Научная статья на тему ' совершенствование источников финансирования системы дошкольного образования как один из приоритетов социальной политики государства'

совершенствование источников финансирования системы дошкольного образования как один из приоритетов социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / государственный бюджет / расходы на социальную сферу / финансирование дошкольного образования / негосударственное дошкольное образование. / social policy / state budget / social spending / financing preschool education / non- state preschool education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Шарапова

В данной статье рассматривается финансирование системы образования как приоритет реализации государственной социальной политики Республики Узбекистан, анализируются показатели развития системы дошкольного образования и роль Государственного бюджета Республики Узбекистан в финансированиидетских дошкольных учреждений, предлагается ряд мер по совершенствованию источников финансирования системы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SOURCES OF FINANCING THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM AS ONE OF THE PRIORITIES OF THE STATE SOCIAL POLICY

This article examines the financing of the education system as a priority for the implementation of the state social policy of the Republic of Uzbekistan, analyzes the indicators of the development of the preschool education system and the role of the State budget of the Republic of Uzbekistan in financing preschool institutions, a number of measures are proposed to improve the sources of financing the preschool education system.

Текст научной работы на тему « совершенствование источников финансирования системы дошкольного образования как один из приоритетов социальной политики государства»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

М.А. Шарапова, старший преподаватель Ташкентского финансового института (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11037

Аннотация. В данной статье рассматривается финансирование системы образования как приоритет реализации государственной социальной политики Республики Узбекистан, анализируются показатели развития системы дошкольного образования и роль Государственного бюджета Республики Узбекистан в финансированиидетских дошкольных учреждений, предлагается ряд мер по совершенствованию источников финансирования системы дошкольного образования.

Ключевые слова: социальная политика, государственный бюджет, расходы на социальную сферу, финансирование дошкольного образования, негосударственное дошкольное образование.

Социально-ориентированная рыночная экономика требует, чтобы экономическая политика была тесно связана с социальной политикой. Переход к эффективной системе социальной защиты отдельных слоев населения, которая лежит в основе социальных реформ в стране, соответствует стратегическим целям развития государства.

Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев в Послании, посвященном основным итогам работы в 2017 году и приоритетным направлениям социально-экономического развития республики отметил, что в нашей стране наравне с экономическими приеобразованиями

"обеспечивается также выполнение принятых программ по реформированию социальной сферы как чрезвычайно важного направления государственной

политики» [1].

Подтверждением приверженности

одному из пяти принципов перехода к рыночной экономике является тот факт, что значительная часть расходов Государственного бюджета Республики Узбкистан на социальную сферу направляется на финансирование социальных услуг и социальную поддержку населения.

Социальные расходы Государственного бюджета включают расходы на

образование, здравоохранение, культуру, спорт, науку, социальное обеспечение и социальную поддержку населения. В 2018 году расходы Государственного бюджета на социальную сферу и социальную поддержку населения составили 34644,1 млрд. сумов (55,7% от общего объема расходов бюджета), в том числе расходы на образование - 19504,3 млрд. сумов (31,3%), здравоохранение - 9562,0 млрд. сумов (15,4%), культуру и спорт - 1165,4 млрд. сумов (1,9%), науку - 389,3 млрд. сумов (0,6%), социальное обеспечение - 234,6 млрд. су-мов (0,4%) и социальную поддержку населения - 3150,8 млрд. сумов (5,1%) [2].

Как видно из вышесказанного, значительная часть национального бюджета выделяется на финансирование образования.

Так как эффективная организация системы образования играет важную роль в развитии экономики, в любой стране начальное и среднее образование поддерживается государством [3].

В последние годы в Республике Узбекистан уделяется особое внимание развитию системы дошкольного образования. Дошкольное образование -первая ступень в системе непрерывного образования. Именно эта ступень формирует навыки, которые развиваются на следующих ступенях обучения и позволяют

реализовать концепцию обучения на протяжении всей жизни. Поэтому главой нашего государства принят ряд нормативно-правовых актов с целью создания условий для внедрения современных образовательных программ и технологий в учебный процесс, создания условий для всестороннего

интеллектуального, этического,

эстетического и физического развития детей, включая Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию

системы дошкольного образования в 20172021 годах» от 29 декабря 2016 года и Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования».

В 2018 году в республике насчитывалось 4911 детских

образовательных учреждений, из 2450000

детей дошкольного возраста (3-7 лет) 739600 детей посещали государственные детские образовательные учреждения, что показывает важность финансирования организаций системы дошкольного образования.

Расходы на содержание дошкольных образовательных учреждений в 2018 году были запланированы в размере 2371,4 млрд. сум, в том числе за счет бюджетных средств - 2050,1 млрд. сум и за счет родительской платы -321,3 млрд. сумов. В 2019 году расходы на социальную сферу составят 54% от общего расхода государственного бюджета (57822,3 млрд. сумов). В частности расходы на образование запланированы в объеме 28394,3 млрд. сумов (26,5%), из них на финансирование дошкольного образования выделяется 4021,6 млрд. сумов или же 14,2 % от общей суммы расходов на образование [2] (рис. 1).

Рис. 1. Прогноз расходов на образование на 2019 год (млрд. сум) [2]

Для расширения охвата детей дошкольными образовательными учреждениями в 2019-2021 годах будет продолжено строительство новых дошкольных образовательных учреждений, а также капитальный ремонт и реконструкция действующих. Учитывая строительство новых зданий в ближайшие три года, дошкольное

образование нуждается в более 470000 педагогических кадрах, включая 28300 педагогов, дефектологов, психологов и музыкантов. Это, конечно, увеличит объём финасирования дошкольного образования из государственного бюджета (рис. 2).

Количество детей всего

Количество педагогов

План родительского платежа, млн. сум.

Расхсды бюджета на содержание ДОХ млн. сум

Раоюды на питание (бюдж. средства, родит плата средства спонсоров), млн сум

Расходы на одного ребенка, млн сум

I 2018. параметры

12019. прогноз

12020. прогноз

5 649 5 769 5 799 5 828

797 126 847 903 897 083 938 348

47 48 49 50

614 509 688 250 763 958 832 714

2 468 062 4 021 568 4 526 632 5 010 429

822 162 1 253 708 1 416 690 1 586 692

3,9 5.5 5.9 6.2

2021. прогноз

Рис. 2. Увеличение охвата и расходов Государственного бюджета Узбекистана на дошкольные образовательные учреждения [2]

На рисунке 2 показано, что объем средств, выделяемых из бюджета на финансирование дошкольных

образовательных учреждений, год от года увеличивается. В 2019 году эта сумма составит 4021568 млрд. сумов, что на 62,9% больше, чем в 2018 году, а к 2021 году планируется направить на эти цели 5010429 млрд. сумов или 112,6% к 2019 году.

В то же время существующие структурные недостатки мешают полной реализации государственной социальной политики в сфере дошкольного образования, в частности:

- во-первых, современное состояние управления дошкольным образованием не позволяет своевременно выявлять и устранять системные проблемы, а также разрабатывать и внедрять современные инновационные технологии в этой области, в том числе в негосударственном секторе;

- во-вторых, отсутстует механизм государственно-частного партнерства, направленный на привлечение инвестиций в дошкольное образование;

- в-третьих, низкий уровень материального стимулирования персонала дошкольного образования не позволяет привлекать квалифицированный персонал.

Для дальнейшего развития системы дошкольного образования в Республике Узбекистан, увеличения финансовых возможностей государственных детских дошкольных учреждений необходимо более широко использовать негосударственные источники финансирования, в том числе за счет расширения спектра оказываемых образовательных услуг. С другой стороны, для повышения эффективности функционирования частных детских дошкольных учреждений, использования новых инновационных педагогических технологий воспитания и образования детей, внедрения передового зарубежного опыта организации деятельности учреждений данной сферы возможно использование средств государственного бюджета в частных детских дошкольных учреждениях.

В заключение необходимо отметить, что для увеличения источников финансирования системы дошкольного образования целесообразно использовать как государственные средства, так и негосударственные финансовые ресурсы, что послужит дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, повышению качества дошкольного образования и эффективности

использования бюджетных средств.

Библиографический список

1. Мирзиёев Ш.М. Послание Олий Мажлисe Республики Узбекистан, Ташкент, - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.press-service.uz (дата обращения: 22.12.2017).

2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mf.uz.

3. Chia-HuiLu. "Social status, compulsory education, and growth"// Economic Modelling. -Vol. 68, January 2018. - P. 425-434.

IMPROVING THE SOURCES OF FINANCING THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM AS ONE OF THE PRIORITIES OF THE STATE SOCIAL POLICY

M.A. Sharapova, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. This article examines the financing of the education system as a priority for the implementation of the state social policy of the Republic of Uzbekistan, analyzes the indicators of the development of the preschool education system and the role of the State budget of the Republic of Uzbekistan in financing preschool institutions, a number of measures are proposed to improve the sources of financing the preschool education system.

Keywords: social policy, state budget, social spending, financing preschool education, nonstate preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.