Научная статья на тему 'ДОРОЖНАЯ КАРТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА'

ДОРОЖНАЯ КАРТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / МЕТОД ДОРОЖНОГО КАРТИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эсаулова Ирэна Александровна, Горбачева Г.П.

Раскрываются сущность и перспективы использования технологии дорожного картирования для реализации государственной политики в области занятости населения и регулирования регионального рынка труда. Данная технология позволяет обеспечить качественный анализ и прогнозирование перспектив развития трудового потенциала региона, риски и возможности функционирования рынка труда в долгосрочной перспективе, спланировать меры активной политики на рынке труда в регионе для достижения целей федеральных и областных программ по содействию занятости населения. Представлена методика построения дорожной карты регулирования регионального рынка труда на примере Оренбургской области, включая процесс разработки, структуру и содержание элементов, объекты и направления регулирования, связи между ними. Применение данной методики позволило получить объективную оценку и составить прогноз тенденций в развитии трудового потенциала области и ситуаций на рынке труда как региона в целом, так и отдельных его территорий, определить перспективные потребности региона в рабочей силе, выявить риски наступления неблагоприятных явлений на региональном рынке труда. В результате были определены проблемы формирования и использования трудового потенциала региона, для устранения которых были разработаны дополнительные меры активной региональной политики на рынке труда, в том числе, формирование механизмов ранней профессиональной ориентации и первичной профессиональной подготовки населения младших возрастных групп и создание территориального миграционного центра для привлечения квалифицированной рабочей силы, бытового обустройства мигрантов, их профессиональной ориентации и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD MAP AS AN EFF ECTIVE TOOL OF REGULATION OF THE REGIONAL LABOUR MARKET

The article considers the essence and prospects of use of technology of road mapping for realization of state policy in the fi eld of employment of the population and regulation of regional labor market. This technology allows to provide the qualitative analysis and forecasting of prospects of development of labor potential of the region, risks and possibilities of functioning of labor market in the long term, to plan measures of active policy in labor market in the region for achievement of the objectives of federal and regional programs on assistance of employment of the population. The authors present the technique of creation of a road map of regulation of regional labor market on the example of the Orenburg region, including development process, structure and the maintenance of elements, objects and the directions of regulation, communication between them is. Application of this technique has allowed to receive an objective assessment and to make the forecast tendencies in development of labor potential of the area and situations on labor market the region as in general, so and his certain territories, to defi ne perspective needs of the region for labor, to reveal risks of approaches of the adverse phenomena in regional labor market. As a result problems of formation and use of labor potential of the region for elimination which are developed additional measures of active regional policy in labor market are defi ned, including, formation of mechanisms of early vocational orientations and primary vocational training of the population of younger age groups and creation of the territorial migratory center developed for attraction of the qualifi ed labor, household arrangement of migrants, their vocational orientations and socialization.

Текст научной работы на тему «ДОРОЖНАЯ КАРТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА»

ДОРОЖНАЯ КАРТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

ROAD MAP AS AN EFFECTIVE TOOL OF REGULATION OF THE REGIONAL LABOUR MARKET

ПОЛУЧЕНО 14.03.16 ОДОБРЕНО 21.03.16 ОПУБЛИКОВАНО 18.04.16 ЭСАУЛОВА И.А.

Д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь

ESAULOVA I.A.

Doctor of Economics, Professor, Management and Marketing Department, Perm National Research Polytechnic University, Perm

e-mail: esaulova_ia@mail.ru

УДК 331.5.024.5 DOI 10.12737/19614 ГОРБАЧЕВА Г.П.

Ст. преподаватель факультета среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Оренбургский аграрный университет», г. Оренбург

GORBACHEVA G.P. Senior Lecturer, Faculty of Secondary Professional Education, Orenburg Agricultural University, Orenburg

e-mail: gorgal69@mail.ru

Аннотация

Раскрываются сущность и перспективы использования технологии дорожного картирования для реализации государственной политики в области занятости населения и регулирования регионального рынка труда. Данная технология позволяет обеспечить качественный анализ и прогнозирование перспектив развития трудового потенциала региона, риски и возможности функционирования рынка труда в долгосрочной перспективе, спланировать меры активной политики на рынке труда в регионе для достижения целей федеральных и областных программ по содействию занятости населения. Представлена методика построения дорожной карты регулирования регионального рынка труда на примере Оренбургской области, включая процесс разработки, структуру и содержание элементов, объекты и направления регулирования, связи между ними. Применение данной методики позволило получить объективную оценку и составить прогноз тенденций в развитии трудового потенциала области и ситуаций на рынке труда как региона в целом, так и отдельных его территорий, определить перспективные потребности региона в рабочей силе, выявить риски наступления неблагоприятных явлений на региональном рынке труда. В результате были определены проблемы формирования и использования трудового потенциала региона, для устранения которых были разработаны дополнительные меры активной региональной политики на рынке труда, в том числе, формирование механизмов ранней профессиональной ориентации и первичной профессиональной подготовки населения младших возрастных групп и создание территориального миграционного центра для привлечения квалифицированной рабочей силы, бытового обустройства мигрантов, их профессиональной ориентации и социализации.

Ключевые слова: региональный рынок труда, метод дорожного картирования, государственная политика занятости населения, государственное регулирование регионального рынка труда, ранняя профессиональная ориентация, миграционный территориальный центр.

Abstract

The article considers the essence and prospects of use of technology of road mapping for realization of state policy in the field of employment of the population and regulation of regional labor market. This technology allows to provide the qualitative analysis and forecasting of prospects of development of labor potential of the region, risks and possibilities of functioning of labor market in the long term, to plan measures of active policy in labor market in the region for achievement of the objectives of federal and regional programs on assistance of employment of the population. The authors present the technique of creation of a road map of regulation of regional labor market on the example of the Orenburg region, including development process, structure and the maintenance of elements, objects and the directions of regulation, communication between them is. Application of this technique has allowed to receive an objective assessment and to make the forecast tendencies in development of labor potential of the area and situations on labor market the region as in general, so and his certain territories, to define perspective needs of the region for labor, to reveal risks of approaches of the adverse phenomena in regional labor market. As a result problems of formation and use of labor potential of the region for elimination which are developed additional measures of active regional policy in labor market are defined, including, formation of mechanisms of early vocational orientations and primary vocational training of the population of younger age groups and creation of the territorial migratory center developed for attraction of the qualified labor, household arrangement of migrants, their vocational orientations and socialization.

Keywords: regional labor market, road-mapping method, state policy of employment, state regulation of regional labor market, early professional orientation, territorial migration center.

ВВЕДЕНИЕ

При регулировании различных социально-экономических процессов многие решения, принимаемые на разных уровнях государственного управления, выполняются недостаточно эффективно или вообще не выполняются из-за нечетко обозначенных действий. Как показывают результаты многих исследований, более 80% всех потерь заключены в неэффективной организации процесса. В настоящее время одним из самых эффективных инструментов государственного регулирования рынка труда является метод дорожных

карт [1, с. 91]. Применение дорожной карты в регулировании регионального рынка труда позволяет сконцентрировать внимание на его развитии в долгосрочном горизонте планирования, улучшает взаимосвязи между различными планами и программами, которые реализуются на конкретной территории. Являясь основой для стратегического планирования социально-экономического развития региона, дорожная карта обеспечивает применение дифференцированного подхода к регулированию регионального рынка труда, позволяет определить его потребности, проследить эволюцию каждого ключевого решения при достижении постав-

ленных целей федеральных и областных программ по содействию занятости населения.

В отличие от традиционных способов представления сценариев развития рынка труда, таких как планы, программы, проекты, которые, как правило, ограничиваются планирующей составляющей, дорожные карты сочетают в себе оба компонента, позволяя разработать оптимальную стратегию в области занятости населения региона. В дорожной карте регулирования рынка труда синхронизируются процессы, происходящие в разных сферах — социальной, демографической, финансовой, правовой, экономической; выявляются критические звенья, в которых сочетаются разноуровневые проблемы; выстраиваются цепочки решений; интегрируются результаты. При этом ее разработка не носит строго регламентированного характера, но зависит от специфики поставленной задачи и управленческих решений в каждом отдельном случае.

Дорожная карта обладает рядом принципиальных преимуществ по сравнению с другими инструментами государственного регулирования:

- осуществляет связь между целями государства и потребностями общества;

- органично сочетает функции прогнозирования и планирования;

- основана на синергетическом подходе;

- обеспечивает контроль и получение информации для принятия эффективных стратегических инвестиционных решений [11, с. 53];

- предоставляет ясную траекторию движения процесса или явления на региональном рынке труда.

Таким образом, применение дорожных карт позволяет значительно улучшить качество государственного регулирования процессов на рынке труда в регионе, создать оптимальные условия для их развития, помогает сфокусировать планирование на будущие периоды и обеспечивает поступление конкретных данных по всему маршруту следования в качестве исходной информации для принятия согласованных и эффективных решений на федеральном, региональном и территориальном уровнях государственного регулирования сферы занятости.

РАЗРАБОТКА ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Дорожное картирование (англ. — тайшаррЫ^) — это технология построения маршрутов развития определенного объекта или процесса по достижению цели управления [13, 14]. Технология дорожного картирования представляет собой определение и графическое представление пошаговых действий, необходимых для разработки и реализации различных управленческих решений [2, 12], выполняя две взаимосвязанные функции: прогнозную и планирующую [10]. Любой процесс можно подразделить на этапы. Такое разграничение помогает понять порядок действий, видеть результаты на определенном этапе развития процесса и его последствия. Картирование процессов позволяет увидеть потери и проблемы, возникающие на стыке отдельных операций [14]. Используя карту процесса, можно решать разнородные проблемы, выстроить новую схему развития, а также стандартизировать процесс достижения цели.

Разработка дорожной карты регулирования рынка труда основывается на анализе его текущего состояния, прогнозировании конкретного объекта или процесса регулирования, установлении взаимосвязей между стратегическим и тактическим планированием функционирования системы,

а также позволяет определить не только вероятные сценарии, но и потенциальную рентабельность, т.е. выбрать оптимальные пути ее развития с точки зрения затратности и экономической эффективности [5, 9].

На предварительном этапе построения дорожной карты определяются участники разработки дорожной карты и ответственный орган исполнительной власти, который будет отвечать за процесс разработки и финансовое обеспечение. Оцениваются основные условия, которые должны соблюдаться участниками при реализации дорожной карты, принимаются меры, обеспечивающие их выполнению. На этом этапе также определяются горизонты планирования, необходимые исходные данные и границы распространения дорожной карты. Разработчиками проводится мониторинг текущего состояния рынка труда, прогноз по его развитию, выявляются тенденции, условия развития и факторы, оказывающие влияние на сам рынок труда и социально-экономическое развитие региона.

На втором этапе проводится идентификация мероприятий (программ, работ) регулирования рынка труда, находящихся в фокусе дорожной карты, формулируются критические требования к системе регулирования, конкретизируются проблемные области, определяются альтернативные решения и траектории их развития во времени, предоставляются рекомендации по выбору перспективных альтернатив.

На третьем этапе разрабатывается дорожная карта по регулированию рынка труда, включающая следующие элементы:

- временная ось;

- факторы (критически важные области), которые в настоящий момент можно охарактеризовать как слабые стороны;

- начальная точка (их может быть несколько);

- графические обозначения — блоки (задачи, результаты, проекты, программы и т.п.), которые могут находиться как на границе обозначенного периода времени, так и за его пределами;

- связки, соединяющие блоки, — действия, которые необходимо совершить, чтобы обеспечить переход к следующему блоку. Для большей наглядности можно выделить некоторые из них, которые являются наиболее важными;

- конечная точка (их может быть несколько);

- факторы (результативные) — ключевые цели, которые должны быть достигнуты в ходе реализации дорожной карты.

В настоящее время в Оренбургской области действует две Государственные программы: «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014—2020 гг.» [6] и «Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014—2016 гг.» [7]. На основе анализа государственных программ, реализуемых в области подпрограмм и их мероприятий, нами была разработана дорожная карта по регулированию рынка труда на 2014—2020 гг.

В рамках первой Государственной программы осуществляется пять подпрограмм (см. рис. 1):

- подпрограмма I «Реализация политики занятости населения Оренбургской области в 2014—2020 годах»

- подпрограмма II «Дополнительные мероприятия по содействию занятости инвалидов в Оренбургской области в 2014-2015 годах» ^2);

- подпрограмма III «Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области в 2014-2020 годах»^3);

- подпрограмма IV «Привлечение и использование иностранных работников для обеспечения потребности

Безработные граждане

Женщины в период4^ отпуска по уходу за ребенком до достижения 3-х лет

Незанятые пенсионеры, стремящиеся возобновить трудовую деятельность ^

Молодежь (до 18 лет)

Инвалиды

Мигранты

Добровольно переселенные соотечественнш

Рис. 1. Дорожная карта регулирования рынка труда Оренбургской области 2014-2020 гг.

экономики Оренбургской области в кадрах в 2014— 2020 гг.» ^4);

- подпрограмма V «Развитие социального партнерства в Оренбургской области в 2014—2020 гг.» ^5).

Основными элементами данной дорожной карты являются:

- временная ось — 2014—2020 гг.;

- входные факторы, хъ х2, ..., хп е X— критически важные области в рамках направления, которые в настоящий момент можно охарактеризовать как слабые стороны и угрозы для функционирования регионального рынка труда Оренбургской области, это:

Х1 — сокращение доли экономически активного населения;

Х2 — сокращение рабочих мест; Х3 — существенный разрыв между уровнем общей и зарегистрированной безработицы; Х4 — высокий уровень безработицы среди молодежи; Х5 — проблема неформальной безработицы и неполной занятости; Х6 — несоответствие между спросом и предложением

рабочей силы; Х7 — невысокий уровень реальной заработной платы; Х8 — отрицательный миграционный прирост; Х9 — низкий уровень обеспечения здоровых и безопасных условий труда; Х10 — недостаточность и несовершенство нормативных правовых актов, регламентирующих планово-прогнозную деятельность.

- Эффекты, ^1, у2, ..., ут еУ — ключевые цели, которые должны быть достигнуты в ходе реализации дорожной карты:

Y1 — достижение социального эффекта; Y2 — удовлетворение потребности общества; Y3 — достижение сбалансированности регионального рынка труда;

Y4 — повышение качества жизни местного сообщества; Y5 — стратегически ориентированная правовая регламентация планово-прогнозной деятельности регионального менеджмента; Y6 — рост производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест.

Мероприятия, работы, промежуточные результаты, блоки А ... 2, цели, достигаемые к определенному моменту времени на горизонте картирования.

Отрезки (стрелки), соединяющие блоки, — действия (система переходов, обозначаемая стрелками), позволяющие объединить статические элементы дорожной карты и задать нужную модель переходов.

Прежде чем расшифровать действия, проиндексированные в дорожной карте, необходимо указать основные условия, которые должны соблюдаться участниками при разработке дорожной карты, обеспечивающие ее реализацию:

А — официальный сайт Министерства государственной службы занятости Оренбургской области, сопровождающий процесс реализации федеральных и региональных программ;

В — структурированная по вопросам областного значения нормативная правовая база регионального и муниципального управления;

С — система регионального менеджмента, ориентированная на достижение стратегических приоритетов;

D — юридически грамотное местное сообщество в области возможностей активного участия населения в реализации федеральных и областных программ, реализуемых на территории Оренбургской области;

Е — создание областного форсайт-центра;

е — комплексное исследование рынков, прогнозирование потенциального спроса и предложения рабочей силы с использованием форсайт-технологии [5, с. 52].

В табл. 1 представлены мероприятия, проиндексированные в дорожной карте и выполняемые на подготовительном этапе реализации программы.

Таблица 1

Мероприятия подготовительного этапа

Мероприятия, проиндексированные в дорожной карте Содержание мероприятий

ХА оптимизация существующего официального сайта министерства труда и занятости населения с учетом разработанной областной целевой программы по содействию занятости населения Оренбургской области

ХВ ревизия имеющейся нормативно-правовой базы, ее переориентация на привязку к осуществлению полномочий органов исполнительной власти в области содействия занятости населения, разработка недостающих с учетом разработанной программы

XD расширить информационное пространство, усилить информационно-пропагандистскую политику населения об основных положениях нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление государственных услуг

ХЕ совершенствование методов сбора, анализа и прогнозирования (используя эффективную методику прогнозирования и стратегирования — форсайт-технологию)

еЕ прогноз с помощью форсайт-технологий

Ef реализация государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014-2020 гг.»

ХШ информирование местного населения, соотечественников, проживающих за рубежом, о реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2016 годы

Проблемы занятости населения и безработицы относятся к числу наиболее острых проблем любого региона. На протяжении последних десяти лет среди центральных социально-экономических проблем для функционирования регионального рынка труда Оренбургской области выделяются х1, х2, х3, ... х7 Для снижения безработицы и недопущения социальной напряженности в области государственным бюджетным учреждением Центра занятости населения Оренбургской области (далее — ГБУ ЦЗН) разработана подпрограмма, предусматривающая комплекс мер, которые направлены на обеспечение эффективной занятости населения. Приоритетные направления ГБУ ЦЗН в сфере реализации подпрограммы F1 представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные мероприятия подпрограммы F1

Мероприятия, проиндексированные в дорожной карте Содержание мероприятий

РР1 разработка областной целевой подпрограммы «Реализация политики занятости населения Оренбургской области в 2014-2020 годах»

расширение возможности доступа граждан к внутрирегиональной и межрегиональной базам данных вакансий; информирование о показателях безработицы, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства

Одной из основных проблем на рынке труда области является низкая конкурентоспособность инвалидов, для которых вопрос трудоустройства является одним из самых острых. Одним из принципов концепции регулирования рынка труда является рассмотрение рынка труда инвалидов как самостоятельного объекта. Для обеспечения занятости инвалидов ГБУ ЦЗН разработана система мероприятий активной политики занятости (см. табл. 3).

Таблица 3

Основные мероприятия подпрограммы F2

Анализ численности населения Оренбургской области показал, что происходит непрерывное сокращение численности населения области (за 2000—2014 гг. область потеряла 202,7 тыс. человек) [8], главным образом, это происходит за счет миграционного оттока населения. Область покидают не только прибывшие из других регионов, но и из числа постоянного населения, в поисках более доходного места работы. Масштаб убыли населения за счет механического движения в Оренбургской области самый высокий в ПФО. В результате область, опираясь на внутренние трудовые ресурсы, не сможет удовлетворить в полном объеме потребность экономики в кадрах. Привлечение и использование трудовых мигрантов в определенной степени позволит решить обозначенную проблему.

Основные направления региональной политики по привлечению трудовых мигрантов представлены в табл. 4.

Таблица 4

Основные мероприятия подпрограммы F4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия, проиидексиро-ваииые в дорожной карте Содержание мероприятий

рр. разработка областной целевой подпрограммы «Дополнительные мероприятия по содействию занятости инвалидов в Оренбургской области в 2014-2015 годах»

F2O изучение возможности оснащения оборудованием на предприятиях рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, с целью создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для реализации своих трудовых прав

Окончание табл. 2

Мероприятия, проиндексированные в дорожной карте Содержание мероприятий

GH, GL информирование населения области о предоставляемых службой занятости государственных услугах в сфере занятости; повышение уровня информированности граждан о возможности трудоустройства; расширение возможности трудоустройства граждан

Н- (4/1, 4/2, Н'3, Н'4, / создание условий для скорейшего трудоустройства

нк социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан на рынке труда

нм, ни развитие предпринимательской инициативы среди безработных граждан

^К, к2К оказание консультационных услуг для желающих заняться предпринимательской деятельностью; организация профессионального обучения и дополнительного профессиоиального образования безработных граждан профессиям предпринимательской направленности

ни 1_Н, ^3 снижение уровня безработицы в молодежной среде путем усовершенствования механизма взаимодействия участников рынка труда и образовательных учреждений: день открытых дверей; день профориентации; день выпускника; ярмарка вакансий, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и т.д.

развитие сотрудничества общеобразовательных с общепрофессиональными учреждениями, экономическими службами для совместных действий в области профессиональной ориентации учащихся старших классов

^ выделение бюджетных средств на реализацию проекта «Профориентационный учебный центр»

Ц> разработка комплекса мероприятий по стимулированию экономических служб, трудоустраивающих выпускников профессиональных образовательных учреждений

/,м, /2М организация профориентационного учебного центра

/3к синергия институтов рынка труда и других компетентных служб с целью достижения заявленных результатирующих факторов

Окончание табл. 3

Мероприятия, проиидексиро-ваииые в дорожной карте Содержание мероприятий

ОР, оказание информационно-методической помощи работодателям по вопросам трудоустройства незанятых инвалидов иа оборудованные (оснащенные) рабочие места

Р2Р2 информирование инвалидов о возможности трудоустройства иа оборудованные (оснащенные) рабочие места

Р2Н, Р2- проведение массовых мероприятий: денъ открытых дверей; день профориентации; ярмарка вакансий и учебных рабочих мест; содействие трудоустройству инвалидов, ищущих работу, на вакантные рабочие места

РА P2Q проведение мониторинга закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах

Мероприятия, проиндексированные в дорожной карте Содержание мероприятий

РР4 разработка областной целевой подпрограммы «Привлечение и использование иностранных работников для обеспечения потребности экономики Оренбургской области в кадрах в 2014-2020 годах»

р4Б информирование работодателей по вопросам привлечения иностранных работников

Р4Т использование дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранных работников к трудовой деятельности на территории области

Б и, создание условий для увеличения численности высококвалифицированных иностранных специалистов

Ти, совершенствование механизма миграционной политики на территории Оренбургской области

и1и2 поиск земельных участков под жилые и социально необходимые застройки, обоснование их выбора

и,и3, и2и4 синергия участия органов исполнительной власти в привлечении инвесторов и застройщиков для реализации намеченных приоритетов

и3и5, и4и5 определение проекта по строительству объектов жилой и социальной инфраструктуры и оценки эффективности

и5и реализация проекта «Миграционный территориальный комплекс»

Так как в области существует реальная необходимость увеличения численности населения и привлечения допол-

нительной рабочей силы, то эту проблему можно решить не только привлекая иностранную рабочую силу, но и путем оказания содействия добровольному переселению в регион соотечественников, проживающих за рубежом. Как считают аналитики МТиЗН Оренбургской области, реализация мероприятий государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом (см. табл. 5), позволит к 2017 г. обеспечить миграционный приток за счет привлечения на постоянное место жительства в область 600 соотечественников [6, с. 9].

Таблица 5

Основные мероприятия Государственной программы W

Мероприятия, проиндексированные в дорожной карте Содержание мероприятий

W Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2016 годы

WZ, информирование через СМИ о реализации программ

Z,Z2 оказание мер социальной поддержки соотечественникам

Z2J направление соотечественников на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования до признания их безработными и содействие в трудоустройстве

Z2K оказание содействия соотечественникам в сфере занятости

Z2U оказание содействия соотечественникам в жилищном обустройстве

Конечные результаты — цели, достигаемые к определенному моменту времени.

JY, КУ, ШУ, RY, Ш^ "УХ Z2Y — синергия участия органов исполнительной власти и других институтов рынка труда по реализации государственных и областных целевых программ, подпрограмм и проектов на территории Оренбургской области в 2014—2020 гг.

Выделенные цветом или жирными линиями показаны те отрезки или объекты, где предполагается реализация относительно обособленного и знакового проекта.

В ходе исследования рынка труда Оренбургской области также были выявлены и другие проблемы:

- дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, что выражается в несовпадении профессионально-квалификационных параметров безработных граждан и имеющихся вакансий;

- высокий уровень зарегистрированной безработицы молодого поколения до 29 лет (35,3%) [12];

- высокий уровень напряженности на отдельных территориях Оренбургской области (на конец 2014 г. в Оренбургской области в среднем приходится 2 человека, в 2013 г. — 1,6 человек на одно вакантное место, на 34 территориях из 39 коэффициент напряженности превышает среднеобластной показатель и варьируется от 2 до 25,8 человек на место [8]).

Для решения обозначенных проблем, помимо тех программ и мероприятий, которые разработаны ГБУ ЦЗН Оренбургской области, в дорожную карту включены предлагаемые авторами проекты (Е, М, и) и мероприятия для их реализации, которые позволят решить существующие проблемы на рынке труда области. В частности, проект М — «Проф-ориентационный учебный центр», направлен на раннюю профессиональную ориентацию школьников [3, с. 174].

Проект U — «Миграционный территориальный центр», мероприятия которого должны обеспечить высокую степень адаптации населения, прибывающего в регионы с целью получения доходного рабочего места [4, с. 220].

Помимо этого, предлагается создание областного форсайт-центра (E), цель которого — комплексное исследование рынка труда, прогнозирование потенциального спроса и потенциального предложения рабочей силы.

Учитывая возможность переноса механизма госпрограмм на региональный уровень государственного управления в 2014—2020 гг., в блоке F отражена комплексная программа по развитию регионального рынка труда, являясь в рамках предложенной схемы своеобразной точкой бифуркации, когда накопленные тактические изменения на отрезке 2014— 2015 гг. до 2020 г. дадут возможность разработки и запуска стратегически ориентированных подпрограмм и проектов, которые позволят к 2021 г. достичь желаемого состояния по блокам дорожной карты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, дорожная карта представляет наглядную картину регулирования регионального рынка труда, где отражены траектории развития, синхронизация и в то же время автономность планов и программ, реализующихся на исследуемом рынке, что позволяет выявить критические звенья, в которых сочетаются разноуровневые проблемы; выстраиваются цепочки решений; интегрируются результаты. Дорожная карта обеспечивает применение дифференцированного подхода к регулированию регионального рынка труда, а также позволяет проследить эволюцию каждого ключевого решения при достижении поставленных целей федеральных и областных программ по содействию занятости населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байков Е.А. Внедрение инновационных технологий дорожного картирования в практику стратегического управления предприятиями [Текст] / Е.А. Байков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2014. — № 4 (199). — С. 91-99.

2. Белоусов Д.Р. Метод «картирования технологий» в поисковых прогнозах [Текст] / Д.Р. Белоусов, И.О. Сухарева, А.С. Фролов // Форсайт. — 2012. — № 2 (Т 6). — С. 6-16.

3. Бутусов О.М. Применение методологии форсайт и дорожного картирования в издательском деле [Текст] / О.М. Бутусов // Бизнес в законе. — 2014. — № 4. — С. 168-172.

4. Горбачева Г.П. Образовательный статус молодого специалиста на рынке труда: региональный аспект [Текст] / Г.П. Горбачева // Актуальные проблемы развития современного общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 22 сент. 2010 г. — Саратов, 2010. — Ч. 1. — С. 168-175.

5. Горбачева Г.П. Трудовая миграция, как фактор экономического развития [Текст] / Г.П. Горбачева // Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Ульяновск: УГУ, 2008. — С. 217-221.

6. Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014— 2020 годах» [Электронный ресурс]: постановление правительства Оренбургской области от 14.10.2013 г. № 836-пп. // http://xn--80ajgxcbo.xn--p1ai/prog/program.html (дата обращения: 04.03.2016).

7. Об утверждении государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]: постановление

Правительства Оренбургской Области от 25.07.2014 г. № 538-пп. // URL: http://www.орензан.рф/prog/program. html (дата обращения: 04.03.2016).

8. Оренбургская область в цифрах. 2015 [Текст]: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. — Оренбург, 2015. — 120 с.

9. СутягинаА.В. Социально-экономическая оценка развития территории на основе дорожных карт [Электронный ресурс] / А.В. Сутягина. // Научно-техническая конференция по итогам научно-исследовательских работ МГСУ за 2014— 2015 гг. // URL: http://www. Iprbookshop.ru (дата обращения: 10.03.2016).

10. Технологии форсайта в региональном стратегировании: методические основы организации [Текст] / Е.Н. Королева, Н.Н. Евдокимов // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. — 2012. — № 6. — С. 51-56.

11. Третьяк В.П. Форсайт и технология предвидения [Текст] / В.П. Третьяк // Экономические стратегии. — 2009. — № 8. — С. 51-58.

12. Царьков А.С. Форсайт и создание проектных дорожных карт для развития территориальных образований [Текст] / А.С. Царьков, Е.А. Пономарева // Вест. Самар. гос. экон. ун-та. Самара. — 2010. — № 5 (67). — С. 98-104.

13. Черепанов М.А. Дорожная карта как институт управления развитием организации [Текст] / М.А. Черепанов // Вопросы управления. — 2014. — № 5 (30).

14. Lee, S. Customization of technology roadmaps according to roadmapping purposes: overall process and detailed modules [Text] / S. Lee, Y. Park // Technology Forecasting & Social Change. — 2005, 72. — Pp. 267-583.

15. Strauss, J.D. Roadmapping for dynamic and uncertain environments [Text] / J.D. Strauss, M. Radnor // Research Technology Management. — 2004. — Vol. 47. — № 2. — P. 51-57.

REFERENCES

1. Baykov E.A. Introduction of innovative technologies of road mapping in practice of strategic management of the enterprises. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbPY. Ehkonomicheskie nauki [Scientific and technical sheets SPbPY. Economic sciences], 2014, I. 4 (199), pp. 91-99. (in Russian)

2. Belousov D.R., Sukhareva I.O., Frolov A.S. A method of "mapping of technologies" in search forecasts. Forsajt [Forsythe], 2012, I. 2 (Т 6). pp. 6-16. (in Russian)

3. Butusov O.M. Application of methodology Forsythe and road mapping in publishing. Biznes v zakone [Business in the law], 2014, I. 4, pp. 168-172. (in Russian)

4. Gorbachev G.P. Education status of the young specialist in labor market: regional aspect. Sentyabr 22 Materialy mezhdunarodnoj nauchnojprakticheskoj konferencii «Aktualnyeproblem razvitiya sovremennogoobshchestva» [22 September «Actual problems of development of modern society]. Saratov, 2010, P. 1, pp. 168— 175. (in Russian)

5. Gorbachev G.P. Labor migration as factor of economic development. Materialy vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Regionalnaya innovacionnaya ehkonomika: sushchnost, ehlementy, problem formirovaniya» [«Regional innovative economy: essence, elements, formation problems»]. Ulyanovsk, UGU Publ., 2008, pp. 217-221. (in Russian)

6. About the statement of a state program "Assistance of employment of the population of the Orenburg region in 20142020" The resolution of the government of the Orenburg region from 14/10/2013, I. 836-pp. Available at: http://xn--80ajgxcbo. xn--p1ai/prog/program.html (accessed 4 Mach 2016)

7. About the statement of a state program "Assistance of employment of the population of the Orenburg region in 20142020" The resolution of the government of the Orenburg region from 10/14/2013 no 836-pp. Available at: http://www.opeH3aH. рф/prog/program.html (accessed 4 Mach 2016).

8. Orenburgskaya oblast v cifrah 2015 [The Orenburg region in figures. 2015]. Orenburg, State Publ., 2015, 120 p.

9. Sutyagina A.V A social and economic assessment of development of the territory on the basis of road maps Scientific and technical conference following the results of research works of MGSUin 2014—2015, Available at: http://www. Iprbookshop.ru (accessed 10 Mach 2016).

10. Koroleva E.N., Evdokimov N.N. Forsythe's technologies in a regional strategirovaniye: methodical bases of the organization. Vestnik samarskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta. Ehkonomika. [Bulletin of the Samara state economic university. Economy], 2012, I. 6, pp. 51-56. (in Russian)

11. Tretiak V.P. Forsythe and technology of anticipation. Ehkonomicheskie strategii [Economic strategy], 2009, I. 8. pp. 51-58. (in Russian)

12. Kinglets A.S., Ponomareva E.A. Forsythe and creation of design road maps for development of territorial formations. Vest. Samar. gos. ehkon. un-ta.-samara [Vest. Samar. state. экон. un-that.]. Samara, 2010, I. 5, pp. 98-104. (in Russian)

13. Cherepanov M.A. Road map as institute of management of development. Voprosy upravleniya [Questions of management], 2014, I. 5. (in Russian)

14. Lee S. and Park Y., Customization of technology roadmaps according to roadmapping purposes: overall process and detailed modules, Technology Forecasting & Social Change, 2005, 72, pp. 267-583.

15. Strauss J.D., Radnor M. (2004) Roadmapping for dynamic and uncertain environments. Research Technology Management. Vol. 47, I. 2, pp. 51-57.

ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ, НО НЕ МОЖЕМ ДОКАЗАТЬ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА О СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Под ред. Д. Брокмана. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 336 с.

Эта книга о самых невероятных, оригинальных научно-фантастических идеях, которые в будущем, возможно, станут реальностью. О том, как самые разные ученые, оказывается, способны поверить в любые гипотезы и поведать всем нам о своих идеях, связанных с новыми областями эволюционной биологии, генетики, компьютерных наук, нейрофизиологии, психологии и физики...

Лучшие умы XXI века предлагают необычное видение возможностей науки и технического прогресса. Книга отвечает на самые разные вопросы, начиная с того, что же такое сознание человека, и кончая тем, одиноки ли мы во Вселенной, интересующие не только мировое научное сообщество, но и каждого из нас. Ведь все мы, так или иначе, задаемся вопросами мироздания. Уникальная возможность познакомиться с тем, каким образом ученые сегодня находят путь к истине.

Для всех, кто чувствует ритм нашего времени — времени научно-технического бума, и кому интересно узнать, во что можно и нужно верить, даже если это пока еще не доказано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.