Научная статья на тему 'Принципы современного социального государства и их обеспечение'

Принципы современного социального государства и их обеспечение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1066
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
SOCIAL STATE / SOCIAL POLICY / CIVIL SOCIETY / SOCIETY / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ведяшкин Е.П.

В статье анализируются принципы современного социального государства. Рассматривается Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018, в котором выражены моменты касающиеся социальной политики государства. Так же рассматривается теория и практика государственной социальной политики в современной России. Обоснован механизм социальной политики, а так же главные принципы на которые он опирается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы современного социального государства и их обеспечение»

УДК 323 Политические науки

Ведяшкин Е.П., магистр Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск (evgved199524@gmail.com)

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация. В статье анализируются принципы современного социального государства. Рассматривается Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018, в котором выражены моменты касающиеся социальной политики государства. Так же рассматривается теория и практика государственной социальной политики в современной России. Обоснован механизм социальной политики, а так же главные принципы на которые он опирается.

Ключевые слова: Социальное государство, социальная политика, гражданское общество, общество, социальное партнерство.

Vedyashkin E.P., Master of Historical and Sociological Institute, FGBOU VO "National Research Mordovian State University N.P. Ogaryova, Saransk

(evgved199524@gmail.com)

PRINCIPLES OF THE CONTEMPORARY SOCIAL STATE AND THEIR PROVISION

Annotation. The article analyzes the principles of the modern social state. The Address of the President to the Federal Assembly of the Russian Federation of March 1, 2018 is considered, in which moments are expressed concerning the social policy of the state. The theory and practice of state social policy in modern Russia is also examined.

The mechanism of social policy is substantiated, as well as the main principles on which it relies.

Keywords: Social state, social policy, civil society, society, social partnership.

Социальное государство является неотъемлемой частью современной цивилизации. Сегодня в направлении формирования и совершенствования социального государства движутся многие современные государства мира.

Актуальность темы статьи усиливается фактом, что принцип социального государства выступает объектом особого внимания как российских, так и зарубежных исследователей и признается в большинстве стран одним из главных принципов современного цивилизованного государства. Значение принципа социального государства действительно велико, поскольку во многих странах он считается конституционным, так как положение о нем находится в ряде конституций зарубежных стран. К тому же он считается одним из основных принципов политики государства.

На данный момент граждане Российской Федерации являются очевидцами проводимой качественно новой социальной политики. Необходимо отметить, что вопросы социального характера находятся в числе обязательных моментов политического курса страны. Каждый год в послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ акцентирует внимание на состоянии и мерах, которые предпринимаются органами власти по решению сложившихся социальных проблем.

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. можно выделить следующие моменты, касающиеся социальной политики. Несмотря на то, что обеспечена стабильность и прочность буквально во всех сферах жизни, но в решении важнейшей задачи по улучшению качества жизни и благосостояния людей ещё не удалось достичь необходимого уровня. Поэтому намечено осуществить решительный прорыв в обеспечении благополучия народа путем обновления структуры занятости, снижения уровня бедности, выстраивания структуры справедливой и адресной социальной

поддержки и помощи, проведения эффективной демографической политики, в том числе через продление программы материнского капитала, адресные выплаты при рождении первого, второго и третьего ребёнка в семье.

Вместе с тем ежедневно огромная часть населения нашей страны сталкивается с социальными проблемами, испытывает на себе несовершенство реализации принципа социального государства. В качестве сдерживающего фактора процесса развития и становления социального государства в Российской Федерации в Послании названо отсутствие стратегии региональной политики в таких направлениях как сокращение диспропорций в существующем социальном положении различных групп населения, а также оказание помощи депрессивным районам и выравнивание социально-экономического развития субъектов Российской Федерации [7].

Тема статьи является предметом анализа многих научных деятелей на протяжении большого количества времени. В настоящий момент существует большое количество научных работ, посвященных различным аспектам исследования социальной политики и реализации принципа социального государства, как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

В современной России исследованием теоретических проблем социальной политики занимаются такие исследователи, как Е. С. Бакалдина, Ю. М. Гончаров, Р. В. Косов, В. Л. Тамбовцев. В их работах раскрывается сущность социальной политики, анализируется зарубежный опыт становления такого направления деятельности государства, как социальная политика.

Методологическое значение для данного исследования имеют работы, в которых рассматриваются теория и практика государственной социальной политики в современной России. В их числе работы К. С. Апросичевой, М. Д. Изгияевой, Е. В. Охотского, О. В. Павлюковой.

В раскрытии темы статьи важны исследования моделей государственной социальной политики. Комплексный анализ моделей государственной социальной политики, складывающихся в зарубежных государствах,

классификация и типология моделей осуществлены в публикациях С. В. Кадомцевой, А. Х. Маликовой, Е. Г. Олейниковой.

Несмотря на значительный вклад ученых в разработку отдельных аспектов государственной социальной политики, многие вопросы, связанные с комплексным изучением становления и развития государственной социальной политики, исследованы недостаточно. Некоторые проблемы, вызванные трансформацией социальной политики государства в связи с вызовами глобализации, находятся на начальной стадии разработок и требуют дальнейших теоретических и прикладных исследований.

Целью данной статьи является попытка проанализировать и обобщить теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с обеспечением его принципов на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Во многих государствах, являющихся по конституции правовыми и социальными государствами, механизм социальной политики опирается на следующие главные принципы:

- экономическая свобода человека, наличие и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную независимость в рамках социального партнерства;

- высокая степень доверия к регулирующей роли рынка сквозь спрос, конкуренцию, предложение, ценообразование, но и ответственность государства за уровень развития рыночных сил и формирование условий для балансирования экономической и социальной жизни, устремленной на обеспечение социального благополучия своего населения государства;

- социальная справедливость и общественная солидарность, которая обеспечивается через налоговое перераспределение доходов от богатых слоев к менее обеспеченным слоям, создание условий для привлечения дееспособного населения к трудовой деятельности, наделение социальной ответственностью трудоспособного населения за еще или уже не ведущих трудовую деятельность;

- привлечение работников к процессу управления производством, к

процессам, протекающим в общественной и государственной жизни, вырабатывая тем самым многообразные проявления экономической демократии [2, с. 154].

В современных условиях в обществе обязан эффективно работать важный принцип «государство для человека», реализация которого должно стать основой проведения современной социальной политики. Он выражается:

- в приоритете естественного права над дозволительным (позитивным);

- в признании человека исключительным субъектом права собственности на разнообразные предметы собственности, которые имеются в государстве;

- в признании приоритета обязанностей перед правами членов общества;

- в признании особенной роли различных нематериальных предметов собственности, которые невозможно отнять у человека;

- в признании члена общества одним-единственным субъектом налогообложения;

- в признании приоритета интересов гражданина над государственными интересами при установлении допустимой величины налогообложения;

- в признании наибольшей значимости социальных статей бюджета государства над иными статьями, в виду чего основой финансирования различных социальных выплат является бюджет государства, а ответственным за предоставление выплат является правительство;

- в признании человека в роли прямого инвестора, готового самым лучшим образом согласовать свои инвестиции с личными нуждами [3, с. 47].

Социальное партнерство выступает важнейшим принципом социального государства. Там термин «социальное партнерство» означает принцип взаимоотношений между коллективом работников и работодателями, где посредником выступает государство. В процессе, когда государство перестает быть классовым, приобретает черты социального, идеология социального партнерства начинает выходить на первый план.

В широком смысле социальное партнерство выступает идеологией сотрудничества во всех сферах общественной жизни. И в этом отношении

социальное партнерство играет роль важнейшего принципа современного демократического гуманного социального государства, отражая тенденции развития мировой цивилизации, идущей путем гармонизации отношений между трудом и капиталом, разнообразными слоями, группами, находящиеся в активном взаимодействии в обществе [3, с. 48].

Роль государства при характере отношений социального партнерства не сводится к формированию правовой базы регулирования и регламентации социально-трудовых отношений. Любому государству, которое находится на пути становления социального, необходимо выступать гарантом действия сторон, следованию принятых обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и исполнять различные процедуры ведения переговоров. Система государственных органов содействует сглаживанию противоречий различных сторон через процесс участия своих представителей, исполнения арбитражной функции, содействии деятельности согласительных комиссий [8, с. 7].

На уровне общества предметом переговоров в сфере социального партнерства выступают ключевые направления социально-экономической политики, комплекс социальных гарантий и защиты интересов участников социально-трудовых отношений, в государстве. Подобные главные положения социальной политики государства во многом взаимообусловлены и модифицируются в принцип самого социального государства [4, с. 48].

В целях обеспечения принципов социального государства срабатывает комплекс механизмов. Первый - тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, существующая на базе социального партнерства. Для того чтобы разные стороны самостоятельно были способны достигать социально-трудовые соглашения (заработанная плата, режим работы и режим отдыха и т.д.), нужно придерживаться определенных обязательств: все стороны обязаны через нормативно-правовые механизмы наделяться комплексом полномочий и нести ответственность за принятые на себя обязательства. Стороны должны быть осведомлены о рыночной цене труда, стоимости

разнообразных частей производства, финансовом состоянии предприятия и т.д.

Так же необходима эффективная разработка и использование нормативно-правовой основы, которая регламентирует действие подобного механизма. Необходимо принятие и следование комплексу законов об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей.

Прочим, но немаловажным механизмом выступает государственный надзор за функционированием и состоянием рыночных сил и институтов, защиту обеспечения конституционных целей государства, способствует росту уровня жизни людей и препятствует общественному расслоению.

Сам механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности очень сложен. Чувство взаимопомощи и солидарности заложено в природе человека и в его коллективной деятельности. Государству же следует не допускать в ходе проведения реформ несправедливость. В противном случае, тогда когда народ убеждается, что государство не в силах соблюдать подобные обязательства, экономические и социальные требования населения трансформируются в политические, являясь средством достижения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность системы государственных органов - с помощью правового механизма минимизировать причины возникновения конфликтов и поддерживать условия для функционирования справедливого социального мира [5, с. 5].

Не менее значим является такой принцип социального государства, как степень участия граждан в управленческих процессах на всех уровнях власти и общественно-хозяйственной жизни. Этот принцип может быть реализован допустима только в подлинно демократическом социальном государстве.

Подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследователей сходятся во мнении, что отношение работников процессу к управления представляет собой для них большую важность, чем отношение к

собственности. Для того, что бы обеспечить участие граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали нужно приводить в соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства нормативно-правовую базу. В реализации данного принципа на базе системы социального партнерства особенной ролью обладают профсоюзы. Областью деятельности профсоюзов выступает как социальная политика государства в целом, так и ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов его семьи [4, с. 53].

Таким образом, социальное партнерство - важнейший принцип социального государства - представляет собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями, как один из способов согласования интересов, как один из методов решения социально-экономических проблем и минимизации конфликтов между наемными работниками и собственниками.

В широком смысле - социальное партнерство представляет собой способ выражения интересов каких-либо социальных групп в обществе и принцип социального государства. Складывающаяся система взаимоотношений эффективна лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства - государства, следовательно, социальное партнерство не только включает в свою систему государство как обязательный субъект, но одновременно выступает одним из важнейших принципов его функционирования.

Социальное партнерство является обязательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве - важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В целом, в государстве данный принцип выступает одним из важнейших оснований усиления своей «социальности».

Представляется, что обозначенные принципы социального государства позволяют трактовать его в контексте взглядов на демократию И. А. Ильина. Согласно его определению, социальное государство возводит или по крайней мере стремится к тому, чтобы «возводить каждый духовно-верный и

справедливый интерес отдельного гражданина в интерес всего народа и всего государства», и, делая это, «оно становится орудием всеобщей солидарности и гражданского братства» [1, с. 184].

К аналогичным выводам приходят и современные зарубежные и отечественные исследователи демократии. Так В. В. Петухов отмечает, что «россиян (впрочем, как и граждан многих других стран) привлекает модель "социальной демократии", "демократии равных возможностей" [6, с.14]. Для демократии как социальной практики сегодня самая важная задача - это снижение различных неравенств. Согласно многочисленным опросам, самый высокий уровень доверия демократическим институтам отмечается в скандинавских странах, в которых на практике реализован концепт "социального государства". В большинстве же стран континентальной Европы, где от него начали отказываться, «неизбежно происходил сдвиг общественных настроений в пользу ультраправых и ультралевых партий и движений» [6, с. 15].

Социальная ориентация современной российской политики нашла подтверждение в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 г., где было подчеркнуто, что сила государства определяется не столько природными ресурсами и производственными мощностями, сколько качеством жизни, уровнем благосостояния граждан, возможностями для творческой самореализации и развития каждого человека [7].

Библиографический список

1. Изергина Н. И. Путь России к демократии: взгляд И. А. Ильина и современность. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 208 с. с. 184.

2. Кутафин О. Е. Российский конституционализм / О. Е. Кутафин. - М. : Норма, 2008. - 544 с.

3. Основы социального государства : учеб. пособие / сост. Ю.П. Вахрушев. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. - 68 с.

4. Основы социального государства: учебное пособие / Т. Б. Голубева. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 172 с.

5. Павлюкова О. В. Механизм построения социальной политики в современной России / О. В. Павлюкова // Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ). - 2016. - № 3. -С. 2-8.

6. Петухов В. В. Демократизация российского общества: возможна ли вторая попытка? // Полис. 2017. № 5. С.8-23 с.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 291976/ (дата обращения: 22.05.2018).

8. Тамбовцев В. Л. Социальная политика: нерешенная задача научного обоснования / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2015. - № 6. - C. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.