Научная статья на тему 'Изучение курсов дополнительного образования астрономической направленности в гимназии'

Изучение курсов дополнительного образования астрономической направленности в гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АСТРОНОМИИ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ / DEVELOPING NATURAL SCIENCES WORLDVIEW / EARLY ASTRONOMY TEACHING / NATURAL SCIENCES POTENTIAL OF HUMANITARIAN SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Ю.В., Гребенев И.В.

В статье рассматривается концепция естественнонаучного образования в гимназии, важной частью которого является преподавание курсов дополнительного образования астрономической направленности. Данные курсы предлагаются учащимся 6-го и 10-11-го классов и призваны значительно расширить и обобщить знания, полученные на уроках природоведения, географии, биологии, физики и химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова Ю.В., Гребенев И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING COURSES OF ADDITIONAL EDUCATION IN ASTRONOMY IN A GYMNASIUM

The article examines a conception of natural sciences education in a gymnasium. An important part of this education is courses of additional education in astronomy. Such courses are offered to the students of 6 and 10-11 years, they are supposed to significantly expand and summarize students knowledge acquired at the lessons of studies of nature, geography, biology, physics and chemistry

Текст научной работы на тему «Изучение курсов дополнительного образования астрономической направленности в гимназии»

энергии нестационарного состояния замкнутой системы ДЕ и характерного времени Д, в течение которого существенно меняются средние значения физических величин в этой системе. Наконец, рассматриваемое соотношение можно интерпретировать и в том смысле, что момент квантового перехода может быть определен лишь с точностью Д > УДЕ. Это означает, что понятие момента времени оказывается преобразованным: невозможно точно, в смысле неквантовой физики, определить момент существования физической системы, а следовательно, преобразуются наши устоявшиеся, в том числе развиваемые в рамках СТО, представления об одновременности и длительности.

Таким образом, прежде всего при изложении физического материала надо учитывать как содержание физики в целом, так и соотношение различных физических теорий. Ясное понимание физических явлений возникает не сразу, а в процессе смены одних физических теорий другими, более развитыми. Более развитая физическая теория дает методический ключ к менее развитой. Отсюда следует, что так называемые простейшие теории, например механику Ньютона, надо преподавать «с опорой» на содержание более развитых физических теорий. Без этого невозможно обеспечить в преподавании высокий научный уровень. Необходимо внимательно относиться к выводам философского характера, особенно к тем, кото-

рые позволяют наметить определенные методические ориентиры. При объяснении физических явлений нужно опираться на динамический подход, рассматривать время как проявление физических взаимодействий.

В заключение хотелось бы отметить, что автор полностью отдает себе отчет в пока еще существующей методической «незаконченности», отсутствии прегнантности предлагаемого подхода. Однако мы видим свою роль по большей части в теоретическом обосновании предлагаемого типа изменений и надеемся, что появятся и более конкретные исследования в данном направлении, упрощающие и «очищающие» данную идею.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Habermas J. Begründete Enthaltsamkeit: Gibt es postmetaphysische Antworten auf die Frage nach dem „richtigen Leben"? // Neue Rundschau. -2001. - H. 2. - S. 93-103.

2. Интервью с Э. Тоффлером в шоу Грегори Мэн-телла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=8DWj-G-VZEQ (дата обращения 01.07.2011).

3. Канке В. А. Философия учебника. - М.: Университетская книга, 2006. - 118 с.

изучение курсов дополнительного образования

астрономической направленности в гимназии

TAKING COURSES OF ADDITIONAL EDUCATION IN ASTRONOMY IN A GYMNASIUM

Ю. В. Масленникова, И. В. Гребенев

В статье рассматривается концепция естественнонаучного образования в гимназии, важной частью которого является преподавание курсов дополнительного образования астрономической направленности. Данные курсы предлагаются учащимся 6-го и 10-11-го классов и призваны значительно расширить и обобщить знания, полученные на уроках природоведения, географии, биологии, физики и химии.

Ключевые слова: формирование естественнонаучного мировоззрения, раннее обучение астрономии, естественнонаучный потенциал гуманитарных предметов.

U. V. Maslennikova I. V. Grebenev

The article examines a conception of natural sciences education in a gymnasium. An important part of this education is courses of additional education in astronomy. Such courses are offered to the students of 6 and 10-11 years, they are supposed to significantly expand and summarize students' knowledge acquired at the lessons of studies of nature, geography, biology, physics and chemistry.

Keywords: developing natural sciences worldview, early astronomy teaching, natural sciences potential of humanitarian subjects.

В настоящее время в общеобразовательных школах и гимназиях значительно сокращено число часов, выделяемых на изучение дисциплин естественнонаучного профиля. На третьей ступени обучения вводит-

ся интегрированный учебный предмет «Естествознание» [1], преподавание которого серьезно затруднено в связи с отсутствием квалифицированных кадров и полноценного УМК, а учебный предмет «Астрономия» вообще исключен

из перечня предметов федерального компонента учебного плана. Рекомендовано изучать лишь отдельные вопросы астрономии в курсе физики, который в большинстве школ сохраняется в объеме 2 часов в неделю. Таким образом, выпускники большинства общеобразовательных учреждений обрекаются на абсолютную астрономическую безграмотность, в то время как за последние десятилетия астрофизика и космология испытывают необычайный взлет. Это особенно характерно для гимназий, которые в системе современного школьного образования являются учреждением гуманитарного профиля. Специфика содержания гимназического образования заключается в философском, методологическом компоненте, а также в значительном объеме культурологического материала. Изучение естественнонаучных дисциплин, и в частности физики и астрономии, в гимназии является средством, помогающим школьникам освоить ту часть человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.

Преемственность и систематичность школьного образования обеспечивается непрерывным изучением различных естественнонаучных курсов в начальной, основной и средней школе. На первых этапах своего развития наука была синкретична, поэтому на первом этапе обучения естественнонаучным дисциплинам необходимо показать школьникам важнейшие природные факты, явления, закономерности в их единстве и сформировать навыки познания природы через практику. Это достаточно ясное положение пытались и пытаются реализовать в базовой школе через курсы «Природоведения» или «Естествознания». Недостаточный успех этих попыток объясняется не только тем, что при создании курсов природоведения сильно влияние авторов на отбор содержания и интеграцию вопросов, относящихся к различным областям естествознания, но и тем, что конкретная образовательная среда каждого учебного заведения (лицей, профильная школа, гимназия) требует специфического подхода, разработки собственной, оригинальной системы формирования естественнонаучного мировоззрения.

Астрономия является одной из фундаментальных мировоззренческих наук, позволяющая добиваться осознания учащимися уникальности жизни на Земле и неразрывной связи судьбы человека с освоением космоса. Ее главенствующая роль в становлении современной естественнонаучной картины мира неоспорима. Безграмотность в этой области знаний приводит к «заглатыванию» подрастающим поколением антинаучных сведений, пропаганде астрологии и других псевдонаук и, как следствие, снижению мотивационно-ценностного отношения к миру [2].

Отражение сегодняшнего взгляда на место астрономии в системе школьного образования можно найти в резолюции Всероссийской конференции «Астрономия и культура», состоявшейся в сентябре 2009 г. в Нижегородском планетарии. В ней зафиксирована насущная необходимость «восстановления преподавания астрономии в школе в виде отдельного предмета, включающего весь спектр культурных достижений человечества, ассоцииро-

ванных с освоением космоса, а не только и не столько азы астрономии как узкоспециальной науки» [3].

Поскольку в структуре учебного плана образовательного учреждения в обязательном порядке сохраняются две части (инвариантная и вариативная), то в настоящее время единственным возможным вариантом восполнения астрономического образования является введение элективных курсов и курсов дополнительного образования [4]. В гимназии, гуманитарном по своим задачам учебном заведении, не удается выделить необходимое число часов для полноценного систематического изучения физики, химии и биологии в старших классах, а характер учебного процесса таков, что учащиеся перегружены вербальной информацией, у них формируются преимущественно вербальные умения в учебной деятельности. Возможное и нежелательное однобокое развитие когнитивных качеств личности учащихся необходимо предупредить своевременным включением практической деятельности по познанию природы.

Известно, что мировоззрение человека формируется с детских лет в ходе индивидуальной познавательной и практической деятельности, и, как следует из психологических особенностей формирования личности, прочные неформализованные убеждения закладываются в раннем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью учащихся является учебная деятельность. На первом этапе обучения (в возрасте 6-7 лет) доминирует социальный мотив учения - «быть одобряемым взрослыми», а далее начинают преобладать познавательные мотивы - «узнать закономерности окружающего мира». Причем ряд исследователей отмечает, что в возрасте 11-12 лет учащиеся с наибольшим интересом изучают физические закономерности окружающего мира. При этом постепенно происходит трансформация мышления от конкретно-образного к абстрактно-логическому [5; 6].

Самые первые наблюдения, которые неосознанно проводят дети, - это наблюдения за сменой дня и ночи, появлением на небе Солнца, Луны и звезд, то есть астрономические наблюдения. Знакомство с элементами астрономических знаний для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста очень полезно. Эта область знаний, как никакая другая, способствует формированию основ научного мировоззрения, развитию наблюдательности и умения анализировать результаты наблюдений. Ребенок, который заинтересуется астрономическими наблюдениями, будет затем с большим интересом изучать естественные науки [7].

Психология детей этого возраста требует преобладания наглядно-образного представления информации, поэтому для занятий с учащимися 11-12 лет, проявляющих интерес к вопросам современной космологии, космогонии и астрофизики, в гимназии № 2 г. Нижнего Новгорода создан курс дополнительного образования «Путешествие в мир астрономии». Он включает в себя цикл бесед, каждая из которых иллюстрируется видеорядом (компьютерной презентацией и фрагментом РУР-фильма). Данный курс является логическим продолжением курса «Мир

природы» (5-6-й класс), при изучении которого учащиеся постигают основы физики, проводя несложные физические эксперименты.

Каждое занятие курса «Путешествие в мир астрономии» начинается с эвристической беседы. В ходе беседы происходит активизация мышления учащихся и выясняется, что они знают по той или иной проблеме, и если их представления верны, они закрепляются, если нет - формируются правильные. Поскольку астрономия, в отличие от физики, черпает основные сведения из наблюдений, демонстрация фрагмента видеофильма и предваряющая его компьютерная презентация позволит погрузить учащихся в реальный физический мир, отображенный средствами документального кино, и удовлетворить их познавательные потребности.

На практических занятиях учащиеся обучаются:

- работе с подвижной картой звездного неба и ар-миллярной сферой;

во время наблюдений дневного и вечернего неба учатся:

- ориентироваться на местности, находить на небе созвездия и планеты;

- следить за изменением вида звездного неба в течение года, фаз Луны, мест восхода и захода Солнца и Луны в разное время года, а также высотой подъема светила над горизонтом.

В целях закрепления знаний и получения новых интересных сведений учащиеся посещают Нижегородский планетарий, с методической службой которого составлен согласованный план занятий. Контроль знаний учащихся осуществляется в ходе небольшого опроса в начале урока, а также тематических тестов и интеллектуальных игр, проводимых после изучения большого раздела. Курс снабжен разработанным нами учебным пособием того же названия [8], ориентированным на широкое использование современных информационных технологий.

Для развития естественнонаучного мировоззрения учащихся старших классов гимназии активно используется естественнонаучный потенциал гуманитарных предметов. С этой целью был разработан элективный курс «История формирования естественнонаучной картины мира». Основной целью курса является формирование представлений о сущности и границах применимости научного метода познания, единстве мира, месте и роли естествознания в общечеловеческой культуре. Большая роль в нем отводится истории науки, и в частности физики и астрономии как основ естествознания и большинства философских построений. Кроме того, в доступной для гуманитариев форме изучаются элементы астрофизики, космологии и космогонии. Специфический для гуманитарного знания принцип историзма позволяет учащимся увидеть целостность научного знания в контексте культуры определенной исторической эпохи и изучить процесс становления современного научного стиля мышления. Предлагаемая учащимся программа содержит материал, охватывающий большой исторический период: от зарождения научных знаний до появ-

ления современных научных концепций. Ее создание потребовало разработки как нового варианта содержания, отличного от изложенного в учебном пособии [9], так и специфичных методов и приемов обучения. Большое место в учебном процессе уделяется лекциям, семинарам и конференциям, при подготовке к которым учащиеся заняты поиском новой информации и публично представляют свой доклад или краткое сообщение. Для проведения семинарских занятий разработаны комментарии к фрагментам трудов выдающихся ученых, составлен перечень сайтов в Интернете, каталог научно-популярных изданий, имеющихся в библиотеке гимназии и каталог РУР-дисков, отражающих предлагаемую тематику. Содержание курса обеспечивает раскрытие эволюции важнейших идей и понятий и позволяет пройти тем путем, каким шла наука в лице своих выдающихся представителей. Отдельные темы отражают проблемные ситуации, связанные с научным поиском, а также с историей открытия конкретных явлений и законов. Большое внимание при изучении курса уделяется поиску ошибочных и антинаучных представлений, существовавших в различные исторические эпохи.

Контроль знаний учащихся осуществляется при помощи тестов, созданных в компьютерном и традиционном печатном варианте, а также при помощи серии специально составленных вопросов с историческим содержанием. Вопросы тестов проверяют знание фактического материала. Исторические вопросы и задачи можно отнести к категории качественных. Предлагаемые вопросы связаны не только с историческим материалом, изученным в ходе прохождения курса, но главным образом с материалом учебной программы по физике, химии, биологии и материалом, содержавшемся ранее в программе по астрономии. Для повышения эффективности обучения вопросы содержат сопоставления и противопоставления, некоторые из них могут быть отнесены к парадоксальным, многие основаны на цитатах из трудов ученых.

Данный курс предоставляет широкие возможности организовать один из видов систематического повторения материала, изученного в курсах естественных и гуманитарных наук. Мы активно используем возможности астрономического материала для организации системы межпредметных связей, поскольку при объяснении астрономических явлений естественным образом соединяются физика, химия, биология, география, история и математика. Такой своеобразный синтез знаний вызывает у учащихся неподдельный интерес, благодаря чему достигается универсальность гимназического образования. В качестве важного элемента учебно-методического комплекса данного курса используются разработанные пособия для учителя и учащихся [10].

Опыт нескольких лет работы по предлагаемой программе показывает эффективность подобного многостороннего подхода к изучению предметов естественнонаучного цикла в учебном заведении гуманитарного профиля и может быть полезен при реализации государственных стандартов нового поколения [11].

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. // Народное образование. - 2002. - № 4. - С.254-269.

2. Гурина Р. Астрономическая безграмотность и глобальное сознание в контексте модернизации образования // Народное образование. -2007. -№ 2. - С.189-193.

3. Астрономия и культура. Проект резолюции. Программа // Тез. докл. Всерос. конф. - Нижний Новгород, 2009. - С. 2.

4. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей // Народное образование. - 2007. - № 3. - С. 267-269.

5. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994.

6. Тылец Н. Н. «Резонансный» подход к построению обучения // Физика в школе. - 2007. - № 4. - С.13-21.

7. Левитан Е. П. «Детская и юношеская астрономия» : концептуальные подходы и опыт создания авторского комплекта научно-популярных и учебных книг // Школа будущего. - 2009. - № 5.

8. Масленникова Ю. В. Путешествие в мир астрономии: Пособие для учителей и учащихся. 6 кл. / Под науч. ред. И. В. Гребенева. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2011. - 137 с.

9. Кабардин О. Ф. История физики и развитие представлений о мире. Элективный курс. 1011 класс: Учебное пособие. - М.: Астрель, 2005.

10. Гребенев И. В., Масленникова Ю. В. Система формирования естественнонаучного мировоззрения в условиях гуманитарного (гимназического) профильного образования // Педагогика. - 2010. - № 4. - С.64-69.

11. Кузнецов А. А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - № 4. - 2009. - С. 3-10.

подготовка студентов инженерных

специальностей к исследовательской

деятельности

TRAINING ENGINEERING STUDENTS FOR RESEARCH WORK

А. А. Толстенёва О. С. Терехина

Статья посвящена проблеме формирования исследовательских умений студентов инженерных специальностей. Определена структура и содержание исследовательских умений будущих инженеров исходя из особенностей инженерной деятельности. Предложена модель формирования исследовательских умений,реализуемая в ходе учебной, внеучебной и инновационно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательские умения, инженерная и инновационная деятельность.

Глобальные социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, оказывают непосредственное влияние на систему образования и требуют новых подходов к ее совершенствованию, развитию и обновлению. В настоящий момент выдвигаются новые, более высокие требования к подготовке студентов инженерных специальностей. Будущие специалисты должны уметь планировать, организовывать и вести исследовательскую и инновационную деятельность. В связи с этим актуальными становятся проблемы исследо-

A. A. Tolsteneva, O. S. Terekhina

The article discusses the issue of developing engineering students' research skills. On the basis of the specific character of engineering activity, the authors define the structure and content of future engineers' research skills. They also suggest a model of engineering students' research skills formation which is realized in academic, nonacademic and innovative research work.

Keywords: research skills, engineering and innovative work.

вания процесса формирования исследовательских умений у студентов инженерных специальностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования исследовательских умений студентов вузов разрабатывалась многими исследователями. Вопросы профессиональной деятельности инженеров исследовались в работах А. А. Вербицкого [1], Э. Ф. Зеера [2], В. С. Степина, В. Г. Горохова, М. А. Розова [3] и др. Проблемы формирования исследовательских умений у студентов отражены в работах С. И. Архангельского [4], И. Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.