ISSN 2221-7347
Экономика и право
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 342.8
Д. Н. Михеев
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ГОЛОСОВАНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена развитию избирательного права, в цели преодоления абсентеизма.
Для решения этой задачи необходимо применять кроме традиционных технологий в избирательном процессе, новые способы выявления волеизъявления граждан. Это - дополнительные (альтернативные) способы голосования.
Ключевые слова: выборы, абсентеизм, активное избирательное право, традиционные способы голосования, дополнительные способы голосования, голосование по почте.
Обязанностью государства является разработка и постоянное совершенствование электорального процесса и, в частности, процедуры голосования, с целью выявления, по возможности, воли каждого избирателя.
Существует проблема голосования граждан, в период выборов находящихся за границей. С одной стороны, организовывать по всему миру систему избирательных участков, аналогичную внутригосударственной, нецелесообразно и неэффективно. К тому же эта работа требует значительных материальных затрат. С другой стороны, участие в осуществлении публичной власти позволяет гражданам страны, проживающим за её пределами (особенно постоянно), не терять связи с государством. А право участвовать в выборах, как правило, гарантируется независимо от места нахождения избирателя.
Во многих государствах, в том числе являющихся источниками массовой миграции, данная проблема просто игнорируется. Зачастую это обусловлено низким уровнем социальноэкономического развития. Затраты, связанные с обеспечением голосования граждан, рассеянных по всему миру, оказываются для бюджета неподъёмными. Подобная позиция вполне объяснима и когда количество голосующих соотечественников, находящихся за рубежом, таково, что они явно не могут повлиять на итоги выборов.
В ряде стран граждан, находящихся на территории других государств, правительство или заинтересованные организации (прежде всего, партии) стимулируют к возращению на Родину в период выборов.
В ходе выборов в федеральные органы государственной власти российские избиратели, проживающие или временно находящиеся за рубежом, не лишаются избирательного права. В соответствии с п. 3 ст. 19 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1], избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами её территории, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания.
В целом практика создании избирательных участков за пределами территории государства на базе официальных представительств соответствует мировой, в том числе, распространенной в государствах - бывших республиках СССР. При этом в качестве обоснования ее приме-
© Михеев Д. Н., 2012.
55
Новый университет. 2012. № 10 (20).
ISSN 2221-7347
нения называют, среди прочего, большое число избирателей, которые в силу неудовлетворительного материального положения находятся за границей, недостаток электората, высокие показатели абсентеизма. [2, с. 69-72]
Так в соответствии с законодательством о выборах в парламент Эстонии, избиратель, проживающий за рубежом, может проголосовать в представительстве Эстонии. Избиратель заполняет бюллетень в представительстве и помещает заполненный бюллетень в конверт. Конверт с бюллетенем помещается во второй конверт. Затем бюллетень в конвертах передается в соответствующую избирательную комиссию на территории Эстонии.
В то же время в ряде случаев избирателям трудно проголосовать, находясь за рубежом, т.к. они находятся вдали от ближайшего представительства государства, гражданами которых они являются.
Многие российские граждане проживают в Австралии, Канаде, США, ФРГ, Франции, т.е. в странах со значительной территорией. Несмотря на возможность голосования в представительствах, таким гражданам порой просто затратно прибывать на созданный избирательный участок.
Также следует отметить, что в настоящее время большинство граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, лишены активного избирательного права на муниципальных выборах, выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующих референдумах. Ведь избирательные комиссии в дипломатических представительствах и консульских учреждениях создаются только для выборов, референдумов федерального уровня.
Данные проблемы решаются путем введения в избирательную систему способов голосования, принципиально отличающихся от традиционного. Для их обозначения используются различные термины.
Это - дополнительные способы голосования, характеризуют виды голосования, не предполагающих личное присутствие гражданина на избирательном участке в день выборов (досрочного, повторного, голосования вне помещений для голосования, голосования по открепительным удостоверениям), а так же «альтернативные способы голосования».
Термин «альтернативные способы голосования» применяется для обозначения почтового голосования, заочного голосования (без образования избирательных участков) и голосования по доверенности, т.е. способов, отличных от личного голосования в день выборов на избирательном участке с недавнего времени - голосование при помощи сети Интернет. Существуют предложения о голосовании по телефону, в том числе с помощью коротких текстовых сообщений (SMS).
Одним из основных признаков демократии является равная возможность граждан участвовать в управлении делами государства, прежде всего, путем формирования органов власти, а также путем голосования в ходе референдума. В общем виде активное избирательное право и право на участие в референдуме закреплено в статьях 3 и 32 Конституции Российской Федерации [3], а более подробно их содержание раскрывается в избирательном законодательстве, трансформирующемся в соответствии с новыми социально-политическими реалиями.
Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внес значительные коррективы в существовавший ранее порядок проведения выборов, референдумов. Причем, одни нововведения обсуждались широко, а другие - практически не были отмечены вниманием специалистов. Таким новшеством, характеризующимся принципиальной новизной и отсутствием практического опыта использования в нашей стране, явилось голосование по почте.
Зародилось голосование по почте в США во время Гражданской войны 1861-1865 годов. Солдаты, размещенные в местах проведения боевых действий, не могли принять участие в выборах, проходивших в их штатах. Для решения этой проблемы они заполнили бюллетени и передали их с обычной почтой членам семей. Те, в свою очередь, доставили бюллетени к избирательным урнам.
С военными действиями было связано и распространение голосования по почте в Великобритании, где в 1943-1944 гг. было принято несколько актов, предусматривающих, в том числе, право военнослужащих и некоторых других категорий граждан, отбывающих разного рода государственные повинности, голосовать по почте.
Таким образом, почтовое голосование зарождалось, как альтернативный, дополнительным механизм волеизъявления.
56
ISSN 2221-7347
Экономика и право
В Великобритании в начале XXI века число граждан применяющих указанный способ, существенно возросло. До недавнего времени голосование по почте в этой стране было предусмотрено для ограниченного круга лиц: военнослужащих, находящихся за рубежом, избирателей, находящихся в медицинских и социальных учреждениях и т.д. Но в 2001 году был принято Постановление о народном представительстве, которое сняло практически все ограничения. Только жители Северной Ирландии по-прежнему должны обосновывать применение почтового голосования. Избиратели иных регионов Великобритании указывать причины, препятствующие им в день выборов лично прибыть на избирательный участок, не обязаны.
В некоторых случаях данный способ голосования выступает в качестве единственного. Например, в Великобритании 01 апреля 2004 году был принят Акт об эксперименте по проведению заочных выборов в Европейский Парламент и местные органы власти. При этом избирательные участки не организовывались, а все бюллетени доставлялись в адрес избирательной комиссии по почте. Имела место схожая практика и в США. В штате Орегон выборы Президента в 2000 году стали первым опытом голосования всех избирателей по почте. [4, с. 59]
В других случаях причиной применения исключительно почтового голосования могут являться чрезвычайные обстоятельства. Так, в 2001 году в Великобритании из-за эпидемии ящура были приняты карантинные меры. Передвижение граждан было ограниченно и избиратели не могли прибыть на участки для голосования. Именно почтовое голосование позволило им реализовать право на участие в управлении государством.
В мировой практике почтовое голосование допускается на выборах всех уровней. Таким способом можно отдать свой голос на выборах в высший представительный орган, например в Бундестаг ФРГ и Рийгикогу Эстонии. Используется голосование по почте при выборах главы (высшего должностного лица) государства, например, в Литве и США. Применяется оно при выборах местных должностных лиц и органов власти. Во многих государствах Европы голосование по почте допускается не только в ходе выборов в национальные органы власти, но и в Европейский - Парламент. Подобные нормы предусмотрены законодательством Австрии, Великобритании, Дании, Ирландии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Финляндии, ФРГ и Швеции.
Однако, нельзя сказать, что голосование по почте распространено повсеместно и рассматривается исключительно с положительной точки зрения.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 106. 15.06.2002.
2. Бушенева Ю.И. Электоральный абсентеизм: сущность, причины и российские особенности // Политико-правовая система России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: к 15-летию юридического факультета ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»: К 10-летию НОУ ВПО «Волгоградский юридический институт». Волгоград: Станица-2, 2006. С. 69-72.
3. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009.
4. АвтономовА.С. Сравнительное избирательное право / А.С. Автономов, Ю.А.Веденеев, В.В. Луговой. М.: Норма, 2003. 208 с.
Статья поступила в редакцию 23.10.2012.
МИХЕЕВ Дмитрий Николаевич - старший преподаватель, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева.
57