Научная статья на тему 'Достопримечательное место Эвыт Ики (Шаман Гора) - памятник духовной культуры обских угров'

Достопримечательное место Эвыт Ики (Шаман Гора) - памятник духовной культуры обских угров Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
331
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЫТ ИКИ (ШАМАН ГОРА) / СУРГУТСКОЕ ПРИОБЬЕ / ТРОМЪЕГАН / СУРГУТСКИЕ ХАНТЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / СВЯЩЕННОЕ МЕСТО / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО / РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ / ЗОНЫ ОХРАНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ведмидь Григорий Павлович

Достопримечательное место «Эвыт Ики (Шаман Гора)» это не только природный, но и этнокультурный объект: священное место особо почитаемо среди сургутских хантов. В статье изложены основные положения проекта планировки зон охраны уникального памятника: дана этнокультурная и природно-ландшафтная характеристика, обоснованы границы зон охраны, режим использования и содержания земельного участка, выделены функциональные зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evyt Iki Site (Shaman Gora rus. Shaman Hill) is not only a natural, but a traditional ethno-cultural object a notably revered sacred place among the Surgut Khanty. The article deals with main concepts of planning project of the protection area of the unique monument: ethnographic and landscape characteristics are presented; the protection borders, the arrangements for using and keeping the land plot are substantiated; functional zones are identified.

Текст научной работы на тему «Достопримечательное место Эвыт Ики (Шаман Гора) - памятник духовной культуры обских угров»

УДК: 719

Г.П. Ведмидь

Историко-культурный НПЦ «Барсова Гора» (г. Сургут)

v-g-p-56@yandex.ru

Достопримечательное место Эвыт Ики (Шаман Гора) -памятник духовной культуры обских угров

Аннотация

Достопримечательное место «Эвыт Ики (Шаман Гора)» - это не только природный, но и этнокультурный объект: священное место особо почитаемо среди сургутских хантов. В статье изложены основные положения проекта планировки зон охраны уникального памятника: дана этнокультурная и природно-ландшафтная характеристика, обоснованы границы зон охраны, режим использования и содержания земельного участка, выделены функциональные зоны.

Ключевые слова: Эвыт Ики (Шаман Гора), Сургутское Приобье, Тромъеган, сургутские ханты, объекты культурного наследия, священное место, Тромъеган, достопримечательное место, режим содержания, зоны охраны

К числу проектно-планировочных охранных мероприятий, реализуемых в ХМАО - Югре, относится определение границ достопримечательного места «Эвыт Ики (Шаман Гора)» - участка местности в среднем течении р. Тромъеган на месте ее слияния с р. Эгутъягун. Достопримечательное место расположено в 63 км к северо-востоку от г. Сургута (ил. 1) и в полукилометре к югу-юго-востоку от бывшей д. Ермакова, в пределах северо-восточной части Федоровского лицензионного участка, разрабатываемого НГДУ «Федоровскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз». Одновременно данный участок относится к территории традиционного природопользования № 3 сельского округа Ульт-Ягун Сургутского района.

В 2015 г. авторский коллектив НПЦ «Барсова Гора» (г. Сургут) провел комплексные натурные и камеральные исследования, направленные на выполнение Проекта обоснования границ достопримечательного места «Эвыт Ики (Шаман Гора)», который был составлен в рамках государственного контракта № 13 от 27 марта 2015 г. [Ведмидь и др., 2015].

Объектами исследования стали культовые места (подлежащие охране согласно окружному законодательству [Закон ХМАО - Югры..., 2005]), памятники археологического наследия, природные комплексы - урочище Шаман Гора, урочище Ермаковский Холм, а также фрагмент поймы. С северо-запада пределы охранной зоны ограничены р. Эгутъягун, с востока-северо-востока - руслом Тромъегана, а с юга-юго-запада - болотным массивом. Обеспечение сохранности памятников культурного наследия в их естественной природной и исторической среде; придание территории, обладающей признаками объекта культурного наследия, статуса достопримечательного места, составили главную цель работы. Круг выполняемых задач охватывал:

- обоснование историко-культурной ценности достопримечательного места;

- проведение археологических, этнологических и природно-ландшафтных исследований;

- обоснование границ территории, обладающей признаками объекта культурного наследия;

- определение требований к осуществлению хозяйственной деятельности в пределах достоприме-

чательного места;

- обоснование временной зоны его охраны и режима использования земель.

Предпроектный этап состоял из полевых и камеральных исследований, в ходе выполнения которых был проведен анализ материалов, отражающих историческое развитие планируемой территории, определены маршруты натурного ее обследования, выполнены ландшафтные и топографо-геодезиче-ские изыскания, а также фотофиксация объектов археологии и этнографии, включая панорамные виды прилегающих территорий.

Планируемый участок культурного ландшафта находится в пределах обширной Сургутской низины, входящей в Среднеобскую низменность ЗападноСибирской равнины [Атлас., 1971, с. 10 (1)]. Географически он относится к подзоне средней тайги, приурочен к боковому водоразделу Тромъегана, а конкретно исследуемый природный комплекс представляет собой сочетание трех компонентов: это урочище Шаман-Гора - холм каплевидной формы площадью 6 га, возвышающийся над уровнем долины на 8-22 м; урочище Ермаковский Холм - площадью 45 га с превышением высот 2-18 м, и сектор долины Тромъегана, окружающей данные возвышенности по всему их периметру. Поверхность долины, простирающаяся над урезом воды до 3-5 м, в весенний период, как правило, заливается полыми водами.

Рельеф территории, сформировавшийся примерно в голоцене, образован ледниковыми и воднолед-никовыми отложениями в виде валунных суглинков и супесей с галькой (морена). В частности, Шаман-Гора - это холм типа кама, который представляет собой останец среди более низкой поверхности, и является фрагментом озерно-аллювиальной или озерно-ледниковой террасы Тромъегана (ил. 2).

Северная оконечность исследуемого участка сложена преимущественно аллювиальными и древнеал-лювиальными песчано-суглинистыми отложениями, а примыкающая к нему южная часть представлена болотным массивом, в пределах которого аллювиальные отложения перекрыты торфяными.

Территориальная структура почвенно-расти-

тельного покрова неразрывно связана с геоморфологическими и гидрологическими особенностями местности, где наблюдается наличие бедных почв и господство олиготрофной растительности. Она носит комплексный характер и представлена сочетанием сосновых лесов лишайниковой, зеленомошной и сфагновой групп, а также олиготрофных и мезо-трофных болот.

Поверхность долины Тромъегана, включая возвышенности останцов, покрыта сосновым лесом, занимающим в общей сложности 66% территории участка. В пределах урочища Ермаковский Холм господствуют сосняки лишайниковые на подзолах, лес олиготрофный с преобладанием сосны и лишайникового напочвенного покрова. Другой останец - Шаман-Гора - покрыт в основном сосняками зеленомошными. На склонах его северной экспозиции отмечены фрагменты ельника зеленомошного с участием крупнотравья, отражающего повышенное богатство почв. В долине Тромъегана встречаются преимущественно сосновые зеленомошные леса на подзолистых почвах. Повышенные участки имеют лишайниковый напочвенный покров, однако они занимают незначительные площади. Также имеются заболоченные сосняки сфагновые на торфяно-под-золисто-глеевых и торфяных почвах. На заливаемых участках долины произрастают смешанные сосново-березовые и березовые сфагновые и травяные леса на аллювиальных почвах. У кромки прирусловых кос дуговидные гривы покрыты ивняковыми зарослями на аллювиальных слоистых почвах. Со стороны реки они ограничены песчаными отмелями с разреженной травяной растительностью. В долине Тромъегана встречаются также болотные массивы. В частности, вдоль проток и р. Эгутъягун распространены открытые травяные и травяно-сфагновые болота, а в южной части достопримечательного места присутствует грядово-мочажинный болотный массив.

К одной из особенностей обоснования данного проекта планировки следует отнести вопрос, который связан с терминологией. Дело в том, что в научной среде еще не сложился единый понятийный аппарат, однозначно отображающий характеристики культовых объектов. В публикациях и научных отчетах они чаще всего фигурируют под разными терминами: «святилище», «святое место», «культовый ансамбль», «священное место», «священная территория», «почитаемое место», «культовое место». Невзирая на это, для обозначения единичного культового объекта, то есть места совершения религиозных обрядов, авторами проекта используется термин «ритуальная площадка», а для обозначения их совокупности - «культовый комплекс».

Специфика планировочного определения границ территории культовых объектов обусловлена также и сферой мировоззренческих представлений коренных жителей Сургутского Приобья (восточных хантов и лесных ненцев), согласно которым данные участки местности традиционно осмыслены в качестве «территории проживания» определенного божества или же места, откуда совершаются обращения к пантеону почитаемых божеств. В дополнение ко всему сакральный статус имеет не только ритуальная площадка, включающая предметы культа, объекты археологического наследия, атрибуты об-

рядово-ритуальной деятельности, но и почитаемые элементы природного ландшафта - возвышенности, акватории, участки лесных массивов, которые в совокупности значительно превышают границы собственно ритуальной площадки. Все эти аспекты были учтены в ходе обоснования границ территории культовых объектов и легли в основу проектно-пла-нировочного решения.

В пределах границ достопримечательного места расположены 34 объекта археологического наследия, которые относятся к раннему железному веку (I тыс. до н.э., VH-VI - ¡У-Ш вв. до н.э., белоярской культуры), позднему железному веку (кон. I тыс. н.э., кучиминский этап Обь-Иртышской культурно-исторической общности), а также к эпохе средневековья [Ведмидь, 2006].

Что же касается культового комплекса «Эвыт Ики (Шаман Гора)», то он представлен сочетанием трех объектов - это ритуальная площадка Эвэт («Священная гора»), ритуальная площадка Пыхты Ики лов («Черного Мужчины обрыв берега») и ритуальная площадка Яун Ики Кот Мых («Юганского Хозяина Дом»). Каждая из них территориально обособлена и является местом поклонения божествам высшего пантеона восточных хантов - Торуму, Эвэт Ики, Мых Ими, Кон Ики, Най Ими и др. Данные сакральные места широко отражены в фольклоре хан-тов и являются одними из самых значимых святилищ в Среднем Приобье. Они почитаются несколькими этно-территориальными группами: тромъеганскими, пимскими, аганскими и ляминскими хантами, связанными между собой близостью проживания и брачными отношениями.

Исследуемый культовый комплекс в границах достопримечательного места функционировал на всем протяжении XX в. и является до сих пор действующим. Однако археологические изыскания свидетельствуют о более древней датировке объекта. Согласно исследованиям В.М. Морозова, «святилищный комплекс возник на площади городища конца I - начала II тысячелетия н.э. <...> Данный пример ярко иллюстрирует преемственность функционального использования объекта, когда средневековое городище, изначально функционировавшее в качестве укрепленного поселения, позднее стало использоваться хантами в качестве культового объекта» [Морозов, 1992, с. 48].

Ритуальная площадка Эвэт («Священная гора») является сакральным центром всего культового комплекса и связана с божеством-покровителем Тромъ-егана - Эвэт Ики («Священной горы Хозяин»). Она относится к северной части планируемой территории, расположена на правом берегу Тромъегана, занимает участок 26 га и приурочена к почитаемому элементу природного ландшафта, представленного возвышенностью, окруженной поймой, а также к городищу Ермаково I. Помимо возвышенности, в просторечье Шаман Горы, в границу ритуальной площадки Эвэт входит расположенная вблизи пойма, а также часть прилегающей к ней акватории Тромъегана. Здесь происходят основные обрядово-ритуальные действия коренных жителей и отмечена наибольшая часть прикладов, то есть пожертвований божествам, концентрация которых собственно и маркирует центральную часть этой ритуальной

площадки. Ее доминантой является жертвенное дерево - Торум юх («Дерево Торума») - большая сосна (ил. 3), которая возвышается к югу от городища Ермаково I, со множеством приношений жертвенных тканей, предназначенных верховному божеству-создателю - Торуму.

Индивидуальные и коллективные обряды происходят в пойме на песчаном правом берегу Тромъега-на, охватывая также прилегающий участок акватории, в пределах которой в зимний период времени на льду вокруг ритуального костровища происходят наиболее крупные священнодействия. На ритуальной площадке, что в центральной и северной оконечностях возвышенности (Шаман Горы), а также у ее подножья с северной и северо-восточной стороны, выявлено множество приношений - наглядное свидетельство активного посещения паломниками данного особо почитаемого места.

Ритуальная площадка Пыхты Ики лов («Черного Мужчины обрыв берега»), являясь составной частью культового комплекса «Эвыт Ики (Шаман Гора)», расположена на левом берегу Тромъегана и занимает участок 4 га в юго-восточной оконечности достопримечательного места. Здесь происходят обря-дово-ритуальные действия, посвященные божествам «нижнего мира», относящимся к «сфере Земли» -Пыхты Ики (Кын Ики) и Куль Ики. Они отображают негативный характер воздействий, которые сопровождаются у человека болезнями, либо же связаны с его смертью. На этом участке сконцентрированы приклады жертвенной ткани с преобладанием черных и серых оттенков, распространение которых и маркирует границу ритуальной площадки.

Ритуальная площадка Яун Ики Кот Мых («Юган-ского Хозяина Дом») является составной частью культового комплекса «Эвыт Ики (Шаман Гора)» и местом совершения индивидуальных религиозных обрядов, во время которых происходит принесение жертв и поклонения божеству-покровителю р. Большой Юган - Яун Ики («Юганскому Хозяину»). Площадка занимает участок 10,4 га междуречья Тромъегана и Эгутъягуна в западной части достопримечательного места, приурочена к объекту археологического наследия - городищу Ермаково II и к почитаемому элементу природного ландшафта - это всхолмленная возвышенность правой коренной террасы р. Эгутъягун, включая прилегающую к ней пойму. Ритуальная площадка обозначена остеологическими остатками жертвенных животных на городище Ермаково II, единичными прикладами из ткани на вершине возвышенности и у ее подножия, а также иными материальными проявлениями обрядово-ри-туальной деятельности.

На обозначенных площадках культового комплекса «Эвыт Ики (Шаман Гора)» паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия, которые сопровождаются жертвоприношениями. Чаще всего жертвуются деньги (монеты и банкноты), предварительно завязанные в углы тканей, а затем развешенные на стволах деревьев, оставленные на земле либо преданные воде. Выбор способа зависит от стихии того божества, которому подношения предназначены. Отмечены также останки жертвенных животных: как правило, это шкуры и черепа оленей, как раз-

вешанные на кронах деревьев, так и оставленные на земле; атрибуты-пожертвования божеству Мых Ими («Земли Хозяйке») в виде ведер и котлов, тазов, лежащих в центральной части ритуальной площадки на территории городища Ермаково I, а также выведенные из религиозной практики деревянные антропоморфные культовые изображения, наблюдаемые у подножья северного и северо-восточного склонов возвышенности.

Периодичность крупных обрядов составляет не менее одного раза в год, чаще всего зимой. Во время обрядов происходит поклонение и жертвоприношения верховным божествам - Торуму, Эвэт Ики, Мых Ими, Кон Ики, Пыхты Ики (Кынь Ики), Куль Ики, Яун Ики, Най Ими, а также другим божествам, почитаемым восточными хантами. Во время обрядов-йыр божествам жертвуют животных, чаще всего оленей, а также приклады в виде отрезов ткани, атласных лент, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ведра и котлы, ритуальную пищу, горячительные напитки и пр. Во время бескровных об-рядов-пори божествам в жертву приносят аналогичный перечень атрибутов за исключением животных. Коллективные жертвоприношения на культовом комплексе проходят в границах ритуальных площадок Эвэт и Пыхты Ики лов, как правило, в течение одного дня.

Индивидуальные посещения культового комплекса чаще всего совершают представители рода Кечимовых, а также другие тромъеганские ханты: Сопочины, Ермаковы, Тэвлины, Комтины, Покачевы, Русскины, Мултановы, выполняя при этом священнодействия в виде обряда-йыр либо обряда-пори в пределах ритуальной площадки Эвэт. Подобные визиты, не имея четкой периодичности, обусловлены родовыми обрядами и ритуалами: забором скола живого дерева для культовых изваяний Эвэт Ики или Мых Ими, выражения им благодарности, либо прошения, обращенного к божествам. Сюда же возвращают и выведенные из религиозной обрядовой практики деревянные культовые изображения домашних духов-покровителей.

Перечень всех рассмотренных факторов дает основание утверждать, что исследуемый участок территории - культовый комплекс «Эвэт Ики (Шаман Гора)» - это своеобразный духовный центр, объединяющий восточных хантов в единую локально-этническую общность. Расположенные здесь ритуальные площадки представляют собой места поклонений божествам высшего пантеона, в которых регулярно происходят традиционные обряды и ритуалы.

Данная территория начала осваиваться предположительно в эпоху камня. Наиболее активное присутствие человека здесь относится, судя по археологическим данным, к раннему железному веку, а также Средневековью [Ведмидь, Морозов, 2004]. Концентрация объектов археологического наследия обусловлена присутствием двух водно-ледниковых останцов - Шаман Гора и Ермаковский Холм. Возвышаясь в долине Тромъегана, эти урочища выделяются на фоне окружающего пространства. Их геоморфологические особенности выражены в рельефе, обозначены гидрологически, образуют природный комплекс, представляющий собой, как было уже отмечено, сочетание трех ландшафтных компонентов:

урочище Шаман Гора - холм каплевидной формы, где расположены 2 объекта археологического наследия (селище и городище); урочище Ермаковский Холм - возвышенность, на котором выявлено 8 городищ и 24 селища; а также долина Тромъегана, окружающая выше указанные останцовые поверхности.

Необходимо отметить, что соотношение природных и культурных компонентов ландшафта на данной местности взаимно обусловлено. Концентрация объектов археологии приурочена к ландшафтным урочищам в виде коренных террас, на которых с древних времен селился человек. Сакрализация элементов природного ландшафта связана с наличием трех ритуальных площадок, каждая из которых образно-мифологически осмыслена коренным населением. Дополнением ко всему служат и гидронимы. В частности река Тромъеган (Торум Аган) в переводе с хантыйского языка значит «Священная Река», а река Эгутъягун, ограничивающая достопримечательное место с северо-запада, - «Священной Горы Река» (ил. 4).

Планируемый участок местности подвержен антропогенным нагрузкам. При этом главными факторами негативных воздействий на природные объекты являются механические трансформации и пожары. Оценка нарушенности территории показала, что ее участки, находящиеся в неизменном состоянии или имеющие минимальные нарушения, составляют 53% от общей площади. В основном разрушения коснулись прибрежных зон, участков, примыкающих к временным проездам и к урочищу Шаман Гора. Слабое нарушение связано с низовыми пожарами и составляет 11% территории: в основном это северовосточная часть урочища Ермаковский Холм. Здесь же присутствуют умеренные воздействия, которые обусловлены вырубками, а также пожарами, повлекшими за собой гибель древостоя и напочвенного покрова. Сильное нарушение, приводящее к полной деградации природных объектов и их отдельных участков, связано с многократными проездами (лесными дорогами). По территории пролегают три грунтовые дороги, возникшие здесь в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в связи с лесоразработками. Сейчас они активно используются рыбаками и охотниками.

Помимо этих нарушений за истекшее десятилетие в деле сохранения культового комплекса особо остро встал и целый ряд иных проблем. Наиболее актуальной из них является разграбление сакральных мест «черными археологами». Наряду с этим происходит осквернение святилищ со стороны коренных жителей-неофитов - баптистов и пятидесятников. Невзирая на то, что официально зарегистрированных фактов осквернения мест совершения религиозных обрядов не было зарегистрировано, ханты-язычники связывают срезание жертвенных тканей с деревьев на Шаман Горе со своими сородичами, принявшими иное вероисповедание. К особой проблеме в деле сохранности культового комплекса следует отнести его легкую доступность. Отсутствие регламентированного режима его содержания приводит к несанкционированному посещению, разграблению культовых и археологических объектов, а также негативному воздействию на природный ландшафт, поскольку является местом активного посещения охотников, рыболовов, сборщиков ягод, а

также отдельных групп отдыхающих.

По итогам комплексных исследований было установлено, что объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия - ритуальная площадка Эвэт, ритуальная площадка Пыхты Ики лов, ритуальная площадка Яун Ики Кот Мых- являются местами совершения религиозных обрядов, религиозно-историческими местами и составляют единый культовый комплекс. Совокупность особо почитаемых мест, ныне функционирующих в религиозной практике коренного населения, дала основание отнести их к объектам культурного наследия. По видовому подразделению объектов культурного наследия, представленному в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-Ф3, данный культовый комплекс, включающий все три ритуальные площадки, авторы предложили отнести к достопримечательному месту, а по категории историко-культурного значения, представленной в этом же законодательном акте, - к объекту культурного наследия местного (муниципального) значения [Федеральный закон., 2002].

Был определен также и предмет охраны на ритуальных площадках культовых объектов. Ими являются почитаемые элементы природного ландшафта, а также материальные проявления обрядово-риту-альной деятельности: культурный слой святилища на территории городища Ермаково I и Ермаково II; места ритуальных костровищ; приношения в виде денег (монет и банкнот); остеологические останки жертвенных животных; атрибуты-подношения божеству Мых Ими («Земли Хозяйке») в виде предметов домашнего обихода, вышедших из употребления: ведер, котлов, тазов.

По итогам исследований был подтвержден высокий уровень историко-культурной и природной ценности территории, определены планировочные критерии, на основании которых и было принято обоснованное решение границ территории достопримечательного места «Эвыт Ики (Шаман Гора)». Данными критериями являлись: ландшафтно-топо-графическая ситуация участков локализации объектов археологического наследия и ритуальных культовых площадок, а также наличие визуально читаемых на местности рубежей.

Границы достопримечательного места и временной зоны ее охраны, предложенные в проекте (ил. 5), приурочены к естественными рубежами в виде водных преград, ландшафтных урочищ, а также обусловлены характером территориального распределения объектов культурного наследия. С востока участок местности ограничен Тромъеганом, с севера-северо-запада - р. Эгутъягун, а с юга территория имеет естественный рубеж в виде обширного болотного массива. Локализация объектов культурного наследия связана с двумя урочищами - Шаман Гора и Ермаковский Холм. Этнографические объекты сконцентрированы преимущественно на Шаман Горе (исключение составляет ритуальная площадка Пыхты Ики лов на противоположном левом берегу Тромъегана), а объекты археологии в большинстве своем распределены по Ермаковскому Холму. Совокупность культурного наследия вкупе с единицами природного ландшафта формируют целостное пространство, позволившие установить и описать границы достопримечательного места, которые мак-

симально приурочены к визуально обозначенным рубежам.

На основании полученных данных, граница территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Эвыт Ики (Шаман Гора)», утвержденная в июле 2016 г. [Приказ Службы., 2016], проведена:

- с северо-восточной стороны: между характерными точками № 1 и 2 граница протяженностью 61,5 м проложена от устья р. Эгутъягун по правому берегу Тромъегана;

- с северной-северо-западной стороны: между характерными точками № 2 и 3 граница длиной 295,6 м проложена по краю правого берега Тромъ-егана;

- с северо-западной стороны: между характерными точками № 3 и 4 граница протяженностью 274,2 м проложена по краю правого берега Тромъегана;

- с северо-западной стороны: между характерными точками № 4 и 5 граница протяженностью 475,8 м проложена по условному рубежу от правого берега Тромъегана, ориентируясь на ритуальную площадку Пыхты Ики лов левобережья Тромъегана;

- с восточной стороны: между характерными точками № 5 и 6 граница протяженностью 481,3 м проложена на удалении около 100 м от берега Тромъе-гана и следует вдоль ритуальной площадки Пыхты Ики лов;

- с юго-восточной стороны: между характерными точками № 6 и 7 граница длиной 440 м проложена по условному рубежу, ориентируясь с левого берега Тромъегана на правый;

- с южной стороны: между характерными точками № 7-13 граница протяженностью 2060 м проложена по южной оконечности Ермаковского Холма и на местности обозначена болотным массивом;

- с западной стороны: между характерными точками № 13 и 14 граница протяженностью 270,7 м проложена по условному рубежу, начиная у края болота и замыкая на правом берегу р. Эгутъягун;

- с северной и северо-западной стороны: между характерными точками № 14 и 1 граница протяженностью 1910,4 м следует по правому берегу р. Эгу-тьягун и на севере замыкается в точке № 1 - устье р. Эгутьягун.

Граница временной зоны охраны установлена вокруг планируемой территории на удалении 90-115 м от границы достопримечательного места:

- с северо-восточной стороны: между характерными точками № 31 и 32 граница длиной 1157 м проложена по условным рубежам. Начинаясь в точке № 31 правого берега Тромъегана, она ориентирована на участок расположения ритуальной площадки Пыхты Ики лов на левом берегу Тромъеган;

- с восточной стороны: между характерными точками № 32 и 33 протяженностью 575,7 м проложена по условному рубежу, ориентируясь с севера на юг;

- с юго-восточной стороны: между характерными точками № 33 и 34 протяженностью 494,7 м проложена по условному рубежу. Начинаясь на удалении 289 м от левого берега Тромъегана в точке № 33, она ориентирована в юго-западном направлении к точке № 34 у безымянной протоки правобережья-Тромъегана;

- с южной стороны: между характерными точка-

ми № 34-39 протяженностью 1750,5 проложена по условному рубежу и проходит по болоту, следуя с востока на запад на удалении 90 м от южной оконечности Ермаковского Холма;

- с западной стороны: между характерными точками № 39 и 40 длиной 449,4 м проложена с юга на север по условному рубежу и следует от болота к пойме р. Эгутъягун;

- с северо-западной стороны: между характерными точками № 40 и 31 протяженностью 10910,6 м проложена вдоль поймы р. Эгутъягун и замыкается в точке № 31 правого берега Тромъегана.

Таким образом, общая площадь достопримечательного места составляет 209,8 га, периметр его границы имеет протяженность 5 727 м, а площадь занимаемой территории - 152,7 га. Периметр границы временной зоны охраны - 6 253,64 м, зона охватывает территорию площадью 57,1 га.

В соответствии с требованиями статей 5.1 и 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению природной среды объекта культурного наследия.

На территории достопримечательного места разрешаются работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

На территории достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Предметом охраны достопримечательного места являются его ландшафтные, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение достопримечательного места.

В пределах обозначенной территории достопримечательного «Эвыт Ики (Шаман Гора)» выделены следующие функциональные зоны: А1 и А2 - зоны

культурного ландшафта; Б - зона природного ландшафта; В - временная зона охраны.

На основании комплексной оценки территории, проведенной в ходе полевых и камеральных исследований, рекомендуется функциональная деятельность, осуществление которой должно обеспечить оптимальный режим содержания планируемого достопримечательного места.

На территории зон культурного ландшафта запрещается:

- разрушение археологических объектов и культурного слоя;

- сбор атрибутов культа на ритуальных площадках, археологических артефактов с поверхности и проведение несанкционированных раскопок;

- предоставление в собственность (пользование) земельных участков, не связанных с целевым назначением территории;

- ведение геологоразведочных и поисковых работ;

- обустройство трассы перетаскивания промыслового оборудования как в летний, так и в зимний периоды времени;

- лесовырубки, нарушение, изменение ландшафта и почвенного покрова;

- засорение, захламление, загрязнение территории отходами и продуктами хозяйственной деятельности;

- деятельность, угрожающая уничтожением экологических и снижением эстетических качеств природных комплексов;

- движение транспортных средств вне существующих грунтовых дорог;

- проведение развлекательных массовых мероприятий, установка палаток в пределах территории объектов культурного наследия, обустройство биваков;

разрешается:

- проведение научно-исследовательских, изыскательских работ по письменному согласованию с органом исполнительной власти ХМАО - Югры, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия;

- совершение религиозных обрядов, связанных с сакральным статусом территории;

- установка информационных знаков, относящихся к достопримечательному месту.

В границах ландшафтной зоны и временной зоны охраны (Б и В) запрещается:

- предоставление в собственность (пользование) земельных участков, не связанных с целевым назначением территории;

- лесовырубка, кроме санитарной;

- движение транспортных средств вне существующих грунтовых дорог;

- ведение геологоразведочных и поисковых работ;

- обустройство трассы перетаскивания промыслового оборудования как в летний, так и в зимний периоды времени;

- в акватории ритуальных площадок устройство причалов в капитальном исполнении;

разрешается:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение научно-исследовательских, изыскательских работ по письменному согласованию

с органом исполнительной власти ХМАО - Югры, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия;

- сбор ягод и дикоросов туристами для личного потребления;

- установка информационных знаков, относящихся к достопримечательному месту.

Существенным дополнением к режиму содержания территории является то, что достопримечательное место, помимо археологического наследия, включает функционирующий культовый комплекс коренных малочисленных народов Севера. Обрядовые действия, проводимые здесь, имеют закрытый сакральный характер. Народная традиция, как правило, исключает нахождение наблюдателей не только во время ритуалов, но также и посещение посторонними лицами пределов святилища в любой период времени. Ввиду обозначенной специфики, данная территория не может рассматриваться в качестве туристического ресурса.

Достопримечательное место, располагаясь в пределах Федоровского лицензионного участка, в настоящий момент все же не подвержено интенсивному промышленному освоению. На планируемой территории, благодаря отсутствию объектов нефтепромысла, природный ландшафт в целом находится в исходном состоянии, что, собственно, и вселяет надежду на его сохранность в дальнейшей перспективе.

Список литературы

1. Атлас Тюменской области. Вып. 1. - М.-Тюмень: ГУГК, 1971. - 172 с.

2. Ведмидь Г.П., Морозов В.М. Историко-культурный комплекс Ермаково (к вопросу об инвентаризации объектов культурного наследия) // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. -Томск; Ханты-Мансийск: Изд-во ТГУ, 2004. - Вып. 2. - С. 449-463.

3. Морозов В.М. О соотношении археологического и этнографического комплексов городища Ермаково I // Модель в культурологии Сибири и Севера: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во Уро РАН, 1992. - С. 37-50.

4. Рудь А.А. Материалы по фольклору тромъеганских хантов: связь мифологии с сакральными ландшафтами // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. - Томск; Ханты-Мансийск: Изд-во ТГУ, 2014. - Вып. 12. - С. 111-123.

Список источников

1. Ведмидь Г.П. Отчет об исследовании объектов культурного наследия на р. Тромъеган у бывшей д. Ермаково Сургутского района ХМАО в 2003 г. - Сургут, 2006. - БИИК (г. Сургут). Ф. Р-4. Д. 331.

2. Ведмидь Г.П., Рудь А.А., Тюрин В.Н. Отчет о научно-исследовательской работе. Разработка научно-проектной документации по обоснованию достопримечательного места «Эвыт Ики (Шаман Гора)» в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - Сургут, 2015. - БИИК (г. Сургут). Ф. Р-4. Д. 641.

Список нормативных правовых актов

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 8 ноября 2005 г. № 92-оз «О святилищах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (с изменениями от 12 октября 2009 г.). - URL:

http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts04/txt04142. htm (дата обращения: 27.04.2017).

2. Приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО - Югры от 29 июля 2016 г. № 19-нп. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/429063640 (дата обращения: 27.04.2017).

3. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 07 марта 2017 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc&base=LAW&n=213769&fld=134&dst=100000000 1,0&rnd=0.7170469798986916#0 (дата обращения 27.04.2017 г.).

Список сокращений

БИИК - Библиотечно-информационный историко-культурный фонд.

ГУГК - Государственное управление геодезии и картографии.

НГДУ - нефтегазодобывающее управление. НПЦ - научно-производственный центр. ОАО - открытое акционерное общество. ТГУ - Томский государственный университет. УрО РАН - Уральское отделение Российской академии наук.

ХМАО - Югра - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

G.P. Vedmid

Historical and Cultural Research and Production Center Barsova Gora (Surgut)

v-g-p-56@yandex.ru

Evyt Iki Site (Shaman Gora) as a Monument of Spiritual Culture of Ob Ugrians

Abstract. Evyt Iki Site (Shaman Gora- rus. Shaman Hill) is not only a natural, but a traditional ethno-cultural object - a notably revered sacred place among the Surgut Khanty. The article deals with main concepts of planning project of the protection area of the unique monument: ethnographic and landscape characteristics are presented; the protection borders, the arrangements for using and keeping the land plot are substantiated; functional zones are identified.

Key words: Evyt Iki, Shaman Gora, Surgut Ob area, Tromegan, Surgut Khanty, cultural heritage objects, sacred place, site, arrangements for keeping, protection area

Ритуальная площадка Эвэт («Священная гора»)

Ил. 2. Достопримечательное место «Эвыт Ики (Шаман Гора)». Объемно-графическая модель урочища

Шаман Гора с указанием ритуальной площадки

Ил. 3. Достопримечательное место «Эвыт Ики (Шаман Гора)». Ритуальная площадка Эвэт («Священная Гора»). Священное дерево Торумюх («Дерево Торума») с прикладами-подношениями в виде тканей. Вид с северо-запада. Снимок автора

Ил. 4. Достопримечательное место «Эвыт Ики (Шаман Гора)». На переднем плане р. Тромъеган («Священная Река»), справа р. Эгутъягун («Священной Горы река»). Общий вид с севера-северо-востока. Снимок автора

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ

ОБОЗНАЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЕ

граница планируемой территории достопримечательного места

--- граница временной зоны охраны

2 —•- характерные точки границы планируемой территории достопримечательного места

31 —ф— характерные точки границы временной зоны охраны

Ил. 5. Проектное решение границ территории достопримечательного места «Эвыт Ики (Шаман Гора)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.