Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в высшей школе: состояние и перспективы'

Дополнительное профессиональное образование в высшей школе: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в высшей школе: состояние и перспективы»

Дополнительное профессиональное образование в высшей школе:

состояние и перспективы

В одном из современных определений образование представлено как процесс и результат целеполагаемой педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и интересах общества [1]. В рамках субъект-субъектного подхода к образованию социализация рассматривается как

развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, как процесс и результат осознанных усилий приблизить себя к образу «желаемого Я», избежать возможных неблагоприятных обстоятельств жизни [2].

Тем самым создание условий для профессионального и личностного развития и самораз-

вития личности, для понимания ею собственных жизненных перспектив, и формирования активной позиции в отношении своего развития становится актуальной задачей всех форм образования. В определенной мере поставленной задаче отвечает система дополнительного профессионального образования, предоставляющая возможность реализовать человеку свои профессионально-образовательные и личностно-развивающие планы с учетом изменений в социально-экономической, культурной сферах и обстоятельствах личной жизни.

По данным психологических исследований, внутренняя мотивация и активность в саморазвитии проявляется у студентов в том случае, если ими осознаются жизненные цели, собственная роль в организации своей жизни, принимается ответственность за нее. На этой основе возрастает потребность самостоятельно развиваться, достигать желаемого, готовность преодолевать трудности [3].

Многолетние исследования (1985 - 2001 гг.) динамики ресурсных стратегий молодежи для достижения поставленных целей и реализации своих жизненных планов [4] показывают, что каждое следующее поколение все меньше стремится опираться на собственные физические силы (заниматься физически тяжелым трудом во вредных условиях и в условиях сурового климата и т.п.), а в большей мере хотело бы тратить силы на приобретение «человеческого капитала» (учиться, переучиваться, осваивать новую профессию). Так же каждое новое поколение молодежи все меньше хотело бы использовать для достижения своих целей помощь родителей и других лиц, которая выражалось бы в приобретении определённых жизненных благ (жилье, дача, поездки за рубеж и т.п.). Молодежь предпочитает воспользоваться помощью родителей в приобретении универсальных ресурсов (образование, связи, хорошая репутация), т.е. хотела бы использовать родительскую помощь так, чтобы в долговременной перспективе самим приобрести желаемые блага [5].

Таким образом, современная молодежь свои усилия и помощь со стороны стремится направить на продолжение образования, получение квалифицированной работы и самостоятельности, способных обеспечить реализацию долговременных целей и вклад в свое личностно-профессиональное развитие. Не касаясь социально-экономических причин,

объясняющих данный характер динамики ресурсных стратегий молодежи, отметим, что этим внесены коррективы не только в жизненные стратегии молодежи, но и в разработку и понимание новых путей реализации дополнительного профессионального образования в высшей школе.

28 февраля - 1 марта 2013 г. в Южном федеральном университете состоялся Международный конгресс «Дополнительное профессиональное образование в высшей школе», проведенный совместно с Международной ассоциацией непрерывного образования (МАНО). В работе конгресса приняли участие представители руководства Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО) Министерства образования и науки России, руководящие работники Министерства образования и науки России, представители Рособрнадзора, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, представители правительства Ростовской области, руководители государственных и муниципальных органов юга России, российские и зарубежные эксперты в области реализации ДПО в вузе, ректоры, проректоры, директора ИДПО и ИППК, деканы ФПК, руководители подразделений ДПО в вузах, научно-педагогические работники.

В рамках пленарного заседания, семинаров и круглых столов конгресса были обсуждены вопросы, связанные с государственной политикой в области ДПО в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», с инновационными технологиями эффективной реализации ДПО в вузах, профилактикой нарушений в реализации ДПО, государственным и общественным регулированием системы ДПО, с международным сотрудничеством и сетевым взаимодействием в области ДПО, с опытом реализации дистанционных технологий в образовании и инновационной внебюджетной деятельностью вуза.

С приветственным словом и актуализацией первоочередных задач в сфере ДПО к участникам конгресса обратились ректор ЮФУ М.А. Боровская, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО В.Н. Гур-ба, представитель Аппарата Комитета по делам национальностей ГД ФС РФ К.В. Нерсе-

сян, заместитель министра образования и науки Ростовской области А.А. Паршина, Президент НП Международной ассоциации непрерывного образования Е.С. Сжёнов.

Программой конгресса было предусмотрено разноаспектное содержание работы. Помимо докладов и сообщений она включала телемосты (Dr. Donald L.Birx - Президент Pennsylvania State University (США)), Howard Lincoln - Президент бизнес - школы American Businesss Studies (США)), в ходе которых зарубежные коллеги познакомили собравшихся со своими программами ДПО и обсудили возможности их применения в России (программы усовершенствования учебного процесса, программы студенческого обмена и др.), что должно способствовать развитию международных образовательных возможностей студентов, партнёрства университетов России и бывшего СССР с университетами США.

Мастер-класс «Коучинг в образовании: инновационные инструменты подготовки педагогов-наставников» был проведен президентом межрегиональной общественной организации «Южно-региональный клуб HR-менеджеров» Г.А. Агуреевой. Ею предложен обоснованный внутренними и внешними факторами вариант решения задачи появления в системе ДПО высококвалифицированной профессиональной среды (коуч-педагогов, коуч-наставников), способных вести обучение и развитие в формате психолого-педагогической поддержки, помощи в раскрытии потенциала студентов, оптимистического восприятия их целей, доверия к их силам и мнению их о себе для достижения личностного и профессионального роста.

В ходе семинара Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России по вопросам государственной политики в сфере ДПО начальником отдела Минобрнауки России Л.В. Шмельковой были обсуждены и прокомментированы положения нового Закона «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г., касающиеся ДПО, согласно которым, например, Закон не содержит понятия «документ государственного образца», а употребляется понятие «документ установленного образца», который устанавливает вуз; дополнительные образовательные программы не подлежат аккредитации, но для их реализации нужна лицензия и др. Директор центра дистанционного

образования республики Дагестан З.К. Юзбе-ков обосновал социально-экономические причины необходимости создания на Северном Кавказе дистанционно-интерактивной технологии образования молодежи и ее базовые компоненты. Генеральный директор ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС» А.А. Паркан-ский познакомил собравшихся с производимыми компанией электронными системами хранения информации и возможностями её использования в образовании, рассказал какой современной техникой можно оснастить образовательные организации (мультимедийные комплексы, оборудование для онлайн-обучения, интерактивные классы для онлайн-опроса и др.). Вопросам обеспечения безопасности вуза, взаимодействия с правоохранными органами было посвящено выступление руководителя проектов компании «Ареопаг-Центр» В.Ю. Цымбал, который познакомил с комплексной системой обеспечения безопасности вузов (интеллектуальные системы наблюдения и обнаружения с подсистемами техники безопасности, пожарной безопасности, физической безопасности, защиты информационных данных). Описал технические характеристики и принцип работы системы.

Круглые столы были проведены по следующим темам: «ДПО как стратегический ресурс развития вуза», «Система государственного и профессионально-общественного регулирования системы ДПО», «Корпоративное дополнительное образование: состояние и перспективы». Живой интерес участников круглых столов вызвали проблемы нормативного и законодательного обеспечения развития ДПО, комментарий указов Президента РФ по вопросам повышения квалификации технических и управленческих кадров, формирования образовательных стандартов, заказу бизнеса в области подготовки квалифицированных специалистов, формированию гибкой системы непрерывного образования, необходимости системных связей всех образовательных структур в системе ДПО и сетевого взаимодействия, о необходимости учебно-методических контактов при реализации программ ДПО с бизнесом и работодателями. Отмечая активность профессионального сообщества в системе ДПО, участники поставили задачу создания национальной системы повышения квалификации. Отмечалась активность Российского Союза промышленни-

ков и предпринимателей в повышении эффективности системы ДПО.

Среди актуальных проблем отмечены необходимость создания полной базы всех образовательных программ ДПО, имеющихся в вузах, ведения госстатистики в сфере ДПО, тиражирования дистанционных, электронных технологий, взаимодействия вузовского и корпоративного ДПО.

Начальник управления инноваций в органах власти правительства Ростовской области Б.П. Носко осветил содержание ДПО государственных и муниципальных служащих по подготовке кадров государственного муниципального управления и института молодых исследователей Ростовской области.

Президент Южно-Российской ассоциации бизнес-образования, ректор НОУ ВПО Института управления бизнеса и права И.Г. Ак-перов заострил внимание на роли бизнеса в становлении общественной аккредитации, на повышении активности образовательного бизнес-сообщества в решении проблем ДПО, не полагаясь только на установки чиновников от Министерства образования.

В обсуждении вопросов о взаимодействии бизнес-сообщества и образования были отмечены положительные моменты, проблемы и предложения по их улучшению. Директор по персоналу ООО КЗ «Ростсельмаш» Д.А. Радионов, освещая опыт взаимодействия «Ростсельмаша» с ДГТУ по совершенствованию подготовки студентов технических вузов, отметил, что интересы бизнеса и вузов могут пересекаться. В качестве пути взаимодействия он предложил промыш-ленно-образовательный комплекс, включающий смешанный профессорско-преподавательский состав преподавателей ДПО (80 % - вузовские преподаватели, плюс конструкторы, практики компании - 20 %); подготовка специалистов в студенческой среде специально для «Ростсель-маша», чтобы вуз работал на потребителя своих выпускников; отбор студентов для практик на «Ростсельмаше» из числа тех, кто действительно заинтересован работать в компании.

Директор управления по работе с персоналом Юго-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Б.Р. Резапов поделился опытом взаимодействия с вузами по подготовке кадров для банков России. Сбербанк ведет мониторинг кадров, на этой основе составляет карту персонала и оценивает производительность и потенциал сотрудника. Корпоративное обуче-

ние организуется для перспективных сотрудников и резерва развития через развитие западающих компетенций в следующих формах: развитие на рабочем месте, развитие на опыте других, развитие через обучение. Основными компетенциями для сотрудников банка признаны открытость новому, обучаемость, коммуникативность. В обучении используются образовательные программы Массачу-сетского, Калифорнийского и других университетов, заключены соглашения о сотрудничестве с 11 ведущими вузами ЮФО. Функционируют корпоративный университет Сбербанка, виртуальная школа для самообразования сотрудников, учебные площадки. Учреждено 25 именных стипендий лучшим студентам вузов, готовым работать в Сбербанке.

Директор управления по работе с персоналом филиала ОАО «Росгосстрах» М.К. Серова познакомила с корпоративной системой обучения, которая включает в себя школу страхового агента, бизнес-школу Госстраха для менеджеров среднего звена, корпоративный университет «Росгосстраха» в Москве для обучения директоров и будущих директоров филиалов. Налажена система дистанционного обучения. В сотрудничестве с вузами реализуются образовательные программы, поддерживается профессиональная преемственность (компания оплачивает обучение, общежитие детей сотрудников), предоставляется база практики для студентов, проводятся научные конференции по вопросам страхования, конкурсы научных работ студентов на заданные темы, которые выполняются под совместным руководством вузовского преподавателя и сотрудника компании. «Росгосстрах» поддерживает 800 стипендиатов, которые ежеквартально подтверждают свое право быть стипендиатами. Таким образом, достигается цель популяризации компании в студенческой среде, студенты начинают лучше понимать своих будущих работодателей.

Директор по управлению персоналом, социальной и региональной политике ООО «Производственная компания Новочеркасский электровозостроительный завод» (НЭВЗ) В.А. Скар-га отметил, что взаимодействие «компании -вуз» должно быть взаимовыгодным, считает целесообразным создание целевых кафедр под руководством топ-менеджеров предприятия. Поскольку высшая школа не всегда отвечает требованиям работодателя, на НЭВЗе создан

корпоративный центр по обучению сотрудников. Образовательная деятельность ведется в сотрудничестве с ЮРГТУ (НПИ), ДГТУ, РГУПС, ЮФУ. Так как электровозостроение -процесс многооперационный, важной профессиональной компетенцией является умение работать в коллективе, сотрудничать. На её развитие и направлено обучение сотрудников, которое ведется на договорной основе с использованием дистанционных технологий.

На конгрессе прозвучала мысль не только об актуальности подготовки и переподготовки специалистов, но и о необходимости подготовки управленцев развития и создания системы менеджмента бизнеса.

Президент НП МАНО Е С. Сжёнов информировал участников конгресса о скором выходе в свет журнала «Непрерывное профессиональное образование», который должен стать дискуссионной площадкой по вопросам ДПО, способствовать продвижению печатных изданий вузов и освещению деятельности вузов-партнёров по ДПО.

Конгресс завершился принятием проекта резолюции, в которой участники считают необходимым:

- признать в качестве стратегического приоритета модернизации образования Российской Федерации формирование системы непрерывного профессионального образования, включающей образовательные программы различных уровней, в том числе уровня программ бакалавриат, магистратуры, послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования;

- квалифицировать дополнительное профессиональное образование в качестве ключевого компонента системы непрерывного образования, ориентированного на своевременное и опережающее удостоверение актуальных потребностей общества, экономики и государства в развитии человеческого капитала и воспроизводстве профессиональных кадров;

- призвать образовательные организации, органы государственной и муниципальной власти, коммерческие предприятия, организации в духе открытости и транспорентности к консолидации усилий выработки программных ориентиров развития непрерывного и дополнительного образования, унификации методологических и методических подходов реализации дополнительных образовательных программ, формированию поддерживаемых

профессиональными сообществами рекомендаций, разработке практико-ориентированных программ опережающего обучения, созданию типовых образовательных программ, соответствующих профессиональным стандартам, обеспечению всеобщего признания образовательными организациями, органами государственной и муниципальной власти, коммерческими и общественными организациями итоговых документов о дополнительном профессиональном образовании, формы которых устанавливаются образовательными организациями самостоятельно;

- в целях создания коллективных механизмов выработки согласованных решений образовательных организаций в сфере дополнительного профессионального образования рекомендовать образовательным организациям, в первую очередь вузам, сформировать на уровне федеральных округов региональные учебно-методические объединения по дополнительному профессиональному образованию, ходатайствовать перед Советом ректоров вузов России, Советами ректоров вузов федеральных округов о поддержке деятельности учебно-методических объединений по дополнительному профессиональному образованию и признанию решений УМО в качестве рекомендуемых к исполнению вузами, в частности реализации программ дополнительного профессионального образования, обеспечить функционирование в структуре региональных учебно-методических объединений по дополнительному профессиональному образованию отраслевых ресурсных научно-методических центров, призванных разрабатывать в формате социального партнерства вузовского сообщества, органов государственной и муниципальной власти, предприятий и организаций региональные концепции и «дорожные карты» развития непрерывного образования, методические требования ком-петентностной практико-ориентированной составляющей дополнительных образовательных программ, типовые дополнительные образовательные программы;

- признать целесообразным формирование виртуальных профессиональных сообществ в области дополнительного профессионального образования, создание единого национального и региональных реестров дополнительных образовательных программ, реализуемых организациями различного уровня;

- призвать к целенаправленному расширению спектра инновационных форматов реализации дополнительных образовательных программ, совершенствованию условий и механизмов, в том числе нормативно-правовых, реализации программ дополнительного профессионального образования в сетевой форме, формированию вузовских систем дистанционного дополнительного профессионального образования;

- признать целесообразным разработку и внедрение в сотрудничество с Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ единого информационно-методического портала системы дополнительного профессионального образования России на базе портала Международной ассоциации непрерывного образования.

Литература

1. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3.

2. Мудрик А.В. Социализация: возможная социально-педагогическая трактовка // Вопросы воспитания. 2010. № 1 (2). С. 79.

3. Прима А.К. Психологические особенности развития представлений о жизненном пути студентов технических специальностей: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ростов н/Д, 2013. С. 3 - 13.

4. Магун В.С., Энговатов М.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985 - 2001 гг. // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / под ред. Т. Шанина, Ю. Левады. М., 2005.

5. Магун В.С. Динамика ресурсных стратегий молодежи // Вопросы воспитания. 2010. № 1 (2). С. 69.

_Г. Ф. Карпова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.