Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры в процессе проектно исследовательской деятельности студентов'

Формирование информационной культуры в процессе проектно исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилкина В. Ю.

Обеспечить выпускника среднего профессионального учебного заведения творческими знаниями и умениями возможно, используя при профессиональной подготовке технологии проектной деятельности, внедрение которой в учебно-воспитательный процесс усиливается широким применением компьютерных, информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилкина В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To provide the graduate of an average professional educational institution with creative knowledge and abilities probably, using at vocational training of technology of the design activity which introduction in teaching and educational process amplifies wide application of computer, information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры в процессе проектно исследовательской деятельности студентов»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДАНИЛКИНА В.Ю.

Обеспечить выпускника среднего профессионального учебного заведения творческими знаниями и умениями возможно, используя при профессиональной подготовке технологии проектной деятельности, внедрение которой в учебно-воспитательный процесс усиливается широким применением компьютерных, информационных и коммуникационных технологий.

To provide the graduate of an average professional educational institution with creative knowledge and abilities probably, using at vocational training of technology of the design activity which introduction in teaching and educational process amplifies wide application of computer, information and communication technologies.

Бурное развитие информатики и информационных технологий, движение общества от постиндустриального к информационному, ставит перед всей системой образования задачу формирования у граждан нашей страны основ информационной культуры. Под информационной культурой человека понимается его умение оперативно и качественно работать с информацией и использовать для этого компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

В нашем колледже фундамент информационной культуры создаётся, прежде всего, на уроках по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Опыт прошлого года показал, что наилучших успехов в изучении данных дисциплин добиваются те учащиеся и студенты, которые участвуют в работе городской экспериментальной площадки. Проектно-исследовательская деятельность в огромной степени способствует развитию как творческих способностей, так и конкретных навыков использования в своей работе различных технических устройств - от телефона до компьютера и компьютерных сетей, умения извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций, умения представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

Так, например, учащийся группы 2-21 (НПО) Киселёв Илья в прошлом году, исследовав тему «Дрожжевое тесто» в рамках предмета «Кулинария», создал интересную электронную презентацию в программе Power Point. В этом году он проанализировал связь математики и кулинарии, подготовил презентацию и успешно выступил с этим материалов на городском конкурсе. Широкие связи информатики и информационных технологий с другими дисциплинами как общеобразовательными, так и специальными позволяют учащимся и студентам выбирать самые разные темы для исследований. Единственным критерием выбора тем является личная заинтересованность студента в работе над данной темой, так как известно, что с большим увлечением выполняется только та деятельность, которая выбрана самим исполнителем свободно.

Так по собственному желанию произошёл отбор членов экспериментальной площадки и выбор тем проектно-исследовательской деятельности.

Были выбраны следующие темы:

1. «Вегетарианство» - Коротков Сергей (группа Т-2-3, специальность «Технология продукции общественного питания»

2. «Технология приготовления кондитерских изделий из пресного слоёного теста» - Луто-винова Татьяна, Шилкина Александра (группа Т-2-2, специальность «Технология продукции общественного питания»

3. «Мясные паштеты на любой вкус», «Абрикосовое чудо» - технология приготовления абрикосового пирога - Катковская Екатерина (группа 2-21, специальность «Повар, кондитер»).

Представление результатов работы было решено выполнить в виде электронной презентации, с её демонстрацией и защитой.

В процессе работы учащиеся и студенты самостоятельно разрабатывают свой проект. Преподаватели при этом оказывают консультационные услуги.

При такой организации ясно прослеживается способность учащихся мобилизовать свои интеллектуальные способности и волевые качества. Однако на практике некоторым из них оказалось достаточно сложно проектировать собственную деятельность и последовательно выполнять работу достаточно протяжённую во времени.

Думая над тем, как лучше организовать и активизировать работу учащихся и студентов над проектами в условиях реконструкции компьютерного класса, я старалась не усложнять будущую их работу изучением технических проблем, относящихся к аппаратной или программной реализации проектов. Вопросы, которые меня интересовали в первую очередь, были связаны с разработкой этапов работы.

В результате они выделились следующим образом:

1 этап. Подготовительный. Просмотр примеров проектов. Обсуждение и запись своих идей и предложений.

2 этап. Выбор темы проекта. Проект должен был быть связан с интересной и актуальной для исполнителя темой. Это будет служить сильной мотивационной основой для работы.

3 этап. Формулирование целей и задач проекта. Цели: выработка навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, взятых из разных источников, умений увидеть проблему и наметить пути её решения. Формирование критического мышления, навыков работы в команде, использования полученных результатов в дальнейшем образовательном процессе при выполнении курсовых и дипломных работ по специальности.

Задачи: освоить технологию приготовления блюд в соответствии с выбранными темами, применив знания и умения, полученные на занятиях по дисциплинам «Кулинария» и «Специальные технологии»; применить для оформления результатов информационные технологии, изучаемые на уроках информатики; научиться чётко излагать свои мысли устно и письменно, используя знания русского языка и литературы.

4 этап. Обсуждение плана работы учащихся. Студенты продумывают пути проведения своих исследований: сбора текстовых, графических, фото и видео материалов; обработки собранного материала: создании технологических карт приготовления блюд, электронных презентаций.

5 этап. Обсуждение возможных источников информации. Использование информационных ресурсов библиотек, Интернета, мультимедийных энциклопедий, web-сайтов, видеофрагментов, материалов выставок и конкурсов.

Цель: задать направление поиска информации.

6 этап. Сбор информации по темам из различных источников. Самостоятельная работа студентов. Роль преподавателя - консультирование, помощь, направление деятельности исполнителей в методически нужное русло.

На данном этапе Коротковым Сергеем был собран интересный материал по истории вегетарианства, различных его видах, причинах его возникновения, найдено много вегетарианских рецептов, освоена технология приготовления наиболее интересных из них. Катковская Екатерина подготовила много рецептов приготовления паштетов: «Сливочный паштет с курицей и телятиной»; «Паштет по-деревенски»; «Прослоенный паштет»; «Многослойный паштет»; «Паштет в тесте». Лутовинова Татьяна собрала материал и освоила технологию приготовления пирожного «МИЛЬ ФОЛЬ».

7 этап. Подготовка презентации по отчёту о проделанной работе. Цель: мотивировать студентов систематизировать полученные данные.

Роль преподавателя: обучение приёмам работы в приложении Power Point, методам демонстрации презентаций с использованием интерактивной доски, консультирование, помощь.

8 этап. Защита полученных результатов. Представление результатов, ответы на вопросы присутствующих.

Роль преподавателя: разработка оценочных листов на основе критериев оценивания.

Критериями оценивания проекта выступают:

1. Обоснованность актуальности темы и предлагаемых решений;

2. Полнота разработок, самостоятельность, законченность;

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы;

4. Дизайн, стиль, соответствие стандартным требованиям к электронным презентациям;

5. Качество доклада;

6. Проявление глубины и широты знаний по изучаемой теме.

Условия необходимые для успешной реализации этапов работы, связанных с использованием информационных технологий, предполагают наличие необходимого оборудования, программного обеспечения, локальной сети и сети Internet.

В 2007-2008 учебном году эти условия в нашем колледже продолжают совершенствоваться. Так в компьютерный класс второго структурного подразделения поступило 13 новых компьютеров, сканер, принтеры, медиапроектор, web-камеры, графические планшеты, интерактивная доска.

Особенно хочется остановиться на интерактивной доске - это уникальная интерактивная система представления информации, предназначенная для демонстрации презентаций и дистанционного обучения, которая обеспечивает запуск на компьютере различных приложений и полное управление ими с поверхности доски; выход в Internet и просмотр сайтов; нанесение комментариев поверх обрабатываемых на доске материалов и многое другое.

Использование современного оборудования вызывает большой интерес у всех студентов, в связи с этим появляются новые желающие принять участие в проектно-исследовательской работе.

Но на сегодняшний день остаются ещё вопросы, требующие скорейшего разрешения, а именно:

- установка во всех учебных корпусах лицензионного программного обеспечения (офисные и антивирусные программы, графические редакторы с функциями обработки фотографий и др.)

- подключение локальной сети и сети Internet.

Конечно, процесс информатизации образования является весьма затратной сферой, но становление информационного общества ставит перед нами новые задачи. Выпускникам Колледжа, которые будут жить в этом новом обществе, необходимо в совершенстве владеть информационными, технологическими, техническими инструментами, средствами обработки и обмена информацией для использования её в своей профессиональной деятельности на более высоком уровне, чем владеем мы.

Внедрение в образовательный процесс инновационных и научно-исследовательских методов, приёмов, форм работы способствует решению этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.