Научная статья на тему 'Анализ подготовки кадров для отраслей экономики Ульяновской области'

Анализ подготовки кадров для отраслей экономики Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВУЗ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РЫНОК ТРУДА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбкина Мария Васильевна, Лаптев Николай Викторович

В статье охарактеризовано состояние учебных заведений Ульяновской области, проанализирована совместная деятельность учебных заведений с научными центрами России и представлено обоснование необходимости взаимодействия вузов и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбкина Мария Васильевна, Лаптев Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFF TRAINING ANALYSIS FOR ULYANOVSK REGION ECONOMICS BRANCHES

The article describes current Ulyanovsk institutes state. Cooperative activity analysis with Russian research centers and description of collaboration necessity for institutes and employers are regarded in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ подготовки кадров для отраслей экономики Ульяновской области»

УДК 378.14.015.62

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье охарактеризовано состояние учебных заведений Ульяновской области, проанализирована совместная деятельность учебных заведений с научными центрами России и представлено обоснование необходимости взаимодействия вузов и работодателей.

Ключевые слова: выпускник, трудоустройство, вуз, работодатель, рынок труда, регион.

STAFF TRAINING ANALYSIS FOR ULYANOVSK REGION ECONOMICS BRANCHES

Annotation. The article describes current Ulyanovsk institutes state. Cooperative activity analysis with Russian research centers and description of collaboration necessity for institutes and employers are regarded in the article.

Keywords: graduator, placement, institute, employer, labor market, region.

Ситуация на рынке труда в регионах России все еще остается сложной и противоречивой, о чем свидетельствуют показатели за истекающий год.

Политика занятости населения г. Ульяновска проводится в жизнь Областным государственным казенным учреждением Центром занятости населения (ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска) в соответствии с утвержденными программами по поддержке занятости населения. Выполнение таких программ - залог успешной занятости в этой сфере [3].

На сегодняшний день высшее учебное заведение, являясь важной составляющей экономики и народного хозяйства страны, выполняет различные функции. Среди них:

- формирование центра образования науки и культуры для молодых ученых и готовящихся

кадров;

- формирование субъекта рыночной экономики;

- участие в экономической деятельности: вуз использует выделяемые государством средства для восполнения потребности в кадрах для экономики, а также для проведения научных исследований;

- подготовка кадров и проведение исследований;

- выполнение роли субъекта региона, так как вуз в первую очередь направляет свою деятельность на регион, в котором он расположен.

Работодатели формируют рыночный спрос на молодых специалистов, учет их пожеланий при корректировке образовательных программ повышает востребованность выпускников на рынке труда и формирует положительный имидж образовательного учреждения. В связи с чем особое значение имеет выстраивание взаимодействия с предприятиями как потенциальными работодателями и будущим местом работы выпускников вуза [1].

До конца 80-х гг. прошлого века высшее учебное заведение являлось бюджетной организацией, которая должна была финансироваться за счет государства. Это обеспечивало вузу стабильное существование, а его сотрудникам - стабильный заработок. За счет государства же совершенствовалась и пополнялась материально-техническая база учебного заведения.

С конца 1980-х гг. вузы были переведены на систему самостоятельного финансирования за счет получаемых средств. Вуз стал частью системы смешанной экономики. Это дало учебным заведениям право предоставлять платные дополнительные образовательные и иные услуги, привлекать

М.В. Рыбкина Н.В. Лаптев

Maria Rybkina Nicholas Laptev

© Рыбкина М.В., Лаптев Н.В., 2015

Вестник Университета № 12, 2015

финансовые ресурсы за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц. Стали образовываться региональные интеллектуально-инновационные центры и корпоративные структуры, ориентированные на создание в стране наукоемкого бизнеса. Также, кроме преобразований в системе высшей школы, появился рыночный образовательный сектор, представляющий собой негосударственные высшие образовательные учреждения.

С тех пор, как вузы стали субъектами рыночной экономики, возникла конкуренция в сфере высшего образования. Высшие учебные заведения получают опыт работы в рыночной среде, устанавливают необходимые связи с рынком труда. Прием на обучение в вузы стал более обширным, стали возникать дополнительные факторы увеличения и сокращения кадров в той или иной профессиональной отрасли. Ввиду достижения достаточно высокого уровня коммерциализации в сфере гуманитарного образования стало возможным перенаправить бюджетные средства в технические и естественные образовательные отрасли. Появилась возможность получать дополнительное высшее образование по разным формам обучения, а также (в последние годы) получила широкое распространение концепция непрерывного образования. За 1990-е гг. число студентов вузов возросло почти в полтора раза, на 75 % увеличилось число вузов.

В экономической науке по всему миру сформировалось несколько подходов к оценке роли высших учебных заведений к подготовке профессиональных кадров. Перечислим их.

1. В ходе обучения студенты получают специальные знания и навыки, которые будут напрямую применяться ими в профессиональной деятельности после завершения обучения.

2. Система высшего профессионального образования не ставит задачей привить специальных навыков, а занимается общими знаниями, благодаря которым будущий специалист сможет самостоятельно овладеть некоторыми профессиональными умениями в зависимости от конкретной ситуации. При таком подходе у обучающихся формируется креативное мышление и навыки по получению информации из различных источников.

3. Для вуза важно, в первую очередь, не подготовить высококвалифицированные кадры тем или иным способом, а «отсеять» студентов, способных в будущем заниматься сложной профессиональной деятельностью.

4. Учебное заведение не связано напрямую с профессиональной деятельностью. Главной задачей вуза является личностный и интеллектуальный рост студентов. Программа обучения должна формироваться индивидуально, а привычные формы контроля стоит полностью исключить.

В государствах с развитым централизированным управлением наиболее подходящим видится первый подход, однако зачастую большее распространение получает подход № 3. В тех же государствах, в которых более развита рыночная экономика, подход № 2 является наиболее используемым. В Российской Федерации самыми распространенными являются подходы № 2 и 3.

Далее рассмотрим описанную выше систему высшей школы применительно к Ульяновской области. Здесь также представлены высшие учебные заведения государственного и негосударственного типа. К первым относятся: Ульяновский государственный университет (УлГУ), Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), Ульяновский государственный педагогический университет (УлГПУ), Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА) и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУГА). Охарактеризуем в общих чертах состояние этих учебных заведений. На сегодняшний день число студентов - более 50 000 чел., профессорско-преподавательский состав насчитывает более 2500 чел., среди которых 235 докторов наук и более 1300 кандидатов наук. Общий бюджет вузов - более 3,4 млрд руб. Число направлений подготовки в ульяновских вузах превышает 200 наименований.

В регионе проводится обширная научно-исследовательская работа в следующих областях: здравоохранение, технологии рационального природопользования, биоинженерия, энергосберегаю-

щие технологии и альтернативные источники энергии, теоретическая физика, математическое моделирование, фундаментальные исследования, нанотехнологии и радиационные технологии. Ульяновскими учеными ежегодно готовятся по несколько тысяч публикаций в отечественных и зарубежных изданиях. Деятельность ведется совместно с видными вузами и научными центрами России и зарубежья. Среди них - Институт радиоэлектроники Российской академии наук, Институт прикладной математики РАН, Институт Макса Планка (ФРГ), Центр здоровья детей Российской академии медицинских наук, МГУ, МГИМО, СПбГУ и др. Реализуются совместные проекты в областях развития проектов с предприятиями, среди которых ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ОАО «Утес», ОАО «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов», ФНПЦ ОАО НПО «Марс», ГК «Волга-Днепр», ОАО «Ульяновский автомобильный завод».

Важной особенностью является то, что для работы со студентами активно привлекаются указанные выше предприятия, предоставляющие не только места для прохождения производственной практики и вакансии по окончании вуза, но и материально-техническую базу для учебных заведений. Сумма, тратящаяся на подготовку каждого студента в течение года, в среднем приближается к отметке в 90 000 руб. Учебные заведения предоставляют онлайн-ресурсы для подготовки материалов и удаленного обучения. Для последнего также активно используются мультимедийные ресурсы. Все перечисленные выше ресурсы помогают готовить высококвалифицированные кадры в различных областях, занимающих должности как на предприятиях региона, так и за пределами Ульяновской области.

Основную часть выпускников учебных заведений профессионального образования, состоящих на учете в службе занятости населения, составляют специалисты экономического, юридического, социально-гуманитарного профиля. Сложно найти работу выпускникам, специальности которых пользуются ограниченным спросом на рынке труда и могут быть востребованы только на одном-двух предприятиях города [2]. В этом важном вопросе ОГКУ ЦЗН не остается в стороне: для выпускников вузов и студентов регулярно проводят ярмарки вакансий, информацию о них можно узнать как в СМИ, так и в службах занятости. Таким образом в Ульяновской области происходит обеспечение работниками в разных отраслях реального сектора экономики.

Библиографический список

1. Пирогова, Е. В. Взаимодействие вузов с работодателями как условие востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке / Е. В. Пирогова, М. В. Рыбкина, В. Н. Лазарев // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. -№ 15,- С. 300-304.

2. Рыбкина, М. В. Анализ практики реализации политики занятости населения на муниципальном уровне (на примере г. Ульяновска) / М. В. Рыбкина, Е. Власенко // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2014. - № 1 (65). - С. 75-80.

3. Рыбкина, М. В. Тенденции в реализации политики занятости населения на региональном уровне / М. В. Рыбкина, Е. В. Пирогова, М. В. Кангро // Ежемесячный научно-практический журнал. Качество инновации образование. - 2014. - № 11. - С. 72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.