Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование сотрудников учреждений социальной сферы: комплексная модель и интегративный подход'

Дополнительное профессиональное образование сотрудников учреждений социальной сферы: комплексная модель и интегративный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕНСИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ / TEACHER OF THE SOCIAL SPHERE / COMPLEX MODEL / INTEGRATIVE APPROACH / INTENSIVE PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL MISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгенти И.В.

Автор статьи опирается на представление о том, что дополнительное профессиональное образование педагогов социальной сферы это система, в которой осуществляется системный, организованный, целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития и саморазвития личности. Статья основана на обобщении теоретического и практического исследования реализации комплексной модели, построенной на принципах интегративного подхода. В статье выделены основные этапы интенсивного профессионального развития педагогов социальной сферы. Доказано, что эффективности внедрения комплексной модели способствуют факторы: динамизм и гибкость модели; широта охвата профессиональных компетенций педагога социальной сферы; мониторинг эффективности модели на основе разработанных критериев и уровней. С этой целью в модель введены супервизия и поддержка педагогов, активно внедряющих в деятельность полученные в процессе обучения знания и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жгенти И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION FOR EMPLOYEES OF SOCIAL INSTITUTIONS: AN COMPLEX MODEL AND INTEGRATIVE APPROACH

The author of the article relies on the idea that the supplementary professional education of teachers in the social sphere is a system in which a systematic, organized, purposeful process of training, education, development and self-development of the person is carried out. The article is based on a generalization of the theoretical and practical study of comprehensive model built on the principles of an integrative approach implementation. The article highlights the main stages of teachers in the social sphere intensive professional development. It is proved that several factors contribute to the effectiveness of implementing an integrated model: dynamism and flexibility of the model; the breadth of professional competencies of the teacher in the social sphere; monitoring the effectiveness of the model based on developed criteria and levels. For this purpose, supervision and support of teachers are introduced into the model, actively introducing knowledge and skills acquired in the learning process.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование сотрудников учреждений социальной сферы: комплексная модель и интегративный подход»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

УДК 377

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ:

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ И ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

И.В. Жгенти1

1 Статья написана при поддержке Фонда президентских грантов (заявка № 18-2-006073)

Аннотация. Автор статьи опирается на представление о том, что дополнительное профессиональное образование педагогов социальной сферы - это система, в которой осуществляется системный, организованный, целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития и саморазвития личности. Статья основана на обобщении теоретического и практического исследования реализации комплексной модели, построенной на принципах интегративного подхода. В статье выделены основные этапы интенсивного профессионального развития педагогов социальной сферы. Доказано, что эффективности внедрения комплексной модели способствуют факторы: динамизм и гибкость модели; широта охвата профессиональных компетенций педагога социальной сферы; мониторинг эффективности модели на основе разработанных критериев и уровней. С этой целью в модель введены супервизия и поддержка педагогов, активно внедряющих в деятельность полученные в процессе обучения знания и навыки.

Ключевые слова: педагог социальной сферы, комплексная модель, интегративный подход, интенсивное профессиональное развитие, самореализация, профессиональная миссия.

SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION FOR

EMPLOYEES OF SOCIAL INSTITUTIONS: AN COMPLEX

MODEL AND INTEGRATIVE APPROACH

I. Zhgenti

Abstract. The author of the article relies on the idea that the supplementary professional education of teachers in the social sphere is a system in which a systematic, organized, purposeful process of training, education, development and self-development of the person is carried out. The article is based on a generalization of the theoretical and practical study of comprehensive model built on the principles of an integrative approach implementation. The article highlights the main stages of teachers in the social sphere intensive professional development. It is proved that several factors contribute to the effectiveness of implementing an integrated model: dynamism and flexibility of the model; the breadth of professional competencies of the teacher in the social sphere; monitoring the effectiveness of the model based on developed criteria and levels. For this purpose, supervision and support of teachers are introduced into the model, actively introducing knowledge and skills acquired in the learning process.

Keywords: teacher of the social sphere, complex model, integrative approach, intensive professional development, self-realization, professional mission.

Требования к модернизации социальной сферы, раскрытые в различных государственных документах федерального и регионального значения последних лет (Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 481 и др.), напрямую взаимосвязаны с уровнем подготовки кадров. Очевидно, что это выдвигает необходимость совершенствования

дополнительного профессионального

образования сотрудников учреждений социальной сферы, когда повышение квалификации осуществляется

практикоориентированно, многоаспектно и многофункционально, с учетом целостных задач освоения профессиональной миссии. Это подчеркивается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017, ст. 76): «...дополнительное профессиональное образование направлено на ... профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/).

Обобщая точки зрения ученых, можно

заключить: дополнительное профессиональное образование педагогов - это многогранная система, в которой, учитывая взаимодействие различных компонентов, осуществляется системный, организованный, целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития и саморазвития личности, мотивированной к постоянному профессиональному росту и полноценной самореализации в избранной специальности.

Организация дополнительного

профессионального образования сотрудников учреждений социальной сферы эффективна на основе внедрения комплексной модели, учитывающей позиции интегративного подхода.

Отметим, что интеграция стала ключевым понятием, характеризующим происходящие во всех областях образования конца XX - начала XXI века. Интеграционные процессы способствуют увеличению интенсивности взаимодействий и взаимосвязей, что помогает достигать новых уровней управления. Интеграция в настоящее время наблюдается практически во всех областях и отраслях человеческой жизнедеятельности. Многие педагоги отмечали влияние интеграционных процессов на качественно новый уровень образования и всестороннего развития личности (Б.П. Юсов [2], Л.Г. Савенкова и др.). Опора на принципы интеграции в педагогике, различные аспекты его применения рассмотрены в трудах современных российских теоретиков - В.В. Краевского, A.B. Петровского. Н.Ф. Талызиной [1], Г. Щедровицкого [8], А.В. Хуторского [7].

В середине XX века вопрос интеграции в педагогическом процессе рассматривался с позиции понятия системного подхода к процессу обучения. Суть процесса, выстроенного на основе интегративного подхода, состоит в качественном преобразовании внутри каждого компонента, входящего в систему. Исследователи отмечают, что конечной целью опоры в данном контексте можно считать такое единство задач, принципов и внутренней наполненности процесса обучения и воспитания, при котором у обучающихся будет формироваться качественно новая целостная система знаний. Следовательно, процесс интеграции переплетается с содержательным изменением самого процесса обучения. Интегративный подход предполагает

объединение универсализированных понятий из различных научных областей. Такое объединение служит взаимной согласованности содержания материалов обучения по различным учебным дисциплинам и направлениям, структурированию материала, что, в свою очередь, способствует

решению как учебно-воспитательных задач, так и достижению общих целей образования. Опора на ингегративный подход во многом может рассматриваться как инновационная

деятельность. Профессиональная подготовка и переподготовка педагогов в контексте интегративного подхода позволяют специалисту социальной сферы глубже осознать свою миссию и целеполагание в образовательном пространстве.

Современный педагог социальной сферы - не только учитель, воспитатель-гуманист, но и психолог, реабилитолог, организатор и многое другое. В таком контексте современному социальному педагогу необходимо осознанное представление о миссии своей профессиональной деятельности, которую называют «профессией добрых дел» (https://www.mos.ru/news/item/ 25070073/).

Вместе с тем, в настоящее время педагоги социальной сферы сталкиваются с определенными трудностями в плане овладения общими и профессиональными компетенциями, профессионального педагогического общения и технологизацией современного образовательного пространства.

Анализ существующих программ и форм дополнительного профессионального

образования в социальной сфере позволил выделить ряд существенных недостатков, требующих модернизации и внедрения новейших технологий, методик и изменения восприятия необходимости и повышения личностной мотивации обучающихся педагогов.

В частности, были отмечены:

- тенденция к экстенсивному пути развития в системе повышения квалификации;

отсутствие системности в повышении квалификации мотивированных на

педагогическую деятельность кадров;

- разорванность связей по обмену педагогическим опытом с коллегами;

- недостаточность и нестабильность межсекторного взаимодействия.

Кроме того, мало востребован потенциал интеграции традиций и инноваций в профессиональном развитии педагогов социальной сферы.

На преодоление этих недостатков было направлено многолетнее исследование (2013 - по настоящее время), посвященное апробации комплексной модели профессионального развития сотрудников учреждений социальной сферы различных регионов России (Москва, Московская, Калужская, Владимирская области, Республика Северная Осетия-Алания). В результате, было определено, что интегративный

подход к этому процессу основывается на взаимосвязи актуальных педагогических подходов к дополнительному

профессиональному образованию педагогов, включая аксиологический, когнитивный, компетентностный [4], личностно-

ориентированный, системно-деятельностный подходы, а также на внедрении различных форм практикоориентированных занятий - семинаров с тренинговым компонентом, мастер-классов, дискуссий по поводу открытых уроков и др.

В исследовании выделены основные этапы интенсивного профессионального развития педагогов социальной сферы:

- начальный;

- продуктивный;

включение в самостоятельную исследовательскую (в рамках проектов) деятельность;

этап трансляции полученных знаний и навыков коллегам (педагог - педагогу).

Опора на принципы интегративного подхода способствует достижению приоритетных задач дополнительного профессионального

образования - назовем среди них следующие: совершенствование компетенций

профессионального педагогического общения, работы в информационном пространстве и т.д. Такое внимание к роли информационных технологий в социальной педагогике связада с тем, что современные информационные технологии качественно меняют формы и методы обучения, а удобство и доступность становятся неотъемлемой частью повышения квалификации специалистов.

Усиление информационных компетенций специалистов предоставляет возможность создания единого информационного

пространства и возможности присутствия в нем в различное время и независимо от других участников образовательного процесса; применения методов социального моделирования на основе привлечения к этому процессу информационных образовательных ресурсов: онлайн-платформ, дистанционного обучения с помощью технических возможностей проприетарного программного обеспечения skype и других вариантов, что создает условия для проведения занятий с помощью текстов, общения голосом и обмена информационными сообщениями.

Еще одним значимым качеством интегративного подхода к дополнительному профессиональному образованию педагогов социальной сферы является его потенциал в обеспечении готовности педагога к выполнению

меняющихся профессиональных функций, иначе говоря - его социальную адаптацию к динамичным современным процессам [2].

В целом, применение интегративного подхода к дополнительному профессиональному образованию специалистов социальной сферы создает условия для формирования качественно нового уровня мышления. Это доказывает анализ уровня самостоятельных и групповых проектных исследований, проведенных участниками обучающего курса. От простых фиксаций результатов освоенных технологий работы с «особым ребенком» до разработки собственных методик и даже изобретений реабилитационных средств, облегчающих передвижение ребенка или даже его обучение основным бытовым навыкам.

Таким образом, эффективность обучающих курсов была проверена на практике, и это стало особо важным аргументом для других обучающихся, которые получили подтверждение правильности теоретически построенных методов и знаний, представленных на семинарах и тренингах, необходимости активного

педагогического общения и профессионального совершенствования ряда компетенций [5].

Показательно, что в ответах на вопросы анкеты, проведенной среди педагогов ЦССВ г. Москвы и Калужской области (в опросах приняли участие 376 педагогов), были выделены следующие компетенции, которые по итогам обучения педагоги сочли наиболее значимыми для своей продуктивной работы. Среди них:

- организационные компетенции.

Они заключаются в развитом умении организовать такую среду, в которой возможно достижение высоких образовательных результатов.

- Операциональные компетенции.

Педагогическое мастерство, которое

включает в себя осознание степени признания в профессиональной среде; понимание индивидуальной значимости педагогического труда; отчетливое видение целей своей работы и ее значения для самореализации в жизни.

- Самоактуализационные компетенции.

Они отражают готовность человека к

раскрытию своей личности в профессии педагога социальной сферы.

Основными проявлениями владения данными компетенциями являются осознание миссии своей педагогической специальности; открытость к эмоциональному переживанию в педагогической деятельности; высокий уровень эмпатии; умение полагаться на свою педагогическую интуицию, креативность, гибкость, педагогический такт.

Как видим, даже в выборе наиболее важных для освоения компетенций педагоги отразили интегративность профессиональных качеств своей специальности.

В ходе апробации комплексной модели дополнительного профессионального

образования педагогов социальной сферы в условиях внедрения интегративного подхода было выделено несколько взаимодействующих составляющих:

- целеполагание (постановка целей и задач реализации модели);

- научно-методологические основы (существующие педагогические подходы к профессиональному обучению педагогов социальной сферы и пр.);

основные компоненты, которые объединены принципами интеграции;

- направления реализации комплексной модели;

критериальная система мониторинга результатов, достигнутых в ходе повышения профессионального мастерства педагогов социальной сферы;

- проведение самостоятельного проектного исследования и презентация его результатов, которые являются отражением поставленных целей и задач обучающего курса.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на достижение высоких результатов в процессе профессионального развития сотрудников социальной сферы в ходе апробации модели и интегративного подхода, педагогические наблюдения за деятельностью педагогов в учреждения социальной сферы, посещения занятий показывают, что в профессиональном развитии педагогов существуют отчетливые проблемные зоны:

- закрытость в отношении постоянного профессионального развития и совершенствования;

низкий уровень коммуникативной компетентности педагогов, их неготовность к конструктивному диалогу с коллегами;

- незнание современных технологий работы с особым ребенком и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и т.д.

Все это влечет за собой и низкий уровень профессиональной культуры [6], что отражается на недостаточной конструктивности и целеполагании педагогического общения, в неумении транслировать накопленный педагогический опыт коллегам и др.

Реализация комплексной модели

дополнительного профессионального

образования педагогов социальной сферы способствует достижению положительной динамики в процессе развития и роста педагогов в условиях интеграционных процессов [3].

По результатам опросов были выявлены и такие проблемы дополнительного

профессионального образования педагогов социальной сферы, как:

- отсутствие современной методической литературы (68% обучающихся на курсах в рамках реализации модели);

- недоступность или отсутствие свободного доступа к мастер-классам и вебинарам самых известных специалистов в области физической реабилитации и др. вопросов работы с особыми детьми и другими категориями нуждающихся (46%);

однообразность преподавания на традиционных курсах повышения квалификации

(53%);

отсутствие самостоятельных и групповых проектов в работе в учреждении (78%);

некомпетентность преподавателей курсов повышения квалификации и их несоответствие запросам слушателей (62%).

Отсюда возникает очевидное «проблемное поле» в повышении квалификации педагогов социальной сферы - их коммуникативная, информационная, психолого-педагогическая компетентность. В связи с этим акцент в процессе апробации модели и интегративного подхода делается на повышение рефлексивной информационно-технологичной компетентности педагога, способствующей профессиональной активности педагога и его вовлечению в коллективную работу в учреждении.

Выводы: 1. Как показало исследование, повышение уровня подготовки и стимулирование мотивации на саморазвитие и самореализацию в специальности педагога может наиболее эффективно осуществляться в рамках гибкой комплексной модели повышения квалификации, которая учитывает также возможности интеграции и отвечает современным запросам модернизации социальной сферы.

Комплексная модель представляет собой систематизацию в процессе обучения и подразделение на определенные смысловые группы, стимулирующее интеллектуальное развитие каждого участника.

2. Разработка отвечающих современным запросам на высококвалифицированного педагога социальной сферы технологий, методик, форм занятий основана на достижении следующих образовательных целей: формирование и развитие новых профессиональных компетенций;

постоянное обновление теоретических и практических знаний в области педагогики, психологии, физической реабилитации, юриспруденции, командообразования и др.; расширение представлений педагогов о сути гуманистического педагогического мышления и необходимости в профессиональном росте в различных аспектах избранной специальности педагога социальной сферы, включая коммуникативный, исследовательский,

организаторский аспекты; расширение представления о применении современных методов и приемов обучения при обновленном содержании инклюзивного образования.

3. Созданная и апробированная в исследовании комплексная модель на основе интегративного подхода направлена на подготовку педагога социальной сферы с высокими профессиональными компетенциями, теоретически и практически готового к осуществлению своей высокой миссии.

4. Эффективности внедрения данной модели способствует несколько факторов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

динамизм и гибкость модели за счет ее опоры на наиболее значимые педагогические подходы: когнитивный, системно-

деятельностный, личностно-ориентированный, за счет учета теоретических положений аксиологического, компетентностного подходов;

широта охвата профессиональных компетенций педагога социальной сферы: в модель включаются коммуникативный, операциональный, содержательный,

рефлексивный, мотивационный и ценностный компоненты, что позволяет наиболее полно выработать целеполагание на достижение высокого уровня владения компетенциями в этих сферах;

- мониторинг эффективности модели на основе разработанных критериев и уровней, который способствует выявлению проблемных зон в профессиональном развитии педагогов социальной сферы. С этой целью в модель введены супервизия и поддержка педагогов, активно внедряющих в деятельность полученные в процессе обучения знания и навыки.

Литература:

1. Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

3. Жгенти И.В. Моделирование развития педагогических компетенций педагогов предпрофессионального образования [Электронный ресурс] / И.В. Жгенти // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2015. - № 3. - Режим доступа: http://www.art-educationru/electromc-journal/modelirovanie-razvitiya-pedagogicheskih-kompetenciy-prspodavateley

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 25-29.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-жфнал «Эйдос». - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm

6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Электронный ресурс] / И.Ф. Исаев. - 2002. - 208 с. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/446/56446/files/aist03.pdf

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности [Электронный ресурс] / Г.П. Щедровицкий; в кн. Категориальный аппарат и теоретические схемы. - М., 1995. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/arcliive/sedrovickiy_koncepcija/ 01лфх

Сведения об авторе:

Жгенти Инга Вахтанговна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, заместитель директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», e-mail: i.zhgenti@obrazfund.ru

Data about the author:

I. Zhgenti (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director of the Charity Fund for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of life", e-mail: i.zhgenti@obrazfund.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.