Научная статья на тему 'Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» как эффективный инструмент для развития малого бизнеса'

Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» как эффективный инструмент для развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ / АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ / STRATEGIC INITIATIVE AGENCY / ROADMAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урзяева О.М.

Одна из основных проблем при долгосрочном планировании в малом бизнесе отсутствие наглядности. Создание дорожных карт помогает в решении данной проблемы. В статье проанализирована и систематизирована информация о дорожных картах. Рассмотрено понятие «дорожная карта», выделены типы дорожных карт, подходы к формированию и внедрению дорожных карт. Также представлена сложившаяся российская и зарубежная практика применения дорожных карт, в том числе на законодательном уровне. Проанализированы принятые в Российской Федерации законопроекты по формированию и реализации дорожных карт. Рассмотрены дорожные карты, разработанные Агентством стратегических инициатив. Подробно проанализированы положения дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», ее важность и актуальность, особенно для предприятий малого бизнеса. Выделены основные цели и индикативные показатели данного проекта. Проанализированы предлагаемые мероприятия по совершенствованию налогового администрирование, с учетом практического аспекта по их применению. Рассмотрено, как дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» может решить основные проблемы бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса. В рамках данной статьи дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» сопоставлена с принятым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Сделан вывод о том, что разработка дорожных карт способствует развитию малого предпринимательства и улучшает условия для ведения предпринимательской деятельности, что благотворно влияет на развитие экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving tax administration road map as an effective tool for small business development

The lack of visibility is one of the problems in long-term planning of small businesses. Creating roadmaps helps in solving of that problem. In this paper, the author analyses and systematizes information on the roadmaps. The article considers the "roadmap" concept, highlights the types of road maps, approaches to the formation and implementation of roadmaps. The paper also provides the established Russian and foreign practice of road maps implementation, including at the legislative level, and also analyzes legislation adopted in the Russian Federation aimed at the formation and implementation of roadmaps. The paper considers the roadmaps developed by the Agency of Strategic Initiatives, and analyzes in detail the provisions of the "Improving tax administration" roadmap, its importance and relevance, especially for small business enterprises. The author identifies the basic goals and indicative indexes of that project, and analyzes the proposed measures to improve tax administration, taking into account the practical aspects of their application. The article considers in what way the "Improving tax administration" roadmap can solve the fundamental problems of accounting and tax accounting in the small business enterprises. In this article, the "Improving tax administration" roadmap is compared with the adopted Federal Law “On Accounting” of December 06, 2011 № 402-FZ. The author comes to a conclusion that developing roadmaps promotes small business development and improves conditions for doing business, which is beneficial for the economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» как эффективный инструмент для развития малого бизнеса»

УДК 346.26

дорожная карта «совершенствование налогового администрирования» как эффективный инструмент для развития малого бизнеса

о.м. урзяева,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: svk371@mail.ru

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Одна из основных проблем при долгосрочном планировании в малом бизнесе - отсутствие наглядности. Создание дорожных карт помогает в решении данной проблемы. В статье проанализирована и систематизирована информация о дорожных картах. Рассмотрено понятие «дорожная карта», выделены типы дорожных карт, подходы к формированию и внедрению дорожных карт. Также представлена сложившаяся российская и зарубежная практика применения дорожных карт, в том числе на законодательном уровне.

Проанализированы принятые в Российской Федерации законопроекты по формированию и реализации дорожных карт. Рассмотрены дорожные карты, разработанные Агентством стратегических инициатив. Подробно проанализированы положения дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», ее важность и актуальность, особенно для предприятий малого бизнеса. Выделены основные цели и индикативные показатели данного проекта.

Проанализированы предлагаемые мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, с учетом практического аспекта их применения. Рассмотрено, как дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» может решить основные проблемы бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса.

В рамках данной статьи дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» сопоставлена с принятым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Сделан вывод о том, что разработка дорожных карт

способствует развитию малого предпринимательства и улучшает условия для ведения предпринимательской деятельности, что благотворно влияет на развитие экономики страны.

Ключевые слова: малый бизнес, дорожные карты, Агентство стратегических инициатив

Одной из основных проблем при долгосрочном планировании в малом бизнесе является отсутствие наглядности. Как правило, различные плановые показатели и мероприятия разрабатываются разрозненно, бывает достаточно сложно объединить их в одну общую наглядную картину, отражающую долговременное видение развития малого предприятия. Создание и разработка дорожных карт призваны решить данную проблему.

Дорожная карта - это наглядное, пошаговое представление стратегии развития какого-либо объекта - предприятия, сектора экономики, продукта, технологии, процесса [1]. Это своеобразный пошаговый план действий, который должен привести к достижению поставленных целей. Дорожные карты объединяют между собой видение, стратегию и план развития объекта1.

Дорожная карта (от англ. roadmap) - это термин, обозначающий детализированный взгляд в будущее

1 Создание дорожных карт. URL: http://future-designing.org/ download.php?d=125&is=doc.

в определенной области, построенный на интеграции знаний и прогностических способностей ведущих экспертов в данной конкретной области2. По мнению Р. Костоффа и Р. Шелера [11], дорожная карта есть инструмент путешественника, который обеспечивает существенное понимание, близость, руководство и некоторую степень уверенности в планировании путешествия.

Термин «дорожная карта» впервые начал применяться в 1970-х гг. в компании «Моторола» для обозначения методов, позволяющих связать развитие технологий с планируемыми стадиями производственных процессов [3].

В зарубежной экономической литературе выделяют несколько типов дорожных карт3 [2]:

• промышленные, отраслевые (оценка влияния рынка, увязка с конкретными технологиями, адаптация исследований и производств к новым условиям);

• научные и технологические (выбор из новых формирующихся технологий);

• продуктовые (идентификация технических процессов и сопровождающих рисков и возможностей, связанных с развитием определенного продукта или услуги);

• программные, стратегические (используются правительственными и частными структурами для влияния возникающих и возможных проблем на реализацию стратегии);

• корпоративные (сценарии развития отдельной компании).

Дорожную карту предприятия иногда сравнивают с бизнес-планом. На самом деле это совершенно различные понятия. Дорожная карта, в отличие от бизнес-плана, может предлагать несколько вариантов развития предприятия и является более гибким инструментом планирования4.

Все виды дорожных карт объединяют общие подходы к их формированию и внедрению [10]: 1) временной аспект. Дорожная карта - это стратегия развития на длительный промежуток времени. От 5-10 лет и выше - с разбивкой на более мелкие временные отрезки. В дорожной карте основные шаги, как правило, привязаны к

2 Баев И.А., Глазкова Ю.С. Дорожные карты - инструмент инновационного планирования на предприятиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2010. № 39. С. 32-36.

3 PhaalR. Public-DomainRoadmaps. 2011. URL: http://ifm.eng. cam.ac.uk.

4 КузыкЮ. Что такое дорожная карта? URL: http://strf.ru/mate-

rial.aspx?CatalogId=223&d_no=20108&rated=ok.

конкретному промежутку времени - например III квартал текущего года;

2) конкретные мероприятия дорожной карты обязательно должны иметь круг ответственных за это мероприятие лиц, быть адресными;

3) все дорожные карты должны четко демонстрировать экономический эффект от их выполнения и обосновывать оптимальность предлагаемых альтернатив развития именно с позиций экономической эффективности использования ресурсов в каждой точке принятия решений. То есть любая дорожная карта своим конечным результатом имеет четко измеримую цель;

4) разработка дорожной карты - достаточно трудоемкий процесс, требующий от его создателей специфических знаний, навыков. Дорожная карта, как правило, создается рабочей группой, в которую входят специалисты самого разного профиля;

5) дорожная карта - довольно гибкий, интерактивный инструмент. Она позволяет по мере ее реализации вносить необходимые изменения, уточнять сценарии развития объекта.

По мнению К.Л. Лидина5, построение дорожных карт - это творческий, слабо формализованный и слабо алгоритмизованный процесс, в котором результат в значительной степени зависит от креативности экспертов - авторов карты. Также данный автор отмечает, что дорожные карты должны формироваться и пропагандироваться с учетом особенностей целевой аудитории.

Понятие «дорожная карта» в настоящее время в России все чаще используется в качестве инструмента планирования, особенно на законодательном уровне. Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ принят ряд законопроектов по формированию и реализации дорожных карт:

• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [6];

• Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [7];

• программа действий Правительства Республики Мордовия на 2013 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию6.

5 Лидин К.Л. Многообразие построения дорожных карт. 2006. URL: http://virtass.ru/IO/14_5.doc.

6 Об утверждении Программы действий Правительства Республики Мордовия на 2012 г. по реализации Послания

200

150

100

0

2013

80

60

40

20

0

2013

Для реализации данных законопроектов в мае 2011 г. по распоряжению Правительства РФ от 11.08.2011 № 1393-р [8] было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ). В настоящее время в АСИ разработаны следующие дорожные карты7: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», «Совершенствование таможенного администрирования», «Оптимизация процедур регистрации предприятий», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», «Совершенствование налогового администрирования».

Разработка последней дорожной карты имеет высокую степень значимости для развития бизнеса в России, особенно это касается представителей малого и среднего бизнеса. Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» призвана уменьшить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, связанного с уплатой налогов и производством отчислений, создать комфортные условия по взаимодействию бизнеса и органов государственной власти. В конечном итоге разработка данной дорожной карты призвана улучшить инвестиционный климат и повысить эффективность ведения бизнеса в России. Остановимся подробнее на характеристике данной дорожной карты.

Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» была составлена в ноябре 2012 г. и утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р [9]. Основными целями проекта являются:

• отказ от ведения налогового и иных форм регламентированного учета параллельно бухгалтерскому учету;

Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию: распоряжение Правительства Республики Мордовия от 13.02.2012 № 73-Р (с изм. и доп.)

7 Агентство стратегических инициатив (АСИ). URL: http://asi.

2015

2018

Рис. 1. Среднее время трудозатрат на составление и сдачу отчетности в 2013-2018 гг., ч

64 У

50 А 40 У

AM

2015

2018

Рис. 2. Позиция в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка по показателю Paying Taxes в 2013-2018 гг

• устранение устаревших форм документов;

• презумпция электронного документооборота в части учета и отчетности;

• переход к ведению регламентированного учета согласно МСФО с сопутствующим изменением налогового и бюджетного законодательства. Основными целевыми и индикативными показателями данного проекта являются:

• снижение трудозатрат на подготовку отчетных бухгалтерских документов (примерно в 1,5 раза);

• улучшение позиции в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка по показателю Paying Taxes;

• увеличение доли субъектов бизнеса, положительно оценивающих процедуры составления и сдачи отчетности и взаимодействие с налоговыми органами.

Планируемые значения целевых и индикативных показателей показаны на рис. 1, 2.

Всего в дорожную карту включено порядка 80 проблем и мероприятий по их решению. Часть из них достаточно радикальна, но все они представляются вполне реализуемыми в короткие сроки. В качестве решения проблем предлагается внесение изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты в период 2013-2018 гг. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Первый блок изменений касается времени, необходимого для сдачи отчетности. В рамках данного блока подготовлен проект изменения налогового законодательства для снижения трудоемкости сдачи налоговой отчетности. В рамках реализации дорожной карты должен быть проведен аудит затрат на составление налоговой отчетности.

В связи с тем, что в последние годы менялось много форматов по сдаче отчетности, а также форм отчетности, причем бухгалтеры об этом узнавали порой лишь во время сдачи текущей отчетности или сталкивались с другой проблемой - меняется формат предоставления отчетности, но данные изменения еще не были внесены в программные средства. Очевидно, что все вносимые изменения в правила ведения бухгалтерского учета должны публиковаться в открытом доступе не менее чем за 6 мес. до их вступления в силу. А изменения, касающиеся форм и форматов отчетности, - не менее чем за 2 мес. до даты предполагаемого введения и начала отчетного периода.

Также в рамках данного блока:

• введена обязанность для фискальных органов публиковать используемые ими в работе действующие контрольные соотношения в целях сократить количество ошибок в представляемой отчетности;

• внесено предложение по увеличению сроков сдачи отчетности на 5 дней, а для предоставляющих отчетность в электронном виде - на 20 дней. Такая мера будет способствовать переходу на представление отчетности в электронном виде;

• предложено сократить обязательные для заполнения поля при перечислении налогов и сборов. Это изменение позволит сократить количество ошибок при перечислении налогов. Второй блок предложений данной дорожной

карты оптимизирует взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Предполагается сделать данное взаимодействие более прозрачным и оперативным путем применения интернет-технологий. Так, предполагается создание личного кабинета налогоплательщика на сайте с возможностью получения налогоплательщиками от ФНС России необходимых документов, а также возможностью проведения сверок расчетов с бюджетом в режиме онлайн.

Налогоплательщики смогут получить в режиме онлайн с электронной подписью акт сверки с налоговым органом или справку об отсутствии задолжен-

ности. Также в рамках этого проекта вводится обязанность для организаций, запрашивающих данные справки (банки, торговые площадки, федеральные органы исполнительной власти и пр.) принимать справки с электронно-цифровой подписью.

Не секрет, что двойное толкование тех или иных правовых актов вызывает путаницу в учете и как следствие - неверный расчет налогов, в некоторых случаях возможно начисление пеней и штрафов на организации, поэтому предложено организовать обязательную публикацию обобщающих обзоров, разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Данное предложение позволит повысить прозрачность налогового законодательства и сведет к минимуму спорные толкования правовых актов.

Другая проблема - блокировка налоговой инспекцией счетов налогоплательщика, и как следствие - парализация его деятельности. В рамках данной дорожной карты внесены предложения по оптимизации механизма ограничения деятельности организации при возникновении налогового спора (условия станут «мягче»).

Отдельный блок посвящен законодательной отмене параллельного ведения налогового учета. В настоящее время действительно очень многими предприятиями параллельно ведутся налоговый и бухгалтерский учет, что повышает затраты времени бухгалтера. А на микропредприятиях налоговый учет ведется в ущерб бухгалтерскому и аналитическому. Как правило, бухгалтер малого предприятия скорее выполняет функцию по составлению налоговой отчетности, а не по предоставлению информации для руководителя. Тем самым искажается действительная картина финансового состояния организации. Поэтому разработаны мероприятия по устранению расхождения в ведении налогового и бухгалтерского учета. Все данные для расчета налогов должны браться из регистров бухгалтерского учета, дополненных регистрами расчетов и корректировок для целей налогообложения. Из Налогового кодекса РФ [4] предполагается исключить понятие «налоговый учет», ввести вместо него понятие «аналитический учет». Также планируется исключить ст. 314 НК РФ, существенно переработать другие статьи.

Следующий блок вносимых изменений - НДС и электронный документооборот. Принимаются меры, направленные на сокращение избыточного документооборота. Предлагается дополнить счет-фактуру необходимыми реквизитами, предус-

мотренных в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [5] (далее -Закон № 402-ФЗ), с тем чтобы сделать счет-фактуру единственно необходимым документом для подтверждения вычета НДС.

Налогоплательщикам разрешат хранить архивы первичных и отчетных документов в электронном виде. Также предполагается расширение сферы использования электронного документооборота.

Последний блок касается специальных налоговых режимов. Следует учесть, что малое предприятие имеет небольшой штат и небольшие обороты и по всем показателям подходит для применения специального режима налогообложения. Но основными покупателями продукции выступают крупные организации, как правило, применяющие общий режим налогообложения и уплачивающие НДС, поэтому такие организации отказываются приобретать продукцию у предприятий на спецрежимах, ведь продукция обходится им дороже на сумму НДС. И малые предприятия, основными покупателями которых являются организации на общем режиме налогообложения, также вынуждены переходить на общий режим. А это означает и более высокую налоговую нагрузку, и увеличение времени на составление отчетности, и увеличение затрат на ведение бухгалтерского учета (оплату труда). Поэтому внесено предложение разработать нормативную правовую базу для применения особого порядка исчисления НДС (с разницы между ценой продажи и покупки) при приобретении товаров без НДС у организаций и предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. Данная мера оптимизирует взаимодействие налогоплательщиков, применяющих различные налоговые режимы.

Также внесено предложение по снятию ограничения в части возможности применения УСН организациями, имеющими представительства.

Как можно заметить, все вносимые изменения решают действительно актуальные, «наболевшие» вопросы налогоплательщиков.

Разработка данной дорожной карты совпала с введением в действие Закона № 402-ФЗ. Часть поставленных целей и мероприятий, включенных в данную дорожную карту, перекликается с Законом № 402-ФЗ. Одна из таких «точек пересечения» -электронный документооборот. В дорожной карте содержатся меры, направленные на развитие электронного документооборота в части учета и отчетности, а именно:

1) увеличивается на 15 дней (по сравнению со сдачей отчетности на бумажном носителе) срок сдачи отчетности для налогоплательщиков, сдающих отчет в электронном виде;

2) снижается порог для обязательного применения сдачи отчетности в электронном виде;

3) упрощается взаимодействие с налоговыми органами (выдача справок, актов, затребование документов), которое предполагается производить преимущественно в электронном виде;

4) разрешается хранение архивов первичных и отчетных документов в электронном виде.

В Законе № 402-ФЗ также предусматривается возможность оформления первичных документов, а также регистров бухгалтерского учета не только в бумажном, но и в электронном виде (п. 5 ст. 9, п. 6 ст. 10). Однако следует иметь в виду, что при предоставлении или изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, для государственных органов или по требованию правоохранительных органов), в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов (п. 6 и 8 ст. 9).

В случае, если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.

Таким образом, в рамках воплощения дорожной карты предусмотрено гораздо больше мероприятий, направленных на переход на электронные формы взаимодействия. Однако законодательную базу для этого предстоит еще разработать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье 20 Закона № 402-ФЗ перечисляются принципы регулирования бухгалтерского учета, в том числе говорится об «упрощении способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций». Эта же тенденция прослеживается и в анализируемой дорожной карте.

Также в Законе № 402-ФЗ вводится принципиально новый подход к разработке законодательных актов. Данный подход обеспечивает публичное, открытое принятие нормативных актов, возможность принимать участие в обсуждении вносимых изменений, выступить с инициативой. Предполагается некий симбиоз профессиональной общественности и органов государственной власти. Проект по разработке дорожных карт в рамках действующей краудсорсинговой площадки как раз является яр-

ким примером реального применения на практике данного подхода.

Таким образом, дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» содержит большое количество действительно актуальных мероприятий, призванных облегчить ведение малого бизнеса, однако данные мероприятия еще предстоит ввести в действие (разработать законодательную базу). Данные изменения вводятся и в интересах самих госорганов - с 2013 г. вступила в силу новая система оценки эффективности федеральных и региональных органов по созданию благоприятного инвестиционного климата8. Разработка и утверждение дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» позволили заложить прочную основу для формирования конкурентной системы налогового администрирования, соответствующую мировому уровню. Успешная реализация мер, заложенных в данной дорожной карте, предполагает готовность к конструктивному взаимодействию субъектов предпринимательства с налоговыми органами.

Таким образом, очевидно, что разработка дорожных карт способствует развитию малого и среднего предпринимательства, а также улучшает условия для ведения предпринимательской деятельности, что благотворно влияет на развитие экономики страны.

Список литературы

1. Деев А.А. Дорожная карта как инструмент планирования и мониторинга стратегического раз-

8 Об утверждении методик определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2550-р (ред. от 15.03.2013).

вития машиностроительного комплекса Самарской области // Отраслевая экономика. 2011. № 7.

2. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. Т. 6. 2008. № 4. C. 149-168.

3. Ермакова Ж.А., Тришкина Н.И. Дорожная карта как инструмент реализации модернизацион-ного партнерства // Креативная экономика. 2014. № 1. С. 96-104.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Ч. 2. № 117-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 21.07.2014).

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. от 28.12.2013).

6. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

7. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596.

8. Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: распоряжение Правительства РФ от 11.08.2011 № 1393-р (ред. от 28.02.2014).

9. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования»: распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. (ред. от 02.07.2014).

10. СинягинА.К. Дорожные карты в госсекторе: план мероприятий или инструмент стратегического управления // Бюджет. 2014. № 1.

11. Kostoff R.N., Schaller R.R. Science and technology road maps // IEEE Transactions of Engineering Management. 2001. № 48.

National interests: priorities and security Problem. Research. Solution

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

IMPROVING TAX ADMINISTRATION ROADMAP AS AN EFFECTIVE TOOL FOR SMALL BUSINESS DEVELOPVENT

Ol'ga M. URZYAEVA

Abstract

The lack of visibility is one of the problems in long-term planning of small businesses. Creating roadmaps helps in solving of that problem. In this paper, the author

analyses and systematizes information on the roadmaps. The article considers the "roadmap" concept, highlights the types of road maps, approaches to the formation and implementation of roadmaps. The paper also provides the

established Russian and foreign practice of road maps implementation, including at the legislative level, and also analyzes legislation adopted in the Russian Federation aimed at the formation and implementation of roadmaps. The paper considers the roadmaps developed by the Agency of Strategic Initiatives, and analyzes in detail the provisions of the "Improving tax administration" roadmap, its importance and relevance, especially for small business enterprises. The author identifies the basic goals and indicative indexes of that project, and analyzes the proposed measures to improve tax administration, taking into account the practical aspects of their application. The article considers in what way the "Improving tax administration" roadmap can solve the fundamental problems of accounting and tax accounting in the small business enterprises. In this article the "Improving tax administration" roadmap is compared with the adopted Federal Law "On Accounting" of December 06, 2011 № 402-FZ. The author comes to a conclusion that the development of roadmaps promotes small business development and improves conditions for doing business, which is conducive to the economic development of the country.

Keywords: small business, roadmap, strategic initiative agency

References

1. Deev A.A. Dorozhnaya karta kak instrument planirovaniya i monitoringa strategicheskogo razvitiya mashinostroitel'nogo kompleksa Samarskoi oblasti [Roadmap as a tool for planning and monitoring of the strategic development of the Samara region's machinebuilding complex]. Otraslevaya ekonomika - Industry economy, 2011, no. 7.

2. Dzhemala M. Korporativnaya "dorozhnaya karta" - innovatsionnyi metod upravleniya znaniyami v korporatsii [Corporate roadmap as an innovation method of knowledge management in corporation]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta - Russian journal of management, 2008, vol. 6, no. 4, pp. 149-168.

3. Ermakova Zh.A., Trishkina N.I. Dorozhnaya karta kak instrument realizatsii modernizatsionnogo partnerstva [Roadmap as an instrument of modernization partnership realization]. Kreativnaya ekonomika -Creative economics, 2014, no. 1, pp. 96-104.

4. Tax Code of the Russian Federation. Part 2 of August 05, 2000 № 117-FZ. (as amended of July 21, 2014) (In Russ.)

5. RF Federal Law "On Accounting" of December 06, 2011 № 402-FZ. (as amended of December 28, 2013) (In Russ.)

6. Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020" of December 08, 2011 № 2227-p. (In Russ.)

7. Decree of the President of the Russian Federation "On Long-term State economic policy" of May 07, 2012 № 596. (In Russ.)

8. Resolution of the Government of the Russian Federation "On Establishment of an autonomous nonprofit organization "The Agency of strategic initiatives to advance new projects" ofAugust 11, 2011 № 1393-r. (as amended of February 28, 2014) (In Russ.)

9. Resolution of the Government of the Russian Federation "Roadmap "On Improving tax administration" of February 10, 2014 № 162-r. (In Russ.)

10. Sinyagin A.K. Dorozhnye karty v gossektore: plan meropriyatii ili instrument strategicheskogo uprav-leniya [Roadmaps in the public sector: plan of action or a strategic management tool]. Byudzhet - Budget, 2014, no. 1.

11. Kostoff R.N., Schaller R.R. Science and Technology Roadmaps. IEEE Transactions of Engineering Management, 2001, no. 48.

Ol'ga M. URZYAEVA

Ogarev Mordovian State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation svk371@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.