Научная статья на тему 'Дошкольное образование — статистическая оценка'

Дошкольное образование — статистическая оценка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
3126
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ / ЧИСЛО МЕСТ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / ВОСПИТАТЕЛИ / ЦЕНЫ НА УСЛУГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRE-SCHOOL EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PART-TIME PRE-SCHOOL GROUPS / NUMBER OF PLACES IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / KINDERGARTEN TEACHERS / COSTS OF PRE-SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Приводятся основные показатели, характеризующие в динамике развитие сферы дошкольного образования в Российской Федерации. В качестве источника информации использованы материалы Федеральной службы государственной статистики (результаты ежегодных федеральных статистических наблюдений за деятельностью дошкольных образовательных учреждений, за потребительскими ценами, за строительством), а также данные Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ. Данные за 2010 г. по отдельным показателям являются предварительными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the basic parameters which describe development of pre-school education in the Russian Federation. Data from the Federal state statistics service (the results of the annual federal statistical observation of the activities of pre-school educational institutions, of consumer prices and construction) is used as a source of information, as well as the Federal Treasury data on the performance of consolidated budget of Russia. Data for 2010 on some indicators are preliminary.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование — статистическая оценка»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА1

Приводятся основные показатели, характеризующие в динамике развитие сферы дошкольного образования в Российской Федерации. В качестве источника информации использованы материалы Федеральной службы государственной статистики (результаты ежегодных федеральных статистических наблюдений за деятельностью дошкольных образовательных учреждений, за потребительскими ценами, за строительством), а также данные Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ. Данные за 2010 г. по отдельным показателям являются предварительными.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольные образовательные учреждения, группы кратковременного пребывания детей, число мест в дошкольных образовательных учреждениях, воспитатели, цены на услуги дошкольного образования

российская система дошкольного образования является уникальной как по своей массовости, так и по многоаспектности услуг, ведь в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ребенку обеспечиваются не только воспитание и обучение, но также присмотр и уход (питание, медицинское обслуживание и др.). Дошкольное образование является исходной ступенью образовательной системы в целом, и именно от него во многом зависят дальнейшие результаты детей не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения, оно фактически обеспечивает детям равные стартовые возможности независимо от их места жительства, состояния здоровья, социального статуса родителей.

система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в стране, так как увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам гарантий возможности устройства ребенка в ДОУ. начиная с 2005 г. в стране наблюдается рост численности детей в возрасте 1-6 лет, а это главные потребители услуг системы дошкольного образования. Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. их численность увеличилась на 3,7%, а по сравнению с 2005 г. — на 12,8%. Главная задача, которая стоит перед сферой

1 Материал подготовлен старшим научным сотрудником Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ В. И. Кузнецовой.

Статья поступила в редакцию в октябре 2011 г.

Аннотация

231

Статистика и социология образования

дошкольного образования, — удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования современного качества, и потребности эти постоянно растут.

Финансирование дошкольного образования

одним из показателей качества образования является размер государственного финансирования расходов на образование. за последние годы как объем финансирования дошкольного образования, так и его доля в общих государственных расходах на образование значительно увеличились.

Государственные расходы на дошкольное образование2

2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

всего, млрд руб. 32,0 113,0 145,3 189,7 254,5 287,0 321,3

в процентах: от расходов консолидированного бюджета российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование 14,9 14,1 14,0 14,1 15,3 16,1 17,0

к ввП 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6 0,7 0,7

в расчете на одного воспитанника, тыс. руб. в ценах 2000 г. 8,0 11,6 12,4 13,7 14,7 15,9 15,6

в 2010 г. на финансирование дошкольного образования было направлено 321,3 млрд руб., что примерно на 35 млрд руб. (на 12,0%) больше, чем годом ранее, в сопоставимых же ценах рост не столь значителен — на 0,5%.

Помимо государственных ассигнований дошкольное образование финансируется за счет средств родителей.

Уровень потребления населением услуг дошкольного образования находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. расходы на оплату услуг дошкольного образования у наиболее обеспеченных россиян (пятая группа, с наибольшими доходами) превышают в среднем 1060 руб. в месяц в расчете на одного ребенка. Менее обеспеченные семьи (первая группа) тратят на эти цели 688 руб.

2

расходы консолидированного бюджета рФ.

232

Дошкольное образование — статистическая оценка

ш

Расходы домашних хозяйств, связанные с дошкольным образованием, по 20%-ным группам населения с разным уровнем среднедушевых доходов

(по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, руб.)

Все домохозяйства, имеющие в своем составе детей3 В том числе домашние хозяйства по 20%-ным группам обследуемого населения

Первая (с наименьшими доходами) Вторая Третья Четвертая Пятая (с наибольшими доходами)

2005 г.

расходы, связанные с пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении (в среднем на одного ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение), в месяц 570,6 361,7 415,1 505,3 543,1 1079,0

в том числе плата за посещение дошкольного образовательного учреждения 444,0 309,3 353,9 424,4 450,0 707,9

2010 г.

расходы, связанные с пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении (в среднем на одного ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение), в месяц 844,3 688,4 806,0 823,8 965,5 1060,0

в том числе плата за посещение дошкольного образовательного учреждения 759,9 623,4 735,5 745,2 849,0 954,7

ДОУ предоставляют платные дополнительные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами дошкольного образования. но такие услуги предоставляют только 5,2 тыс. учреждений для 688,2 тыс. детей (менее 13% их общей численности). в каждом третьем из этих учреждений проводят платные музыкально-ритмические занятия (обучение пению, танцевальным движениям), в каждом четвертом ведутся платные занятия с логопедом, в каждом пятом — занятия по иностранному языку.

3

Дети в возрасте до 9 лет.

233

Статистика и социология образования

Структура расходов домашних хозяйств, связанных с дошкольным образованием, 2009 г.

(по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств,%)

Все домохозяйства, имеющие в своем составе детей* 4 В том числе имеющие детей в возрасте

до 3 лет 3-4 года 5-6 лет 7-8 лет

всего 100 100 100 100 100

расходы, связанные с посещением дошкольного образовательного учреждения 84,5 91,1 92,5 79,7 63,2

в том числе: Плата за посещение дошкольного образовательного учреждения 74,4 75,9 81,6 71,7 54,0

Покупка обучающих программ, плата за материалы или оборудование для занятий 2,2 5,4 2,1 1,5 1,1

Питание(организованное) 2,0 1,7 3,2 1,3 1,8

спонсорские взносы, подарки воспитателям и т. п. 5,8 8,1 5,7 5,2 6,3

расходы на оплату дополнительных занятий в образовательных учреждениях и учреждениях для культурного и физического развития 15,5 8,9 7,5 20,3 36,8

из них оплата занятий по организованной коллективной форме или по индивидуальной программе 14,9 8,7 7,2 19,8 32,4

2. Сеть дошкольных образовательных учреждений

Последнее десятилетие характеризовалось сокращением сети ДОУ. Их число уменьшилось по сравнению с 2000 г. на 12,1%, причем в городских поселениях — на 6,6%, в сельских поселениях — на 18,9%. на селе преобладают малокомплектные детские сады: среднее число детей, приходящееся на одно ДоУ, составляет лишь 60 человек, против 160 в городе (в 2000 г. соответственно

38 и 119 человек).

4 Дети в возрасте до 9 лет.

234

Дошкольное образование — статистическая оценка

ш

Число дошкольных образовательных учреждений и количество мест в них

(на конец года)

2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

число дошкольных образовательных учреждений5, тыс. 51,3 46,5 46,2 45,7 45,6 45,3 45,1

Города и поселки городского типа 28,6 26,4 26,4 26,6 26,8 26,8 26,7

сельская местность 22,7 20,1 19,8 19,1 18,8 18,5 18,4

из общего числа учреждений — образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, тыс. 2,7 1,8 1,8 1,9 1,7 1,6 1,5

Города и поселки городского типа 1,2 0,9 0,9 0,9 0,8 0,7 0,6

сельская местность 1,5 0,9 0,9 1,0 0,9 0,9 0,9

число мест в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. 5231,9 4765,5 4763,7 4686,0 4863,5 4938,3 5031,4

Города и поселки городского типа 3862,2 3539,1 3541,1 3501,5 3651,0 3716,2 3796,2

сельская местность 1369,7 1226,4 1222,6 1184,5 1212,5 1222,1 1235,2

Большинство ДОУ — это обычные детские сады (48,9% общего их числа). однако в последние годы появилось также немало учреждений, в которых одно из направлений развития детей — познавательно-речевое, социально-личностное, художественноэстетическое, физическое развитие — становится приоритетным (19,2%), а также центров развития ребенка, специализирующихся сразу по нескольким направлениям (6,8%). кроме того, функционируют 1,3 тыс. так называемых компенсирующих учреждений, предназначенных для коррекции физических и психических отклонений у воспитанников (в таких учреждениях, как правило, есть бассейны, фитобары, тренажерные залы, различные врачебные кабинеты) и 7,7 тыс. детсадов комбинированного вида (состоят из общеразвивающих, оздоровительных и компенсирующих групп в разных сочетаниях).

численность детей, посещающих обычные детские сады, по сравнению с 2000 г. сократилась, тогда как число детей, посещающих ДоУ с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, а также центры развития ребенка, напротив, быстро растет. Это, несомненно,

включая учреждения на капитальном ремонте.

235

Статистика и социология образования

свидетельствует о росте потребительского спроса на услуги более высокого качества в сфере дошкольного образования.

Преобладают детские сады с 5-дневным режимом работы (97,2% общего их числа), но есть и 6-дневные, их всего 1,3 тыс. (2,8%). основной режим работы — 12 часов; детских садов, имеющих группы круглосуточного пребывания детей, всего 1,5 тыс. (3,3% в общем числе ДоУ).

Практически все ДоУ государственные и муниципальные (99,0% общего их числа), негосударственный сектор дошкольного образования еще не получил достаточного развития, что не позволяет создать конкурентную среду на данном уровне образования.

обеспеченность детей местами в ДоУ (отношение числа мест в ДоУ к общему числу детей в возрасте 1-6 лет, скорректированное на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в школе) снижается, причем как в городе, так и на селе. Если в 2000 г. на каждую 1000 детей этого возраста (за вычетом численности детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в школе) приходилось 674 места в ДоУ, то в 2009 г. обеспеченность составляла только 552 места на 1000 детей, т. е. налицо сокращение показателя на 18,1%.

Число мест в дошкольных образовательных учреждениях в расчете

на 1000 детей в возрасте 1-6 лет

(на конец года)

Условия предоставления услуг дошкольного образования в стране все еще не отвечают современным требованиям, которые предусматривают обеспечение всем воспитанникам сохранения здоровья, полное соответствие зданий установленным в стране санитарным нормам.

236

Дошкольное образование — статистическая оценка

ш

Техническое состояние и благоустройство дошкольных образовательных учреждений

(на конец года)

Всего Города и поселки городского типа Сельская местность

lI о о см lI О) о о см lI о о см lI о о см lI О) о о см lI о о см lI о о см lI О) о о см lI о о см

Требующие капитального ремонта 16 392 12 348 10 335 8142 6170 5197 8250 6178 5138

в процентах от общего числа дошкольных образовательных учреждений 33,3 26,6 22,4 29,6 23,1 19,5 37,9 31,3 26,4

Находящиеся в аварийном состоянии 626 716 527 223 283 259 403 433 268

в процентах от общего числа дошкольных образовательных учреждений 1,3 1,5 1,1 0,8 1,1 1,0 1,9 2,2 1,4

имеющие все виды благоустройства 39 991 40 177 40 408 26 134 25 810 25 791 13 857 14 367 14 617

В процентах от общего числа дошкольных образовательных учреждений 81,2 86,5 87,5 95,0 96,5 96,6 63,7 72,9 75,1

В целом по РФ аварийных детских садов6 на конец 2010 г. было 527 (1,1% общего числа), а в республиках Дагестан, тыва, Ингушетия, северная осетия — Алания и чеченской республике их доля достигает 5,3-9,5%. Справедливости ради следует отметить, что в 26 регионах РФ аварийные ДОУ отсутствуют, еще в 21 регионе их доля не превышает одного процента.

Каждый пятый детский сад страны располагается в здании, требующем капитального ремонта7 (в сельской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

7

К ДОУ, находящимся в аварийном состоянии, относятся учреждения, здания которых подлежат сносу и на которые бюро технической инвентаризации дало соответствующее заключение.

К ДОУ, требующим капитального ремонта, относятся учреждения, на здания которых составлена дефектная ведомость (акт) на капитальный ремонт и утверждена местными органами управления образованием.

237

Статистика и социология образования

местности — практически каждый четвертый). В Нижегородской, Ярославской, кемеровской областях, камчатском крае таких учреждений менее 2%. в то же время ремонт необходим половине детских садов воронежской области, республик Дагестан, тыва, карачаево-черкесия. но особенно тревожная ситуация в республике ингушетия, где из 26 работающих детских садов 19 нуждаются в незамедлительном ремонте.

все виды благоустройства8 имеют 87,5% дошкольных учреждений страны. При этом уровень благоустройства зданий ДйУ в городе и на селе различен. Если здания практически всех городских дошкольных образовательных учреждений (96,6%) полностью благоустроены, то здания сельских — только на три четверти. Этот показатель варьирует от 100% в столицах, а также в Калининградской, Тамбовской и Орловской областях до 23-40% в республиках Саха (Якутия), Калмыкия. В Республике Тыва три четверти детских садов занимают малоприспособленные помещения.

Ситуация с техническим состоянием и благоустройством зданий вряд ли кардинально изменится в лучшую сторону в ближайшее время, учитывая тот факт, что новых ДОУ в 2010 г. введено меньше, чем в 2008 г. так, если за 2008 г. было введено в действие 28,4 тыс. мест, то в 2010 г. — только 23,0 тыс. Причем в Москве, на которую еще в 2008 г. приходилось 42,5% общего числа введенных в действие мест в ДОУ, произошло сокращение данного показателя почти в 3 раза. В 30 субъектах РФ в 2010 г. не сдано в эксплуатацию ни одного ДОУ.

Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений

К ДОУ, имеющим все виды благоустройства, относятся учреждения, здания которых имеют водопровод, центральное отопление, канализацию и обеспечены электроэнергией.

238

Дошкольное образование — статистическая оценка

ш

По предварительным данным, в 2010 г. введены в действие ДОУ на 23,0 тыс. мест, рост по сравнению с 2009 г. составил 17,3%.

численность детей в ДоУ составила в конце 2010 г. 5,4 млн человек, что почти на четверть больше, чем в 2000 г.

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях

(на конец года; тыс. человек)

3. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях

lI о о о см lI ю о о см lI (О о о см lI N о о см lI 00 о о см lI О) о о см lJ о о см

всего 4263,0 4530,4 4713,2 4906,3 5105,4 5228,2 5388,0

Города и поселки городского типа 3408,5 3611,0 3752,8 3905,6 4067,5 4158,1 4280,6

сельская местность 854,5 919,4 960,4 1000,7 1037,9 1070,2 1107,3

из общей численности — девочки 2013,0 2144,1 2337,7 2372,0 2467,4 2525,9 2607,1

обучение по программам дошкольного образования очень важно для обеспечения высоких стартовых возможностей при поступлении в первый класс, но далеко не все дошкольники такое обучение проходят. Уровень охвата детей дошкольным образованием в 2009 г. составил 58,4% от потенциально возможного (55,0% в 2000 г.). рост данного показателя наблюдался вплоть до 2008 г., в 2009 г. зафиксировано его снижение, причем в сельской местности оно началось на год раньше, еще в 2008 г. сельские дети реже городских пользуются дошкольными образовательными услугами: детские сады посещают 41,1% сельских детей дошкольного возраста и 65,5% городских детей.

70

65

60

55

50

45

40

55

50

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями

(на конец года; % от численности детей в возрасте 1-6 лет)

2000 2005 2006 2007 2008 2009

♦ Всего * Города и поселки городского типа я Сельская местность

239

Статистика и социология образования

Уровень вовлеченности детей в дошкольное образование варьирует от 8,8% в республике ингушетия, 11,6% в чеченской республике до 79,8% в Мурманской и новгородской областях и 86,0% в чукотском Ао. столь значительная межрегиональная дифференциация показателя объясняется во многом уровнем урбанизации регионов, их благосостоянием, а также уровнем экономической активности населения.

Проблема обеспечения общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан российской Федерации решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе более гибких режимов пребывания детей в ДоУ: в практику работы этих учреждений внедряются группы кратковременного пребывания детей9. Если на конец 2003 г. такие группы были организованы в 4,6% ДоУ, то к началу 2011 г. они имелись в 11,9% ДоУ, в которых функционировали 11,8 тыс. групп кратковременного пребывания (в 2003 г. их было лишь 4,9 тыс.) и воспитывались 126,2 тыс. детей (в 2003 г. — 48,3 тыс.).

Численность детей, посещающих группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях

(на конец года)

Группы кратковременного пребывания представлены широким видовым разнообразием: группы развития и подготовки детей к школе (их посещают 56,1 тыс. детей, что составляет 44,4% от общей численности детей, посещающих группы кратковременного пребывания), адаптационные (соответственно 43,5 тыс. и 34,5%), физкультурно-оздоровительные группы (2,4 тыс. и 1,9%) и др.

Группы кратковременного пребывания детей — это группы, функционирующие в режиме неполного (от трех до пяти часов в день), но систематического пребывания детей в ДоУ.

240

Дошкольное образование — статистическая оценка

ш

Возрастающий потребительский спрос на услуги системы дошкольного образования остается все еще в значительной степени неудовлетворенным, и это одна из ведущих социальных проблем на сегодняшний день.

Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения

(на конец года)

lI о о о см lI ю о о см lI (О о о см lI N о о см lI со о о см lI О) о о см lI о о см

Всего, тыс. человек 238,2 966,4 1237,9 1505,3 1716,1 1895,0 2144,8

В расчете на 1000 детей в возрасте 1-6 лет, человек 31 122 153 182 200 212

количество неудовлетворенных заявлений родителей по устройству детей в детские сады составляет порядка 2,1 млн, а это каждый пятый ребенок в возрасте 1-6 лет10. По сравнению с 2009 г. очередь увеличилась на 13,2%, а по сравнению с 2000 г. — в 9 раз. Резкий рост данного показателя связан с продолжающимся закрытием детских садов (их число, напомним, сократилось только за 2010 г. на 0,2 тыс.), а также с увеличением рождаемости за последние несколько лет.

Если рассматривать показатель в региональном разрезе, то в Республике Мордовия, Санкт-Петербурге, Чеченской республике, по данным статистики за 2009 г., практически нет проблем с предоставлением населению услуг дошкольного образования. А хуже всего дела обстоят в Калининградской, Томской областях, Красноярском крае, Республике Хакасия, где количество неудовлетворенных заявлений родителей по устройству детей в детские сады максимальное.

На 100 мест в ДОУ в настоящее время в среднем приходится 107 детей дошкольного возраста, тогда как еще в 2000 г. соответствующий показатель составлял 81 человек на 100 мест. Причем в городах отношение численности детей, посещающих ДОУ, к количеству мест в них составляет 113 человек на 100 мест (88 человек в 2000 г.), а в сельской местности — только 90 детей на 100 мест (62 человека в 2000 г.).

10 Если данные о стоящих в очереди для определения в ДОУ не содержат результатов повторного счета.

241

Статистика и социология образования

Численность детей в расчете на 100 мест в дошкольных

образовательных учреждениях

(на конец года)

В каждом втором детском саду численность детей превышает количество имевшихся в нем мест. наиболее остро проблема перегруженности стоит перед городскими дошкольными учреждениями: здесь таких учреждений 70%. Это свидетельствует о значительном спросе населения на услуги системы дошкольного образования в городах. со значительной перегрузкой работают ДоУ томской, липецкой, тюменской областей, республик ингушетия, северная осетия — Алания, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Краснодарского края (118-134 детей на 100 мест), а также Башкортостана, Дагестана, Омской, Сахалинской, Калужской областей (115-117 детей на 100 мест).

Следствием такого переуплотнения в ДОУ является «скучива-ние» детей в группах, в результате чего в этих учреждениях зачастую складывается неудовлетворительная санитарно-эпидемиологическая обстановка, что негативно сказывается на здоровье детей, проводящих в таких условиях много времени. Значение показателя «пропущено дней по болезни одним ребенком» неуклонно растет: если в 2000 г. оно составляло 13,6 дня, то в 2010 г. уже 14,7 дня. Очевидно, что если число ДОУ будет продолжать сокращаться, то по мере увеличения численности детей дошкольного возраста неудовлетворительное положение с обеспеченностью их местами в ДОУ будет только усугубляться.

4. Цены на услуги дошкольного образования

Повышение финансовой доступности дошкольного образования для различных слоев и групп населения достигается за счет сдерживания роста родительской платы за содержание ребенка в детском саду.

242

Дошкольное образование — статистическая оценка

ш

Цены на услуги дошкольного образования

Анализ региональной информации о ценах показывает, что средний размер родительской платы за содержание ребенка в детском саду в субъектах рФ варьировал в 2010 г. от 16,56 руб. в день (республика ингушетия) до 123,25 руб. (Магаданская область).

Если сопоставить стоимость пребывания ребенка в ДоУ и уровень заработной платы в стране в динамике, то выявляется следующее: если в 2000 г. родительская плата за детские ясли-сад в среднем за год составляла 8,6% от величины средней заработной платы в экономике, то в 2010 г. — лишь 5,4%.

развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от кадровой политики. в 2010 г. в ДоУ были заняты 1,5 млн человек, т. е. каждый пятый работник образования. из общей численности персонала 605,1 тыс. составляли педагогические работники, т. е. те, чьи основные обязанности заключаются в проведении воспитательной и образовательной работы с детьми. из них 485,2 тыс. — воспитатели и старшие воспитатели (80,2% общей численности педагогических работников).

5. Персонал дошкольных образовательных учреждений

243

Статистика и социология образования

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений

(включая старших воспитателей; на конец года)

* о о о см * ю о о см * (О о о см lJ N о о см lJ со о о см lJ О) о о см lI о о см

Воспитатели, тыс.человек 439,1 446,7 456,4 455,4 469,3 480,5 485,2

Из них имеют профессиональное образование,%

Высшее 21,2 26,0 28,1 30,1 31,4 33,6 35,7

Среднее педагогическое 69,4 62,3 60,4 61,0 57,5 55,7 53,8

Женщины,% 93,5 99,9 99,5 99,5 99,6

Численность детей в расчете на одного воспитателя, человек 10 10 10 11 11 11 11

C учетом внешних совместителей.

На одного воспитателя приходится в среднем 11 детей. Данный показатель остается достаточно стабильным на протяжении 2000-2010 г.

Образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений неуклонно повышается: в 2010 г. доля воспитателей с высшим профессиональным образованием составила 35,7%, что на 14,5 процентных пункта выше уровня 2000 г. 53,8% воспитателей, работающих в детских садах, имеют среднее педагогическое образование, что свидетельствует о востребованности педагогических кадров со средним профессиональным образованием в системе дошкольного образования.

Немаловажный показатель в кадровом обеспечении — возрастная структура кадрового состава ДОУ. В детских садах каждый пятый воспитатель — в возрасте до 30 лет, специалисты пенсионного возраста составляют 12,1%.

Заработная плата педагогических работников ДОУ невысока, в 2010 г. она составляла лишь 48,8% средней заработной платы в экономике, и это существенно ниже показателей по другим уровням образования. Для сравнения: в среднем уровень заработной платы работников образования составляет 67,2% средней заработной платы в экономике. Отставание зарплаты работников ДОУ от средней в экономике не позволяет обеспечить привлекательность сферы педагогической деятельности на данном уровне образования: в 2009 г. штаты педагогических работников были укомплектованы только на 97,1%, в том числе штаты воспитателей — на 97,6%.

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.