ДОСТИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РОССИЙСКИМ
ОБРАЗОВАНИЕМ
Г.В. Хамер, канд. пед. наук, доцент Д.А. Плешков, студент Калужский филиал РАНХиГС (Россия, г. Калуга)
Б01:10.24411/2500-1000-2019-11611
Аннотация. Для развития российской экономики и бизнеса необходимо повышение качества образования. Каждый уровень образования отличает своя специфика: те или иные содержательные характеристики человеческого капитала, те или иные авторитетные инструменты их измерения; наконец, те или иные позиции России в соответствующих рейтингах. В статье представлен обзор каждого уровня образования, выявлены «слабые места», а также сформулированы предложения по решению наиболее острых проблем образования.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, российское образование, дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование.
В условиях, когда основным фактором социально-экономического развития и инструментом привлечения инвестиций является человеческий капитал, вопрос о глобальной конкурентоспособности образования выходит на первый план. Каждый уровень образования отличает своя специфика: те или иные содержательные характеристики человеческого капитала, те или иные авторитетные инструменты их измерения; наконец, те или иные позиции России в соответствующих рейтингах.
Под конкурентоспособностью российского образования подразумевается конкурентное преимущество каждого уровня образования страны, начиная с самого низшего и заканчивая высшим уровнем.
Следует правильно понимать значение словосочетания «конкурентные преимущества российского образования». В него включены и отток квалифицированных кадров из России, и позиция вузов в международном рейтинге, и особенности учебного процесса в нашей стране на каждом уровне образования.
Дошкольное образование. Дошкольное образование в России считается одним из начальных уровней получения знаний детьми, является основой функционирования ребенка на данной стадии с прицелом на дальнейшие уровни его образования.
Качество дошкольного образования - важный критерий развития образовательной системы Российской Федерации. Согласно исследованию качества образования в дошкольных учреждениях Рособрнадзора выявился застой в развитии образовательной среды, также выявлены ряд проблем. Средняя оценка уровня образования находится на уровне «удовлетворительно» [1]. За последние 3 года (с 2016 по 2018 годы) число дошкольных учреждений сократилось на 1,6 тысяч. В значительной степени сокращение затронуло сельскую местность: если в городах и поселках городского типа число дошкольных учреждений уменьшилось на 300 заведений, то в сельской местности - почти на 1,2 тысяч (рис. 1) [2].
Анализ сложившейся ситуации в дошкольном образовании России показывает ухудшение ее материально-технической базы: по данным Росстата с 2016 по 2018 годы уменьшилось количество организаций со всеми видами благоустройства на 3618 заведений, причем также уменьшалось количество дошкольных учреждений с музыкальными и физкультурными залами, но увеличилось количество учреждений дошкольного типа с закрытыми плавательными бассейнами и зимними садами (рис. 2) [3].
Рис. 1. Число дошкольных организаций за период с 2016 по 2018 гг.
Зимний сад Закрытый плавательный бессейн Физкультурный зал Музыкальный зал Все виды благоустройства
2008 2017 2016
30000
35000
Количество учреждений, шт. 40000
Рис. 2. Материально-техническая база образовательных дошкольных организаций за
период с 2016 по 2018 гг.
С развитием цифровизации страны электронные средства, помогающие в предоставлении услуг образования, осваивают дошкольные образовательные организации. По данным Росстата, число компьютеров в 2018 году повысилось до значения 255791 единицы, что на 16532 больше, чем в 2017 году. Использование детьми компьютеров помогает развивать память, внимание и логику ребенка. Число компьютеров, доступных для использования детьми, достигло 7 единиц в расчете на 1000 воспитанников. Происходит освоение Интернета дошкольными учреждениями: если в 2017 году использовалось 144244 компьютера, то в 2018 году уже 158046 единиц, т.е. наблюдается увеличение за год на 13802 компьютера [4].
С 2016 по 2018 годы увеличилась численность воспитанников дошкольных уч-
реждений на 239,5 тыс. чел., численность педагогических работников - на 13,6 тыс. чел., что позволило показателям численности воспитанников учреждений дошкольного типа на одного педагогического работника и охвата детей дошкольным образованием - остаться неизменными (табл. 1) [5].
Цитируя директора ФГНУ «Института психолого-педагогических проблем детства» РАО Татьяну Волосовец: «Мы говорим о создании наиболее комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Прежде всего, речь идет о повышении профессиональной подготовки воспитателей, их не только профессиональном, но и личностном росте. И здесь ситуация за последние три года начала постепенно меняться в верном направлении» [6].
Таблица 1. Информация по организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
Показатели дошкольных образовательных учреждений 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Численность воспитанников в организациях - всего, тыс. человек 7342,9 7477,9 7582,4
Численность педагогических работников - всего, тыс. человек 656,2 662,7 669,8
Охват детей дошкольным образованием, % 66,5 66,5
Подтверждением мнения специалиста является процентный рост численности педагогических работников с высшим образованием с 52,6% в 2016 году до 55,3% в 2018 году.
Общее образование. Школа является следующим шагом в становлении личности ребенка. Общее образование направлено на развитие личностных качеств, а также на освоение знаний и умений, которые потребуются человеку в дальнейшей жизни.
Рассматривая конкурентоспособность образования, невозможно обойти стороной общее образование в России. Понятие «общее образование» включает в себя: начальное общее, основное общее и общее среднее образования. В значительной мере именно уровень школьного образования определяет уровень развития страны в целом и отдельных важнейших составляющих: степеней развития экономики, поли-
тики, культуры, а также социальных показателей.
На развитие общего образования в России влияют такие критерии, как охват населения, финансирование образования, образовательных учреждений и качество предоставляемых образовательных услуг.
Охват населения напрямую коррелирует с общедоступностью образования. Доступность образования - показатель развитой страны, способной конкурировать в развитии образования со странами мира. Согласно сборнику «Индикаторы образования: 2018», подготовленному Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на 1000 человек в возрасте 25-34 лет приходится 135 человек со средним общим и 48 человек с основным общим образованием, 3 человека не имеют начального общего образования (рис. 3) [7].
Рис. 3. Уровень образования населения страны в возрасте 25-34 года за 2016 г.
Финансирование образования играет важную роль в развитии образовательной системы. Вопрос финансирования образования является одним из самых актуальных в государстве. Бюджет должен быть распределен так, чтобы каждое учебное учреждение в стране могло выполнять свои обязательства и функции.
Согласно Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», расходы федераль-
ного бюджета на образование в 2019 году включают в себя дошкольное образования, общее образование, дополнительное образование, среднее профессиональное образование [8].
На рисунке 4 представлены планируемые расходы на образование с 2019 по 2021 годы. Эти средства будут направлены на осуществление различных программ, подпрограмм и мер по развитию системы образования и образовательной среды.
Рис. 4. Расходы федерального бюджета по статье «Общее образование» на 2019 и
плановый период 2020 и 2021 гг.
Общее образование занимает важное место в системе образования РФ. Развитие общего образования способствует повышению конкурентоспособности российского образования. Обретая знания и умения на начальных стадиях обучения, дети продолжают усвоение новых и развитие уже имеющихся знаний на более поздних этапах образования, что благополучно сказывается на конкурентоспособности образования.
Среднее профессиональное образование. Следующая ступень российского образования - это среднее профессиональное образование. Рассмотрение конкурентоспособности образования невозможно без анализа с указанных позиций одной из са-
Согласно статистическому сборнику Высшей школы экономики, на 1000 человек приходится 367 человека со средним профессиональным образованием (рис. 5) [7].
Данные об охвате населения позволяют сделать вывод о привлекательности российского среднего профессионального образования, профессиональных учебных программ.
Доступность образования напрямую связана с развитием образовательной среды, тем самым улучшая и репутацию российского образования, и конкурентоспособность в мире. Анализируя доступность образования, необходимо учитывать доступность самих зданий образовательных учреждений: зданий учебно-лабораторных
мых больших групп людей, получивших корпусов, зданий общежитий и так далее. среднее профессиональное образование.
Рис. 5. Уровень образования населения в возрасте 25-34 лет за 2016 г.
Финансирование среднего профессионального образования занимает важное место в общем развитии системы образования. Так в 2019 году планируется потратить свыше 6,2 млрд. руб. на образовательные программы и подпрограммы, финансовое обеспечение, федеральные проекты, выдачу стипендий и субсидий. Планируется увеличение финансирования по
статье «Среднее профессиональное образование» на 2020 и 2021 годы. Средства будут потрачены на повышение квалификации преподавателей, развитие учебно-материальной базы, совершенствование механизмов деятельности учреждений среднего профессионального образования [8].
7735665
8000000
6000000
4000000
2000000
0 2019 2020 2021
Рис. 6. Расходы федерального бюджета по статье «Среднее профессиональное образование» на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов
Рассматривая кадровую политику образовательных учреждений среднего профессионального образования, стоит отметить, что в рядах 194,5 тыс. преподавателей преобладает группа педагогов в возрасте от 35 до 55 лет - 44, 6%, а группа преподавателей от 55 лет и старше составляет - 32,9% [7]. Очевидна необходимость обновления кадрового состава педагогов.
Развитие сферы среднего профессионального образования влияет на развитие страны в целом, на стабильный рост экономических показателей. Подводя итог, можно сказать, что развитие среднего профессионального образования является одной из важнейших задач государства в настоящее время.
Высшее образование. В Российской Федерации выделяют три уровня высшего
образования: бакалавриат; специалитет, магистратура; а также подготовку кадров высшей квалификации.
Согласно рейтингу лучших в мире вузов QS World University Rankings 2019 в сто лучших по различным специализациям вошли 25 российских университетов. В общем рейтинге МГУ им. Ломоносова занял 90 место, Санкт-Петербургский государственный университет - 235, Новосибирский государственный университет -244 [9].
Профессорско-преподавательский состав насчитывает около 261 тыс. человек. Стоит отметить, что происходит старение преподавательского состава, по статистике всего 17,3% от общего числа преподавателей - это люди до 35 лет (рис. 7) [7].
Рис. 7. Возраст преподавательского состава в процентном соотношении
На каждого педагога вуза приходится 10 студентов. Согласно авторам статьи «Нормирование труда в вузах: анализ норм труда профессорско-
преподавательского состава», данный критерий соответствует нормативу 1:10 [10].
Высшее образование является самым популярным уровнем образования у нас в стране. На 1000 человек (в возрасте 25-34 лет) приходятся 405 людей с высшем об-
Высшее образование является важнейшим условием конкурентоспособности российского образования в мире. Экспорт образования, обеспечение профессиональными кадрами рынка труда - ведущие критерии конкурентоспособности.
Анализ конкурентоспособности российского образования в сравнении с мировыми показателями невозможен без анализа ситуации, сложившейся в системе образования самой России. Согласно опросу ВЦИОМ, 47% опрошенных молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не согласны с утверждением, что «образование равно успешной карьере». С каждым годом цифра сомневающихся в данном постулате все увеличивается [11].
разованием, что является достаточно высоким показателем в мире [11].
Российское образование в большой степени ценится в странах СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Студенты из Китая и стран Африки тоже охотно едут в Россию получать высшее образование. Так, 5,5% студентов - это иностранные студенты, получающие высшее образование в России [7].
В России сохраняется тенденция к миграции молодых людей, которые едут учиться в магистратуры вне пределов страны. У этой тенденции множество причин, среди которых как дороговизна платной магистратуры, так и неудовлетворенность качеством преподавания, а также отсутствие необходимого направления магистратуры в стране.
Увеличивается и отток квалифицированных кадров из России, почти половина из числа эмигрирующих граждан, представленных на рисунке 9, - квалифицированные специалисты, около трети из их числа - ученики магистратуры или аспирантуры [12].
12%
6% 4% 4%
77%
■ Граждане стран СНГ..
■ Китай Страны Африки Индия
■ Вьетнам
■ Монголия Страны Европы
Рис. 8. Студенты стран мира, получающие высшее образование в РФ (2016 г.)
Отток умов, квалифицированных кадров в различные страны чаще всего связан с невостребованностью таких кадров у нас в стране. Работодатели отдают предпочтение более опытным работникам, а не молодым людям, которые только окончили учебные заведения. Следует стимулировать у работодателей предпочтительную ориентацию на молодых специалистов, тем самым сокращая ту их часть, которая уезжает на заработки, и тем самым сохранить нужные рабочие кадры для России.
Еще одна проблема российского образования - незнание учеников школы о дальнейшем пути их образования. Зачастую абитуриенты не имеют представления, куда и на кого идти учиться после окончания школы. Предлагается ввести профессиональное тестирование уже с малых лет (с дошкольного возраста), разработать та-
кие тесты для каждой возрастной группы (5-7 лет, 8-10 лет, 11-13 лет, 14-18 лет). Это позволит минимизировать ошибки абитуриентов в поступлении не в то образовательное учреждение.
Планируется обновление материально-технической базы образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, но тенденция такова, что с каждым годом идет уменьшение материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом. Из прогноза следует, что требуются значительные вложения в строительство и ремонт спортивных залов в образовательных учреждениях, чтобы переломить тенденцию дальнейшего снижения (рис. 10). Также следует активно агитировать молодое поколение заниматься спортом.
Рис. 10. Размер материально-технической базы образовательных учреждений сельской местности для занятий физической культурой и спортом (млн руб.) за 2016-18 гг. и прогнозируемая кривая на 2019-20 гг.
В век информационных и цифровых технологий большое внимание нужно уделять цифровой грамотности обучающихся. Оснащенность образовательных учреждений новой цифровой техникой становится доступнее, но не проводится качественная работа с обучающимися. В современном обществе человек должен не просто знать,
что такое компьютер, но и уметь пользоваться им для своего блага.
Предполагается разработка образовательной программы по повышению цифровой грамотности ученика школы. Это требуется для того, чтобы подросток при выпуске из стен школы уже имел необходимые навыки в цифровой сфере, необходимые ему для дальнейшего обучения.
Таблица 2. Особенности программы по повышению цифровой грамотности
Плюсы программы Минусы программы
- Возможность проводить занятия в игровой форме - Повышение знаний использования компьютерных программ для оптимизации рабочего (учебного) процесса - Развитие логики ученика школы при выполнении заданий - Малый интерес к изучению цифровых компетенций - Слабое программное оснащение образовательных учреждений
Как отмечалось выше, оснащение наших школ цифровыми устройствами, программным обеспечением с каждым годом растет, что вызывает определенный оптимизм. Малый интерес школьников к процессу обучения возможно повысить за счет обновления методик обучения, шире внедрять инновационные технологии, проектное обучение, а в младших классах -занятия в игровой форме с элементами логики.
Конкурентоспособность российского образования в немалой мере определяется также и достойным уровнем зарплаты педагогических работников. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было дано указание правительству обеспечить размер средней зарплаты педагогических работников образовательных учреждений к 2018 году (по некоторым категориям ранее) в размере
средней зарплаты по региону, а педагогических работников высшего образования -в размере 200 % средней зарплаты по региону [13]. Указ Президента выполнен в стране частично, лишь по двум категориям педагогических работников: педагогам общего и высшего образований, а по остальным трем категориям педагогических работников - не выполнен (рис. 11) [14].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нашей страной выбрано верное направление развития образования для достижения конкурентных преимуществ российского образования. Проводимые мероприятия развития благотворно влияют на осуществление национального проекта в блоке «Образование»: обеспечивается цифровое развитие всех ступеней образования; увеличивается число квалифицированных работников образовательных учреждений; повышается охват обучающихся на всех уровнях образования.
Рис. 11. Выполнение «майского» Указа Президента по размерам зарплат педагогических работников образовательных учреждений на конец 2018 г.
За счет увеличения расходов на образо- национального проекта «Образование», а вание на различных уровнях планируется именно: «обеспечение глобальной конку-улучшение материально-технической базы рентоспособности российского образова-учебных заведений. ния, вхождение Российской Федерации в
Проводимая политика в отношении об- число 10 ведущих стран мира по качеству разования позволяет рассчитывать на дос- общего образования» [15, 16]. тижение главной цели Указа Президента и
Библиографический список
1. Рособрнадзор провел исследование качества образования в детских садах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.obmadzor.gov.m/m/press_center/news/mdex.php?id_4=6814 (дата обращения 22.10.2019).
2. Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения 23.10.2019.
3. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#, (дата обращения 23.10.2019).
4. Электронные средства обучения в дошкольных образовательных организациях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения 24.10.2019).
5. Информация по организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения 23.10.2019).
6. Эксперт: новый приоритет дошкольного образования - комфорт для ребенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sn.ria.ru/20170412/1492025340.html (дата обращения 23.10.2019).
7. Индикаторы образования: 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/io2018 (дата обращения 28.09.2019).
8. Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/a36203840c35d2a935cff5380c827 e7fa7801f74/ (дата обращения 03.10.2019).
9. Рейтинг лучших вузов в мире. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2019 (дата обращения 14.10.2019).
10. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obrzakon.ru/faq/q?i=40 (дата обращения 30.09.2019).
11. Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/science-technology/article/vysshee-obrazovanie-put-k-uspekhu-ili-lishnjaja-trata-vre.html (дата обращения 07.10.2019).
12. Мкртчян Н., Флоринская Ю. Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений // Экономическое развитие России. - 2018. - Т. 25. №2. - С. 60-63.
13. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremHn.ru/search?query=N^597 (дата обращения 30.09.2019).
14. Зарплаты бюджетников достигли целей из майских указов лишь в 16 регионах. Что помешало властям субъектов выполнить поручения Путина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/17/04/2019/5cb5e37b9a794739af1a2c75 (дата обращения 30.09.2019).
15. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 02.10.2019).
16. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения 02.10.2019).
ACHIEVEMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES BY RUSSIAN EDUCATION
G.V. Hamer, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor D.A. Pleshkov, Student
Kaluga branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Publik Administration (Russia, Kaluga)
Abstract. For the development of the Russian economy and business it is necessary to improve the quality of education. Each level of education is distinguished by its own specifics: certain content characteristics of human capital, certain authoritative instruments of their measurement; finally, certain positions of Russia in the relevant rankings. The article presents an overview of each level of education, identifies "weaknesses", and formulated proposals to address the most pressing problems of education.
Keywords: competitive advantages, competitiveness, Russian education, preschool education, General education, secondary vocational education, higher education.