Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ'

ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человекоцентричность / вектор развития России / интересы гражданина / проблемы общественно-политического устройства / государственная политика / государство / гражданин. / human-centricity / vector of Russia’s development / interests of the citizen / problems of the socio-political structure / public policy / state / citizen.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Д.О. Голубятников

В статье рассматриваются основные положения Послания Президента России к Федеральному Собранию 2018 года, когда впервые был предложен вектор развития страны по на-правлению человекоцентричности. Упоминается Послание Президента России к Федеральному Собранию 2020 года, которое закрепило выбранный тренд. Сравниваются тезисы Послания Пре-зидента России к Федеральному Собранию 2024 года, развивающего выбранный путь на человекоцентричность, с тезисами Послания 2018 года. Выявляются результаты развития России с 2018 до 2024 года, по общественно-значимым направлениям, напрямую связанным с развитием человекоцентричности в государственной политике Российской Федерации. Проводится анализ проблем во внутренней политике России, мешающих в полной мере реализовать поворот государства к гражданину-учредителю страны и тормозящих комплексное развитие государства. Проблемы, выявленные автором, это олигархат, миграционная политика и «тугоухость» власти. Предложены авторские варианты решения выявленных недостатков на пути России к истинно демократическому, социальному, государству. Сделан вывод о недопустимости игнорирования государством важных общественно-значимых вопросов и вопросов, касающихся национальной безопасности, нерешенность которых может способствовать возникновению социальной напряжённости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVING HUMAN-CENTEREDNESS IN RUSSIAN PUBLIC POLICY

The article examines the main provisions of the Address of the President of Russia to the Federal Assembly in 2018, when the vector of the country’s development in the direction of human-centricity was first proposed. Mention is made of the Address of the President of Russia to the Federal Assembly in 2020, which consolidated the chosen trend. The theses of the Message of the President of Russia to the Federal Assembly in 2024, which develops the chosen path towards human-centeredness, are compared with the theses of the 2018 Message. The results of Russia’s development from 2018 to 2024 are identified in socially significant areas directly related to the development of human-centricity in the state policy of the Russian Federation. An analysis is carried out of current problems in Russia’s domestic policy, which hinder the full implementation of the state’s turn towards the citizen-founder of the country and hinder the comprehensive development of the state. The problems identified by the author are oligarchy, migration policy and the “hard of hearing” of the authorities. The author’s solutions to the identified shortcomings on Russia’s path to a truly democratic, social state are proposed. It is concluded that it is inadmissible for the state to ignore important socially significant issues and issues related to national security, the failure to resolve which may contribute to the emergence of social tension.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ»

УДК 323.2

Д.О. Голубятников

аспирант,

Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

D.O. Golubyatnikov

Postgraduate student, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: 0108080@mail.ru

ACHIEVING HUMAN-CENTEREDNESS IN RUSSIAN PUBLIC POLICY

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения Послания Президента России к Федеральному Собранию 2018 года, когда впервые был предложен вектор развития страны по направлению человекоцентричности. Упоминается Послание Президента России к Федеральному Собранию 2020 года, которое закрепило выбранный тренд. Сравниваются тезисы Послания Президента России к Федеральному Собранию 2024 года, развивающего выбранный путь на чело-векоцентричность, с тезисами Послания 2018 года. Выявляются результаты развития России с 2018 до 2024 года, по общественно-значимым направлениям, напрямую связанным с развитием человекоцентричности в государственной политике Российской Федерации. Проводится анализ проблем во внутренней политике России, мешающих в полной мере реализовать поворот государства к гражданину-учредителю страны и тормозящих комплексное развитие государства. Проблемы, выявленные автором, это олигархат, миграционная политика и «тугоухость» власти. Предложены авторские варианты решения выявленных недостатков на пути России к истинно демократическому, социальному, государству. Сделан вывод о недопустимости игнорирования государством важных общественно-значимых вопросов и вопросов, касающихся национальной безопасности, нерешенность которых может способствовать возникновению социальной напряжённости.

Ключевые слова: человекоцентричность, вектор развития России, интересы гражданина, проблемы общественно-политического устройства, государственная политика, государство, гражданин.

Abstract. The article examines the main provisions of the Address of the President of Russia to the Federal Assembly in 2018, when the vector of the country's development in the direction of human-centricity was first proposed. Mention is made of the Address of the President of Russia to the Federal Assembly in 2020, which consolidated the chosen trend. The theses of the Message of the President of Russia to the Federal Assembly in 2024, which develops the chosen path towards human-centeredness, are compared with the theses of the 2018 Message. The results of Russia's development from 2018 to 2024 are identified in socially significant areas directly related to the development of human-centricity in the state policy of the Russian Federation. An analysis is carried out of current problems in Russia's domestic policy, which hinder the full implementation of the state's turn towards the citizen-founder of the country and hinder the comprehensive development of the state. The problems identified by the author are oligarchy, migration policy and the "hard of hearing" of the authorities. The author's solutions to the identified shortcomings on Russia's path to a truly democratic, social state are proposed. It is concluded that it is inadmissible for the state to ignore important socially significant issues and issues related to national security, the failure to resolve which may contribute to the emergence of social tension.

Key words: human-centricity, vector of Russia's development, interests of the citizen, problems of the socio-political structure, public policy, state, citizen.

29 февраля 2024 года Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию, церемония оглашения которо-

го прошла в Москве, в Гостином дворе [6]. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по заказу Эксперт-

ного института социальных исследований (ЭИСИ), провёл опрос россиян об их отношении к этому Посланию.

«Каждый второй (51%), следивший за Посланием, заявил, что ему понравились все озвученные идеи и предложения лидера страны. Наибольшее одобрение у информированных граждан вызвали такие темы, как поддержка молодых семей (21%); инфраструктура, строительство жилья и дорог (13%), национальные проекты «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры» и др. (12%), внутренняя политика и развитие страны (11%), помощь и поддержка многодетных семей (10%); поддержка военнослужащих и продление льготной ипотеки — по 9%, социальная политика и забота о населении, развитие экономики и изменения в образовании — по 8%. Не понравились темы, связанные с конфликтом на Украине и налоговой политикой — по 2%.

В целом послание вызвало спектр преимущественно положительных эмоций среди тех, кто за ним наблюдал: доверие (36%), надежду (35%), уверенность в завтрашнем дне (33%), уважение (32), гордость (29%). Негативные эмоции называли значительно реже: недоверие (7%), раздражение, разочарование и беспокойство — по 4%. О безразличии сообщили 5%» [12].

«Поставлены конкретные задачи в сферах демографии, социальной политики, строительства, молодежной политики и образования. Охвачены буквально все сферы!» — Сенатор РФ, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Руслан Смашнев.

Многие предложения в Послании звучат человекоцентрично.

Человекоцентричность в политической повестке России — это недавнее явление, впервые представленное президентом в Послании к Федеральному Собранию 2018 года. «Серьезный упор был сделан на демографической проблеме. Задача, которая поставлена перед нацией, очень амбициозна — обеспечить продолжительность жизни 80+. Это дорогого стоит» — генеральный директор Центра политического анализа, Павел Данилин.

Тренд человекоцентричности представлен и в Послании к Федеральному Собранию 2020 года.

По факту обнаруживается невыполнение «конкретных задач», которые обеспечивают человекоцентричность.

К 2024 году предлагалось снизить уровень бедности до 6-7% («как минимум вдвое»). В 2018 году, уровень бедности был 12,6%. Уровень бедности сейчас — 9%.

К 2024 году предлагалось увеличить коэффициент рождаемости до 1,7. Коэффициент рождаемости сейчас — 1,4. В Послании 2024 года этот показатель не упоминается.

К 2024 году предлагалось достигнуть продолжительности жизни 80+. Ожидаемая средняя продолжительность жизни в России по итогам 2023 года — 74 года. Сейчас же поставлена задача к 2030 году, достигнуть средней ожидаемой продолжительности жизни — не менее 78 лет.

Реальные располагаемые доходы россиян в 2023 году, по данным аналитиков, оказались на уровне 2013 года (98,6% от уровня 2013 года) [7].

Не выполнены планы в области повышения производительности труда, роста уровня инвестиций, роста доли малого бизнеса и так далее.

Почему же происходит саботирование «конкретных задач» Президента?

Просматриваются три, не решаемые властью, серьёзные проблемы в общественно-политическом устройстве России, которые не позволяют государству поступательно развиваться в направлении чело-векоцентричности, защищать и реализо-вывать интересы гражданина — по сути, защищать и реализовывать национальные интересы.

Проблема № 1 — олигархат.

«Серьёзную угрозу России и народу на пути к прогрессу, здравому смыслу и человеколюбию, несут беспринципные люди, задача которых обогатиться любой ценой...» [3].

Внедрение большого бизнеса во власть не сулит ничего хорошего для обычного человека-гражданина. Такой симбиоз, ожидаемо, будет преследовать, защищать и реализовывать свои интересы. То есть государство, в первую очередь, будет опекать

и опекает олигархический бизнес, по сути себя...

«Будущие олигархи получили свои богатства исключительно с помощью государства, будучи его протеже, на основе личных связей, путем мошеннических залоговых аукционов и криминальной приватизации. Именно тогда в России был сформирован фундамент авторитарной несменяемой власти, заложена нелегитимная, полукриминальная основа крупной частной собственности и всей экономической системы» — Григорий Явлинский [11].

«Как показывают исследования, в некоторых регионах в коррумпированные отношения вовлечены до двух третей коммерсантов. Из-за высокой латентно-сти истинные масштабы коррупции точно определить невозможно.» — Рашид Нур-галиев (2008 год) [8].

Показательно, что во время трансляции «Первым каналом» Послания Президента к Федеральному Собранию, перед выходом в зал Президента, корреспондент «Первого канала» рассказывал о том, что здесь, в зале сидят рядом владелец крупнейшей компании и Генеральный прокурор. Им есть о чём поговорить, обсудить вопросы собственности. Комментарии, как говориться, излишни.

Сильную процветающую страну, могут сделать только сильные, самостоятельные, независимые люди. Люди, не связанные сторонними от государственной службы обязательствами (в том числе родственными) и заинтересованные работать на благо граждан своей страны. Бизнес должен функционировать строго в рамках соответствующего законодательства, без возможности лоббирования своих интересов в коридорах власти. При таких условиях «конкретные задачи» будут выполняться наиболее успешно и в интересах граждан-учредителей России. А значит решение вопроса — отделить бизнес от власти.

Проблема № 2 — миграционная политика.

Власть в России критикует миграционную политику так называемого «золотого миллиарда» или «западного мира», при этом наступая на абсолютно те же грабли. Культивируется толерантность коренного населения, граждан-учредителей России,

в отношении к мигрантам. Продвигается «многонациональность» России, но в лживо-извращённой форме. Провозглашается реальность ассимиляции миллионов завозимых людей с другой идентичностью в исконную российскую общность. Проводимая в Российской Федерации миграционная политика совершенно не учитывает мнение коренных жителей России, государственная власть создаёт иллюзию благоденствия в данном вопросе, хотя напряжение в обществе и недовольство мигрантами возрастает.

История доказала, что на данном этапе развития человечества, существующий в России подход в миграционной политике, это путь к поражению государства и её коренных жителей, уничтожение сути и духа государства.

Во всём мире существует три успешных государства, реально созданные мигрантами, это США, Канада и Австралия. Но нужно понимать, что общества, создавшие государственность, были единоверными и придерживающимися схожих жизненных ценностей, хотя люди в этих обществах были выходцами из разных стран и континентов.

Если отбросить спекуляции о много-национальности людей, мечтающих превратить Россию в проходной двор, то Россия — многонациональное государство. То есть Россия — национальное государство народов единой судьбы, коренных народов Российской Федерации. Национальные интересы других народов, государств и стран, если это не касается инвестиций в экономику, на суверенной территории Российской Федерации ничтожны и не должны являться предметом обсуждения, а тем более реализации.

Идёт 33 год с момента развала СССР, а правительство России относится к гражданам бывших советских республик как к «своим», что в корне неправильно. В бытность СССР, по данным 1989 года, «своих» очень хорошо дотировали жители РСФСР — каждый россиянин дотировал СССР на 209 рублей, что составляет сумму, превышающую среднемесячную зарплату того времени. Туркмения дотировала СССР на 11 рублей, остальные же республики деньги получали. [1].

Несмотря на вышесказанное и то, что основную часть советских республик русские подняли до цивилизованного уровня из феодального строя, отношение «националов» к русским было, скажем мягко, специфическим. «...Шавкатик, как тебе не стыдно! В людей стрелять нельзя. — Он русский — в него можно! — неожиданно выдал Шавкат...» — воспоминания Андрея Чиланзарского [10].

Миграционная политика в России, это отражение интересов существующей олигархии. До сих пор никто из власть-имущих внятно не смог сформулировать полезность для граждан России «ценных специалистов» из стран с отличным от российского цивилизационным кодом и путём развития. Раздача же паспортов «новым гражданам» находится вообще за гранью понимания и инстинкта самосохранения, так как лишена здравого смысла. Власть манипулирует нужностью «ценных специалистов» для бизнеса и экономики, но это не так, национально-ориентированные губернаторы регионов это доказали. А если мигранты нужны бизнесу, будет правильно и справедливо, что бизнес и будет полноценно за них отвечать.

У здорового общества — здоровый иммунитет. Общество защищает и культивирует свои ценности и традиции. В России же исконное общество, коренные жители уничтожаются бесконтрольным завозом людей с враждебным менталитетом и абсолютно неприемлемыми для коренных жителей России ценностями. Если внедрить в живой организм, проявляющий толерантность к чужеродным телам, эти самые тела и дать им размножаться, то организм рано или поздно умирает, это аксиома.

Существует распространённое мнение о том, что мигранты превращают нашу страну в опасный для русских кишлак [4].

Власти не понимают, что делают? Или понимают... В любом случае выходит, что во власти, как минимум, вредители. Или люди, которые понимая бессмысленность внешней интервенции, решили разрушить Россию изнутри.

А ведь у так называемых «новых граждан» другой цивилизационный код, смертельно опасный для коренных жителей России, для русского человека. Неважно

кем были «новые граждане» у себя на родине, в России все начинают боготворить свою родину, кичиться своей национальностью и гипертрофировать свою набожность. И нужно четко понимать, что новые граждане абсолютно не различают для себя национальность и религию. Они не считают Россию родиной, а поэтому будут соответственно относиться ко всему исконно русскому, российскому, то есть будут разрушать исконно российское и навязывать свою ментальность, в которой нет места созиданию и прогрессу. Человеческая история не обманывает.

Попробуйте покачать права, я не говорю даже о совершении преступления, в таких государствах, как Азербайджан, Узбекистан, ОАЭ, Таиланд и Япония, и вы поймете, почём фунт лиха.

Выход из ситуации видится следующий: Позиция государства в миграционной сфере — защита национальных интересов, национальной идентичности и понимание того, что мигрантам нужна Россия, а не наоборот. Отсюда логичными выглядят следующие действия:

— взятие под контроль границ Российской Федерации с введением визового режима для граждан других государств, прибывающих на территорию России с целью осуществления трудовой деятельности;

— инструментом миграционной политики становится учреждаемая Федеральная служба интеграции (ФСИ). Миграционные центры внутри страны упраздняются из-за ненадобности (незаконно пребывающих на территории России нет, все центры выдачи трудовых виз находятся на территории посольств, в других странах);

— издаётся «Закон о репатриации соотечественников». То есть людей коренных национальностей Российской Федерации (национальностей, не имеющих своих суверенных государств или территорий за пределами России). При этом нужно учитывать триединство русского народа;

— средства на социальное обслуживание трудовых мигрантов из государственного бюджета России

не предусматриваются. Вводится обязательное страхование их жизнедеятельности на территории Российской Федерации;

— гражданство России священно, приобретение осуществляется по праву рождения или, для граждан других государств, служением и полезностью для общества. При этом человек, претендующий на гражданство, должен разделять ценности и мен-тальность общества, считать Россию своей Родиной — Отечеством. Иначе принятие в гражданство бессмысленно и преступно;

— вводится наказание за демонстративную, осознанную, ненависть к России и демонстративное, осознанное, пренебрежение к её гражданам, применением процедуры лишения гражданства России;

— трудовые мигранты, находящиеся на территорию России, после окончания трудового договора с работодателем обязаны в течение 7 дней покинуть Российскую Федерацию.

Проблема № 3 — «тугоухость» власти, которая собственно и породила Проблему № 2, но вышла из Проблемы № 1.

Из глубины веков восходит к нам свободное волеизъявление граждан по важнейшим государственным вопросам. Но на практике, в России (СССР), всеобщее голосование по важнейшим вопросам в жизни страны впервые было реализовано 17 марта 1991 года.

На голосование был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». В референдуме 17 марта 1991 года из 185,6 млн граждан СССР с правом голоса приняли участие 148,5 млн (79,5 процента от общего числа). «Да» сохранению Советского Союза сказали 113,5 млн (76,43 процента от участвовавших в голосовании). А 8 декабря 1991 года было объявлено о прекращении существования СССР.

Первый всероссийский референдум состоялся также 17 марта 1991 года. По ито-

гам референдума был введён пост Президента РСФСР.

25 апреля 1993 года, в разгар противостояния президента и Верховного совета РФ, прошел референдум о доверии этим органам власти. По итогам плебисцита никаких внеочередных выборов не проводилось, а Съезд народных депутатов Российской Федерации был распущен 21 сентября 1993 года указом президента.

12 декабря 1993 года, состоялось «всенародное голосование» (не референдум) по новой Конституции Российской Федерации. Голосование за конституцию проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», принятым указом Ельцина, а не по Закону РСФСР «О референдуме». В референдуме по новой конституции приняли участие 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых — 32 937 630 (58,4%) проголосовали за принятие новой конституции. Согласно Закону РСФСР «О референдуме», конституция не могла бы считаться принятой, так как её поддержали всего 31,02% от числа зарегистрированных избирателей в России.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» был принят в 1995 году. Он закрепил понятие референдум Российской Федерации, определил условия и процедуру проведения.

22 апреля 2020 г., в рамках принятого специально к событию Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», прошло «общероссийское голосование» по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, по результатам которого были приняты изменения в Конституцию Российской Федерации, предложенные Президентом [9].

В настоящее время референдум рассматривается в качестве высшей формы народного волеизъявления. Однако порог явки для общенародного голосования, в том числе и по поправкам к Конституции, отсутствует, что выглядит странно [5].

Государственная власть в России не жалует волеизъявление граждан по

важнейшим государственным вопросам, руководствуясь, очевидно, мыслью — «.Большинство никогда не бывает право. .Я думаю, все согласятся, что глупые люди составляют страшное, подавляющее большинство на всем земном шаре. Меньшинство всегда право», высказанной норвежским драматургом Генриком (Хен-риком) Ибсеном в пьесе «Враг народа» (1882 год). Правда, человекоцентричности во внутренней политике при таком подходе достигнуть не удастся.

Ситуация, когда через сайт можно пожаловаться на то, что на тротуаре скользкий лёд, но нельзя положительно решить острые общественно-значимые вопросы, не является человекоцентричной.

Если игнорировать государственной важности вопросы и вопросы национальной безопасности, ситуация может выйти из-под контроля.

Решением Проблемы может стать введение единого, понятного, прозрачного, легитимного, механизма проведения референдумов и голосований. Конституция РФ не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов.

Данный механизм предлагаю сделать на базе, пока не существующей, общероссийской цифровой платформы «Российская информационно-аналитическая система обратной связи с населением и помощи в принятии государственных и муниципальных решений «Национальный Интерес»» (РИАС «Национальный Интерес»), которую необходимо создать с целью развития народовластия, закреплённого в Конституции России, а именно развития политического участия в системе государственного и муниципального управления, эффективного принятия государственных и муниципальных решений, реализации общественного запроса на прозрачность власти, открытость данных, скорость и адекватность принятия государственных и муниципальных решений [2].

Для реализации государственной политики человекоцентричности необходимо: — признать свободы, права, обязанности, саму жизнь человека-гражданина, безусловным приоритетом внутренней и внешней политики Российской Федерации;

— делать побуждающим мотивом для принятия государственных и муниципальных решений, а также эффективным инструментом обеспечения стабильности и безопасности, благополучие граждан России и культивирование естественного Патриотизма в обществе, прививающего любовь к своей стране;

— каждый гражданин должен быть, безусловно, защищён всей силой государства. Во главу угла ставится принцип «нулевой терпимости» и неотвратимости наказания (безответственность и безнаказанность — путь к поражению) за противоправное деяние против гражданина и государства как на суверенной территории, так и за границами России. А также гарантия безусловной возможности реализовать гражданином свои права, обязанности и свободы;

— все граждане России равны в правах и свободах, нельзя разделять общество по любому из придуманных признаков, мы это уже проходили и знаем, чем такие опыты заканчиваются...;

— необходимо, используя весь государственный ресурс, воспитывать Человека-Гражданина, прививать нравственные скрепы — духовные принципы, такие как честь, долг, любовь, доброта, справедливость, совесть, достоинство человека, что, учитывая исконную многогранность людей, проживающих в России и православную основу Русской цивилизации, всегда актуально;

— в то же время, гражданин должен чувствовать поддержку государства, чувствовать его заинтересованность в себе.

За свой тыл человек должен быть спокоен. Иначе как он сможет отвлекаться на реализацию реально заботящих его потребностей и адекватно отвечать на внешние вызовы и угрозы? В России, как и в любом доме, есть хозяева, которые обеспечивают порядок, традиции и закон. Для своих нарушителей спокойствия существуют соответствующие меры ответственности. Что

касается гостей, то гости, не согласные с укладом хозяев, гостями не могут быть по определению.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение политики человекоцентричности:

Государственная политика человекоцентричности — это признание свобод, прав, обязанностей, жизни человека-гражданина, а также процесса культивирования естественного патриотизма в обществе, безусловными приоритетами внутренней и внешней политики государства. Только взаимная любовь гражданина и государства приведёт к процветанию, успеху игордости, а значит, и к естественному патриотизму.

Список литературы

1. Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России / Егор Гайдар. — М.: РОС-СПЭН, 2006 (Ульяновск: Ульяновский Дом печати). — 439 с.

2. ГолубятниковД.О. Выпускная квалификационная работа: Внедрение цифровой системы обратной связи с населением при принятии государственных решений: ГУУ: направление подготовки: 38.04.04. — М., 2024. — 144 с.

3. Голубятников Д.О. Патриотизм, национальные интересы и безопасность российского общества и государства // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Материалы Пятой международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества» / отв. ред. В.И. Герасимов. — М., 2023. — Вып. 6. — Ч. 1. — С.86-88.

4. Ползучий захват России. Как мигранты превращают нашу страну в опасный для русских кишлак // «Царьград/Tsargrad». — URL: https:// tsargrad.tv/news/polzuchij-zahvat-rossii-

kak-migranty-prevrashhajut-nashu-stranu-v-opasnyj-dlja-russkih-kishlak_971438 (дата обращения: 12.03.2024).

5. Полонский И. От суверенитета до поправок к Конституции: какие референдумы проводились в России// Военное обозрение. — URL: https://topwar.ru/172680-ot-suvereniteta-do-popravok-k-konstitucii-kakie-referendumy-provodilis-v-rossii.html (дата обращения: 12.03.2024).

6. Президент России // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (дата обращения: 11.03.2024).

7. СкудаеваА. «Потерянное десятилетие»: реальные доходы россиян упали ниже уровня 2013 года // Новые Известия on-line. — URL: https://newizv.ru/news/2024-02-15/ poteryannoe-desyatiletie-realnye-dohody-rossiyan-upali-nizhe-urovnya-2013-goda-427164 (дата обращения: 11.03.2024).

8. Фалалеев М. Рашид Нургалиев: Чиновники-коррупционеры не уйдут от наказания // Российская газета. — URL: https:// rg.ru/2008/10/14/mvd.html (дата обращения: 12.03.2024).

9. ЦИК России // URL: http://www.cikrf.ru/ activity/docs/postanovleniya/46746/ (дата обращения: 12.03.2024).

10. ЧиланзарскийА. Цвети родной Узбекистан! Но только — без меня... (рассказы) // Самиздат. — М.: 2003.

11. Явлинский ГА. Григорий Явлинский: «Предприниматели от страха ничего не соображают» // «Новые Известия on-line». — URL: https://newizv.ru/news/2018-11-07/ grigoriy-yavlinskiy-predprinimateli-ot-straha-nichego-ne-soobrazhayut-279237 (дата обращения: 11.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. WCIOM (ВЦИОМ) // URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ poslanie-prezidenta-2024-ocenki?ysclid=ltlke5c 9tq545392407 (дата обращения: 11.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.