Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояринов Дмитрий Анатольевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В настоящее время разворачивается новый этап цифровизации образования, характеризующийся переходом к дистанционному обучению на основе цифровых образовательных платформ, как доминирующей технологии обучения. Значительная интенсификация процессов цифровизации представляет собой масштабный вызов сложившейся педагогической теории и практике. В полной мере это относится и к системе дополнительного профессионального образования. Анализ сложившейся ситуации является необходимой предпосылкой успешной адаптации педагогической теории и практики к новым условиям. Цель исследования. Выявление особенностей развития системы дополнительного профессионального образования в условиях интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения на основе цифровых образовательных платформ. Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы следующие комплексные методы: изучение и анализ педагогической литературы, сравнительный анализ опыта организации обучения на основе дистанционных технологий с использованием цифровых образовательных платформ, социологические опросы и интервью слушателей программ дополнительного профессионального образования, имеющих опыт профессиональной деятельности и обучения в условиях цифровизации. Результаты. В статье рассматриваются влияние существенной интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения на основе цифровых образовательных платформ на учебный процесс, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования. Рассматриваются взгляды современных исследователей на риски и вызовы, сопутствующие необходимости организации учебного процесса в дистанционной форме на базе цифровых образовательных платформ. Выявляется специфика системы дополнительного профессионального образования в новых условиях. Научная новизна исследования состоит в том, что установлено, что система дополнительного профессионального образования в новых условиях может рассматриваться в рамках двух различных подходов - как субъект и как объект происходящих изменений. Теоретическая новизна исследования состоит в разработанных подходах к минимизации и компенсации выявленных рисков, в выявленном значительном потенциале технологии цифрового информального обучения, в том числе информального обучения на рабочем месте. Практическая новизна исследования состоит в том, что выделенная и описанная двойственность роли системы дополнительного профессионального образования позволяет построить теоретический базис для выработки требований к содержанию и формам преподавания соответствующих дополнительных образовательных программ; разработанная общая характеристика содержания соответствующих программ дополнительного профессионального образования может использоваться при проектировании и реализации дополнительных образовательных программ, предназначенных для подготовки преподавателей учебных заведений (как дипломированных специалистов) к осуществлению учебной деятельности в условиях дистанционного обучения на базе цифровых образовательных платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бояринов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE MODERN STAGE OF DIGITALIZATION: FEATURES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The research problem and the rationale for its relevance. Currently, a new stage of digitalization of education is unfolding, characterized by the transition to distance learning technologies based on digital educational platforms as the dominant learning technology. A significant intensification of digitalization processes is a large-scale challenge to the existing pedagogical theory and practice. This fully applies to the system of additional professional education. Analysis of the current situation is a necessary prerequisite for the successful adaptation of pedagogical theory and practice to new conditions. The purpose of the study. Identification of developmental features of development of the system of additional professional education in the context of the intensification of digitalization processes and the transition to distance learning technologies based on digital educational platforms. Methodology. The study used the following complex methods: study and analysis of pedagogical literature, comparative analysis of the experience of organizing learning based on distance technologies using digital educational platforms, sociological surveys and interviews of trainees of additional professional education programs with experience in professional activities and learning in the context of digitalization. Results. The article examines the impact of the existing intensification of digitalization processes and the transition to distance learning technologies based on digital educational platforms on the educational process, including within the framework of additional professional education. The views of modern researchers on the risks and challenges associated with the need to organize the educational process in a distance form on the basis of digital educational platforms are considered. The specificity of the system of additional professional education in the new conditions is revealed. The scientific novelty of the research lies in the fact that it has been established that the system of additional professional education in the new conditions can be considered within the framework of two different approaches - as a subject and as an object of ongoing changes. The theoretical novelty of the research lies in the developed approaches to minimizing and compensating the identified risks, in the revealed significant potential of digital informal learning technology, including informal learning in the workplace. The theoretical novelty of the research lies in the developed approaches to minimizing and compensating the identified risks, in the revealed significant potential of digital informal learning technology, including informal learning in the workplace. The practical novelty of the research lies in the fact that the identified and described duality of the role of the system of additional professional education makes it possible to build a theoretical basis for developing requirements for the content and forms of learning the corresponding additional educational programs; The developed general characteristics of the content of the corresponding learning programs of additional professional education can be used in the design and implementation of additional educational programs designed to prepare teachers of educational institutions (as graduates) to carry out educational activities in the context of distance learning based on digital educational platforms.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

ЧИППКРО

УДК: 378.091.398+004.77

Дополнительное профессиональное образование на современном этапе цифровизации: особенности и направления развития

Д. А. Бояринов

https://orcid.org/0000-0002-0462-8319 dmboyarinov@mail.ru

Additional professional education at the modern stage of digitalization: features and directions of development

D. A. Boyarinov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В настоящее время разворачивается новый этап цифровизации образования, характеризующийся переходом к дистанционному обучению на основе цифровых образовательных платформ, как доминирующей технологии обучения. Значительная интенсификация процессов цифровизации представляет собой масштабный вызов сложившейся педагогической теории и практике. В полной мере это относится и к системе дополнительного профессионального образования. Анализ сложившейся ситуации является необходимой предпосылкой успешной адаптации педагогической теории и практики к новым условиям.

Цель исследования. Выявление особенностей развития системы дополнительного профессионального образования в условиях интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения на основе цифровых образовательных платформ.

Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы следующие комплексные методы: изучение и анализ педагогической литературы, сравнительный анализ опыта организации обучения на основе дистанционных технологий с использованием цифровых образовательных платформ, социологические опросы и интервью слушателей программ дополнительного профессионального образования, имеющих опыт профессиональной деятельности и обучения в условиях цифровизации.

Результаты. В статье рассматриваются влияние существенной интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения на основе цифровых образовательных платформ на учебный процесс, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования. Рассматриваются взгляды современных исследователей на риски и вызовы, сопутствующие необходимости организации учебного процесса в дистанционной форме на базе цифровых образовательных платформ. Выявляется специфика системы дополнительного профессионального образования в новых условиях. Научная новизна исследования состоит в том, что установлено, что система дополнительного профессионального образования в новых условиях может рассматриваться в рамках двух различных подходов - как субъект и как объект происходящих изменений. Теоретическая новизна исследования состоит в разработанных подходах к минимизации и компенсации выявленных рисков, в выявленном значительном потенциале технологии цифрового информального обучения, в том числе информального обучения на рабочем месте. Практическая новизна исследования состоит в том, что выделенная и описанная двойственность роли системы дополнительного профессионального образования позволяет построить теоретический базис для выработки требований к содержанию и формам преподавания соответствующих дополнительных образовательных программ;

разработанная общая характеристика содержания соответствующих программ дополнительного профессионального образования может использоваться при проектировании и реализации дополнительных образовательных программ, предназначенных для подготовки преподавателей учебных заведений (как дипломированных специалистов) к осуществлению учебной деятельности в условиях дистанционного обучения на базе цифровых образовательных платформ.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. Currently, a new stage of digitalization of education is unfolding, characterized by the transition to distance learning technologies based on digital educational platforms as the dominant learning technology. A significant intensification of digitalization processes is a large-scale challenge to the existing pedagogical theory and practice. This fully applies to the system of additional professional education. Analysis of the current situation is a necessary prerequisite for the successful adaptation of pedagogical theory and practice to new conditions.

The purpose of the study. Identification of developmental features of development of the system of additional professional education in the context of the intensification of digitalization processes and the transition to distance learning technologies based on digital educational platforms.

Methodology. The study used the following complex methods: study and analysis of pedagogical literature, comparative analysis of the experience of organizing learning based on distance technologies using digital educational platforms, sociological surveys and interviews of trainees of additional professional education programs with experience in professional activities and learning in the context of digitalization.

Results. The article examines the impact of the existing intensification of digitalization processes and the transition to distance learning technologies based on digital educational platforms on the educational process, including within the framework of additional professional education. The views of modern researchers on the risks and challenges associated with the need to organize the educational process in a distance form on the basis of digital educational platforms are considered. The specificity of the system of additional profes-

sional education in the new conditions is revealed. The scientific novelty of the research lies in the fact that it has been established that the system of additional professional education in the new conditions can be considered within the framework of two different approaches - as a subject and as an object of ongoing changes. The theoretical novelty of the research lies in the developed approaches to minimizing and compensating the identified risks, in the revealed significant potential of digital informal learning technology, including informal learning in the workplace. The theoretical novelty of the research lies in the developed approaches to minimizing and compensating the identified risks, in the revealed significant potential of digital informal learning technology, including informal learning in the workplace. The practical novelty of the research lies in the fact that the identified and described duality of the role of the system of additional professional education makes it possible to build a theoretical basis for developing requirements for the content and forms of learning the corresponding additional educational programs; The developed general characteristics of the content of the corresponding learning programs of additional professional education can be used in the design and implementation of additional educational programs designed to prepare teachers of educational institutions (as graduates) to carry out educational activities in the context of distance learning based on digital educational platforms.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, цифровые образовательные платформы, дистанционное обучение, цифровизация образования, формальное обучение, неформальное обучение, информальное обучение, цифровое неравенство.

Keywords: additional professional education, professional development, digital learning platforms, distance learning, digitalization of education, formal learning, non-formal learning, informal learning, digital inequality.

Введение

В настоящее время происходят существенные изменения педагогической практики. Процессы цифровизации образования, протекавшие на протяжении длительного времени, существенно интенсифицировались. Дистанционные технологии обучения, развивавшиеся ранее па-

раллельно с другими, приобрели доминирующий характер. Основной средой, в рамках которой реализуется дистанционное обучение в настоящее время, являются разнообразные цифровые образовательные платформы. Это во многом изменило сложившиеся представления о методах организации учебного процесса и относительной роли различных технологий обучения.

Изменения, произошедшие в педагогической практике, послужили источником определенной теоретической рефлексии. К настоящему моменту имеется значительный массив теоретических исследований в области педагогики, предметом которых являются анализ различных аспектов цифровизации образования на настоящем этапе. В большинстве своем эти исследования относятся к области реализации основных образовательных программ на различных уровнях обучения. Научных работ, посвященных анализу ситуации в области дополнительного образования, пока имеется существенно меньше. При этом многие исследователи отмечают, что новые условия предъявляют повышенные требования к развитию компетенций субъектов учебного процесса в области, прежде всего, информационно-коммуникационных технологий и их дидактических приложений, и отмечают, что формирование и развитие этих компетенций должно происходить при освоении соответствующих дополнительных образовательных программ. Таким образом, можно сделать вывод о сформированности представлений о повышении роли и значимости дополнительного образования в современных условиях.

Можно отметить противоречие между существенным влиянием, который современный этап развития цифровизации оказал на педагогическую теорию и практику и недостаточным уровнем осмысления этого влияния применительно к сфере дополнительного профессионального образования. Какие возможности, ограничения, риски несет с собой перестройка образовательной деятельности, вызванная новыми условиями, применительно к сфере дополнительного образования? Каковы пути преодоления или компенсации этих ограничений? К настоящему моменту данный комплекс вопросов не получил полного отражения в педагогической теории.

Разрешение отмеченного противоречия, поиск ответов на поставленные вопросы и составляет основное содержание нашего исследования.

Обзор литературы. Переход к обучению в условиях доминирования дистанционных форм организации учебного процесса повсеместно происходил на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим существенно выросла роль цифровых образовательных платформ. В силу этого факта многие исследования, посвященные анализу особенностей современного этапа цифровизации образования, уделяют основное внимание двум основным проблемам:

- взаимодействие субъектов учебного процесса (преподавателей и обучающихся) с учебным контентом, размещенным на цифровых образовательных платформах;

- организация взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством цифровых образовательных платформ (или социальных платформ «общего назначения», не имеющих специализации на дидактических функциях).

В исследовании С. Покхрел и Р. Чхетри содержится обобщающий вывод об изменении в новых условиях самой парадигмы обучения, при котором ведущая роль переходит к цифровым образовательным платформам [1]. Данные исследователи выделяют следующие основные вызовы, связанные с использованием электронного обучения [1]:

- возможность оперативно получать доступ к учебному контенту (этот вызов относится к обучающимся);

- возможность непрерывно обеспечивать доступ к учебному контенту (этот вызов относится к преподавателям);

- необходимость разработки и реализации новых методик обучения;

- существенный рост значимости непрерывного обучения;

- необходимость значительных изменений образовательной политики.

Таким образом, С. Покхрел и Р. Чхетри отмечают наличие существенного запроса к системе дополнительного образования в новых условиях и риск того, что на этот запрос не будет дан своевременный ответ. Сущность запро-

са - в необходимости оперативно и гибко реагировать на изменяющиеся потребности обучающихся (в роли которых выступают как обучающиеся, студенты, так и преподаватели -дипломированные специалисты).

А. А. Ахметшин, анализируя особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в современных условиях, отмечает две основные негативные тенденции [2]:

- сложность (или даже невозможность) перевода некоторых программ дополнительного профессионального образования в дистанционный формат, в силу особых требований к лабораторному оборудованию;

- отказ многих организаций от повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки своих сотрудников, а также отказ многих физических лиц от планировавшегося обучения по программам дополнительного профессионального образования, вызванный ухудшением экономической ситуации, сокращением доходов физических и юридических лиц.

Обе отмеченные тенденции своим следствием имеют существенное сокращение количества обучающихся по программам дополнительного профессионального образования.

Т. Суприятно и Ф. Курниаван [3] анализируют характер и особенности процессов циф-ровизации применительно к системе высшего образования. Они отмечают, что в новых условиях концепции когнитивизма, конструктивизма и коннективизма приобретают новое значение и становятся особенно актуальными применительно к дополнительному образованию взрослых в дистанционной форме (adult online courses). Мы полагаем это замечание весьма интересным и достойным дальнейшей проработки. Также Т. Суприятно и Ф. Курниаван в качестве одного из основных вызовов, стоящих перед системой образования в настоящее время, отмечают неготовность преподавателей к организации и осуществлению учебного процесса в рамках дистанционной технологии обучения на базе современных цифровых образовательных платформ [3].

Масштабное исследование, проведенное международной Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), обобщает опыт 38 государств Европы, Азии и Северной

Америки применительно к современному этапу цифровизации образования, характеризующемуся в первую очередь значительным влиянием перехода к дистанционным технологиям обучения на основе цифровых образовательных платформ на сферу обучения взрослых [4]. Основные выводы исследования сводятся к двум основным положениям:

- количество лиц, вовлеченных в различные формы дополнительного образования, в настоящее время существенно сократилось;

- затраты времени на дополнительное образование в расчете на одного обучающегося также существенно сократились.

Как отмечается в исследовании, за 20202021 годы участие в неформальном обучении (к нему авторы исследования относят семинары и обучение, организованное работодателем) в среднем снизилось на 18%, а участие в ин-формальном обучении (к нему авторы исследования относят обучение на рабочем месте в процессе работы, обучение на практике) снизилось на 25% [4]. Данное снижение в первую очередь вызвано изменением структуры занятости и переходом к дистанционным формам работы.

Исследование К. Рапанта с соавторами [5] сконцентрировано на вопросах готовности преподавателей к работе в рамках онлайн-университета в ситуации доминирования технологии дистанционного обучения. Они подчеркивают тот факт, что в условиях доминирующего дистанционного обучения на базе современных цифровых образовательных платформ возникает новая система требований к системе педагогических компетенций преподавателя. При этом в качестве ключевых выступают те компетенции, которые обеспечивают проектирование, организацию и управление процессом обучения, проходящем на базе цифровых образовательных платформ [5]. Формирование и развитие соответствующих компетенций, по нашему мнению, возможно в первую очередь в процессе освоения дополнительных образовательных программ соответствующей направленности.

А. Смит в своей работе [6] отмечает, что переход к дистанционному обучению на базе цифровых образовательных платформ оказывает негативное влияние на сложившиеся к настоящему времени практики информально-

го обучения. Однако в отличие от авторов рассмотренного выше исследования Организации экономического сотрудничества и развития, она предлагает пути компенсации этого негативного влияния. В силу существенной роли, которую информальное обучение играет в непрерывном образовании, ее подход представляется нам весьма ценным. В его основе - поиск решения в сфере виртуальных обучающих сред (virtual learning formats) [6]. При этом, по мнению А. Смит, возможно сохранение «чувства общности» и необходимого уровня информационного взаимодействия между обучающимися и преподавателями [6].

М. М. Тембан, Т. К. Хуа и Н. Е. М. Саид придерживаются похожей точки зрения [7]. Более того, они полагают, что в новых условиях роль информального обучения на базе социальных виртуальных платформ существенно возрастет [7]. Хотя рассматриваемое исследование посвящено обучению детей младшего и среднего школьного возраста, мы полагаем, что идеи, содержащиеся в нем, актуальны и применительно к сфере дополнительного профессионального образования.

Исследование Х. Ю с соавторами [8] посвящено повышению квалификации преподавателей средствами информального обучения на рабочем месте (workplace informal learning) в условиях цифровизации и необходимости организации учебного процесса средствами дистанционных технологий. Они обосновывают высокую эффективность такой модели обучения и выделяют три ключевые компетенции, высокий уровень сформированности которых у слушателей необходим для реализации этой модели. К ним относятся [8] :

- социальное взаимодействие;

- способность к автономному обучению;

- высокая познавательная активность.

Отметим, что достаточно высокий уровень

развития этих компетенций у слушателей программ дополнительного профессионального образования констатировали М. В. Морошкина и Л. В. Мурашкина в соей статье [9].

Е. Хейдари с соавторами рассматривает роль цифрового информального обучения как средства компенсации некоторых проблем, вызванных переходом к дистанционному обучению на современном этапе цифровизации системы образования [10]. Они показывают, что такая

модель обучения позволяет, при наличии у обучающихся необходимых цифровых компетенций, увеличить вовлеченность обучающихся в учебный процесс в условиях использования современных цифровых образовательных платформ [10]. Они также констатируют, что уровень развития у обучающихся цифровых компетенций положительно и значимо коррелирует с уровнем вовлеченности в учебный процесс в целом и в информальное обучение в частности [10].

Д. Ойедотун в своем исследовании [11] подвергает осмыслению накопленные эмпирические данные по использованию цифровых платформ в учебном процессе. Она указывает на проблему цифрового неравенства между обучающимися и преподавателями -существенное различие уровней цифровых компетенций, которое препятствует организации эффективного педагогического взаимодействия [11].

Р. Шварцман также рассматривает проблему цифрового неравенства в качестве основного вызова системе образования в современных условиях [12]. Преодоление этого неравенства представляется рассматриваемому автору в качестве важного предварительного условия полноценного использования современных цифровых образовательных платформ в дистанционном обучении.

К. Блюме полагает, что одной из ключевых проблем, выявленных при резком и всеобщем переходе к дистанционному обучению, является неготовность преподавателей к интенсивной работе с современными цифровыми образовательным платформами [13]. Также в качестве одной из проблем она выделила значительную дифференциацию «цифрового культурного капитала» как между преподавателями, так и между обучающимися [13].

Проведенный нами анализ литературы показывает, что можно констатировать наличие определенно консенсуса среди исследователей применительно к роли цифрового неравенства, как одного из основных вызовов к системе образования на современном этапе цифровизации образования. Можно заметить, что основным направлением преодоления цифрового неравенства должно быть непрерывное обучение по соответствующим дополнительным образовательным программам. Отметим также, что

формирование и развитие необходимых цифровых компетенций возможно в процессе реализации дополнительных образовательных программ.

Можно констатировать, что значительный потенциал цифрового информального обучения применительно к организации учебного процесса на основе цифровых образовательных платформ отмечается многими исследователями. Соответственно, можно утверждать, что роль информального обучения в рамках системы повышения квалификации в новых условиях будет весьма существенной. Необходимым условием эффективности такой модели обучения является предварительное преодоление цифрового неравенства среди слушателей программ дополнительного профессионального образования.

Методология (материалы и методы)

В исследовании были использованы следующие комплексные методы: изучение и анализ педагогической литературы, сравнительный анализ опыта организации обучения на основе дистанционных технологий с использованием цифровых образовательных платформ, социологические опросы и интервью обучающихся. Эмпирические данные исследования были получены путем опроса слушателей программ дополнительного профессионального образования, имеющих опыт профессиональной деятельности и обучения с использованием цифровых образовательных платформ и последующей статистической обработки их ответов (всего в опросе участвовали 54 слушателя).

Результаты и их описание

Отметим, что проведенный нами анализ сложившейся системы взглядов на влияние процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения на современную педагогическую теорию и практику показывает, что система дополнительного профессионального образования в новых условиях может рассматриваться в рамках двух различны подходов.

В рамках первого подхода система дополнительного профессионального образования является преимущественно «объектом» изменений в педагогической теории и практике, вызванных новыми условиями.

В рамках этого подхода система дополнительного профессионального образования под-

вержена вызовам и рискам, характерным для системы образования в целом. Возникает проблема, во-первых, определения специфики этих рисков применительно именно к дополнительному образованию и, во-вторых, выявления путей компенсации, уменьшения и, при возможности, преодоления этих рисков.

Собранные нами эмпирические данные в целом согласуются с рассмотренной выше по материалам научных публикаций картиной рисков. Основным риском большинство (73%) опрошенных нами слушателей программ дополнительного профессионального образования, имеющих опыт профессиональной деятельности и обучения на основе дистанционных технологий обучения с использованием цифровых образовательных платформ назвали недостаточный уровень развития цифровых компетенций, на втором месте (38%) находится сокращение расходов физических лиц и работодателей на дополнительное профессиональное образование, вызванное негативными факторами экономического характера.

Основываясь на проведенном анализе научной литературы и результатах эмпирического исследования, мы выделяем следующие основные риски и вызовы:

- недостаточный уровень готовности субъектов системы дополнительного профессионального образования к осуществлению учебной деятельности в условиях дистанционного обучения на базе современных цифровых образовательных платформ;

- снижение уровня и интенсивности взаимодействия как между обучающимися, так и между обучающимися и преподавателями, вызванное переходом к полностью дистанционному обучению;

- значительное сокращение количества лиц, вовлеченных в различные формы дополнительного образования и затрат времени на дополнительное образование в расчете на одного обучающегося, выявленное в исследовании Организации экономического сотрудничества и развития [4].

Компенсация отмеченных рисков возможна, на наш взгляд, в первую очередь за счет изменения содержания дополнительных образовательных программ и изменения форм представления этого содержания слушателям. Также необходимо отметить, что вызов, свя-

занный с «цифровым неравенством» между преподавателями и обучающимися, характерен для системы непрерывного образования в существенно большей степени, нежели для остальных сегментов системы образования. Это вызвано в первую очередь специфическими особенностями лиц, являющихся слушателями программ дополнительного образования [9].

В рамках второго подхода система дополнительного профессионального образования является преимущественно «субъектом», выступающим в качестве инструмента коррекции, смягчения и демпфирования рисков, связанных с интенсификацией процессов цифровизации и переходом на дистанционные технологии обучения. В рамках этого подхода основное значение системы дополнительного профессионального образования состоит в реализации дополнительных образовательных программ, ориентированных на преподавателей средней и высшей школы (как дипломированных специалистов). Такие программы должны быть ориентированы на всестороннюю подготовку слушателей к профессиональной деятельности в современных условиях.

Мы полагаем, и это также в полной мере признаётся многими из рассмотренных выше исследователей, что необходима разработка и реализация дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на обучение дипломированных специалистов (преподавателей). При проектировании таких образовательных программ, имеющих целью подготовить слушателей к эффективной профессионально деятельности в условиях интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения, необходимо учитывать выделенные М. В. Морошкиной и Л. В. Мурашкиной особенности взрослых слушателей дополнительных образовательных программ [9]. На наш взгляд эти особенности можно интерпретировать следующим образом:

- высокий уровень осознанного ценностного отношения к учебному процессу;

- неприятие жестких форм контроля и мониторинга, стремление к определенному уровню независимости в процессе обучения;

- ориентация в первую очередь на практическую составляющую учебного материала;

- осознанная потребность в освоении новых методов и подходов к профессиональной деятельности;

- необходимость актуализации, систематизации уже имеющихся компетенций и «встраивание» их во вновь формирующиеся;

- наличие обширного профессионального и жизненного опыта, оказывающее существенное влияние на восприятие учебного материала и методов его донесения;

- исключительно высокая индивидуальна вариативность и дифференциация образовательных потребностей и запросов, вызванная многочисленными личностными факторами [9].

Отмеченные особенности делают наиболее актуальными различные интерактивные методы реализации программ дополнительного профессионального образования. К ним относятся, в частности, задания семинарского типа, различные тренинги, дидактические игры, методы обучения в микрогруппах. При организации учебного процесса ведущую роль должны играть методы обучения, которые предполагают стимулирование и использование активности обучающихся с опорой на высокий уровень мотивации. Содержание обучения должно быть ориентировано на решение актуальных для сферы деятельности обучающихся практических задач при опоре на имеющийся у них значительный профессиональный опыт. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на обучение дипломированных специалистов (преподавателей), должно включать в себя два основных компонента.

1. Компонент, обеспечивающий формирование и развитие базовых цифровых компетенций. К содержанию данного компонента относятся основные навыки эффективного использования современных цифровых технологий:

- поиск и проверка достоверности информации;

- использование современных цифровых платформ (электронное правительство, социальные сети и т. п.);

- создание, редактирование и размещение текстового, табличного и мультимедийного контента;

- защита персональных данных;

- контроль целостности и резервирование значимой информации;

ЧИППКРО

- управление доступом к личному контенту;

- онлайн-операции с финансовыми инструментами.

2. Компонент, обеспечивающий формирование и развитие специфических компетенций, необходимых преподавателю для успешного проектирования, организации, проведения и мониторинга учебного процесса в среде современных цифровых образовательных платформ. К содержанию данного компонента относятся прежде всего следующие актуальные проблемы современной педагогики:

- информационно-коммуникационные технологии в обучении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дистанционное обучение на основе цифровых образовательных платформ;

- технология выравнивающего обучения;

- преодоление цифрового разрыва в обучении;

- организация неформального обучения в современной цифровой среде;

- цифровое информальное обучение, в том числе информальное обучение в среде социальных медиа;

- информальное обучение дипломированных специалистов на рабочем месте;

- организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Оба компонента должны преподаваться слушателям с максимально возможно более широким привлечением технологии цифрового информального обучения, в том числе (при наличии такой возможности) информального обучения на рабочем месте. Отметим, что возможность информального обучения на рабочем месте полностью определяется особенностями рабочего места, то есть спецификой профессиональной деятельности в конкретной организации. Соответственно система дополнительного профессионального образования не имеет инструментов для того, чтобы создать эту возможность. Однако при наличии такой возможности она должна быть использована в полной мере.

Обсуждение

Выделенная и описанная нами двойственность роли системы дополнительного профессионального образования в условиях интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения с использованием цифровых образовательных

платформ является значимой с методологической точки зрения. Анализ двух выявленных аспектов - «субъектного» и «объектного» -позволяет построить теоретический базис для выработки требований к содержанию и формам преподавания соответствующих дополнительных образовательных программ. В рамках настоящего исследования мы, исходя из данного подхода и учитывая особенности взрослых слушателей дополнительных образовательных программ, разработали характеристику содержания и методов реализации дополнительных образовательных программ, ориентированных на обучение дипломированных специалистов (преподавателей). Наиболее актуальным направлением дальнейших исследований в этой области нам представляется комплекс вопросов о конкретных формах и методах организации цифрового информального обучения в рамках дополнительного профессионального образования в условиях интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения. Отметим также, что, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей проработке вопрос о роли концепций когнитивизма, конструктивизма и коннективизма применительно к дополнительному образованию взрослых в дистанционной форме.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, считаем нужным отметить, что проблемы педагогики в условиях интенсификации процессов цифровизации и перехода на дистанционные технологии обучения относятся к наиболее актуальным в настоящее время, что находит отражение в количестве и качестве научных публикаций соответствующей тематики. Наше исследование позволило установить, что в новых условиях система дополнительного профессионального образования выступает в двух различных ролях -«субъекта» и «объекта» процессов трансформации. Этот факт заставляет по новому оценить требования к системе дополнительного профессионального образования и выявить основные риски и вызовы, присущие ее на данном этапе. Поиск путей их преодоления или компенсации привел нас к определенным выводам относительно как содержания, так и технологий, методов преподавания дополнительных образовательных программ, ори-

ентированных на преподавателей учебных заведений различных уровней образования.

Библиографический список:

1. Pokhrel, S. & Chhetri, R. (2021). A Literature Review on Impact of COVID-19 Pandemic on Teaching and Learning. Higher Education for the Future Volume: 8 issue: 1, page(s): 133-141. https://doi.org/10.1177/2347631120983481.

2. Ахметшин, А. А. Особенности деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях пандемии ко-ронавируса в России / А. А. Ахметшин. -Текст : непосредственный // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 8. - С. 229-232.

3. Supriyatno, T. and Kurniawan, F. (2020) A New Pedagogy and Online Learning System on Pandemic COVID 19 Era at Islamic Higher Education, 2020 6th International Conference on Education and Technology (ICET), 2020, pp. 7-10, doi: 10.1109/ICET51153.2020.9276604.

4. Adult learning and covid-19: how much informal and non-formal learning are workers missing? © OECD 2021. https://www.oecd.org > coro-navirus > policy-responses.

5. Rapanta, C., Botturi, L., Goodyear, P., Guardia, L & Kole, M. (2020). Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity. Postdigit Sci Educ 2, 923-945. https:// doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y.

6. Smith, Amber (2021). COVID-19 and Informal Education: Considerations for Informal Learning during the Pandemic. International Journal of Multidisciplinary Perspectives in Higher Education, 6(1), page(s): 122-127, https://files.eric. ed.gov/fulltext/EJ1300049.pdf.

7. Temban, Magdeline M., Tan, Kim Hua & Said, Nur Ehsan Mohd (2021). Exploring Informal Learning Opportunities via YouTube Kids among Children During COVID-19. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, Vol. 10, No. 3. https://www.researchgate.net/publication/3514737 69_Exploring_Informal_Learning_Opportunities_v ia_YouTube_Kids_among_Children_During_COV ID-19.

8. Yu, Haiqin, Liu, Ping, Huang, Xiaoqing, Cao, Yuxi (2021). Teacher Online Informal Learning as a Means to Innovative Teaching During Home Quarantine in the COVID-19 Pandemic. Frontiers in Psychology, 12: 2480.

https: //www.frontiersin.org/article/ 10.3389/fpsyg.2 021.596582.

9. Moroshkina, M. V. & Murashkina, L. V.

(2020). Development of the Additional Professional Education Under Pandemic Conditions. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 486, page(s): 258-263.

10. Heidari, Elham, Mehrvarz, Mahboobe, Marzooghi, Rahmatallah & Stoyanov, Slavi

(2021). The role of digital informal learning in the relationship between students' digital competence and academic engagement during the COVID-19 pandemic, Journal of Computer Assisted Learning, Volume 37, Issue 4, Pages 1154-1166. https:// doi.org/10.1111/jcal.12553.

11. Oyedotun, D. T. (2020). Sudden change of pedagogy in education driven by COVID-19: Perspectives and evaluation from a developing country. Research in Globalization, Volume 2, 100029, ISSN 2590-051X, https://doi.org/10.1016Zj.resglo. 2020.100029.

12. Schwartzman, R. (2020). Performing pandemic pedagogy. Communication Education, 69:4, 502-517, DOI: 10.1080/03634523.2020. 1804602.

13. Blume, C. (2020). German Teachers' Digital Habitus and Their Pandemic Pedagogy. Post-digit Sci Educ. 2, 879-905. https://doi.org/ 10.1007/s42438-020-00174-9.

References:

1. Pokhrel, S. & Chhetri, R. A Literature Review on Impact of COVID-19 Pandemic on Teaching and Learning. Higher Education for the Future Volume: 8 issue, 2021, pp. 133-141. https://doi. org/10.1177/2347631120983481.

2. Akhmetshin, A. A. Peculiarities of activities of institutions of additional professional education in the conditions of coronavirus pandemic in Russia [Osobennosti dejatel'nosti uchrezhdenij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v uslovijah pandemii koronavirusa v Rossii], Innovations and Investments, 2020, No. 8. pp. 229-232.

3. Supriyatno, T. and Kurniawan, F. A New Pedagogy and Online Learning System on Pandemic COVID 19 Era at Islamic Higher Education, 2020 6th International Conference on Education and Technology (ICET), 2020, pp. 7-10, doi: 10.1109/ICET51153.2020.9276604.

4. Adult learning and covid-19: how much informal and non-formal learning are workers miss-

ing? © OECD 2021. https://www.oecd.org > coro-navirus > policy-responses.

5. Rapanta, C., Botturi, L., Goodyear, P., Guardia, L. & Kole, M. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity. Postdigit Sci Educ 2, 2020, pp. 923-945. https://doi. org/ 10.1007/s42438 -020-00155 -y.

6. Smith, Amber COVID-19 and Informal Education: Considerations for Informal Learning during the Pandemic. International Journal of Multi-disciplinary Perspectives in Higher Education, 2021, 6 (1), pp. 122-127, https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1300049.pdf.

7. Temban, Magdeline M., Tan, Kim Hua & Said, Nur Ehsan Mohd Exploring Informal Learning Opportunities via YouTube Kids among Children During COVID-19. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, Vol. 10, 2021, No 3. https://www.researchgate.net/publication/3514737 69_Exploring_Informal_Learning_Opportunities_v ia_YouTube_Kids_among_Children_During_COV ID-19.

8. Yu, Haiqin, Liu, Ping, Huang, Xiaoqing, Cao, Yuxi Teacher Online Informal Learning as a Means to Innovative Teaching During Home Quarantine in the COVID-19 Pandemic. Frontiers in Psychology, p. 2480, 2021.

https ://www.frontiersin.org/article/ 10.3389/fpsyg. 2021.596582.

9. Moroshkina, M. V. & Murashkina, L. V. Development of the Additional Professional Education Under Pandemic Conditions. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2020, volume 486, pp. 258-263.

10. Heidari, Elham, Mehrvarz, Mahboobe, Mar-zooghi, Rahmatallah & Stoyanov, Slavi The role of digital informal learning in the relationship between students' digital competence and academic engagement during the COVID-19 pandemic, Journal of Computer Assisted Learning, 2021, Volume 37, Issue 4, pp. 1154-1166. https://doi.org/10.1111/jcal.12553.

11. Oyedotun, D. T. Sudden change of pedagogy in education driven by COVID-19: Perspectives and evaluation from a developing country. Research in Globalization, 2020, Volume 2, 100029, ISSN 2590-051X, https://doi.org/10. 1016/j.resglo.2020.100029.

12. Schwartzman, R. Performing pandemic pedagogy. Communication Education, 2020, 69:4, pp. 502-517, DOI: 10.1080/03634523.2020.180 4602.

13. Blume, C. German Teachers' Digital Habitus and Their Pandemic Pedagogy. Postdigit Sci Educ. 2, 2020, pp. 879-905. https://doi.org/10. 1007/s42438-020-00174-9.

Образец для цитирования статьи:

Бояринов, Д. А. Дополнительное профессиональное образование на современном этапе цифро-визации: особенности и направления развития / Д. А. Бояринов. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 4 (49). - С. 83-92.

Example for article citation:

Boyarinov D. A. Methodological support for professional development of young teachers of the Samara region [Dopolnitelnoe professionaFnoe obrazovanie na sovremennom e'tape cifrovizacii: osobennosti i napravleniya razvitiya], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 4 (49), pp. 83-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.