Научная статья на тему 'Высшее образование в России: проблемы и решения'

Высшее образование в России: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2161
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / образование и экономика / образование и «цифровизация» / образование и право / институциональные решения / higher education / education and economics / education and “digitalization” / education and law / institutional solutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Галина Николаевна, Пефтиев Владимир Ильич

Системный кризис глобализации, будучи «созидательным разрушением» (Й. Шумпетер), сопровождается новой волной вызовов и для образовательной сферы. В условиях неоднозначности настоящего и непредсказуемости будущего современное поколение обучающихся и работающих не всегда проявляют инициативу, способность к риску и ответственность за свои действия. Конфронтационный фон в мире порождает рецидивы «смуты» в умах и действиях партий, движений, граждан России. «Цифровизация» обогащает информацию учащихся и студентов, но она несет в себе потенциал самообразования в противовес установкам государственной (общенациональной) системы образования. Правовое сопровождение реформы в образовании отстает от экзистенциального опыта учащихся, студентов, родителей, преподавателей образовательных учреждений. Осуществлен экспресс-анализ институциональных решений по высшему образованию. Сформулированы авторские оценки и рекомендации в контексте дифференциации и кластеризации вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education in Russia: challenges and solutions

The systemic crisis of globalization, being “creative destruction” (J. Schumpeter), is accompanied by a new wave of challenges for the educational sphere. In the conditions of the ambiguity of the present and the unpredictability of the future, the current generation of students and workers does not always show initiative, the ability to take risks and responsibility for their actions. The confrontational background in the world gives rise to relapses of “turmoil” in the minds and actions of parties, movements, citizens of Russia. “Digitalization” enriches the information of pupils and students, but it carries the potential of self-education as opposed to the attitudes of the state (national) education system. Legal support of educational reform lags behind the existential experience of students, students, parents, teachers of educational institutions. An express analysis of institutional decisions on higher education has been carried out. The author's estimates and recommendations are formulated in the context of the differentiation and clustering of universities.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в России: проблемы и решения»

ПЕДАГОГИКА

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10512 УДК 323.2; 37.01

Г. Н. Краснова https://orcid.org/0000-0001-9804-2679 В. И. Пефтиев htts://orcid.org/0000-0001-6367-7651

Высшее образование в России: проблемы и решения

Системный кризис глобализации, будучи «созидательным разрушением» (Й. Шумпетер), сопровождается новой волной вызовов и для образовательной сферы. В условиях неоднозначности настоящего и непредсказуемости будущего современное поколение обучающихся и работающих не всегда проявляют инициативу, способность к риску и ответственность за свои действия. Конфронтационный фон в мире порождает рецидивы «смуты» в умах и действиях партий, движений, граждан России. «Цифровизация» обогащает информацию учащихся и студентов, но она несет в себе потенциал самообразования в противовес установкам государственной (общенациональной) системы образования. Правовое сопровождение реформы в образовании отстает от экзистенциального опыта учащихся, студентов, родителей, преподавателей образовательных учреждений. Осуществлен экспресс-анализ институциональных решений по высшему образованию. Сформулированы авторские оценки и рекомендации в контексте дифференциации и кластеризации вузов.

Ключевые слова: высшее образование, образование и экономика, образование и «цифровизация», образование и право, институциональные решения.

PEDAGOGY

G. N. Krasnova, V. I. Peftiev

Higher education in Russia: challenges and solutions

Abstract. The systemic crisis of globalization, being "creative destruction" (J. Schumpeter), is accompanied by a new wave of challenges for the educational sphere. In the conditions of the ambiguity of the present and the unpredictability of the future, the current generation of students and workers does not always show initiative, the ability to take risks and responsibility for their actions. The confrontational background in the world gives rise to relapses of "turmoil" in the minds and actions of parties, movements, citizens of Russia. "Digitalization" enriches the information of

© Краснова Г. Н., Пефтиев В. И., 2019

Высшее образование в России: проблемы и решения

59

pupils and students, but it carries the potential of self-education as opposed to the attitudes of the state (national) education system. Legal support of educational reform lags behind the existential experience of students, students, parents, teachers of educational institutions. An express analysis of institutional decisions on higher education has been carried out. The author's estimates and recommendations are formulated in the context of the differentiation and clustering of universities.

Key words: higher education, education and economics, education and "digitalization", education and law, institutional solutions.

Введение

На рубеже ХХ-ХХ! вв. глобализация, вторгшись внезапно и напористо в привычный уклад людей, обернулась головоломкой (ловушкой, энигмой) - симбиозом шансов (ими надлежит воспользоваться), вызовов (нестандартные задачи без апробированных решений) и угроз (от быстрых перемен). В этой триаде самое сложное - это вызовы своей непредсказуемостью и вариативностью (от провала и до успеха плюс гибридные ситуации). Образовательное сообщество Европы ответило на вызовы высшему образованию Болонской хартией (1999 г.), декларацией о многовекторном сотрудничестве с амбициозными целями. За истекшие два десятилетия запросы инициаторов упростились, гармонизация деятельности вузов подобна удаляющемуся горизонту по мере движения, а реформирование обрастает нескончаемыми дискуссиями и идет в каждой стране по замысловатой кривой, то есть мучительно и с акциями протеста (например, лицеистов во Франции) [2, 4].

И тем не менее удалось согласовать ведущие тренды (наблюдаемые и измеряемые маршруты) реформи-

рования образования. С ними согласна и Россия. Во-первых, поиски оптимального соотношения между образованием как ценностью и образованием как компетенцией. Консенсус затруднен из-за несовпадающей, а то и полярной интерпретации роли и места каждого члена дуумвирата. Во-вторых, непрерывность образования, от детского сада до университета и далее на протяжении всей трудовой жизни. Камни преткновения - инфраструктура, сеть и финансы учреждений дополнительного образования с учетом волатильных запросов на образовательные услуги. В-третьих, востребованность выпускников школ, училищ, вузов и других образовательных учреждений в масштабе страны и за ее пределами. На пути трудовой карьеры и социального «лифта» встают жесткие фильтры: знание иностранных языков, «цифровая» профессиональная грамотность, способность к общению в «чужой» среде и работать в команде. К этому добавим и специфику (порою и уникальность) зарубежных вузов. Особенное и уникальное присутствует в топ-вузах России.

Новая волна вызовов для миропорядка вообще и образовательной

60

Г. Н. Краснова, В. И. Пефтиев

сферы, в частности, вызвана системным кризисом глобализации, задевшим и Россию (атипичный кризис 2014-2016 гг.). Отсюда и новая веха в трансформационной истории постсоветской России, обозначенная в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г., с выделением образования как одного из национальных проектов [12]. Эта веха означает структурно-

институциональную трансформацию на период до 2024 г. Трансформация (пусть и «тихая революция») предполагает реформы, включая и непопулярные. Ожидаем и в высшем образовании. Назовем новые тренды в российском обществе.

1. Неоднозначность настоящего и непредсказуемость будущего. Факторов негативизма немало. Вялые темпы экономического роста и личных располагаемых (реальных, с учетом инфляции) доходов населения. Россия, по образному выражению социологов, надела «черные очки». Поколение обучающихся и работающих не всегда проявляет инициативу, способность к риску и ответственность за свои действия

[5].

2. Конфронтация мировых лидеров, политических систем и моделей, цивилизаций. В российской науке не изжиты рецидивы смуты в умах и действиях.

3. Цифровизация общества (спутник IV промышленной революции) двойственна по своей природе и противоречива в послед-

ствиях. «Цифра» обогащает информацию учащихся и студентов, но она носит в себе и потенциал самообразования в противовес установкам государственной (общенациональной) системы образования.

4. Правовое сопровождение реформы в образовании отстает от экзистенциального опыта учащихся, студентов, родителей, преподавателей образовательных учреждений.

Об этом подробнее в следующей рубрике.

Новые вызовы в образовании

Наиболее значимые достижения IV промышленной революции, на наш взгляд, олицетворяются: а) сложными товарами, с высокой степенью обработки и добавленной стоимостью [7] и б) «цифровизаци-ей». Эти достижения опираются на тесную интеграцию образования, науки и экономики, что породило и укрепило запрос на модель университетов 3.0. Эта растущая тенденция общемирового статуса поддерживается в России ведущими вузами, в первую очередь, претендентами на топ 5/100 (21), организацией научно-исследовательских университетов (далее НИУ). Становление НИУ - важный, но не единственный шаг в «дорожной карте» реформирования образования. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 нацеливает на достижение нижеследующих рубежей к 2024 г.: 1) вхождение российских вузов в

Высшее образование в России: проблемы и решения

61

десятку лидеров по качеству образования; 2) воспитание гармонически развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей России, исторических и национально-культурных традиций [14, с. 9]. В национальный проект «Образование» инкорпорирован и новаторский институт «Научно -образовательный центр» [15], с размещением по макрорегионам, совмещающий науку и просвещение для всех граждан независимо от возраста.

Системный кризис глобализации сопровождается вторжением неопределенности в экономику и властные отношения, образование и науку. Что делать? Ориентироваться на стратегию гипотез и сценариев; избегать количественных индикаторов; организовать переток ресурсов; диверсифицировать экономику; хеджировать риски; искать прорывные технологии. Власти обязаны успокаивать бизнес и население: «катастрофы не будет; принимаются текущие, среднесрочные и долгосрочные меры» [8]. В этом же ключе должны вести себя ученые и преподаватели в студенческих аудиториях, на рабочих местах практикантов. Самоинициатива студентов - важная гарантия профессиональной подготовки студентов к будущим головоломкам, шокам и повышенным рискам. Неопределенность означает также отказ от стереотипов о вечности профессии и направлений обучения

[15]. Высшая школа в эпоху больших вызовов, отмечалось на XI съезде Российского союза ректоров вузов, призвана быть центрами развития технологий и кадров, настоящими локомотивами для отраслей и регионов, способствовать становлению интеллектуальной среды, устойчивой к кризисным тенденциям в глобальном мире.

Современный университет в идеале предполагает органическое единство: а) обучения профессии по типовой и/или авторской спецификации направлений и профилей; б) совместные преподавателей и студентов научные исследования и разработки (далее НИР); в) внедрение НИР по заказам государства и заявкам клиентов. Доступна ли модель 3.0 каждому вузу? Негативный ответ очевиден, но шансы имеются. Финансовые заботы университетов понятны всем и каждому. Правоведы и администраторы настаивают на самоидентификации со статусом вуза: 1) бизнес-организация; 2) бюджетное учреждение; 3) артефакт гибридного типа. Различия между ними существенные. Бизнес-организация (вуз) частично самоокупаема, инициативна в продвижении своих образовательных услуг и НИР, поддерживает и укрепляет свою конкурентоспособность (новое веление времени). Лидеры и аутсайдеры, увы, сосуществуют в вузовском пространстве России. Отсюда и неизбежная по объективным причинам и субъективным обстоятельствам диффе-

62

Г. Н. Краснова, В. И. Пефтиев

ренциация вузов по старым и новым критериям эффективности [9, 11]. Выводы делайте сами.

Ярославские вузы могут и должны своей долгой историей и немалым потенциалом показать примеры возрождения и прорыва на позиции устойчивого развития, встряхивая путь провинциальности. В обозримом будущем не исключена возможность создания на новой площадке Верхневолжского научно-исследовательского центра.

Научно-практические заделы для рекомбинации своей деятельности ярославские вузы имеют. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского укрепляет свой Центр по передаче в промышленность инновационных технологий в фармацевтике. На базе университета действуют 4 малых инновационных предприятия (ООО «АДИЯр», ООО «ИТ Учет», ООО «Реомед», ООО «ЯРС»). На базе ЯГТУ в период с 2009 по 2015 гг. функционируют 15 малых инновационных предприятий. В Ярославской ГСХА на 1 апреля 2018 г. таких предприятий насчитывалось 12

единиц. В ЯрГУ им. П. Г. Демидова - 2 предприятия. В РГАТУ имени П. А. Соловьева также созданы специальные инновационные

структурные подразделения, а именно: бизнес-инкубатор, СКБ, отраслевые лаборатории, отдел коммерциализации разработок РГАТУ, малые хозяйственные общества. Удельный вес средств, полученных РГАТУ имени П. А. Соловьева от управления объектами интеллектуальной собственности составляют 0,2 % в общих доходах образовательной организации, а в ЯрГУ им. П. Г. Демидова - 0,02 %. Количество грантов за отчетный период в расчете на 100 научно-педагогических работников в Ярославской ГСХА составило 5,99 единиц, ЯрГУ им. П. Г. Демидова -2,85 единиц, в ЯГМУ Минздрава России - 1,99 единиц [18, 19, 20, 21, 22, 23].

В таблице 1 представлены результаты научно-исследовательской деятельности вузов Ярославской области.

№ п/п Показатели Единица измерения Наименование образовательной организации Значение показателя

1. Общий объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) тыс. руб. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 53 293,6

ЯрГУ им. П. Г. Демидова 115 229,4

ЯГМУ Минздрава России 40 470,1

ЯГТУ 25 002,7

Ярославская ГСХА 7 956,5

Таблица 1.

Научно-исследовательская деятельность вузов Ярославской области на 01.04 2018 г. [18, 19, 20, 21, 22, 23]

Высшее образование в России: проблемы и решения

63

№ п/п Показатели Единица измерения Наименование образовательной организации Значение показателя

РГАТУ имени П. А. Соловьева 106 513,2

2. Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника тыс. руб. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 140,82

ЯрГУ им. П. Г. Демидова 252,34

ЯГМУ Минздрава России 100,61

ЯГТУ 90,34

Ярославская ГСХА 95,29

РГАТУ имени П. А. Соловьева 590,26

3. Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации % ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 9,3

ЯрГУ им. П. Г. Демидова 12,29

ЯГМУ Минздрава России 6,3

ЯГТУ 4,83

Ярославская ГСХА 5,07

РГАТУ имени П. А. Соловьева 24

4. Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР % ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 87,05

ЯрГУ им. П. Г. Демидова 89,76

ЯГМУ Минздрава России 96,29

ЯГТУ 99,21

Ярославская ГСХА 100

РГАТУ имени П. А. Соловьева 98,12

5. Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного научно-педагогического работника тыс. руб. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 141,21

ЯрГУ им. П. Г. Демидова 140,71

ЯГМУ Минздрава России 100,61

ЯГТУ 90,34

Ярославская ГСХА 29,44

РГАТУ имени П. А. Соловьева 571,37

6. Количество лицензионных соглашений единиц ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 38

ЯрГУ им. П. Г. Демидова 4

ЯГМУ Минздрава Рос- 1

64

Г. Н. Краснова, В. И. Пефтиев

№ п/п Показатели Единица измерения Наименование образовательной организации Значение показателя

сии

ЯГТУ 1

Ярославская ГСХА 1

РГАТУ имени 0

П. А. Соловьева

7. Количество научных журналов, в том числе единиц ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 4

электронных, издаваемых образовательной ЯрГУ им. П. Г. Демидова 8

организацией ЯГМУ Минздрава России 2

ЯГТУ 1

Ярославская ГСХА 1

РГАТУ имени 2

П. А. Соловьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифровизация образования и науки не столь однозначно позитивна, как может показаться на первый взгляд. Она напоминает отрезки с автономными маршрутами движения без сближения в сторону замкнутой геометрической фигуры. Многовекторность цифровизации -факт, загадка, неизвестность. Первое наблюдение. Большие массивы информации в Интернете доступны (свободно и за умеренную плату) всем участникам образовательного процесса, от начальной школы до вуза и далее. Учащийся, студент, практикант, наравне с учителями, преподавателями, работодателями, могут совместно и раздельно осваивать достижения мировой науки и практики в любой отрасли знаний. «Цифровизация» образования и науки потребует разработки и внедрения информационных и коммуникативных технологий на качественно новой ступени развития (с анализом возможностей и ограни-

чений блокчейна) во всех звеньях образования, то есть за пределами любительских навыков и умений. Стандарты по профессиям должны обязательно включать четкие компетенции и по «цифре». Второе. Интернет заполнен информационным «мусором», травмирует психику пользователей, сводит на нет усилия педагогов, порождает смуту в умах и действиях граждан. Третье. «Цифра», надеемся, поможет привести в действие, с одной стороны, «регулятивную гильотину» (разумную кодификацию права) и дать новое оружие в руки бюрократии - с другой. «Цифра» может быть и лукавой, ограждая чиновника от непосредственного общения с заявителем.

И последнее напутствие от правоведов в связи и в контексте радикальных преобразований в образовании - коррекция ФЗ об образовании (2012 г.). Его отдельные статьи слабо прописаны относительно но-

Высшее образование в России: проблемы и решения

65

вых институтов таких как федеральный университет, опорные вузы и школы, автономные образовательные учреждения. Конституционный суд (КС) констатировал недопустимость отказа в приеме на работу и/или увольнения по формальным основаниям (ч. 1 ст. 46). Все участники образовательной деятельности должны иметь законные гарантии защиты своих прав при добросовестном выполнении своих обязанностей. Справедливость (благое и должное) - императив цивилизации права [3]. Императив самого высокого порядка в образовании и науке - самых гуманитарных сферах деятельности человека и человечества.

Институциональные решения

Вызовы в образовании наслаиваются один на другой. Полагаем, что достигнута критическая масса нерешенных задач, которая подталкивает федеральные власти к запуску очередного этапа реформирования образования и науки. Этап, может быть, самый сложный и ответственный, но без раздражающих оппозиционные партии и общественные мнения нововведений (ЕГЭ, бакалавриат и магистратура, федеральные стандарты, «инквизиция» Рособрнадзора и др.). Иными словами, «тихая революция», частично невидимая, с реальной, а не показной эффективностью. Попытаемся очертить контуры явных и скрытых преобразований.

Вузы, по философии Указа от 7 мая 2018 г., обязаны быть: а) носителями инвестиций в человеческий капитал через высокие образовательные технологии (наращивание профессиональных и иных компетенций; накопление кадрового потенциала; выпуск специалистов с навыками решения задач при любом сценарии развития событий); б) приоритетным источником НИР с полным циклом (от научной идеи до коммерческого продукта) для обеспечения устойчивого экономического роста. Двойственность миссии университета, видимо, подвигала руководство России на учреждение двух министерств: просвещения и науки и высшего образования, взамен «долгожителя» - министерства образования и науки. Порядок слов в названиях имеет институциональное значение.

Федеральные власти фактически отказалась от остаточного принципа финансирования образования и науки. На всю шестилетку утверждены контрольные цифры финансирования национальных проектов. Проект «образования» может рассчитывать на 785 млрд руб., а «наука» - 636 млрд руб. К финансированию инвестиций могут быть привлечены, помимо федерального бюджета, бюджеты субъектов РФ и внебюджетные инвестиции [17]. Раздельное финансирование текущих бюджетов двух министерств и инвестиционных бюджетов - шаг кардинальный и давно ожидаемый (в ЕС такое разграничение бюдже-

66

Г. Н. Краснова, В. И. Пефтиев

тов практикуется с 50-х годов XX в.). Впереди конфликтно-компромиссная стадия финансирования - расшифровка инвестиций и ассигнований по вузам, НИИ, субъектам федерации, бюджетополучателям. Многое зависит от позиции бизнеса и состояния государственно-частного партнерства.

Пространственное обустройство России («ушиблена пространством», Ф. М. Достоевский) открывает перспективы для многовекторной (дифференцированной) кластеризации вузов. Поиски внебюджетных источников финансирования подвигнут вузы на взаимодействие по а) направлениям и профилям; б) макрорегиональному; в) сотрудничеству с зарубежными вузами; г) контрактам и контактам с хозяйствующими субъектами (бизнесом) региона. Иными словами, возможна горизонтальная интеграция по модели 3.0 в дополнение к привычной вертикали министерство - вуз. Да и министерство, может быть, не будет препятствовать самоинициативам конкретного вуза, будучи зажатым конкретными цифрами национальных проектов «образование» и «наука». Путь еще не проторенный («семя» еще только пробивается в условиях финансового и иного бездорожья). Самоидентификация вуза «по индивидуальной мерке» присуща ведущим вузам США, Европы, крупных развивающихся стран (Китай, Индия, Юго-Восточная Азия).

Авторская интерпретация происходящего в образовании и науке не претендует на абсолютную истину (да таковой не может быть по определению). Ознакомим с отдельными альтернативными подходами к заявленной теме. Оппоненты власти чаще всего откликаются на тему «цифровизация» и образование (наука). С 2019 г. журнал «Власть» вводит самостоятельную рубрику. В вводной статье главный редактор А. О. Лапшин фиксирует одну из аномалий информационного общества: множество знаков (цифровая инфляция) и бедность значений и символов. На языке философии феномен называется тотальной эманацией (истечением, полураспадом) «знака» от «вещи» (А. Бодрийяр). Общество задыхается от дезинформации, поиска выхода из цифровых лабиринтов. Сетевые отношения наслаиваются на архаизацию личной и общественной жизни. Мониторинг достоинств и слабостей «цифровизации» должны осуществлять и университеты [6]. Магистрант МГУ им. М. В. Ломоносова М. Б. Пивоваро-ва нацеливает студентов и преподавателей на научные проекты, которые отличаются от бизнес-проектов: а) комплексным охватом предметных знаний; б) информационным обменом; в) отсутствием аналогов в ретроспективе; г) составом участников; д) иерархией управления в вузах. К сожалению, университеты прибегают к научным проектам при отсутствии чет-

Высшее образование в России: проблемы и решения

67

кого понимания их принципиальных особенностей [10]. О. Н. Яницкий (Институт социологии РАН) включает «цифру» в тренды НТР-4, Российская наука и образование запоздало руководствуются ее императивами, особенно при подготовке гуманитарных кадров. Не на высоте и преподаватели обществоведческих дисциплин [16]. ВШЭ настаивает на своей программе реформирования, изложенной в докладе «Будущее образования: глобальная повестка» (2018). В докладе ВШЭ выделены три приоритета: информационные системы, медицина и финансы. Высказана тревога по поводу «информационного империализма» США (запреты и ограничения на обучение выходцев из крупных развивающихся стран) [1].

Науку и образование как наиболее чувствительные сферы, полагаем, ждут жаркие дискуссии, профессиональные и политизированные.

Выводы

Болонская хартия (процесс) должна стать не «пугалом», мишенью для огульной критики, а прагматическим инструментом международного сотрудничества (и за пределами Европы). Болонский процесс отнюдь не «заморожен»; он изменил свой маршрут к «ползучей» эволюции по ассоциациям вузов с акцентами на институты и квалификацию выпускников. Возрастают роль и значение межправи-

тельственных соглашений и договоров с вузами.

Болонская хартия выдвинула конкурентоспособность в образовании на авансцену мировой политики через совокупность (множество) международных рейтингов. Перенесение конкуренции в сферу образования неоднозначно оценивается субъектами образовательной деятельности. Программа «Топ 5/100», на наш взгляд, нереальна для сегодняшней России. Реалистичнее добиваться повышения места российских вузов в рейтингах «Топ 500/1000», по развивающимся странам и по отдельным предметам.

Вызовы глобализации подстегнули дифференциацию вузов по критериям конкурентоспособности (производный и персонифицированный признак конкуренции). Силы рынка расширяют свою экспансию и сделать их цивилизованными не всегда удается. Доминирует дифференциация и по имиджу: престижные и провинциальные, государственные и частные, самоокупаемые и дотационные. Вирус обособления пошел вширь и вглубь и в России, стала значимой и новая разделительная линия: вузы-инкубаторы креатосферы и массово-доступные вузы для прекариата, то есть к неравенству по доходам добавится и неравенство по образованию. В пылу полемики теряется самое главное в реформе образования - сочление содержания образования с федеральными стандартами

68

Г. Н. Краснова, В. И. Пефтиев

(ФГОС ВО), нормативно-правовыми актами по профессиональной квалификации. Второе пока опережает первое.

Обустройство пространства России через национальные проекты, полагаем, повлечет за собой кла-

стеризацию вузов по сопряженным и расходящимся критериям. Ближайшая задача ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, не упуская из виду движения по всем «азимутам», -быть лидером среди педагогически вузов Европейской России.

Библиографический список

1. Бетелин, В. Б. (акад. РАН). России необходим отказ от «экономики услуг» и переходить к экономике промышленного производства [Текст] / В. Б. Бетелин // Экономист. - 2019. - № 2. - С. 7, 3-12.

2. Бондаренко, В. Н. Болонский процесс в России [Текст] / В. Н. Бондаренко // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. - С. 94-106.

3. Зорькин, В. Д. Справедливость - императив цивилизации права [Текст] /

B. Д. Зорькин // Вопросы философии. - 2019. - № 1. - С. 5-14.

4. Камынина, Н. Р., Грудзинский, А. О. Россия в Болонском процессе: цель -повышение конкурентоспособности высшего образования [Текст] / Н. Р. Камынина, А. О. Грудзинский // Высшее образование в России. - 2017. -№ 8-9. - С. 22-31.

5. Караваева, Е. В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» [Текст] / Е. В. Караваева // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 5-12.

6. Лапшин, А. О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях [Текст] / А. О. Лапшин // Власть. - 2019. - № 1. - С. 67, 63-68.

7. Любимов, И. Л., Оспанова А. Г. Как сделать экономику сложнее? Поиск причин усложнения [Текст] / И. Л. Любимов, А. Г. Оспанова // Вопросы экономики. - 2019. - № 2. - С. 36-53.

8. Миронов, В. В. (НИУ ВШЭ). О диагностике текущего состояния российской экономики и среднесрочных перспективах ее роста [Текст] / В. В. Миронов // Вопросы экономики. - 2019. - № 2. - С. 32-33, 5-35.

9. Певцова, Е. А. Правовое регулирование «цифровизации» образовательных отношений [Текст] / Е. А. Певцова // Народное образование. - 2018. - № 10. -

C. 15-20.

10. Пивоварова, М. Б. Государственное регулирование науки в высших учебных заведениях [Текст] / М. Б. Пивоварова // Власть. - 2019. - № 1. - С. 176-179.

11. Попова, Е. П., Климова, А. В. (НИУ ВШЭ). Российские вузы: организационная специфика и выбор ориентиров развития [Текст] / Е. П. Попова, А. В. Климова // Социологические исследования. - 2018. - № 12. - С. 63-72.

12. Сивински Вальдемар (Польша). Академические рейтинги и перспективы их развития [Текст] / В. Сивински // Высшее образование в России. - 2017. -№ 1. - С. 158-166.

Высшее образование в России: проблемы и решения

69

13. Титова, Л. Г. Образование в контексте политики [Текст] / Л. Г. Титова // Социально-политические исследования. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2018. - № 1. -C. 5-20.

14. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Текст] // Высшее образование в России. - 2018. - № 10. - C. 6, 9-10, 5-23.

15. Чепуренко, А. Ю. (НИУ ВШЭ). Маркс в университете 3.0? [Текст] / А. Ю. Чепуренко // Социологические исследования. - 2018. - № 5. - C. 26-37.

16. Яницкий, О. Н. Переход на цифру: задачи науки и образования [Текст] / О. Н. Яницкий // Власть. - 2019. - № 1. - C. 72, 69-74.

17. Российская газета. Неделя. - 2019, 21-27 февраля. № 39. - C. 4.

18. Интернет-ресурсы

19. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uniyar.ac.ru/upload/uf/7c7/Otchet-po-samoobsledovaniyu-YArGU-za-2017-g.pdf. - С. 238. - (Дата обращения: 01.09.2019).

20. Отчет о результатах проведения самообследования ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА. Ярославль 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc.yaragrovuz.ru/_data/files/files/244.pdf. - С. 114. - (Дата обращения: 01.09.2019).

21. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России по состоянию на 1 апреля 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ysmu.ru/images/ysma/statutes/monitoring/2018/otchet_o_samoobsledovanii_fgbo u_vo_yagmu_minzdrava_rossii_po_sostoyaniyu_na_1_aprelya_2018.pdf. - С. 49-50. -(Дата обращения: 01.09.2019).

22. Отчет о самообследовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (Ярославский государственный технический университет (ФГБОУ ВО «ЯГТУ») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ystu.ru/download/activity_selfsurvey_for_2017.pdf. - С. 31. - (Дата обращения: 01.09.2019).

23. Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию (2018 г.) ЯГПУ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://yspu.org/images/2/2d/Yspu_self18.pdf. - С. 2. - (Дата обращения: 01.09.2019).

24. Самообследование университета. Приложение к отчету о результатах самообследования за 2017 год ФГБОУ ВО РГАТУ имени П. А. Соловьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsatu.ru/docum/7pg = view&a2 = 14921623750 - С. 2-3. - (Дата обращения: 01.09.2019).

Bibliograficheskij spisok

1. Betelin, V B. (akad. RAN). Rossii neobhodim otkaz ot «jekonomiki uslug» i perehodit' k jekonomike promyshlennogo proizvodstva [Tekst] / V. B. Betelin // Jekonomist. - 2019. - № 2. - S. 7, 3-12.

70

Г. Н. Краснова, В. И. Пефтиев

2. Bondarenko, V. N. Bolonskij process v Rossii [Tekst] / V N. Bondarenko // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 10. - S. 94-106.

3. Zor'kin, V D. Spravedlivost' - imperativ civilizacii prava [Tekst] / V D. Zor'kin // Voprosy filosofii. - 2019. - № 1. - S. 5-14.

4. Kamynina, N. R., Grudzinskij, A. O. Rossija v Bolonskom processe: cel' - pov-yshenie konkurentosposobnosti vysshego obrazovanija [Tekst] / N. R. Kamynina, A. O. Grudzinskij // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 8-9. - S. 22-31.

5. Karavaeva, E. V Kvalifikacii vysshego obrazovanija i professional'nye kvalif-ikacii: «soprjazhenie s naprjazheniem» [Tekst] / E. V Karavaeva // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 12. - S. 5-12.

6. Lapshin, A. O. Globalizacija i cifrovoe obshhestvo: zametki na poljah [Tekst] / A. O. Lapshin // Vlast'. - 2019. - № 1. - C. 67, 63-68.

7. Ljubimov, I. L., Ospanova A. G. Kak sdelat' jekonomiku slozhnee? Poisk prichin uslozhnenija [Tekst] / I. L. Ljubimov, A. G. Ospanova // Voprosy jekonomi-ki. - 2019. -№ 2. - S. 36-53.

8. Mironov, V V (NIU VShJe). O diagnostike tekushhego sostojanija rossijskoj jekonomiki i srednesrochnyh perspektivah ee rosta [Tekst] / V. V. Mironov // Voprosy jekonomiki. - 2019. - № 2. - S. 32-33, 5-35.

9. Pevcova, E. A. Pravovoe regulirovanie «cifrovizacii» obrazovatel'nyh otnoshenij [Tekst] / E. A. Pevcova // Narodnoe obrazovanie. - 2018. - № 10. - C. 15-20.

10. Pivovarova, M. B. Gosudarstvennoe regulirovanie nauki v vysshih ucheb-nyh zavedenijah [Tekst] / M. B. Pivovarova // Vlast'. - 2019. - № 1. - C. 176-179.

11. Popova, E. P., Klimova, A. V. (NIU VShJe). Rossijskie vuzy: organizaci-onnaja specifika i vybor orientirov razvitija [Tekst] / E. P. Popova, A. V Klimova // Sociolog-icheskie issledovanija. - 2018. - № 12. - C. 63-72.

12. Sivinski Val'demar (Pol'sha). Akademicheskie rejtingi i perspektivy ih razvitija [Tekst] / V Sivinski // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 1. - C. 158-166.

13. Titova, L. G. Obrazovanie v kontekste politiki [Tekst] / L. G. Titova // So-cial'no-politicheskie issledovanija. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - № 1. - C. 5-20.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2018 № 204 «O nacional'nyh i strategiche-skih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [Tekst] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 10. - C. 6, 9-10, 5-23.

15. Chepurenko, A. Ju. (NIU VShJe). Marks v universitete 3.0? [Tekst] / A. Ju. Chepurenko // Sociologicheskie issledovanija. - 2018. - № 5. - C. 26 37.

16. Janickij, O. N. Perehod na cifru: zadachi nauki i obrazovanija [Tekst] / O. N. Janickij // Vlast'. - 2019. - № 1. - C. 72, 69-74.

17. Rossijskaja gazeta. Nedelja. - 2019, 21 27 fevralja. № 39. - C. 4.

18. Internet-resursy

19. Otchet o rezul'tatah samoobsledovanija Federal'nogo gosudarstvennogo bju-dzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija «Jaroslavskij gosu-darstvennyj universitet im. P. G. Demidova» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.uniyar.ac.ru/upload/uf/7c7/Otchet-po-samoobsledovaniyu-YArGU-za-2017-g.pdf. - S. 238. - (Data obrashhenija: 01.09.2019).

20. Otchet o rezul'tatah provedenija samoobsledovanija FGBOU VO Jaroslav-skaja GSHA. Jaroslavl' 2018 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

Высшее образование в России: проблемы и решения

71

http://doc.yaragrovuz.ru/_data/files/files/244.pdf. - S. 114. - (Data obrashhenija: 01.09.2019).

21. Otchet o samoobsledovanii FGBOU VO JaGMU Minzdrava Rossii po so-stojaniju na 1 aprelja 2018 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ysmu.ru/images/ysma/statutes/monitoring/2018/otchet_o_samoobsledovanii_fgbo u_vo_yagmu_minzdrava_rossii_po_sostoyaniyu_na_1_aprelya_2018.pdf. - S. 49-50. -(Data obrashhenija: 01.09.2019).

22. Otchet o samoobsledovanii federal'nogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obra-zovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija (Jaroslavskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet (FGBOU VO «JaGTU») [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ystu.ru/download/activity_selfsurvey_for_2017.pdf. - S. 31. - (Data obrashhenija: 01.09.2019).

23. Pokazateli dejatel'nosti obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazo-vanija, podlezhashhej samoobsledovaniju (2018 g.) JaGPU [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yspu.org/images/2Z2d/Yspu_self18.pdf - S. 2. - (Data obrashhenija: 01.09.2019).

24. Samoobsledovanie universiteta. Prilozhenie k otchetu o rezul'tatah sa-moobsledovanija za 2017 god FGBOU VO RGATU imeni P. A. Solov'eva [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rsatu.ru/docum/7pg = view&a2 = 14921623750 - S. 2-3. - (Data obrashhenija: 01.09.2019).

72

R Н. Красноeа, В. H. ne^muee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.