Научная статья на тему 'Дошкольное образование в обществе бедных и богатых'

Дошкольное образование в обществе бедных и богатых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ / SOCIAL DIVISION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATION POLICY / МИР ДЕТСТВА / WORLD OF CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Олег Васильевич

Развитие образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства обусловливается уровнем развития культуры, а также сложившимися общественными отношениями. Направленность процессов, происходящих в мире детства и в системе дошкольного образования, зависит от сложившейся социальной структуры общества современной России, социального расслоения, появления бедных и богатых. Образовательная политика должна учитывать это обстоятельство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool education in the society of the poor and the rich

The development of education as a purposeful process of teaching and training in the interests of the people, society and state is determined by the cultural level as well as the existing social relations. The direction of the processes in the world of childhood and preschool education system depends on the existing social structure in the present-day Russia, the social division of society into the poor and the rich. Education policy must take this fact into consideration.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование в обществе бедных и богатых»

О.В. Степанов Доктор социологических наук, профессор, директор ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж»*

Дошкольное образование в обществе бедных и богатых

Одна из самых острых социальных проблем нашего времени -дошкольное образование. Дело не только в нехватке мест в ДОУ. В конце концов эту социальную ошибку, производную от жадности приватизаторов 90-х гг., рано или поздно исправим. Как в условиях социального расслоения и бедности огромной части населения гарантировать бесплатность и доступность качественного образования вообще и дошкольного в частности? На какие социальные слои ориентированы преобразования, происходящие в российской системе образования?

Целью статьи является рассмотрение системы дошкольного образования в условиях социального расслоения в России пореформенного периода. Процессы, происходящие в мире детства и в системе, призванной обучать и воспитывать маленьких россиян, зависят от социальной структуры общества.

Образование, согласно ФЗ «Об образовании в РФ», -целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Законом признается тот факт, что уровень общего и специального образования обусловливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также сложившимися общественными отношениями.

Социальное устройство современного российского социума характеризуется не только многоконфессиональностью, полиэтничностью, расслоением общества на бедных и богатых, но и неопределенностью, какое общество мы будем строить. Эта неопределенность связана с тем, что социальная политика в первую очередь ориентирована на маргинальные слои бедных, связывающих свои интересы с помощью государства, и на слои финансово-спекулятивной «олигархии». Средний класс остается в стороне. С позиции изучения состояния, тенденций и перспектив развития дошкольного воспитания анализ процессов в социальной структуре общества сможет помочь очертить и сформулировать желаемые контуры системы образования детей разного возраста.

* Степанов Олег Васильевич, e-mail: oleg19.53@yandex.ru

Возникает вопрос: чьи интересы преследует система образования? Несомненно, образовательная система, сложившаяся в том или ином обществе, является результатом столкновения интересов субъектов образовательного процесса: личности человека и государства, учителя и ученика, работодателя и студента, национальных интересов США и России и т. д. Ответ на этот вопрос не является столь уж очевидным и однозначным. Под влиянием различных идеологических позиций может варьироваться до диаметрально противоположных значений.

Процесс целенаправленной социализации маленьких россиян посредством системы дошкольного образования, как признают специалисты (Е. Ямбург), чрезвычайно усложнился и изменился. Маленькие россияне стали «цифровым поколением» с «генетической усталостью» и языковыми этно-культурными барьерами. На социальную эффективность решения усложнившихся педагогических задач оказывает воздействие социальное расслоение общества. У богатых (4-6 %), среднего класса (30 %) и бедных (60-65 %) требования, претензии и ожидания от системы образования достаточно разные.

В ДОУ России в настоящее время ходят более 6,5 млн детей. Они относятся к тому возрасту, когда делается самый большой рывок в развитии, когда формируется характер, базовые ценности, мышление, физическое здоровье. Ребенок и воспитатель находятся в обществе, которое характеризуется наличием бедных и богатых. Не учитывать это обстоятельство в процессе образования было бы неправильным.

Рассматривая современную систему дошкольного образования, следует отметить, что в ней идут качественные изменения, обусловленные переменами, происходящими в нашем обществе. В социальную ткань России вошли другие социально-экономические, правовые, духовные основания жизни общества - другие родители, иные дети, новые воспитатели, другая система управления и финансирования системы дошкольного образования, новый ФЗ «Об образовании в РФ». В силу здоровой консервативности и большой инертности системы образования процесс перехода ее на рыночные отношения происходит медленнее, чем в других социальных институтах. Частный капитал в России владеет 80 % российской собственности, но не спешит в сферу дошкольного образования. Это позволяет сохранить те положительные черты системы дошкольного воспитания, которые были накоплены за вторую половину ХХ в. Разумно реформирование дошкольного образования проводить, опираясь на реальные и еще сохранившиеся положительные характеристики советской системы дошкольного воспитания, обеспечивавшей массовость, доступность, соответствие потребностям людей труда и общества.

В обстоятельном исследовании, проведенном авторским коллективом Института социологии образования РАО под руководством проф. В.С. Собкина, дан анализ ценностных ориентаций и воспитательных стратегий россиян, их отношение к государственной

системе дошкольного воспитания. «В современном мире уже на этапе дошкольного детства с особой остротой проявляется целый ряд социологических проблем, связанных с социальным неравенством и трансформацией традиционных институтов первичной социализации ребенка, таких как семья и дошкольные образовательные учреждения, -отмечают авторы исследования. - В социокультурном плане сегодняшнее детство претерпевает существенные изменения, которые затрагивают социально-ролевую структуру детско-родительских отношений, ценностные ориентиры воспитания ребенка, представления о нормах детского развития, традиционные формы детской активности и игровой деятельности. Проявляется явное влияние техноэволюционных процессов на детскую культуру и образ жизни ребенка. Особо острой социальной проблемой сегодня оказывается соотношение обучения и воспитания - риск ранней сколяризации дошкольного детства»1.

Вступил в силу новый стандарт дошкольного образования. Он призван изменить принцип работы с детьми дошкольного возраста. Теперь воспитатели будут добиваться индивидуального развития ребенка вместо массовой подготовки к школе. Так заявляют авторы стандарта. Кого это устраивает и как это соотносится с интересами различных социальных групп. Кому этот стандарт выгоден: бедным, богатым, среднему классу, бюрократии? Может быть, нашим либеральным друзьям из-за рубежа, «любящим детей», и свободу половых отношений?

Расслоение общества на бедных и богатых приняло огромные масштабы. «Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности», - подчеркивал президент РФ2. По данным Росстата, сегодня разрыв в доходах между 10% самых обеспеченных и 10% самых необеспеченных граждан достиг 17-кратного размера. По данным ИСПИ РАН - в 30! По Санкт-Петербургу - уже в 80 раз, а по Москве - все 1003. К сожалению, на фоне обострённого чувства неравенства, достигшего вопиющих размеров, стало расти чувство агрессии.

Расслоение общества по материальному признаку создает социальную напряженность и риски агрессивного, деструктивного поведения людей. Образование, построенное на принципах гуманизма и доступности, является одним из наилучших факторов, способствующих смягчению социальной напряженности, доступа людей к социальному лифту. Об экономической и социальной целесообразности заботы об образовании как части социализации и об особом отношении к

1

Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова В.С. Социология дошкольного детства. ы по социологии образования. Т. XVII, вып. XXIX. М., 2013. С. 5.

Путин В.В. Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития // Комсомольская правда. 2012. 13 февр.

3 Володин А. Русская мечта: чего сейчас хотят россияне? // АиФ. 2013. № 12. 20 марта.

дошкольникам говорит и опыт, и экономическая наука. Нобелевский лауреат Джеймс Хекман подчеркивал, что окупаемость инвестиций в программы социализации дошкольного образования на порядок выше, чем от инвестиций в аналогичные программы школьного и профессионального образования.

Стабильное без потрясений развитие любого общества обеспечивает средний класс. В России он сохранился и с трудом, но развивается. Это 30% населения и 10-15% «сочувствующих», которые будут вести себя так же. У этих людей есть собственность, материальная опора для детей и внуков. Им очень не хочется её терять. Почти 40% из них готовы решать свои проблемы без помощи государства. Именно на них должна в первую очередь работать система дошкольного образования. Ни на богатых, ни на воспроизводство бедных. Стандарт дошкольного образования должен отражать интересы среднего класса, обеспечивающего своим трудом и налогами жирование богатых и существование бедных, в том числе не желающих работать слоев. Развивать креативный творческий класс созидателей.

Стандарт ориентируется на малопонятную, размытую «индивидуальность» ребенка, не связанную с его социальными, этническими, конфессиональными, духовными, социально-культурными корнями. Стандарт и ФЗ № 273 открывает большие возможности для богатых родителей и международных «проектов». В то же время декларирует запутанную, неопределенную, систему компенсаций для родителей из среднего класса.

Качество современного дошкольного образования, отмечалось на 2-м Всероссийском съезде работников дошкольного образования «Детство: политика, методология и практика», будет повышаться в случае перехода к детоцентризму в организации образовательного процесса. Когда не ребенок должен готовиться к школе, а школа - к ребенку, полагает А. Асмолов, один из авторов стандарта дошкольного образования. Безусловно, согласимся с тем, что «детство - ради детства, а не ради того, чтобы ребенок научился счету и письму. Главная идея стандарта - поддержка развития ребенка через игру ...все дети разные, тем самым поддержка этого разнообразия ребенка, где бы он не родился и рос, необходима. Отсюда мы предлагаем каждому дошкольному учреждению веер образовательных программ на выбор, антологию и навигацию детства, чтобы дошкольные учреждения могли полностью общаться с родителями и устраивать развивающий мир ребенка»4.

В такой формуле при всей гуманности и любви к детям нельзя игнорировать и тот факт, что ребенка следует готовить к школе. К школе обновленной, современной, креативной, отвечающей современным

4 Ефлаева Т. Надо жить играючи // Учительская газета. 2014. № 43. 28 окт.

стандартам. Ребенка следует готовить к жизни, к определенному ее образу, статусу. Возникает вопрос - к какому: к жизни олигархов, высококвалифицированных специалистов среднего класса или бедных, безработных? В США в социальную ткань общества входит четвертое поколение безработных (насчитывающих несколько миллионов), живущих на пособие людей. Обучают ли их отпрысков в дошкольных учебных заведениях, построенных на гуманистическо-демократических принципах «детоцентризма»? В этом смысле не помешают социологическая диагностика и серьезная экспертиза как оценивание состояния ценностных ориентаций всех субъектов образовательного процесса с учетом реального их социально-экономического состояния и самочувствия. «Социологическая диагностика фиксирует несоответствие поставленных перед обществом задач и реального социально-экономического и социально-психологического состояния», -констатирует проф. Ю.Г. Волков5.

Вряд ли процесс социализации ребенка, проводимый через игру, следует вести из посыла, что общество должно быть (может быть) идеально подготовлено и изменено к встрече ребенка из ДОУ, работающего по новым стандартам. Это желательный, но утопический вариант. Общество медленно изменяется на гуманистических началах, и система дошкольного образования, воспитатель - то звено, которое могло бы подготовить человека-творца, способного креативным трудом создать общество будущего. При этом возлагать все надежды по изменению общества и человека только на воспитателя нельзя.

В 90-е гг. большинство россиян мечтали о том, чтобы не скатиться за грань нужды. Такие социальные категории, как пенсионеры, дети, были вынуждены существовать за этой гранью. За последние десять лет принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях среднего россиянина. Изменения в социальной структуре повлияли на возникновение новых приоритетов. Жить в достатке, здоровье и социальная справедливость - основные желания россиян. Система дошкольного образования, как и вся система образования, должна воплощать эти желания россиян, их стремление к достатку, здоровью и справедливому доступу к образованию. Новые запросы предъявляются к образованию, в том числе дошкольному.

Система образования не успела адаптироваться к запросам, и в первую очередь к требованиям среднего класса. Образованные и хорошо зарабатывающие люди, богатые и бедные люди в своей массе остаются неудовлетворенными уровнем образовательных услуг. Причины этой неудовлетворенности имеют общие основания и особенности, требующие внимательного анализа и изучения. Несмотря на солидные бюджетные финансовые вливания в образование, рост

5

Волков Ю.Г. Социологическая диагностика и социологическая экспертиза: социальное самопознание российского общества. Ростов н/Д., 2014. С. 19.

заработной платы учителей и воспитателей, сохраняется низкое качество обучения. Не остановлено расползание принудительной платности без соответствующего роста эффективности.

Преобразования в системе дошкольного образования идут по схеме реформирования других социальных сфер страны. Примером может являться система здравоохранения. В создание страховой медицины, реформирование здравоохранения были вложены большие, по масштабам России, средства. Изменения не привели к качественному улучшению медицинского обслуживания россиян. Имитация деятельности без реальной эффективности. Внутри системы здравоохранения произошла дифференциация на очень плохо и отлично зарабатывающих. Одновременно произошел гигантский отток медицинских кадров. Следует отметить, что улучшились условия обслуживания запросов богатых и состоятельных россиян (платные поликлиники, стоматология, косметология и т. д.). Те же процессы, но чуть медленнее, происходят в системе образования в целом и дошкольном в частности.

Новый ФЗ «Об образовании в РФ» появился в условиях расслоения общества на бедных и богатых. И тех, и других интересует вопрос, повысит ли ФЗ № 273 качество работы с детьми? Всех волнует, сколько будет стоить «бесплатное» образование и как будут чувствовать себя дети в реформируемых ДОУ.

Подводя итоги, отметим следующее.

Деятельность системы воспитания и образования самых маленьких россиян на рубеже тысячелетий происходит в условиях серьезных изменений в социально-экономических, правовых и духовных основаниях жизни общества. Остается реальная перспектива дифференциации дошкольного образования на учреждения для бедных и богатых. Основанием тому служит дифференциация общества. Это объективный и реальный процесс. К сожалению, средний класс как основа стабильности общества в России слаб. Создание новых инновационных, развивающих, креативных технологий работы с детьми во многом будет зависеть от того, на кого будет ориентироваться реальный детский сад, реальный воспитатель ДОУ. Стандарт дошкольного образования в социальном плане размыт. Желательно, чтобы он отражал интересы среднего класса, развивал креативный творческий класс созидателей.

Общество разделено на бедных и богатых, средний класс. Кто платит за образование? Сами граждане и государство из налогов, которые платит средний класс. Бедные налогов платить не могут, а богатые уходят от их уплаты. Предпочитают искать услуги, специалистов, товары за рубежом. Это касается отдыха, медицины и высшего образования. Постепенно это распространяется и на дошкольное и школьное.

Появление бедных и богатых означает перераспределение

финансовых потоков. Образование должно оплачиваться, по мнению граждан, государством. Но более 80% собственности находится в руках частного капитала, бизнеса, участие которого в содержании дошкольного образования ничтожно. Раньше лучшие детские сады были у предприятий. Приватизированы предприятия, а детские сады сброшены на бедные муниципалитеты. Богатые бизнесмены доверяют бедным муниципалам дошкольное образование. Доверят ли они бедному дошкольному образованию своих детей? Видимо нет. А кому?

Степанов О.В. Дошкольное образование в обществе бедных и богатых.

Развитие образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства обусловливается уровнем развития культуры, а также сложившимися общественными отношениями. Направленность процессов, происходящих в мире детства и в системе дошкольного образования, зависит от сложившейся социальной структуры общества современной России, социального расслоения, появления бедных и богатых. Образовательная политика должна учитывать это обстоятельство.

Ключевые слова: дошкольное образование, социальное расслоение, образовательная политика, мир детства.

Stepanov O.V. Preschool education in the society of the poor and the rich. The

development of education as a purposeful process of teaching and training in the interests of the people, society and state is determined by the cultural level as well as the existing social relations. The direction of the processes in the world of childhood and preschool education system depends on the existing social structure in the present-day Russia, the social division of society into the poor and the rich. Education policy must take this fact into consideration.

Key words: preschool education, social division, education policy, world of childhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.