фестиваль было подано 85 заявок якутских кинорежиссеров, среди которых оказались как любительские киноленты и короткометражки, так и профессиональные художественные фильмы. Летом 2014-го стало известно, что Борисов начал работу над своим следующим фильмом «Созвездие Марии» по пьесе якутского драматурга Владимира Федорова. Бюджет ленты составит 80 млн рублей; 50 из них запрошено у Минкультуры, еще 30 миллионов предоставляет федеральная кинокомпания «Каро продакшн».
СНИМИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО!
Алексей Егоров и Дмитрий Шадрин, основатели якутской кинокомпании «ДетСат», привыкли обходиться гораздо более скромными бюджетами. Оба они — профессиональные актеры, выходцы из Саха театра, которые в начале 2000-х попали под целевую программу развития культуры и поступили в знаменитое Щепкинское училище. Вернувшись из Москвы в Якутск, партнеры начали организовывать культурные мероприятия, снимать видеоролики. «В какой-то момент мы решили сделать юмористическую передачу на местном телевидении — миниатюры о трогательном простоватом герое Кэскиле, — вспоминает Егоров. — Процесс нас необыкновенно захватил, юморески сами собой сложились в историю с продолжением. Мы договорились с национальной вещательной компанией «Саха», нашли спонсоров и запустили телесериал. Тогда найти финансирование было проще, чем сегодня: нам дали 900 тыс. рублей, на которые мы сняли 16 серий. И все, что мы сделали за эти деньги, — показали перед вступительными титрами баннеры партнеров». Ради смены профессии пришлось продолжить учебу и осваивать режиссуру — теперь уже в ГИТИСе.
После успеха сериала якутские киношники отважились перевести его в полнометражный формат. Для этого договорились с руководством кинотеатра «Центральный», известным своей лояльностью к местному авторскому кино. Дирекция выдвинула единственное условие: когда на сеанс придет меньше трети зала, фильм сойдет с экрана. Весной 2007 года «Кэскил» дебютировал в кинопрокате — и задержался там на целых два месяца. С тех пор киностудия «ДетСат» выпустила больше дюжины кинокартин, включая два сиквела «Кэскила».
— Одна из главных наших проблем — кадровая, — рассказывает Егоров. — Найти хороших актеров не трудно, за ними нужно идти в театр. Но их не так много, поэтому на экране мелькают одни и те же лица. С деньгами тоже не все так просто. Средний бюджет фильма — от 700 тыс. до 1,5 млн рублей; гонорарный фонд «съедает» до 70%. Остальное тратится на техническую сторону производства: аренда оборудования, декорации, свет, звук, монтаж. Работаем быстро, укладываемся в 20-40 съемочных дней, которые могут растянуться на срок до трех месяцев. Еще пару месяцев занимаемся постпродак-шеном. Экономим где можем: что-то снимаем на природе, в квартирах друзей. По такой схеме работают все якутские
46 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ЯНВАРЬ #1 2015
независимые студии. Денег мало, поэтому практически никто не снимает больше одного-двух фильмов в год, хотя скорость производства позволяет. Есть еще авторское, немассовое кино; там работа вообще ведется на голом энтузиазме.
«ДетСат» быстро достиг потолка местного рынка. Как объясняет Алексей Егоров, при 450 тысячах жителей центральной части территории Якутии максимум, на который можно рассчитывать в прокате, — 6-8 млн руб. «Киноиндустрия связана с большими рисками, — добавляет он. — Не каждый фильм, который ты снимаешь, примет зритель. В лучшем случае мы выходим в ноль или имеем небольшую прибыль». Поэтому «ДетСат» предпочитает не прибегать к самостоятельному финансированию производства кинокартин. Под каждый проект ищутся спонсоры или государственные гранты. Средства на фильм часто собираются «по кусочкам»: кто-то вкладывает двести тысяч, кто-то — сто, кто-то отшивает одежду для актеров. Еще один способ снизить риски — специализироваться на «проверенных» жанрах. В прокат «ДетСат» поставляет исключительно комедии, причем семейные: по расчету основателей киностудии, фильм без ограничения возрастных рамок собирает максимальную кассу.
КИНО БЕЗ ГРАНИЦ
Одним из способов, которыми «якутский Голливуд» пытается повысить свою доходность, становится расширение каналов сбыта через интернет. По словам Алексея Егорова, еще несколько лет назад доходы от выпуска фильмов на видео-
носителях составляли 200-300 тыс. рублей. Сегодня от продажи DVD кинопроизводители получают сущие копейки: весь контент ушел в интернет. Доходы от монетизации якутского кинематографа через онлайн пока еще нулевые, рынок находится в зачаточной форме. Однако первые шаги в этом направлении все же делаются.
В сентябре 2014 года в республике заработал первый онлайн-кинотеатр якутского кино SakhaMovie.ru. В его каталоге уже значится около 90% всех фильмов, снятых в регионе. Как признаются основатели сервиса Анатолий Симонов и Нюргун Иванов, они не рассчитывают на высокую доходность — скорее пытаются популяризовать якутские фильмы среди населения и борются с пиратским контентом. «Лицензионные соглашения у нас заключены почти со всеми якутскими студиями, продюсеры и режиссеры охотно предоставляют копии своих новых и старых фильмов», — говорит модератор онлайн-кинотеатра Иннокентий Степанов. Доходы от проката распределяются пополам между правообладателями и кинотеатром. Бессрочный показ одного фильма на сервисе SakhaMovie.ru стоит 80 рублей, прокат на три дня — 30. Для сравнения: самый популярный сервис телевизионного стри-минга в США Netflix предлагает тарифные планы с платой от 8-12 долларов в месяц. Онлайн-кинотеатр собирается развивать проект за счет превращения его в главный кинематографический ресурс региона: собирать и публиковать новости, рецензии и отзывы, информировать якутских зрителей о съемках новых фильмов. Кроме этого, он займется
ST. PETERSBURG
(812) 380 6014 www.aquatherm-spb.com
2-я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА бытового и промышленного оборудования для отопления, водоснабжения, сантехники, кондиционирования, вентиляции, бассейнов, саун и СПА
18-21 марта 2015
Санкт-Петербург
КВЦ«ЭКСП0Ф0РУМ»
Создатель:
Организаторы:
Reed Exhibitions0 С^ Reed Exhibitions®
MesseWien
ршпехро
Информационный партнер:
журнал
добавлением субтитров на русском языке ко всему архиву фильмов, что автоматически откроет доступ к фондам более широкой публике.
В реальных, а не виртуальных кинотеатрах организовать прокат подчас куда сложнее. В Якутии нет федеральных прокатчиков, с местными кинотеатрами приходится договариваться напрямую — благо что в административном центре их всего три. Арт-директор каждого заведения лично решает, включать или не включать фильм в расписание. Помимо этого, продюсеры киностудий ездят по муниципалитетам и деревням, в частном порядке решая вопрос о региональном прокате, — нередко с собственным бытовым кинопроектором под мышкой. В сельских кинотеатрах может не оказаться ни нужного оборудования, ни специалистов, а порой — даже приспособленного помещения. Решением этой проблемы уже занимается некоммерческая организация «Якутская республиканская киносеть»: она собирается открыть сеть кинотеатров в отдаленных районах, что позволит локальным киностудиям увеличить охват аудитории и повысить сборы. Задача создания централизованной кинопрокатной системы вписана в принятую регионом концепцию развития киноиндустрии Республики Саха на 2014-2020 годы. Инвестиции на строительство и реконструкцию кинотеатров предоставляют как региональный Минкульт, так и частные инвесторы.
Впрочем, радикально решить проблему ограниченного роста нишевого кинематографа поможет только выход на новые рынки. Интересно, что федеральный российский прокат якутов прельщает далеко не в первую очередь. Киношники охотнее задумывают совместные проекты с бывшими советскими республиками — Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном. Якуты любят говорить о «непереводимости» своего языка на русский и особой ментальности, гораздо более близкой странам Средней Азии, чем Центральной России. Сотрудничество, вероятно, будет строиться в две фазы. Для начала речь идет об адаптации якутских фильмов к внешним рынкам и зарубежном прокате, а затем уже — о совместных инвестициях в кинопроизводство и создании партнерских киностудий.
С федеральным прокатом в России другая история. Как утверждает Алексей Егоров, у якутского кинематографа есть шансы только на фестивальной дорожке: его увидят, оценят, но денег он так и не заработает. А среди массового зрителя вероятность успеха сильно меньше: слишком уж «особо» национальное якутское кино. Единственный действенный вариант, указывает режиссер, — вести кинопроизводство совместно с федеральными компаниями и найти общий сценарий, который заинтересует обе стороны. Однако для этого якутским киностудиям как минимум придется научиться работать с большими бюджетами: кино «суперэкономкласса» цц в широком прокате приживается с трудом. 1Ш1
48 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ЯНВАРЬ #1 2015