ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд как экономический стимул для улучшения условий труда
Бурлака Н. П.
Бурлака Надежда Петровна /Burlaka Nadezhda Petrovna - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
Университет «Дубна», г. Дубна
Аннотация: в статье рассматривается необходимость введения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и проведения оценки рабочих мест. Делается вывод, что указанные меры приводят к сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Ключевые слова: вредные и опасные условия труда, специальная оценка условий труда, дополнительный тариф страховых взносов в ПФР, досрочные пенсии.
Условия труда - это существенный фактор, оказывающий большое влияние на здоровье и работоспособность человека, продолжительность его жизни. Кроме того, они имеют важное экономическое значение, так как от них зависит эффективность осуществления трудовых процессов.
Неудовлетворительные условия труда, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания ведут к серьезным экономическим потерям, как со стороны государства, так и со стороны работодателя. По данным Министерства здравоохранения РФ, всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют 1,94 триллиона рублей, или 4,3 % ВВП. Только в рамках системы обязательного медицинского страхования потери в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по экспертным оценкам, составляют 0,35 % ВВП, или 137 миллиардов рублей ежегодно [1].
Одним из главных факторов, влияющих на формирование и изменение условий труда, являются нормативно-правовые акты, экономически стимулирующие бизнес к улучшению условий труда наемных работников.
Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены с 1 января 2013 г. для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда и имеющих право на досрочную пенсию в соответствии с пунктами 1 и 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28. 12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [2].
Работодатели, являющиеся страхователями, обязаны обеспечивать безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Поэтому с 1 января 2014 года в деятельности российских компаний и предпринимателей появилась новая процедура - специальная оценка условий труда. Она введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [2]. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые начали уплачиваться с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда устанавливаются по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо уплачивать работодателю в Пенсионный Фонд России.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса -оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации - работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона от 28.12.2013 ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда», применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными или опасными, до 31 декабря 2018 года включительно [2].
Еще одним экономическим рычагом для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, является то, что при исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.
Если работодатель не проводит специальную оценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за работающих по списку № 1 - 9 %, по списку № 2 - 6 %. При проведении специальной оценки условий труда применяются дополнительные тарифы, приведенные в таблице 1 [2].
Таблица 1. Дополнительные тарифы, применяемые при проведении специальной оценки условий труда
Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8,0
3.4 7,0
Вредный 3.3 6,0
3.2 4,0
3.1 2,0
Допустимый 2 0,0
Оптимальный 1 0,0
Введение дополнительного тарифа отчасти решило проблему обеспечения финансирования для выплаты досрочных пенсий [3].
По данным Росстата в Российской Федерации в целом количество рабочих мест, с вредными условиями труда в 2012 году оценивалось в объеме 26,6 млн. единиц, что составляет более половины (54,6 %) имеющихся в стране рабочих мест [4]. После введения норм вышеуказанного закона количество рабочих мест, с вредными условиями труда сокращается. Например, подобную тенденцию можно наблюдать и на региональном уровне. Так в Тюменской области доля таких рабочих мест за 2014 год по отношению ко всем рабочим местам снизилась с 37 % до 33 % [5]. Похожие результаты аттестации рабочих мест дают официальные сообщения крупных корпораций. Так, в ООО «Газпром Трансгаз Сургут» сократилось количество рабочих мест, с вредными условиями труда. Если в 2014 году этот показатель составил 2 204 единицы, то в 2015 году такой статус получили 1 963 рабочих места. Также на предприятии снижено число сотрудников, работающих во вредных условиях труда. Если в 2014 году такую категорию имели 3 060 работников, то в 2015 году в таких условиях работали на 348 человек меньше [6].
Таким образом, введение специальной оценки условий труда и дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд России явилось действенным экономическим рычагом для стимулирования работодателей к улучшению безопасности труда.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Материалы VII Международной конференции по вопросам охраны труда. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/ (дата обращения: 28.05.2016).
2. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156189/5ed4226329931b97a88615f5a714256c615b 24f0/ (дата обращения: 28.05.2016).
3. Бурлака Н. П. Некоторые проблемы реализации страховых принципов в российской пенсионной системе // Достижения науки и образования. 2016. № 4 (5). С. 22-24.
4. [Электронный ресурс]: Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros stat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 28.05.2016).
5. [Электронный ресурс]: «Наш город - Тюмень» Региональный интернет-портал. Режим доступа: URL: http://www.kiout.ru/info/news/23139/ (дата обращения: 28.05.2016).
6. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ПАО «Газпром». Режим доступа: http://surguttr.gazprom.ru/ (дата обращения: 28.05.2016).