08.00.05 УДК 658.5
ДОРОЖНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© 2018
Ольга Федоровна Алехина, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Нижний Новгород (Россия) Ирина Викторовна Рыбакова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Нижний Новгород (Россия)
Аннотация
Введение: современные промышленные предприятия, ориентированные на инновационный путь развития, нуждаются во внедрении новых методов управления, способных не только совершенствовать данный процесс, но и сделать его более динамичным.
Материалы и методы: развитие промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, невозможно без качественно функционирующей системы планирования и прогнозирования. В статье рассматривается один из методов стратегического управления - дорожное картирование. Приводятся достоинства и недостатки метода. Констатируются трудности его практического внедрения, исследуется процесс разработки дорожной карты.
Результаты: в результате проведенного исследования выявлена очевидная необходимость и доказаны преимущества использования метода дорожного картирования как инструмента планирования и прогнозирования всего промышленного предприятия в совокупности и инновационной деятельности в частности. Использование дорожной карты позволит исследовать и с большей достоверностью оценить вероятные сценарии развития промышленных предприятий, их потенциальную успешность и выбрать пути развития с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.
Обсуждение: на основании имеющихся теоретических разработок и результатов практического применения дорожных карт рассмотрена целесообразность применения данного метода управления инновационной деятельностью промышленных предприятий на отечественных предприятиях.
Заключение: обеспечение более высокого уровня гибкости и повышение эффективности системы управления инновационной деятельностью в сложных экономических условиях возможно за счет внедрения в процесс функционирования промышленных предприятий новых инструментов стратегического управления, одним из которых и является дорожная карта. Механизмы, инструменты и форма дорожной карты требуют дальнейшей теоретической проработки, а опыт их практического использования в деятельности промышленных предприятий на территории РФ позволит качественно улучшить систему управления и результативность отдельной хозяйственной единицы, и в совокупности повысит уровень динамичности развития промышленности. Ключевые слова: дорожная карта, инновационная деятельность, прогнозная деятельность, промышленные предприятия, роудмаппинг, стратегическое планирование, стратегия развития, управление инновациями, управленческие решения.
Для цитирования: Алехина О. Ф., Рыбакова В. И. Дорожное картирование как метод управления инновационной деятельностью промышленных предприятий // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 88-97.
ROAD MAPPING AS A METHOD OF CONTROL INNOVATIVE ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
© 2018
Olga Fedorovna Alekhina, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Management and public administration»
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod (Russia) Irina Viktorovna Rybakova, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Civil law and process» National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod (Russia)
88
Abstract
Introduction: modern industrial enterprises focused on the innovative way of development need to introduce new management methods that can not only improve this process, but also make it more dynamic.
Materials and methods: the development of industrial enterprises engaged in innovative activities is impossible without a well-functioning planning and forecasting system. The article deals with one of the methods of strategic management - road mapping. The advantages and disadvantages of the method are given. Difficulties of its practical implementation are stated, process of development of the road map is investigated.
Results: as a result of the study, the obvious need for and advantages of using the method of road mapping as a tool for planning and forecasting of the entire industrial enterprise in the aggregate and innovation in particular. The use of the roadmap will allow to explore and with greater reliability to assess the probable scenarios of development of industrial enterprises, their potential success and choose the path of development from the point of view of resource costs and economic efficiency.
Discussion: on the basis of available theoretical developments and the results of practical application of roadmaps the expediency of this method of management of innovative activity of industrial enterprises at domestic enterprises is considered.
Conclusion: providing a higher level of flexibility and improving the efficiency of innovation management in difficult economic conditions is possible through the introduction of the process of functioning of industrial enterprises of new strategic management tools, one of which is the road map. Mechanisms, tools and the form of the road map require further theoretical study, and the experience of their practical use in the activities of industrial enterprises in the territory of the Russian Federation will qualitatively improve the management system and the effectiveness of a single economic unit, and together will increase the level of dynamism of industry.
Keywords: road map, road mapping, industrial enterprises, innovative activity, development strategy, strategic planning, innovation management, forecasting activities, management decisions.
For citation: Alekhina O. F., Rybakova I. V. Road mapping as a method of control innovative activity of industrial enterprises // Bulletin NGIEI. 2018. № 8 (87). P. 88-97.
Введение
Обеспечение гибкости системы управления промышленным предприятием в сложных экономических условиях, присущих современной экономике, становится актуальнейшим вопросом, особо остро возникающим у предприятий, активно использующих инновации в процессе производства. Инновационная деятельность сопровождается рисками, возникающими как на стадии разработки, так и на этапе реализации стратегии развития предприятия. Уменьшить степень риска, избежать ошибок в определении направлений своей деятельности в кратко- и среднесрочном периоде возможно в том случае, если у предприятия имеется специальная система интегрированного внутрифирменного планирования. Ее наличие позволит согласовать имеющиеся стратегии и оперативные планы развития предприятия, исключающие их возможную противоречивость, и обеспечит их своевременную корректировку с учетом изменившихся условий функционирования как внутренней так и внешней среды. И в данном контексте особое внимание необходимо уделить новому инструменту стратегического планирования инновационной деятельности - дорожным картам.
Практический опыт и достигнутые результаты управления инновационной деятельностью крупных
зарубежных компаний позволяют говорить об эффективности использования особых стратегических инструментов управления, среди которых специалисты выделяют роудмаппинг (англ. - «road mapping»). Такая процедура картографирования событий в различных сферах позволила западным предприятиям не только перевести стратегические ориентиры в конкретные цели, задачи и действия, но и использовать визуальное представление плана-сценария развития технологий, фиксирующего возможные сюжеты и точки критических решений.
Использование дорожных карт с целью выработки долгосрочных стратегий развития предприятия началось с 1970 года. В настоящее время данный инструмент планирования и прогнозирования успешно применяется не только за рубежом, но и в России в различных сферах экономики. Однако, несмотря на это, в промышленности слабо используют преимущества метода, поскольку явно не достаточно информации о практическом опыте реализации дорожных карт инновационного развития конкретными предприятиями, и отсутствуют методические подходы и алгоритмы формирования дорожных карт, их структура и форма четко не определены, а само картирование является не редко субъективным процессом.
Материалы и методы
Руководители ведущих западных предприятий, как показал анализ реальных практических результатов управления инновационной деятельностью, уделяют особое внимание стратегическим инструментам управления, делая при этом акцент на прогнозную информацию. Одним из
таких инструментов и является дорожное картирование.
Определения термина «дорожная карта» встречаются в ряде работ как зарубежных, так и отечественных экономистов. Достаточно комплексно основные понятия представлены в статье А. Н. Рида [1]. Дополним эти определения (таблица 1).
Таблица 1. Определение термина «дорожная карта» Table 1. Definition of the term «road map»
Автор / Author
Понятие/Concept
А. А. Деев / A. A. Deev
В. И. Соловьёв, Е. А. Тропина / V. I. Soloviev, E. A. Tropina
Е. А. Байков / E. A. Baikov
И. С. Кобзева, И. М. Яхонтова / I. S. Kobzeva, I. M. Yakhontova
Ю. Н. Гришковская / Yu. N. Grishkovsky
А. О. Бакланов, Н. И. Диденко / A. O. Baklanov, N. I. Didenko
А. Ю. Павлов / A. Yu. Pavlov
Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта: отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, промышленного кластера, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и прочих стратегических целей [2] / The roadmap is a visual representation of a step-by-step scenario for the development of a certain object: a single product, a class of products, a certain technology, a group of related technologies, a business, a company uniting several business units, an entire industry, an industrial cluster, an industry, and even a plan to achieve political, social and other strategic goals
Дорожная карта - это содержащий условные обозначения пошаговый сценарий развития какого-либо проекта, программы или отдельного продукта, нанесенный графически в виде карты, алгоритма, где узлами отмечены важные периоды, при прохождении которых принимается важное решение с учетом всех известных факторов [3] / A road map is a step-by-step scenario of development of any project, program or individual product, plotted graphically in the form of a map, an algorithm, where the nodes indicate important periods during the passage of which an important decision is made taking into account all known factors Под дорожной картой понимается наглядное представление поэтапного и многовариантного сценария развития определенного процесса, объекта, продукта, технологии, бизнеса, компании, отрасли и т. д. [4] / A road map is a visual representation of a phased and multivariate scenario for the development of a certain process, object, product, technology, business, company, industry, etc.
Дорожные карты представляют собой поэтапный план действий, позволяющий сформировать обобщенное представление будущих технологий, новых рынков, продуктов, последствий свершения тех или иных событий для бизнеса, и прочее [5] / Roadmaps are a step-by-step action plan that allows to form a generalized representation of future technologies, new markets, products, the consequences of certain events for business, and so on
Дорожная карта представляет собой детальный комплексный план достижения поставленной цели, выбранный в результате научного предвиденья [6] / The road map is a detailed comprehensive plan to achieve this goal, selected as a result of scientific foresight Под дорожной картой мы понимаем документ, содержащий сценарий развития определённого объекта, который излагается графическими, математическими, информационными средствами [7] / Under the road map, we understand a document containing a scenario for the development of a certain object, which is presented by graphic, mathematical, information means Типичная дорожная карта представляет собой графическую схему, на которой изображены основные шаги, действия, взаимосвязи и предполагаемые результаты данных действий в так называемых узлах [8] / A typical road map is a graphical diagram that shows the main steps, actions, relationships, and expected results of these actions in the so-called map nodes
Н. А. Валяева / N. A. Valyaeva
Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта, который представляет собой территорию с неблагоприятными показателями [9] / The road map is a visual representation of a step-by-step scenario for the development of a certain object, which is an area with unfavorable indicators
Источник: составлено авторами на основе [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].
90
В подтверждение точки зрения А. Н. Рида [1] отметим, что определения, приведенные различными авторами, исследующими данный процесс, по сути имеют очень много общего. В. И. Соловьёв, Е. А. Тропина выделяют узлы карты, А. Ю. Павлов дает им подробное определение, добавляя, что отрезки между ними отображают причинно-следственные связи при принятии управленческих решений.
Несмотря на большое количество определений изучаемого понятия, ни одно из них не отражает всей сути дорожного картирования в системе стратегически-инновационного управления промышленным предприятием машиностроительного комплекса.
Дорожная карта предприятия машиностроительного комплекса представляет собой графическое (наглядное) отражение динамического процесса развития предприятия, использующего инструменты стратегически-инновационного управления производством, в основу которого заложены различные варианты изменения определенных производственных процессов под влиянием факторов внешней и внутренней среды, способные привести предприятие от фактического состояния к требуемому, а так же имеющее систему контроля актуальности тактических действий на любом отрезке времени.
Несмотря на то, что дорожные карты по своей сути являются одной из разновидностей плановых документов предприятия, они имеют отличительные особенности, поскольку в дорожных картах взаимоувязаны все детали планов, имеется акцент на временном периоде в процессе решения достижения стратегических задач.
Проведенными исследованиями установлены факторы целесообразности и необходимости применения дорожных карт для стратегического планирования, предусматривающего:
- многовариантное планирование всех процессов деятельности предприятия, включая инновационные, с полным перечнем как позитивных, так и негативных показателей по каждому варианту, а так же с указанием путей реализации целей в каждом варианте;
- связывание воедино как общей, так и текущей рыночной ситуации со стратегией предприятия и с выбранной на этой основе тактикой и технологическими инновационными решениями;
- динамичность принятых в рамках дорожной карты решений, позволяющая вносить оперативные коррекции в режиме реального времени;
- участие в разработке дорожной карты максимально широкого круга квалифицированных специалистов соответствующего профиля (разработчи-
ки новой техники и технологии, маркетологи, снабженцы, финансисты, оперативные руководители производства), позволяющее им осознать свою роль в разработке стратегии развития предприятия и в ее последующей реализации;
- концентрацию внимания на приоритетных направлениях развития предприятия, позволяющих в ретроспективном аспекте дать анализ их развития с выделением наиболее значимых критических этапов в развитии этих направлений, разработать наиболее результативные методы управления.
Возможные варианты принятия решений в процессе реализации инноваций и технико-технологические потребности, лежащие в их основе, наглядно отображены в дорожной карте, что способствует комплексной оценке всей производственной деятельности. Использовать стратегический подход в процессе разработки и реализации инноваций возможно при наличии ряда взаимоувязанных дорожных карт развития предприятия.
Среди достоинств данного метода также можно отметить и то, что создание и использование дорожных карт позволяет отслеживать историю каждого ключевого решения в плане, являясь основанием для выбора решений в пользу разработки базовых технологий или наоборот их приобретения, которые в дальнейшем приводят к долгосрочным последствиям. Дорожная карта позволяет свести к минимуму риск разработки инновационной продукции, не имеющей в ближайшее время перспектив быть востребованной в рыночной среде.
Среди достоинств метода, определенных другими экономистами, интересной представляется точка зрения Д. А. Колесникова [10, с. 131] доказывающего, что процесс использования дорожных карт основывается на принципе «прошлое - настоящее - будущее», то есть в картах прослеживается взаимосвязь плана развития, стратегии развития, тактических действий и текущего состояния предприятия. Автор так же делает акцент на том, что благодаря использованию дорожных карт можно проследить не только возможные сценарии и пути развития, но и оценить их рентабельность, выбрав максимально эффективный путь, тогда как именно показатели рентабельности инновационной деятельности позволяют определить оптимальные пути достижения целей развития предприятия с точки зрения экономической эффективности.
Интересной представляется точка зрения В. Д. Секерина и Н. С. Кучеренко, которые отмечают, что использование дорожных карт на практике позволит не просто преодолеть стереотипы стратегического мышления, но и расширить горизонт
принятия управленческих решений, а так же стать связующим звеном между стратегическим видением, стратегическим планированием и критериями, отражающими стратегические ориентиры развития субъектов [11, с. 420]
Кроме того дорожная карта позволяет регулярно обмениваться оперативной информацией между участниками рыночных отношений, как в производственной сфере, так и непосредственно в сфере перспективной реализации будущей инновационной продукции.
В зарубежной практике выделяются следующие типы дорожных карт: продуктовые, программные, стратегические, научные, технологические, корпоративные, отраслевые, рисковые.
Для отечественной практики такое разделение является достаточно условным, поскольку исследованиями установлено, что все типы тесно взаимосвязаны, предназначены для планирования развития в рамках одной сферы или одного предприятия с учетом рассчитанных затрат и планируемых результатов, возможных на различных этапах инновационного процесса. Считаем некорректным проработку сценариев развития предприятия в рамках только одного типа дорожных карт без учета остальных.
Активная разработка и принятие дорожных карт в России начались в 2012 г. В настоящее время на федеральном уровне процесс разработки и реализации дорожных карт регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 (ред. от 10.09.2018) «О реализации Национальной технологической инициативы», в котором Правительство предписывает процесс разработки дорожных карт на уровне государства осуществлять АО «Российская венчурная компания». В документе так же описывается ряд требований, относящихся к структуре дорожной карты. Так, она должна включать в себя целевые ориентиры, целевые показатели плана мероприятий, этапы и сроки реализации, план реализации с основными направлениями, результаты реализации по направлениям и в целом, финансирование этапов, ответственные исполнители. Такую структуру можно взять и за основу дорожной карты промышленного предприятия.
На текущий момент (2018 год) на территории Нижегородской области приняты и реализуются порядка 10 дорожных карт по разным направлениям социально-экономического развития. Однако до сих пор все они являются разрозненными, не объединенными в единый реестр дорожных карт развития Нижегородской области, часто имеют пересекающиеся мероприятия. Слабые навыки использования
системы дорожного картирования на региональном уровне приводят к тому, что руководители конкретных предприятий относятся к такому инструменту стратегического управления как к лишнему, предпочитая работать привычными им документами, недооценивая эффективность исследуемого инструмента планирования в процессе стратегической деятельности предприятий.
Формирование дорожной карты можно представить этапами, на основе которых прослеживается жизнеспособность и цикличность механизма.
Согласимся с точкой зрения Д. А. Колесникова [10, с. 131] констатирующего, что формирование дорожной карты представляет собой процесс некой ревизии потенциала предприятия, способный показать узкие проблемные места, выявить возможности роста, а так же указать на потребности ресурсного обеспечения производственного процесса. При этом в данном процессе необходимо задействовать максимально возможное количество специалистов различного профиля (производственников, экономистов, финансистов, разработчиков новой техники, технологии, продукта и т. д.) для наиболее полного представления о функционировании предприятия.
По мнению В. И. Ковалева [11, с. 170] элементом управленческого воздействия является участие в процессе разработки дорожной карты. Именно оно дает возможность членам коллектива не просто понять свою роль в реализации стратегии развития предприятия, но и наглядно увидеть подходы к реализации этой стратегии различных категорий специалистов.
И. А. Баев, Ю. С. Глазкова [13], Е. А. Байков [4], В. С. Березовский [14], А. Ю. Павлов [8] и другие [12; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21] в своих работах весьма подробно описывают типичные этапы построения дорожных карт.
Нами же применительно к промышленным предприятиям предлагается следующая последовательность разработки и реализации дорожной карты управления инновационной деятельностью предприятия.
В первую очередь рекомендуется проводить комплексную оценку внешней и внутренней среды предприятия. Это позволяет определить новые целевые ориентиры и задачи, сформировав тем самым либо стратегию развития, либо скорректировать уже имеющийся ее вариант.
На следующем этапе необходимо разработать общий стратегический план развития предприятия, сформировав его в виде одной дорожной карты или их комплекта по различным направлениям.
Непосредственная разработка дорожной карты должна включать в себя:
- определение видов деятельности, объекта видов деятельности и типов инновационного воздействия, ресурсов, необходимых для реализации инновационного производства;
- разработку программы реализации инноваций (определение структурных элементов и вариантов программных мероприятий);
- анализ вариантов программы, расчет их технико-экономических показателей;
- разработку бюджета;
- выбор варианта развития и расчет ресурсов для выбранного варианта;
- разработка рекомендаций по управлению дорожной картой;
- реализация мероприятий дорожной карты.
По результатам реализации мероприятий, предусмотренных дорожной картой, составляется отчет, констатирующий соответствие реально полученных результатов с показателями, предусмотренными в дорожной карте. И в случае их неполного соответствия вносятся необходимые коррективы, усиливающие позитивные факторы и наоборот, сводящие к минимуму или исключающие негативные явления, имеющие место в прошедшем процессе реализации дорожной карты, поскольку они же могут встретиться при использовании ее на других объектах.
Безусловно, процесс разработки дорожной карты объективно связан с преодолением целого ряда сложностей, главными среди которых являются необходимость проведения объемной и высококвалифицированной экспертизы, длительный временной период, необходимый на разработку и последующее согласование полученного документа.
Управление на основе дорожной карты требует решения целого ряда проблем, среди которых определение объема сведений, в том числе и закрытого характера, а так же круга лиц, имеющих право доступа к стратегической информации. Вышеуказанное замедляет процесс внедрения и использования качественного дорожного картирования в управлении инновационными процессами в первую очередь на крупных промышленных предприятиях машиностроения, являющихся основным фундаментом, на котором базируется экономическая мощь России.
Практика показала, что исполнение прогнозной функции даже в самом простом варианте позволит промышленным предприятиям избежать целого комплекса ошибок в определении направлений своей деятельности как в кратко-, так и в среднесрочном периоде. В данном контексте использование дорожной карты становится инструментом управления развитием предприятия.
Поскольку дорожная карта должна быть удобной количественно-качественной информационной базой для предприятий, осуществляющих инновационный процесс, то необходимо, чтобы она была сформирована как многоуровневый пакет документации, на вершине которого должен быть компактный и наглядный набор блок-схем с минимумом важнейшей информации (сроки и основные результаты), а в глубине - полный набор обоснований научно-технического, маркетингового и инвестиционно-финансового характера в виде пояснительных записок и файлов в соответствующем формате, удобном для практического использования процесса перспективно-оперативного управления деятельностью промышленных предприятий.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что дорожные карты позволяют увязать между собой комплекс документов, включающих планы технического перевооружения, планы наращивания профессионально-квалификационного потенциала конструкторско-технологических служб, ориентированных на анализ и использование на практике современных достижений НТП, и бизнес-планы отдельных инвестиционных проектов.
Результаты
Дорожное картирование не является распространенным инструментом стратегического управления предприятием. Приведенное определение дорожных карт, используемое по отношению к предприятиям машиностроительного комплекса, осуществляющим инновационную деятельность, позволит заложить базу изучения процесса картирования в промышленности, что впоследствии поможет сформировать методику, алгоритмы формирования, содержание дорожных карт.
Очевидная необходимость использования дорожных карт в деятельности промышленных предприятий обусловлена выявленными достоинствами, среди которых многовариантность выбора и минимальный риск принятия ключевых решений при разработке инновационной продукции, наглядность и информативность, возможность построить рентабельный процесс производства и гибкую организационно-управленческую структуру, способную реагировать на изменения во времени и другие.
Однако, процесс построения и применения в инновационной деятельности и в целом в производственном процессе промышленных предприятий дорожных карт на территории Российской Федерации, связан с преодолением целого ряда сложностей.
Для разработки дорожной карты необходимо формирование группы квалифицированных специалистов, досконально знающих организационную структуру предприятия, существующую технику и
технологию производства, квалификационный состав технико-технологических и организационно-управленческих структур, способных к взаимопониманию в процессе постановки, обсуждения и поиска наиболее качественных и взаимоприемлемых решений, не ущемляющих интересы ни одной из организационных структур предприятий, в процессе не только оперативной, но и перспективной деятельности. С нашей точки зрения здесь наиболее приемлемым является принцип управленческого четырехзвенника, эффективность функционирования которого доказана в весьма специфической сфере, такой как управление промышленным оборонным комплексом.
Обсуждение В статье затронут целый ряд проблем организационно-управленческого характера, от решения которых в очень большой степени зависит безальтернативная необходимость занятия Россией положенного ей по статусу одного из ведущих мест в мировой табеле о рангах по всем показателям. При-
мером эффективного использования по сути дорожной карты является решение проблем оборонного комплекса, связанных с укреплением обороноспособности России, вызванного резко обострившейся ситуацией в мировом сообществе.
Заключение
Использование множества сценариев развития, отраженных в дорожной карте, дает возможность качественно поднять уровень управления инновационной деятельностью, сконцентрировать внимание на планировании процесса производства в перспективе и дает последовательную и актуальную информацию по конкретному рассматриваемому критерию, являясь основой процесса принятия решения.
Масштабное использование механизмов и инструментов дорожной карты позволит сосредоточить усилия на конкретных взаимосвязанных в технологическом аспекте производства предприятий и отраслей, так и государства и будет способствовать укреплению и реализации отечественного научно-технического потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рида А. Н. Дорожная карта как инновационный инструмент стратегического управления предприятиями молочного подкомплекса АПК // Инновационное развитие экономики. 2016. № 1 (31). С. 68-74.
2. Деев А. А. Дорожная карта как инструмент планирования и мониторинга стратегического развития машиностроительного комплекса Самарской области // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 7 (31). С. 7.
3. Соловьев В. И., Тропина Е. А. Дорожные карты как инструмент прогнозирования инновационного развития предприятия // В сборнике: Перспективы развития информационных технологий. Труды Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. 2014. С. 156-157.
4. Байков Е. А. Стратегическое управление предприятиями в условиях нестабильности. Стратегии. Планы. Дорожные карты. Монография. Саарбрюккен : LAP LAMBERT, 2014. 162 с.
5. Кобзева И. С., Яхонтова И. М. Дорожная карта предприятия: теоретические принципы и примеры использования // В сборнике: Информационное общество: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов VI международного форума. Редакционная коллегия: Е. В. Попова, Д. А. Замо-тайлова, С. А. Курносов, Р. У. Рахметова, А. Ф. Рогачев, В. И. Тинякова, П. И. Темирбулатов, Д. А. Там-биева, Ф. Н-Г. Топсахалова, А. В. Улезько. 2016. С. 23-26.
6. Гришковская Ю. Н. Сущность дорожных карт и их роль в деятельности организации // В сборнике: Демидовские чтения. Тула 2015. 2015. С. 82-83.
7. Бакланов А. О., Диденко Н. И. Процедура построения дорожной карты // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2016. № 14. С. 110-119.
8. Павлов А. Ю. Дорожная карта: основные понятия и особенности построения для высокотехнологичных предприятий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12A. С. 130-142.
9. Валяева Н. А. Дорожные карты - модуль реализации проектов // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. 2017. Т. 2. № 1 (3). С. 2-4.
10. Колесников Д. А. Границы «дорожной карты» // Научный альманах. 2017. № 4-1 (30). С. 130-133.
11. Кучеренко Н. С., Секерин В. Д. Роль дорожных карт в системе форсайт // В сборнике: Экономические аспекты продовольственной безопасности России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. 2017. С. 419-422.
12. Ковалев В. И. Форсайт: прогнозирование инноваций или инновации в прогнозах? // Вестник Омского университета. 2013. № 2. С. 169-172.
13. Баев И. А., Глазкова Ю. С. Дорожные карты - инструмент инновационного планирования на предприятии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 39 (215). С. 32-36.
14. Березовский В. С., Яхонтова И. М. Дорожная карта как инструмент развития организации // В сборнике: Информационное общество: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов IX студенческого международного форума. 2017. С. 229-231.
15. Филиппова Т. А., Макенова С. К. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области кадастровой деятельности // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2016. № 2 (22). С. 330-335.
16. Дробышевская Л. Н., Тер-Саакян А. Г. Совершенствование форм и методов управления инновационной деятельностью предприятий // Экономика: теория и практика. 2011. № 3 (23). С. 42-48.
17. Чахкиев Г. Г., Токмурзин Т. М. Роль гражданского общества в построении эффективного государства // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и финансов в условиях современных вызовов российского и мирового хозяйства. Материалы III-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 267-268.
18. Коломыц О. Н., Нижельская К. О. Дорожные карты как эффективный инструмент управления развитием современных компаний // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 38-41.
19. Мельник Д. А., Ханина А. В. Особенности построения дорожных карт как инструмента прогнозирования развития инновационных предприятий // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 299-301.
20. Мошков А. А., Новиков А. О., Матенев О. А. Использование дорожных карт для управления инновационным потенциалом предприятия // В сб.: Реструктуризация экономики России и промышленная политика. Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. Под редакцией А. В. Бабкина. 2015. С. 245-249.
21. Цветкова Г. С., Ларионова Н. И. Дорожное картирование как новый инструмент стратегического маркетинга // The Progressive Researches Science & Genesis. 2014. № 1. С. 149-152.
Дата поступления статьи в редакцию 25.07.2018, принята к публикации 3.09.2018.
Информация об авторах: Алехина Ольга Федоровна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление»
Адрес: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», 603950, Н. Новгород, проспект Гагарина, 23 E-mail: [email protected] Spin-код: 2855-0929
Рыбакова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс»
Адрес: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», 603950, Н. Новгород, проспект Гагарина, 23 E-mail: [email protected] Spin-код: 7843-2009
Заявленный вклад авторов: Алехина Ольга Федоровна: общее руководство проектом, критический анализ и доработка текста. Рыбакова Ирина Викторовна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста, решение организационных и технических вопросов по подготовке текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Rida A. N. Dorozhnaya karta kak innovacionnyj instrument strategicheskogo upravleniya predpriyatiyami molochnogo podkompleksa APK [Road map as an innovative tool for strategic management of dairy subcomplex agro business], Innovacionnoe razvitie ehkonomiki [Innovative development of the economy], 2016. No. 1 (31). pp. 68-74.
2. Deev A. A. Dorozhnaya karta kak instrument planirovaniya i monitoringa strategicheskogo razvitiya mashi-nostroitel'nogo kompleksa Samarskoj oblasti [Road map as a tool for planning and monitoring the strategic develop-
ment of the machine-building complex of the Samara region], Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Economic systems Management: electronic scientific journal], 2011. No. 7 (31). pp. 7.
3. Solov'ev V. I., Tropina E. A. Dorozhnye karty kak instrument prognozirovaniya innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [The road map as a tool of forecasting of innovative development of enterprise], Vsbornike: Perspektivy razvitiya informacionnyh tekhnologij. Trudy Vserossijskoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the book: Prospects of development of information technologies. Proceedings of the all-russian youth scientific and practical conference], Kuzbasskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet imeni T. F. Gorbacheva, Mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj tsentr KuzGTU-Arena Multimedia. 2014. pp. 156-157.
4. Bajkov E. A. Strategicheskoe upravlenie predpriyatiyami v usloviyah nestabil'nosti. Strategii. Plany. Dorozhnye karty [Strategic management of enterprises in conditions of instability. Strategies. Plans. Road map], Monogra-fiya. Saarbryukken: LAP LAMBERT, 2014. 162 p.
5. Kobzeva I. S., Yakhontova I. M. Dorozhnaya karta predpriyatiya: teoreticheskie principy i primery ispol'zova-niya [The road map of the enterprise: theoretical principles and examples of use], V sbornike: Informatsionnoe obsh-chestvo: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov VI mezhdunarodnogo foruma [In the collection: Information society: the current state and prospects of development. Proceedings of the VI international forum], Editorial Board: Popova E. V., Zamotajlova D. A., Kurnosov S. A., Rahmetova R. U., Rogachev A. F., Tinyakova V. I., Temirbulatov P. I., Tambieva D. A., Topsahalova F. N-G., Ulez'ko A. V. 2016. pp. 23-26.
6. Grishkovskaya Yu. N. Sushchnost' dorozhnyh kart i ih rol' v deyatel'nosti organizatsii [The essence of road maps and their role in the activities of the organization], Vsbornike: Demidovskie chteniya [In the collection: Demidov readings], Tula. 2015. pp. 82-83.
7. Baklanov A. O., Didenko N. I. Protsedura postroeniya dorozhnoj karty [Procedure of road map construction], Aktual'nye voprosy innovatsionnoj ekonomiki [Actual issues of innovative economy], 2016. No. 14. pp. 110-119.
8. Pavlov A. Yu. Dorozhnaya karta: osnovnye ponyatiya i osobennosti postroeniya dlya vysokotekhnologichnyh predpriyatij [Basic concepts and features of construction for high-tech enterprises], Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: yesterday, today, tomorrow], 2016. Vol. 6. No. 12A. pp. 130-142.
9. Valyaeva N. A. Dorozhnye karty - modul' realizacii proektov [Roadmaps - implementation of projects], Nauka i obrazovanie: problemy i strategii razvitiya [Science and education: problems and development strategies], 2017. Vol. 2. No. 1 (3). pp. 2-4.
10. Kolesnikov D. A. Granicy «dorozhnoj karty» [Borders of the «road map»], Nauchnyj al'manah [Scientific almanac], 2017. No. 4-1 (30). pp. 130-133.
11. Kucherenko N. S., Sekerin V. D. Rol' dorozhnyh kart v sisteme forsajt [The role of road maps in the foresight system], V sbornike: Ekonomicheskie aspekty prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem studentov i molodyh uchenyh [In the collection: Economic aspects of food security in Russia. Materials of the all-Russian scientific-practical conference with international participation of students and young scientists], 2017. pp. 419-422.
12. Kovalev V. I. Forsajt: prognozirovanie innovacij ili innovacii v prognozah? [Foresight: forecasting innovations or innovations in forecasts?], Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], 2013. No. 2. pp. 169-172.
13. Baev I. A., Glazkova Yu. S. Dorozhnye karty - instrument innovacionnogo planirovaniya na predpriyatii [Road map - a tool for innovation planning at the enterprise], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of the South Ural state University. Series: Economics and management], 2010. No. 39 (215). pp. 32-36.
14. Berezovskij V. S., Yakhontova I. M. Dorozhnaya karta kak instrument razvitiya organizacii [Road map as a tool for the development of the organization], V sbornike: Informacionnoe obshchestvo: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov IX studencheskogo mezhdunarodnogo foruma [In the collection: Information society: the current state and prospects ofdevelopment. The collection of materials of IX international student forum], 2017. pp. 229-231.
15. Filippova T. A., Makenova S. K. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva rossijskoj federacii v oblasti kada-strovoj deyatel'nosti [Improvement of the legislation of the Russian Federation in the field of cadastral activity], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Omsk state agrarian University], 2016. No. 2 (22). pp. 330-335.
16. Drobyshevskaya L. N., Ter-Saakyan A. G. Sovershenstvovanie form i metodov upravleniya innovatsionnoj deyatel'nost'yu predpriyatij [Improvement of forms and methods of management of innovative activity of enterprises], Ekonomika: teoriya i praktika [Economics: theory and practice], 2011. No. 3 (23). pp. 42-48.
17. Chahkiev G. G., Tokmurzin T. M. Rol' grazhdanskogo obshchestva v postroenii ehffektivnogo gosudarstva [The role of civil society in building an effective state], Vsbornike: Aktual'nye voprosy ehkonomiki i finansov v usloviyah sovremennyh vyzovov rossijskogo i mirovogo hozyajstva [In the collection: Topical issues of Economics and
Finance in the context of modern challenges of the Russian and world economy], Materialy III-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. pp. 267-268.
18. Kolomyts O. N., Nizhel'skaya K. O. Dorozhnye karty kak effektivnyj instrument upravleniya razvitiem so-vremennyh kompanij [Road maps as an effective tool for managing the development of modern companies], V sbor-nike: Sovremennaya ekonomika: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. Sbornik statej XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Modern economy: topical issues, achievements and innovations. Collection of articlesXVInternational scientific-practical conference], 2018. pp. 38-41.
19. Mel'nik D. A., Hanina A. V. Osobennosti postroeniya dorozhnyh kart kak instrumenta prognozirovaniya razvitiya innovacionnyh predpriyatij [The Features of building road maps as a tool for forecasting the development of innovative enterprises], Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah [Education and science in modern conditions], 2015. No. 3. pp. 299-301.
20. Moshkov A. A., Novikov A. O., Matenev O. A. Ispol'zovanie dorozhnyh kart dlya upravleniya innovatsion-nym potencialom predpriyatiya [The Use of road maps for the management of innovative potential of enterprise], V sbornike: Restrukturizaciya ekonomiki Rossii i promyshlennaya politika. Trudy nauchno-prakticheskoj konferentsii s zarubezhnym uchastiem [In the book: Restructuring of the Russian economy and industrial policy. Proceedings of the scientific-practical conference with foreign participation], In A. V. Babkina (ed.), 2015. pp. 245-249.
21. Cvetkova G. S., Larionova N. I. Dorozhnoe kartirovanie kak novyj instrument strategicheskogo marketinga [Road mapping as a new tool of strategic marketing], The Progressive Researches Science & Genesis. 2014. No. 1. pp.149-152.
Submitted 25.07.2018, revised 3.09.2018.
About the authors:
Olga F. Alekhina, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Management and public administration»
Address: National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 603950, Russia, Nizhny Novgorod,
Gagarin Avenue, 23
E-mail: [email protected]
Spin-код: 2855-0929
Irina V. Rybakova, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Civil law and process»
Address: National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 603950, Russia, Nizhny Novgorod,
Gagarin Avenue, 23
E-mail: [email protected]
Spin-код: 7843-2009
Contribution of the authors: Olga F. Alekhina: managed the research project, critical analyzing and editing the text.
Irina V. Rybakova: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text, solved organizational and technical questions for the preparation of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.
08.00.05 УДК 330
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АСИММЕТРИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВЫХ СТРУКТУР
© 2018
Андрей Евгеньевич Плахин, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург (Россия)
Аннотация
Введение: предметом исследования стали экономические отношения, возникающие в ходе формирования и распределения доходов, а также других эффектов между стейкхолдерами промышленных парковых структур в процессе их функционирования. Цель работы состоит в разработке методических основ определения и последующего выравнивания асимметрии распределения доходов различных стейкхолдеров в рамках их участия в стратегическом управлении промышленными парковыми структурами.
97