Научная статья на тему 'Достоинства и недостатки Административного регламента ГИБДД'

Достоинства и недостатки Административного регламента ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TRAFFIC POLICE / TRAFFIC POLICE INSPECTOR RIGHTS / CITIZENS'' DUTIES / TRAFFIC RULES / TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назинцева Юлия Сергеевна

Служба ГИБДД претерпела за последние годы множество изменений, в том числе и в, части осуществления работы инспекторами ГИБДД непосредственно на дороге. В статье рассмотрены права инспектора ГИБДД, а также обязанности граждан, плюсы и минусы нового административного регламента спустя год с момента его принятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назинцева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достоинства и недостатки Административного регламента ГИБДД»

УДК 342.92

Юридические науки

Назинцева Юлия Сергеевна, преподаватель кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (ВФ ДВЮИ МВД России), г. Уссурийск, Россия E-mail: NazincevaS6@gmail.com

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ГИБДД

Аннотация: Служба ГИБДД претерпела за последние годы множество изменений, в том числе и в, части осуществления работы инспекторами ГИБДД непосредственно на дороге. В статье рассмотрены права инспектора ГИБДД, а также обязанности граждан, плюсы и минусы нового административного регламента спустя год с момента его принятия.

Ключевые слова: ГИБДД, права инспектора ГИБДД, обязанности граждан, правила дорожного движения, ДТП.

Abstract: The traffic police service has undergone many changes in recent years, including the implementation of traffic police inspectors directly on the road. The article discusses the rights of the traffic police inspector, as well as the duties of citizens, the pros and cons of the new administrative regulations a year after its adoption.

Keywords: traffic police, traffic police inspector rights, citizens' duties, traffic rules, traffic accidents.

Новый административный регламент исполнения министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской

Федерации в области безопасности дорожного движения (Далее -Административный регламент ГИБДД), утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 года № 664, вступил в силу 20 октября 2017 года, при этом он отменил действие прежнего документа, предусмотренного Приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185 [1].

Действующий до указанной даты Административный регламент ГИБДД был утвержден за три года до реформы МВД и писался под старые законы, приказы и инструкции.

Безусловно, в него вносились поправки и изменения, но настал момент, когда без фундаментального пересмотра взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения уже было не обойтись. Несоответствия старого документа с современными реалиями стали все больше вызывать недовольство обеих сторон.

Нет смысла много говорить об устаревшем и утратившем силу документе, давайте рассмотрим, с чем нам предстоит сейчас работать.

И первый назревший вопрос, кто же имеет право осуществлять надзор на дорогах?

Согласно нового Административного регламента, следить за порядком на дорогах обязаны сотрудники Госавтоинспекции, участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции, в рамках предоставленных им полномочий. Данная норма давно прописана в ряде законодательных актов, например, в законе «О полиции», что вступало в противоречие с прежней редакцией регламента.

Важно отметить, что, при исполнении своих обязанностей сотрудник ДПС ГИБДД, согласно п. 34 Административного регламента должен находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак.

При этом, не совсем верно, что, когда тот же участковый уполномоченный, при исполнении служебных обязанностей, видя гражданина находящегося в алкогольном опьянении садящегося за руль, не имеет

возможности пресечь его противоправные действия. Вынужден вызывать наряд ДПС, а что успеет натворить указанный гражданин до приезда госавтоинспекторов?

То есть, не смотря на существенное расширение списка лиц, потенциально способных следить за порядком на дорогах, введено жесткое требование о форменной одежде.

Говорить, что сотрудник полиции имеет право останавливать, проверять документы и тому подобное нет смысла, стоит отметить ряд прав, которые могут вызвать по незнанию, вопросы участников дорожного движения.

Таких как, беспрепятственно пользоваться в служебных целях, в случаях, не терпящих отлагательства средствами связи негосударственных предприятий, учреждений, организаций и граждан. Вопрос о возмещении затрат в регламенте не указан.

Так же, вы как сотрудник полиции имеете право, при тех же обстоятельствах, воспользоваться транспортным средством граждан. А вот тут, прямо предусмотрено материальное возмещение расходов и возможного ущерба, понесенного владельцем автомобиля.

Необходимо отметить, что в данном случае простого требования недостаточно, сотрудник обязан разъяснить цель использования, указать маршрут движения (за исключением преследования правонарушителя), предупредить об ответственности владельца автомобиля в случае отказа выполнить указанное требование.

При этом сотрудник выдает справку или делает отметку в путевом листе, указывая продолжительность поездки, пройденного расстояния, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование строевого подразделения Госавтоинспекции.

Особую заботу об участниках дорожного движения видно в обязанности сотрудника полиции «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения и место ДТП».

С правами и обязанностями сотрудников разобрались, а на что же может рассчитывать водитель и другой участник дорожного движения?

Новый Административный регламент не предлагает ничего нового, все права прописаны в целом ряде Законов, начиная с Конституции РФ и заканчивая Уголовным и Административным кодексами. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Наиболее часто используемое гражданами право, это право обжаловать, как действия, так и бездействия сотрудника полиции - вышестоящему руководству, прокурору и суд.

Также часто используется гражданами, право данное им ст. 51 Конституции РФ не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников [2].

Необходимо отметить, что отказ от дачи показаний не является доказательством вины и никак не влияет на результат рассмотрения дела по существу.

Гражданин имеет право давать показания на родном языке или языке, которым владеет и пользоваться бесплатной помощью переводчика.

И наконец, самое главное, лицо в отношении которого ведется административное производство, имеет право использовать фото-, видео и аудиозаписывающую аппаратуру.

Законодатели при подготовке Административного регламента, жестко вменили в обязанность участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, подчиняться распоряжениям разметки, знаков, светофоров и регулировщиков. Но при этом, все таки добавили: действовать необходимо таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Новый Административный регламент содержит исчерпывающий перечень административных процедур, проще говоря, чем должны заниматься сотрудники ДПС ГИБДД. Ничего необычного, тут и надзор за дорожным

движением, остановка транспортного средства и пешехода, проверка документов и сверка номеров.

Необходимо проанализировать абзац 4 п. 31 Административного регламента «проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства»

Передав функцию техосмотра частным автосервисам, Законодатели решили вернуть указанное право инспекторам на дороге. Данное решение многим покажется двусмысленным, однако это устраняет ряд спорных моментов.

Права и обязанности обеих сторон — это хорошо, но как это должно выглядеть на дороге?

Из общих требований следует отметить, тот факт, что новый Административный регламент приведен к действующим нормам Закона «О полиции», в котором сказано, что оформление административного правонарушения осуществляется на месте, если позволяют погодные условия или нет иных оснований для задержания и доставления.

Но тут возникает проблема с интерпретацией этого самого «на месте». Как правило, инспектор просит выйти из автомобиля и проследовать с ним в служебный транспорт или в помещение стационарного поста. Водитель же требовал составить протокол около своего автомобиля, не желая его покидать.

Тут необходимо отметить, что оба участника диалога по своему правы. Первый в силу того, что действующий регламент, а равно инструкции и постановления требуют зачастую составление не одного документа, а нескольких, так еще и погодные условия не всегда позволяют этого сделать чисто физически. А второй просто пользуется правами, предоставленными ему пробелами в ведомственном законодательстве.

В рассматриваемом Административном регламенте законодатель в п. 37 четко прописал возможность составления протокола в служебном автомобиле или в помещении стационарного поста ДПС.

Следовательно, нежелание проследовать с инспектором ГИБДД в служебный автомобиль, может быть расценено как невыполнение законных требований должностного лица, а это уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ, штраф до одной тысячи рублей, а возможно и административный арест до 15 суток [3].

По сути требования к сотруднику, остановившему участника дорожного движения статичны, и не меняются от регламента к регламенту. Сотрудник представляется, разъясняет причину и цель обращения, предъявляет по требованию служебное удостоверение, не выпуская его из рук, разъясняет порядок обжалования своих действий.

Пункт 46 нового Административного регламента, сводит общение инспектора ГИБДД с обратившемся к нему гражданам (если речь не идет о сообщении о преступлении или правонарушении) к разъяснению специфики проезда или уточнению маршрута следования, в том числе к больницам, подразделениям ГИБДД и отделам полиции. По всем остальным вопросам, сотрудник может лишь предоставить телефон дежурной части или адрес строевого подразделения.

Так же п. 53 Административного регламента предписывает сотруднику, при проверке документов граждан относиться к ним аккуратно, не делая каких-либо пометок в неположенных местах.

Необходимо также помнить, что п. 53 предписывает сотруднику Госавтоинспекции принимать документы без обложек и удерживающих устройств.

Хочется остановиться на таком моменте как - расположение служебного автомобиля.

Законодатели смогли в одном пункте п.63 Административного регламента одновременно запретить скрывать служебный автомобиль, четко указав, что он должен быть виден участникам дорожного движения для своевременного пресечения (отказа) правонарушения, и тут же дали право прятать указанное транспортное средство за рельефом местности, поворотами дороги и элементами обустройства улично-дорожной сети, в случае надзора на

аварийно-опасных участках и при осуществлении надзора с помощью технических средств.

Выше мы уже упоминали, что сотрудник ГИБДД обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, однако, новый Административный регламент четко прописывает действия инспектора в данной ситуации. А именно приступить к разбирательству он может только по указанию дежурного, п.266 Административного регламента.

Поэтому, если вы стали свидетелем ДТП, немедленно начинать его оформление не нужно. Прежде всего, вы в соответствии с п. 267 обязаны сообщить о произошедшем в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел и в дальнейшем действовать согласно полученных указаний, а они не всегда соответствуют желаниям участников происшествия.

Кроме того, текст п. 284 Административного регламента дает право сотрудникам ДПС вообще не выезжать на место, в том случае если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали только транспортные средства, застрахованные в установленном порядке, и участники происшествия не имеют разногласий в произошедшем. В подобной ситуации сотрудник разъясняет порядок оформления соответствующих документов и действия участников ДТП.

Следует обратить внимание, что новый административный регламент не несет в себе ссылки на сумму ущерба при подобном оформлении.

В целом новый Административный регламент дает ответы на многие наболевшие и спорные вопросы. Но для полного понимания необходимо все же более детально изучить все пункты данного Административного регламента.

Библиографический список:

1. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N З-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс].- Справочно-правовая система "Консультант Плюс" (дата обращения: 11.10.2018).

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2018) [Электронный ресурс].- Справочно-правовая система "Консультант Плюс"(дата обращения: 11.10.2018).

3. Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" [Электронный ресурс].- Справочно-правовая система "Консультант Плюс"(дата обращения: 11.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.