Научная статья на тему 'О разработке учебных планов и реализации основных образовательных программ в соответствии с новыми ГОС'

О разработке учебных планов и реализации основных образовательных программ в соответствии с новыми ГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. А. Власов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О разработке учебных планов и реализации основных образовательных программ в соответствии с новыми ГОС»

4. Воронцов-Вельяминов В. В. Сборник задач и практических упражнений по астрономии. М.: Наука, 1977. 272 с.

5. Дагаев М.М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии. М.: Высшая школа, 1972.

6. Жуков JI.B. Теоретические основы методики астрономической подготовки учителя физики. Автореф. дисс... докт. пед. наук. СПб.: РГПУ, 2000. 39 с.

7. Засов A.B., Кононович Э.В. Астрономия-11. М.: Просвещение, 1996.

8. Звездочет. 1995-2000. № 1 - 12.

9. Земля и Вселенная. 1995 - 2000. № 1 - 6.

Ю.Ксанфомалити JI.B. Парад планет. М.: Наука. Физматлит, 1997. 256 с.

П.Левитан Е.П. Астрономия-11. М.: Просвещение, 1998.

12.Мартынов Д.Я. Курс общей астрофизики. М.: Наука, 1988.

И.Мураховский И.Е. Методические проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях по физике. Автореф. дисс... канд. пед. наук.

14.Муртазов А.К. Словарь астрономических терминов. Рязань: Узорочье, 1995. 85 с.

15.Палей А.Б. Научно-исследовательская работа студентов по астрономии. М.: Астрономическое общество, 1994. 192 с.

16.Перов Н.И. Астрономические задачи. Ярославль: ЯГПИ, 1993.190 с.

17.Перов Н.И., Прошлецова М.В. Организация научно-исследовательской работы учащихся школ-гимназий и школ-лицеев по астрономии / Ярославский педагогический вестник. 1996,№ 2. С. 96 - 98.

18.Перов Н.И., Прошлецова М.В., Борисова М.Г. Методы организации творческой поисково-исследовательской работы студентов по астрономии / Материалы II Всеросс. на-учно-практ. конф. "Астрономия в системе современного образования" СПб.: РГПУ, 1998. С. 37-42.

19.Перов Н.И. Проблема поиска внеземных цивилизаций в Метагалактике. Ярославль: ЯГПУ, 1998. 83 с.

20.Подобед В.В., Нестеров В.В. Общая астрометрия. М.: Наука, 1982. 576 с.

21.Порфирьев В.В. Астрономия-11. М.: Просвещение, 1998.

22.Прахов С. В., Рысин М.Л., Молотков Ю.А., Томанов В.П. Опорные конспекты по астрономии. Учебно-методические материалы для учителей и учащихся 11-х классов. Вологда: ВГГУ, 1999. 76 с.

23.Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1998.

24.Путеводитель астронома по Интернету, http:// www.chat.ru/~samod

25.Рой А. Движение по орбитам. М.: Мир, 1981.544 с.

26.Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады. Задачи с решениями. М.: МГУ, 1995. 320 с.

27.Томанов В.П. Атлас звездного неба. Вологда: Русь, 1996.

28.Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия.

Аванта+, 1997.688 с. 29.Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998. 639 с.

В. А. Власов

О разработке учебных планов и реализации основных образовательных программ в соответствии с новыми ГОС

В рекомендациях Министерства образования России «О порядке формирования основных образовательных программ вуза на основе государственных образовательных стандартов» установлены этапы формирования основных образовательных программ (ООП). На первом определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Для педагогических вузов эти цели и основные направления развития системы педагогического образования обозначены в принятой Коллегией Министерства образования РФ программе развития непрерывного педагогического образования. Выделим наиболее существенные:

■ усиление взаимосвязей системы педагогического образования и потребностей общества;

■ улучшение качества подготовки педагогических кадров для работы в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения в 12-летней общеобразовательной школе;

■ разработка преемственных федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ различных уровней;

Ярославский педагогический вестник. 2001. № 2 (27)

■ обеспечение преемственности содержания педагогического образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях непрерывного педагогического образования и в общеобразовательной школе;

■ разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школы; создание условий для их реализации, разработка педагогических технологий подготовки педагога к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;

■ развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе непрерывного педагогического образования; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования.

На втором этапе в университете разрабатывается содержательная часть ООП и порядок её реализации. Это значит - необходимо определить полный перечень дисциплин национально-регионального компонента, выбрать дополнительные специальности и специализации, установить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студентов, пропорции между теоретической и практической составляющими содержания профессионального педагогического образования.

Основным элементом, входящим в структуру ООП, является учебный план по специальности или по направлению подготовки специалистов. Профессиограмма учителя-предметника, модель специалиста должны быть теми рамками, внутри которых происходит формирование личности учителя. Если для средней общеобразовательной школы важнейшей социальной функцией является обеспечение условий развития и реализации способностей учащихся, их социализации, приобщения к культуре и профессионального самоопределения, то для педагогического учебного заведения аналогичная социальная функция может быть определена как обеспечение условий развития и формирования профессиональных способностей студентов, освоения ими культурного наследия в области будущей профессио-

нальной деятельности, самореализации творческого потенциала студентов. Отсюда вытекают требования к учебному плану как документу, способствующему организации учебной деятельности студентов, максимально удовлетворяющему осуществлению социальной функции педагогического учебного заведения.

Учебный план формируется факультетом, после рассмотрения его на учебно-методическом совете утверждается Учёным советом университета. Разрабатываемые учебные планы должны обеспечивать последовательность изучения учебных дисциплин, рациональное распределение дисциплин по семестрам, равномерную нагрузку учебной работы студентов в течение года, эффективное использование научно-педагогического потенциала кафедр и материальной базы. В соответствии с этим в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского разработаны учебные планы по специальностям, государственные образовательные стандарты которых предусматривают присвоение квалификации учителя по базовой специальности и в соответствии с дополнительной специальностью. Так как ГОСами выделено на дисциплины дополнительной специальности 1500 часов общей трудоёмкости и 800 часов аудиторных, то учебно-методический совет университета при разработке учебных планов рекомендовал руководствоваться следующим.

1. Учебные дисциплины цикла ГСЭ и цикла ОПД определены для всех специальностей в соответствии с ГОС базовой специальности, и там, где позволяли условия, перечень учебных дисциплин и распределение объёма учебных часов выбраны одинаковые.

2. Учебные дисциплины цикла ЕН выбраны в соответствии с ГОС по базовой специальности, расхождение с ГОС дополнительной специальности в этом цикле скорректировано за счёт национально-регионального (вузовского) компонента ЕН.Р.00.

3. Так как объём часов дисциплин дополнительной специальности составляет 50-60% дисциплин предметной подготовки (ДПП), то перечень учебных дисциплин дополнительной специальности составляется исключительно из дисциплин цикла ДПП ГОС этой специальности с соответствующим сокращением учебных часов.

При разработке учебных планов не допускается исключения дисциплин в циклах из федерального компонента, однотипное название дисциплин, устанавливаемых университетом, с названием дисциплин федерального

компонента. По всем дисциплинам учебного плана предусматривается обязательная итоговая аттестация, но не более десяти контрольных мероприятий в сессию, в том числе не более пяти экзаменов. На старших курсах по дисциплинам предметной подготовки основной и дополнительной специальностей и дисциплинам общепрофессиональной подготовки предусматривается выполнение трёх курсовых работ как вида учебной работы по соответствующей дисциплине, и затраты времени на их выполнение включаются в общую трудоемкость изучения данной дисциплины. Итоговая государственная аттестация при этом включает написание и защиту выпускной квалификационной работы по базовой специальности и сдачу двух комплексных теоретических экзаменов по дисциплинам предметной подготовки основной и дополнительной специальности.

В учебные программы дисциплин циклов, особенно дисциплин предметной подготовки по основной и дополнительной специальности, должны быть заложены принципиально новые подходы к определению задач профессионального, в том числе педагогического образования. При всём этом должны выполняться следующие требования: сохранение преемственности образования, получаемого обучающимся на разных ступенях обучения; определение основных параметров модели специалиста; проведение отбора понятийного аппарата и выявление динамики формирования данного понятия на каждой ступени обучения; организация учебного процесса технологически экономно; научное обоснование соотношения учебных часов по видам занятий. Поясним подробнее, что включают в себя указанные требования.

1. Преемственность образования, получаемого обучающимся на разных ступенях обучения, предполагает прежде всего достаточность уровня образования предыдущей ступени для успешного обучения на следующей ступени. Кроме того все или по крайней мере большинство изучаемых учебных дисциплин на более высокой ступени обучения опираются на сведения, полученные при изучении соответствующих дисциплин на предыдущей ступени обучения.

2. Задача определения основных параметров модели специалиста состоит в том, что кроме требований к образованности специалиста, определяемой требованиями к знаниям и умениям по дисциплинам учебного плана в соответствии с ГОС, необходимо указать виды

деятельности, которые может и способен осуществлять специалист в соответствии с присвоенной квалификацией.

3. Отбор понятийного аппарата и определение динамики формирования конкретного понятия на каждой ступени обучения представляют собой сложную комплексную научно-методическую проблему. Фактически должен быть составлен словарь научных понятий с определениями понятий и их развития на разных этапах изучения учебной дисциплины. При этом важно выделить внешнюю и внутреннюю составляющую значимости учебной дисциплины. Здесь внешняя составляющая выражает значение учебной дисциплины для будущей работы молодого педагога, а внутренняя - количественное значение данной учебной дисциплины для изучения других учебных дисциплин учебного плана.

4. Организация учебного процесса технологически экономно означает: с одной стороны - как наиболее эффективно организовать процесс передачи знаний от одного человека к другому, то есть создание условий для максимального использования современных педагогических технологий; а с другой стороны - как наиболее правильно организовать этот процесс в большом образовательном учреждении со сложной структурой, чтобы эффективно использовать научно-педагогический потенциал кафедр, материальную базу и аудиторный фонд.

5. Научным обоснованием распределения объёма учебных часов по дисциплинам цикла и по видам занятий является сравнительный анализ наукоёмкости дисциплин и информационной насыщенности материала. В первом приближении наукоёмкость учебных дисциплин можно оценить числом дидактических единиц материала, а информационную насыщенность материала определить числом понятий, используемых в дидактической единице материала.

Модель специалиста, профессиограмма учителя-предметника являются важными документами для составления образовательной программы, организации учебно-воспитательного процесса. Функционально высшее педагогическое образование обеспечивает успешную интеллектуальную деятельность, а также личностную готовность к профессиональной карьере в избранной сфере интересов. Инвариант высшего образования, так называемый федеральный компонент ГОС, предусматривает формирование личности специалиста как носителя

Ярославский педагогический вестник. 2001. N° 2 (27)

определённых ценностей и качеств, человека с с поставленным мировоззрением, умениями самообразования и профессионального самоопределения, элементами творческого мышления.

Рассматривая профессиограмму выпускника как требуемый образовательный результат, следует выделить его компоненты: знания, усвоенные выпускником, накопленный опыт профессиональной деятельности, функциональная развитость и готовность к выполнению различных социальных ролей, степень социализации личности выпускника. Следовательно, характеристика выпускника педагогического университета как дипломированного специалиста предполагает наличие развитого творческого мышления, достаточный уровень освоения эвристической познавательной деятельности, овладение современной методологией познания, что является необходимой предпосылкой для формирования целостного представления о мире, обществе, человеке, собственном мировоззрении. Личностные характеристики выпускника отражают глубокое понимание себя как субъекта профессиональной педагогической деятельности, владеющего методами рефлексии, способного приобретать, опыт межличностных коммуникаций, способного на основе саморазвития и самоопределения в жизни осуществлять осознанный выбор дальнейшего профессионального образования, планировать, анализировать и контролировать свои действия и деятельность,

Литература

1. Афанасьев В.В., Поварёнков Ю.П., Смирнов Е.И., Шадриков В.Д. //Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2000.

2. Роменец В.А., Моргунов И.Б., Нерсесов Т.В. //Методика научно обоснованного определения содержания обучения по специальности на основе новых квалификационных требований: Методические указания. Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1992.

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». М., 2000.

4. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2000 №14-52-357 ин/13 «О порядке

формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов». М., 2000.

К. Бергманн

«Мультиперспективность» в преподавании истории

1. Исходный пункт - исторически и систематически

В Германии - и не только в Германии -преподавание истории в школе всегда было делом, к которому государство обнаруживало особый интерес. Заинтересованность государства в преподавании истории была заинтересованностью господствующих в обществе слоев в преподавании такой истории, которая должна была оправдать существующие отношения с исторической точки зрения. Наиболее четко это выразил король Пруссии Вильгельм II: он хотел использовать преподавание истории и вообще "школу и ее отдельные ступени, чтобы противодействовать распространению социалистических и коммунистических идей". Наряду с немецким языком и религией история была тем предметом, с помощью которого государство пыталось непосредственно воздействовать на образ мыслей учеников. Целью такого преподавания было формирование единого воззрения на картину истории. Задача состояла в том, чтобы показать настоящее, которое считалось законным и хорошим, в его историческом возникновении. Для этого необходимо было рассказывать об исторической последовательности тех событий, которые привели к современному состоянию. Только то, что победило исторически и обнаружило свое воздействие, считалось значительным и настолько важным, что должно было сообщаться и изучаться на занятиях по истории. История была историей успехов.

Далекое от науки преподавание истории с целью формирования определенного образа мыслей было чисто поучающим обучением, в процессе которого учитель с помощью предписанного государством учебника провозглашал историческую истину и заставлял учить ее. При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.