Научная статья на тему 'Дореволюционное развитие института защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в России'

Дореволюционное развитие института защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРИЗРЕНИЕ / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРОНАТ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балакина Виктория Олеговна, Пономарева Виктория Владимировна

В статье проведен анализ сиротства в дореволюционной России. Представлен исторический обзор призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены основные пути решения сиротства в дореволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дореволюционное развитие института защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в России»

32

УДК 433

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИИ

Балакина В.О., студентка Юридического института Сибирского федерального университета

Пономарева В.В., доктор юридических наук, профессор Сибирского юридического института МВД РФ

В статье проведен анализ сиротства в дореволюционной России. Представлен исторический обзор призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены основные пути решения сиротства в дореволюционный период.

Ключевые слова: дети-сироты, призрение, опека и попечительство, воспитательные дома, трудовое воспитание, патронат, беспризорность

DENVOLUTIONARY DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE FOR THE PROTECTION OF CHILDREN ORPHANS AND CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTAL TRAINING, IN RUSSIA

Balakina V, student of the Law Institute of the Siberian Federal University

Ponomareva V, Doctor of Law, Professor of the Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

The article analyzes orphanhood in pre-revolutionary Russia. A historical review of the charity of orphans and children left without parental care is presented. The main ways of solving orphanhood in the pre-revolutionary period are considered.

Key words: orphans, charity, custody and guardianship, educational homes, labor education, patronage, homelessness

Институт защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из самых старейших институтов, регулирующих положение детей-сирот в обществе. Еще Гипподам Милетский (498 год до н. э. — ок. 408 года до н. э.) — древнегреческий философ, рассуждая о государственном устройстве, писал:

«Избранные должностные лица обязаны иметь попечение о государственных делах, а также о делах, относящихся к чужестранцам и сиротам» (Аристотель, 1983, с. 345). На разных этапах истории сироты являлись объектом государственной помощи, при этом помощь осуществлялась исходя из различных мотивов, так, например, помощь сиротам древнегреческим богачами носила характер тщеславия. При этом ребенок, оставшийся без попечения родителей, был либо обречен на гибель, либо становился рабом в семье, которая брала его на попечение. Помимо этого, родители имели право отдавать своих детей в рабство лично.

Постепенно, по мнению М. В. Фирсова, общество способствовало развитию других институтов поддержки сирот, которые зависели от родового или общинного устройства. Изначально поддержка носила экономические мотивы. Так, еще на стадии первобытной коммуны получил свое развитие институт «приймачества» у южных славян. «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди пожилые, когда им становилось уже трудно справляться с хозяйством, и у них не было наследников. Принятый в семью должен был вести хозяйство, почитать своих новых родителей, а также обязан был похоронить их после смерти (Фирсов, 1999, с. 151).Таким образом, в древнее время ребенок считался бесправным существом и полностью принадлежал своим приемным родителям. Как правило, ребенок, принятый в семью, считался бесплатной рабочей силой, никакого вклада в его развитие приемные родители не осуществляли, при этом полное подчинение ребенка воле родителей рассматривалось в рамках поверья - как один из способов сохранения в загробной жизни условий, существовавших на земле при жизни.

После крещения Руси церковь начинает постепенно формировать в православном обществе гуманное отношение к детям-сиротам. Так в работе А. Ю. Нагорновой

рассматривается становление института призрения сирот, который получил свое развитие во времена правления Великого князя Владимира, который заботился о прокормлении сирот. Великий князь Ярослав в свою очередь учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах, призывая в «Поучении чадам

33

своим»: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту» (Нагорнова, 2016, с. 156). Таким образом, во времена существования Древней Руси призрением детей-сирот занимались князья, которые своим личным примером, способствовали укреплению института общественного призрения. При том основная роль помощи детям-сиротам возлагалась на церковь, монастыри и храмы, при которых создавались и функционировали приюты для брошенных детей, призрение, при том, было направлено на очищение души перед Богом.

Призрение детей-сирот во времена царствования Ивана Грозного, исходя из анализа работы А.М. Чапурко, начало входить в круг задач государственного управления, осуществляемого с помощью

административных учреждений - приказов. Попечение о них также продолжало осуществлять большинство монастырей, а также частными лицами. Во времена царствования Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому впервые ставится вопрос об открытии учреждений, в которых сироты должны обучаться грамоте и ремеслам (Чапурко, 2007, с. 45). Следовательно, на смену православной мысли о спасении своей души с помощью призрения брошенных детей, приходит идея о необходимости воспитания и обучения ремеслам и наукам молодых людей для удовлетворения потребности государства в рабочей силе и молодых деятелях науки. Исходя из вышесказанного, в рассматриваемый нами исторический период правовое положение детей еще не закрепилось в умах государственных деятелей, но при этом перестало опираться на обычаи, которые в воспитании детей отошли на второй план. Законодательная база же защиты детства еще не сформировалась, а пределы права родителей в воспитании своих детей не были обозначены.

Петр I впервые законодательно закрепляет правовые последствия отца в результате рождения ребенка вне брака. А.М. Нечаева в своей работе, рассматривая период правления первого Всероссийского императора, пишет о том, что незаконное сожительство, в результате которого появлялся на свет ребенок, расценивалось, как проступок и отвечать за него должен был отец. Такая ответственность могла быть как уголовной, а так и гражданской, например, на отца возлагалась обязанность по содержанию

незаконного ребенка. Помимо этого, институт опеки перешел из-под покровительства церкви в ведение магистратов, которые были обязаны следить, чтобы сироты не оставались без опекунов.

Далее Указом от 14 ноября 1715 г. Петр I предписал устраивать в Москве и других городах госпитали «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно», при этом младенцев можно было помещать в госпитали тайно, а уход и надзор за воспитанием таких детей возлагался на надзирательниц. Когда дети подрастали: мальчиков отдавали учиться какому-нибудь мастерству, а девочек помещали кому-нибудь в услужение или выдавали замуж (Нечаева, 2000, с. 57). Таким образом, Петровские преобразования способствовали дальнейшему развитию системы защиты и помощи детей-сирот. При этом потребность государства в обученных ремеслам и наукам молодых людей остается на том же уровне, а развитие производства и мануфактур способствует появлению необходимости рабочих рук, поэтому стало выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа детей-сирот, при этом предоставляя им возможность в трудоустройстве для получения средств выживания и пропитания. Также в данный период получает свое развитие правовая ответственность родителей по отношению к своим детям, теперь ответственность за незаконное рождение ребенка полностью несет отец, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве.

А.Ш. Шахманова пишет про помощь детям-сиротам во времена правления Екатерины II, при которой содержание воспитательных домов осуществляется уже не за счет государственной казны, а за счет пожертвований благотворителей, которым за это предоставлялись привилегии. При этом воспитательные дома получали статус самостоятельного ведомства и были освобождены от пошлин при заключении контрактов. Им было дано право покупать и продавать земли, деревни, дома, заводить фабрики и заводы, устраивать лотереи и получать четвертую часть доходов от театров, общественных балов и игр на деньги. Воспитанники же учреждений считались вольными и обладали правом покупать себе дома, лавки, создавать фабрики и заводы, заниматься промыслами и вступать в купечество. При этом из сирот хотели

34

воспитать людей нового типа «третьего чина», воспитывая по программе И. И. Бецкого, которая предполагала закрытость учреждений, но большая скученность детей, плохой уход, недостаток кормилиц приводили к высокой смертности воспитанников (Шахманова, 2012, с. 44).

«Дети-нищие», автор Ф.С.Журавлев. XIXв.

Проект Бецкого был направлен на обособление детей-сирот, как особенной группы от социума. Изоляция от социальной среды обосновывалась негативным влиянием на ребенка, превалировало мнение о том, что находясь в закрытом учреждении, ребенок сможет вырасти благополучным и идеальным во всех смыслах, обойдя стороной негативное влияние людей извне. При этом существовало мнение о том, что каждый ребенок индивидуален и его будущее зависит напрямую от его возможностей. Так возможности детей-сирот рассматривались в направлении обслуживающего персонала и обычных работников, в котором они должны были стать лучшими в своём деле, а возможности одаренных детей должны были принести пользу в области научного знания, на них возлагались большие надежды в развитии государства. Также воспитанникам закрытых учреждений в рамках программы И.И. Бецкого предоставлялось право жениться на крепостной девушке, которая автоматически после брака становилась свободной, при этом воспитанницам такого права не давалось. Таким образом, проект Бецкого не оправдал

надежд, но положил начало становлению системе предотвращения распространения детской беспризорности и безнадзорности, а детям-сиротам предоставил возможность получения общего и профессионального образования.

Кроме того, в рассматриваемый период кроме опеки и усыновления, в России получила своё развитие такая форма устройства детей в семью, как патронат. А.М. Чапурко в своей работе писал о том, что под патронатом понималась совокупность мер материальной помощи нравственно

опустившимся, с целью перехода их к честной трудовой жизни. Что касается патронажа, то он издавна связывался в России с передачей воспитанника в семью для вскармливания. Семье, взявшей ребенка на патронаж, выплачивалось пособие. Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей.

Осуществлялся он, как правило, врачом или персоналом с низшим медицинским образованием (Чапурко, 2007, с. 47). Из чего следует, что во времена правления Екатерины II возникают предпосылки законодательного закрепления патроната, который был направлен на получение трудовой практики детьми, оставшихся без попечения родителей. Трудовая практика, по мнению государственных служащих, должна была положительно повлиять на трудоустройство детей-сирот и стать источником их самообеспечения в будущей жизни. При этом несовершеннолетние передавалась в семью только после заключения договора с замещающей семьей, которой оплачивалось воспитание чужого ребенка. Таким образом, патронат, как и любая другая форма устройства ребенка в семью, основывался в первую очередь на получении материальной выгоды, а также на обеспечении семьи в бесплатной рабочей силе.

А.Ш. Шахманова рассматривает в своей работе процесс поиска новых форм воспитания детей-сирот. Так активно возникают различного рода учреждения для преодоления беспризорности: детские убежища, артели, корабли-приюты, ночлежки для детей, сиротские отделения при военных учебных заведениях. В конце ХК в. стали открываться воспитательные учреждения для сельских детей (Шахманова, 2012, с. 45). Следовательно, рассматриваемый нами период активизирует размышления о сущности воспитания и

35

образования, а также побуждает сформировать концепцию о трудовом воспитании, которая определила базу и обозначила практику трудового воспитания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из чего следует, что критический анализ опыта организации трудового воспитания детей-сирот в учреждениях общественного призрения, исследуемого периода, положил начало положительному опыту организации трудового воспитания детей-сирот в условиях государственных учреждений, а также в направлении воспитания детей в замещающих семьях.

«Дети-сироты на кладбище», автор В.Г. Перов. 1864

Таким образом, в дореволюционный период в России с помощью метода проб и ошибок сложилась довольно сформированная концепция общественного призрения детей-сирот, опиравшаяся в основном на частную благотворительность, функционирующая

благодаря строгому контролю государства. Из чего следует, что институт защиты детей-сирот, пройдя многовековую историю, в сравнении с настоящим, позволяет, оценив позитивные и негативные особенности минувшего опыта, избежать ошибок сегодня.

Список источников и литературы:

1. Аристотель,1983. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль.

2. Нагорнова А. Ю., Вагина Е. Е., 2016. Призрение и социальная защита детей-сирот // История и современность, № 1.

3. Нечаева А. М., 2000. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: ИГПА Н.

4. Фирсов М. В., 1999. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС.

5. Чапурко А. М., 2007. Развитие института защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в истории российского государства // Теория и практика общественного развития.

6. Шахманова А. Ш., 2012. Сиротство как социально-историческое явление // Вестник ТГПУ. № 6 (121).

От редакции:

В 2018 году исполняется 70 лет подписанию Декларации прав человека. Наверное, это большой юбилей для гражданского общества. Принято считать, что в нашей общественно-политической среде -гражданское образование и права человека -тема неудобная и всегда пограничная. В свою очередь западная модель апеллирует к таким темам очень часто, строит яркие программы культурного и научно-учебного обмена. Считаем, что пришло время задать собственную, новую упаковку программам воспитания и духовно-нравственного развития, сделать их привлекательными и для собственной молодежи, и для всего мира. В связи с чем, стоит ознакомиться с лучшими практиками воспитания и создать собственную, прогосударственную модель гражданского образования.

Записывайтесь на программу «Soft Skills» ("мягкие навыки"): социальные и эмоциональные компетентности в современной системе образования».

Подробности по электронной почте: Interrelations.centre@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.