Научная статья на тему 'Допрофессиональная подготовка по информатике и информационным технологиям'

Допрофессиональная подготовка по информатике и информационным технологиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукоянова М. А.

Before professional computer science and information technologies training. Center of children's creativity "Children's academy", Kazan Abstract Considered is the contents and structure, basic components of a rate before professional computer science and information technologies training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукоянова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Допрофессиональная подготовка по информатике и информационным технологиям»

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

М.АЛукоянова, Центр детского творчества «Детская академия», г.Казанъ

В современном обществе влияние информатики и информационных технологий (ИТ) распространяется на многие сферы деятельности человека. Компьютерная техника все больше используется в профессиональной деятельности людей и предоставляет большие возможности по использованию и внедрению новых информационных технологий. Свободное владение навыками работы на компьютере для многих профессий является обязательным, поэтому современное школьное образование должно стремиться соответствующим образом подготовить выпускников школы. Информатика и ИТ имеет большие возможности не только для приобретения практических навыков работы на компьютере, но и развития мышления школьников, привития им информационной культуры, а также их профессионального самоопределения. Навыки, приобретенные при изучении информатики и ИТ, применимы в других школьных дисциплинах.

В тоже время, появляющиеся новые информационные технологии с запозданием отражаются в содержании школьного образования. Более гибким, по отношению к содержанию образования, к любым изменениям в области технологий является дополнительное образование. Его содержание в целом в существенно большей степени обеспечивает реализацию социального заказа общества. "Учреждения дополнительного образования детей были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи"[1].

В тоже время формирование учебных программ в дополнительном образовании зависит от содержания общего школьного образования и направлено на достижение общей допрофессиональной подготовки

учащихся и удовлетворения творческих потребностей пользователей.

Дополнительное образование по информатике и ИТ позволяет не только давать базовые знания в данной области, но и углублять знания в других областях школьного образования, а также обеспечивает общее развитие учащихся. Задача дополнительного образования в данной области - развивать логическое мышление, знакомить и обучать различным технологиям, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Курс допрофессиональной подготовки в области информатики и ИТ направлен на достижение следующих целей:

- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные технологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при изучении информатики и ИТ;

- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- выработка навыков применения средств информатики и ИТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Курс допрофессиональной подготовки позволяет более полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины и области человеческой деятельности.

В дальнейшем будем исходить из следующего (по И.А.Мизину) определения информатики: Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

Приоритетными объектами изучения курса допрофессиональной подготовки по информатике и ИТ являются информационные системы (в основной школе это информационные процессы и информационные технологии), связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

1) обеспечить преемственность курса информатики и ИТ основной и старшей школы;

2) систематизировать знания в области информатики и ИТ, полученные в основной школе;

3) заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит системный характер.

Основная задача курса допрофессио-нального обучения старшеклассников состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, что обеспечивает значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность изучить основные информа-

ционные системы, связанные с основными информационными процессами:

- информационные системы (ИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы);

- ИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, офисные пакеты);

- ИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

- ИС управления (операционная система как система управления компьютером).

Обратим особое внимание на тот факт, что в настоящее время допрофессиональная подготовка старшеклассников в области информатики и ИТ становится важной составляющей их образования. Поэтому актуальным становится такое обучение старшеклассников, которое основано не только на фундаментальных знаниях школьного образования, но и на общей культуре, включающей информационную. В связи с этим необходимо ответить на вопросы:

- Каковы этапы формирования умений и навыков учащихся при изучении курса до-профессиональной подготовки по информатике и ИТ?

- Каковы содержание и структура курса допрофессиональной подготовки?

- На каком уровне могут быть сформированы компоненты курса допрофессиональной подготовки?

Можно выделить два этапа формирования допрофессиональных умений и навыков учащихся, основные характеристики которых представлены в таб. 1. (Для сравнения в таблицу включена характеристика профессиональных умений и навыков в области информатики и ИТ).

Таблица 1

Этапы формирования допрофессиоиальиых умений и навыков учащихся в области

информатики и ИТ

№ п/п Название этапа Период формирования умений и навыков по информатике и ИТ Компоненты умений и навыков, формируемые на данном этапе Отличительные особенности этапа

1 Базовый — формирование базовых умений и навыков по информатике и ИТ Средняя школа ( 8 - 9 кл.) Общие представления об устройстве, назначении и функционировании компьютера. Основы работы с ОС Windows. Создание, редактирование и форматирование простых документов в Word. Создание и обработка изображений средствами графического редактора. Создание, обработка таблиц, построение диаграмм и графиков в Excel. Создание презентаций в Power Point. Создание баз данных, поиск, удаление и сортировка данных в Access. Понятие информации, инф. процессов, количества информации. Создание и отправка сообщений по электронной почте, поиск информации. Разработка алгоритма решения задач с использованием операторов цикла, ветвления и вспомогательного алгоритма. Применение ИТ в учебной деятельности, решение несложных задач.

2 Допрофессиональный — формирование общих умений и навыков по информатике и ИТ Средняя школа (10 - 11 кл.) Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида в Word (с таблицами, изображениями и схемами). Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц Excel с использованием формул, математических, логических и статистических функций; построение Использование ИТ для решения повседневных учебных задач — подготовки и написания рефератов, докладов по различным учебным предметам, а также для выполнения творческих проектов.

диаграмм. Создание и редактирование изображений. Создание мультимедийной презентации. Создание баз данных, формирование запросов, форм и отчетов. Виды и свойства информации, ее носители. Кодирование информации. Решение задач на определение количества информации. Архивирование информации. Антивирусная защита информации. Поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Знание этических и правовых норм при работе с информацией.

3 Профессиональный — формирование профессиональных умений и навыков по информатике и ИТ. Высшие учебные заведения Использование ресурсов Интернета для поиска информации и организации образовательной деятельности студента. Использование текстовых процессоров для создания и оформления профессиональной документации. Использование табличных процессоров для статистических отчетов, создания компьютерных тестов, решения комплексных задач. Использование СУБД, например, для учета образовательной деятельности студента. Использование инструментальных программ для создания собственных Интернет - ресурсов. Решение профессиональных задач с использованием ИТ.

Базовые умения и навыки в области информатики и ИТ — основа для формирования допрофессиональных, которые, в свою очередь, являются необходимой базой для формирования профессиональных умений и навыков по информатике и ИТ.

При определении содержания допрофес-сиональной подготовки по информатике и ИТ будем опираться на существующий подход к определению уровня знаний, умений и навыков учащихся — стандарт среднего

общего образования по информатике и ИТ [2].

В результате изучения курса допрофес-сиональной подготовки по информатике и ИТ учащийся должен знать/понимать: основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных технологий; назначение и виды информационных моделей,

описывающих реальные объекты и процессы; назначение и функции операционных систем.

Уметь: оперировать различными видами информационных объектов с помощью компьютера; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью электронных таблиц; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности и самообразовании; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Можно выделить три уровня сформиро-ванности допрофессиональных умений и навыков учащихся по информатике и ИТ (при определении уровней будем базироваться на классификации уровней усвоения, предложенной В.П.Беспалько [3]): понимание; применение по образцу; творческое применение.

Таблица 2

Уровни сформированное! !! допрофессиональных умении и навыков

Уровень Характеристика уровня Компоненты допрофессиональной подготовки, которые должны быть сформированы на данном уровне

Понимание Учащийся владеет основными понятиями, может устанавливать причинно-следственные связи, перечисляет последовательность выполнения операций. Объяснение структуры современного ПК. Обоснование назначения основных устройств ПК. Использование основных терминов операционной системы Windows.

Применение по образцу Учащийся выполняет задания, аналогичные тем, которые были объяснены на занятиях. Настройка пользовательского интерфейса Windows. Создание файлов и папок (файловой структуры). Копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок. Использование стандартных программ Windows для решения несложных задач (выполнение расчетов, создание простых текстовых документов, создание и изменение рисунков и др.). Создание и редактирование простых текстов и текстов с таблицами, рисунками и схемами в текстовом редакторе Word. Создание расчетных таблиц средствами Excel с использование формул и встроенных функций.

Проектирование и создание однотаблич-ных и многотабличных баз данных средствами СУБД Access. Создание запросов, форм и отчетов средствами СУБД Access. Создание мультимедийных презентаций. Поиск информации в Интернет, а также работа в локальных сетях.

Творческое применение Учащийся может выполнять задания, в которых надо продемонстрировать нестандартные приемы работы с программами, объясняет причины ошибок в выполнении заданий. Создание документов массовой рассылки. Автоматизация обработки документов в Word (перекрестные ссылки, закладки, сноски, оглавления, указатели, колонтитулы). Построение диаграмм и графиков средствами Excel. Создание и получение электронных писем. Создание и использование мультимедийных презентаций.

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

2. Стандарт среднего (полного) общего обра-

зования по информатике и информационным технологиям. //Информатика и образование. -2004. -№4. -с. 18 - 20.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.