Научная статья на тему 'ДОПУСТИМОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ МНЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ, КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ДОПУСТИМОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ МНЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ, КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
политическое многообразие / идеологическое многообразие / ограничение прав и свобод / Конституционный Суд Российской Федерации / political diversity / ideological diversity / restriction of rights and freedoms / Constitutional Court of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Учадзе Д.В.

В статье рассмотрены место, роль и значение идеологического и политического многообразия в организации конституционного строя в РФ. Особое внимание в статье уделено проблеме допустимости ограничения свободы политических мнений и действий в контексте возможного нарушения прав человека и гражданина. Приведены позиции Конституционного суда РФ в отношении ограничения конституционных прав граждан. Сделаны выводы о возможности ограничения прав граждан и их обосновании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERMISSIBILITY OF RESTRICTING THE FREEDOM OF POLITICAL OPINIONS AND ACTIONS AS A GLOBAL PROBLEM OF RESTRICTING INDIVIDUAL RIGHTS IN MODERN RUSSIA

The article examines the place, role and significance of ideological and political diversity in the organization of the constitutional system in the Russian Federation. Particular attention is paid to the problem of the permissibility of restricting the freedom of political opinions and actions in the context of possible violations of human and civil rights. The positions of the Constitutional Court of the Russian Federation regarding the restriction of the constitutional rights of citizens are given. Conclusions are drawn about the possibility of restricting the rights of citizens and their justification.

Текст научной работы на тему «ДОПУСТИМОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ МНЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ, КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

по льготной ставке". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _315291.

6. Дубровская Т.Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т.Н. Дубровская, А.Р. Леденева // Молодой ученый. 2019. № 46 (284). С. 332-335.

7. Килясхонов И., Колесникова Е.; Налоговое право. Юнити 2020. 287 с.

8. «Министерство финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/.

9. Направления совершенствования налоговой системы РФ в современных условиях. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniyasovershenstvovaniya-nalogov+6oy-sistemy-rf-v-sovremennyh-usloviyah.

© Молчанов И.К., 2023

УДК 342

Учадзе Д.В.

магистрант 3 курса юридического факультета Сочинского филиала ВГУЮ (РПА Минюста России),

г. Сочи, Россия

ДОПУСТИМОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ МНЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ, КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены место, роль и значение идеологического и политического многообразия в организации конституционного строя в РФ. Особое внимание в статье уделено проблеме допустимости ограничения свободы политических мнений и действий в контексте возможного нарушения прав человека и гражданина. Приведены позиции Конституционного суда РФ в отношении ограничения конституционных прав граждан. Сделаны выводы о возможности ограничения прав граждан и их обосновании.

Ключевые слова:

политическое многообразие, идеологическое многообразие, ограничение прав и свобод, Конституционный Суд Российской Федерации

THE PERMISSIBILITY OF RESTRICTING THE FREEDOM OF POLITICAL OPINIONS AND ACTIONS AS A GLOBAL PROBLEM OF RESTRICTING INDIVIDUAL RIGHTS IN MODERN RUSSIA

Annotation

The article examines the place, role and significance of ideological and political diversity in the organization of the constitutional system in the Russian Federation. Particular attention is paid to the problem of the permissibility of restricting the freedom of political opinions and actions in the context of possible violations of human and civil rights. The positions of the Constitutional Court of the Russian Federation regarding the restriction of the constitutional rights of citizens are given. Conclusions are drawn about the possibility of restricting the rights of citizens and their justification.

Key words:

political diversity, ideological diversity, restriction of rights and freedoms, Constitutional Court of the Russian Federation

Принципы идеологического и политического многообразия установлены и гарантированы конституционными нормами. При этом соблюдение и реализация данных принципов предполагает правомочия по реализации политических прав и свобод человека и гражданина, а также возможностей для ограничения таких прав и свобод, целей, оснований и допустимости.

Ю.В. Шелегов, рассуждая о государственно-правовых механизмах ограничения прав человека, справедливо отмечает, что в любом государстве предусмотрен механизм ограничения прав человека, прежде всего, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, государства и общества [6]. Права человека в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации могут быть ограничены только на основании и во исполнение федерального закона, и лишь только в той мере, в какой это требуется для обеспечения защиты прав и свобод других лиц, обороны страны и защиты конституционного строя. Интересной представляется классификация ограничений прав и свобод, приведённая Ю.В. Шелеговым. Как отмечает указанный исследователь, на основе вида прав и свобод выделяют ограничения социальных, политических, экономических культурных и иных прав. В соответствии с временным характером ограничения прав и свобод, такие ограничения можно разделить на предусмотренные нормами Основного закона страны и временные, устанавливаемые актами о введении чрезвычайного, военного положения, режима контртеррористической операции. По сфере действия ограничения могут быть общие и индивидуальные. В зависимости от содержания ограничения прав и свобод можно подразделить на организационно-политические, экономические и личные. В зависимости от механизма реализации ограничений их можно подразделить на меры ответственности, обязанности, запреты, приостановлении и пр. Ю.В. Шелегов особенно выделяет права, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены государством. Наряду с правом на жизнь, запретом рабства, работорговли и иных форм порабощения, запрещения обратной силы уголовного закона, указанный исследователь выделяет право на свободу мысли, совести и религии.

И.В. Гончаров, рассматривая ограничения прав и свобод человека, и гражданина как элемент их обеспечения, говорит о том, что механизм легального ограничения прав человека, установленный в нормативных правовых актах, позволяет найти оптимальный баланс интересов между интересами государства и отдельной личности, приходит к выводу о том, что, ограничивая права человека, государство таким образом их обеспечивает [2]. При этом классифицировать ограничения прав и свобод человека указанный автор предлагает следующим образом:

- конституционные ограничения правового статуса граждан в виде обязанностей, установленных в конституционных нормах, а также общих ограничений в форме запретов;

- ограничения, применяемые в пределах действия особых режимов;

- ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных для лиц, имеющих особый статус [4].

В Конституции РФ определены условия соответствия возможных ограничений конституционно закрепляемым целям (ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56), форма закрепления ограничений (ч. 3 ст. 55). Необходимость соответствия ограничений прав и свобод международным стандартам (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17). Равенство при введении ограничений прав и свобод, запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19). Таким образом, в качестве основ ограничения прав человека и гражданина в конституционных нормах закреплены: принципиальная возможность ограничения, общие условия ограничения всех прав и свобод, что включает соблюдение целей, формы правовых актов, соразмерность устанавливаемых ограничений конституционным целям, соответствие устанавливаемых ограничений международным стандартом и запрет дискриминации, способы и случаи ограничения, основы введения дополнительных ограничений в условиях особых режимов.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что федеральный законодатель должен соблюдать критерии возможных ограничений прав и свобод человека, и гражданина (ч. 3 ст. 55

Конституции РФ), не допускающие искажения существа этих прав и свобод. Цели вводимых законодателем ограничений должны быть не только юридически, но и социально оправданными, а сами ограничения - сопоставимыми с этими целями и отвечающими требованиям справедливости. Публичные интересы могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения эквивалентны социально необходимому результату (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. № 11-П [1]). Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью российского государства. Государством гарантируются абсолютные, неотчуждаемые права, а также устанавливается невозможность их отмены, запрета, либо ограничения. Вместе с тем, при установлении ограничений прав и свобод возникает определённое противоречие: права человека и гражданина выступают высшей ценностью и имеют приоритет перед публичными интересами, с одной стороны, с другой стороны, как это показало проведённое исследование, они могут быть ограничены в целях соблюдения публичных интересов, что, таким образом, ставит публичные интересы выше личных интересов человека и гражданина, следовательно, противоречит нормам Конституции России о приоритете прав и свобод. Представляется, что в данном случае как раз и проявляется актуальность и необходимость соблюдения баланса между интересами государства - публичными, и интересами человека и гражданина - частными.

Можно выделить принципиальные позиции Конституционного суда РФ в отношении ограничения прав и свобод человека, и гражданина, в том числе допустимости и пределов:

- возможность ограничений прав и свобод их характер устанавливаются законодателем не произвольно, а в соответствии с конституционно-правовыми нормами;

- вводимые законодателем ограничения должны соответствовать определённым целям, а именно, защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- установленные в ч. 3 ст. 55 Конституции России цели ограничения прав и свобод являются универсальными, то есть, распространяющими своё действие на все права и свободы - основные и производные от них;

- для исключения произвольности и несоразмерности ограничения прав и свобод человека, и гражданина в условиях конкретной правоприменительной ситуации, норма закона, устанавливающая такие ограничения, должна быть формально определённой, точной, чёткой и ясной, не допускающей расширительного толкования и произвольного применения [5].

Одним из значимых для личности (человека и гражданина) прав выступает право свободы слова. Свобода слова является ключевым правом человека, связанным, с одной стороны, с возможностью его самореализации, с другой стороны - с осуществлением им профессиональной деятельности, участием в социальной и политической жизни общества. Применительно к свободе слова правовые ограничения, как на это справедливо указывает Н.С. Громова [3], могут быть общественно или субъектно-опасными. К общественно опасным проявлениям реализации гражданами свободы слова может быть отнесен вербальный экстремизм, разглашение сведений, составляющих государственную тайну и пр. Определение границ свободы слова содержится в ст. 4 Закона «О средствах массовой информации» как недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. К субъектно-опасным проявлениям свободы слова можно отнести оскорбления личности, распространение порочащих сведений о частной жизни лиц и др. При этом в зависимости от того, на каких субъектов общественных отношений направлен умысел нарушителя права, ответственность может наступить административно-правовая или уголовная. В частности, если нарушитель права, используя неправомерно право свободы слова, нарушает права человека или группы лиц, то он может быть привлечён к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ. Если же действия нарушителя, злоупотребляющего свободой слова, направлены на публичное оскорбление представителей органов власти, то ответственность может наступить по статье 319

Уголовного кодекса РФ. Таким образом, свобода слова как правовая категория имеет конкретные чёткие границы. Нарушение таких границ влечет соответствующую ответственность для субъектов. Пределы ограничения свободы слова обуславливаются следующим: задачей гражданина выступает соблюдение пределов свободы слова, поскольку он должен понимать характер своих действий и оценивать их последствия. Задачей государства в таких условиях выступает недопущение непропорционального и чрезмерного ограничения свободы слова, а равно и злоупотребления таким правом, что приводит к необходимости поиска и соблюдения баланса между интересами личности и интересами иных лиц, государства, общества.

Таким образом, проведённое исследование показало, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации в установленных законом случаях могут быть ограничены, но только если это требуется для соблюдения публичного интереса, для предотвращения нарушений интересов иных лиц, в случаях введения особых режимов на территории страны. При этом ограничения не могут устанавливаться законодателем произвольно, должны соответствовать закрепленным в нормах Конституции Российской Федерации целям, быть соразмерными им. Исследование показало, что ограничение прав и свобод человека, и гражданина не может носить дискриминационный характер.

Список использованной литературы:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 N 11-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 17. - Ст. 2655.

2. Гончаров И.В. Ограничения прав и свобод человека и гражданина как элемент их обеспечения // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 3 (55). - С. 111-117.

3. Громова Н.С. Свобода слова и ее пределы в интернет-пространстве // Бюллетень инновационных технологий. - 2022. - Т. 6. - № 4 (24). - С. 68-73.

4. Несмеянова С.Э., Колобаева Н.Е. Конституционное ограничение основных прав и свобод человека // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 3 (105). - С. 9-16.

5. Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека, и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 4 (72). - С. 62-66.

6. Шелегов Ю.В. О государственно-правовых механизмах ограничения прав человека // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2021. - № 4. - С. 39-49.

© Учадзе Д.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.