Научная статья на тему 'Создание образовательного пространства гимназии, способствующего формированию естественно-научного мировоззрения учащихся'

Создание образовательного пространства гимназии, способствующего формированию естественно-научного мировоззрения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОСТОРОННИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН / ANTICIPATORY LEARNING / ADDITIONAL EDUCATION / VERSATILE APPROACH TO THE STUDY OF NATURAL SCIENCES / NATURAL SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Юлия Владимировна

Выделены основные аспекты авторской концепции создания образовательного пространства в гимназии, способствующего формированию естественно-научного мировоззрения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A HIGH SCHOOL EDUCATION SPACE CONDUCIVE TO THE FORMATION OF STUDENTS' NATURAL SCIENCE OUTLOOK

The main aspects of the author's concept of creating an educational space in high schools contributing to the formation of the natural science world view of high school students are identified.

Текст научной работы на тему «Создание образовательного пространства гимназии, способствующего формированию естественно-научного мировоззрения учащихся»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 38-40

УДК 378

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГИМНАЗИИ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

© 2011 г. Ю.В. Масленникова

Гимназия № 2, Нижний Новгород

grebenev@phys.unn.ru

Поступила в редакцию 26.11.2010

Выделены основные аспекты авторской концепции создания образовательного пространства в гимназии, способствующего формированию естественно-научного мировоззрения учащихся.

Ключевые слова: опережающее обучение, дополнительное образование, многосторонний подход к изучению предметов естественно-научного цикла, естественно-научный потенциал гуманитарных

дисциплин.

Гимназия в системе современного среднего общего образования является учреждением гуманитарного профиля. Специфика содержания гимназического образования заключается в философском, методологическом компоненте, а также в значительном объёме культурологического материала. Цель гуманитарного образования в широком его смысле - это «приобретение и практическое применение знаний о культуре, которая является отражением социума: его морали, идеологии, права, науки и искусства» [1]. Смысл гуманитарного образования состоит в воспитании ценностного отношения к миру, в постижении науки и искусства прошлого и настоящего, а главная его задача - установление в сознании молодых людей связей между материальной и духовной культурой.

Система гуманитарного образования, существующая в гимназии № 2 города Нижнего Новгорода, представляет собой специально созданную педагогически организованную среду, привлекательную и ценную для гимназистов, превращающую обучение в способ жизнедеятельности, направленную на формирование их общей культуры. Изучение естественно-научных дисциплин, и в частности физики, в гимназии является средством, помогающим школьникам освоить ту часть культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.

Центральным понятием новых стандартов образования является понятие «фундаментальное ядро» [2], на которое должно быть сориентировано содержание отдельных учебных предметов. Стандартами нового поколения предусматривается включение в базисный

учебный план 10 часов внеурочной деятельности учащихся в каждом классе, «представляющей собой важную часть содержания образования, увеличивающую его вариативность и адаптивность по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников» [3]. Реализуемая с 2007 года программа развития гимназии называется «Территория интеллектуальных возможностей». Она помогает создать благоприятные условия для развития детей в гимназическом сообществе с учетом различий их склонностей и способностей путем использования общих и индивидуальных технологий, позволяющих реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Созданная в гимназии система курсов дополнительного образования естественно-научного профиля позволяет уже на данном этапе развития учреждения действовать в свете новейших тенденций в образовании и способствовать развитию естественнонаучного мировоззрения учащихся.

В гимназии реализован вариант построения курсов естественно-научных дисциплин, в какой-то мере отражающих историческую ситуацию в естествознании: дети начинают изучение природы в целостном виде еще в начальной школе, переходят к отдельным предметам в основной школе и возвращаются к интеграции в рамках отдельного предмета «История формирования естественно-научной картины мира» в старшем звене. По существу речь идет о совмещении логики развития личности и индивидуальных особенностей учащихся и логики развертывания учебных предметов естественно-научного цикла, отражающих логику и структуру науки.

Одним из действенных механизмов сохранения фундаментальности образования и формирования научного мировоззрения является изучение астрономии, которой, безусловно, должно быть отведено место в учебном плане, так как именно она находится на стыке дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов, являясь осью их интеграции, а также элективным курсам, отражающим исторический аспект формирования научных идей и понятий.

В гимназии, гуманитарном по своим задачам учебном заведении, нам удалось создать такое образовательное пространство, в котором уже в настоящее время реализуются представленные выше идеи.

Физика в основной школе изучается с 5-го класса на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными физическими законами и применения этих законов в биологии, географии, экологии, технике и повседневной жизни [6]. Лидирующее положение физики в системе естественно-научного знания обусловлено не только её фундаментальностью, но и последовательным использованием метода научного познания мира, а это также требует опережающего изучения физики по отношению к другим дисциплинам естественно-научного цикла.

В 6-м классе вводится курс дополнительного образования «Путешествие в мир астрономии», призванный дополнить физическую картину мира знаниями о ближнем и дальнем космосе и процессе эволюции Вселенной. Курс включает в себя цикл бесед, каждая из которых иллюстрируется видеорядом (компьютерной презентацией и фрагментом DVD-фильма). Красочные познавательные видеофильмы, где в доступной форме рассказывается о современной астрономии, позволяют активно использовать функции правого полушария головного мозга, направленные на эмоциональное восприятие учебного материала. При изучении курса астрономии происходит активное закрепление и применение знаний, полученных при изучении основ физики. В качестве важного элемента учебно-методического комплекса этого курса используется разработанное нами учебное пособие такого же названия, ориентированное на широкое использование современных информационных технологий. Планируется подключить в качестве социальных партнёров преподавателей и методистов Нижегородского планетария и часть занятий проводить с использованием возможностей цифрового планетария и оборудования для наблюдений небесных явлений.

В 7-8-х классах, учитывая начавшееся изучение предметов естественно-научного цикла,

учащимся предлагается факультативный курс «Экспериментальное естествознание». Он является логическим продолжением материала уроков для обучающихся в гимназии, но увлечённых физикой учащихся. Большая часть времени на занятиях курса отводится решению творческих экспериментальных задач, качественных задач и задач-оценок. На некоторых занятиях даётся небольшой объём дополнительного материала, расширяющий представления об известных закономерностях. Учитывая основной профиль обучения, курс включает в себя и гуманитарный компонент - в течение года каждый учащийся имеет возможность выступить с кратким сообщением по изучаемой теме, используя научно-популярную литературу, доступную по содержанию и методике изложения, а также материалы Интернет-сайтов, DVD и научно-популярных программ кабельного телевидения.

Наконец, для развития мировоззрения и обобщения знаний о фундаментальных закономерностях природы в старших классах мы также эффективно используем естественнонаучный потенциал гуманитарных предметов. С этой целью в гимназии был разработан и успешно апробирован элективный курс «История формирования естественно-научной картины мира». Основной целью данного курса является формирование представлений о сущности и границах применимости научного метода познания, единстве мира, месте и роли естествознания в общечеловеческой культуре. Большая роль в нём отводится истории науки, и в частности физики как основы естествознания и большинства философских построений, в доступной форме изучаются элементы астрофизики, космологии и космогонии. Специфический для гуманитарного знания принцип историзма позволяет учащимся увидеть целостность научного знания в контексте культуры определённой исторической эпохи и изучить процесс становления современного научного стиля мышления. Кроме того, данный курс предоставляет широкие возможности организовать один из видов систематического повторения материала, изученного в курсах естественных и гуманитарных наук. Предлагаемая учащимся программа содержит материал, охватывающий большой исторический период: от зарождения научных знаний до создания современных научных концепций. Большое место в учебном процессе уделяется лекциям, сопровождающимся показом фрагментов DVD-фильмов, придающих особую эмоциональную окраску рассказу учителя, а также

семинарам и конференциям, при подготовке к которым учащиеся заняты поиском новой информации и публично представляют свой доклад или краткое сообщение. Для проведения семинарских занятий разработаны комментарии к фрагментам трудов выдающихся учёных, составлен перечень сайтов в Интернете, создан каталог научно-популярных изданий, имеющихся в библиотеке гимназии, и каталог DVD-дисков, отражающих предлагаемую тематику. Содержание курса обеспечивает раскрытие эволюции важнейших идей и понятий и позволяет пройти тем путём, каким шла наука в лице своих выдающихся представителей. Отдельные темы отражают проблемные ситуации, связанные с научным поиском, а также с историей открытия конкретных явлений и законов. Большое внимание уделяется поиску ошибочных и антинаучных представлений. Контроль знаний учащихся осуществляется при помощи тестов, созданных в компьютерном и традиционном печатном вариантах, а также при помощи серии специально составленных вопросов с историческим содержанием. Предлагаемые вопросы связаны не только с историческим материалом, рассмотренным в ходе изучения курса, но главным образом с материалом учебной программы по физике, химии, биологии. Для повышения эффективности обучения вопросы содержат сопоставления и противопоставления, некоторые из них могут быть отнесены к парадоксальным, многие основаны на цитатах из трудов учёных. Учащиеся, глубоко понимающие основные закономерности изученных естественно-научных дисциплин, без труда узнают в приведённых цитатах

иные, чем в современных учебниках, формулировки определений и законов. Курс снабжён разработанным нами пособием для учителя и пособием для учащихся.

Опыт нескольких лет работы по предлагаемой программе показывает эффективность подобного многостороннего подхода к изучению предметов естественно-научного цикла и формированию естественно-научного мировоззрения учащихся в учебном заведении гуманитарного профиля.

Список литературы

1. Сорокина И.В. Гуманитаризация физического образования в профильной школе // Физика в школе и вузе: Международный сборник научных статей. Выпуск 2. СПб.: Библиотека Академии наук, 2005. С. 42.

2. Альтшуллер Ю.Б. Направления обновления школьного физического образования на современном этапе // Наука и школа. 2009. № 1.

3. Важеевская Н.Е. Развитие современного образования: некоторые тенденции // Школа будущего. 2008. № 5. С. 8-13.

4. О Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. 2008. № 10. С. 9-28.

5. Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2009. № 4. С. 8.

6. Гребенев И.В., Масленникова Ю.В. Роль фронтального физического эксперимента в формировании первых представлений учащихся в 5-6 классах об исследовательской деятельности в науке // Наука и школа. 2009. № 3. С. 28-31.

CREATING A HIGH SCHOOL EDUCATION SPACE CONDUCIVE TO THE FORMATION OF STUDENTS’ NATURAL SCIENCE OUTLOOK

Yu.V. Maslennikova

The main aspects of the author's concept of creating an educational space in high schools contributing to the formation of the natural science world view of high school students are identified.

Keywords: anticipatory learning, additional education, versatile approach to the study of natural sciences, natural scientific potential of the humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.