Научная статья на тему 'Достижение целей правосудия путем оказания квалифицированной юридической помощи Уполномоченным по правам человека в РФ'

Достижение целей правосудия путем оказания квалифицированной юридической помощи Уполномоченным по правам человека в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижение целей правосудия путем оказания квалифицированной юридической помощи Уполномоченным по правам человека в РФ»

В настоящее время Телередакция ежегодно производит 8—10 учебных и документальных фильмов по различным направлениям деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Фильмы Телередакции широко используются в качестве учебных пособий в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах и в различных подразделениях на занятиях по служебной подготовке сотрудников органов внутренних дел.

На сегодня вся информация о деятельности МВД РФ представлена на большинстве федеральных каналов в виде авторских передач, расследований преступлений, сериалов о деятельности сотрудников органов внутренних дел и т.д.

Весь спектр представленных средств массовой информации актуален и востребован аудиторией.

Вместе с тем представляется актуальным предложение по созданию федерального телевизионного канала Министерства внутренних дел РФ, объединяющего достаточно большой спектр информации, направленной на информирование граждан о розыске, доведение информации об изменениях законодательства, обеспечение безопасности дорожного движения, о деятельности вузов, обеспечении общественного порядка, о борьбе с преступностью, повышение престижа профессии и т.д.

Новый канал заполнит «белые пятна», существующие в современном российском телевидении, будет сориентирован на три основные целевые аудитории —

дети и подростки, социально активные люди, старшее поколение.

При этом тематика охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью привлечет внимание не только сотрудников органов внутренних дел, представителей всех силовых ведомств, но и всех россиян, которым не безразличен правопорядок в государстве.

В сетку вещания целесообразно включить:

Ф информационно-аналитические программы (новости, ток-шоу, реалити-шоу);

Ф патриотические программы (о службе в органах внутренних дел);

Ф кинофильмы (сериалы о деятельности милиции);

Ф документальные фильмы;

Ф познавательные программы;

Ф программы для детей;

Ф спортивные программы (спортивные клубы МВД РФ, соревнования, проводимые в структурных подразделениях МВД РФ);

Ф музыкально-развлекательные программы;

Ф программы, содержащие актуальную, оперативную информацию;

Ф выпуски новостей в прямом эфире.

Создание данного телеканала логически дополнит существующие милицейские средства массовой информации, позволит значительно улучшить информирование населения, повысить уровень информационно-пропагандистской работы.

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПРАВОСУДИЯ ПУТЕМ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ

А.Л. МИРОНОВ

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор В.О. ЛУЧИН

Уполномоченный по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи. Осуществляя свою деятельность, он взаимодействует с другими государственными органами.

По нашему мнению, взаимодействие государственных органов, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, следует подразделять на внутреннее и внешнее. Внутреннее взаимодействие - это процесс воздействия органов друг на друга, при котором их взаимное влияние как элементов единого механизма влечет развитие и совершенствование каждого. Внешнее взаимодействие - это их совместные действия по обеспечению прав и свобод человека и гражданина

в Российской Федерации, основанные на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Институт Уполномоченного по правам человека в РФ не стремится заменить, вытеснить уже существующие средства защиты прав и свобод граждан, но является важным дополнением к тем способом защиты прав и свобод граждан, которые сложились и функционируют в рамках национальной правовой системы. Вот почему для конкретизации деятельности Уполномоченных по правам человека любого уровня, а также в целях ограждения от потока не относящихся к их ведению обращений, в Федеральном конституционном законе и практически во всех региональных законах закреплено, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан только в том случае, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном или административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

Так, в 2007 году к Уполномоченному поступило всего 48235 обращений, в том числе 28617 жалоб. В приемной заявлений граждан аппарата Уполномоченного принято более 4,5 тыс. посетителей, оформлено 1826 жалоб граждан. К сотрудникам аппарата по телефону поступило более 26 тыс. вопросов и обращений, на которые даны консультации и разъяснения. Во время поездок Уполномоченного и работников аппарата в субъекты Российской Федерации принято на личном приеме более 750 граждан. Многие вопросы оперативно решались на месте. В иных случаях принимались жалобы для их дальнейшего рассмотрения.

Подавляющее большинство жалоб (98,2 %) поступило от заявителей с территории Российской Федерации. Остальные — из стран СНГ и Балтии, а также из «дальнего зарубежья».

В 2007 году по сравнению с предыдущими годами практически не изменился круг проблем, с которыми граждане обращаются к Уполномоченному.

Больше всего к Уполномоченному поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права граждан - 14224. Их доля в общем количестве поступивших жалоб возросла на 3,1% по сравнению с предыдущим годом и составила 50,1%. Возросла доля жалоб, связанных с проблемами нарушения конституционных прав человека в области судопроизводства, - до 24,9 %.

В группе жалоб, посвященных соблюдению гражданских прав, преобладающими являются жалобы с просьбами оказать содействие в пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Их доля в этой группе составила -35,1%, что на 0,7% больше, чем в прошлом году.

Следующими по численности стали жалобы по вопросам судопроизводства, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, отказа в возбуждении уголовного дела, нарушений исполнительного производства, сроков содержания под стражей. Их доля составила 27,5 % в объеме данной группы прав1.

Обязательность предварительного использования заявителями первоначальных средств правовой защиты обуславливается тем, что государственным органам, органам местного самоуправления и иным возможным нарушителям прав человека до того, как они будут подвергнуты контролю со стороны Уполномоченного, должна быть предоставлена возможность для самостоятельного устранения допущенных ими нарушений. Поэтому в случае несоблюдения заявителем указанного предварительного порядка судебного или административного обжалования, Уполномоченный по правам человека вправе разъяснить заявителю те средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод. При этом Уполномоченный, рассматривая жалобы на действия, предварительно обжалованные заявителем в судебном порядке, должен проверить не законность и обоснованность решения суда, вступившего в законную силу, что выходит за рамки его законодательного мандата, а сопоставить использованную судом

практику толкования основных конституционных прав и свобод человека с нормами международного права, прецедентным правом Европейского Суда по правам человека, а также документами контрольных органов, учрежденных международными договорами, участником которых является Россия2. Фактически можно говорить о том, что Уполномоченный по правам человека используя такие механизмы воздействия оказывает заявителю квалифицированную юридическую помощь, указывает возможные механизмы восстановления нарушенного права и направляет заявителя в те органы, в компетенцию которых входит решение такого рода вопросов. Данная деятельность, несомненно, способствует достижению правосудия.

Это находит подтверждение при анализе законодательства. Так уполномоченный по правам человека, получив жалобу, не относящуюся к сфере правового регулирования прав человека, вправе передать ее государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Положительным моментом является закрепление в Законе Удмуртской Республике положение о том, что жалобы, направленные для рассмотрения по подведомственности, берутся Уполномоченным на контроль до их разрешения по существу. В случае несогласия с принятым решением Уполномоченный обращается от своего имени в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

В случае отказа в принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченные указывают на мотивы, тем самым обеспечивая заявителя в необходимых случаях возможностью для устранения существующих препятствий.

В соответствии с Федеральным конституционным законом Уполномоченный по правам человека (ст.29) по результатам рассмотрения жалобы с учетом характера выявленных нарушений вправе обратиться в суд с заявлением в защиту лица, права и свободы которого нарушены решениями или действиями (бездействием) органов или должностных лиц, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах. В настоящий момент Уполномоченный по правам человека либо его представитель участвуют в гражданском процессе в порядке статьи 46 ГПК РФ, регулирующей обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, по делам, вытекающим из публичных правоотношений, хотя в Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации подобная процедура четко не прописана, что указывает на его (ГПК РФ) несоответствие Федеральному конституционному закону. В этой связи необходимо внести в ГПК РФ, в частности в статьи 46, 245 и 251, уточнения, закрепляющие право Уполномоченного на вступление в гражданский процесс в качестве заявителя по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Федеральный конституционный закон и большинство региональных законов (например, Республика

Саха (Якутия), Карачаева-Черкесская Республика) предоставляют Уполномоченному по правам человека и соответственно Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ по результатам рассмотрения жалобы право обратиться в суд или в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, в случае выявления нарушений прав человека, способных повлиять на законность и обоснованность судебного акта. Способ обращения Уполномоченного по правам человека с упомянутым ходатайством не урегулирован Законами Республики Коми, Калининградской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Смоленской областей, г. Санкт-Петербурга. В соответствии с Законом Нижегородской области Уполномоченный по правам человека обладает правом обратиться с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда к компетентному лицу, а согласно Законов Алтайского края, Брянской области - непосредственно к прокурору. Такая ситуация вполне объяснима. Если реализация права обращения Федерального Уполномоченного по правам человека с ходатайством о проверке вступивших в законную силу судебных решений, определений, постановлений в суд в настоящее время и вызывает сомнения, то реализация такого права для Регионального Уполномоченного невозможна, поскольку действующее уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и административное законодательство3 не допускает возможности непосредственного рассмотрения в суде ходатайств данных должностных лиц о проверке в порядке надзора актов правосудия, наделяя правом опротестования (внесения надзорного представления) только прокуроров (и, разумеется, стороны по делу), в связи с чем Региональный Уполномоченный с указанным ходатайством фактически может обратиться только в прокуратуру. Кроме того, налицо еще одно противоречие федеральных законов (в данном случае УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ) федеральному конституционному закону.

Федеральный Уполномоченный по правам человека вправе изложить свою позицию по вопросу нарушения прав человека должностному лицу, правомочному вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора. При этом, присутствуя на заседаниях надзорной инстанции, Уполномоченный по правам человека не может поддерживать доводы протеста. Подобным правом

наделены Уполномоченные по правам человека в Республике Саха (Якутия), в Республике Ингушетия, в Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Татарстан, в Республике Марий Эл, в Красноярском крае, в Ставропольском крае, в Приморском крае, в Амурской, Самарской, Липецкой, Калужской, Астраханской, Тюменской, Архангельской, Саратовской областях. Остальные региональные законы не предоставляют Уполномоченным право на изложение своих доводов указанным лицам.

Важнейшим правом, предоставленным Федеральному Уполномоченному по правам человека, является право обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушения конституционных прав свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, в случае признания им действий органов и должностных лиц, хотя и соответствующими требованиям федерального законодательства, но в то же время противоречащими общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. При этом практика показывает, что Федеральный Уполномоченный по правам человека достаточно активно использует данное ему право обращения в Конституционный Суд.4.

1 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 года // Российская газета. 14 марта 2008 г.

2 Майоров А.Г. Формирование правового института ом-будсмана (Уполномоченного по правам человека) в России и за рубежом. Дисс... канд. юрид. наук. М. —2002. — С.100.

3 См. часть 1 статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статью 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 1, 2 статьи 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4 См. Определение КС РФ от 30 сентября 2004 г. N 252-0 «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Е.Я. Янковского частью седьмой статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. //Правовая система «Консультант- Плюс».2005. Февраль; Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2008 г. №733-О-П «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Торкова Андрея Авенировича частью второй статьи 63 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Правовая система «Гарант». 2009. март.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.