Научная статья на тему 'Дошкольное инклюзивное образование: современные проблемы'

Дошкольное инклюзивное образование: современные проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATION / DISABLED CHILD / PERSON WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алюшина Ж.В.

В статье приведен проблемный анализ инклюзивного дошкольного образования, рассмотрены основные документы, законодательно регламентирующие данный вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL INCLUSIVE EDUCATION: MODERN CHALLENGES

The article presents a problem analysis of inclusive preschool education, considers the main documents that legally regulate this issue.

Текст научной работы на тему «Дошкольное инклюзивное образование: современные проблемы»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 250-3585

47

УДК: 376

ББК: 74 244 6 Педагогтческие науки

Дошкольное инклюзивное образование: современные проблемы.

© Ж.В. Алюшина

Алюшина Ж. В. - воспитатель, МБДОУ ЦРР № 5 «Солнышко» г. Рыльска. E-mail: alyushina.janna@yandex.ru

Адрес: 307330, ул. Урицкого 93-а, г. Рыльск, Курская область, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье приведен проблемный анализ инклюзивного дошкольного образования, рассмотрены основные документы, законодательно регламентирующие данный вопрос. №5 (20) 2019

www.j-chr.com

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок-инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья.

ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

клинико-психологический подход ^^Ьйй^о

ix всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРС Кем С\1

48

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

Вопросами образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются педагоги и психологи на протяжении нескольких десятков лет. Система образования претерпела ряд изменений и реформ в ходе становления подхода к обучению инвалидов. Путь зашиты прав на обучение в условиях общеобразовательных учебных заведений лиц с ограниченными возможностями здоровья был пройден от полного исключения до постепенной интеграции и полного включения в образовательный процесс. В условиях современного общества способом реализации прав инвалидов на образование является соблюдение принципов инклюзии, которые законодательно закреплены в ряде международных и российских нормативно-правовых документов [9,10].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики ежегодно увеличивается количество детей, рожденных с нарушениями возможностей здоровья и получивших статус «ребенок-инвалид». На сегодняшний день процент инвалидов от общей численности населения составляет 8 %, из них 5,6 % - дети-инвалиды. Данная тенденция обуславливает актуальность изучения вопросов инклюзивного образования на всех уровнях образования, признанных в Российской Федерации [11].

Существует несколько подходов к пониманию понятий инклюзия и инклюзивное образование, например, Тимохина Т. В. раскрывает истоки подхода к понятию термина «инклюзия», что предполагает реформирование и перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей. Впоследствии инклюзия стала предполагать и подготовку персонала для работы с «особенными» детьми. Автором приведено современное понимание понятия «инклюзивное образование», которое

предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послеш-кольной [7]. А. Н. Жантаева под термином «инклюзивное образование» рассматривает развитие системы общего образования в направлении доступности для всех детей и приспособления к особым нуждам школьников с ограниченными возможностями или «особыми потребностями». Такая система развивает методику, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума со особенными потребностями в процессе образования [3]. По мнению Л. П. Феталиевой инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей [8].

Основой для нашей работы является определение, законодательно закрепленное в Российской Федерации, в котором отражено понятие инклюзивного образования — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека

[9].

В соответствии с вышеизложенным нормативно-правовым документом принцип инклюзии должен быть реализован на всех уровнях образования

С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

гсЬ^ЙИ! клинико-психологический подход

в Российской Федерации, а именно от дошкольного до высшего. Нас интересует первая ступень - дошкольное образование, которое предполагает обучение и воспитание детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образование, в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет собой целостный процесс, целью которого является обеспечение всестороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии возможностями, склонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, потребностями. Также в качестве основополагающей задачи дошкольного образования, законодательно утвержденной, является формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им социального опыта. Базовыми этапами физического, психического и социального становления личности ребенка является возраст младенца, ранний возраст, предшколь-ный возраст [12]. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает повышенное внимание к особым образовательным потребностям отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Так же Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно качества дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей образовательных организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности [1]. Далее рассмотрим основные составляющие инклюзивного дошкольного образования, которые являются неотъемлемыми элементами всей системы

и представляют проблемные зоны, выделенные на основании нашего опыта работы в Детском саду № 5 «Солнышко» города Рыльска Курской области.

1. Ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Разнообразие заболеваний и видов отклонений в развитии детей обуславливает необходимость выработки индивидуального подхода работы с каждым ребенком, что является особой сложностью в рамках деятельности общеобразовательного учебного учреждения. Если рассматривать по нозологиям заболеваний, вызывающих ограничение возможностей здоровья, то целесообразно рассматривать категории детей-инвалидов по зрению, по слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. В случае первых трёх категорий (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) при сохранности интеллекта принцип инклюзии в рамках дошкольного образования предполагает активную деятельность с положительными результатами. Дети, имеющие вышеизложенные ограничения возможностей здоровья, быстрее и успешнее адаптируются в детском коллективе, имеют достижения в познавательной и развивающей сферах, проявляют особый интерес к игровой деятельности и демонстрируют высокие результаты творческой работы. При конструктивном непрерывном взаимодействии сотрудников дошкольного учебного заведения, а именно воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья, принцип инклюзии реализуется в полной мере. Что касается детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, показатели адаптации и результаты

49

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

клинико-психологический подход ^^Ьйй^о

ix всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРС Кем С\1

50

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

познавательной деятельности существенно ниже нормы, существует ряд проблем, связанных с нарушением поведенческой сферы и навыков самоконтроля у детей. В данном случае возникает особая потребность в помощи педагогов более высокой квалификации, специализирующих на специальном дефектологическом образовании.

2. Подготовка кадров инклюзивного дошкольного образования.

В рамках работы общеобразовательного дошкольного заведения современные условия обусловили необходимость создания групп комбинированной направленности, которые согласно принципу инклюзии дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, посещают наравне со здоровыми сверстниками. Вышеизложенное положение обуславливает необходимость подготовки кадров в лице педагогов, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов, а также вызывает потребность в регулярном повышении квалификации в виду быстро меняющихся условий в социальной сфере и сфере образования. Но следует отметить, что при включении в группу общеобразовательного дошкольного заведения детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью необходимо внедрение в штатное расписание тьютора, который сопровождает ребенка в процессе пребывания в детском саду. Образовательный процесс детей с ограничением возможностей интеллектуальной и психической сфер идет по личной траектории, которая не соответствует траектории развития здоровых детей, в виду чего необходима организация индивидуальных занятий с организованным сопровождением специалиста.

3. Отрицание родителями факта наличия инвалидности или ограничения возможностей здоровья у их детей.

По мнению Т.А. Шульгиной важным фактором эмоциональной уравновешен-

ности и психического здоровья ребенка выступает стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка. Влияние семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья ребенка и становление личности является весьма значимым аспектом [13]. Заключительный блок проблем, рассматриваемых нами, является одним из основополагающих в виду того, что принцип инклюзии возможен и результат его будет успешен в том случае, если взаимодействие и сотрудничество родителей и сотрудников сферы образования ведется в одном направлении. В противном случае - в случае отрицания родителями нарушения здоровья у их детей, получается определенный образовательный диссонанс. Воспитатели и педагоги дошкольного учебного заведения реализуют индивидуальный инклюзивный подход к ребенку, применяют методики и техники, направленные на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а родители отрицают или не принимают факт инвалидности своего чада. В данном случае результат посещение общеобразовательного учебного заведения будет отрицательным, вред нанесен самому ребенку, поскольку коррекция сферы развития и познания требует более раннего вмешательства.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о целесообразности и необходимости реализации принципа инклюзии на уровне дошкольного образования. Однако необходим контроль, распределение обязанностей и ролей педагогов и родителей в данном процессе, а также детальное методическое, техническое и психологическое сопровождение всех элементов деятельности.

С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

гсЬ^ЙИ! клинико-психологический подход

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Г.Г. Инклюзивное образование в ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015.

2. Афонина В.В. Современное инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации: проблемно-диагностический анализ // Вестник НовГУ. 2017. №4 (102). С. 17-21.

3. Жантаева А.Н. Инклюзивное образование // European research. 2016. №5 (16).

4. Красильникова Л.В. Организация предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений в целях реализации задач инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2).

5. Овчинникова Т.С. Проблемы и противоречия организации инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // Специальное образование. 2014. № 10. С. 48-51.

6. Смирнова И.В. Формирование у будущих педагогов готовности к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2016. №3 (91).

7. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование // ПНиО. 2014. №5 (11).

8. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // МНКО. 2018. №4 (71).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 N 273-Ф3 // Официальный сайт компании «Кон-сультантПлюс» URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 21.11.2019).

10. Федеральный закон от 03 мая 2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (Дата обращения: 21.11.2019).

11. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://www.gks.ru/ (Дата обращения: 21.11.2019).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Официальный сайт компании «Кон-сультантПлюс» URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (Дата обращения: 21.11.2019).

13. Шульгина Т.А., Черных А.М. Влияние семьи на формирование внутренней картины здоровья подростка // Окружающая среда и здоровье населения Сборник трудов II Всероссийской научно-практической дистанционной интернет - конференции, посвященной 75-летию КГМУ. Под редакцией А.М. Черных. 2010. С. 38-43.

51

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход

ix всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРСКс

PRESCHOOL INCLUSIVE EDUCATION: MODERN CHALLENGES.

© Zhanna V. Alyushina

Alyushina Zhanna V. - educator, MBDOU TsRR No. 5 "Sun" in Rylsk. E-mail: alyushina.janna@yandex.ru

Address: 307330, st. Uritsky 93-a, Rylsk, Kursk region, Russian Federation.

Abstract

The article presents a problem analysis of inclusive preschool education, considers the main documents that legally regulate this issue.

Keywords: inclusive education, pre-school education, disabled child, person with disabilities.

REFERENCE

52

1. Afanasyeva G.G. Inclusive education in Kindergarten // Collection of materials of the Annual international scientific-practical conference "Education and training of young children." 2015.

2. Afonina V.V. Modern inclusive education in a preschool educational organization: a problem-diagnostic analysis // Bulletin of NovSU. 2017. No4 (102). S. 17-21.

3. Zhantayev A.N. Inclusive Education // European research. 2016. No5 (16).

4. Krasilnikova L.V. Organization of the subject-developing environment of preschool educational institutions in order to implement the tasks of inclusive education // Bulletin of the University of Minin. 2013. No2 (2).

5. Ovchinnikova T.S. Problems and contradictions of the organization of inclusive preschool education in St. Petersburg and the Leningrad region // Special Education. 2014. No. 10. P. 48-51.

6. Smirnova I.V. Formation by future teachers of readiness for professional activity in the conditions of preschool inclusive education // Bulletin of ChSPU im. AND I. Yakovleva. 2016. No3 (91).

7. Timokhina T.V. Inclusively oriented education // PNiO. 2014. No5 (11).

8. Fetalieva L.P. A modern view of inclusive education // MNKO. 2018. No4 (71).

9. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-03 // Official website of the Consultant Plus company URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (Date of access: 11.21.2019 )

10. Federal law of May 3, 2012 N 46-03 "On ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities" // Official website of the Consultant Plus company URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Date of treatment: 21.11. 2019).

11. The Federal State Statistics Service // Official website of the Federal State Statistics Service URL: https://www.gks.ru/ (Date of access: 11.21.2019).

12. Federal state educational standard for preschool education // Official website of the Consultant Plus company URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (Date of access: 11.21.2019).

13. Shulgina T.A., Chernykh A.M. The influence of the family on the formation of the internal picture of adolescent health // Environment and Public Health Collected Works of the II All-Russian Scientific and Practical Remote Internet Conference dedicated to the 75th anniversary of KSMU. Edited by A.M. Blacks. 2010.S. 38-43.

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

¡кЬ^кйИ! клинико-психологический подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.