Каналы распределения и коммуникационные каналы в определенной степени связаны друг с другом: в первых вуз выбирает того, кто будет посредником в информировании потребителя. а в коммуникационных - какими средствами коммуникации доводить информацию о себе и об услугах. Основные средства коммуникации для вузов. которыми можно воспользоваться в зависимости от имеющихся финансовых возможностей и выбранных сегментов потребителей образовательных услуг. представлены в таблице.
Литература
1. Кириллина Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг // Высшее образование в России. - 2001. - №3.
2. Голубков Е.П. Основымаркетинга. -М.. 1999.
3. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. -М.. 1992.
4. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы
некоммерческого маркетинга. - М.. 2000.
5. КириллинаЮ. Маркетинговые коммуни-
кации в области высшего образования/ /Ученые записки. Научно-теоретический журнал. - Изд-во МГСУ «СОЮЗ». 2000. - №1(17).
6. КотлерФ. Основы маркетинга. - М..1993.
В. СЕНАШЕНКО, доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Н. СЕНАТОРОВА, кандидат физикоматематических наук,
Министерство образования РФ
Дополнительное профессиональное образование студентов у нас в стране практиковалось и раньше. Это и получение педагогической специальности в классическом университете. и многопрофильная структура образования в педагогических вузах. и факультеты смежных и дополнительных профессий в университетах. и создание реферативных студенческих групп в непрофильных вузах для более глубокого изучения иностранных языков.
Однако за последние годы произошли существенные изменения в нормативно-правовом статусе дополнительных профессиональных образовательных программ. осваиваемых студентами параллельно с основными образовательными программами. Министерством образования России разработа-
Дополнительные
образовательные
программы
ны и утверждены методические рекомендации о порядке присвоения дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ в вузе. Зарегистрирован в Минюсте и введен в действие диплом о дополнительном (к высшему) образовании. который дает право ведения профессиональной деятельности. соответствующей полученной дополнительной квалификации. Утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. предусматривающее получение дополнительной квалификации параллельно с освоением основных образовательных программ. Постановлением Правительства принято Положение о лицензировании образовательной деятельности. включая дополнительное
профессиональное образование студентов. сопровождаемое итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
В результате возникла благоприятная ситуация для создания системы дополнительных профессиональных образовательных программ. Такие программы уже разработаны и утверждены на федеральном уровне. некоторые из них пользуются популярностью во многих вузах. Значительное число аналогичных программ разработано вузами самостоятельно. как бы для внутреннего пользования. но иные из них могли бы найти более широкое применение.
Новая форма профессионального образования студентов функционирует во многих вузах и нуждается в детальном рассмотрении особенностей ее формирования и развития. Тем самым уже сегодня поставлен вопрос о правовом. методическом и научно-педагогическом оформлении целостной системы дополнительного профессионального образования студентов.
Система дополнительных квалификаций
Структура высшего профессионального образования определяется Перечнем направлений и специальностей. по каждому из которых разработан государственный образовательный стандарт. При этом основные образовательные программы в рамках направления или специальности состоят из образовательного инварианта и вариативной части. Так. при подготовке по специальности вариативную часть составляют дисциплины специализации и частично специальные дисциплины. Отметим. что объем вариативной части невелик и составляет от 500 до 1500 часов. то есть от 5% до 15% трудоемкости всей программы. Кроме того. спе-
циальность и присваиваемая квалификация связаны достаточно жестко. и вариативная часть. как правило. не влияет на характер квалификации. получаемой выпускником высшей школы. В то же время образовательный инвариант обладает определенной избыточностью по отношению к вариативной составляющей. что позволяет в рамках одной специальности иметь целый набор различных специализаций. Все они являются. конечно. частью специальности и ориентированы лишь на ее углубленное изучение с различных точек зрения. Но нормативное время. отводимое на изучение специальности. предусматривает освоение только одной специализации. Если в дополнительное время студент в рамках одной специальности освоит даже несколько специализаций. что. конечно. усилит его профессиональную компетентность. то наименование его квалификации от этого не изменится. Разве только в приложении к диплому могут быть внесены дополнительно изученные дисциплины.
По своей структуре и содержанию образовательный инвариант основной образовательной программы имеет междисциплинарный характер. В него входят гуманитарные. экономические. психолого-педагогические. математические. естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины. которые и образуют фундамент высшего образования. Как видим. этот перечень избыточен не только по отношению к определенной специализации в рамках данной специальности. но и для самой специальности в целом. С одной стороны. такая избыточность является залогом качества высшего профессионального образования. а с другой - создает предпосылки для развития системы дополнительного профессионального образования в виде набора соответствующих образовательных программ. содержание которых основывается на
том или ином цикле указанных дисциплин. Особенно благоприятные условия для этого возникли после введения многоуровневой структуры высшего профессионального образования. поскольку ее организационная форма позволила отчетливо выделить образовательный инвариант. рассматриваемый как высшее образование университетского типа с соответствующим уровнем фундаментальности и междисциплинарности.
Обязательным условием освоения студентами дополнительных профессиональных программ должно быть успешное выполнение ими одной из основных образовательных программ высшего образования. Иначе говоря. система параллельного дополнительного профессионального образования ориентирована на сильных. хорошо успевающих студентов и может служить основой для создания высокоинтеллектуальной образовательной среды с высоким уровнем профессиональной мотивации. Конечно. широкое развитие дополнительного образования должно сказаться и на характере основных образовательных программ. обеспечивая добротную фундаментальную подготовку выпускника высшей школы. создавая необходимые условия для творческого развития личности. Формируя целостную систему дополнительного образования. необходимо уточнить занимаемую им нишу в общей структуре профессионального образования и установить нормативно-правовые критерии его соотнесения с основным высшим профессиональным образованием. специализациями. а также многопрофильной структурой педагогического образования.
На первый взгляд может показаться. что введение дополнительных профессиональных образовательных программ приведет к снижению интереса к общетеоретической подготовке. Од-
нако это не так. Более того. фундаментальность образования позволяет исключить наметившееся несоответствие направлений и специальностей высшего профессионального образования в условиях сегодняшнего рынка труда и переходной экономики. При этом многообразие дополнительных квалификаций на базе основных образовательных программ создает новые формы устойчивого развития системы профессионального образования как единого целого.
Структура и содержание
При формировании системы дополнительных профессиональных образовательных программ необходимо определить принципы их классификации. Если истоки их содержатся в инвариантной части основных образовательных программ и они имеют междисциплинарный характер. то очевидно. что подготовка в области экономики. управления. права. информатики. языка. экологии. педагогики и психологии должна стать составляющей образования любого выпускника высшей школы. Здесь широкое поле для развития дополнительного профессионального образования различной глубины и направленности.
Одновременно могут разрабатываться дополнительные образовательные программы. ориентированные на углубленное изучение различных проблем в рамках группы специальностей или даже отдельной специальности. то есть быть направлены на развитие вариативной профессиональной составляющей основных образовательных программ. В этом случае при их классификации в качестве несущей конструкции предпочтительнее использовать понятие специальности или группы специальностей.
Дополнительные квалификации, ориентированные на широкий круг направлений и специальностей ВПО Дополнительные квалификации, ориентированные на небольшую группу направлений и специальностей ВПО
Преподаватель Транспортный экспедитор
Преподаватель высшей школы Менеджер нефтегазового бизнеса
Переводчик в сфере профессиональной коммуникации Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств
Патентовед (специалист в области интеллектуальной собственности) Преподаватель образовательного учреждения по подготовке водителей транспортных средств
Мастер делового администрирования Тестолог (специалист в области педагогических измерений)
Специалист по компьютерным технологиям в сфере профессиональной деятельности Менеджер образования (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений)
Менеджер образования (для руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием)
Естественно. что при формировании дополнительных образовательных программ необходимо предусмотреть их сопряжение с основными образовательными программами высшей школы. сохраняя преемственность к организационному. методическому и педагогическому опыту. накопленному вузами.
Ниже приводится перечень дополнительных квалификаций. утвержденных Министерством образования России к апрелю 2001 года.
В первой графе таблицы они перечислены применительно к инварианту основных образовательных программ высшей школы и ориентированы на широкий круг направлений и специальностей высшего профессионального образования. Освоение программ этой категории значительно расширяет сферу деятельности выпускника вуза. вы-
водя ее за рамки традиционной профессиональной занятости. присущей данному специалисту. Во второй графе приводятся дополнительные квалификации. опирающиеся преимущественно на специальные дисциплины основных образовательных программ и охватывающие небольшие группы направлений и специальностей высшей школы. Освоение таких программ углубляет профессиональные знания выпускников. расширяя их квалификационные возможности в рамках основной специальности.
Кроме того. имеется достаточно обширный перечень дополнительных квалификаций. для которых разработаны проекты Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки соответствующих специалистов:
1) преподаватель основной школы;
2) педагог дополнительного образования;
3) менеджер наукоемких технологий;
4) менеджер образования (для высшей школы);
5) специалист по прикладным информационным технологиям;
6) менеджер науки;
7) менеджер по видам подготовки к профессиональной деятельности;
8) эколог в области профессиональной деятельности;
9) эксперт в области экологической безопасности;
10) системный программист;
11) актуарный математик;
12) финансовый аналитик;
13) референт-переводчик;
14) андрагог;
15) специалист по редакционно-издательскому делу в профессиональной области;
16) геммолог;
17) специалист по электронному документообороту и защите компьютерной информации.
Даже беглый анализ приведенных квалификаций показывает. что дополнительные образовательные программы имеют. как правило. междисциплинарный характер. решая проблему подготовки специалистов более гибко. чем это делается в рамках основных образовательных программ. В то же время дополнительные образовательные программы могут служить основой для создания новых специальностей и направлений. выступая в качестве экспериментальной площадки для совершенствования и развития высшего профессионального образования.
Формирование дополнительных образовательных программ не должно превратиться в хаотический процесс. Их следует создавать. исходя из внутренней логики развития системы образования. а также на основе маркетин-
говых исследований тенденций развития рынка интеллектуального труда. В этом случае дополнительное образование явится надежной основой повышения профессиональной мобильности выпускников вузов и станет одним из механизмов формирования региональных образовательных систем. обеспечивая устойчивость единого образовательного пространства России.
В качестве перспективных направлений дополнительного профессионального образования студентов можно рассматривать:
• формирование дополнительных умений и навыков. расширяющих функциональные возможности выпускника в профессиональной области. соответствующей основной образовательной программе;
• расширение профессиональной сферы при использовании умений и навыков. получаемых в ходе освоения основной образовательной программы;
• расширение профессиональной области при освоении умений и навыков. выходящих за рамки основных образовательных программ.
Сегодня многие вузы активно включились в развитие дополнительного профессионального образования. превращая его в одну из организационно-методических форм образовательной деятельности. Важно при этом не причинить ущерба сложившемуся учебному процессу и сохранить качество подготовки выпускников высшей школы по основным образовательным программам.
Методическое обеспечение
Как мы уже отмечали. дополнительные образовательные программы разрабатываются сегодня как на федеральном уровне. так и в рамках отдельных вузов. Для программ федерального уровня утверждены государственные требования к минимуму содержа-
ния и уровню подготовки студентов при получении дополнительной квалификации. Их нормативный объем составляет не менее 1000 часов. Кроме того. каждая образовательная программа должна сопровождаться примерным учебным планом и иметь достаточно полное научно-методическое обеспечение. Это могло бы стать необходимым условием успешного развития региональных систем дополнительного образования. объединенных в единое образовательное пространство России.
При разработке дополнительных образовательных программ следует соблюдать преемственность их структуры и содержания с соответствующими основными образовательными программами. а также обеспечить их целостность и завершенность. чтобы иметь возможность использовать их и в системе послевузовского повышения квалификации и переподготовки специалистов. В этом отношении представляется целесообразным. чтобы составляющие программу блоки дисциплин являли собой тематически завершенные подпрограммы. освоение которых подготовило бы к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Что касается дополнительных образовательных программ. разрабатываемых вузами самостоятельно. то для них следовало бы иметь соответствующие методические установки. чтобы в дальнейшем те или иных из них могли получить федеральный статус. не подвергаясь при этом существенной переработке.
Конечно. как и любая другая форма образования. дополнительное профессиональное образование студентов нуждается в информационном обеспечении. в подготовке и издании учебников и учебных пособий. и здесь предстоит большая. интересная работа. Од-
нако для ее успешного проведения необходимо определить порядок закрепления дополнительных образовательных программ за учебно-методическими объединениями или научно-методическими советами. чтобы своевременно обеспечить их соответствующими методическими разработками.
Экономические аспекты
Многие вузы рассматривают дополнительное профессиональное образование как источник внебюджетного финансирования. На наш взгляд. здесь должен быть различный подход в зависимости от характера дополнительных образовательных программ. Так. например. студенты. осваивающие на бюджетном положении основные вузовские программы. могли бы на конкурсной основе с возмещением расходов из бюджета или внебюджетных средств вуза изучать дисциплины и проходить соответствующие практики. предусмотренные Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительных квалификаций педагогического профиля: «Преподаватель высшей школы». «Преподаватель». «Преподаватель основной школы» и др. Фактически речь идет о системообразующей роли вузов по дальнейшему развитию образования на всех уровнях и ступенях ее функционирования.
В других случаях экономические условия реализации дополнительных образовательных программ определяются Учеными советами вузов. При этом желательно предусмотреть возможность свободного доступа малообеспеченных. хорошо успевающих студентов к получению дополнительных квалификаций любой направленности.
Правовое и нормативное обеспечение
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. в соответствии с которым лицензированию подлежит любая образовательная деятельность. которая сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Лицензирование в области дополнительного профессионального образования вузов. находящихся в ведении федеральных органов. осуществляется Министерством образования РФ. Право реализации образовательных программ для получения дополнительной квалификации дается после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Минобразования России. если иное не предусмотрено Государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению или специальности.
В Положении о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. утвержденном приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571. впервые в истории российской высшей школы предусмотрены дополнительные профессиональные образовательные программы. обеспечивающие получение выпускниками вузов дополнительных квалификаций. После успешного их освоения и прохождения государственной итоговой аттестации выдается диплом о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации. но не ранее получения диплома о высшем образовании.
Структура и содержание Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации определяются приказом Минобра-
зования России. В нем предусмотрены следующие разделы:
• Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы. Здесь указывается наименование дополнительной квалификации. определяются направления и специальности. которые могут служить основой для ее получения. нормативный объем программы. ее цели. очная или заочная(очно-заочная) форма ее освоения. квалификационная характеристика лиц. освоивших программу. и возможные сферы их профессиональной деятельности.
• Требования к уровню подготовки для освоения дополнительной образовательной программы. Порядок зачисления на освоение программы лиц в случаях. когда количество желающих получить дополнительную квалификацию превышает количество мест. обеспечиваемых образовательным учреждением.
• Требования к дополнительной образовательной программе. формируемой вузом. Они должны включать соответствующие государственные требования. утвержденные Министерством образования России. учебный план. программы учебных дисциплин и предусмотренных практик.
• Обязательный минимум содержания программы. обеспечивающей получение дополнительной квалификации. Он включает перечень учебных дисциплин с указанием их основных разделов и выделенных для их освоения часов трудоемкости. объема практик. видов итоговой аттестации и общего объема программы в часах трудоемкости.
• Условия реализации программы - с указанием необходимых кадровых. материально-технических. социальнопсихологических. организационных и прочих средств обеспечения.
• Требования к уровню подготов-
ки лиц. успешно освоивших дополнительную профессиональную образовательную программу.
• Требования к итоговой государственной аттестации.
Обязательный минимум содержания образовательной программы представляется в виде перечня дисциплин. распределенных по следующим блокам: общепрофессиональные дисциплины. специальные дисциплины. факультативные дисциплины. Для последнего блока указывается только его общая трудоемкость. дисциплины общепрофессионального и специального блоков сопровождаются перечислением их основных разделов. Блок специальных дисциплин может быть вариативным в случаях. когда дополнительная квалификация зависит от вида деятельности. на которую ориентирована рассматриваемая программа подготовки.
Все еще не решенными до настоящего времени остаются важные проблемы правового характера. В частности. на повестке дня стоит принятие Федерального закона «О дополнительном образовании». требуется разработка совместно с соответствующими министерствами вопросов экономического и правового статуса лиц. получивших дополнительную квалификацию. Решение этих вопросов явилось бы ключевым моментом для успешного формирования и дальнейшего развития системы дополнительного профессионального образования студентов.
Таким образом. в новых социальных и экономических условиях функционирования высшей школы сложилась благоприятная ситуация для формирования системы дополнительного профессионального образования студентов. наиболее адекватно учитывающая произошедшие за последнее десятилетие социально-экономические изменения в стране. Представляется. что для завершения этого процесса важно соблюдать следующие основные принципы:
1. Оперативное обновление и оптимизация структуры и содержания дополнительных профессиональных образовательных программ.
2. Соблюдение системности при формировании комплекса дополнительных образовательных программ.
3. Предоставление необходимых академических свобод вузам в вопросах формирования структуры и содержания дополнительного образования.
4. Нормативно-правовое закрепление экономических основ функционирования системы дополнительного образования.
5. Сопряжение дополнительных образовательных программ с основными образовательными программами вузов. Преемственная связь с организационным. методическим и педагогическим опытом высшей школы при реализации программ дополнительного образования.
6. Учет международного опыта развития дополнительного профессионального образования.