Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ / ПРОГНОЗ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК РЫНКА ТРУДА / LABOR RESOURCES / MANAGEMENT OF PUBLIC SERVICE ON LABOR AND EMPLOYMENT OF THE POPULATION OF THE BRYANSK REGION / FORECAST OF BALANCE OF LABOR RESOURCES / FORECAST ESTIMATES OF THE LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крысина К.С., Зимонина О.В.

В статье раскрывается сущность понятия трудовых ресурсов. Рассмотрены роль и функции Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области в организации управления трудовыми ресурсами Брянской области. Отмечена важность понятия баланса трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE BRYANSK REGION

The article reveals the essence of the concept of labor resources. The role and functions of the Management of public service on labor and employment of the population of the Bryansk region in the organization of management of labor resources of the Bryansk region are considered. The importance of the concept of labor balance is noted.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 351/354

Крысина К. С. студент 4 курса

кафедра государственного, муниципального управления

и управления персоналом Зимонина О.В., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия трудовых ресурсов. Рассмотрены роль и функции Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области в организации управления трудовыми ресурсами Брянской области. Отмечена важность понятия баланса трудовых ресурсов.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области, прогноз баланса трудовых ресурсов, прогнозных оценок рынка труда.

Krysina K.S.

fourth-year student, Department of State Municipal Management and personnel management Zimonina O. V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA Russia, Bryansk

ORGANIZATION OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE BRYANSK REGION

Annotation. The article reveals the essence of the concept of labor resources. The role and functions of the Management of public service on labor and employment of the population of the Bryansk region in the organization of management of labor resources of the Bryansk region are considered. The importance of the concept of labor balance is noted.

Key words: labor resources, Management of public service on labor and employment of the population of the Bryansk region, forecast of balance of labor resources, forecast estimates of the labor market.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы.70

Управление - это целенаправленный и постоянный процесс воздействия

70 Управление персоналом организаций: Учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2006. С.53

субъекта управления на объект управления.

В данной статье хотелось бы обратить внимание на роль Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области в организации управления трудовыми ресурсами Брянской области.

Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области осуществляет исполнительно - распорядительные функции в сфере труда, занятости населения и защиты от безработицы на территории Брянской области.

В соответствии со ст. 7.1-1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) к полномочиям управления относится разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.

В целях создания условий для более эффективного регулирования использования трудовых ресурсов, развития эффективной занятости населения, создания условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан, повышения мобильности трудовых ресурсов и обеспечения регулирования миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда управление разрабатывает и реализует государственную программу «Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области»71 (далее - государственная программа).

Приоритеты государственной программы определены в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации72, Законом о занятости населения, федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере занятости, социально-трудовых отношений и охраны труда.

Основными целями государственной программы являются:

- реализация государственной политики в сфере социально -трудовых отношений и охраны труда;

- содействие в трудоустройстве и обеспечение социальной поддержки безработных граждан;

- улучшение условий и охраны труда и, как следствие, снижение

- производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории Брянской области;

- создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Брянскую область с целью

71 Государственная программа «Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области» (2014 - 2020 годы) от 30 декабря 2013 года N 824-п - с 20.

72Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2013 г.) - М.: Омега-Л, 2011. - 204 с.

ее дальнейшего социально - экономического и демографического развития;

- увеличение численности инвалидов молодого возраста, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

- содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда;

- повышение уровня занятости инвалидов молодого возраста, в том числе из числа выпускников организаций системы профессионального образования.

- Для достижения поставленных целей в ходе реализации государственной программы решаются следующие задачи:

- регулирование социально - трудовых отношений, совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение показателей

- качества и количества оказываемых услуг;

- содействие в трудоустройстве безработных граждан;

- обеспечение социальной поддержки безработных граждан;

- реализация проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»;

- реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

- создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Брянскую область для постоянного проживания;

- оказание содействия занятости, повышение конкурентоспособности на рынке труда и обеспечение сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и последующем трудоустройстве;

- оказание содействия занятости, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

В рамках реализации государственной программы осуществляется реализация четырех подпрограмм:

1. «Улучшение условий и охраны труда в Брянской области»;

2. «Оказание содействия добровольному переселению в Брянскую область соотечественников, проживающих за рубежом»;

3. «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и последующем трудоустройстве»;

4. «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста».

В рамках реализации подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Брянской области» предусмотрена реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно - профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения.

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации подпрограммы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально - экономического развития на период до 2025 года и национального проекта «Демография» является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.

В этой связи, одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих, а также сохранение здоровья на рабочих местах на протяжении всей трудовой деятельности.

Целью подпрограммы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Брянской области.

В рамках реализации подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Брянскую область соотечественников, проживающих за рубежом» предусмотрено создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Брянскую область для постоянного проживания.

Реализация подпрограммы способствует обеспечению экономики области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также улучшению демографической ситуации.

Подпрограмма носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (далее - участники подпрограммы), с

потребностями области.

Предметом регулирования подпрограммы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, межотраслевой координации, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Брянскую область, росту численности постоянного населения области.

Особенностью подпрограммы является то, что территорией вселения является вся Брянская область, что значительно расширяет возможности соотечественников в выборе места жительства и работы.

В рамках реализации подпрограммы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и последующем трудоустройстве» предусмотрено оказание содействия занятости, повышение конкурентоспособности на рынке труда и обеспечение сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и последующем трудоустройстве.

В рамках реализации подпрограммы «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста» предусмотрено оказание содействия занятости, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Реализация подпрограммы начата в 2019 году и создаст экономические и социальные условия, обеспечивающие недопущение дискриминации граждан предпенсионного возраста в связи с увеличением пенсионного возраста, и будет способствовать продолжению их трудовой деятельности, как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с профессиональными навыками и физическими возможностями.

Одним из мероприятий, направленных на развитие и управление трудовыми ресурсами в Брянской области, реализуемых управлением в рамках своих полномочий, является проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда, а также анализ востребованности профессий.

В целях оценки сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу, определения структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда, выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики, повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также принятия управленческих решений управлением разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов Брянской области.

Основой для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов являются:

- данные отчетного баланса трудовых ресурсов;

- данные о прогнозной численности населения Российской

Федерации (демографический прогноз);

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, очередной финансовый год и плановый период;

- данные федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации;

- экспертные оценки о потребности и возможном перераспределении рабочей силы между видами экономической деятельности вследствие происходящих структурных изменений в экономике.

Алгоритм разработки прогноза баланса трудовых ресурсов включает:

1) расчет численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде;

2) расчет распределения трудовых ресурсов в прогнозном периоде;

3) оценку сбалансированности трудовых ресурсов в прогнозном периоде.

В настоящее время разработан прогноз баланса трудовых ресурсов Брянской области (далее - прогноз) в целом по Брянской области на очередной 2019 год и прогнозный период до 2021 года (смотри Приложение № 2 ).

Основным принципом разработки прогноза является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития Брянской области на соответствующий прогнозный период.

По данным обследования рабочей силы, численность занятого населения Брянской области в 2017 году составила 585,2 тыс. человек, при этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила в 2017 году 27,0 тыс. человек (в 2016 году - 28,7 тыс. человек). Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, в 2017 году составляла 6,4 тыс. человек, в 2018 году по прогнозной оценке составит 5,3 тыс. человек, в последующий плановый период предполагается незначительное увеличение среднегодовой численности безработных граждан до 6,4 тыс. человек в 2021 году. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, к 2021 году составит 25,0 тыс. человек.

На протяжении прогнозируемого периода уровень общей и зарегистрированной безработицы не изменится и составит соответственно 4,1 и 1,0 процента к численности рабочей силы.

В 2017 - 2018 годах численность постоянного населения области продолжает снижаться: за 2017 год - на 0,6 процента, за 2018 год (оценка) -на 0,8 процента.

В 2017 году среднегодовая численность населения составила 1215,8 тыс. человек, в том числе в трудоспособном возрасте - 673,7 тыс. человек, моложе трудоспособного возраста - 206,8 тыс. человек, старше трудоспособного возраста - 335,3 тыс. человек.

Согласно прогнозам среднегодовая численность населения области в

2018 году составит 1206,0 тыс. человек, в 2019 году - 1200,0 тыс. человек, в

2020 году - 1994,5 тыс. человек, а к 2021 году - 1190,0 тыс. человек. При этом численность населения в трудоспособном возрасте будет иметь тенденцию к увеличению, а численность населения старше и моложе трудоспособного возраста к снижению.

Численность населения в трудоспособном возрасте в 2018 году снизится на 12,8 тыс. человек, или на 1,9 %, а за последующие четыре года начнется постепенное увеличение численности с 660,9 тыс. человек в 2018 году до 661,3 тыс. человек в 2021 году.

Лиц старше трудоспособного возраста в 2018 году станет больше на 2,0 тыс. человек , или на 0,6 %. Начиная с 2019 года наметится небольшой спад в численности населения старше трудоспособного возраста с 337,3 тыс. человек до 336,0 тыс. человек в 2021 году. Рост численности населения в трудоспособном возрасте и снижение численности лиц старше трудоспособного возраста в прогнозируемый период будут связаны с расширением границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста.

Как следствие этих изменений - постепенное увеличение численности трудовых ресурсов. В 2017 году численность трудовых ресурсов составляла 702,5 тыс. человек, в 2018 году, по прогнозным данным, снизится до 689,9 тыс. человек, а начиная с 2019 года увеличится до 690,2 тыс. человек и к

2021 году достигнет уровня 691,0 тыс. человек.

В 2017 году в экономике области было занято 585,2 тыс. человек, к 2021 году прогнозируется незначительное увеличение спроса на трудовые ресурсы, в результате численность лиц, занятых в экономике области, увеличится до 586,5 тыс. человек.

В 2018 - 2021 годах существенного перераспределения работающих по видам экономической деятельности не произойдет.

В целях обеспечения работодателей региона квалифицированными кадрами с учетом их потребности управлением в соответствии с распоряжением Правительства Брянской области от 08.07.2013 года №109-рп «Об утверждении «дорожной карты» внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Брянской области» разрабатывается прогноз потребности рынка труда в кадрах. Прогноз формируется на перспективу (ближайшие 7 лет) в разрезе видов экономической деятельности.

В настоящее время разработан прогноз потребности рынка труда в кадрах на период с 2018 по 2024 годы. Прогноз потребности рынка труда в кадрах сформирован на основании данных прямого опроса работодателей области.

При формировании прогноза потребности рынка труда в кадрах на период с 2018 по 2024 годы в опросе приняли участие 1549 крупных и средних предприятий и организаций области, а также предприятия малого и среднего

бизнеса, из них 1282 работодателя заявили о потребности в кадрах, в том числе 46 предприятий, реализующих инвестиционные проекты.

В результате проведенного обследования получены прогнозные данные о потребности работодателей в определенных профессиях и должностях в обследованных организациях, которая составит в 2018 - 2024 годах 55,5 тысяч единиц.

Наибольшую долю составляют работники, прошедшие профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки по профессиям рабочих - 22,7 тыс. чел. или 40,9%, работники со средним профессиональным образованием составляют 16,7 тыс. чел. или 30,1% от общей потребности. Доля работников с высшим образованием составила 9,7 тыс. человек или 17,4%. Потребность в работниках без предъявления требований к образованию составила 6,4 тыс. чел. (11,6%).

На долю рабочих профессий приходится от 75% до 77% общей потребности. В структуре рабочих профессий доля вакансий неквалифицированного труда составляет 15%.

В разрезе видов экономической деятельности из общей потребности в кадрах 60% приходится на «Обрабатывающие производства» и «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство».

По профессионально-квалификационному составу в соответствии с Общероссийским классификатором занятий из всей потребности в кадрах наибольшая (от 58% до 61%) приходится на 2 профессионально -квалификационные группы: «Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители» и «Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно с разработкой прогноза потребности рынка труда в кадрах проводилась работа по актуализации регионального перечня востребованных на рынке труда Брянской области, новых и перспективных профессий и специальностей.

Региональный прогноз потребности рынка труда в кадрах сформирован на краткосрочную перспективу и ежегодно корректируется.

По поручению президента Владимира Владимировича Путина Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, были выявлены новые перспективные профессии в 19 отраслях экономики.

Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий». Работодателями были отмечены наиболее важные для работников будущего над профессиональные навыки, которые являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить из одной отрасли в другую,

сохраняя свою востребованность.

Это мультиязычность и мультикультурность, навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированности, умение управлять проектами и процессами, работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач и другие.

В отрасли сельского хозяйства профессиями будущего заявлены оператор автоматизированной сельхозтехники (специалист, управляющий автоматизированной техникой на ферме: системами датчиков, беспилотниками и агроботами), агроном-экономист

(высококвалифицированный специалист по обеспечению

конкурентоспособности выпускаемой продукции и экономически эффективной работы сельскохозяйственной компании, подстраивает работу предприятия под нужны и потребности рынка), сельскохозяйственный эколог (специалист по утилизации отходов, а именно по разработке принципов утилизации последствий ведения сельского хозяйства, а также занимается восстановлением почв), агроинформатик/агрокибернетик

(высококвалифицированный специалист по внедрению новых технологий, который занимается информатизацией и автоматизацией сельскохозяйственных предприятий) и другие.

Региональную потребность в сельскохозяйственных кадрах на менее долгосрочную перспективу также составляют агрономы, ветеринарные врачи, зоотехники, а также рабочие профессии и специальности - тракторист, механизатор, водитель, наладчик оборудования и другие, т.е. аналогичные профессии. Вместе с тем необходимы определенные дополнительные компетенции для решения таких задач будущего как автоматизация и информатизация сельскохозяйственных предприятий; эксплуатация сложной роботизированной сельскохозяйственной техники; проектирование и управление сложными автоматизированными агрокомплексами.

Аналогичная тенденция прослеживается в обрабатывающем производстве. В атласе профессий заявлены системный инженер композитных материалов (специалист по замещению традиционных решений при выборе материалов на композитные в строительстве, машиностроении и робототехнике, медицине и др.); проектировщик промышленной робототехники (специалист, занимающийся проектированием роботизированных производственных устройств (для таких операций, как покраска, сварка, упаковка, штамповка), производственных логистических устройств, например, погрузчиков, транспортеров, манипуляторов, а также роботизированных комплексов из таких устройств, например, автоматизированных заводов), рециклинг - технолог (специалист по разработке и внедрению технологий многократного использования материалов, созданию новых материалов из промышленных отходов, а также разработке технологий безотходного производства) и другие.

К наиболее распространенным в обрабатывающем производстве региональным прогнозным вакансиям относятся следующие профессии:

инженер - электроник, инженер - конструктор, инженер - программист, инженер - технолог.

Создатели Атласа выделяют также профессии - пенсионеры, т.е. востребованные в настоящее время профессии, которые уйдут в прошлое.

Некоторые из представленных в атласе профессий-пенсионеров уже сейчас не попали в региональный перечень востребованных профессий -юрисконсульт, диспетчер, охранник, фасовщик, бетонщик и другие.

С целью формирования у школьников определенной профессиональной направленности ежегодно проводятся областные профориентационные акции. В 2017 году были организованы встречи представителей департаментов промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения, профессиональных организаций и организаций высшего образования, учреждений здравоохранения и ведущих предприятий области с учащимися школ городов и районов области. Акция проходила под девизом «Выбираем профессию - проектируем жизнь!». Учащихся знакомили не только с востребованными на сегодня профессиями и специальностями, вниманию школьников также были представлены профессии будущего.

Использованные источники:

1. Государственная программа «Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области» (2014 - 2020 годы) от 30 декабря 2013 года N 824-п - с 20

2. Управление персоналом организаций: Учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2006. С.53

3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2013 г.) - М.: Омега-Л, 2011. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.