Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование один из трендов современности'

Дополнительное профессиональное образование один из трендов современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "ВОЛГОГРАД-2013" / INTERNATIONAL FORUM"VOLGOGRAD-2013" / "ШКОЛА МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ" / "SCHOOL OF YOUNG LEADERS" / EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / ONLINE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Екатерина Алексеевна

В статье рассматривается деятельность института дополнительного образования Волгоградского государственного университета, в частности, состоявшийся в 2013 г. на базе института международный форум руководителей системы дополнительного профессионального образования «Волгоград-2013», а также проект института 2014 г. «Школа молодых лидеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IS THE MAIN TREND OF MODERNITY

This article presents the activity of the Institute of additional education of Volgograd State University, particularly international forum for directors of the system of additional professional education "Volgograd-2013" which took place in 2013 in the Institute of additional education and the project of the Institute "School of young leaders" in 2014.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование один из трендов современности»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.046.4 (470.45) ББК 74.58 (2Р - 4Вог)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ОДИН ИЗ ТРЕНДОВ СОВРЕМЕННОСТИ

Попова Екатерина Алексеевна

Специалист по информационному обеспечению и мониторингу медиацентра, Волгоградский государственный университет batsy_girl@mail. ги

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается деятельность института дополнительного образования Волгоградского государственного университета, в частности, состоявшийся в 2013 г. на базе института международный форум руководителей системы дополнительного профессионального образования «Волгоград-2013», а также проект института 2014 г. - «Школа молодых лидеров».

Ключевые слова: образование, дополнительное образование, дистанционное образование, международный форум «Волгоград-2013», «Школа молодых лидеров».

Институт дополнительного образования Волгоградского государственного университета реализует дополнительные образовательные программы, обеспечивая непрерывное повышение квалификации специалистов в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Институт регулярно обменивается опытом с представителями сферы образо-3 вания, что позволяет соответствовать актуальным тенденциям современности. Одним из мероприятий, направленных на профессиональ-^ ный диалог, стал международный форум ру-§ ководителей системы дополнительного про-С фессионального образования (далее - ДПО) ® «Волгоград-2013», который прошел в Волгог-

радском государственном университете 12 и 13 сентября 2013 года. Организаторами Форума выступили Министерство образования и науки РФ и Международная ассоциация непрерывного образования. В Форуме приняли участие 109 представителей вузов и других организаций. Помимо участников из Волгоградской области мероприятие посетили гости из Москвы, Твери, Астрахани, Ростова-на-Дону, Ярославля и других городов. Приветственное слово произнесли ректор Волгоградского государственного университета Олег Васильевич Иншаков и заместитель председателя правительства Волгоградской области Евгений Альбертович Харичкин. На торжественном открытии Форума присутствова-

ли министр образования и науки Волгоградской области Александр Михайлович Коротков и первый заместитель министра Александр Сергеевич Калинин.

В рамках пленарного заседания Форума «Модернизация системы непрерывного образования в России» был организован телемост с Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки России. Директор Департамента Наталья Михайловна Золотарева выступила с докладом «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования». Она подчеркнула, что именно дополнительное профессиональное образование может максимально мобильно настроиться на текущие потребности заказчика, «максимально быть на гребне волны».

В продолжение темы участники заседания заслушали доклад начальника отдела развития и нормативного регулирования в сфере образования Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Ларисы Витальевны Шмельковой на тему «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования» и «Законодательное и нормативное обеспечение в сфере дополнительного профессионального образования». Она рассказала о том, какие изменения произойдут в сфере дополнительного профессионального образования в связи с принятием нового Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также ответила на вопросы участников Форума.

Как отметила Л.В. Шмелькова, система дополнительного профессионального образования становится одним из самых либеральных компонентов системы с точки зрения участия в ней государства. Новый Федеральный закон отменяет федеральные требования для программ ДПО. Это означает отсутствие государственной аккредитации для программ ДПО, а также иной формат выдачи документов. С 1 сентября 2013 г. после прохождения обучения по программе ДПО будут выдаваться не дипломы государственного образца, а документы о квалификации. Предусмотрено

два вида документов: удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке. При этом нижняя граница объема дополнительных профессиональных программ для повышения квалификации составляет 16 часов, а для профессиональной переподготовки - 250 часов.

Дополнительное профессиональное образование динамично развивается, становится все более востребованным, поэтому реформы имеют большое значение для каждого. Выпускникам вузов проще устроиться на престижную работу, имея на руках не только документ о высшем образовании, но и сертификаты о прохождении различных курсов. Работодатели заинтересованы в том, чтобы повысить квалификацию своих сотрудников за короткий срок, а не отправлять их на длительные стажировки. В периоды нестабильной экономической обстановки и сокращения штатных сотрудников, любой человек, лишившийся работы, может пройти курсы профессиональной переподготовки и найти себе должность в новой сфере.

Дискуссию на заседании вызвал вопрос о том, что делать в ситуации, когда договор на обучение был заключен до принятия нового закона и подразумевалось, что заказчик станет обладателем именно диплома государственного образца. Л.В. Шмелькова дала следующий комментарий: «Вступление в силу Федерального закона отменяет другие Федеральные законы, которые ему противоречат, а также нормативно-правовые акты. В данной ситуации вы заключаете дополнительное к договору соглашение, поскольку в рамках нового законодательства нет такого понятия, как «документ государственного образца», то есть вы просто не можете выдать несуществующий документ на данном этапе. Кроме того, в вашем договоре должна быть ссылка на форс-мажорные обстоятельства. В данном случае это как раз тот форс-мажор, которого вы не могли предвидеть».

После перерыва перед участниками Форума выступил первый заместитель министра образования и науки Волгоградской области Александр Сергеевич Калинин, который рассказал о развитии системы дополнительного профессионального образования в Волгоградской области.

В заключение первого дня мероприятия президент Международной ассоциации непрерывного образования (далее - МАНО), руководитель экспертной группы Минобрнауки России по развитию ДНО в высшей школе Евгений Станиславович Сженов рассказал участникам Форума об основных направлениях деятельности ассоциации, а также о тенденциях развития ДНО: «У молодого поколения слушателей другие ценности, для них главное -мобильность образовательной организации, и неважно, МГУ это либо это организация, созданная год назад и не имеющая даже офиса. Главное - способность подстроиться под ритм жизни молодого потребителя. Дистанционное образование - это уже даже не вебинар, как 2-3 года назад, когда мы приходили к своему ноутбуку и сидели перед ним. Сейчас человек едет в метро или в автобусе с планшетом и параллельно учится».

Второй день работы Форума начался с доклада руководителя рабочей группы Комиссии Минобрнауки России по разработке стратегии развития ДНО РФ, заместителя председателя УМО вузов РФ по образованию в области горного дела, проректора Московского государственного горного университета Вадима Леонидовича Петрова на тему «О государственной стратегии развития системы дополнительного профессионального образования РФ до 2020 года». Он отметил, что основная проблема, с которой предстоит столкнуться, - реализация свобод, предоставленных организациям, осуществляющим программы дополнительного образования. По его словам, в скором времени будут выпущены специальные рекомендации, чтобы решить эту проблему. Однако, как подчеркнул сам В.Л. Петров, они представляют собой лишь рекомендации.

В рамках мастер-класса «Инновационные технологии в организации непрерывного образования вуза» выступил руководитель сетевой дистанционной платформы ДПО МГУ им. М.В. Ломоносова Teachbase Владимир Николаевич Щербаков. Его доклад «Образование без границ: развитие ДПО с использованием современных интернет-технологий» был посвящен обучению в режиме онлайн, которое в настоящее время является популярным среди многих вузов.

Продолжил тему заместитель департамента холдинга Каймтау, крупнейшей российской производственной компании в сфере информационных технологий, Максим Анатольевич Шумилов. Он предложил решения компании КгаАдаау по усовершенствованию методов защиты информации. Участники заседания заслушали доклад директора Центра маркетинга образовательных услуг Института непрерывного образования НИТУ «МИСиС» Евгении Евгеньевны Кузьминой на тему «Проблема объективной оценки качества программ профессионального образования, реализуемых с применением е-обучения, ДОТ». Е.Е. Кузьмина обозначила основные критерии оценки программ ДПО: вид образовательной программы, реализация, то есть соответствие программы целям и задачам, отраслевым требованиям, а также комплекс внутренних и внешних факторов, таких, как материально-техническая база, ценообразование, продвижение, конкурентоспособность и др. Заведующая кафедрой теории и практики перевода Волгоградского государственного университета Вера Александровна Митягина выступила с докладом «Технологии проведения вебинаров по курсам гуманитарного профиля (на примере курса по дидактике перевода)».

В ходе работы во время панельной дискуссии «Механизм эффективного взаимодействия бизнеса, образовательных учреждений и органов власти» участники затронули следующие вопросы: образование для лидеров XXI в.; внедрение инноваций как импульс развития экономики Волгоградского региона и Волгограда; опыт внедрения современных технологий в производство и его экономические выгоды.

В дискуссии приняли участие представители Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, Министерства финансов Волгоградской области, Волгоградской городской Думы, ГООПП «Совет директоров Волгограда», Департамента экономики администрации Волгограда, Волгоградского филиала ООО «Омсктехуглерод», ОАО «ПО «Баррикады», ОАО «Волгогазоаппарат», ООО «Пивовар», ООО «Пивовар Изгаръ», ООО «Благо», ООО «Волма», Национального научно-исследовательского и проектного института инноваци-

онных технологий; ОАО «Волгоградводсер-вис», ООО «Форте Пром», ООО «НПО Волгоградские энергосберегающие технологии», ООО «Фирма Руслан», Научно-технического экспертного совета при главе Волгограда, ЗАО ПО «Завод силикатного кирпича», «Дом.ги Бизнес», ВолГУ, ВолгГТУ, Академии бизнеса и управления собственностью.

Модераторами дискуссии были министр финансов Волгоградской области Марат Аб-драхманович Абдулхалыков, председатель ГООПП «Совет директоров Волгограда», депутат Волгоградской городской Думы Александр Иванович Мордвинцев, директор института дополнительного образования Альбина Валерьевна Гукова, начальник отдела инновационной политики департамента развития и поддержки малого и среднего предпринимательства министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области Азиз Абдулвагабович Тажибов, заместитель генерального директора предприятия по производству изделий из стеклопластика ООО «Фирма Руслан» Руслан Сергеевич Морозов, директор ООО «НПО Волгоградские энергосберегающие технологии» Анатолий Николаевич Карпенко, директор по корпоративному сектору «Дом.ги Бизнес» Максим Владимирович Цыганков. Открывая панельную дискуссию, директор института дополнительного образования Альбина Валерьевна Гуко-ва отметила, что новые условия развития системы непрерывного образования России приводят к развитию общественных организаций, объединяющих руководителей структурных подразделений и организаций ДПО; развитию системы ДПО вуза как нового (специфического) сегмента университетских программ, требующего проектного подхода к их развитию; активизации сетевого взаимодействия вузов. Это, безусловно, требует изменения менталитета работодателей и активного участия органов власти в формировании системы непрерывного образования региона. Поэтому к одной из приоритетных задач в развитии системы непрерывного образования региона относится построение эффективного механизма взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и органов власти.

Председатель ГООПП «Совет директоров Волгограда», депутат Волгоградской го-

родской Думы Александр Иванович Мордвинцев отметил: «Именно профессионально-общественная аккредитация будет являться основным регулятором по образовательным программам. Отсюда возникают вопросы: какие критерии должны соблюдаться при оценке качества? Готовы ли работодатели принять новые стандарты? Как выбрать нужную программу? Ведь вместе с тем возникает угроза появления массы сомнительных программ. Под удар ставится качество образования в целом. В связи с этим актуальным направлением может стать объединение образовательных учреждений и работодателей, создание конгломератов. Инициатором готова выступить общественная организация «Совет директоров Волгограда». Мы готовы к диалогу, к тому же, он уже давно ведется».

Завершилось мероприятие награждением победителей конкурса инновационных проектов социально-экономического развития Волгограда «Лучшие инновации - жителям Волгограда». Министр финансов Волгоградской области Марат Абдрахманович Абдул-халыков высоко оценил значимость этой встречи: «В результате этого диалога мы услышали позиции образовательных учреждений, бизнес структур и органов власти в отношении проблем развития системы непрерывного образования в регионе. Сегодня все высказались и стали лучше понимать те задачи, которые перед ними стоят. В завершение программы Форума участники посетили исторические места города Волгограда. На Форуме разработаны рекомендации по развитию дополнительного профессионального образования, которые направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Форум «Волгоград-2013» заложил фундамент сотрудничества института дополнительного образования Волгоградского государственного университета со многими организациями, которое успешно продолжилось после его завершения.

В 2014 г. институтом дополнительного образования ВолГУ был предложен новый проект - «Школа молодых лидеров», который предлагает уникальное проектно-ориентиро-ванное обучение для студентов, профессиональные тренинги, встречи с успешными политиками и бизнесменами, конференции, круг-

лые столы и Лидерские дни; стажировки в Российских политических и бизнес структурах; международные стажировки в Европар-ламент и Штаб-квартиру NATO, а также реальную возможность трудоустроиться в компаниях-партнерах проекта.

Партнерами института в реализации программы стали: Научный Парк МГУ имени М.В. Ломоносова, Университетская бизнес школа (UBS), Оксфордский учебный центр (Великобритания), Международная Ассоциация непрерывного образования (МАНО). Участникам «Школы молодых лидеров» предоставляется возможность представить свои проекты на следующих площадках: ООО «Форте Пром», ПК «Сарепта-По-мидорПром», ООО «Волгоградский завод полимерных изделий», ООО «Благо», ООО «Волгоградское санаторно-курортное управление». По окончании обучения слушатели

получают Удостоверение/сертификат о повышении квалификации на полиграфически защищенном бланке строгой отчетности (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499) Института дополнительного образования ВолГУ, сертификат Научного Парка МГУ -имени М.В. Ломоносова, удостоверение Университетской бизнес школы (UBS), сертификат Оксфордского учебного центра, удостоверение Международной Ассоциации Непрерывного образования (МАНО).

Таким образом, можно сделать вывод, что институт дополнительного образования Волгоградского государственного университета динамично развивается, активно взаимодействует с представителями сферы образования, предлагает новые актуальные проекты, направленные на удовлетворение потребностей современного человека.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IS THE MAIN TREND

OF MODERNITY

Popova Ekaterina Alekseevna

Specialist of Information Securing and Monitoring, Mediacenter, Volgograd State University batsy_girl@mail. ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. This article presents the activity of the Institute of additional education of Volgograd State University, particularly international forum for directors of the system of additional professional education "Volgograd-2013" which took place in 2013 in the Institute of additional education and the project of the Institute "School of young leaders" in 2014.

Key words: education, additional education, online education, international forum"Volgograd-2013", "School of young leaders".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.