Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2019, №3 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 3 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Макарова М.В. Экономическая эффективность экспорта российского образования в 2016-2018 годах //
Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №3. С. 149-158. Режим доступа:
http ://www.agequal. ru/pdf/2019/319010.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338
Экономическая эффективность экспорта российского образования
в 2016-2018 годах
Макарова Марина Владимировна,
кандидат социологических наук,
доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Университет «Синергия», г. Москва, ул. Измайловский вал,2
Аннотация. Цель работы - доказать, что в государственной политике в сфере образования доходы от экспорта будут превышать расходы при условии, что российские продукты будут конкурентоспособны. Методология исследования - для того, чтобы достичь указанной цели, использовались следующие методы: бюджетная статистика, анализ элементов рынка образования России, общенаучные методы. Автор пришел к следующим выводам: 1) количество иностранных студентов увеличивается, доходы от их обучения тоже; 2) МООК-платформы открывают возможность получить дополнительный доход российским образовательным организациям; 3) цифровое образование снижает его издержки; 4) есть сегменты рынка образовательных услуг, которые практически не охвачены экспортом (СПО, то есть среднее профессиональное образование).
Ключевые слова: экспорт, МООК-платформы, онлайн-образование, цифровое образование, государственные инвестиции, частные инвестиции.
Теоретическая часть
Государственные расходы на образование включают в себя государственные расходы на образовательные учреждения (государственные и частные), государственное задание, субсидии и гранты на выполнение различных проектов. Доход от экспорта образования могут получать все образовательные организации на всех уровнях образования. В настоящее время государство в политике онлайн-образования ставит одним из главных индикаторов увеличение численности лиц, прошедших обучение на онлайн-курсах. Онлайн-курсы могут проводить вузы и иные образовательные организации на МООК-платформахВ последнее время в работах отечественных и зарубежных ученых поднимаются и обсуждаются плюсы и минусы цифрового образования [4, 5], но то, что оно позволит значительно снизить издержки, уже очевидно. В России традиционно российские вузы получали доход от обучения иностранных студентов, однако практически не охвачено среднее профессиональное образование.
Экспорт российского образования можно определить следующими направлениями:
1) государственные программы и национальные проекты;
2) цифровое образование;
3) обучение иностранных студентов.
В Российской Федерации в рамках экспорта образования реализуется госпрограмма «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (сокращенно «СЦОС») [11]. За 2013-2020 гг. планируется потратить 3786,5 млрд руб., в том числе в 2017 г. - 447,8 млрд руб., в 2018 г. -456,7 млрд руб., в 2019 г.- 458,9 млрд руб., в 2020 г.- 644,3 млрд руб.
Министерство образования и науки Российской Федерации являлось ответственным исполнителем двух государственных программ: «Развитие образования на 2013-2020» годы и «Развитие науки и технологий». На реализацию указанных государственных программ за счет средств федерального бюджета в 2014-2016 гг. было выделено свыше 1,8 трлн руб.
--150
1 МООК - массовый открытый онлайн курс (прим. ред.).
Обучение иностранных студентов.
В результате планируемые показатели по численности иностранных студентов определяется как 710 тыс.человек к 2025 г., а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - до 3,5 млн человек.
Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, государство ориентируется на 373 млрд руб. в 2025 г.
Среди целей развития цифрового образования или онлайн-образования - охват населения России дополнительным образованием [10, 12] Приоритетные группы включают в себя дошкольников, школьников и людей предпенсионного возраста.
Например, с 2019 по 2024 г. на повышение квалификации предпенсионеров из федерального бюджета будет направляться ежегодно 5 млрд руб. Расходы регионов оцениваются в 263,3 млн руб. в год [1].
Основная часть инвестиций ложится на федеральный бюджет, в который введён подраздел «Расходы на дополнительное образование». Государство предоставляет субсидии негосударственным организациям (на конкурсной основе), которые занимаются внеклассными программами. В рамках дополнительного образования реализуются механизмы государственно-частного партнёрства с участием крупных компаний и корпораций.
Практическая часть
На рис. 1 представлена численность учащихся по дополнительным общеобразовательным программам. Из диаграммы следует, что социально-педагогическое направление и физкультура развиваются среди этой группы стремительнее всего. Намного меньше востребованность программ технического и естественнонаучного направлений.
по
Рис. 1. Численность учащихся общеобразовательным программам, тыс. чел.
Источник: составлено автором на основе данных Росстата.
дополнительным
На рис. 2 представлена динамика численности обучающихся по программам повышения квалификации и программам переподготовки. Очевидно, что численность обучающихся увеличивается.
Рис. 2. Численность обучающихся по программам повышения квалификации и программам профессиональной подготовки, тыс. человек.
152
Источник: составлено автором на основе данных Росстата.
Говоря о возможности развития онлайн-образования, следует напомнить о дифференциации в регионах по развитию [8, 9]. Задача государства во главе с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций - обеспечить равный доступ к услугам связи и интернету.
Направления онлайн-обучения среди образовательных онлайн-школ можно разделить на следующие:
1. Онлайн обучение английскому языку.
2. Онлайн-школы программирования.
3. Онлайн-академии бизнеса.
4. Онлайн-обучение искусству.
Онлайн-обучение охватило очень много потребителей, когда в 2012 г. начали активно развиваться МООК-платформы. Лидером по числу пользователей и по числу курсов в мире является образовательная платформа Сoursera. В России это образовательные платформы Универсариум, ИНТУИТ, Businesslearning, Хан-Академия в России, Образование.РФ, Лекториум, Stepic, Hexlet (курсы по программированию), UNIWEB и другие.
Российские образовательные организации тоже имеют выход на мировые платформы, например, Сoursera.
Дополнительное образование у школьников представлено технопарками, такими как Кванториум. Частные инвестиции на реализацию проектов технопарков поступают от компаний «Ростех», «Роскосмос», «РЖД», «Сибур», «Ростелеком», «Норникель», КамАЗ, «Северсталь». За два этими компаниями было направлено на развитие и укрепление технопарков свыше 1,5 млрд руб.
Доля расходов государства на развитие образования увеличивается из года в год (см. табл. 1). В федеральном бюджете на 2019 г. и на 2020-2021 гг. выделены средства на реализацию федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» и национального проекта «Наука»
(на 2019 г. - 5,022 млрд руб., на 2020 г. - 11,429 млрд. руб., на 2021 г. - 7,115 млрд руб.) [10].
Однако инвестиции в гражданскую науку снижаются ( см. табл. 2)
[6, 9].
Таблица 1
Государственные расходы на образование
2016 год 2017 год 2018 год
Федеральный бюджет 856,6 1549 1781,6
Расходы на 37963,1 40311,2 39565,3
образование
В % от расходов федерального бюджета 2,25 3,84 4,5
Таблица 2
Расходы на науку из федерального бюджета
2016 год 2017 год
Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета, млн руб. 402 722,3 377 882,2
В % к расходам федерального бюджета 2,45 2,30
Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики [9].
Учитывая, что конкуренция со стороны других государств усиливается, российское онлайн-образование должно представлять на рынке достойные продукты, онлайн-курсы, школы.
В связи с тем, что цифровому образованию уделяется огромное внимание со стороны государства, у России есть шанс занять свою нишу на этом рынке.
Список литературы
1. Васютченко И. Н. Стратегические направления диверсификации экспорта России в условиях импортозамещения / И.Н. Васютченко // Вестник АГТУ. - 2016. - № 4. - С. 65-72.
2. Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.). Режим доступа: http s://www.minfin.ru/ru/ statistics/fedbud/
3. Интернет и образование. Пользуются ли россияне интернетом в образовательных целях? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: / / fom .ru/Nauka-i-obrazovanie/12256
4. Клячко Т. Л. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России / Т.Л. Клячко, Г.А. Краснова // Экономика образования. - 2015. - Т. 1. - № 2. - С. 102-108.
5. Ларионова М. В. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР / М. В. Ларионова, Е. М. Горбунова // Бюллетень «Новости ОЭСР : образование, наука, новая экономика», ЦЕНТР ОЭСР - ВШЭ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecdcentre.hse.ru/bulletin.html (дата обращения 01.02.2019).
6. Образование в цифрах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.rU/data/2017/11/24/1160886583/0C%202017.PDF (дата обращения 09.03.2019).
7. Официальный сайт СЦОС в РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neorusedu.ru/activity/otsenka-kachestva-onlayn-kursov
8. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2017. - Вып. 7. - 496 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Arefiev SB 7 Page 001 496 El Book 22 11
17.pdf
9. Исполнение федерального бюджета.[Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.minfin.53i/ru/statistics/fedbud/
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 3 (2019) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
10. Наука и инновации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and innovations/srience/#
Economic efficiency of export of Russian education in 2016-2018
Makarova Marina Vladimirovna
PhD in sociology Associate Professor,
Department of Economic Theory and World Economy
University «Synergy» makarova1382@gmail. com
Export costs will exceed costs provided that Russian products are competitive. Research methodology - in order to achieve the goals, the following methods were used: budget statistics, analysis of the elements of the Russian education market, general scientific.
The conclusions reached by the author are as follows: 1) the number of foreign students is increasing, the income from their studies, too; 2) MOOC platforms provide an opportunity to receive additional income for Russian educational organizations; 3) digital education reduces its costs; 4) there are segments of the market for educational services that are practically not covered by export (STR, that is, secondary vocational education).
Key words: MOOC platforms, online education, digital education, public investment, private investment