Научная статья на тему 'Перспективы развития Кадрового обеспечения (на примере Ульяновской области)'

Перспективы развития Кадрового обеспечения (на примере Ульяновской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РАБОТНИК / РЕГИОН / КАДРЫ / ПРОГНОЗ / ПЕРСПЕКТИВА / LABOR MARKET / EMPLOYEE / REGION / PERSONNEL / FORECAST / PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев Н. В., Рыбкина М. В.

Рассматриваются перспективы развития кадрового обеспечения (на примере Ульяновской области). Авторы анализируют прогноз баланса трудовых ресурсов Ульяновской области на период до 2020 года. Проанализирована численность занятых в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of human resources (on the example of the Ulyanovsk region)

The prospects of staffing development are considered (on the example of the Ulyanovsk region). The authors analyze the forecast of the balance of labor resources of the Ulyanovsk region for the period until 2020. The number of people employed in the economy is analyzed.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Кадрового обеспечения (на примере Ульяновской области)»

Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Ulyanovsk state technical University]. 2014, №2 (66), pp. 75-78.

7. Stepkina I. V., Kuzevanova N. A., SHilihina S. A. Onlajn-kassy: preimushchestva i ne-dostatki novovvedeniya [Online cash registers: advantages and disadvantages of innovation] // Studencheskaya nauka XXI veka [Student science of the XXI century]. 2017, no 1 (12), pp. 362-364.

Мансурова Гелия Ильфаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Мансуров Павел Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Тулупова Ирина Михайловна, магистрант Ул-ГТУ.

Поступила 21.11.2019 г.

УДК 331.108.2

Н. В. ЛАПТЕВ, М. В. РЫБКИНА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассматриваются перспективы развития кадрового обеспечения (на примере Ульяновской области). Авторы анализируют прогноз баланса трудовых ресурсов Ульяновской области на период до 2020 года. Проанализирована численность занятых в экономике.

Ключевые слова: рынок труда, работник, регион, кадры, прогноз, перспектива.

Вопросы обеспечения предприятий кадрами являются основной задачей для государственной службы занятости. Стремительные изменения в экономике, нарастающий в регионах дефицит кадровых ресурсов, острая потребность в высококвалифицированных специалистах заставляют органы службы занятости населения менять подходы во взаимодействиях с работодателями, соискателями, подталкивая к поиску новых более эффективных форматов работы, отвечающих требованиям современной социально-экономической ситуации и особенностям рынка труда.

1. Формирование прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновской области

Работа службы занятости Ульяновской области основывается на детальном анализе прогноза баланса трудовых ресурсов региона (далее -Прогноз). Данный Прогноз, начиная с 2016 года, овыполнялся Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, работа построена с учётом данных программного комплекса по прогнозированию потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Ульяновской области на среднесроч-

© Лаптев Н. В., Рыбкина М. В., 2019

ный и долгосрочный периоды. Так, согласно Прогнозу, численность трудовых ресурсов Ульяновской области в 2017-2019 гг. имеет тенденцию к ежегодному снижению, а в 2022 году может достигнуть рекордно низкого показателя - 678,0 тыс. человек (для сравнения в 2016 году - 738,0 тыс. человек). При этом численность работающих пенсионеров будет расти (в 2016 году - порядка 62,0 тыс. человек, в 2020 году - 74,0 тыс. человек), а численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте уменьшаться (в 2016 году -662,0 тыс. человек, в 2020 году - 589,0 тыс. человек). Необходимо отметить, что снижение численности трудовых ресурсов и трудоспособного населения в трудоспособном возрасте происходит не только в Ульяновской области, но и в целом по стране.

По данным органов статистики численность трудовых ресурсов в Российской Федерации: в 2016 году - 91845,1 тыс. человек, прогноз на 2019 год - 90047,1 тыс. человек;

численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в Российской Федерации: в 2016 году - 81430,1 тыс. человек, прогноз на 2019 год - 79087,1 тыс. человек.

Динамика снижения данных показателей связана в первую очередь с демографическим

кризисом предыдущих десятилетий. В соответствии с прогнозами Ульяновскстата, численность занятого населения в Ульяновской области сократится с 577,0 тыс. человек в 2016 году до 541,0 тыс. человек в 2022 году.

Важной составляющей численности населения, не занятого в экономике, являются официально зарегистрированные в службе занятости безработные. Эта категория незанятого населения может достаточно быстро менять своё положение, переходя из категории «незанятого населения» в категорию «занятое население», и наоборот.

Как показывает анализ статистических данных в Ульяновской области, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости региона, достигнув во время мирового кризиса в 2010 году своего максимума в 8,8 тыс. человек, пошла на спад и составляла по состоянию на 14.09.2018 2499 человек. Это самое низкое количество безработных, зарегистрированное в региональной службе занятости, за последние 20 лет.

По Прогнозу в 2022 году из-за демографических тенденций и усугубляющегося дефицита рабочей силы, даже с учётом увеличения пенсионного возраста, ожидаемое значение данного показателя (зарегистрированных безработных) может составить менее 2,2 тыс. человек.

Вывод: По Прогнозу до 2022 года дисбаланс трудовых ресурсов Ульяновской области определён в избытке трудовых ресурсов. Стоит отметить, что низкая величина дисбаланса не гарантирует того, что ситуация на рынке труда Ульяновской области в ближайшей перспективе будет выглядеть благополучно. Прогноз указывает только на то, что нет количественной нехватки трудовых ресурсов при заданных темпах развития экономики. При этом возможны существенные структурные и возрастные диспропорции, связанные с профессионально-квалификационной структурой трудовых ресурсов и грядущими изменениями в пенсионной реформе.

В целях недопущения уровня регистрируемой безработицы на территории Ульяновской области, с 2015 года службой занятости населения совместно с образовательными организациями (общеобразовательные школы, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования) проводится активная работа по переобучению и повышению квалификации граждан предпенсионного и пенсионного возраста, сопровождению профессионального самоопределения детей и молодёжи с учётом особенностей развития регионального рынка труда.

На снижение количества безработных влияет старение населения и миграция населения. Ми-

грация связана с параметрами социально-экономического развития, размещением производительных сил, интенсивностью урбанизации. В миграционные потоки вовлекаются преимущественно лица молодого и среднего возрастов, наиболее мобильные и здоровые, обладающими лучшими профессионально-квалификационными качествами [1].

2. Формирование прогноза кадровой потребности экономики Ульяновской области в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах

В соответствии с поручением Правительства Ульяновской области с 2012 года региональной службой занятости ежегодно проводится мониторинг потребности в кадрах (далее -Мониторинг) путём выборочного анкетирования организаций области всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

Проводимый Мониторинг выявляет потребность экономики Ульяновской области в кадрах. Необходимо отметить, что данный мониторинг отражает устойчивую потребность в специалистах, связанных с отраслями «машиностроение» и «авиастроение».

Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием в целом по экономике Ульяновской области увеличивается (с 55% в 2016 году до 60% в 2019).

Общая потребность в кадрах для авиастроительной отрасли в специалистах с высшим образованием в 2016 году составляла 6% от общей потребности в специалистах с данным уровнем образования, в 2019 году в этот показатель по прогнозам Мониторинга увеличится до 9% от общеобластной потребности.

По специальностям среднего профессионального образования лидирующие позиции занимают следующие специальности: «монтаж и техническая эксплуатация оборудования», «технология машиностроения», «организация перевозок и управление на транспорте», «производство летательных аппаратов». По информации работодателей региона ежегодная потребность в данных специалистах со средним профессиональным образованием будет расти (потребность от 140 до 250 специалистов ежегодно).

Вывод: Анализ результатов Мониторинга потребности в специалистах и рабочих кадрах для отраслей экономики Ульяновской области в краткосрочном периоде позволяет сделать следующие выводы.

1. С 2014 года и до 2020 года будет продолжаться увеличиваться потребность в кадрах с высшим образованием;

2. Данные мониторинга показывают наличие потенциальных резервов по подготовке необходимых специалистов (в том числе с прогнозом

на перспективу) для регионального рынка труда, возможности обеспечения сбалансированности между спросом и предложением. Однако существующая региональная система образования требует совершенствования для подготовки необходимого количества и качества специалистов необходимых специальностей, с учётом соответствия требованиям работодателей к потенциальным работникам.

3. Текущая потребность авиастроительной отрасли в кадрах (по информации службы занятости населения)

Понимание текущей потребности авиастроительной отрасли в Ульяновской области складывается непосредственно от выстроенного в рамках действующего законодательства взаимодействия региональных работодателей, работающих в данной сфере с государственной службой занятости. Текущая потребность предприятий отражается в заявленных в филиалы Кадрового центра Ульяновской области вакансиях.

По состоянию на 17.08.2018 организациями авиастроительной отрасли заявлена потребность в специалистах: «испытатель агрегатов, приборов и чувствительных элементов», «контролёр сборочно-монтажных и ремонтных работ», «монтажник электрооборудования летательных аппаратов», «слесарь по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов», «слесарь-испытатель». Всего заявлено 37 вакансий, предлагаемый уровень заработной платы от 13,0 до 30,0 тыс. рублей.

Основная потребность в работниках авиационной отрасли возникает у системообразующего предприятия Ульяновской области - АО «Авиастар - СП».

Всего с января 2014 по август 2018 года в Кадровый центр Ульяновской области региональными работодателями авиационной отрасли было заявлено в общей сложности 1343 вакансии, наибольшая потребность пришлась на 2014 год (469 вакансий), в 2018 году было заявлено чуть более 100 вакансий. Заявленная потребность в большей степени направлена на поиск специалистов рабочих профессий (69% - рабочие профессии) (табл. 1).

Деятельность региональной службы занятости по направлению граждан на вакансии, представленные региональными работодателями авиастроительной отрасли, смогла бы покрыть реальную потребность в персонале только на одну треть. Проблема заключается в том, что после обращения по направлению службы занятости безработных граждан к работодателю, лишь не-

значительная часть безработных граждан трудоустраивается, так как их профессиональный уровень в большинстве случаев не соответствует заявленным работодателем требованиям.

Вывод: Региональный рынок труда в сфере авиастроения на сегодняшний день отражает умеренный спрос на кадры. Однако покрыть эту потребность за счёт граждан, обратившихся в службу занятости населения, на сегодняшний день не представляется возможным. Качественный состав безработных граждан, с точки зрения наличия необходимых профессиональных навыков, в большей степени не соответствует запросам работодателей отрасли.

В связи с общероссийской тенденцией к снижению числа безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, кадровое обеспечение предприятий авиастроительной отрасли необходимо решать за счёт выпускников образовательных организаций региона. Считаем, что образовательный рынок Ульяновской области способен справиться с данной задачей.

4. Предлагаемые форматы взаимодействия по привлечению кадров в отрасль авиастроения через возможности службы занятости населения.

В настоящее время на региональном рынке труда в сфере авиастроения, имеется ряд проблем, связанных с подбором и закреплением кадров на производстве:

1) уровень предлагаемой заработной платы.

Так, уровень заработной платы, предлагаемой

соискателям АО «Авиастар-СП», с 2013 года имел положительную динамику (по информации, заявленной в службу занятости населения Ульяновской области за 2013 год — 14,3 тыс. рублей, за 2017 год — 28,6 тыс. рублей.). Размер средней заработной платы по всем представленным за 9 месяцев 2018 года в службу занятости населения вакансиям составил — 24,2 тыс. рублей (табл. 2).

В соответствии со статистическими данными Ульяновскстата, среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций Ульяновской области за период январь-июнь 2018 года составила 27,0 тыс. рублей;

2) низкий уровень мер поддержки молодых специалистов авиационной отрасли, направленных на закрепление кадров, в сравнении с предлагаемыми мерами поддержки кадрам, работающим в социальной сфере региона;

3) низкий уровень развития форматов стажировки студентов и выпускников, позволяющих подключать потенциал молодёжи к решению производственных проблем предприятия.

Таблица 2

Размер средней заработный платы по вакансиям, представленным работодателями региона

в Кадровый центр Ульяновской области

Таблица 1

Потребность в работниках авиационного профиля, заявленных работодателями региона

в Кадровый центр Ульяновской области

Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Вакансии (ед.) 292 469 216 188 69 109

Год 2013 2014 2015 2016 2017 (за 9 мес. 2018)

Средняя зарплата, тыс. рублей 14,3 18,4 20,5 23,4 28,6 24,2

В настоящее время по поручению Губернатора Ульяновской области Агентством по развитию человеческого потенциала Ульяновской области разрабатывается проект нормативного правового акта о дополнительных мерах по оказанию содействия занятости выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на территории Ульяновской области, где предусматривается предоставление на территории Ульяновской области дополнительных мер поддержки на проведение стажировок выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, испытывающих трудности при трудоустройстве. Данная мера будет способствовать содействию занятости выпускников на территории Ульяновской области, профессиональной адаптации и профессиональному становлению молодых специалистов и окажет содействие работодателям в подборе необходимых работников в соответствии с имеющейся потребностью.

Предполагается, что дополнительные меры поддержки работодателям, выделяющим и (или) создающим рабочие места на территории Ульяновской области для выпускников, будут предоставляться в форме ежемесячных субсидий на возмещение части затрат работодателям за счёт средств областного бюджета Ульяновской области на оплату труда выпускников (в месяц, не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды).

Апробацию данного подхода к организации «первого рабочего места» для выпускников в Ульяновской области планируется начать в 2019 году;

4) возрастающая потребность в высококвалифицированных специалистах.

Повышение спроса на высококвалифицированных специалистов, порой «штучного» характера, заставляет региональную службу занятости населения расширять свою деятельность за пределы регламентированных форматов работы с населением, выходить на общероссийский рынок труда, составлять конкуренцию частным кадровым агентствам.

Необходимо отметить, что для работы со студентами и выпускниками образовательных организаций в августе 2017 году на базе Кадрового центра Ульяновской области был создан Молодёжный центр трудоустройства, а для подбора специалистов высокой квалификации в сентябре 2017 году был создан Центр обеспечения кадрами, действующий как структурная единица Кадрового центра Ульяновской области.

За 10 месяцев работы партнёрами Центра обеспечения кадрами, стали работодатели, действующие на территории Ульяновской области в рамках инвестпроектов:

- АО «АэроКомпозит» (Россия).

- ООО «ГЕСТЕГО» (Чехия),

- ООО «Мартур» (Турция),

- ООО «ТАКАТА Рус» (Япония),

- ООО «ЛЕГРАН» «Россия» (Франция),

- ООО «Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ» (Япония),

На вакансии, представленные партнёрами, специалистами Центра обеспечения кадрами привлекаются высококвалифицированные специалисты, соответствующие требованиям работодателя. По ряду уникальных профессий кадры привлекаются из других регионов России. Тем самым решается важная задача для региона -привлечение в регион высококвалифицированного персонала с уникальными компетенциями.

Вывод: Предприятиям авиастроительной отрасли необходимо расширять меры социальной

поддержки на закрепление молодых специалистов и создавать условия для их карьерного роста.

Ульяновская область пока не может предложить тех преимуществ, которые могли бы привлечь население: высокий уровень оплаты труда, развитая сфера услуг, доступное жильё. Поэтому регион проигрывает в конкурентной борьбе за человеческие ресурсы более развитым регионам.

Иностранные трудовые мигранты в Ульяновской области составили в 2017 году 9,6 тыс. чел.

На снижение количества безработных влияет старение населения и миграция населения. Миграция связана с параметрами социально-экономического развития, размещением производительных сил, интенсивностью урбанизации. В миграционные потоки вовлекаются преимущественно лица молодого и среднего возрастов, наиболее мобильные и здоровые, обладающими лучшими профессионально-квалификационными качествами [1].

В составе сельского населения процент пожилых людей растёт очень быстро, доля трудоспособного населения и детей в общем населении сельской местности снижается.

Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна стать стимулом роста производительности труда, экономической активности населения региона [3].

Ресурсы, которыми обладает служба занятости, должны максимально использоваться образовательными организациями, что является необходимым условием для выработки конструктивных и согласованных действий на рынке труда, с целью обеспечения предприятий региона необходимыми квалифицированными кадрами. Эффективно выстроенное взаимодействие службы занятости с образовательными организациями региона позволяет расширить границы трудовой жизни человека (профориентационная работа, профессиональное обучение и повышение квалификации, в том числе граждан предпенсионного и пенсионного возраста и др.), способствуя тем самым развитию трудовых ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыбкина М. В., Анюрова Н. Н. Демографические факторы устойчивого развития территории (на примере Ульяновской области) // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. - №1. - С. 52-61.

2. Рыбкина М. В., Власенко Е. А. Анализ практики реализации политики занятости населения на муниципальном уровне (на примере г. Ульяновска) // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2014. -№1 (65). - С. 78.

3. Рыбкина М. В., Родионова Т. Е. Анализ зависимости качества жизни от развития социальных структур // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 51. - С. 51-53.

4. Ульяновская область в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник. - Ульяновск, 2019. - 144 с.

REFERENCES

1. Rybkina M. V., Anyurova N. N.

Demograficheskie faktory ustojchivogo razvitiya territorii (na primere Ul'yanovskoj oblasti) [Demographic factors of sustainable development of the territory (on the

example of the Ulyanovsk region)]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya) [Vestnik universiteta (State University of management)]. 2015, no 1, pp. 52-61.

2. Rybkina M. V., Vlasenko E. A. Analiz praktiki realizacii politiki zanyatosti naseleniya na municipal'nom urovne (na primere g. Ul'yanovska) [Analysis of the practice of implementation of employment policy at the municipal level (on the example of Ulyanovsk)] Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Ulyanovsk state technical University] . 2014, no 1 (65), p. 78.

3. Rybkina M. V., Rodionova T. E. Analiz zavisimosti kachestva zhizni ot razvitiya social'nyh struktur [Analysis of the dependence of quality of life on the development of social structures] Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice]. 2014, no 51, pp. 51-53.

4. Ul'yanovskaya oblast' v cifrah. 2019 [Ulyanovsk region in numbers]. 2019 Kratkij statisticheskij sbornik [Concise statistical compendium]. Ulyanovsk, 2019, 144 p.

Рыбкина Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Ульяновский государственный технический университет. Лаптев Николай Викторович, директор ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области».

Поступила 29.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.